Блюз русский лучшие хиты. Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов

Мир блюза полон блестящими музыкантами, которые отдавали себя в каждом альбоме, а некоторые из них стали легендами, так и не выпустив ни одной пластинки! JazzPeople выбрал 5 лучших блюзовых альбомов, записанных великими музыкантами, повлиявших не только на их собственную жизнь и творчество, но и оказавших влияние на все развитие музыки этого жанра.

B. В. King – Why I Sing the Blues

«Король блюза» за свою многолетнюю творческую карьеру выпустил более 40 альбомов и навсегда остался в сердцах миллионов поклонников по всему миру. В 1983 году вышла его 17 пластинка под названием Why I Sing the Blues , которая в буквальном смысле давала ответ на вопрос, почему Кинг поет именно блюз.

В треклист вошли такие известные композиции музыканта, как Ain’t Nobody Home, Ghetto Woman, Why I Sing the Blues, To Know You is To Love You, и конечно же, первой из них стояла знаменитая The Thrill is Gone, получившая в свое время огромную популярность и множество наград. Музыка маэстро блюза всегда вызывала у слушателей глубокие эмоции и ответные чувства, а на этом диске, были собраны самые «терпкие» песни Кинга, фактически предоставляя нам «вступить в беседу» с блюзменом и послушать его захватывающую историю, в данном случае, не одну.

Robert Johnson – King of the Delta Blues Singers

Великий Роберт Джонсон, по легенде продавший свою душу дьяволу в обмен на то, чтобы научиться играть блюз, за свою недолгую жизнь (Джонсон умер в 27 лет) не записал ни одного альбома, но тем не менее, музыка его не просто жива по сей день, она не дает покоя как известным музыкантам, так и блюзовым фанатам. Вся жизнь гитариста была окутана ореолом мистики и странных совпадений, что напрямую отразилось в его творчестве.

Помимо многочисленных ремейков и переизданий его композиций, внимания определенно заслуживает альбом 1998 года (официальный перевыпуск альбома 1961 года) King of the Delta Blues Singers . Сама обложка пластинки уже настраивает на уединенное прослушивание и полное погружение в непростой мир будто еще живого Роберта Джонсона. Если вы хотите попытаться понять блюз – начните с Джонсона, с его душещипательных Cross Road Blues, Walking Blues, Me and the Devil Blues, Hellhound on My Trail, Traveling Riverside Blues.

Stevie Ray Vaughan – Texas Flood

Трагически погибший (разбился на вертолете в 1990 году в возрасте 35 лет) успел все же оставить грандиозный след в истории блюзовой музыки. Творчество певца и гитариста выделялось самобытностью и мощной манерой исполнения. Музыкант сотрудничал и выступал с концертами со многими, такими же известными деятелями блюза, например, как Бадди Гай, Альберт Кинг и другие.

В любой импровизации Вон с блеском и неподдельной открытостью передавал свои ощущения и эмоции, благодаря чему мировой блюз пополнился новыми хитами.

Его колоритный альбом Texas Flood , записанный вместе с командой Double Trouble и выпущенный в 1983 году, включил в себя самые известные и в дальнейшем принесшие наибольшую популярность музыканту композиции, среди которых Pride and Joy, Texas Flood, Mary Had a Little Lamb, Lenny, и конечно, томная, неспешная Tin Pan Alley. Блюзмен делится со своими слушателями не просто своей музыкой, а частью души в каждой исполняемой им мелодии, и все они, безусловно, достойны пристального внимания.

Buddy Guy – Damn Right, I’ve Got the Blues

Неудивительно, что блюзмена с таким музыкальным талантом быстро приметил и взял под свое покровительство. Уникальная, виртуозная игра и харизма Бадди Гая быстро принесли ему известность и уважение коллег и слушателей по всему миру, а альбом с кричащим названием Damn Right, I’ve Got the Blues получил в 1991 году премию «Грэмми».

Пластинка изобилует отличными текстами, неповторимым исполнением и эмоциональной передачей в композициях, а по стилям – электро-блюз, чикагский, временами даже архаичный блюз. Динамика и характер пластинки задается сразу же первой песней – Damn Right, I’ve Got the Blues, продолжается в Five Long Years, There Is Something on Your Mind, переносит нас в ночной мир музыканта в Black Night, после чего пробуждает динамичной Let Me Love You Baby, а в финале диска музыкант отдает дань погибшему в 1990 году Стиви Рэю Вону в треке Rememberin’ Stevie.

T-Bone Walker – Good Feelin’

Проникнуться духом настоящего техасского блюза можно, послушав альбом темпераментного Ти-Боун Уокера Good Feelin’ , записанного в 1969 году и получившем «Грэмми» уже через год. На диске собраны великие треки исполнителя – Good Feelin’, Every Day I Have the Blues, Sail On, Little Girl, Sail On, See You Next Time, Vacation Blues.

Блюзмен оказал значительное влияние на творчество многих талантливых музыкантов, среди которых Отис Раш, Джими Хендрикс, Би Би Кинг, Фредди Кинг и многих других. Альбом раскрывает истинный характер Уокера, демонстрируя все величие его игры, виртуозности и голосовой техники. Особенностью пластинки стало то, что начинается и заканчивается она с неофициального повествования Уокера, в котором он аккомпанирует себе на пианино. Музыкант здоровается со слушателями и приглашает сосредоточиться на том, что последует дальше.

Блюзовых исполнителей можно назвать певцами свободы. В своих песнях и в своей музыке они поют о самой жизни, без прикрас, но при этом с надеждой на светлые времена. Перед вами лучшие блюз-исполнители всех времен, по версии портала JazzPeople.

Лучшие блюз-исполнители

Говорят, что блюз – это когда хорошему человеку плохо. Мы собрали самых известных блюзовых певцов, в творчестве которых находит отражение устройство этого непростого мира.

Би Би Кинг

Все свои гитары Кинг называл «Люсиль». С этим именем связана одна история из концертной деятельности. Однажды во время выступления двое мужчин затеяли драку и опрокинули керосиновую печь. Это стало причиной пожара, все музыканты спешно покинули заведение, но Би Би Кинг, рискуя собой, вернулся за гитарой.


Памятник Би Би Кингу в Монтре, Швейцария

Позже, узнав, что причиной драки стала женщина по имени Люсиль, он назвал так свою гитару в знак того, что ни одна женщина не стоит таких глупостей.

Более 20 лет Кинг боролся с сахарным диабетом, который стал причиной его смерти на 89-м году жизни 14 мая 2015 года.

Роберт Лерой Джонсон

– яркая, но быстро пролетевшая звезда в мире блюзовой музыки – родился 8 мая 1911 года. В юношеские годы он познакомился с известными блюзовыми музыкантами Саном Хаусом и Вилли Брауном и решил начать профессионально играть блюз.


Роберт Лерой Джонсон

Несколько месяцев тренировок в команде привели лишь к тому, что парень оставался неплохим любителем. Тогда Роберт поклялся, что станет играть великолепно и исчез на несколько месяцев. Когда он снова появился, уровень его игры стал ощутимо выше. Сам Джонсон говорил, что связался с дьяволом. Легенда о музыканте, продавшем душу за умение играть блюз распространилась по всему миру.

Погиб Роберт Лерой Джонсон в 28 лет – 16 августа 1938 года. Предположительно он был отравлен мужем своей любовницы. Его семья не имела денег, потому похоронен он на муниципальном кладбище. Наследие Джонсона трудно сосчитать – хотя сам он записывался очень мало, его песни часто исполнялись многими звездами мировой величины (Эрик Клэптон, Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Doors, Боб Дилан).

Мадди Уотерс

– основатель чикагской школы – родился 4 апреля 1913 года в небольшом городке Роллинг Форк. В детстве он научился играть на губной гармошке, а в подростковом возрасте освоил гитару.


Мадди Уотерс

Простая акустическая гитара не слишком подходила Мадди. По-настоящему он заиграл только в тот момент, когда перешел на электрогитару. Мощный рокот и отрывистый голос прославили начинающего певца и исполнителя. По сути, творчество Мадди Уотерса стоит на грани между блюзом и рок-н-роллом. Музыкант умер 30 апреля 1983 года.

Гэри Мур

– известный ирландский гитарист, певец и автор песен – родился 4 апреля 1952 года. В своей карьере он много экспериментировал с различными направлениями музыки, но предпочтение все же отдавал блюзу.


Гэри Мур

В одном из своих интервью Мур признавался, что ему нравится тот диалог, который возникает между вокалом и гитарой в блюзе. Это открывает широкое поле для экспериментов.

Интересно, что хотя Гэри Мур был левшой, с детства он научился играть на гитаре как правша и так выступал всю свою жизнь до самой смерти 6 февраля 2011 года.

Эрик Клэптон

– одна из самых влиятельных фигур британского рока – родился 30 марта 1945 года. Единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-рола – дважды в составе коллективов и один раз, как сольный артист. Клэптон играл в различных жанрах, но всегда тяготел к блюзу, что сделало его игру узнаваемой и характерной.


Эрик Клэптон

Сонни Бой Уильямсон I и II

Сонни Бой Уильямсон – американский блюзовый губной гармонист и певец – родился 5 декабря 1912 года.

В мире есть два знаменитых Сонни Бой Уильямсона. Дело в том, что Сонни Бой Уильямсон II взял себе одноименный псевдоним в честь своего кумира – Сонни Бой Уильямсона I. Слава второго Сони сильно затмила наследие первого, хотя именно он и был новатором в своем деле.


Сонни Бой Уильямсон I

Сонни Бой был одним из самых знаменитых и оригинальных игроков на губной гармошке. Его отличает особый стиль исполнения: простой, мелодичный, плавный. Тексты его песен: тонкие, лиричные.


Сонни Бой Уильямсон II

Уильямсон II больше всего ценил не славу, а личный комфорт, поэтому иногда позволял себе пропасть на пару месяцев, чтобы отдохнуть, а затем вновь появлялся на сцене. Сонни Бой Уильямсон II ушел из жизни 25 мая 1965 года.

Исполнители блюза практически никогда не пользовались такой же популярностью, как короли поп-музыки, и не только в нашей стране, но и на родине этого стиля - в США. Усложненное звучание, минорная мелодика и своеобразный вокал часто отталкивают массового слушателя, привыкшего к более простым ритмам.

Большую известность приобрели музыканты, которые адаптировали эту музыку черного Юга и создали более доступные ее производные (ритм-н-блюз, буги-вуги и рок-н-ролл). Многие суперзвезды (Литтл Ричард, Рэй Чарльз и другие) начинали свою карьеру как исполнители блюза и многократно возвращались к истокам.

Блюз - это не просто стиль и образ жизни. Ему чуждо любое самолюбование и бездумный оптимизм - черты, свойственные попсе. Название стиля образуется от словосочетание blue devils, означающего дословно «синие черти». Именно эти нехорошие обитатели преисподней мучают душу человека, у которого все неладно в этой жизни. Но энергетика музыки демонстрирует нежелание подчиняться тяжелым обстоятельствам и выражает полную решимость бороться с ними.

Народная музыка, стилистически формировавшаяся на протяжении XIX века, стала известна массовому слушателю в двадцатые годы следующего столетия. Хадди Ледбеттер и Лемон Джефферсон, первые популярные исполнители блюза, в известном смысле нарушили монолитность культурной картины «века джаза» и разбавили доминирование биг-бэндов новым звучанием. Мэми Смит записала пластинку Crazy Blues, ставшую вдруг очень популярной среди белого и цветного населения.

Тридцатые и сороковые годы XX века стали эрой буги-вуги. Это новое направление характеризовалось увеличением роли применением и органов, убыстрением темпа и усилением экспрессивности вокала. Общая гармония осталось все той же, но звучание максимально приблизилось к вкусам и предпочтениям массового слушателя. блюза середины и конца сороковых годов - Джо Тернер, Джимми Рашинг, - создали основу для того, что через несколько лет назовут rock and roll, со всем характерными признаками этого стиля (мощным насыщенным звучанием, создаваемым, как правило, четырьмя музыкантами, танцевальным ритмом и крайне экзальтированной сценической манерой).

Исполнители блюза начала сороковых - шестидесятых, такие как Би-Би-Кинг, Сони Бой Уильямсон, Рут Браун, Беси Смит и многие другие, создали шедевры, обогатившие сокровищницу мировой музыки, а также произведения, практически неизвестные современному слушателю. Наслаждаются этой музыкой лишь немногие любители, знающие, ценящие и коллекционирующие записи любимых артистов.

Популяризируют жанр многие современные исполнители блюза. Зарубежные музыканты, такие как Эрик Клаптон и Крис Ри, исполняют композиции и порой записывают совместные альбомы с пожилыми классиками, внесшими огромный вклад в формирование стиля.

Российские блюзовики ("Чиж и Ко", "Дорога на Миссисипи", "Лига Блюза" и др.) пошли своим путем. Они создают собственные композиции, в которых, помимо характерной минорной мелодики, немаловажную роль играют иронические тексты, выражающие все ту же непокорность и достоинство хорошего человека, которому плохо…