Маленькие люди. Проблема социальной несправедливости в романе Ф

В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М.Горького?(Приведите два примера.)

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот.. . ты говоришь - правда.. . Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.. . Бубнов. Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля.. . в той, дескать, земле - особые люди населяют.. . хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают.. . и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти.. . праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо.. . и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: "Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду.. . а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю... " Одна у него радость была - земля эта.. . Пепел. Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо! Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого.. . с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками.. . Человек и говорит ученому: "Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога? " Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил.. . глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной - нет!. . Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет. Наташа. Погоди ты.. . ну, дедушка? Лука. Человек - не верит.. . Должна, говорит, быть.. . ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет.. . Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!. . И говорит он ученому: "Ах ты.. . сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый... " Да в ухо ему - раз! Да еще!. . (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!. . Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу. Пепел (негромко) . Ч-черт те возьми.. . история - невеселая.. . Наташа. Не стерпел обмана.. . Бубнов (угрюмо) . Всё - сказки.. .

Показать текст целиком

Тема социальной несправедливости затрагивается в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. В ней показывается тяжесть крестьянской ноши.К примеру,Яким Нагой,появившийся в главе "Пьяная ночь",очень много работает,но также много пьет,чтобы облегчить свою жизнь.Также находят утешение в алкоголе и ночлежники.Однако потребность Якима обоснована,а пьяницы-картежники просто напиваются изо дня в день,при этом не трудясь вовсе.Тема социальной несправедливости поднимается и в комедии "Горе от ума"

Проблема наркомании

Радек Йон (род. в 1954) – чешский писатель, серьезно заявивший о себе в 80-е годы первым же романом о молодежи – "Джинсовый мир".

Роман построен на достоверном жизненном материале и рассказывает о трудном периоде взросления неплохого чешского парня Михала Отавы и его сверстников, затянутых в сети наркомании и не нашедших сил вырваться из них. Но "Memento" - не просто роман о губительной власти наркотиков, это роман-предостережение, книга, внушающая молодым людям необходимость воспитывать в себе волю, мужественно переносить невзгоды, твердо противостоять злу. В этом ее огромная нравственная сила.

Проблема роли литературы в жизни человека,

Проблема утраты значения литературы в современном обществе

М.Горький "Детство" Алёша Пешков старался читать каждую свободную минуту, несмотря на то, что его наказывали хозяева. И потом, когда он вырос, страсть к чтению помогла ему, он стал писателем.

Р. Брэдбери «Воспоминания» «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком..

Роль книги в жизни человека и будущее самой книги.

*По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

*Известный писатель и публицист Ю. Олеша писал: «Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг... Они вне времени».

*М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

* В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.



*Популярный публицист С.Курию рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга - это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.

* В. Солоухин пишет об огромном преимуществе книги перед кино. Читатель, по его мнению, сам «режиссирует» свой фильм, кинорежиссёр не навязывает ему внешнего облика персонажей. Таким образом, чтение книг - процесс более творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.

Литература - это совесть общества,его душа (Д.С.Лихачев)

Чтение - вот лучшее учение (А.С.Пушкин)

Поэзия - это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Д. Джебран

- Рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю». Лешка даже во время войны читал практически всегда и везде: «Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал». Книга была его лучшим другом, и за это его знали и уважали. Такие, как Лешка и называются начитанными, во все времена пользующиеся уважением. Ими восторгаются и по сей день.

Проблема Чиновничество, бюрократизм

Евгений Шварц «Дракон» В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.

Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.

Ильф и Петров «Золотой теленок» Бюрократ, фигура для авторов «Золотого теленка» примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов.

Гоголь "Повесть о капитане Копейкине» В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

Проблема Чинопочитание

Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов.

Проблема несправедливости социального устройства общества

1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, – Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

6. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

7. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

8. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

Дрожу от скрипа дверей…

Герой А.А.Блока далек от реальности: он погружен в свои «сказки и сны». Покорно склоняя перед возлюбленной колена, он готов безропотно выполнять волю «Величавой Вечной Жены», чей земной образ неотделим от того, который мерцает на иконах в сиянии лампад.

Таким образом, могу сделать вывод: душевное состояние лирического героя стихотворения можно охарактеризовать несколькими словосочетаниями: романтический восторг, беспрекословное преклонение, божественное почитание Возлюбленной.

16. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

1) И поэты Золотого века, и писатели Серебряного века посвящали стихотворения любовной теме. Образ Прекрасной Дамы описывали Пушкин в стихотворении «К***» и Лермонтов в лирическом произведении «Из под таинственной холодной полумаски». У всех поэтов образ идеальной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Сквозь дымку легкую заметил я невольно» (Лермонтов), «Только образ, лишь сон о Ней» (Блок). Блок, Пушкин и Лермонтов влюблены не в реальную женщину, а в идеальный образ девушки, который они создали в воображении. Ведь авторы возвышенно описывают Прекрасных Дам (Блок даже обращается к ней с заглавной буквы «Величавой Вечной Жены!»). Кроме того, поэты описывают некоторые особенности идеальных женских образов: авторы уделяют особое внимание голосу девушек, а также их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).

2)В стихотворении Тютчева «Я встретил вас» поэт обращается к возлюбленной,раскрывая свои самые искренние чувства,показывает читателю, как сильно может любить человек. Автор не верит в то, что он встречается со своей любимой, он думал, что расстался с ней навек, он не может себя заставить принять это за реальность, для него это «как будто бы во сне».

Вариант 22

М.Горький «На дне»

«Сосны» Б.Л.Пастернак

8. С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

1) Важное место в пьесе М. Горького «На дне» занимает рассказ Луки о праведной земле, месте, которое «особые люди населяют... друг дружку... уважают, друг дружку - завсяко-просто - помогают». О ней старик повествует ночлежникам, чтобы доказать: «не всегда правдой душу вылечишь». Ведь она, правда, погубила героя истории: узнав о том, что праведной земли не существует, человек «удавился»... Лука хочет донести до своих товарищей по несчастью, что им, людям, живущим «на дне», нужно верить в лучшее: в праведную землю, в больницу, где «организмов лечат», в любовь, о которой так красиво написано в книгах, что читает Настя. Верить потому, что только надежда может спасти этих убогих людей...Надежда, а не суровая правда...

2)Лука - один из философов в пьесе "На дне", сострадающий жителям ночлежки. Его мировоззрение можно выразить словами "Во что веришь, то и есть". В отличии от своего идейного противника - Сатина, он верит, что человеку нужно сострадание, понимание, утешение, а правда она может быть "как обух" для него. Чтобы подтвердить свою точку зрения, Лука рассказывает жителям ночлежки историю о праведной земле, о человеке, который верил в эту землю, а не найдя ее он разочаровывается и идет на самоубийство. Этим Лука доказывает, что правда она человеку не так нужна, она его погубить может, а нужна человеку вера и гуманное отношение к нему.

9. В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М. Горького? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

Тема социальной несправедливости затрагивается в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. В ней показывается тяжесть крестьянской ноши.К примеру,Яким Нагой,появившийся в главе "Пьяная ночь",очень много работает,но также много пьет,чтобы облегчить свою жизнь.Также находят утешение в алкоголе и ночлежники.Однако потребность Якима обоснована,а пьяницы-картежники просто напиваются изо дня в день,при этом не трудясь вовсе. Образ социально обиженного,униженного нищетой, оскорбленного человека рисует в своей повести Н.В.Гоголь. Маленький чиновник, переписывающий бумаги, находится на грани пропасти: его не уважают,в его жизни нет места возвышенным идеалам и мечтам, вся его цель-приобретение шинели. Если бы не смерть, жизнь Башмачкина была бы ничем не лучше жизни в ночлежке- и это, по мнению автора,несправедливо.

15. Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

1) В стихотворении Б. Пастернака"Сосны" отчетливо прослеживается связь человека и природы. Великолепие, тайна и красота окружающего мира волнуют душу лирического героя.Он говорит о том, что можно вечно смотреть в глубину величественных деревьев-"И мы так долго рук не вынем,/Из-под заломленных голов". Созерцание природы уносит героя в другой мир, и вот ему мерещится "за стволами море", а шумная скучная реальность остается где-то вдалеке. Авторская позиция заключается в том, что пока человек чувствует свое единение с природой, ему не страшны никакие горести и беды, потому что природа обладает целительным свойством "И от болезней, эпидемий/И смерти". В создании подобной поэтической природы огромную роль играют эпитеты("мглистой дымкой"), ассонанс("Под копошенье мураша"),анафора.

2) В стихотворении «Сосны» Б. П. Пастернак отражает неразрывную связь между человеком и природой. Поэт рисует прекрасный пейзаж: ромашки, дикие бальзамины, сосновая просека, «густая синева» .С картинами живого мира сливаются образы героев стихотворения, которые отдыхают на лоне природы.

За могучими стволами лирическому герою мерещится море с шумными, высокими волнами, белой пеной и «черной магией воды»:

….Находясь в окружении цветов, деревьев, герои чувствуют себя бессмертными:

…..Вот оно,единство человека и природы!

16. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Вариант 23

«Двенадцать» А.А. Блок

«Июль» Б.Л. Пастернак

8. Как вы понимаете смысл финала «Двенадцати»?

1) В своей поэме Блок отразил переломный момент России - революцию 17ого года,в основе которой была высокая идея - равенство людей.Но "вихрь" революции - это необузданная сила,которая делает людей жестокими и ломает большое количество судеб.Эту неоднозначность поэт подчёркивает,вводя в поэму два цвета:чёрный ("черный вечер") и белый ("белый снег"). 12 красногвардейцев - это орудие того "смерча",который сносит всё на своём пути. Но они же 12 апостолов,которые ведут Россию в новое светлое будущее. Позади них "ковыляет" "нищий пёс голодный",который впрочем не сильно занимает их внимание,они лишь хотят от него "отвязаться".Всё их внимание обращено вперёд - в будущее.А впереди - Иисус Христос "в белом венчике из роз",который выступает в роли знаменосца отряда. И хотя флаг окрашен в кровавый цвет,что символизирует разрушительную силу революции,а сам Христос ещё "невидим" сквозь "вьюгу" событий,его появление в поэме символизирует то,что правда на стране гвардейцев,которых он,как апостолов,ведёт в новую жизнь.

2) В финале поэмы противопоставляется два образа: "Позади - голодный пес...Впереди - Исус Христос." Голодный пес является символом старого мира. Христос идет "с кровавым флагом", несет тяжести человечества на себе. Он стоит во главе красноармейцев, которые стремятся к революции, к новому миру. Возможно, Христос, являясь божественным началом, дает нам понять, что он как апостолов, ведет народ в правильном направлении. Через страдания, через преступления, человечество придет к чистой, правильной жизни.

9. В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения могут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

1)Революции в начале двадцатого века потрясли всю Россию и потому нашли своё отражение во многих произведениях русских писателей.

Так в эпицентре этих страшных событий оказывается доктор Живаго - герой одноимённого романа Пастернка.Желая уберечь свою семью,Юрий увозит её из голодающей Москвы в далёкий город Юрятин,но революция,захлестнувшая всю страну,настигает их и там.В своём произведении Пастернак на примере обыкновенных людей,через призму их восприятия,показал разрушающую силу гражданской войны."Метель" убийств и разрушений закрутила семью Живаго и тысячи других семей, то же символизирует и метель в поэме Блока.

А герои романа Шолохова "Тихий Дон" - донские казаки - оказываются в совершенно другой части страны,но и туда приходит война. И она ожесточает людей.Так Дмитрий Коршунов,будучи врагом Мишки Кошевого, "вырезает" всю его семью. Этот фрагмент показывает,что в военное время ни чем не ограниченная жестокость людей оборачивается смертью невинных. Это же отражено в поэме Блока: красногвардейцы убивает девушку,которая не является их врагом.

2) Во многих произведениях русских писателей изображены «будни» революции.
Так, в новелле И. Бабеля «Соль» описывается, как красноармейцы пустили в вагон поезда женщину с грудным ребенком, но когда увидели, что вместо младенца в пеленках завернута соль, то один из бойцов выбросил несчастную из поезда и расстрелял её из винтовки.
В повести А. Платонова «Сокровенный человек» революционные «будни» показаны глазами Фомы Пухова – человека, который сомневается в революции, думает о том, «куда и на какой конец света идут все революции и всякое человеческое беспокойство». Перед ним открывается лишь ужасная реальность восстания красных: на его глазах белый офицер убивает инженера поезда, красный бронепоезд расстреливает казачий отряд.
Эти произведения можно сопоставить с поэмой А. Блока «Двенадцать». Все три произведения объединяет изображение жестокой реальности революции: убийство Катьки (описанное в поэме А. Блока), гибель женщины-мешочницы из новеллы «Соль» И. Бабеля, расстрел красными казачьего отряда в повести А. Платонова. Но в поэме А. Блока, в отличие от рассмотренных произведений А. Платонова и И. Бабеля, нет одного главного героя, их несколько: двенадцать красноармейцев. В повести же «Сокровенный человек» главным героем является Фома Пухов, а в новелле «Соль» - Никита Балмашев.

3)Во многих произведениях русских писателей изображены "будни" революции. В романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" автор рассказывает о судьбе народа в переломные года революции и гражданской войны. Писатель показывает, что революция разделила станичников, членов одной семьи, и внесла смуту в душу главного героя - Григория Мелехова. Также в новелле И.Бабеля "Соль" описывается, как красноармейцы пустили в вагон женщину с грудным ребенком, но когда увидели, что вместо младенца в пеленках завернута соль, расстреляли несчастную. Эти произведения можно сопоставить с поэмой А. Блока «Двенадцать». Все три произведения объединяет изображение жестокой реальности революции. Но в поэме А. Блока, в отличие от рассмотренных произведений М.А.Шолохова и И.Бабеля, нет одного главного героя, их несколько: двенадцать красноармейцев.

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

1) В основе стихотворения Б. П. Пастернака лежит изображение легкой, свежей летней поры июля, который, будто «дачник-отпускник», «баловник-невежа», бродит по дому и «мешается во все дела». «Пропахший липой и травой» месяц описан поэтом как игривый «жилец», имеющий черты живого существа: он таскает в «одеже пух одуванчиков, лопух», громко говорит вслух. Однако изображение июля проникнуто не только легким, веселым настроением, но и таинственностью: прекрасная летняя пора - это загадочный «домовой», «призрак» и «двойник», который «везде болтается некстати».

2) В приведенном стихотворении Б. Пастернака «Июль» изображается июльская пора. Автор сравнивает этот месяц с «дачником-отпускником», которому сдаётся в наем целый дом, где он теперь полноправный хозяин. Также поэт говорит о данном месяце, как о степном нечёсаном растрепе, который может себе позволить самые глупые и нелепые поступки. Однако автора не смущает подобное соседство, он отзывается о новом постояльце с легкой иронией и нежностью, за которой скрывается неподдельная любовь к этой поре года. И природа словно располагает к тому, чтобы оставить все заботы и присоединиться к шалуну-июню.Таким образом, все стихотворение проникнуто радостным настроением и безмятежным счастьем оттого, что на улице желанный месяц - июль.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Б.Л. Пастернак продолжает традицию очеловечевания природы вслед за поэтами XIX века.
Например, в стихотворении Ф.И. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" поэт обращается к ветру, в голосе которого слышится глухая жалоба, сетование на судьбу. Это схоже с мироощущение лирического героя, который испытывает непонятную муку и находит ей подтверждение в шуме ветра. Основная тема стихотворения - непостижимый для человеческого разума мир природы.
В стихотворении В.А. Жуковского "Море" лирический герой не просто любуется красотой моря, но и сравнивает его с живым существом, оно "дышит". Море кажется обманчиво спокойным, но в определенны моменты может бушевать. В этом поэт видит его сходство с женщиной. Но главная параллель здесь - это сравнение моря с человеческой душой. Оно стремится к небу, которое олицетворяет идеал. Но ему суждено вечно бороться со страстями, как и человеку. Гармония на земле не возможна, однако человек будет вечно стремится к ней.

17. Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» главной частью своего романа?

1) Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.
Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.
Мать героя - Пульхерия Александровна - умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.
Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.
Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.
Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.
В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.
После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».
Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».
В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».
Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».
Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.
Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.
В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

2) Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды - основная идея романа.
Главный герой - студент-юрист Раскольников - убивает богатую ростовщицу. Убивает во имя социальной справедливости. Он хочет взять ее деньги, нажитые на преступлении, закончить образование, помочь нищим и обездоленным. За одну жизнь - сотни спасенных жизней! Но дело не только в этом. Своим преступлением герой Достоевского стремился выбиться в Наполеоны, над которыми невластны нравственные законы.
Раскольников в начале романа не считает убийство «вредной» старушонки преступлением. Жизнь старухи для него значит не более, чем жизнь вши. Эта исходная позиция героя, в дальнейшем «управляемая» автором. Жизнь человека бесценна - вот кредо Достоевского.
В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион - не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»?
Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его. Пока еще он не раскаивается в своем преступлении. Только в одном герой считает себя виновным - в том, что не выдержал, пришел к следователю с повинной. Раскольников страдал, что не убил себя, как Свидригайлов. В остроге все преступники очень дорожили своей жизнью, что удивляло Родиона.
Героя никто не любил, скорее, наоборот, - ненавидели. Одни говорили: «Ты барин! Тебе ли было с топором ходить!» Другие: «Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! Убить тебя надо!», хотя сами были во много раз преступнее его. Зато все любили Соню, хотя она и не старалась никому понравиться.
В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…
Как-то утром Раскольников идет на «работы», видит дальний берег реки, где «была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». К герою приходит Соня. Раскольников бросается к ее ногам, плачет. Он понимает, что бесконечно любит ее.
Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он чувствовал, что воскрес! Непонятно, почему, но отношение каторжников к герою изменилось. Раскольников понимает, что «наступила жизнь», под подушкой у него лежит Евангелие.
Так заканчивается роман Достоевского. Основную мысль, которую автор проводит в финале - возрождение человека через веру в Христа.
Достоевский оставляет своему герою возможность искупления и воскрешения с помощью веры. В судьбе Раскольникова велика роль страдалицы Сони Мармеладовой, помогающей ему очиститься от скверны силой христианской любви. Русское сердце Раскольникова тянется к светлому, духовному, преодолевает зло. То человеческое, что было в герое (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова. Герой понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем», просто «я такая же вошь, как и все».
Воскрешает Раскольникова к новой жизни Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «грязи нравственной». Несмотря на то, что Соня жила в «физической грязи», вынуждена была торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепили ее душу. Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
Счастье Родиона Раскольникова заключается, конечно же, в том, что он встретил Сонечку, способную понять его и принять таким, какой он есть. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека.
Прочитав «Преступление и наказание», я лишний раз убедилась в том, что Достоевский - тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого.

Вариант 24

«Тихий Дон» М.А.Шолохов

«Стихи Блоку» М.И.Цветаева

8. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

1)Семья Мелеховых – удивительная семья с необычным происхождением.

Но от остальных жителей они отличаются не только внешне (смесь турецкой и казацкой кровей), но и внутренне. Их главная особенность, кроме крутого нрава, – искренняя, чистая любовь к родной земле, единство семьи. В хуторе Татарском Мелеховы выделяются казацкой удалью, их уважают за любовь к хозяйству и работе. Здоровые, трудолюбивые, они служат примером для остальных.Мелеховы ценят семью, дом. Глава семьи – Пантелей Прокофьевич, никто не смеет перечить его слову. Даже когда Гришка начинает увиваться за замужней Аксиньей, Пантелей Прокофьич старается сохранить семью: подбирает в невесты младшему сыну кроткую Наталью. Григорий Мелехов демонстрирует лучшие семейные черты: он смелый воин, но ему противно насилие и тем более убийство, потому что сущность его характера – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, жажда справедливости. Всё мечтает герой вернуться в родной курень, заняться хозяйством, соединиться с любимой, растить детей.

2) Мелеховы своей внешностью выделялись в казацкой среде. Турецкая кровь, которая текла в их жилах, чернила волосы и горбатила носы. Особенно сильно турецкие корни прослеживались у Пантелея Прокофьевича, и его младшего сына Григория. Однако помимо внешних отличий Турки, как называли Мелеховых, выделялись складом характера. «Диковатые», «звероватые» они «в гневе доходили до беспамятства». Мелеховы могли пойти против законов и устоев, если чувствовали, что это необходимо: Прокофий женился на турчанке и привел ее в станицу несмотря на косы взгляды соседей, не прекратил общение с Аксиньей и Григорий, вышла замуж за убийцу брата Дуняша. Таким образом, семья Мелеховых внутренне выделялась из казачьей среды своей независимостью от общественного мнения, способностью на смелые, импульсивные поступки.

9. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

Многие русские классики раскрывали в своих произведениях "мысль семейную".

1)Вспомним Ростовых из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Эту семью можно назвать эталоном, настолько добрая и доверительная атмосфера сложилась между её членами. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. Воспитание, которое дали родители своим детям помогли им вырасти достойными людьми: честными, милосердными, способными на подвиг ради семьи и родины. Как в романе Л.Н. Толстого, так и в произведении М.А. Шолохова семья – это не просто группа сожительствующих людей. В своих семьях герои получали как воспитание, так и поддержку, добрый совет в самые трудные жизненные времена.

«Мысль семейная» прослеживается также и в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Гаев, Раневская, Аня, Варя- члены одной семьи. Их объединяют общие воспоминания о прошлом, а также мечты о спасении родового имения от продажи. Между членами семьи из комедии А.П.Чехова, в отличие от семьи Мелеховых, нет чувства уважения друг другу. Так, брат называет свою сестру «порочной». Каждый из героев живет в собственном мире, единственное, что их объединяет – это именье. Неудивительно, что после его продажи герои разъезжаются в разные стороны. Мелеховы же несмотря на временные ссоры всегда остаются родными друг другу людьми, которых ничто не может разлучить.

2) В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н Толстого показывает семьи, где патриархальные связи между семьей либо утрачены (Курагины), либо сохранены (Ростовы, Болконские). Идеальная семья в понимании Толстого, строится на любви, лишена праздности, в ней нет разрыва между интеллигенцией и дворянами, слуги у Толстого тоже часть семьи. Мелеховы, как и Ростовы, пережили испытание войной, не утратив при этом своей целостности, сохранив духовную связь.
В романе И.В. Тургенева "Отцы и дети" мы видим проблему непонимания между поколениями из-за рождения новой морали и нравственности. В романе эпопее М.А. Шолохова, Пантелей Прокофьевич бросил вызов патриархальным нравам своего хутора, женившись на турчанке, так и Николай Петрович полюбил служанку Фенечку.

15. Каким предстает внутренний облик поэта, которому адресовано стихотворение «Стихи к Блоку»?

М.И. Цветаевой и Блока роднит бунтарский дух, трагическое ощущение одиночества, напряженность повествования. В этом стихотворении поэт предстает как ангел, Божий праведник, "рыцарь без укоризны" из-за того, что в его стихах много мистического. Для поэтессы Блока поэт-загадка, поэтому она возводит его в ранг некого божества. Цветаева будто бы пробует имя Блока на вкус и развивает свои ассоциации, но как о человеке не говорит, потому что Блок для нее выше простого человека. Эпитеты "ледяной" "льдинка" подчеркивают холодную недосягаемость идеала.

16. Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода?

Ф.И. Тютчев посвятил А.А.Фету стихотворение "А.А Фету". В нем, он выделяет талант Фета.

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий », чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь-комедия «Ревизор». В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен - мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города».Эта

произведение - смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина - это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов - рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский - стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания - решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.

Образ «маленького человека» в русской литературе

Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года«Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века.

Литературная энциклопедия:

"Ма́ленький челове́к" — ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль - жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19-20 вв.

«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьбаего складывается трагично.

Тема "маленького человека” — это "сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой.

Маленькие люди —небогаты, незаметны, судьба трагична, они беззащитны.

Пушкин «Станционный смотритель». Самсон Вырин.

Труженик. Слабый человек. Теряет дочь - её увозит богатый гусар Минский. Социальный конфликт. Унижен. Не может постоять за себя. Спился. Самсон потерялся в жизни.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Судьба «маленького человека» впервые показана здесь реалистично, без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. Но герой повести -Самсон Вырин- вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни. Гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу". Несчастный отец! Где ему тягаться с богатым гусаром! В конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…»

Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон после потери любимой дочери, потерялся в жизни, спился и умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

Пушкин «Медный всадник». Евгений

Евгений — «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения теряет невесту. Все его мечты и надежды на счастье погибли. Утратил рассудок. В больном безумии бросает вызов "кумиру на бронзовом коне" Кошмар: угроза гибели под бронзовыми копытами.

В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.

«Страшился бедный не за себя». «Вскипела кровь». «По сердцу пламень пробежал»,«Ужо тебе!».Протест Евгения - мгновенный порыв, но более сильный, чем у Самсона Вырина.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

…Наш герой

Живет в Коломне, где-то служит,

Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,

Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему прибавить

Ума и денег.

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, типичного человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна, и сбрасывает с себя личину «ничтожества» и выступает против «медного истукана». В состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Конфликт

Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами частной личности.

Сюжетно поэма завершена, герой погиб, но остался и передан читателям центральный конфликт, не разрешённый и в самой действительности, остался антогонизм «верхов» и «низов», самодержавной власти и обездоленного народа. Символическая победа Медного всадника над Евгением - победа силы, но не справедливости.

Гоголь «Шинель» Акакий Акикиевич Башмачкин

«Вечный титулярный советник». Безропотно сносит насмешки сослуживцев, робок и одинок. Скудная духовная жизнь. Ирония и сострадание автора. Образ города, который страшен для героя. Социальный конфликт: «маленький человек» и бездушный представитель власти «значительное лицо». Элемент фантастики (приведение) - мотив бунта и возмездия.

Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях".Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. «Мы все вышли из шинели Гоголя», — писал Достоевский.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Он безропотно сносит насмешки сослуживцев, он робок и одинок. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Его духовная жизнь скудна. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. В повести наблюдается развитие образа. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия вего судьбе. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает.

В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Тема бунта находит выражение в фантастическом образе приведения, который появляется на улицах Петербурга после смерти Акакия Акакиевича и снимает шинели с обидчиков.

Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

Н. В. Гоголь углубляет социальный конфликт: писатель показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

Достоевский «Преступление и наказание» Мармеладов

Сам писатель заметил: «Все мы вышли из "Шинели” Гоголя».

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люд и». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

О судьбе «маленького человека» Семёна Семёновича Мармеладова поведал Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание» . Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть строго Петербурга. На фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладовых.

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского спившийся отставной чиновник полностью понимает свою ненужность, бесполезность. Он пьяница, ничтожный, с его точки зрения, человек, который хочет исправиться, но не может. Он понимает, что обрек свою семью, а особенно дочь, на страдания, переживает из-за этого, презирает себя, но ничего не может поделать с собой. "Жалеть! Зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с вперед протянутой рукой…- Да! Меня жалеть не за что! Меня распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судья, распни и, распяв, пожалей его!"

Достоевский создаёт образ действительного падшего человека: мармеладовская назойливая слащавость, неуклюжая витиеватая речь - свойство пивного трибуна и шута одновременно. Осознание своей низости («Я прирожденный скот») лишь усиливает в нём браваду. Он отвратителен и жалок одновременно этот пьяница Мармеладов с его витиеватой речью и важной чиновничьей осанкой.

Душевное состояние этого мелкого чиновника намного сложнее и тоньше, чем у его литературных предшественников - пушкинского Самсона Вырина и гоголевского Башмачкина. Им не свойственна сила самоанализа, которого достиг герой Достоевского. Мармеладов не только страдает, но и анализирует своё душевное состояние, он как врач ставит беспощадный диагноз болезни - деградация собственной личности. Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, — бедность не порок, это истина. Но… нищета - порок - с. В бедности вы ещё сохраняете всё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто… ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Человек не только гибнет от нищеты, но понимает, как он духовно опустошается: начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

Под пером писателя Мармеладов становится трагическим образом. Мармеладовский вопль - «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» — выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека и отражает суть его жизненной драмы: некуда идти и не к кому идти.

В романе сострадает Мармеладову Раскольников. Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали и главному герою романа Раскольникову одно из последних доказательств правильности «наполеоновской идеи». Но не только Раскольников сострадает Мармеладову. «Не один раз уже жалели меня», — говорит Мармеладов Раскольникову. Пожалел его и добрый генерал Иван Афанасьевич, опять принял на службу. Но Мармеладов не выдержал испытания, снова запил, пропил всё жалование, пропил всё и взамен получил оборванный фрак с единственной пуговицей. Мармеладов в своём поведении дошёл до утраты последних человеческих качеств. Он уже на столько унижен, что человеком себя не ощущает, а только мечтает о том, чтобы быть человеком среди людей. Это понимает и прощает своего отца Соня Мармеладова, которая способна помочь ближнему, сострадать тому, кто так нуждается в сосрадании

Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. "Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия человеческого",- так считал Федор Михайлович Достоевский.

Чехов «Смерть чиновника», "Толстый и тонкий"

Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, — в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» — мелкого чиновника.Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» — вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, — способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» — вот основная мысль Чехова в его интерпретациитемы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века - демократизм и гуманизм.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество».

В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Куприн «Гранатовый браслет».Желтков

У А.И.Куприна в "Гранатовом браслете" Желтков является "маленьким человеком". И снова герой принадлежит к низшему классу. Но он любит, и любит он так, как не способны многие из высшего общества. Желтков полюбил девушку и всю свою дальнейшую жизнь он любил лишь ее одну. Он понимал, что любовь — это возвышенное чувство, это шанс, подаренный ему судьбой, и его нельзя упускать. Его любовь — это его жизнь, его надежда. Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Но после смерти героя женщина понимает, что ее никто так сильно не любил, как он. Герой Куприна — человек необыкновенной души, способный на самопожертвование, умеющий любить по-настоящему, а такой дар — это редкость. Поэтому "маленький человек" Желтков представляется фигурой, возвышающейся над окружающими.

Таким образом,тема «маленького человека»претерпевала значительные изменения в творчестве писателей.Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!»

В XX веке тема получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.