Виктор гюго - биография, фото, личная жизнь писателя. Виктор Гюго

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Французская литература

Виктор Гюго

Биография

ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802−1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж. Л. С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.

Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.

Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d’Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х. Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.

В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d’un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.

Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s’amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т. ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».

Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d’automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).

В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о. Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.

После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L"Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L"Art d’tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).

Виктор Гюго – знаменитый французский писатель-романтик, драматург (1802−1885) Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Виктор был третьим сыном капитана, а позднее генерала наполеоновской армии. Его родители часто ссорились и периодически жили отдельно и, в конечном счете, в 1818 году они развелись окончательно. На воспитание Виктора Гюго большое влияние оказывала мать. Ее роялистские и вольтерианские взгляды наложили на Виктора глубокий отпечаток. Его отец смог вернуть любовь сына только после смерти жены в 1821 году. Долгое время образование Гюго оставалось бессистемным. Только в 1814 году он поступил в пансион Кордье, а затем перешел в лицей Людовика Великого.

В 1821 году, по окончанию лицея, Виктор Гюго вместе с братьями издал журнал «Литературный консерватор», в котором были опубликованы его первые поэтические произведения. На первый сборник стихотворений Гюго, выпущенный в 1822 году, обратил внимание король Людовик XVIII. Виктору Гюгобыла назначена пенсия в 1200 франков ежегодно, благодаря которой 12 октября 1822 года он смог обвенчаться с его возлюбленной Адель.

В 1831 году выходит произведение Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» заняло особое место в его творчестве. В данном романе Гюго блестяще описал Париж 15 века и великое творение готики.

В 1841 Гюго получает признание Французской Академии за свои заслуги и становится ее членом. В 1843 году произошла трагедия в семье поэта: его любимая дочь Леопольдина утонула в Сене вместе с мужем Шарлем Вакри. С наступлением революции в 1848 году, Гюго начинает заниматься политикой и избирается в Национальное Собрание. В декабре 1851 года, после государственного переворота, он бежал в Брюссель, а в 1855 году обосновался на о.Гернси. С крушением режима Наполеона III в 1870 году, Виктор Гюго вернулся в Париж.

В 1872 году Гюго сложил полномочия депутата Национальной Ассамблеи в связи с протестом против политики консервативного большинства и потере иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию с 1842 года.

Умер Гюго в 1885 году. После смерти он был удостоен государственных похорон, и его останки поместили в Пантеон.

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

Великий французский писатель родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Его родители придерживались разных политических мнений, и поэтому маленький Виктор в свои детские годы постоянно слушал споры на разные темы, и особенно по воспитанию их сына в своей семье.

Его отец рос в семье крестьян, и поэтому хотел, чтобы Виктор стал активным и оптимистичным человеком. У матери же он получал знания, которые привели его к творческой деятельности.

Виктор почти 4 года проучился в знаменитом лицее в Париже. В возрасте 14 лет Гюго пытается сочинять свои произведения. Это были небольшие стихи и роман «Бюг Жургаль». После кончины матери юноше пришлось подумать о дальнейшем своем существовании, так как на отца нельзя было надеяться по причине развода его родителей.

Сборник стихотворений «Оды» и другие его работы заинтересовали французского короля. В этих произведениях он вознес власть французского правителя, и тогда Виктору стали оплачивать за его работы. В 1822 году Гюго сочетался законным браком, где у них впоследствии появилось 5 детей.

Но позже взгляды на власть у писателя изменились, и в 1827 году он создает драму «Кромвель», где сближается с народом, умело показывая контраст красивого и безобразного. Великий труд «Собор Парижской богоматери», написанный в 1831 году особенно взволновал читателей. Настолько трогательно и своеобразно Гюго показал трагическую любовь горбуна Квазимодо, что Виктор предстал уже перед всеми как прозаик.

В жизни Гюго происходили различные события. Так, он неожиданно для себя влюбляется в актрису Жюльетту Друэ, и посвящает ей множество любовных своих трудов.

Виктор пишет произведения, где он выступает против казни. Так, роман «Клод Ге», изданный в 1834 году посвящен не только проблеме наказания во Франции, но он выступает и против бедной жизни в стране.

Гюго, как талантливого поэта писателя, замечают представители Французской Академии, и в 1841 году принимают его в свои ряды. На некоторое время писатель отходит от своей работы по причине гибели его дочери и зятя. Виктор начинает писать роман «Невзгоды», но не доделывает его, та как во Франции в 1848 году началась революция.

Долгое время Гюго пребывал в изгнании, и за это время он создал великолепные труды, такие, как «Отверженные», а в прошлом это был начатый роман «Невзгоды» в 1862 году, и всеми известное произведение «Человек, который смеется».

После крупного переворота Гюго с женой возвращаются в Париж, где был избран в Национальное Собрание, но в 1870 году он отошел от политических дел. Больше времени стал уделять своим внукам и выпустил сборник «Искусство быть дедом». На тот момент писателю было 75 лет.

После кончины супруги здоровье Гюго пошатнулось, и в мае 1885 года он умирает.

Хоронили Гюго практически все жители Парижа. Тело было погребено рядом с великими французскими просветителями Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

4 класс кратко, для детей

Биография Виктора Гюго 4 класс для детей о главном

Виктор Мари Гюго – потрясающий, на мой взгляд, человек, которого нам подарил XVIII век. Он пережил предательство, познал истинную любовь, претерпел лишения, но словно феникс – сумел возродиться из пепла, и даже после его кончины, звезда этого гения продолжает освещать нам путь. «Как же эта звезда появилась?» – спросите вы.

Виктор-Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне во Франции, где его отец – Ж. Л. С. Гюго осуществлял командование одной из наполеоновских армейских полубригад. К этому моменту его отец и мать (в девичестве Софи-Франсуаз Требюше) состояли в браке уже пятый год, и имели к тому времени двух сыновей.

Юные годы Виктора Гюго проходили в обществе обоих родителей, но позже, по желанию отца Виктор был определён в пансион. Родитель считал, что образование, в основе которого лежит система, пойдёт на пользу мальчику, а также оградит его от влияния роялистских убеждений матери.

С 14 лет Гюго уже обнаруживал талант литератора, в чем его немало поддержала его мать. После окончания колледжа, когда он жил у неё со своими братьями, она помогала ему совершать первые, пробные шаги на выбранном им пути.

К этому же периоду относится и его увлечение Аделью Фуше – дочерью давних приятелей его семьи. Несмотря на близкие отношения, его мать и родители девушки препятствуют их сближению, и только после смерти матери Гюго они смогут пожениться. Этот брак подарил Виктору пятерых детей.

Следующие десять лет жизни Гюго можно назвать его литературной молодостью. Как писатель и драматург Виктор многого достиг, что не скажешь о его личной жизни. В этот период его жена проявила порочную благосклонность к малоизвестному литератору, что стало причиной размолвки четы Гюго. Отношения бывших супругов приняли чисто формальный характер.

С 1833 года в жизни писателя наступил новый период, который ознаменовался появлением Жюльетты Друэ. Любовь писателя к бывшей куртизанке продлилась почти полвека и оборвалась только со смертью Жюльетты. Несмотря на многочисленные любовные романы, Жюльетта была единственной истиной любовью Гюго, безгранично преданной ему. Потрясающие своей глубиной отношения во многом повлияли на личность Виктора.

Спустя два года после кончины возлюбленной Гюго покинул этот мир. Правительство Франции приняло решение о проведении национальных похорон. Утром 1 июня 1885 года была проведена похоронная церемония, на которой присутствовали более двух миллионов человек. Виктор Гюго был погребен в Пантеоне, но не забыть и сегодня. Его звезда будет гореть пока жива цивилизация.

Для детей 4 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой Луи Бонапарт стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.