Течения католической церкви. Католицизм христианская религия

11.02.2016

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока."Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида - тот вызов, который требует срочных совместных усилий", - сказал Легойда. По его словам, "исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки - катастрофа для всего мира".

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество - это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики - это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

"Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном... Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе".

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

Триадологические:

Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.

Мариологические:

Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

Прочие:

Православие признает Вселенскими семь Соборов , прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви - истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера - существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков - до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде - сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Окропительное крещение пришло к нам из католичества...

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде - Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном - земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь - «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии - не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» - согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями - с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях - «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме - на 3-й, 7-й и 30-й день.

Материалы по этой теме

Католицизм (от греч. «всеобщий», «вселенский») - крупнейшая ветвь христианской церкви, одна из крупнейших мировых религий.

Католицизм, как полностью оформившееся вероучение, сформировалось в І тыс. н.э. на территории Западно-Римской империи, а после раскола 1054 г. и отделения православного христианства оно легло в основу новой, полностью самостоятельной конфессии - Римо-католической церкви. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Всю историю христианства, предшествующую расколу 1054 года, Римо-католическая церковь рассматривает как свою. Католическое вероучение восходит к временам первых апостолов, то есть к І в.н.э.

Вероисповедальная основа католической включает в себя:
1. Священное писание - Библия (Ветхий Завет и Новый Завет), апокрифы (священные тексты, не вошедшие в Библию).
2. Священное предание - решения всех (в этом состоит одно из основних отличий от православия) вселенских соборов и труды отцов церкви II - VIII веков, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин. Главные положения вероучения изложены в Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и I Ватиканского соборов. В Катехизисе Католической Церкви они изложены более популярно.

Основные догматы католицизма

Общие как для православия, так и для католицизма.
- идея спасения через испове́дание веры,
- идея триединства бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой),
- идея боговоплощения,
- идея искупления,
- идея воскресения и вознесения Иисуса Христа.

Характерные только для католицизма.
- филиокве исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына,
- идея о Непорочном зачатии Девы Марии,
- догмат о Её телесном вознесении,
- учение о чистилище,
- догмат о непогрешимости главы церкви - папы Римского.

В основе католического культа лежит семь главных обрядов-таинств:
- . Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха". Осуществляется путем через возлияние воды на голову.
- Миропомазание. Символизирует сохранение полученной при крещении душевной чистоты. У католиков, в отличие от православных, осуществляется не сразу после крещения, а примерно с семи лет.
- Причащение (евхаристия). Символизирует приобщение к Богу через обряд причащения - вкушения тела и крови Христовой, то есть хлеба и вина. Некоторые видные католические теологи (например, св. Августин,) считали их лишь "символами" присутствия Бога, а Православные полагают, что происходит реальная их трансформация - Пресуществление в Тело и Кровь Христову.
- Покаяние (исповедь). Символизирует признание своих грехов перед Иисусом Христом, который устами священника отпускает их. У католиков для покаяния существуют специальные кабинки, разделяющие кающегося и священника, а у православных покаяние осуществляется с глазу на глаз.
- Брак. Совершается в храме при венчании, когда молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа. У католиков венчание совершается навсегда и представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью, при котором священник выступает простым свидетелем. У православных же, венчание ассоциируется не с контрактом, а мистическим духовным союзом (союзом Христа и Его Церкви). Свидетелем у православных выступает не священник, а весь «народ Божий».
- Елеосвящение (соборование). Символизирует схождение на больного благодати Божьей. Состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным.
- Священство. Состоит в передаче епископом новому священнику особой благодати, которой тот будет обладать в течение всей жизни. В католицизме священник действует "в образе самого Христа", а считают его лишь помощником епископа, который, в свою очередь, уже действует в образе Христа.
Ритуалы в православии и католицизме почти идентичны, различия лишь в их интерпретации.

Главное богослужение в католицизме называется месса (от латинского missa, буквально означающего отпуск священником верующих с миром в конце службы), оно соответствует православной литургии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. На нем совершается таинство евхаристии. В 1962—1965 годах всекатолический II Ватиканский собор упростил и осовременил богослужение Западной церкви, и в первую очередь, мессу. Служение ведется на латинском и национальных языках.
Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (определенного святого или значимого события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника — Пасха и . Католики держат пост в субботу и воскресение.

Отличия в обрядах между католиками и православными

Православные молятся, обращаясь лицом только на Восток. Для католиков это непринципиально.
У католиков двоеперстие, в то время, как у православных - троеперстие.
Католики крестятся слева направо, православные наоборот.
Православный священник может жениться до рукоположения. У Католиков - целибат, то есть строгий запрет на брак.
Католики используют для причастия квасной хлеб. Православные - пресный.
Католики опускаются на одно колено и крестятся каждый раз, проходя мимо алтаря. Православные - нет.
У католиков, кроме икон, допускаются и статуи.
Устроение алтаря в этих двух конфессиях различно.
Православные монахи не состоят в Орденах. Католики - состоят.
Православные священники обязательно носят бороду. Католические - крайне редко.

Церковная иерархия ведет свое начало от христианских апостолов, обеспечивая преемственность через чреду рукоположений. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной в Католической церкви обладает Папа Римский. Папа является преемником Св. Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Глава церкви также является:
- Наместником Христа на Земле.
- Главой Вселенской Церкви.
- Главным Епископом всех католиков.
- Учителем веры.
- Интерпретатором христианской традиции.
- Непогрешимым. Это означает, что выступая от лица Церкви, Папа изначально защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.
Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов.
Римская курия - административный аппарат католической церкви. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол.
Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник и епископ. В клир входят только мужчины.
Все католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.

Иерархия католического клира подразумевает также наличие многочисленных церковных степеней и должностей, таких как:
Кардинал, архиепископ, примас, митрополит, прелат, аббат.
Различают белое духовенство (священников, служащих при епархиальных храмах) и чёрное духовенство (монашество). В отличие от православного монашество не едино, а делится на так называемые монашеские ордены (огdо с лат. ряд, чин, порядок). Первым таким орденом был орден бенедиктинцев (IV в.). Наиболее крупные объединения католических монахов на сегодняшний день: иезуиты - 25 тыс., францисканцы — 20 тыс., салезианцы — 20 тыс., христианские братья - 16 тыс., капуцины - 12 тыс., бенедиктинцы - 10 тыс., доминиканцы — 8 тыс.

Римо-католицизм исповедуют около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г. Это примерно 3/5 от всех христиан планеты.
Католицизм является основной религией во многих европейских странах, в частности, это: , Португалия, Бельгия, Венгрия, Словакия, Словения, Ирландия, Мальта и др.. Всего в 21 Европы католики составляют большинство населения, в , Нидерландах и — половину.
В Западном полушарии является господствующей религией во всей Южной и Центральной , а также в и на Кубе.
В католики преобладают на и в Восточном Тиморе. Есть они во , Южной Корее и Китае.
В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков
На Ближнем Востоке много католиков проживает только в Ливане, небольшая община существует также в Ираке.

Существуют также 22 восточнокатолические церкви. Они пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом, но пользуются собственным каноническим правом, отличным от принятого для Латинской церкви. Грекокатолики проживают в , Белоруссии,
Отношение католической церкви к другим религиям

Католическая Церковь ведёт экуменический диалог с другими христианскими церквями, которым занимается Папский совет по содействию христианскому единству. В 1964 г. параллельно с работой Собора состоялся визит папы римского в Константинополь, где папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 г., что явилось важным шагом к сближению двух ветвей христианства. Папа Иоанн Павел II (избран в 1978 г.) лично сделал очень многое для налаживания диалога Ватикана с мусульманами и .

Отношение католицизма к бизнесу весьма характерно для всех традиционных религий. Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи все же различали два разных типа экономической деятельности:

1.Производства продукта для продажи. Осуждалось, но незначительно.

2.Торговля продуктами или выдача займов. Осуждается церковью.

Отношение католицизма к медицине и со времен средневековья претерпело значительные изменения. Папа Иоанн Павел II, например, даже признал несправедливость и ошибочность преследования церковью Галилео , используя это для призывов к устранению препятствий к плодотворному согласий между наукой и верой, между церковью и миром. В то же время, католическая церковь предостерегает против некоторых направлений современного естествознания.

После распятия Иисуса иудейский священный совет -Синедрион- начал
жестокую расправу с последователями Христа.

Из Библии мы знаем о фарисее по имени Савл, который был жестоким их
гонителем. Позже он уверовал в Христа и отдал свою жизнь за веру в Него.
Савл изменил своё имя и стал известен как апостол Павел. Гонимые
христиане уходили дальше и дальше от Иудеи, проповедуюя свою веру
язычникам, пока, наконец, христианство было распространено по всей
Римской империи.
Первым римским императором, начавшим расправы над
христианами, был Нерон.

Человек хитрый и жестокий, он возмечтал выстроить Рим по своему
проекту, чтобы возвеличить своё имя. Для этого нужно было уничтожить
старые жилые постройки в центре Рима. По его тайному приказу в 64 г. был
учинён пожар.По недогляду сгорела почти половина Рима. Возмущённая
толпа стала требовать у императора расследования и наказания преступников.
Нерон быстро нашёл «виноватых». Ими оказались представители новой
неизвестной религии - христиане. Христиан распинали на крестах, сжигали,
бросали на съедение диким зверям.

После Нерона казни за веру христианскую устраивали многие императоры.
Христиане прятались в катакомбах, совершали свои собрания в тайных
местах, и покорно шли на казнь, будучи обнаруженными. Но несмотря на
преследования, христианство росло и крепло.

Когда к власти пришёл император Константин,
он в 313 г. издал Миланский едикт, который уравнял в правах все религии.
Христиане вышли катакомб, им предоставили много прав, и вернули их
собственность, отобранную у них предыдущим императором, Диоклетианом.
Позже Константин всё более стал склоняться к христианской религии,
построив несколько христианских соборов.

Пятьюдесятью годами позже император Феодосий

объявил кафолическое* (*термин «кафолическая церковь», или православная,
что значит: истинная,употреблялся по отношению к христианству Рима с
начала 2-го века, и к христианству Константинополя - с конца 4-го века)
христианство государственной религией и запретил языческое поклонение,
преобразовав все языческие храмы в христианские. Чтобы помочь язычникам
перейти в христианство, языческие праздники были объявлены
христианскими, языческим иконам и статуям были даны библейские имена,
многие языческие ритуалы стали ритуалами христианской церкви. Так
церковь Рима утратила чистоту христианского учения, исказив многие
положения Библии (поклонение Марии, святым, статуям, языческие
праздники, молитвы за умерших, крещение младенцев и пр.).

После смерти Феодосия Римская империя была разделена между 2-мя его
сыновьями на Западную часть с центром в Риме иВосточную - с центром в
Константинополе. В 476 г. император западной части империи Ромул Август
был вынужден отречься от престола, и вся власть сосредоточилась в руках
восточной части империи (Константинополь).
Западная часть империи
осталась без государственной поддержки иармии, и часто завоёвывалась
соседними варварскими племенами. Оккупанты облагали народ непосильным
и податями и единственной властью, к которой народ мог обратиться за
помощью, стала церковь. Церковь вела дипломатические переговоры с
захватчиками, суля им заступничество Бога за их сотрудничество и помощь.

С того времени, как Феодосием была основана церковь в Константинополе,
она постоянно находилась в конфликте с церковью Рима из-за различий в
обрядах и догмах, имущественных споров, богослужения на разных языках
(латынь - на западе, и греческий - на востоке) и борьбы папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских
патриархов. Императоры поддерживали восточную церковь, западная же
настаивала на своём первенстве, как, якобы, основанной апостолом Петром.

В 606 году Риму удалось добиться от императора Фоки декрета, которым
узаконивалось, что "Епархия Благословенного Апостола Петра должна быть
главою всех Церквей". Декрет гарантировал, что титул "Вселенский Епископ"
может принадлежать исключительно только Епископу Рима, также он
получил титул «наместник Иисуса на Земле» и «папа», что означает: “Отец”.

Почувствовав власть, уже в 716г. римский папа Григорий II отлучил от церкви
императора Льва
III , который пробовал запретить поклонение иконам
(иконоборчество) в Италии имперским указом, без согласования с папой. А
в 741 г. папаЗахарий даже не обратился к Византийскому императору, чтобы
утвердить своё избрание в папы (хотя это и было формальностью, но для
народа создавало видимость, что папа находится в подчинении у императора).

Когда лангобарды стали притеснять население Западной части империи, папа
обратился за помощью к королю франков Пипину Короткому. Папа обещал
поддержать его династию Карловингов, и за это король Пипин очистил
западную часть империи от варваров и подарил церкви обширную Папскую
область, а папе -привилегии духовного наставника всех правительств. В 756 г.
папа короновал сына Пепина, Карла, на престол Римской империи.


Византийский император уже не претендовал на власть над Западной частью.
Римской империей теперь считалась только Западная часть, Византийской
империей осталась только Восточная половина.

С тех пор папство получило абсолютную власть, и могло утвердить или
отклонить любого кандидата на престол империи. Без одобрения папы
император не мог принять никакого важного решения, находясь под угрозой
отлучения от церкви.

В 1054 году церковь Константинополя категорически отказалась находиться
подконтролем Рима. Обе церкви предали друг друга анафеме. Так произошёл
раскол: церковь Рима стала католической, церковь Константинополя -
православной.

Русская церковь находилась в подчинении у Константинопольского
патриархата. В Киевской Руси православная вера стала государственной
религией около 990 года, после крещения Руси князем Владимиром.


Приблизительно в конце 16 века Русская православная церковь получила
независимость от Константинополя.

После раскола, с 1096 г. до конца 13 столетия католическая церковь
организует ряд крестовых походов для освобождения Святой Земли от
захвативших её мусульман-турок.

В начале 13 в.(1215г.) для борьбы с ересью католическая цеквовь учреждает
особый судебный орган «Святую инквизицию».



Армии палачей и шпионов от церкви, лжесвидетелей, поджидающих, как бы
урвать от имущества казнённого «еретика», наводнили улицы городков.
Церковь, разжиревшая на крови невинных людей, теперь, как дамоклов меч,
висела над каждым. Никто не имел защиты от неё, даже короли. Почти
ничего в церкви не осталось от учения Христа. Народ облагался огромными
налогами, а церковь не платила ни за что. Все служения проводились на
латинском, и люди для понимания учения Христа могли положиться только
на разъяснения священников.

Когда папа издал булл о прощении грехов церковью и продаже индульгенций,
молодой немецкий теолог Мартин Лютер написал и огласил 95 тезисов,


в которых он указал на внебиблейские, антихристианские догмы церкви.
Против папства и раньше были выступления (чешский проповедник Ян Гус и
его последователи были казнены за это церковью), но так смело, открыто и
обоснованно как Лютер, никто не выступал. Он призвал всю немецкую
нацию к борьбе с папским засильем. За это он был отлучён от церкви, и
приговорён к казни (умер своей смертью до назначенной казни). Он перевёл
Библию на немецкий. Приблизительно в это же время Новый Завет на
разговорный английский переводит
Уильям Тиндэйл. За это он был сожжён
церковью, и большинство экземпляров перевода были изъяты и сожжены
также. Однако многие успели прочесть, и понять, что церковь - не святая, а
грешница, причём великая. Другой реформатор Жан Кальвин с его
последователями завершают перевод Нового Завета на французский.

С этого времени начинается период, называемый Реформацией. Если
сторонники Лютера (лютеране) старались убрать из церкви всё, что
противоречит Библии, то последователи Кальвина (кальвинисты; те же
гугеноты во Франции) старались убрать из церкви всё, о чём в Библии не
упоминается.

Кальвинисты ввели в практику толкование любого места Библии не с позиций
какого-либо человеческого авторитета, а исключительно с помощью
авторитета Божьего — т.е. других мест Библии. Они ликвидировали
церковную обрядность, признали богодухновенность только Священного
Писания, и потому погрешимость любых церковных соборов. Кальвинисты
отказались от монашества, потому чтоБог создал мужчин и женщин для
создания семьи и рождения детей. Они отверглинеобходимость помощи
духовенства в спасении людей, считая, что спасение подается только по вере
во Христа, и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется,
истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.
Кальвинистам удалось
добиться полной свободы от папства. Женева стала центром реформации.

В Англии обстановка была более напряжённой. Реформация проходила не
«снизу», а «сверху». Король Генрих VIII, личность жестокая и
непредсказуемая (имел 6 жён, двух из них обезглавил), хотел добиться
независимости от Рима. Часть Англии ещё оставалась католической, часть кальвинистской. Используя религиозный конфликт, Генрих старался
осуществить свои политические замыслы об абсолютной монархии, и
диктовал церкви свои условия. Волнения не стихали. Много конфликтов было
вокруг собственности церкви.

После его смерти к власти пришла дочь Генриха - Мария, католичка. Она
восстановила власть Рима над церковью Англии, законы о ереси опять вошли
в силу, и началась инквизиция над протестантами. После смерти Марии,
получившей от народа прозвище «Кровавая Мария», на трон взошла её сестра -
Елизавета. Ей удалось добиться некоторого баланса, ущемив права католиков
и дав некоторые права протестантам. Однако конфликт усиливался.
Католические священники были под полномочием Рима и отказывались
признавать полномочия королевы. Елизавета отдала приказ о казни
католических священников.

Где-то в это смутное время зародился пуританизм. Пуритане хотели добиться
большей чистоты догм церкви и полной независимости от католического
влияния. Когда к власти пришёл король Яков, они надеялись на реформу
церкви Англии. Однако Яков отверг их предложение, потому что испугался,
что отрицание пуританами абсолютной власти короля над верующими может
привести к бунту. В это время, в 1620г., многие пуритане покинули Англию и
переселились в Америку в надежде установить государство с единой религией,
очищенной от всего наносного, основанной только на Слове Бога и свободной
ото всех католических выдумок.



Так зародился протестантизм в Америке.

В то время, когда пуритане осваивали Америку и изучали Библию, в России
(реформа патриарха Никона 1650-1660гг.) спорили о том,двумя или тремя
пальцами креститься, сколько поклонов отдавать, кланяться ли до земли, или
по пояс, какую печать делать на просфорах, сколько раз говорить «Алиллуя»,
в какую сторону ходить крёстному ходу. За это «староверов», т.е. тех, которые
хотели креститься двумя пальцами, церковь казнила.

Перевод Библии на русский был осуществлён только в конце 19 века, и
появился в узком обращении десятилетиями позже. Последующие войны,
революции, Советская власть, и вообще дефицит книг- всё это отбросило
православную церковь далеко назад в изучении науки богословия (теологии).
Если все англоязычные страны столетиями обменивались достигнутыми
знаниями и опытом, данным Святым Духом не только священникам, но и
пастве Божией, издавая массу библий и литературы для изучения Библии,
доступных любому желающему, православная церковь «варилась в
собственном соку», перечитывая снова и снова работы средневековых старцев
и изредка издавая какую-то богословскую работу, десятилетиями доступную
для прочтения только ограниченному кругу монахов.

Сегодня, став снова государственной церковью, она старается своим
авторитетом подавить в народе всякое желание ознакомиться с накопленным
богословским опытом своих англоязычных собратьев по вере, объявляя
протестанские церкви сектами и поливая их грязью.

SUMMA SUMMARUM : Факты говорят сами за себя.

Долгое время христианская церковь была единой. Разногласия, периодически возникающие между священниками Западно-Римской и Восточно-Римской Империи, как правило, быстро устранялись в ходе обсуждения спорных моментов на вселенских соборах. Однако постепенно эти разногласия становились все более острыми. А в 1054 году произошел так называемый «Великий раскол», когда главы в Риме и Константинополе взаимно предали друг друга проклятию («анафеме»). С этого момента христианская церковь разделилась на Римско-католическую во главе с Папой и Православную, возглавлял которую Патриарх константинопольский.

Хотя эта взаимная была отменена в 1965 году, совместным решением глав обеих церквей, разделение между католиками и православными действует поныне.

Какие религиозные разногласия могли привести к столь печальному событию, как разделение церкви

Католическая церковь, в отличие от , признает догмат о непогрешимости своего верховного пастыря – Папы римского. Католики считают, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (что отрицают ). Кроме того, во время Таинства Причастия мирян вместо дрожжевого хлеба – просфоры и красного вина, католические священники используют маленькие плоские лепешечки из пресного теста - «облатки», или «гости». При Таинстве Крещения католики обливают человека освященной водой, а не погружают его с головой в воду как православные.

Католическая церковь признает существование «чистилища» - места между раем и адом, православная же церковь отрицает чистилище. Католики, в отличие , верят в посмертное телесное вознесение Девы Марии. Наконец, католики крестятся «левым крестом», то есть сначала прикладывают пальцы к левому плечу, а потом к правому. Богослужение происходит на языке. Также в католических храмах наличие скульптур (кроме икон) и сидений.

В большинство верующих – католики? Очень много католиков в таких европейских странах, как Испания, Италия, Португалия, Польша, Франция, Ирландия, Литва, Чехия, Венгрия. Большинство верующих в государствах Латинской Америки также являются приверженцами католицизма. Из азиатских стран больше всего католиков на Филиппинах.

Католицизм – это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех – протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане – это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться “врагами” православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский – это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это – первый Папа Римский за долгие годы, который . В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, – проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque – это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат – это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище – догмат о промежуточной “станции” между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Отличия католицизма от православия


  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о “сокровищнице благодати” – переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют “черпать” из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».