Детские игры с мячом. Детские игры на улице с мячом

Игры и игровые упражнения с мячом для детей среднего дошкольного возраста

Игры с мячом для дошкольников 4-5 лет

Подбрось, поймай, упасть не давай

Для игры нужен: большой мяч.

Взрослый и ребёнок встают в пару, перебрасывают друг другу мяч, вместе говорят слова: «Подбрось, поймай, упасть не давай. Стоп!»

После слова «стоп» тот, у кого оказался мяч, должен подбросить его, например, 3—5 раз. Если уронит, значит, проиграл и должен отдать мяч другому игроку. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз уронит мяч.

Поймай мяч

Для игры нужен : мяч.

Взрослый и ребёнок встают в пару, по считалке разыгрывают, кому бросать мяч. Тот, кто становится водящим, говорит: «Раз, два, три, мяч лови!» Затем бросает мяч вверх. Тот, кто поймает мяч, начинает игру заново.

Ямки

Для игры нужен : мяч.

Играть можно в любом месте. На улице для игры нужно вырыть ямки, а в помещении на расстоянии 2—3 м друг от друга можно расставить коробки. Ребёнку дают шарики, маленькие мячи и предлагают забросить их в ямки или коробки.

Камешки

Для игры нужны : камешки.

Ребёнку дают 2—3 камешка. Он бросает их вверх, а взрослый ловит. Затем бросает взрослый, а ребёнок старается поймать. Кто больше поймает, тот и выигрывает.

Попади в булаву

Для игры нужны : малый и большой мячи.

Ребёнок берёт малый мяч (мешочек, кубик и т. п.). На расстоянии 2 м устанавливается мишень — булава. Ребёнок должен броском снизу сбить её.

Через сетку

Для игры нужны: мяч и верёвка.

Играть лучше на улице. Ребёнок и взрослый берут по мячу, встают к линии площадки. На расстоянии 2 м от играющих, выше их роста, протянута верёвка (лента). Ребёнок и взрослый бросают через неё мяч разными способами.

Мяч в домике живёт

Для игры нужны: мяч и круг (диаметром 1 м).

Ребёнок берёт резиновый мяч и встаёт в круг (диаметром 1 м). Задача ребёнка — отбить мяч об пол 3—5 раз, не выходя с мячом из домика-круга.

Из домика в домик

Для игры нужны: мяч и обруч.

Взрослый и ребёнок встают в пару. Между ними, на расстоянии 1 м от каждого, лежит обруч (диаметром 1м). Ребёнок бросает в обруч мяч, который после отскока должен поймать взрослый. Затем игроки меняются ролями.

Кольцеброс

Для игры нужен: кольцеброс.

Для выполнения упражнения заранее готовят фигуру или палочку с основой. Ребёнку предлагают встать в обруч, на расстоянии 1,5—2 м. Он должен взять кольца и набросить их на палочку или фигуру.

Меткий стрелок

Для игры нужны : мишень и камешки или мешочки (мячики).

Ребёнок и взрослый встают на линию и бросают предмет в мишень — щит 40x40 см с расстояния 1,5—2 м.

Для игры нужны : камешки или другие предметы для метания (камешки, мешочки, шишки, малые мячи или шары).

Ребёнку предлагают бросать предметы вдаль, до игрушки или любого предмета, расположенного на расстоянии не менее 6—7 м.

Игры с мячом на улице для детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Игры с мячом являются одними из излюбленных, поскольку они очень разнообразны. Однако перед тем как начать играть в них, в большинстве случаев проводят подготовительную работу: детям показывают несколько простых упражнений, выполняемых с мячом, чтобы в дальнейшем эти элементы не вызывали у них затруднений. Такими упражнениями могут быть подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (затем — одной рукой), подбрасывание мяча и его ловля после выполнения полного оборота на месте и т. п. Кроме того, руководитель предоставляет возможность будущим участникам игр выполнять упражнения по собственному выбору, участвовать в различного рода соревнованиях и конкурсах.

Две четверки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Играют две команды по четыре человека в каждой. На земле или асфальте чертится квадратная площадка размером примерно в половину волейбольной. Для детей младшего школьного возраста размер площадки может быть меньше. Четыре человека — это одна команда, она располагается внутри площадки (внутренняя команда). Другая — за пределами ее, причем на каждой стороне площадки находится по одному игроку — это внешняя команда. Переступать линию игроки не должны, за нарушение этого правила дается штрафное очко команде. Начинают игру «внешние»: они перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданно бросить его внутрь площадки и осалить им игрока внутренней команды. «Внутренние» стараются увернуться от мяча или поймать его. Если игроки внутренней команды подберут мяч, упавший на площадку или поймают его, когда их пытались осалить игроки внешней команды, мяч переходит к ним. Теперь «внутренние» перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданным броском осалить игроков внешней команды, а «внешние» стараются поймать мяч или увернуться от него. Переход мяча осуществляется так же, как и в первом случае. За каждый бросок, завершившийся промахом, команда получает штрафное очко. Набрав четыре штрафных очка, команда выводит из игры одного из своих участников — того, кто больше всех нарушал правила или больше всех промахивался. Выигрывает та команда, в которой осталось больше игроков, если для игры отведено определенное время. Проигрывает в любом случае та команда, в которой остался один игрок.

Школа ловкости

Для этой игры подойдет мяч размером от теннисного до футбольного. Количество игроков может быть любым, но игра более динамична и азартна, когда играют 3-5 человек.

Играющий встает на расстоянии 3 м от стены и выполняет упражнения с мячом, сложность и количество которых возрастает 10 классов. Упражнения можно менять в зависимости от величины мяча и возраста играющих. В эту игру играют по очереди.

1 класс: бросить мяч о стену и после отскока от земли поймать его.

2 класс: бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч. Повторите 2 раза.

рых возрастает по мере перехода из класса в класс. Всего мать мяч. Повторить 2 раза.

3 класс: бросить мяч правой рукой, поймать двумя руками. Повторить 3 раза

4 класс: бросить мяч левой рукой, поймать двумя руками. Повторить 4 раза.

5 класс: стоя спиной к стене, наклониться назад и из этого положения бросить мяч, повернувшись лицом, после удара мяча о землю поймать его. Повторить 2 раза.

6 класс: стоя лицом к стене, высоко поднять правую ногу и из-под нее бросить мяч правой рукой. Поймать, опустив ногу. Повторить 3 раза.

7 класс: то же, что в предыдущем пункте, только поднять левую ногу и кидать мяч левой рукой. Повторить 3 раза.

8 класс: кинуть мяч левой рукой, поймать правой. Повторить 3 раза.

9 класс: кинуть мяч правой рукой, поймать левой. Повторить 3 раза.

10 класс: бросить мяч о стену, повернуться вокруг своей оси, поймать мяч. Повторить 3 раза.

Если игрок не выполнит упражнение, мяч переходит к следующему участнику, а этот становиться последним в очереди и начинает игру с первого класса.

Победителем считается тот, кто пройдет все классы быстрее всех.

После того как упражнения будут выполняться игроками легко, их можно усложнить.

Катись, яблочко!

Игроки образуют круг, после чего садятся на корточки или опускаются на колени. Двое участников находятся в центре круга. Остальные игроки начинают перекатывать мяч так, чтобы коснуться им ног тех, кто стоит в центре. Осаленный меняется местом с тем, кто осалил.

Выигрывает тот участник, который остался ни разу не осаленным.

Летящий мяч

Участники образуют круг. Они встают на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий находится в центре круга. Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу, тем самым не давая водящему возможности дотронуться до него. Водящий бегает в круге, стремясь коснуться мяча, когда он находится в воздухе, а также на земле или в руках у кого-нибудь из игроков. В том случае, если ему это удалось, его место занимает играющий, который подбросил мяч как раз перед тем, как мяч был осален.

Беги за мячом

Для игры понадобятся два волейбольных мяча и кусочек мела или заостренная палочка. Игра проводится на спортивной площадке. Все играющие выстраиваются двумя шеренгами лицом друг к другу вдоль площадки. Расстояние между игроками составляет около 3 м, а между шеренгами — 5 м. Места первых игроков в каждой шеренге обозначаются кругами, нарисованными мелом или начерченными острой палочкой на земле. Количество участников игры в каждой шеренге должно быть одинаковым, затем производится деление игроков на команды.

Первые обозначенные места занимают игроки разных команд, рядом с каждым из них располагается игрок другой команды, рядом с которым становится, в свою очередь, также игрок команды-соперницы и т. д. В результате получается, что в каждой шеренге игроки одной команды стоят через одного, а в разных шеренгах — по диагонали. Игроки, стоящие на отмеченных местах, получают по волейбольному мячу. Участники игры должны как можно быстрее перебросить мяч из шеренги в шеренгу по диагонали игроку своей команды и перебежать на его место.

В свою очередь, участник, который получил мяч, должен как можно быстрее перекинуть его по диагонали следующему игроку своей команды и бежать на его место, и так до последнего игрока в шеренге.

Последний игрок, получив мяч и ведя его как в баскетболе, должен обежать противоположную шеренгу и занять первое, отмеченное кругом, место, а все игроки в шеренге — сдвинуться на одно место. Получается, что последний игрок одной шеренги становится первым в другой шеренге.

Порядок игроков своей команды «через одного» должен сохраняться. Если участник обронил мяч или не смог его поймать, он должен поднять мяч, вернуться на свое место и повторить передачу.

Броски мяча и перебежки на места партнеров по команде продолжаются до тех пор, пока участник, который начинал игру, не окажется снова на обозначенном месте. Тогда возгласом и поднятием руки он сообщает, что игра окончена. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени на игру.

Это довольно сложная игра, она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. При ее разучивании целесообразно выделять игроков одной команды каким-либо знаком.

Например, цветными повязками на поясе; одна команда — синие повязки, другая — красные. Баскетбольную пробежку последнего игрока шеренги на первое место в другой шеренге можно упростить, заменив ее просто пробежкой с мячом в руках. Самое главное — соблюдать порядок построения и перемещения, в этом случае будет уходить меньше времени на игру, поэтому вначале, пока дети не освоили ее достаточно хорошо, необходимо проводить ее в небыстром темпе, постепенно увеличивая скорость передач мяча и пробежек.

Свечки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 2 теннисных мяча. Эта игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники игры разбиваются на две команды, причем мальчики соревнуются с мальчиками, девочки — с девочками. На земле рисуется круг диаметром 6- 8 м. В круг вызываются по одному представителю от каждой команды.

По сигналу строго одновременно они подкидывают вверх теннисные мячи. Получает очко тот, кто подкинет мяч выше, следовательно, чей мяч ударится о землю позже. Но если первый удар о землю произойдет за пределами круга, победителем считается соперник: он получает одно очко и еще дополнительное очко — его команда. В этом случае за один бросок команда может получить два очка.

Если оба мяча упадут за пределами круга, очки не начисляются. Каждый игрок совершает по 3-4 броска, причем участники команд сами решают, кого они будут выставлять на следующий поединок. Очки суммируются. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Для исключения недоразумений и споров каждая команда должна иметь свой мяч, отмеченный каким-либо образом.

Поймай мяч

Это очень простая игра с мячом. В нее могут играть от 3 до 15 человек. Рассмотрим вариант для 3 игроков. По жребию выбирают ловца мяча. Двое игроков встают лицом друг к другу на некотором расстоянии (4- 6 м), а между ними, примерно посередине, находится ловец.

Игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь попасть в ловца, но так, чтобы последний не поймал мяч. Кидать мяч в ловца можно только в том случае, если игрок получил его от другого участника, а не при первом броске или сразу после потери мяча. Если ловца задел пролетающий мяч, то он лишается права перемещаться, но может уклоняться от пролетающего мяча или приседать. Если игрокам не удалось попасть в ловца с первого раза, он снова начинает двигаться. Ловец старается поймать пролетающий мяч или первым поднять его после потери мяча игроком.

В том случае, если ему это удалось, то он меняется местами с тем игроком, который упустил мяч или чей мяч ловец поймал. Так происходит смена ловца. Если в игру играют несколько человек, то они встают в круг, а ловец — в середину круга. Ловец может передвигаться по всему пространству внутри круга, но не выходит за его пределы. Игра идет по тем же правилам.

Картошка

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Она проводится в очень быстром темпе, играют 8-12 человек.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом внутрь круга. Начинают перебрасывать мяч между собой, причем не ловят и кидают, а отбивают его друг другу, как в волейболе, стараясь подавать мяч не очень удобно для отбивающего. Тот, кто уронит или не сможет отбить мяч, становиться картошкой и садится в круг на корточки. Сидящие в кругу участники могут вернуться в игру, если сумеют выпрыгнуть и поймать мяч или если кто-нибудь из играющих отобьет мяч так, что он попадет в сидящего игрока.

При промахе (неудачной попытке «выбить картошку») игрок, который пытался осалить сидящего, сам становиться картошкой и садится в круг.

Дети младшего школьного возраста также могут играть в эту игру, но не отбивать мяч, а ловить и кидать его.

Переброска мяча

Для игры нужен волейбольный или резиновый мяч средних размеров, а также деревянная палочка или мел. На площадке ведущий рисует два круга диаметром около 3 м на расстоянии 8- 12 м друг от друга. Участники игры делятся на две команды и по очереди встают в круги по одному человеку. В один круг — игрок из одной команды, в другой — из другой. Находящиеся в кругах участники кидают друг другу мяч. Бросать его можно с силой, но обязательно точно. Если мяч пролетит от ловящего его на расстояние большее, чем вытянутая рука, то команда бросающего получает штрафное очко.

Игроки не должны выходить за пределы кругов. Бросив по одному разу мяч друг другу, пары меняются — так продолжается, пока последняя пара не совершит переброску мяча. Выигрывает та команда, которая получит меньше штрафных очков.

Стой

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В эту игру могут играть от 5 до 15 человек. На земле или на площадке рисуют или отмечают круг диаметром примерно 3 м. В центре его находится водящий с мячом в руках, остальные размещаются за очерченным кругом, но не дальше чем в двух шагах. Водящий подкидывает мяч, и в этот момент все игроки разбегаются, после удара о землю водящий ловит мяч и кричит: «Стой!», все должны остановиться. Затем водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока, не выходя за пределы круга. Если водящий попал в участника, то этот игрок становиться водящим, а водящий присоединяется к другим играющим, иначе игра повторяется. Первого водящего обычно выбирают с помощью какой-либо считалки.

Пчелка

В игре принимает участие 10-20 человек. Играющие образуют круг, расходятся на расстояние вытянутых рук, встают лицом к центру. Мяч перекатывают по земле внутри круга. Игроки руками отбивают мяч от себя, стараясь запятнать им другого. Мяч — это пчелка. В том случае, если кто-либо не отобьет мяч и будет осален, этот участник считается ужаленным. Он разворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока следующий участник не будет осален. Тогда первый, покинувший игру, снова разворачивается лицом к центру круга, а второй поворачивается спиной. Ловить мяч, а также отбивать его ногами запрещается.

Старый замок

Дети младшего школьного возраста играют в эту игру с удовольствием. Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 5 кеглей, волейбольный мяч. Ведущий чертит на игровой площадке большой круг. Выбирается или назначается водящий. Все участники встают за линией круга лицом к центру. Однако водящий остается в круге. В середине круга ведущий ставит кегли. Это замок, который водящий должен защитить.

Игроки перебрасывают мяч между собой, стараясь отвлечь защитника замка, улучить удобный момент, когда водящий зазевается, после чего сбить кегли быстрым ударом мяча.

Водящий имеет право любым способом отбивать мяч. Тот участник, которому удастся разрушить замок, становится водящим, и игра продолжается.

Замок можно сделать в виде треножника, связав в верхней части палки, а сверху на него положить мяч.

Лови - не лови!

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Для игры подойдет детский резиновый мяч небольшого размера или обыкновенный волейбольный. Играющие выбирают водящего с помощью какой-либо считалки, встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий берет мяч и встает в центре. Он поворачивается вокруг себя, неожиданно кричит: «Лови!» и бросает мяч какому-нибудь игроку. Участник должен поймать мяч. Если водящий крикнет: «Не лови!», игрок, которому кинули мяч, должен увернуться от него. Если водящий кричит: «Бросай!», то участник отбивает мяч обратно водящему и т. д. Игрок, который не выполнил озвученную команду или выполнил ее неправильно, выходит из игры, но продолжает участвовать в ней, наблюдая. Чем меньше игроков, тем быстрее темп игры.

Победителем считается участник, оставшийся последним, он становится водящим. Первое время, пока дети не разучили хорошо игру, водящим может быть взрослый. Число команд, которые должны выполнять игроки, зависит от возраста детей и от их опыта игры. Начинать игру лучше с двух команд: «Лови!» и «Не лови!», постепенно вводя новые.

Выбивание мячом.

Игра проводится у стены или высокого сплошного забора, понадобится мяч средней величины, мел или заостренная палочка.

Играющие выстраиваются в шеренгу с небольшим расстоянием друг от друга, в нескольких шагах от стены спиной к ней. Напротив них, метрах в 8-12, чертится прямоугольная площадка длиной в 3 м, шириной в 1 м — это место водящего. Его цель — попасть мячом в любого игрока во время броска, не выходя за пределы очерченной площадки. Участники не сходят с места, но могут уворачиваться от мяча, приседать, наклоняться и даже подпрыгивать. Игрок, в которого попал мяч, считается выбитым и выходит из игры. Если игрок поймает мяч, брошенный водящим, кинет его в водящего и попадет, участник становится водящим, а тот, кто был водящим, занимает его место в шеренге. Так происходит смена водящих. Когда у стены остается два участника, водящему дается право сделать два броска, чтобы выбить двух игроков. В том случае, если это ему удастся, он считается победителем, в противном случае победителем становится оставшийся игрок.

Сороконожка

В эту веселую игру можно играть на спортивной площадке, во дворе, на пустыре, на лугу. Для игры понадобятся волейбольный или резиновый мяч среднего размера, мел или заостренная палочка. Количество участников игры может быть от 6 до 20 человек. На земле или площадке чертится большой круг диаметром от 3 до 8 м. Диаметр зависит от количества участников и их возраста. Все играющие делятся на две команды. Игроки одной команды стоят за кругом в произвольном порядке, у них — мяч. Участники из другой команды — в кругу, выстраиваются друг за другом по одному, каждый последующий игрок держится за плечи предыдущего. Это сороконожка. Стоящие за кругом начинают перекидывать мяч друг другу, пытаясь задеть им последнего игрока сороконожки, а все игроки колонны, держась друг за друга, пытаются увернуться от мяча, защищая последнего игрока. Причем осаливать мячом можно только по ногам, нарушивший это правило меняется местом с игроком, стоящим в конце сороконожки, а последний, в свою очередь, встает за круг.

Осаленный игрок выходит из игры. Когда будут осалены все игроки сороконожки, команды меняются местами. Эта игра для детей младшего школьного возраста, но в нее могут играть и дети постарше, увеличив ее темп.

Котел

Для игры понадобятся небольшой мяч (можно теннисный), палки длиной около 1 м (для каждого игрока), можно использовать хоккейные клюшки. Игру нужно проводить на пустыре или за городом, в таком месте, где есть небольшое поле и можно выкопать ямки. Играть могут 5-10 человек.

В земле вырывается ямка диаметром 0,3- 0,5 м, размер ямки зависит от величины мяча. Это котел. На расстоянии около 2 м от него по кругу роют маленькие ямки — лунки. Количество лунок на 1 меньше, чем играющих. По жребию выбирается водящий.

Все игроки занимают своими палками лунки, без лунки только водящий. Он должен ударами своей палки загнать мяч в котел, а остальные игроки, используя свои палки, стараются помешать ему, отбивают мяч в другую сторону от котла. Но они должны быть осторожны, как только они вынули свои палки из лунок, — их могут занять другие игроки или водящий.

Вначале игры, если мяч попал в котел, водящий с мячом отходит в сторону приблизительно на 8 м и бьет по нему с таким расчетом, чтобы мяч, катясь или летя низко над землей, попал в котел. Если мяч попал туда, все игроки должны поменяться лунками.

Водящий бежит к лункам, стараясь занять своей палкой любую пустую. Зазевавшийся игрок, оставшийся без лунки, становиться водящим. Если водящему не удалось занять лунку, он снова водит. При смене водящего игра не прерывается. В этой игре занимать лунку можно только палкой и только пустую. Игра подойдет детям среднего и старшего школьного возраста.

Зебрус африканус

Для игры понадобится надувной мяч, деревянная палочка или мел. Ведущий (взрослый) заранее чертит на площадке 7 или 9 линий (в зависимости от количества игроков) на равном расстоянии друг от друга.

Средняя линия, которая делит площадку на два поля, выделяется. Участники игры делятся на две команды. С обеих сторон от средней линии встают команды, лицом друг к другу, по три или четыре игрока от каждой команды: по одному игроку на каждую полосу. Ведущий находится на средней линии. Он подкидывает мяч вверх, а кто-нибудь из участников должен его поймать и закинуть как можно дальше на поле другой команды, не выходя за пределы своей полосы, вдоль которой игрок может двигаться. Если участник из другой команды поймает мяч, то забрасывает его, в свою очередь, на поле первой команды. При касании мяча земли, штрафное очко получает команда, на поле которой это произошло. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. Затем команды меняют игроков.

Догони мяч

Эта игра может проводиться на площадке, чу л в парке, на пустыре, за городом. Для игры подойдет волейбольный или другой мяч среднего размера. Играть могут 15-20 человек. Перед началом игры выбирается водящий. Играющие образуют круг, встав на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий остается за кругом, за 2 человека до игрока, который держит мяч. По сигналу руководителя игроки передают мяч друг другу, стараясь делать это как можно быстрее, а водящий бежит за кругом и старается дотронуться до игрока с мячом. Если ему это удалось, тогда водящий меняется местами с игроком. Если водящий долго не может догнать мяч, то его меняют на другого. Игроки не могут перекидывать мяч, они должны передавать его из рук в руки. Когда дети хорошо освоят игру, правила можно усложнить — дать «фору» мячу, то есть водящий становиться на за 2 человека до мяча, а за 3 - 6. Или перед водящим ставится задача не просто догнать мяч, а обогнать его и дотронуться до игрока, который еще не взял мяч, тогда водящим становится игрок, у которого в этот момент оказался в руках мяч.

Съедобное — несъедобное

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия: «живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.

Наталья Бабинцева
Картотека подвижных игр с мячом для детей 4–5 лет

«Попади в корзину»

Цель : совершенствовать навыки метания правой и левой рукой.

Ход : на расстоянии 3-4 м от нее проводят черту. За ней располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого по 2 мячика. По сигналу дети бросают мяч в корзину сначала правой, затем левой рукой. Потом дети достают из корзины и повторяют упражнение, затем передают следующим детям.

Цель : упражнять детей в метании на дальность

Ход. Дети, держа в руках мячики, стоят на одной стороне зала или площадки за линией или положенной на пол веревкой. По сигналу инструктора бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мяч. По следующему сигналу бегут за своим мячом , останавливаются возле них, двумя руками поднимают над головой. Инструктор (воспитатель) отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого ребята возвращаются обратно за линию. Дети по указанию инструктора (воспитателя) бросают мячи правой, левой рукой.

«Боулинг»

Игроки (4-5 человек) стоят в шеренге за стартовой линией с мячами в руках. Напротив каждого игрока треугольником расставлены 6 кеглей (4-5 метров от линии старта) . Дети прокатывают мяч по полу, стараясь сбить кегли. Выигрывает тот, кто сбил большое количество кеглей. Мяч нужно катить по полу, не подбрасывая. Расстояние до кеглей можно увеличивать или уменьшать в зависимости от подготовленности детей .

Малоподвижная игра «Зайчик»

В роли зайчика выступает небольшой мяч, который удобно держать в руке. Дети встают в круг, в центре водящий. Дети за спиной передают мяч по кругу незаметно для водящего, а тот должен угадать, кто держит зайчика. Водящий может даже потребовать от игрока показать руки. Если водящий угадает, у кого мяч, дети меняются ролями.

Правила : постараться мяч передать в руки, не потерять его.

«МЯЧ В КРУГУ»

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше (ребятам) улыбнись!

По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме» ) девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Правила : мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Закати мяч головой»

Цель. укреплять мышцы туловища и конечностей, координацию движений, навыки ползания.

Оборудование. Большие мячи по количеству детей .

Ход. Игрок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой мяч, не касаясь его руками в противоположный конец комнаты. Выигрывает игрок, который заталкивает мяч первым.

Правило. Начинают игроки одновременно от черты, линии.

«Прокати и догони»

Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился,

А теперь его догоним. (бежит за мячом , догоняет его.)

Это сделать нам легко! (поднимает мяч над головой : «Поймал!» )

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см) .

Правила : ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу , а дожидается речевого сигнала.

«СБЕЙ КЕГЛЮ»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка, дает ему большой мяч.

Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог (взрослый) сопровождает свой показ такими словами :

Посмотри, какие кегли. (педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело (толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат! (обращает внимание на сбитые кегли)

Правила : энергично отталкивать мяч двумя руками, смотреть вперед -на кегли.

«Попади в ворота мячом »

Цель. Развивать разностороннюю координацию движений и подвижность нервных процессов , умение держать равновесие.

Оборудование. 2 стула, рейка 1,5или 2 м, мячик.

Ход. Ведущий строит ворота (на спинки стульев или кубов высотой 50-60 см. перед воротами на расстоянии 2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и положив его на прежнее место садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время.

Правило. Необходимо, чтобы ребенок бежал за мячом прямо , не горбясь.

«Поиграй со мною в мяч»

Цель. формировать правильную осанку, укреплять мышцы стопы, развивать координацию движений крупной и мелкой моторики, быстроты реакции.

Ход. Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч к ребенку, приговаривая :

Ты поймай веселый мяч,

Мне верни его, не прячь.

Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется 2-3 раза. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит :

Мячик, прыгай и лети

И детишек весели.

Ребенок прыгает в такт с мячом . Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3-5 раз.

Правила : следить за своей осанкой и смыканием губ.

«САЛЮТ»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит :

Это не хлопушки :

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их) .

По сигналу взрослого : «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила : подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют» .

«Положи мяч в корзину»

Цель : развивать ловкость, координацию движений.

Ход : детская баскетбольная корзина располагается на уровне роста ребенка. Варианты выполнения упражнения :

Ребенок кладет в корзину мяч диаметром 25-30 см двумя руками;

Ребенок кладет в корзину мяч диаметром 5-8 см одной рукой.

Правила : потянуться, положить мяч в корзину.

«ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова :

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними. Вот распрыгались мячи, разыгрались. Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила : действовать согласно тексту стихотворения.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

Затем педагог предлагает всем повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

Вариант : кто первый найдет мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

Правила : тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти на свое место.

«ИГРА В МЯЧ»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый произносит слова :

Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч! и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила : выполнять движения согласно тексту.

«ЛОВИ – БРОСАЙ»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый - в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря : «Лови, бросай, упасть нe давай!» .

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается : от 1 до 2 м и более.

Правила : ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение : дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

«Беги, веселый мячик»

Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый дает одному из играющих мяч диаметром 15 см, при этом четко говорит :

Ты беги, веселый мячик.

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» в руках оказывается мячик, начинает подпрыгивать на месте, а дети сопровождают его прыжки словами :

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, стоп!

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.

Правила : прыгать легко, на месте.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

«Догони большой мяч»

Цель. Развивать скоростные качества, ловкость.

Ход. Все дети стоят на одной стороне зала. Инструктор берет мяч размером 50 см в диаметре или более и бросает в противоположную сторону другому взрослому. Все дети бегут за мячом . Взрослый бросает обратно инструктору. Дети бегут за ним, стараясь поймать.

Правило. Бегать, стараясь не столкнуться с другими детьми.

«Стой»

Цель. Развивать реакцию на слова, ловкость, координацию движений.

Ход. Все дети бегут друг за другом по большому кругу. Вдруг инструктор громко говорит «Стой!» Дети останавливаются. Инструктор встает в центре круга, бросает мяч вверх и называет имя ребенка. Дети бегут по кругу, а ребенок старается поймать мяч, встать в центр круга, бросить мяч вверх, говорит «стой» . Дети останавливается. А ребенок называет имя другого ребенка. Игра продолжается.

Правило. Необходимо бросать мяч не в руки ребенку, а только вверх.

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

козёл

в эту игру играют, в основном, мальчишки.

для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «к», в следующий раз - «о» и т.д.

тот, кто первым соберёт целиком слово «козёл», выбывает из игры.

выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «козёл.ру».

вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

королева

эту игру ещё называют «лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

играющие становятся друг за другом в колонну. первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. после прыжка игрок становится в конец очереди.

если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «к», потом - «о» и т.д., пока не наберётся целиком слово «королева» (или «лягушка»).
тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


стенка

дети становятся в колонну друг за другом. первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. и точно так же кинуть его для следующего игрока. игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

съедобное – несъедобное

все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. напротив них стоит ведущий. он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«я знаю пять имён…»

в эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «я знаю пять имён мальчиков: ваня – раз, лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
на следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. в итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



штандер-стоп

в эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. у этой игры много разновидностей.

мы играем так:

все встают кругом. водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. остальные участники идут вокруг него. в какой-то момент водящий говорит: «стоп!» и открывает глаза.

тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «штандер-стоп!». водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

можно называть несколько видов шагов, например: «до егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

после этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. если попал – то он становится водящим. если нет – водящий остаётся прежним.


собачки

количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

от кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

картошка

дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

так может набраться достаточно много «картошек». чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

картошка–2, или одиннадцать

дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. первый, кто бросает мяч, говорит: «один!» остальные броски игроки просчитывают про себя: «два, три, четыре …».

тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

калека, инвалид, или больничка

дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



веселая семейка

у этой игры много названий – «сам же», «саджо», «сабже».

дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. сначала определяются имена всех участников. водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «твоё имя - лампочка» (или любое другое слово). тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «лампочка» - либо откидывает его. тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. и так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «семейка» (или «сам же»). если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (как правило, дети выбирают своё настоящее имя). таким же образом получают имена остальные игроки.
на втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

иногда получаются смешные комбинации: лиса сапоговна уткина, у неё муж клоун федорович блинов, у них 100 детей и т.д. играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

десятки, или десятины

для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

задания могут быть следующими:

1. подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. проделать это 4 раза.

5. стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. проделать это 5 раз.

6. стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. проделать это 6 раз.

7. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 7 раз.

8. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 8 раз.

9. девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

выполнять все задания следует по порядку.

выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

выжигало

все встают в ряд спиной к глухой стене. водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. игроки могут уворачиваться. сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



снайпер

в эту игру играют точно так же, как в «выжигало». единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

четыре квадрата

в эту игру нужно играть вчетвером. на асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. в каждой клетке размещается по одному игроку. за пределы своей клетки выходить нельзя.

в начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. а выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Белобородова Наталия Владимировна

Во многих семьях детям запрещается играть с мячом дома. Это и понятно — что-то задеть и даже разбить проще простого. Однако есть множество достаточно спокойных игр, в которые можно играть в любое время года в квартире.

«Солнышко»

Сядьте на полу напротив ребенка. Разведите ноги в стороны и согните в коленях, изобразив «домик». Катайте мяч друг другу со словами:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Маше заходит (мячик катится к Маше),
И к маме заходит (мячик от Маши катится к маме),
И к Маше заходит,
И к маме заходит…

Когда ребенок поймет в чем суть этой игры, можно подключить других участников — еще детей или взрослых.

«В десяточку»

Возьмите коробку, в которую легко помещается мяч. Встаньте на некотором расстоянии от ребенка. Задача малыша — закинуть мяч в коробку. Можно играть и несколько иначе. Коробку или тазик поставить на пол и стараться попасть в него. Показать ребенку порядок действий можно с таким стишком:
Мяч одной рукой возьмем
И к плечу поднимем.
На корзину поглядим
И в корзину кинем.

«Большой-маленький»

Возьмите несколько мячей разного размера. Выложите их в линию от меньшего к большему. Спросите у малыша: «Тебе покатить сначала большой или маленький мячик?». Катая мячики, рассказывайте ребенку какой из них большой, средний, маленький. Попросите, чтобы малыш сам показал мячи разных размеров.

«Яблочко»

Дети садятся в круг, выбирается водящий. Мяч передается по кругу со словами:
Яблочко, катись, катись.
Ты румяное, катись.
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись!

В этот момент все участники быстро прячут руки за спину, в том числе и тот, у кого оказался мячик. Ведущий старается угадать, и просит того или иного участника показать руки.

«Кегли»

Поставьте на пол кегли, или, если их нет, то кубики. Можно поставить один предмет или несколько. Задача ребенка — сбить предмет мячом.

«Мяч в домике»

Поставьте посередине комнаты стул. Сядьте недалеко от него. Покажите ребенку как направить мяч, чтобы он прокатился под ножками стула. Пусть малыш попробует сделать это самостоятельно.

«Препятствия»

Расставьте в комнате предметы — кегли, кубики — на таком расстоянии, чтобы мяч мог легко прокатиться между ними. Покажите ребенку, как нужно аккуратно катить мяч, чтобы ничего не сбить и не задеть.

Королева

Эту игру ещё называют «Лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

Для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.
Играющие становятся друг за другом в колонну. Первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. Когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. Стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. После прыжка игрок становится в конец очереди.
Если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «К», потом — «О» и т.д., пока не наберётся целиком слово «КОРОЛЕВА» (или «ЛЯГУШКА»).
Тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. Выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.
Стенка

Дети становятся в колонну друг за другом. Первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. Игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. И точно так же кинуть его для следующего игрока. Игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.
Съедобное – несъедобное

Все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. Напротив них стоит ведущий. Он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. Если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный — отбивает мяч обратно водящему.
«Я знаю пять имён…»

В эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

Первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «Я знаю пять имён мальчиков: Ваня – раз, Лёша – два…», — и так до «пяти» (повторяться нельзя). Потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
На следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

Если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. В итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». Выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».
Штандер-стоп

В эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. Можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. У этой игры много разновидностей.
Мы играем так:

Все встают кругом. Водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. Остальные участники идут вокруг него. В какой-то момент водящий говорит: «Стоп!» и открывает глаза.

Тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. Когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «Штандер-стоп!». Водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.
Тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).
Можно называть несколько видов шагов, например: «До Егора — 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

После этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
Когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. Если попал – то он становится водящим. Если нет – водящий остаётся прежним.