Скульптура. Бурятский гений - Даши Намдаков

Даши́ Намдако́в (Дашинима Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашинима («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

Чингизхан

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.

Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный ЭрмитажЭрмитаж// Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:

« У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

В 2000 г. прошла первая персональная выставка Даши Намдакова в Иркутске.

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
— Богатых-Корк А. Украшения бурятского мастера носят Ума Турман и Глюкоза// Издательская группа «Номер один»

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

За цикл выставок в 2009 г. Д. Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

C 21 декабря 2007 г. по 13 января 2008 г. прошла персональная выставка Д. Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.

В ноябре 2008 г. в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Даши Намдакова «Преображение».

С 26 февраля по 4 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д. Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».

С 1 июня по 31 июля 2011 г. — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д. Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.

Амазонка

Бегущий

Богатая невеста

Великий чемпион

Вельможа

Видение

Воин Чингисхана

Воспоминания о будущем

Всадник

Гаруда

Жемчужина

Жрица (Хозяйка тайги)

Затмение

Звездочет

Кентавр

Космическая степь

Кочевник

Лама с гонгом

Лама с барабаном

Лама с бубном

Лицо Африки

Лучник 1

Мадонна с птичкой

Мальчик на Коте

Мамонтенок

Медитация

Мистерия

Монумент Жер-ана (Земля-мать) в Астане

Мудрец

Обнаженная с жемчужиной

Похищение

Премудрый воин

Свет Шамбалы

Степная Нефертити

Степной ветер

Стихия

Стремительный

Таинство

Улигершин

Улыбающийся

Усть-Орда

Хозяин

Царица

Чингиз-Хан (статуэтка)

Юность

Ярость

Даши́ Намдако́в (Дашиним Бальжанович Намдако́в) (р. 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.

Даши Намдаков родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье. Полное имя — Дашиним («Даши Нима») — «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.

Семья Д. Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.

По вероисповеданию Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.


Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.

До семи лет Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:
«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »

Даши Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 г. он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.

В 1990-х гг. Даши Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «Эти деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».

По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До неё он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.

Работы Д. Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.

Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д. Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 г. установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д. Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002 г., 2003 г.), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002 г.). В 2003 г. он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.

С 2004 г. Д. Б. Намдаков живёт и работает в Москве.

В 2007 г. он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 г. Д. Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».

30 июля 2008 г. мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления). «Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д. Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».

Если вы интересуетесь современным искусством, и в частности скульптурой, вы наверняка слышали о бурятском скульпторе и ювелире Даши Намдакове. Его работы завораживают, на них можно смотреть часами и каждый раз находить что-то новое и близкое для себя. В чем же их секрет?

Немного из биографии

Сегодня Даши Намдаков знаменит на весь мир - его выставки гремят не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Америке, а его работы находятся в государственных музеях и частных собраниях в 25 странах. К примеру, скульптура «Чингисхан» стоит в Гайд-парке, в самом центре Лондона. О чем всё это говорит? Конечно, о том, что этот мастер близок и интересен людям различных культур - русской, восточной, европейской. Но разве можно угодить всем одновременно? Разве можно погнаться за двумя, тремя, четырьмя зайцами сразу?

Даши Намдаков - сын своих родителей, потомственный художник, скульптор, бурят, буддист, и его произведения - скульптуры, а также ювелирные украшения из разнообразных материалов (бронзы, меди, мрамора, золота и серебра, дерева, кости, конского волоса) – говорят об этом за него. В них как будто слились миф и реальность, воссоединились мир прошлого и настоящего, встретились Восток и Запад.

Даши Намдаков (второй слева) на своей выставке. Источник: Wikimedia

Мотивы в творчестве именитого скульптора

В основе творчества Даши Намдакова лежит вдумчивая переработка культурного наследия прошлого. И не зря на его выставке, которую петербуржцы видели в Эрмитаже в 2010 году, произведения экспонировались среди объектов первобытного искусства. Это вполне закономерно, ведь мировосприятие скульптора перекликается с мировоззрением людей древних эпох. И даже если его темы иногда неожиданны, в основном они традиционны для Востока и Запада.

Так, среди его произведений мы видим скульптуры амазонок, тотемных животных, лучников, всадников, воинов, сибирских шаманов, буддистских лам, легендарных вождей и мифологических существ.

Они могучи и монументальны, устрашающи и фантастичны или грациозны и изящны, но непременно изображены не так, как было принято раньше. За счет врожденного чувства формы и пластики, а также приема стилизации древность в произведениях Даши Намдакова перестает быть мертвым памятником прошлого и получает второе рождение, становится актуальной.

Скульптура как особая трактовка мировосприятия

Чтобы было более наглядно, поговорим о его творчестве на конкретном примере. А именно - рассмотрим одну из скульптур под названием «Стихия». Она была выполнена в 1999 году из бронзы в техниках литье и патинирование. Кстати, работа находится в частном собрании В.В. Путина.

Итак, что же в ней является наследием прошлого? Конечно, тема - скачущая лошадь. Она связана с культурой монгольских кочевников, с ролью, которая отводилась этому сакральному животному, без которого в степи было просто не выжить. Сам образ лошади, буквально летящей по просторным территориям, которые рисует наше воображение, как нельзя лучше выражает свободу и мощь стихии.

Возможно, от кочевников Даши Намдаков перенял и ясность замысла, чистоту формы, в которой нет ничего лишнего, и понимание материала. Ведь бронза была одним из популярнейших металлов еще с глубокой древности.

Также возникают ассоциации со скифским искусством и его «звериным стилем». Помните знаменитого скифского Лежачего оленя из собрания Эрмитажа? Он выполнен из золота и отличается гораздо меньшим размером, чем лошадь Намдакова. Но значительное сходство есть, не правда ли? Оба животных образа исполнены как бы в полете. Но это не слепое копирование, а лишь отголосок прошлого - того, что находится в основе современной культуры.

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца.
Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Даши Намдаков — скульптор, не нуждающийся в представлении. Его работы выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Любимые материалы мастера — серебро, золото, бронза, медь, дерево, конский волос, бивень мамонта. В скульптурах, ювелирных миниатюрах, графике — во всем этом виден его самобытный почерк, не похожий ни на какой другой, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. И в тоже время его творчество понятно всем, будто есть в его работах что-то, что задевает за самые тонкие струны души человека любоссй национальности.

Легенда (браслет)

Азарт (кулон)

Африка (кольцо)

Африка (кулон)

Африка (серьги)

Барашек (кулон)

Близнецы (шейное украшение)

Ноктюрн (перстень)

Вавилон (перстень)

Вечность (кулон)

Вечность (серьги)

Голова лошади (нагрудное украшение)

Жук-носорог

Змея (кулон)

Истина (браслет)

Козерог (перстень)

Комар (статуэтка)

Лемур (перстень)

Личинки (серьги)

Лягушка (перстень)

Маленький Будда (миниатюра)

Манта (кулон)

Манта (перстень)

Маска (печать)

Наутилус (кулон)

Носорог

Овен (кольцо)

Осьминог (перстень)

Охотница

Пантера (кулон)

Пантера (серьги)

Паук (кулон)

Полет (кулон)

Принцесса

Просветленный

Рождение

Сверчок

Скифия (кулон)

"Думаю, боги обиделись бы на меня,
если бы я сказал, что не счастливый человек.
Я всегда чувствовал - меня «ведут» по жизни.
Мне везло на людей.
Я занимаюсь тем, что умею и люблю.
Скульптура - это мои стихи, поэзия в объеме.
Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль.
Я никогда его не искал.
Писал и творил как дышал - то, чем живу.
Это мой мир, который существует у меня внутри.

Но творчество - еще не вся жизнь. Я люблю свою семью, мне нравится путешествовать,
я много поездил по свету, с жадностью открывал для себя мир. Мне интересно все в этой жизни, интересно жить"
.

"Художник с безграничной фантазией, невероятный, завораживающий, мистический, - без этих, уже привычных по отношению к нему, эпитетов невозможно обойтись. Его люди и звери то летят, как степной ветер, то застывают в глубокой задумчивости. Даже фантастические образы выглядят так достоверно, как будто художник делал их с натуры. Они вообще выглядят нерукотворными.
А еще у них есть огромное преимущество... - они все из бронзы, хотя и разного цвета...
И даже если не всё понятно в произведении, вы всё равно не сможете пройти мимо. Оно остановит вас и заставит думать, чувствовать и восторгаться мастерством автора. Когда художник идет от своих корней и желаний, а не плетется в хвосте западной моды, мечтая удивить всех, то в итоге памятник Чингисхану появляется в Лондоне. "

Чингисхан (2011), бронза; литье, патинирование, 243 x 260 x 180 см

Чингисхан (2011), Мраморная арка, Лондон, дата установки — 2012
Бронза; литье, патинирование, 471 x 465 x 585 см

Грандиозная конная статуя изображает всадника в доспехах средневекового воина-монгола, с раскинутыми в стороны руками, в состоянии глубокого размышления. Гордая посадка, мощь тела и уверенность, исходящая от всего облика этого героя, свидетельствуют о его достоинстве, силе духа, долгом и трудном пути. Великолепный конь под ним замер, опустив голову, и ветер треплет струящуюся гриву.
Несмотря на обилие декоративных деталей: золоченые бляхи конской упряжи, рельефные сцены терзания зверей, особую «древнюю» патину заплетенных волос, — перед нами убедительный и цельный образ народного героя монголов, вошедшего в историю мировой цивилизации. Конь под всадником кажется троном, а сам человек — божеством-небожителем.
В 2012 году конная статуя была установлена у Лондонского городского совета Вестминстера рядом с Мраморной аркой в рамках проходящего в городе фестиваля «Город скульптур». Пятиметровая бронзовая статуя была отлита в Италии, доставлена в Великобританию по частям и простояла на этом месте до сентября 2012 года, после чего она отправилась по другим городам мира — в 2012 году отмечалось 850-летие со дня рождения знаменитого завоевателя. (Статуя весит 2714 кг без постамента).

Ханшаим (2008), Астана, Казахстан, дата установки — 2008
Бронза; литье, патинирование и золочение, 1000 x 1200 x 900 см

Композиция весом 15 тонн включает грандиозную фигуру символизирующего плодородие быка, служащего опорой для охраняемого двумя барсами с мечами в оскаленных пастях трона, на котором в полный рост стоит легендарная царица Ханшаим.
Согласно преданию, своими многочисленными победами древние предки нынешних казахов кочевники-саки были обязаны мужеству и доблести знаменитой амазонки Томирис. Под ее предводительством разрозненные племена объединились и образовали одно из первых государств на территории Казахстана. Образ Томирис соединен в сознании народа с образом всех легендарных женщин, вошедших в историю страны. Монумент создан как дань уважения женщине — прародительнице и защитнице.
Скульптурная композиция стилизована под древние памятники Переднего Востока, отличающиеся грандиозностью и эпической статичностью.

Монумент который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоит на гигантском быке (бык длиной 10м, а размах рогов около 7 м).

Бронзовый монумент «Золотая Шория». Высота скульптуры больше 6 метров, а вес больше 5 тонн. Был отлит в Италии и частями перевезен по морю в Россию.
Кузбасс, Горная Шория
.

До установки в Кузбассе, монумент был представлен в Parco de la versiliana (Италия). Другое название - Хозяйка тайги. Монумент представляет собой образ сильного зверя - старый Лось с девушкой на спине. Этот образ связан с древней легендой удивительного края. Рисунки на рогах, как послания предков, рисунки эпохи бронзы. Это символы солнца и плодородия. Некоторые части скульптуры, после его установки на холме в Кузбасе, покрыли золотом. Это сделано для того, чтобы окружающий ландшафт и лучи солнца создавали дополнительный эффект восприятия "Золотой Шории".

Золотая Шория (2010), бронза; литье, патинирование и золочение
615 x 702 x 654 см

В основе авторского замысла лежит стремление передать средствами монументальной пластики представление людей, живущих в Шории, о красоте и величии этого древнего края, воплощенных в образе его легендарного прародителя.
Мифический предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур.
Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь».

Четверо дружных (Туншээ), (2008), Агинск, Россия, дата установки — 2008 г.
Бронза; литье, патинирование, 480 x 215 x 106 см

Скульптура украшает местность, где издревле селились буряты-кочевники. Этот край прославился как центр распространения буддизма в Забайкалье. До сих пор здесь находится множество старых дацанов, которые на протяжении нескольких веков были оплотом просвещения и объединения бурятских родов, осуществляли связь национальной культуры со всем буддийским миром.
Стоящая на небольшой поселковой площади скульптурная композиция восходит к широко известному в буддизме сюжету. Она воплощает образы притчи о вере, о единении всех живых существ в достижении благородной цели. Перед нами несколько аллегорических животных, которые образовали пирамиду, встав друг другу на спины, и в результате достали желанный плод.

"Цель". Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Воспоминание»

Мистерия

«Медитация»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

«Хозяин»
Скульптура с выставки "Вселенная кочевника"

Царь-птица (2007)
Бронза; литье, чеканка, патинирование, 90 x 77 x 48 см

"Амазонка"
Выставка "Вселенная кочевника"

Вечер, 41х81х17 см

Стихия, 88х30х25 см

Сэтэр, 44х80х57 см, Конь Чингисхана

Мать, 41х111х29 см

Лучник, 44х80х27 см.

Великий чемпион, 47x31x23 см

Старый воин Хранительница

Старый воин, 70х30х17 см

Хранительница.
Крылатая хищница из семейства кошачьих угрожает не нам, а злым силам.

Бегущий, 90x37x30

Мудрец

Полет

Мадонна с птичкой Полет

Лицо Африки

Степная Нефертити

Похищение, бронза; литье, патинирование, 72,5 x 200 x 55,5 см

Царица, 33x80x27

Жемчужина II, 123х38х26
Девочка ли это? Развевающаяся юбка составляет с ней одно целое. А что за странная прореха на теле? На голове не волосы, растрепанные ветром, а раковина... Не сама ли жемчужница раскрыла свои створки перед нами?

Даши Намдаков - российский скульптор, график и ювелир, член Союза Художников РФ. Родился в 1967 году в Читинской области, окончил Красноярский художественный институт. В 2003 году Даши был удостоен Серебряной медали Российской академии художеств за произведения, представленные на персональных выставках в Москве.
За последние годы Даши провел более 15 персональных вставок в крупнейших музеях мира: Государственной Третьяковской галерее и Государственном Музее искусства народов Востока в Москве, Центр тибетской культуры «Тибетский Дом» в Нью-Йорке, Пекинском музее мирового искусств, Музее искусств г. Гуанчжоу в Китае, Национальном художественном музее им. Кастеева в Алматы в Казахстане и т.д.
Работы Даши находятся в личных коллекциях Президента РФ В.В.Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, главы Чукотского автономного округа Р.А. Абрамовича и т.д., в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.

Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи - все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». И он всю жизнь руководствуется этим правилом.
А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли - Удачливое солнце.

сайт художника:
http://www.dashi-art.com/

Источники:

http://vakin.livejournal.com/401178.html

http://www.khankhalaev.com/body.php?mx=material&lang=ru&mi=64&smi=1&w=1366&h=768&

http://irinadvorkina.livejournal.com/55012.html

подробная биография еще здесь: