Харламов михаил евграфович художник картины.

Вторник, 14 Октября 2014 г. 05:30 + в цитатник

ПОРТРЕТ

Портрет молодой девушки
1884
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff


Девочка
1890
масло, холст
Girl
Alexei Harlamoff
Primorye State Art Gallery


Алексей Алексеевич Харламов (1840 - 1925) - русский живописец, мастер портрета. Родился в с. Дьячивка Дьячевка Порзовской волости Петровского уезда Саратовской губернии 18 октября 1840 года в семье дворовых поручицы Анны Сергеевны Киреевой Алексея Григорьева и Екатерины Евграфовой. Позднее семья (вероятно, при получении вольной и при переходе в мещанское сословие Саратова) стала носить фамилию Харламовых.

Семья была многодетной; у родителей будущего художника было 9 детей, двое из которых умерли в младенчестве. Будущий живописец был седьмым ребенком в семье. Вольную родители получили в 1850 году только с тремя младшими детьми (на этот момент они были крепостными госпожи Загейновой). В числе этих младших детей был и будущий художник. Что стало со старшими детьми и когда семья стала принадлежать Загейновой - остается неясным.

Первым "наставником по искусству" Алексея Харламова стал художник Владимир Яковлевич Афанасьев.

В 1854 году, в 14-лет, Харламов стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был учеником в историческом классе профессора Маркова, представителя "эпигонского" классицизма. Местонахождение большей части работ академического периода неизвестно, кроме одной - полотна 1865 года "Анания перед апостолами". Оно хранится в музее Академии. Эту картину Харламов писал на Малую золотую медаль, но награды за нее не получил.


Девушка с цветами
1878
The Flower Girl (also known as Girl reading)
Alexei Harlamoff

За период обучения неоднократно получал академические награды: в 1857 и 1862 - малые серебряные медали за рисунок и этюд, в 1863 г. - две большие серебряные медали за рисунок и этюд, в 1866 г. - малую золотую медаль, в 1868 г. - большую золотую медаль. Академию окончил со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. В 1869 году как пенсионер Академии отправился в Париж, также посетил Берлин и Лондон.

В 1870 году из-за франко-прусскую войну на некоторое время переехал в Бельгию. В Гааге выполнил на заказ Петербургской Академии художеств копию с картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Осенью 1872 вернулся во Францию. Принимал частные уроки у живописца Л. Бонна. В 1873 году был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Вене. Участвовал в выставках в залах Петербургской Академии художеств и парижском Салоне.



Девочка с жемчужным ожерельем
1881
масло, холст
Girl with a Pearl Necklace
Alexei Harlamoff
Private collection

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Петербург три свои работы - "Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки". За эти картины и за сделанную в Гааге копию с "Урока анатомии" Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: "Здесь появились два замечательных художника - Репин и Харламов, - писал он. - Второй особенно далеко пойдет". Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Большую часть своей жизни художник провел во Франции, изредка приезжая в Россию.


Юная модель
1883
масло, холст
The Young Model
Alexei Harlamoff
Private collection

Умер художник в 1925 году в Париже в возрасте 85 лет. О последних годах жизни Харламова писала в своих воспоминаниях певица Фелия Литвин: "Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в ателье, расположенном под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью. Увы, в 1925 году он умер". Далее она пишет: "Он скончался у меня на руках… Я любила его как отца. Он был свидетелем начала моей карьеры и в дни моей старости остался мне верным другом".
Свои работы и архив он завещал Фелии Литвин.


Портрет Фелии Литвин
Холст, масло
55 x 46 см
Частное собрание



Портрет Фелии Литвин
Холст масло


Портрет девушки
1881
масло, холст
Portrait of a Young Girl
Alexei Harlamoff



Сестры
1888
масло, холст
Sisters
Alexei Harlamoff
Private collection



Темноволосая красавица
1890
масло, холст
Dark Haired Beauty
Alexei Harlamoff


Лето
1890
масло, холст
Summertime
Alexei Harlamoff



Подруги
1892
масло, холст
Friends
Alexei Harlamoff



Две девочки
1894
масло, холст
Two Girls
Alexei Harlamoff



Женщина с ребенком
1894
Woman and child
Alexei Harlamoff



Мать и дочь
1901
масло, холст
Mother and Daughter
Alexei Harlamoff



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff



Портрет девочки.
1904
пастель
Little Girl with Head-dress
Alexei Harlamoff
Far Еast Museum of Fine Arts-Khabarovsk



Портрет девочки
1904
масло, холст
Portrait of a young girl
Alexei Harlamoff
Private collection



Цыганка с цветами
1907
масло, холст
Gypsy Girl with Flowers
Alexei Harlamoff
Private collection



Маленькая швея
1910
масло, холст
The Little Seamstress>
Alexei Harlamoff
Private collection



Две сестры
1913
масло, холст
Two Sisters
Alexei Harlamoff



Дочь художника
The Artist"s Daughter
Alexei Harlamoff



Красавица с каштановыми волосами
An auburn beauty
Alexei Harlamoff


Темно-рыжая красавица с красными розами
масло, холст
Auburn-haired Beauty with Bouquet of Roses
Alexei Harlamoff
Private collection



Девочка, пускающая мыльные пузыри
масло, холст
Blowing bubbles
Alexei Harlamoff
Private collection



Делим яблоки
масло, холст
Choosing apples
Alexei Harlamoff



Созерцание
Contemplation
Alexei Harlamoff



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection



Созерцание
масло, холст
Contemplation
Alexei Harlamoff
Private collection


Мечтание
Faraway Thoughts
Alexei Harlamoff


art-catalog.ru

.

Алексей Алексеевич Харламов (18 октября 1840, село Дьячевка, Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя – 10 апреля 1925, Париж, Франция) – русский художник, мастер портрета.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице в Саратов, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло - из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и еще двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А.Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году - Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 1871 - 1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи - любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы - «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника - Репин и Харламов, - писал он. - Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И.Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А.Н. Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок - вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном явившимся ярким исключением стал портрет И.С. Тургенева, о котором сам писатель говорил еще в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так картина "Женская головка" была приобретена императрицей Марией Федоровной. Харламову просто не было потребности и смысла в переменах, осваивании новые стилей и направлений. Однако этот консерватизм столь долго сопутствовавший успеху художника обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

«Маленький Бонна», как именовали его парижане, «русско-испанский француз», как язвительно отзывалась русская критика, Харламов тем не менее живо интересовался событиями русской культуры. Домашний друг И.С. Тургенева и русского художника А.П.Боголюбова, знакомый композитора С.И.Танеева, Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже. Живопись самого Харламова имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства того, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.

В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова. Так в 2006 году картина А.А. Харламова «Маленькая швея» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 610 тыс. фунтов стерлингов, а картина «Юные цветочницы» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году ушла почти за 3 миллиона долларов.

Кроме частных коллекций картины Алексея Харламова есть и в музеях. Так в России они представлены в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Радищевском музее в Саратове, музеях Астрахани, Владивостока, Краснодара, Рыбинска, Иркутска, Хабаровска, Ярославля.

Кавалер Ордена Почётного легиона (1900, Франция).
Орден Святого Владимира (1902).
Харламов Алексей Алексеевич

Цитата сообщения Художник Харламов Алексей Алексеевич(Harlamoff Alexei Alexeivich)(1840-1922). Детские портреты

The Young Model

Алексей Алексеевич Харламов (настоящее имя - Харитон Платонов) - мастер, который при жизни пользовался большим успехом. Позднее оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.

1000" src="https://s48.radikal.ru/i119/1005/bb/08408a097fbf.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="754">

Contemplation



Портрет молодой девушки

Весенние цветы

Портрет маленькой девочки

Young Girl

Портрет молодой красавицы

«Темноволосая красавица»

The Flower Girl

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich" border="0" src="http://sr.gallerix.ru/825912517/H/1796068083/" title="Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief,

Portrait of a Young Girl in A Red Kerchief

A Russian Beauty

Соня

My Little Model

932" src="https://s002.radikal.ru/i198/1005/43/3c410fa53e86.bmp" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="700">

Портрет девочки в зеленой кофточке

Дочь художника

Портрет южанки с шалью

https://s44.radikal.ru/i105/1011/9e/f183ba081c57t.jpg">

«Лежащая крестьянская девочка»


«Портрет детей Павла Петровича Демидова»

Портрет девочки с яблоками

У колыбели сестры

900" src="http://www.allpaintings.org/d/29482-1/Alexei+Harlamoff+-+Young+Girl.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="618">

Young Girl

Девочка.

Harlamoff Alexej Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses, Автор: Harlamoff, Alexei Alexeivich" border="0" src="http://sr.gallerix.ru/825912517/H/282592874/" title="Harlamoff Alexej Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses,

Auburn haired Beauty with Bouquet of Roses

Мать и дитя

870" src="https://i038.radikal.ru/1205/78/b56d9e5638c1.jpg" style="-ms-interpolation-mode: nearest-neighbor" width="600">

Little Girl

THE LITTLE FLOWER GIRLS - Харламов Алексей Алексеевич" border="0" src="http://artcyclopedia.ru/img/big/008040010.jpg" title="THE LITTLE FLOWER GIRLS - Харламов Алексей Алексеевич">

THE LITTLE FLOWER GIRLS


Подруги

Бедный музыкант", "Головка итальянки" и "Головка мордовки" получил звание академика Петербургской Академии Художеств.
С 1982 г. член Товарищества передвижных выставок
В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, но к осени возвратился во Францию. Почему же это произошло? По мнению известного журналиста того времени Н.Н. Брешко-Брешковского, в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». И.Е. Репин же в одном из своих писем сообщал, что Харламов «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда. По возвращении в Париж Харламов снял мастерскую в доме на Пляс Пигаль, в любимом квартале художников, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Он подарил городку свои работы.
Со второй половины 1870-х Харламова, как и многих русских художников, побывавших во Франции, увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в том числе и в акварели «Головка» (1881) из музея имени А.Н. Радищева, он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». Возможно, интерес к ней был вызван костюмированным балом в доме Виардо в феврале 1875 года, где художник получил первый приз за свой венецианский костюм в стиле конца XV века. В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Среди них - картина «Музыкант-неаполитанец» из Русского музея и рисунок к ней из коллекции Радищевского музея. Но это увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Художник часто выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, на акварельных выставках в Петербурге, выставках передвижников. Особо следует сказать об участии Харламова в деятельности «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» в Париже. Он был одним из его учредителей, после смерти Боголюбова он стал председателем комитета Общества. Не остался Харламов равнодушным к главному делу жизни А.П. Боголюбова - созданию Радищевского музея в Саратове. Он подарил ему свои работы, в том числе и «Итальянку с тамбурином», картину с весьма экзотическим сюжетом - девочка-итальянка замахивается тамбурином на ящерицу. В собрании музея находится и выполненный Харламовым портрет гражданской жены А.П. Боголюбова Елизаветы Францевны Шивр, которая поддерживала идею создания музея и рисовальной школы и завещала им большую часть своего состояния. Первая мировая война разорила Харламова, как и многих его современников. О последних годах его жизни Ф. Литвин, которая любила его как отца, вспоминала: «Когда-то его дела шли хорошо, но под конец ему пришлось пережить много горя. Мне выпала печальная радость заботиться о нем до его последнего часа. Он жил в комнате, расположенной под самой крышей. Для меня было настоящей пыткой ежедневно карабкаться на его чердак, но я шла на это с радостью». Он скончался у нее на руках. Похоронен Харламов был 13 апреля 1925 года на кладбище Пер-Лашез в Париже. Харламов был мастером, стоявшим в стороне от ведущей, демократической тенденции в русском искусстве второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русского искус-ства в Европе и в развитие художественных связей между Россией и Францией того времени.
Среди русских самым постоянным и восторженным его почитателем был писатель Тургенев, который считал Харламова своим «любимым художником». Известность Харламова в Париже (1870-е гг.) связана с портретом великого писателя, который он исполнил в 1875 году. Эта работа сделала его модным парижским портретистом. Сам писатель предпочитал его портрет другому, написанному Репиным. Издавна любивший живопись Тургенев коллекционировал исключительно произведения художников современной французской школы, и только работы Харламова представляли русское искусство в его собрании. Писатель часто сравнивал живопись Харламова и великого голландца Рембрандта. Самым знаменитым произведением Харламова до сих пор остается портрет И.С.Тургенева (1875, ГРМ). Сам писатель считал его непревзойденным по мастерству и глубоким по проникновению.


Судьба русского художника Алексея Харламова сложилась удивительно. Его родители были крепостными, закономерно предположить, что и ему была уготована подобная участь. Однако жизненные обстоятельства сложились иначе: он не просто сумел вырваться из рабства, но и получил художественное образование и эмигрировал в Париж, где прославился как выдающийся портретист . Его работы, написанные в духе эпохи Возрождения , и сегодня вызывают живой интерес у ценителей живописи.




Алексей Харламов родился в 1840 году в селе Дьячевка Саратовской губернии, вскоре его родители были проданы в Саратов, где через несколько лет по воле выкупившей их помещицы получили вольную. Освобожденная семья принимает решение переехать в Санкт-Петербург, где мальчик Алексей увлекается живописью. Вначале берет частные уроки, а после – поступает в академию художеств, которую заканчивает с отличием. Наставником Харламова становится профессор А.Марков. В качестве поощрения за успехи в учебе Харламов и еще несколько выпускников академии получают путевки в путешествие по Европе. Так состоялось знакомство начинающего русского художника с мировыми шедеврами, появился интерес к жизни за рубежом.









В возрасте 32 лет Алексею удается переехать в Париж. Определяющими для его творческой манеры стали уроки Леона Бонна. Поступив к нему на курсы, Харламов увлекается его манерой письма: умением создать реалистичный портрет, который в то же время по своей стилистике близок полотнам испанских мастеров. Освоив в совершенстве эту технику, Харламов быстро завоевал популярность у современников, но так же быстро и был отправлен в забвение как мастер одной формы, одного жанра.









В Харламове видели настоящий талант многие представители интеллигенции. Им увлекался Иван Тургенев, восторженно отзывались о нем супруги Виардо, большое будущее прочил ему Эмиль Золя. Дебютировав колоритными портретами итальянок и цыганок, он так и не сумел эволюционировать: портреты, выполненные в таком стиле, хорошо продавались, и явной причины для дальнейших творческих поисков попросту не было. Вновь и вновь Алексей Харламов воспроизводил похожие сюжеты, и со временем они, конечно же, стали приедаться и надоедать зрителям.







Примечательно, что интерес к творчеству художника возродился в 21 веке. Заново открывая картины Алексея Харламова, покупатели престижных аукционов не жалели средств на приобретение его полотен. Так, на Sotheby’s в 2007 году один из коллекционеров приобрел картину «Юные цветочницы» за 3 млн долларов! Работы Харламова сегодня хранятся в музее во французском городке Веле, где много лет жил и работал художник, а также во многих российских городах.



Творчество Алексея Харламова вошло в историю русской живописи, однако его работы – суть повторение одних и тех же образов и характеров. Иной подход предпочитал , своими акварелями он создал атлас истории России 19 века.

Алексей Харламов. Юные цветочницы. 1885.Картина продана на аукционе
Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году за $3 176 000.

Алексей Алексеевич Харламов(1840- 1925гг) настоящее имя - Харитон Платонов - русский художник, мастер портрета.Часто его называют салонным художником, который при жизни пользовался большим успехом.

Русский Бонна называли его парижане.Позднее он оказался почти забытым, но в последние годы интерес к его произведениям, прежде всего за рубежом, заметно возрос: на крупнейших мировых аукционах его картины продаются за рекордно большие суммы. В России же до сих пор его имя известно главным образом искусствоведам и коллекционерам.

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе.

Маленькому Алеше повезло - из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художествВ.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма.

За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в1863 году - две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году - Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом..В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу.

Осенью 1872 года Харламов возвратился во Францию и окончательно обосновался в Париже. Вероятно, в это время он и стал учеником популярного тогда салонного художника Л.-Ж.-Ф. Бонна, который был директором Школы изящных искусств. Ему принадлежала решающая роль в становлении Харламова-живописца. Занятия с Бонна помогли Харламову найти свою тему в искусстве.

Творческие интересы Бонна и Харламова нередко почти или полностью совпадали во времени. Харламовские «Итальянки», которых художник начал писать уже в 1870 году, прямо продолжают «Итальянок» Бонна.

Связь между работами Бонна и Харламова наблюдается также и в технике исполнения, прежде всего, в щедром использовании асфальтосодержащих красок и кроющих лаков.

В 1874 году художник стал академиком Санкт-Петербургской Академии художеств. Это звание присудили за работы «Итальянская девочка с цветами», «Девочка-швея», «Головка итальянки», «Бедный музыкант», «Мордовская девушка»

«Мордовская девушка», без сомнения, одна из лучших его «головок». Вероятно, сам мотив был навеян или воспоминаниями о детстве, о родном доме в Саратовской губернии, или о какой-то более поздней поездке в Саратов, где всегда жило много представителей этой народности. Это одна из редких «головок» художника, имеющая если не русский, то «российский» оттенок.

Художник этнографически точен в передаче мордовского костюма одной из этнической групп мордвы – эрзя. Однако модель (несомненно, найденная в Париже) по внешности напоминает другую этническую группу мордвы - мокша. Отличает от большинства харламовских «головок» «Мордовскую девушку» и то, что в ней почти нет налета слащавости.

Успеху Харламова в 1870-е годы немало способствовала его принадлежность к кругу, сложившемуся вокруг И. С. Тургенева и певицы Полины Виардо-Гарсиа (1821 – 1910). Художник стал завсегдатаем их дома. А в январе 1875 года начал работать над портретом И.С.Тургенева.

Тургенев ценил Харламова как портретиста, отмечал его дар колориста и общую высокую культуру харламовской живописи. Близость Харламова Тургеневу подтверждается частыми упоминаниями его имени в тургеневских письмах, харламовским циклом иллюстраций к «Дворянскому гнезду» и, в конце-концов, тем, что о смерти Тургенева из всех знакомых ему сообщили первому.

С 1870-х годов в творчестве Харламова появляется линия, которая впоследствии станет ведущей - так называемые «головки» и близкие к ним жанровые композиции. По поводу «головок» один из рецензентов справедливо полагал, что все они «суть не что иное как «незаказанные» портреты.

Но при всём при этом «головки» составляют большую часть творческого наследия Харламова. Несомненно, не последнюю роль в их создании играл и коммерческий успех. Видимо, к их созданию в первые годы пенсионерства Харламова подтолкнула нелёгкое положение в финансовом отношении - денег, высылаемых Академией своим пенсионерам, едва хватало на самый скромный образ жизни.

В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию.

Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль, и превратил ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей.

Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника. Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственным человеком, скрашивающим его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез.

Алексей Харламов не был художником, определяющим пути развития русского искусства второй половины XIX века, но и он внес свой вклад в утверждение престижа русской живописи в Европе.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос.Самые дорогие картины Харламова,проданные на аукционах.