Право на забастовку и порядок ее проведения. Забастовка

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Ю. МОИСЕЕВА
Ю. Моисеева, Тверской государственный университет.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.
Забастовка согласно ст. 2 Закона от 23 ноября 1995 г. - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: обычной и предупредительной. Отличие предупредительной забастовки от обычной состоит в том, что она: может быть объявлена в период прохождения примирительных процедур - после пяти календарных дней работы примирительной комиссии; может быть проведена однократно (в данном конкретном споре); ее продолжительность не может быть более одного часа; о предупредительной забастовке работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Закон четко урегулировал порядок объявления забастовки. Решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Самое серьезное внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем должны быть указаны: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки.
Минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или местного самоуправления. При необеспечении минимума забастовка может быть признана незаконной.
Практика показала необходимость и целесообразность установления такого минимума заблаговременно для всех однопрофильных организаций (предприятий, учреждений). Целесообразно закрепить рекомендуемый минимум в трехсторонних соглашениях в зависимости от вида деятельности. Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан. Перечень таких работ не может быть предельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку.
Анализируя зарубежные критерии ограничения права на забастовку, нельзя не прийти к выводу о том, что сложившаяся за последние годы законодательная практика в большинстве стран имеет явную тенденцию к сочетанию абстрактных (обобщенных) формулировок с конкретным перечислением тех областей человеческой деятельности, которые принято относить к жизненно важным для страны и где, следовательно, право на забастовку в полном объеме отсутствует.
Это такие службы, остановка работы которых угрожает жизни, свободе, безопасности или здоровью людей, что обязывает обеспечивать выполнение служебного минимума работ с целью избежания подобного риска.
Как правило, к их числу относят следующие службы: почта, телеграф, телефон; дежурные больницы и аптеки; похоронные службы; банковская деятельность; некоторые виды транспорта; судебные органы; вооруженные силы; пожарные службы; автодиспетчерская служба и некоторые другие (Александров М.А. О праве на забастовку в жизненно важных отраслях и службах зарубежных стран // Труд за рубежом. 1993. N 1. С. 35 - 43).
Такое обобщенное определение жизненно важных отраслей и служб позволяет правительству вмешиваться в коллективный трудовой спор под тем предлогом, что он угрожает экономике и национальным интересам страны в целом.
К числу вопросов, решение которых имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, относится вопрос о признании забастовок незаконными.
Во-первых, забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Так, забастовка, проведенная докерами - механизаторами Морского торгового порта Магаданской области в феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ была признана незаконной, так как ее провели без предварительного урегулирования трудового спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже и без соответствующего предупреждения администрации (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 12).
При этом, как указал в своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, сам по себе факт несоблюдения до начала забастовки примирительной процедуры не может служить основанием признания забастовки незаконной, если будет установлено, что трудовой коллектив предпринимал все меры к ее выполнению, а администрация уклонялась (Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).
Кроме того, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью граждан.
Являются незаконными забастовки в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.
Решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10).
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В своем Постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права (Российская газета. 1995. 25 мая).
Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон устанавливает возможность ограничения права на забастовку в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.
Представляется, что законодательная формулировка о возможности ограничения права на забастовку является не совсем верной и точной. Было бы правильнее говорить о признании забастовок незаконными в силу того, что их проведение в отдельных случаях прямо запрещено законом.
Речь идет о лишении права использовать такой способ разрешения коллективных трудовых споров, как забастовка, неисполнение чего влечет применение к его нарушителям предусмотренных законом мер юридической ответственности. Ограничение же предполагает не полное лишение права, а лишь устанавливает пределы его осуществления.
Немало проблем возникает и во время проведения забастовок. В пакетах выдвигаемых требований нередко встречаются требования политического характера, что обусловлено чрезмерной политизацией сложившейся в стране социально - экономической ситуации.
Закон СССР от 22 мая 1991 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" запрещал все забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, границ, а также забастовки с требованиями о созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, об отставке их руководителей или руководителей государства.
Политические требования должны быть либо узаконены, либо запрещены. При этом необходимо отметить, что на практике достаточно трудно провести грань между политической забастовкой и забастовкой, обусловленной социально - экономическими потребностями работников, хотя и приобретшей политическую окраску.
Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Кроме того, ее прекращение может быть связано с вынесением судом решения о признании забастовки незаконной, после чего работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 17.05.1991 N 1253-1
"О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
ЗАКОН СССР от 20.05.1991 N 2179-1
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 175-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ"
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.1999 N 150-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА СССР ОТ 9
ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 20 МАЯ 1991 ГОДА) В ЧАСТИ,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАБАСТОВОК РАБОТНИКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ПРОФСОЮЗА ЛЕТНОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 01.08.1994
Российская юстиция, N 9, 1999

Несмотря на все возможные примирительные процедуры, которые существуют на предприятиях, они не всегда приносят положительный результат. Именно поэтому Конституция РФ признает право на забастовку у работников предприятия.

Определение

Временное добровольное отклонение работника от исполнения своих трудовых обязанностей для разрешения коллективного трудового спора подразумевает понятие забастовки. Право на забастовку определено Конституцией РФ и ТК РФ.

Участие в ней может быть только добровольным. Нельзя принуждать работников к проведению забастовок, угрожать им в случае отказа от участия в мероприятии.

Лицо, которое заставляет работника участвовать в забастовке или, наоборот, отказываться от участия, может быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной).

Предупредительная забастовка

Под предупредительной забастовкой понимают акцию, представляющую собой демонстрацию сотрудников предприятия их готовности добиваться установленных требований любой ценой. Такой вид забастовки может быть объявлен в ходе примирительных процессов. Использовать ее можно один раз в процессе коллективных споров. При этом продолжительность такой забастовки не может быть больше часа.

Решение о предупредительно забастовке принимает представительный орган сотрудников, который участвует в примирительном процессе. Он же возглавляет забастовку и должен обеспечивать необходимые услуги.

Конституционная формула

Конституционная формула, которая определяет право на забастовку в РФ, включает в себя:

  1. Принятие забастовки как правомерного действия сотрудников.
  2. Обеспечение исполнения права на забастовку через создание системы госгарантий.
  3. Принятие забастовки как средства решения коллективного трудового спора.
  4. Перекладывание установленного правового режима забастовки к федеральной власти.

Право на забастовку Конституция РФ характеризует как связь действий коллектива в защиту своих прав с исполнением других трудовых прав, которые они имеют.

Юридические возможности

Забастовка имеет индивидуальный аспект - добровольное принятие решения об участии или неучастии в данном мероприятии.

Право работников на забастовку предполагает наличие таких юридических аспектов как:

  1. Свободное обсуждение вопроса о возможности проведения забастовки и принятии решения о ее объявлении.
  2. Свободное решение вопроса о форме мероприятия, выдвигаемых требований, обеспечении исполнения необходимых услуг.
  3. Беспрепятственное проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и ненарушение прав иных лиц.
  4. Приостановление или прекращение забастовки по решению уполномоченного органа.
  5. Пользование гарантиями, предусмотренными законом.

Когда возможна забастовка

Возможность проведения забастовки трудовое право определяет в таких случаях, когда:

  • примирительный процесс не привел к положительному результату;
  • работодатель или его представители не идут на примирение;
  • работодатель не исполняет условия соглашения, которое было достигнуто в процессе коллективного спора;
  • не исполняется решение трудового арбитража.

Все перечисленные условия дают право сотрудникам прибегнуть к забастовке. При этом представители руководящей стороны не имеют права организовывать забастовку и тем более принимать в ней участие.

Незаконные забастовки

Ограничение права на забастовку налагается:

  1. Когда введено военное или чрезвычайное положение либо используются специальные меры с учетом законодательства о чрезвычайных положениях.
  2. В вооруженных силах РФ и иных военизированных органах, которые ведают вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными работами, поисковыми работами, ликвидации стихийных бедствий.
  3. В правоохранительных органах.
  4. В организациях, которые обслуживают опасные виды производства, на станциях скорой помощи или неотложной медпомощи.
  5. В организациях, которые обеспечивают жизнедеятельность населения.
  6. Когда забастовка может угрожать обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью населения.

Право на забастовку может ограничиваться федеральным законодательством. К примеру, для госслужащих Федеральной госслужбы забастовки недопустимы.

Решение о забастовке

Решение о забастовке трудовое право разрешает принимать на собрании сотрудников предприятия по предложению их представительного органа, который был избран ранее для разрешения коллективных споров на производстве.

Решение об участии сотрудников в забастовке, которая объявляется профессиональным союзом, принимается на собрании сотрудников организации без примирительного процесса.

Подобное собрание сотрудников является законным, если на нем присутствует 50% от общего числа всего коллектива. Работодатель должен предоставить коллективу помещение для проведения собрания и не может препятствовать заседанию.

Решение может считаться принятым, если за него отдали голоса половина сотрудников, присутствующих на собрании. Если собрание невозможно провести, то уполномоченный орган может утвердить свое решение путем сбора подписей в поддержку проведения забастовки.

В течение пяти дней должна работать примирительная комиссия, которая может объявить о предварительной забастовке в письменной форме не позднее, чем за три дня до ее начала.

О начале забастовки работодатель должен быть уведомлен в письменной форме за десять дней.

Что указывается в решении

Решение, дающее право на забастовку, должно содержать:

  • список разногласий сторон в споре;
  • дату и время начала мероприятия, предполагаемая продолжительность и количество участников (забастовка должна начаться в течение 60 дней с момента ее объявления);
  • название органа, который возглавляет забастовку, состав представителей сотрудников, которые участвовали в примирительном процессе;
  • перечень предложений по минимальным услугам, которые должны выполняться во время забастовки.

Работодатель должен предупредить о намеченной забастовке соответствующий госорган по урегулированию коллективных споров.

Если забастовка не начинается в срок, то последующее разрешение конфликтной ситуации должно осуществляться согласно ст. 401 ТК РФ (примирительные процедуры).

Кто возглавляет

Возглавляет забастовку представительный орган сотрудников. Он может созвать собрание, получать от работодателя нужную информацию, которая затрагивает интересы коллектива, привлекать специалистов, подготавливающих заключения по спорным вопросам.

Представительный орган может получить право на забастовку (порядок ее проведения должен быть ему знаком), а также у данного лица есть право приостановить мероприятие.

Если необходимо возобновить забастовку, не нужно повторно рассматривать спор. Достаточно предупредить об этом работодателя и соответствующий госорган за три дня.

В ходе самой забастовки обе стороны должны продолжать разрешение конфликтной ситуации через примирительные процедуры.

Гарантии

С какой целью дано право на забастовку? Чтобы отстоять интересы бастующей стороны и разрешить спорную ситуацию, вследствие чего бастующим также даются определенные гарантии. К ним относят:

  • Участие в забастовке не рассматривается как нарушение дисциплины труда и не является основанием для увольнения сотрудника. Исключением являются ситуации, когда от сотрудника последовал отказ в прекращении забастовки.
  • Запрет на применение дисциплинарных взысканий к лицам, участвующим в забастовке.
  • Сохранение работы и должности за работником на время забастовки.
  • Возможные компенсационные выплаты лицам, которые участвуют в забастовке (если этот факт указан в коллективном соглашении).
  • Участие в забастовке не расценивается как нарушение дисциплины.

Но, исходя из того, что работники во время забастовки не исполняют своих обязательств, работодатель имеет право не выплачивать им зарплату. Также те лица, которые не участвуют в забастовке, но по известным причинам не могут выполнять свою работу, должны в письменной форме известить об этом руководителя. Работодатель, в свою очередь, может перевести таких сотрудников на другую работу.

Отмена или перенос забастовки

Забастовка может быть признана незаконной по решению Верховного суда по заявлению руководителя организации или прокуратуры. Данное решение до сотрудников должно донести уполномоченное лицо.

Если забастовка угрожает жизни и здоровью людей, судебная инстанция должна либо отложить ее на месяц, либо перенести на тот же срок. В особых случаях забастовку вправе приостановить Правительство РФ до решения соответствующего вопроса судом, но не больше чем на 10 дней.

В процессе урегулирования конфликтной ситуации запрещено проводить локаут (увольнение сотрудников за их участие в забастовке).

Обязанности сторон

Право на забастовку дает ее участникам не только возможность требовать исполнения определенных условий, но и соблюдать некоторые обязанности:

  1. Во время забастовки стороны должны продолжать разрешать коллективный спор через проведение примирительных процедур.
  2. Лица, которые возглавляют забастовку, должны обеспечивать ее участникам меры безопасности, сохранять общественный порядок, беречь имущество предприятия, а также останавливать технику, которая может угрожать жизни и здоровью бастующих.
  3. Те организации, которые обеспечивают безопасность людей и их интересов, при проведении забастовок должны предоставлять минимум работ. Если такой минимум не выполняется, то забастовка будет считаться незаконной.

Ответственность

Право на забастовку и его реализация регламентированы ТК РФ и Конституцией РФ. А какова ответственность за несанкционированные и незаконные забастовки? Существует несколько видов санкций:

  1. Дисциплинарное наказание. Данный вид ответственности предусмотрен ст. 417 ТК РФ. Сотрудники, которые приступили к забастовке или не остановили ее на следующий день после донесения решения до уполномоченного органа, могут подвергаться дисциплинарным взысканиям, а сама забастовка признается незаконной.
  2. Административная ответственность. Этот вид наказания предусмотрен ст. 20.26 КоАП РФ. Согласно статье, если работа остановлена самовольно и данное действие не предусмотрено законом, то на сотрудника налагается штраф до 1500 руб. Соответственно, если забастовка окончена вовремя или не начата вовсе, никаких административных последствий такие действия не имеют.
  3. Гражданско-правовая ответственность. Данный вид наказания предусмотрен только для профсоюзных организаций, которые объявили и не прекратили забастовку после признания ее незаконной. Такие организации должны возместить все убытки, которые понесло предприятие, причиненные устроенной забастовкой. Возместить организация должна за свой счет и в том размере, который определен судом.
  4. Уголовная ответственность. Такой вид наказания за незаконную забастовку не предусмотрен в УК РФ, но практика показывает, что уголовное дело может быть возбуждено, например, по ст. 315 УК - это злостное невыполнение представителями власти, госслужащих, служащих органов местного самоуправления, руководителей коммерческих организаций решения суда, которое вступило в законную силу. При этом неисполнение приравнивается к воспрепятствованию исполнения решения суда. Собственно, по этой статье могут обвинить уполномоченный орган, если решение суда о признании забастовки незаконной вынесено, а мероприятие продолжается.

Сегодня практически не существует материальной ответственности за проведение забастовки для уполномоченного лица, которое ответственно за указанное мероприятие. Но есть вероятность привлечения сотрудника к ответственности за участие в забастовке. Использоваться могут как легальные юридические методы, так и своеобразное «наказание» бастующих.

К тому же работодатель может косвенно наказать бастующих сотрудников, что для последних является более болезненной процедурой, нежели официальные методы.

Стоит помнить, что практически любой конфликт может быть решен при помощи примирительных переговоров. Не нужно сразу же прибегать к забастовкам или более радикальным методам. Чтобы работа в коллективе шла своим чередом, обе стороны должны научиться слушать и слышать друг друга.

Работникам законом гарантируется право на забастовку, то есть временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, абз. 13 ч. первой ст. 21, ч. четвертая ст. 398 ТК РФ). Забастовка является одним из способов разрешения коллективного трудового спора (ч. первая ст. 409 ТК РФ). То есть, поводом для забастовки могут стать неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам:
– установления и изменения условий труда;
– заключения, изменения и выполнения коллективных договоров;
– отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Таким образом, коллективный спор всегда связан с публичными разногласиями, обсуждением, установлением или изменением каких-либо правил (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2015 г. № 3-АПГ15-2). Этим он отличается от индивидуального трудового спора, который возникает при нарушении прав отдельных работников и предполагает применение уже установленных норм.

Предметом забастовки не могут быть требования, которые связаны исключительно с . Такие разногласия разрешаются судом при рассмотрении индивидуального трудового спора (определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2010 г. № 44-Г10-17).
Приостановка работы в связи с невыплатой заработной платы более 15 дней по статье 142 ТК РФ не является забастовкой. Это форма самозащиты работниками своих прав (ст. 142, абз. 2 ч. второй ст. 352 ТК РФ).

Мероприятия предшествующие забастовке

Забастовке работников предшествуют определенные мероприятия. Если работники нарушат требования, которые закон предъявляет к одному из этапов, работодатель может потребовать признать забастовку незаконной.

Выдвижение требований

Коллективный трудовой спор начинается с того, что работники и их представители выдвигают свои требования, утверждают их на собрании или конференции, фиксируют в письменном виде и направляют работодателю. Такое собрание будет правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция – если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюзная организация может утвердить свое решение, собрав больше половины подписей сотрудников в свою пользу (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Рассмотрение требований

Работодатель должен рассмотреть требования работников и принять по ним решение. На это у него есть два рабочих дня. Решение нужно оформить в письменной форме и направить в соответствующий представительный орган сотрудников. Если работодатель не согласится с требованиями работников либо не сообщит им о своем решении, возникает коллективный трудовой спор.

Примирительные процедуры

Наличие коллективного спора не дает сотрудникам права сразу начать забастовку. Это крайняя мера воздействия на работодателя. Нужно попытаться разрешить спор при участии примирительной комиссии, посредника или трудового арбитража.
Примирительная комиссия состоит из равного количества представителей с одной и другой стороны. Решение о создании примирительной комиссии работодатель оформляет приказом, а представитель работников – решением. Третьи лица или сторонние организации туда не включаются. Комиссия может вынести решение, а может не достичь согласия. В таком случае стороны должны перейти к переговорам о приглашении посредника или передаче спора в трудовой арбитраж. Однако и эти переговоры не всегда результативны. Бывает, что работники или работодатель уклоняются от участия в каждой процедуре. Это является основанием для последовательного перехода к следующей стадии. Если в итоге спор не рассмотрел даже трудовой арбитраж, то считается, что примирительные процедуры не привели к решению разногласий. В приведенной ситуации суд, скорее всего, признает забастовку незаконной, поскольку ее объявили без примирительных процедур (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Порядок принятия решения о забастовке

Работники могут принять такое решение в случаях, когда:
– примирительные процедуры не привели к решению коллективного трудового спора;
– работодатель не выполняет соглашения, которые достигнуты сторонами в ходе разрешения спора;
– работодатель не исполняет решение трудового арбитража.
Решение о проведении забастовки принимают не менее половины работников на собрании или конференции. Что касается кворума, то здесь действуют те же правила, что и для утверждения требований. На собрании обязательно присутствие более половины от общего числа работников, а на конференции – не менее двух третей делегатов. Если кворум не соблюден, то решение о забастовке незаконно (определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2012 г. № 66-Г12-2).

Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюз может утвердить решение, собрав больше половины подписей работников в поддержку проведения забастовки. Отсутствие необходимого количества подписей также служит основанием для признания забастовки незаконной (определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2014 г. № 33-АПГ14-3).

Роль представительного органа работников

Его роль заключается в том, что он выдвигает предложение о проведении забастовки. Объявить забастовку самостоятельно он не вправе. Однако это требование часто нарушается представителями работников.

Предупреждение о забастовке

Предупреждение о забастовке должно быть облечено в письменную форму. На практике документ оформляют в виде решения о забастовке или протокола общего собрания или конференции работников, на которой это решение принималось. Работодателю обычно направляют копию решения или протокола. Копия должна быть направлена не позднее пяти рабочих дней до начала забастовки. Нарушение этого срока влечет признание ее незаконной.
Работодатель, который получил копию решения или протокола, должен проверить в нем наличие обязательных сведений. Если какое-то из них отсутствует, суд признает забастовку незаконной (ОВС РФ от 2 июля 2004 г. № 43-Г04-21).

Действия работодателя при получении предупреждения о забастовке

Получив предупреждение о забастовке, работодатель должен сообщить об этом в соответствующий государственный орган. В зависимости от вида коллективного спора это может быть государственная инспекция труда региона либо орган исполнительной власти субъекта РФ (комитет по труду, министерство труда и др.).
Затем нужно изучить протокол или решение об объявлении забастовки и проверить сроки. Работники не могут начать забастовку позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении.

Далее работодателю следует запросить документы, которые подтвердят факт проведения общего собрания или конференции работников и позволят проверить соблюдение кворума и полномочия участников собрания. Хотя представительный орган работников не обязан направлять такие документы, попытаться стоит. Часто к принятию решения привлекают лиц, которые не являются сотрудниками организации, в подписных листах не конкретизируют цель сбора подписей, не ставят их расшифровки или инициалы. Это не позволяет понять, кто именно и за принятие какого решения голосовал (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Кроме того, следует обратить внимание на обеспечение минимума необходимых работ в период забастовки. Он обязателен в случаях, когда деятельность организации связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов. В каждой отрасли есть свой перечень минимума необходимых работ. Если работники не согласуют или не выполнят требование о минимальном объеме работ, когда это необходимо, то суд может приостановить забастовку (ч. 8 ст. 412 ТК РФ).

За бастующими сотрудниками работодатель должен сохранить место работы и должность. Заработную плату за этот период он вправе не выплачивать, за исключением оплаты за труд, выполняемый в рамках обязательного минимума работ.
Также нужно помнить о случаях, когда забастовка не допускается. Если работодатель видит, что забастовка незаконна, объявлена с нарушением сроков и процедур, он вправе обжаловать ее в верховный суд республики, краевой, областной, суд города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Можно ли наказать бастующих работников

Участие в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины (ч. 1ст. 414 ТК РФ). За это сотрудников нельзя привлечь к дисципринарной ответственности, а тем более уволить. Исключение составляет ситуация, когда суд признал забастовку незаконной и обязал работников ее прекратить. В этом случае сотрудники должны приступить к работе не позднее следующего дня после получения копии решения суда, вступившего в силу. Если они не соблюдают эту обязанность, то их можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, основные моменты при забастовке работников следующие:
1. Поводом для забастовки могут стать коллективные разногласия между работниками и работодателем, например, по вопросам изменения системы оплаты труда и премирования, условий труда и др.
2. Получив письменное предупреждение о забастовке, работодатель должен уведомить об этом инспекцию по труду и государственный орган своего региона. Если есть сомнения в законности забастовки, можно обратиться в суд.
3. В период забастовки работника нельзя уволить или привлечь к дисциплинарной ответственности. Исключение составляет случай неисполнения обязанности прекратить забастовку по решению суда. Предложения по минимуму необходимых работ на период проведения забастовки

Похожих статей пока нет.

Порядок проведения забастовки регулируется Трудовым кодексом. Но для того чтобы избежать ответственности за ее неправильную организацию, помимо процедуры проведения необходимо уяснить, что представляет собой забастовка в целом и когда ее осуществление запрещено законом.

Понятие забастовки по ТК РФ и ее признаки

Как указано в ст. 398 Трудового кодекса, забастовкой признается полный либо частичный временный и добровольный отказ трудящихся от исполнения служебных обязанностей, целью которого является разрешение коллективного трудового спора. Судебная коллегия по гражданским делам (СКГД) Верховного Суда в определении от 08.10.2010 № 48-Г10-24 подчеркнула, что временный добровольный отказ сотрудников от работы и наличие коллективного трудового спора являются двумя обязательными признаками забастовки.

Под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия работодателя и коллектива трудящихся по ограниченному кругу вопросов, среди которых: установление и внесение изменений в условия труда, заключение и исполнение коллективных соглашений, смена их условий, а также неучитывание профсоюза или иного представительного органа при принятии нанимателем внутренних актов.

ВАЖНО! Факт несогласия работников с отдельными условиями труда не свидетельствует о наличии между ними и нанимателем коллективного спора, поскольку для юридического признания факта его существования представительный орган трудящихся или сами работники должны выдвинуть письменные требования в порядке, установленном ст. 399 ТК РФ.

Добровольный отказ от работы должен совершаться в установленной процедуре проведения забастовки, иначе он может быть интерпретирован как прогул. За принуждение к участию в забастовке или отказу от этого установлена дисциплинарная и административная ответственность (ст. 192 ТК РФ, ст. 5.40 КоАП РФ). Отказ должен носить временный характер, то есть сотрудники обязаны вернуться к работе после окончания забастовки, даже если результат переговоров будет не в их пользу.

Незаконная забастовка

Даже при соблюдении обязательных признаков забастовка может быть признана незаконной. Как указано в п. 59 постановления Пленума ВС России от 17.03.2004 № 2, отказ трудящихся от работы в целях разрешения коллективного спора может признаваться судом незаконным в случаях, когда:

  1. Имелись ограничения для реализации права на забастовку. Ее проведение запрещено:
    • во время военного и чрезвычайного положения, при объявлении особых мер;
    • в военных и иных организациях и формированиях, созданных для обеспечения обороны и безопасности России, проведения поисково- и аварийно-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий;
    • в правоохранительных органах;
    • представителями работодателя;
    • в компаниях и их обособленных подразделениях, обслуживающих особо опасные производства, оборудование;
    • на станциях скорой и неотложной медпомощи;
    • в фирмах и их обособленных подразделениях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, если забастовка создаст угрозу обороне и безопасности РФ, здоровью и жизни людей;
    • в иных случаях, установленных законодательством.
  2. Забастовка проводится с нарушением установленных ТК процедуры, сроков или отдельных требований (если не были проведены примирительные процедуры).
  3. При принятии решения о временном отказе от работы не был набран кворум.
  4. За решение проголосовала меньшая часть участников собрания (конференции), а если решение принималось без их созыва, представительный орган не набрал нужного числа подписей.
  5. Не обеспечен требуемый минимум работ.
  6. Работодатель не был извещен о начале забастовки за 5 рабочих дней до ее начала.

Общий порядок проведения забастовки

Порядок организации и проведения забастовки установлен ТК:

  1. Предварительные мероприятия:
    • выдвижение представительным органом трудящихся или отдельными работниками письменных требований в рамках процедуры коллективного трудового спора;
    • принятие нанимателем выдвинутых требований к рассмотрению;
    • направление работодателем ответа в срок до 2 рабочих дней, кроме объединений работодателей — для них срок удлинен до 3 недель;
    • проведение примирительных процедур, среди которых обязательным является рассмотрение спора примирительной комиссией.
  2. Организация и объявление забастовки по одному из двух оснований:
    • примирительные процедуры не помогли уладить конфликт;
    • стороны не исполняют соглашение или решение трудового арбитража.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как указала СКГД ВС в определении от 02.07.2004 № 43-Г04-21, определенный ТК РФ порядок организации и проведения забастовки является императивным, поэтому при рассмотрении споров о признании забастовки законной довод о предоставлении права на забастовку локальным правовым актом является несостоятельным.

  1. Непосредственно забастовка, в ходе которой стороны пытаются разрешить конфликт с помощью переговоров.
  2. Завершение забастовки и оформление результатов переговоров.

Процедура объявления временного отказа от работы

На основании ст. 410 ТК РФ объявление забастовки производится не одномоментно, а в целой процедуре:

  1. Уполномоченный на разрешение коллективных трудовых споров представительный орган трудящихся созывает собрание (конференцию) сотрудников и вносит на рассмотрение предложение о проведении забастовки. Обязанность предоставить помещение и обеспечить иные нужды трудящихся возлагается на нанимателя.

    В определении СКГД ВС от 23.03.2012 № 33-Г12-3 поясняется, что из данной нормы следует правило, согласно которому представительный орган не вправе принимать решение об объявлении забастовки, а управомочен только предложить собранию или конференции сотрудников рассмотреть данный вопрос.

    Существует единственное исключение: когда невозможно созвать конференцию или собрание, представительный орган и утверждает свое решение, собрав подписи большей половины работников.

  2. Перед началом обсуждения число присутствующих работников должно достигнуть кворума:
    • 50% + 1 работник от числа всех сотрудников при созыве собрания;
    • 2/3 делегатов при конференции.

      При этом, как указано в определении СКГД ВС РФ от 09.04.2009 № 59-Г09-6, ТК имеет в виду общее, а не поэтапное присутствие сотрудников.

  3. Проводится обсуждение выдвинутого вопроса. Порог для одобрения — голоса половины присутствующих трудящихся. После этого обсуждение решения об объявлении забастовки оформляется по предусмотренным ТК правилам.
  4. Работодатель письменно извещается о предстоящем отказе от работы за 5 рабочих дней до его начала. Предоставлять наряду с извещением протокол собрания работников не требуется (решение Ленинградского облсуда от 13.02.2007 № 3-41/2007).

    Срок извещения увеличен в ситуации, когда отказ объявляет профсоюз. В этом случае уведомление направляется за 7 рабочих дней.

    ИНТЕРЕСНО! В определении СКГД Верховного суда от 18.04.2008 № 45-Г08-9 указано, что информация о начале предстоящей забастовки предоставляется организации, и именно ее исполнительному органу. Если требования работников вручены непосредственному руководителю, к примеру директору филиала, он обязан передать полученные сведения органам управления юридического лица.

  5. Наниматель извещает о предстоящей забастовке госорган, занимающийся урегулированием коллективных трудовых споров.

Переговоры и правовой статус сторон в период их проведения

После объявления забастовки работодатель и нанятые им трудящиеся пытаются разрешить спор путем продолжения переговоров. В этот период они приобретают специфические права и обязанности.

Для работников установлены следующие нормы поведения:

  1. Они временно прекращают трудовую деятельность, за исключением выполнения необходимого минимума работ. Общие перечни в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности, в которой задействованы бастующие работники, установлены приказами госорганов. К примеру, действует Перечень минимума необходимых работ… в сфере информационных технологий, утв. приказом Минкомсвязи от 28.12.2016 № 719. На основании указанных перечней работодатель совместно с профсоюзом и органом местного самоуправления определяет конкретный минимум работ.
  2. На них не налагаются дисциплинарные взыскания, связанные с приостановлением работы, кроме случая, когда забастовка признана незаконной. В этот период увольнение из-за забастовки по инициативе работодателя трактуется как локаут, что влечет наложение на нанимателя штрафа в пределах 4000-5000 рублей.

Работодатель в это время действует в следующих рамках:

  1. Он обязан принять все необходимые меры для сохранения общественного порядка, сохранности своего имущества и собственности работников, не допустить остановки машин или оборудования, если это угрожает жизни и здоровью людей.
  2. Может не начислять зарплату за время остановки работ. Работодатель не имеет права принять такое решение в отношении сотрудников, занятых на обязательном минимуме.

Завершение забастовки

ТК РФ практически не регулирует заключающего этапа забастовки. Так, при объявлении отказа от работы больше не требуется указывать его предполагаемую продолжительность. Более того, максимально возможная длительность забастовки не ограничена в целом. Исходя из этого, основанием завершения забастовки не может быть истечение ее срока.

Отказ трудящихся от работы как способ влияния на работодателя в рамках трудового спора завершается по 2 основаниям:

  • достижение соглашения сторонами спора;
  • отказ работников от забастовки как способа разрешения спора.

Любые действия и решения сторон спора, в т. ч. его результаты, на основании ст. 418 ТК РФ оформляются при помощи протокола, составляемого представителями сторон. Требований к содержанию протокола законодательство не установило.

Ответственность сторон

Ответственности сторон, наступающей за нарушение правил проведения забастовки, законодатель уделил особое внимание:

  1. За уклонение от получения требований трудящихся, от участия в процедурах примирения, непредоставление помещения для конференции или собрания, препятствование их проведению по ст. 416 ТК РФ представитель нанимателя отвечает в рамках трудового или административного законодательства:
    • по ст. 192 ТК РФ ему вменяются замечание или выговор, либо он увольняется;
    • по ст. 5.32 КоАП РФ на него налагается штраф в диапазоне от 1000 до 3000 рублей.
  2. В соответствии со ст. 416 ТК РФ на представителя работодателя или работников, виновно не исполняющих обязательства по соглашению, заключенному после примирительных процедур, или решению арбитража несут административную ответственность. КоАП же оговаривает ответственность исключительно работодателя и его представителя: штраф размером от 2000 до 4000 рублей.
  3. За незаконную забастовку отвечают как сами работники, так и их представительный орган:
    • на работников может налагаться дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения;
    • суд может обязать представительный орган возместить убытки, причиненные нанимателю отказом от работы.

ВАЖНО! Признать забастовку незаконной может только суд.

Резюмируем. Забастовкой признается только тот отказ от работы, который соответствует установленным ТК признакам, а именно являющийся временным, добровольным и направленным на разрешение коллективного трудового спора. В предусмотренных законом случаях забастовка вовсе не допускается (например, для сотрудников полиции).

Отказ от работы должен совершаться по установленной процедуре, иначе он будет интерпретирован как прогул, что является основанием к увольнению работника. Забастовка начинается с предварительных мероприятий, к которым относится возбуждение коллективного спора, недостижение соглашения по которому даже после примирительных процедур дает работникам право объявить забастовку. Ее результаты оформляются протоколом.

Право на забастовку. Порядок ее объявления, обязанности органа, возглавляющего забастовку, в период ее проведения. Гарантии работникам в связи с проведением забастовки. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, забастовка - это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения работы, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегулированных в примирительных процедурах, крайняя, исключительная мера разрешения трудового спора.

Право на забастовку - это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастовка - это коллективные действия, форма коллективного ультиматума для удовлетворения требований работников, не получивших разрешения мирным путем.

ТК указывает, что право работников на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. ТК не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях (ст. 413). В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

В период введения военного или чрезвычайного положения, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательными и поисково-спасательными работами, противопожарными работами, предупреждениями и ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах;

В организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

В организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, ТК расширил как безусловный, так и условный запрет забастовок и конкретизировал его. Так, запрещено участие в забастовках федеральным государственным служащим.

Порядок объявления забастовки ТК урегулировал четко. Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если на собрании (конференции) присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюза. Решение соответствующего органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК). Кроме того, предусмотрена возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает на этот период времени минимум необходимых работ (услуг).

Признание забастовки незаконной производится решением ВС республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.

Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона» а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право ее проведения, и забастовки в период чрезвычайного положения.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить неначавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае - приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней. Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т.е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на ней выполняются нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняются).

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке. Более того, ст. 415 ТК запрещает локаут, т.е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Законом четко установлена ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 МРОТ, налагаемый в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате проведения примирительной процедуры.

Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 416 ТК).

Закон предусмотрел ответственность работников за продолжающееся проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно уволить. К организаторам незаконной забастовки могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие работников к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству РФ.

Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, несут материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность само предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение Ущерба производится за счет средств профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.