Кто из правителей построил тадж махал. Мавзолей Тадж-Махал — шедевр индийской архитектуры

Тадж-Махал (Индия): архитектура, строительство, мифы

Тадж-Махал - это мечеть, совмещенная с мавзолеем, расположена в Агре на берегу местной реки Джамна. Доподлинно неизвестно о том, кто именно является архитектором данного здания. Это сооружение было построено по приказу Шах-Джанаха, который является прямым потомком знаменитого Тамерлана. Падишах Империи Великих Моголов возвел Тадж-Махал для своей супруги Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14 ребенка. Впоследствии тут был захоронен и сам Шах-Джахан.


Тадж-Махал (его еще называют просто «Тадж») является самым известным примером стиля архитектуры, который зародился в Монголии. Он вобрал в себе элементы исламского, индийского и персидского стилей архитектуры, так как в культуре монголов вообще много заимствований. Тадж-Махал получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 83-ем году ХХ столетия. Его считают общепризнанным шедевром и жемчужиной мусульманской культуры, которой восхищаются люди с разных стран планеты.


Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Его строительство началось в 1632 году, а окончены работы были только к 1653 году, то есть длились более двух десятилетий. Над строительством объекта трудились около двадцати тысяч мастеров и обычных рабочих. Строительством также руководили ведущие архитекторы того времени, но доподлинно неизвестно, кто именно внес основной вклад в итоговый результат. Творцом этого знаменитого строения обычно считают Лахаури, но некоторые сведения говорят о том, что главным архитектором был уроженец Турции Мухаммед Эфенди. В любом случае на этот вопрос вряд ли уже удастся получить ответ.


Внутри мавзолея можно увидеть гробницы шаха и его супруги. Но на деле они захоронены не под гробницами, а чуть ниже, под землей.


Тадж-Махал - это пятикупольное здание, высота которого достигает 74 метров. Построено она на платформе с четырьмя минаретами по углам. Минареты имеют небольшой наклон в сторону от гробниц, чтобы в случае обрушения не повредить ее.


Рядом расположен сад с фонтанами. Стены выложены из полупрозрачного мрамора, который приходилось привозить сюда издалека. Кладка выполнена с инкрустацией из самоцветов. Благодаря этому стены при дневном свете выглядят белоснежными, на заре кажутся розовыми, а в лунную ночь имеют серебристый оттенок.


Строительство данного здания проходило в течение долгого времени и на объекте успели поработать более двадцати тысяч человек из разных концов страны, а также из других государств Азии и Ближнего Востока. Каждый из них внес свой вклад в итоговый результат.


Тадж-Махал возвели чуть южнее от Агры, которая была окружена высокой стеной, охранявший город. Шах-Джахан лично занимался выбором участка и обменял на него огромный дворец, который расположен в самом центре Агры. В итоге, строительство началось на площадке площадью примерно 1,2 гектара. Для начала землю перекопали и заменили грунт, а потом соорудили площадку, которая поднялась на пять метров выше уровня берега местной реки. В дальнейшем началось сооружения фундамента, который должен был стать основой массивного здания и при его возведении применялись самые современные на тот момент технологии. Основательно строили даже леса, которые были не бамбуковыми, как обычно, а кирпичными. Они получились настолько массивными, что мастера боялись, что после окончания строительства их придется разбирать в течение нескольких лет. Но получилось все несколько иначе. Придание говорит о том, что Шах-Джахан объявил о том, что любой может взять себе столько кирпича, сколько хочет и леса разобрали едва ли не за одну ночь, так как в те времена это был востребованный строительный материал.


Мрамор транспортировался с помощью специального пандуса, сооруженного из спрессованной земли. По нему тридцать быков тащили каждый блок к месту строительства. На нужный уровень блоки поднимали с помощью специально сконструированных механизмов. Близость реки также позволяла быстро добывать воду. Специальная канатная система позволяла наполнять резервуары максимально быстро, после чего из резервуаров вода по специально проложенным трубам транспортировалась непосредственно к месту строительства. Работа в этом смысле была проделана огромная.


Гробница и платформа были построены за 12 лет, а все остальные части комплекса строились еще десять. Строительство было поделено на этапы и во многом благодаря этому удалось добиться своевременной сдачи всех объектов. Силы не распылялись, а аккумулировались на конкретном виде работ.



Тадж-Махал в 1865 году

Строительные материалы свозились сюда со всей Индии и даже из соседних держав Азии, поэтому использовалось более одной тысячи слонов для их перевозки. Тадж-Махал строили действительно всей страной, и на его возведение ушло огромное количество сил, времени и денег.



Тадж-Махал в 1890 году


С самого начала своего существования Тадж-Махал был не только источником всеобщего восхищения, но и отличным поводом для создания мифов и легенд на его основе. Как известно, любую красивую историю окружает множество сопутствующих повествований, часть которых является правдой, а другая полной чушью и выдумкой. Порой невозможно разобраться, где правда, а где вымысел. Что именно является правдой, да и количество самих легенд не поддается исчислению, мы остановимся на самых примечательных.


Самый распространенный миф заключается в том, что Тадж-Махал должен был стать не единственным мавзолеем. Согласно легенде напротив него должен был появиться еще один мавзолей, но уже из черного мрамора. Вырасти новое здание должно было на другом берегу реки, но этому помешали определенные обстоятельства. Так, рассказывают, что Шах-Джахан банально не успел закончить строительство по причине того, что был низвергнут с престола собственным сыном и законным наследником Аурангзебом. Эту легенду подкреплял и тот факт, что на противоположенном берегу реки действительно со временем обнаружились руины из чёрного мрамора. Но все встало на свои места в конце двадцатого века, когда раскопки и исследования дали понять, что черный мрамор на самом деле является всего лишь почерневшим от времени белым мрамором. При этом пруд в Лунном саду (там должен был согласно приданию находиться второй мавзолей) был реконструирован, выяснилось, что отражение Тадж-Махала в воде пруда выглядит черным и его можно рассмотреть без проблем. Возможно, пруд был построен только для этих целей.

Нет доказательств и тому, что после завершения строительства архитектору отрубили руки, чтобы он не мог воссоздать такую красоту. По другой версии, строители подписывали специальный договор, что никогда не будут строить ничего похожего на Тадж-Махал. Подобные легенды сопровождают почти любое известное сооружение и являются фантазией чистой воды.

Еще одна легенда касается того, что в середине девятнадцатого века Уильям Бентинк планировал полностью уничтожить мавзолей и продать его мрамор на крупном аукционе. Скорее всего, данный миф возник после того, как Бентинк продал мрамор из конструкции одного из фортов в городе Агра, но подобных планов относительно усыпальницы у него не было.

Часто приукрашивают реальность и путеводители, согласно которым, Шах-Джахан после того, как был свергнут своим сыном, любовался Тадж-Махалом прямиком из-за решетки своей темницы. На самом деле ничего подобного не было, так как Шах-Джахана содержали в более чем комфортабельных условиях в Красном форе, расположенным в Дели. Оттуда Тадж-Махал, конечно, невозможно увидеть. Здесь рассказчики умышленно подменяют делийский Красный форт тем, что расположен в Агре. Из Красного форта в Агре действительно виден Тадж. Получается, что большинство мифов и историй про знаменитый мавзолей являются не более, чем самыми обычными выдумками, пускай и очень красивыми.


Тадж Махал и интересные факты о нём привлекают внимание множества туристов. В 2014 году там побывало около 6.5 млн человек. Более 53 событий, обстоятельств и историй о строительстве и архитектуре, о прошлом и сегодняшнем дне памятника собраны и изложены для вас кратко в этой статье.

Тамерлан и его влюблённый потомок Джахан

Тадж Махал построили из белого мрамора
  1. На территории современного Узбекистана в 14 веке жил полководец Тамерлан или Тимур — основатель империи Тимуридов (совр. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак). Его потомок, правитель империи Великих Моголов (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана) в 1627-1658 годах — падишах Шах-Джахан I, обессмертил своё имя постройкой Тадж Махала.
  2. Тадж Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре (Индия).
  3. Чтобы с помощью архитектуры передать красоту своей любимой жены, умершей во время 14-х родов, падишах обменял дворец в центре столицы на землю (чуть больше гектара) в 7 км от города на берегу священной реки Ямуны (Джамуны).
  4. Вскоре после строительства мавзолея сын падишаха стал управлять государством, а отец продолжал комфортно жить в форте Дели. После смерти его похоронили рядом с женой. Этот факт преподносят как свержение отца и заточение его в тюрьму. Мнение индийских историков можно узнать из публикации «Тадж Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда» на канале Дзен Архитектура .

6 интересных фактов о том, как строили Тадж Махал

  1. В работах были заняты 22000 мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус, по которому 30 быков тащили блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Строительство гробницы заняло около 12 лет. Чуть меньше потребовалось для остальных частей комплекса: минаретов, мечети, Больших ворот, сада. Но по времени комплекс строился в два раза дольше, чем новая столица Моголии (на территории нынешнего Дели).
  6. Площадку для строительства подняли на 5о метров выше уровня уровня реки с заменой грунта.

26 фактов об архитектуре мавзолея


Центральный зал мавзолея с кенотафами падишаха и его жены
  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.
  11. Тадж Махал в свете утренней зари

  12. 4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
  13. Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
  14. Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
  15. Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
  16. До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
  17. Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами.
  18. Чего мы не видим сейчас , так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
  19. Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
  20. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
  21. Купол зала внутри украшен в виде солнца.
  22. С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
  23. Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
  24. Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
  25. Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Тадж Махал: интересные факты настоящего времени

  1. Тадж Махал входит в список «7 новых чудес света», который был составлен в 2007 году путём голосования более чем 100 млн. человек.
  2. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.
  3. Войти в гробницу можно только сняв обувь или в одноразовых бахиллах.
  4. Раньше можно было подняться наверх минаретов, чтобы полюбоваться видом. Но после случаев самоубийства влюблённых вход наверх закрыли.

Интерьер Тадж Махала

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры (своей столицы), когда увидел в 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.


Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама (будущего императора). В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет. Так что, действительно, девушке было в этот момент 19 лет.

Арджуман стала его третьей женой. После свадьбы супруг стал называть её Мумтаз-Махал, что означает «Избранная дворца», т.к. по внешности и характеру она стала для него лучшей. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Тайна Чёрного Тадж Махала

Ходит легенда, что Шах-Джахан хотел построить ещё один дворец на противоположном берегу реки, но уже из чёрного мрамора. Эти слухи стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Он держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией и ездил туда пять раз. После путешествия в Агру в 1665 году (через 8 лет после окончания строительства) он записал впечатления о мавзолее, в том числе о на противоположном берегу реки. Однако, свергший его сын запретил строительство.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологические раскопки обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором. Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А второй мавзолей — это полное отражение дворца в воде.

Щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг строения были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи может забрать домой любой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

Интересно узнать Ваше мнение об этом совершенном памятнике архитектуры. Хотелось бы Вам осмотреть его в живую? Или предпочитаете наслаждаться его величием дома? Пишите в комментариях.
Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы иметь интересную тему для беседы.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Рассвет над Тадж-Махалом

История

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.


Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней) .

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Панорама Тадж-Махала

Архитектура

Персидская каллиграфия

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Цветы, высеченные в мраморе

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Арочный свод

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Чар-Багх (четыре сада) - неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны) , сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

Минарет

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу - мечеть, к востоку - здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно - попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть - на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Навершие Тадж-Махала

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания) , чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Реквием в мраморе


Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал - уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца») , который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана - ему было 39 лет, всего на год старше жены, - побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, - срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, - писал он. - Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Мифы о Тадж-Махале


Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.


Музей Тадж-Махал

В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг) . Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.) . Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.

Лучшие виды Тадж-Махала

На территории Таджа

За удовольствие придется выложить 750 рупий, но только внутри комплекса вокруг Тадж-Махала вы сможете в полной мере ощутить всю красоту и мощь самого красивого здания на земле. Обязательно обратите внимание на мозаику (пьетра дура) внутри ниш с арками (пиштаков) на четырех внешних стенах. Не забудьте взять с собой фонарик, чтобы получше рассмотреть похожие орнаменты внутри темного центрального зала мавзолея. Обратите внимание на белый мрамор и полудрагоценные камни, вкрапленные в него.

Главное - "попасть"

Из Мехтаб Багха

Туристам больше не разрешается свободно гулять по набережной на противоположном берегу реки Ямуны, но все еще можно любоваться Тадж-Махалом сзади, из парка Мехтаба Багха (XVI век) по ту сторону реки. Тропа, ведущая вниз к реке, приведет вас к месту, откуда такими же видами можно наслаждаться бесплатно, хоть и в ограниченном ракурсе.

Вид с южного берега реки

Это отличное место для наблюдения за закатом. Идите по тропе, которая тянется вдоль восточной стены Тадж-Махала, вниз до маленького храма у реки. Там вы найдете лодки, на которых можно прокатиться по реке и насладиться еще более романтичными видами. Приготовьтесь заплатить примерно 100 рупий за лодку. В целях безопасности лучше не отправляться сюда в одиночку на закате.

С крыши кафе в Тадж Гандже

Отличный вариант для фотографирования на рассвете - крыши кафе в Тадж Гандже. Снимки получаются очень красивые. Нам кажется, что кафе на крыше отеля Saniya Palace - лучшее место. Расположение отличное, вокруг много зелени. Но в принципе таких хороших мест много, и все они предлагают в качестве бонуса вид на Тадж-Махал, которым можно любоваться за чашечкой утреннего кофе.

Территория Тадж-Махала

Из форта Агры

Имея при себе фотоаппарат с приличным объективом, можно сделать роскошные фотографии Тадж-Махала из форта Агры, особенно если вы готовы встать на заре и застать момент, когда солнце поднимется из-за его стен. Пожалуй, лучшие места для съемки - это Мусамман Бурдж и Кхас-Махал, восьмиугольная башня и дворец, куда посадили шаха Джахана и где он провел последние восемь лет своей жизни.

Информация для посетителей

Время работы Тадж-Махала

Мавзолей открыт ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (В этот день он открыт только для тех, кто приходит на пятничную службу в мечеть на территории Тадж-Махала).

Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.


Вход

Вход в Тадж-Махал стоит 750 INR (примерно 12$) , детям до 15 лет – вход свободный.

Лучшее время для посещения Тадж-Махала

Тадж-Махал великолепен на рассвете. Это определенно лучшее время для посещения, и людей в эти часы меньше. Закат - другое волшебное время, когда можно насладиться чудесными видами. Можно рассматривать Тадж в течение пяти ночей в период полнолуния. Количество входов ограничено. Билеты нужно покупать за день до посещения в Офисе археологической разведки Индии (12227263; www.asi.nic.in; 22 Молл; индийцы/иностранцы 510/750 INR) . Подробности читайте на их сайте. Учтите, что среди водителей рикш этот офис известен как Taj Mahal Office.

Фото- и видеосъемка

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена (зеркальные фотоаппараты из-за большой популярности среди туристов, как правило, не считают за профессиональную аппаратуру, но могут быть проблемы, если у вас уж очень большой объектив) . Разрешение на съемку обычной камерой обойдется в дополнительные 25 INR .

Залитый солнцем Тадж-Махал

Как добраться

Тадж-Махал расположен в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели.

Из Дели до Агры ходят следующие поезда:

  • Shatabdi Express - уходит со станции New Delhi Station в 6:00 утра, обратно в 20:40 (время в пути 2 часа).
  • «Taj-Express» - отходит со станции Nizamuddin Station в 7:15, обратно в 18:50 (время в пути 3 часа).
  • Помимо них, через Агру идут все поезда на Калькутту, Мумбай и Гвалиор.

Кроме того, до Агры можно доехать и на автобусе (экспресс от 3 часов), такси (2000 INR) или заказав групповой тур (от 1500 INR, включая входные билеты).

Уже из самой Агры до Тадж-Махала можно доехать на рикше или такси.

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.