Основной секрет успешного общения. План-конспект занятия «правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения

Задаетесь вопросом «Что сказать?», проводя мероприятие на работе или встречаясь с клиентом? Думаете, что электронное письмо написать легче, чем поднять трубку и провести беседу в живую? В современном мире далеко не только Вы так считаете. Проводя за компьютером дни напролет, легко потерять навыки непринужденного ведения беседы . Давайте посмотрим правде в глаза - Вашей кошке безразлично, что вы говорите. Потратьте пару минут на то, чтобы прочесть советы, которые помогут вновь научиться разговаривать.

Весьма интересным для тех, кто хочет научиться свободно общаться, может стать американский сериал «Западное крыло». Особенно примечателен в этом плане постоянно повторяющийся в сериале совет помощника директора пресс-службы Белого Дома своему начальнику Тоби Циглеру. Помощник постоянно напоминал начальнику о том, что при общении с прессой стоит использовать навыки обольщения женщин, быть остроумным и обольстительным. В общении с клиентами или представителями средств массовой информации, конечно же, не нужно заходить так далеко, однако привнести в беседу некоторую долю «индивидуальности» не помешает.

Работа многих из нас связана с проведением мероприятий, встречей клиентов и новыми знакомствами. Вне зависимости от того, где и кем мы работаем, нам приходится постоянно общаться, как в личной жизни, так и на работе. Поэтому нам необходимо уметь устанавливать контакты и поддерживать связи.

Эффективная коммуникация важна для построения отношений с клиентами, покупателями и средствами массовой информации. Правильно проведенная беседа или увлекательно рассказанная история могут стать самой интересной частью встречи, представления или интервью. Даже остроумная светская беседа с потенциальным клиентом может развиться в новую коммерческую сделку или проект. Ниже приведены несколько вещей , которые необходимо иметь в виду на встречах и переговорах.

1. При знакомстве следует называть свои имя и фамилию, а также название компании .
2. Всегда знакомьтесь с теми, кто сидит рядом с вами на деловом обеде или ужине. По возможности, прежде чем сесть за стол познакомьтесь со всеми приглашенными . Садитесь рядом с тем, с кем еще не знакомы.
3. Представляя гостя или кого-либо еще, не только назовите его имя и фамилию, но и сообщите факт, связанный с ним. Например, скажите, кем этот человек работает - этот факт позволит дать общее представление о нем.
4. Перед походом на деловой ужин или простую встречу подготовьтесь к обсуждению того, что может быть интересно собеседникам. Если это неформальная встреча, интерес могут представлять книжные новинки, свежие фильмы и телешоу или текущие события.
5. Найти тему для разговора будет гораздо проще, если вы будете регулярно читать новости или смотреть новостные передачи.
6. При знакомстве не торопитесь рассказывать о себе . Людям не станет интересно, кто вы и чем занимаетесь, до тех пор, пока вы не заинтересуетесь ими. Начиная выстраивать отношения, дайте кредит доверия.
7. Постарайтесь не быть назойливым промоутером . Мы зачастую бываем настолько эмоциональны и захвачены темой собственного проекта или какого-либо события в жизни, что слишком много говорим о них.
8. Слушайте внимательно и думайте прежде, чем что-либо сказать. Не перебивайте . Прежде чем высказать свое мнение, дайте другому человеку закончить мысль. Учитесь тратить 80 процентов беседы на то, чтобы слушать, а 20 процентов – на то, чтобы говорить.
9. Слушайте внимательно, улыбайтесь и старайтесь установить зрительный контакт.
10. Используйте пять слов, которые помогают поддержать светскую беседу: кто, что, когда, где и почему – они позволяют строить открытые вопросы.

В современном мире, где люди привыкли проводить большую часть времени в социальных сетях и различных мессенджерах, поддерживать связь с окружающими посредством виртуального общения, многие разучились взаимодействовать друг с другом в реальной жизни. Редко можно встретить человека, способного поддержать разговор, человека, с которым интересно и приятно общаться на различные темы. Для некоторых людей общение вживую и вовсе является настоящей пыткой. Психологи уверены в том, что умению общаться с окружающими можно научиться, необходимо лишь знать некоторые тонкости общения и нюансы.

Результатом успешного общения является найденный контакт с человеком или, проще говоря, общий язык. Каждый человек, независимо от своего образования, начитанности, качеств характера, может столкнуться с трудностями в общении .

Правила успешного общения с людьми

Каждый человек имеет свои индивидуальные качества, черты характера, особенности, отличающие его от основной массы людей. Желание чувствовать себя частью общества и ощущать важность своей роли в обществе – это залог успешного общения с людьми. Не стоит проявлять безразличие к словам собеседника. Важно уметь поддерживать с ним разговор, интересуясь тем, что думает собеседник по тому или иному поводу, какое у него мнение сложилось касательно той или иной темы разговора. Искренность и доброжелательность просто необходимы в общении с другими людьми. Люди ценят тех, кто умеет их слушать. Данное качество куда ценнее, чем умение красиво говорить, так как большинство людей либо сознательно, либо бессознательно чувствуют фальшь и неискренность.

Не стоит считать, что мнение самого человека – единственно правильное и непререкаемое. Чтобы успешно общаться с другими людьми, необходимо научиться быть терпеливым и уважать чужое мнение, в противном случае общение закончится конфликтом.

Общение на равных

Нельзя проявлять высокомерие. Это качество разрушает любые отношения и мешает человеку поддерживать связь с людьми, даже самыми родными и близкими. Необходимо взвешивать каждое свое слово, стараясь избегать надменного тона, желания самоутвердиться за чужой счет и возвыситься таким образом. Высокомерие и стремление к самоутверждению покажутся собеседнику оскорблением, и у него навсегда отпадет желание продолжить общение.

Важные моменты в общении с людьми

Мало кто любит часами выслушивать . У собеседника итак хватает проблем, они есть у каждого. Цель общения – приятные эмоции, заряд положительной энергетикой и позитив, поэтому люди стараются меньше контактировать с теми, кто постоянно жалуется на свою жизнь, судьбу, работу, вторую половинку. Психологи обратили внимание на то, что повторение позы собеседника приводит к тому, что собеседник на подсознательном уровне начинает чувствовать симпатию к человеку, в этом случае он больше расположен к общению с ним.

Не стоит стараться казаться тем, кем человек на самом деле не является. – лучшие качества хорошего собеседника. Люди рано или поздно увидят истинное лицо человека, так как никто не способен постоянно в любых условиях контролировать свое поведение, эмоции и мысли. Необходимо оставаться непринужденным, чтобы общение продолжилось и дальше.

Психологи советуют смотреть человеку прямо в глаза во время общения. Тот, кто постоянно отводит взгляд, не вызывает доверия и симпатии. В этом случае собеседник думает о том, что человек либо скучает в его обществе, либо что-то недоговаривает или обманывает его. Психологами также отмечен тот факт, что люди больше расположены к общению с теми, кто во время разговора часто называет их по имени.

Нередко в общении возникают не очень приятные паузы, лучше избегать таких моментов. Для этого нужно развернуто отвечать на вопросы собеседника, забыв об односложных ответах. Можно задавать вопросы, на которые собеседнику придется отвечать развернуто, но и перебарщивать с этим нельзя, так как большое количество вопросов заставит его почувствовать себя неуютно.

Коммуникативные навыки играют большую роль в построении отношений с другими людьми, в достижении успеха в жизни, поэтому постоянно нужно их развивать.

Порой нам никак не удается найти общий язык с собеседником, и на этой почве легко возникают конфликты. Чтобы такого не происходило, следует избегать определенных ошибок при общении и соблюдать некоторые правила. Вот что советуют психологи.

Установите контакт взглядом

Если вы, разговаривая, не смотрите на собеседника или, не дай бог, повернулись к нему спиной, вряд ли между вами возникнет хороший контакт. Как бы вы ни были заняты, если к вам обращаются, найдите время повернуть голову и взглянуть на человека. Избегание общения лицом к лицу обычно воспринимается второй стороной как признак пренебрежения. Недаром при описании подобных ситуаций часто используется выражение: «Да он на меня даже и не взглянул!» Конечно, вы имеете право отказать в общении тому, кто вам не нужен или не интересен, но во всех остальных случаях обязательно используйте !

Соблюдайте дистанцию

И все же не следует при разговоре подходить или подсаживаться к человеку слишком близко. Чаще всего люди воспринимают это как вторжение в , им начинает казаться, что собеседник ведет себя слишком нахально, не вполне адекватен, пытается манипулировать или даже сексуально их домогается. Вы легко определите, когда нарушена допустимая грань: человек в этом случае обычно отодвигается, делает шаг назад, скрещивает руки на груди или выставляет вперед ногу, как бы воздвигая барьер между вами… Как правило, комфортная дистанция составляет метр-полтора для людей, которые не состоят между собой в близких отношениях.

Если есть возможность, обращайтесь к человеку по имени

Этот прием часто используют менеджеры различных фирм, пытающиеся заманить клиентов. Достаточно им узнать имя , как они начинают употреблять его к месту и не к месту. Человеку, который называет вас по имени, труднее отказать. Но не стоит и перебарщивать. Бесконечное повторение имени многих раздражает. Кроме того, постарайтесь узнать, какое обращение для собеседника предпочтительнее. Так, пожилые люди нередко предпочитают, чтобы их называли по имени-отчеству. А тех, кому меньше 50, чаще всего устраивает просто обращение по имени, за исключением совсем уж официальных ситуаций.

Старайтесь уловить настроение собеседника

Чтобы это сделать, при встрече обязательно слегка улыбнитесь. Большинство людей улыбнутся в ответ. Если этого не произошло, значит, человек плохо себя чувствует, расстроен, рассержен, напуган и т.д. В последнем случае следует говорить с человеком спокойно, участливо, стараться сгладить ситуацию. Когда причина плохого настроения не очевидна, не стесняйтесь спросить: «У тебя что-то случилось?» Как правило, люди благодарны за участие.

Не давайте оценку чужим эмоциям

Мы не телепаты, поэтому можем легко ошибиться, оценивая эмоциональное состояние другого человека. Даже если вы абсолютно уверены в своем правильном «прочтении» его эмоций, не стоит этого афишировать. Далеко не все хотят, чтобы их «читали». Поэтому даже замечание: «Я вижу, что вы встревожены» может вызвать негативную реакцию. Лучше сказать: «Мне кажется, что вы чем-то обеспокоены». По крайней мере, это не прямое утверждение. И, возможно, человек действительно поведает вам о своих проблемах.

Старайтесь услышать собеседника

Пример неправильного «слушания» - это, скажем, когда человек хочет купить товар подешевле, а вы предлагаете ему дорогой. Не имеет смысл расхваливать достоинства дорогого товара, если у покупателя элементарно нет на него денег. Попробуйте предложить что-то в пределах той суммы, которой человек располагает, или посоветовать ему обратиться в другое место.

Это что касается профессионального общения на уровне «продавец – покупатель». Но такие ситуации могут возникать и при личном общении. Допустим, вы подбиваете приятельницу поехать с вами отдохнуть в Таиланд, но не учитываете ее ситуации (нет средств, семейные обстоятельства не позволяют, аллергия на солнце и т.д.) Сначала выслушайте аргументы собеседника, поймите, чего он хочет и какие у него возможности, а тогда уже что-то советуйте и высказывайте свое мнение.

Не давайте собеседнику отрицательных оценок

Мы очень любим величать других хамами, нахалами, идиотами и т.п. Но когда мы высказываем собеседнику такие вещи, это неминуемо ведет к усугублению конфликтной ситуации. Не переходите на личности, говорите только о тех чувствах и эмоциях, которые вызвало у вас поведение этого человека. Скажем: «я огорчена вашим поведением», «я разочарована», «мне неприятно, когда вы так со мной разговариваете». Людям обычно не по себе, когда они осознают, что становятся причиной чужого расстройства. И если даже вам не удастся полностью свести конфликт на нет, то хотя бы удастся снизить градус накала.

Избегайте жестких директив и отрицаний

Человек, которому приказывают: «Сядьте», «подождите», «сделайте то-то и то-то», обычно испытывает психологический дискомфорт. Если хотите поддержать нормальный контакт, используйте выражения: «садитесь пожалуйста», «пожалуйста, подождите», «не могли бы вы сделать то-то?» Тогда это будет восприниматься (хотя бы формально) как просьба, а не как приказ.

Также негативно воспринимаются «повеления» с частицей «не»: «Не входите в мой кабинет!», «Не вздумайте опаздывать!», «Не надо мне хамить!» и т.п.

Попробуйте всегда следовать этим правилам в процессе общения – и вы поймете, что вам гораздо легче стало налаживать отношения с окружающими.

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни. Каждый день мы контактируем с множеством людей - с домашними, с коллегами по работе, деловыми партнерами, друзьями, а также с совершенно незнакомыми людьми - в магазине, метро и просто на улице. Очень важно, чтобы было приятным для обоих собеседников, а также продуктивным. Ведь какая главная его цель? Правильно, взаимный обмен информацией, мыслями, чувствами и эмоциями. Стоит особенно подчеркнуть слово «взаимный», то есть каждый из собеседников должен быть понят и услышан другим, иначе в дальнейшем могут возникать обиды, недопонимания, а в конечном итоге - и ссоры. Именно поэтому каждому из нас просто необходимо знать правила общения с людьми. Что это такое, какие они бывают - об этом мы расскажем в данной статье, поэтому читайте внимательно, информация, безусловно, вам пригодится.

Поговорим?

Психологи утверждают, что правила общения с людьми - это некий неписаный кодекс. Он помогает стать отличным собеседником, к мнению которого всегда прислушиваются и который всегда желанный гость в любом доме. также очень важно во время деловых переговоров с партнерами. Да и в обычной жизни оно не помешает. У человека, который знает правила общения с людьми и применяет их на деле, всегда много хороших друзей и знакомых, ему всегда рады.

Долой стеснение!

Но что же делать, если вы совершенно не умеете общаться с окружающими? При любой попытке заговорить с человеком у вас появляется страх, вы начинаете запинаться или же совсем забываете, о чем хотели сказать. Бывает такое? Тогда прислушайтесь к нашим простым советам. Прежде всего, запомните первое и самое главное правило: вам совершенно нечего стесняться других людей. Вы можете общаться с каждым человеком на равных. Задавать ему вопросы, просить о помощи или же делиться информацией. Общение - совершенно естественный для каждого человека процесс, поэтому отбросьте свои комплексы и начинайте общаться. Вы увидите, что это легко. А сейчас мы расскажем 5 правил общения с людьми. На самом деле их гораздо больше, но мы выделим самые основные.

Правила общения между людьми

Итак, если вы хотите стать хорошим собеседником:


Незнакомцы могут стать друзьями

Бывают и такие ситуации, когда нужно общаться с совершенно незнакомыми людьми. Вы пришли на вечеринку, организованную другом. Вы только вливаетесь в новый коллектив на учебе или работе. Таких ситуаций может быть много. Поэтому следует запомнить правила общения с незнакомыми людьми:


Помните, что вышеупомянутые правила общения с людьми легки, однако они помогут вам в повседневной жизни во время разговора с каждым. Не забывайте применять их на практике!

Библиотека
материалов

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»

(фрагмент тренинга для старшеклассников «Я – автор событий в своей жизни!»)

Обучающие цели:

    Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;

    Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Развивающие цели:

    Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания

Воспитательные цели:

    Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами, мультимедийный проектор, ПК.

Этапы урока:

    Знакомство.

    Обозначение темы занятия.

    Практикум. Определение правил эффективного общения через организацию групповой работы в сменных парах, группах.

    Практикум. Моделирование ситуаций с учетом полученных знаний и опыта (работа в группах). Презентация работы в группах.

Ход занятия

Организационный момент.

Ведущий. Здравствуйте!

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание Кристофера Морли, в котором он остроумно заметил, что

Существует только один способ стать хорошим собеседником – это …» ?

Исходя из своего жизненного опыта как бы вы закончили это предложение? Как вы думаете, что имел в виду автор?

Ответы. Можно записать варианты ответов на доске

Ведущий. В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.

Действительно, в этом высказывании содержится один из секретов эффективного общения -”уметь слушать”. Сегодня на нашем занятии мы с вами постараемся обобщить свои представления об эффективном общении и сформулировать правила, которые помогают этого достигнуть.

Как вы понимаете смысл словосочетания "эффективное общение"?

Ответы.

Ведущий. Действительно, эффективность общения определяется не только умением говорить, но еще умением слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

При первой встрече принято?... знакомиться. Давайте и мы с вами познакомимся.

Знакомство. (передавать какой-либо предмет) Я вас попрошу назвать свое имя, а также любое качество, которое Вам в себе нравится.

Ведущий. Спасибо. Мне было приятно познакомиться с вами.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение «Слушатель».

Цель : создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник - сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек. обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Ответы. Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

Ответы. Не видели партнера,

    То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

Ответы. Да.

Ведущий. В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” – значитфизически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание схемы на слайде.

СЛУШАТЬ

СЛЫШАТЬ

делать сознательное усилие

физически воспринимать

услышать звук” или “обратить

звуки определенного значения

на него внимание”, т.е. это волевой акт.

Чтобы слушать, необходимо желание.

Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.

    Это еще одно правило эффективного общения

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”. А для того, чтобы уметь слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “Дистанция”.

Цель : игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.

Инструкция. Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Примечание . Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным. Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.

Ведущий. Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве.

Все участники двигаются хаотично по кабинету, подходя к разным участникам на такое расстояние, которое будет комфортным для обоих. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча. Участники двигаются, определяются. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать.

Запомните, пожалуйста, свои дистанции и разойдитесь...

Обсуждение . Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда определяли расстояние? Постигло ли вас разочарование? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Как вы понимали, что данное расстояние комфортно для вас и для партнера?

Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следующее правило?

    Учитывать язык поз и жестов, дистанцию в общении

Всегда ли достаточно только жестов и мимики?

Ответы. (Нет).

    Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …”

"Хотелось бы уточнить..."и т.д.

Ведущий. Посмотрите, (на слайде сформулированные правила) какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?

Записать на доске недостающие правила.

Ведущий. Большую часть времени мы проводим в коллективе, и выполняем деятельность по решению как индивидуальных, так и коллективных задач. Сейчас мы смоделируем коллективное взаимодействие.

Упражнение "Фигуры"
Цель: Эта игра на пространственное воображение и внимательность. В ходе игры можно отследить многие моменты важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т.д.

Время 10-15 минут

Ресурсы: веревка длиной равной 1м*количество участников.

Группа делится произвольно на 2 части. Одной из них завязывают глаза, они – исполнители, другая- наблюдатели.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.

Задание выполнено? Откройте глаза.

Обсуждение. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы. Но не комментируем их.
Ведущий. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Можно группам предложить поменяться местами, и учитывая опыт – построить свою фигуру.

Итоги упражнения

    Вы довольны результатом группы?

    Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

    На какие из этих факторов вы могли повлиять?

    Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Обсуждение. Что было важно? (слышать и слушать, проявлять инициативу, принимать решение группы, ...)Наблюдатели делятся увиденным.

Какое правило еще сформулируем?

    Не перебивать

    Не оценивать собеседника

Правила, которые мы с вами сформулировали, имеют место быть в жизни?

Ответы. Да.

Работа в группах.

Выводы, к которым мы сегодня пришли, являются для вас абсолютно новыми?

Ответы. Нет. Общепринятые правила.

Ведущий. Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п. В психологии общения эти правила называются правилами активного слушания.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок.

И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах по 3 - 4 человека, каждая группа получает задание ( )- исходя из ситуации, составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута.

Представление результатов работы в группах.

Подведение итогов . С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд, какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

В каких еще жизненных ситуациях возможно применить правила эффективного общения ? Предложите свои варианты.

Ответы.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Синквейн» - получение обратной связи.

Инструкция . Итоги я предлагаю подвести следующим образом. С помощью синквейна. Возможно кто – то из вас знаком с такой формой, кто - то получит новый опыт..

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Обсуждение

Ведущий. Спасибо за занятие. Вы были для меня приятными собеседниками, хорошими слушателями. Надеюсь, опыт полученный на занятии, поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении с разными людьми, в разных ситуациях. На память о нашей встрече, я хотела бы вам оставить Памятки о правилах эффективного общения . ( 2 ).

До свиданья! Успехов!

Приложение 1

    Ситуация 1

«Соискатель» приходит в фирму на собеседование по объявлению о наборе кадров, в связи с расширением производства. Менеджер по кадрам заинтересован в квалифицированном работнике.

Постройте диалог «Менеджер» - «Соискатель» (кто ищет работу), используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

    Ситуация 2

Идет урок по новой теме. «Ученик» опоздал на урок (10 минут).

Постройте диалог «учитель»- «ученик», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 3

«Подросток» обращается к «отцу» с просьбой отпустить его в гости к другу поиграть в компьютер. Отец изначально не настроен дать разрешение.

Постройте диалог «Сын» - «отец», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 4

Два подростка. Один из них не возвращает другому его компьютерный диск, хотя обещал вернуть, но обещание не сдержал.

Постройте диалог «подросток»- «подросток», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы можно оформить письменно.

Приложение 2

«Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».

Э. Севрус

В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.В массе своей слушать мы не умеем и не любим. Между тем, какие залежи ценной информации можно получить от человека, который воспримет вас как внимательного и благодарного слушателя! Что же для этого нужно? Слушать.Не надо ни снисходить до кого-то, ни унижаться перед кем-то. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством, с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование, или первый день на новой работе.Итак, активное слушание предполагает:

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

    1. заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

      при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.

      Не давай оценок .

      Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать

      Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

      Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать.

Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

e - mail : kolcsvetlana @ yandex . ru ,

Колчанова Светлана Сергеевна, педагог-психолог МАОУ гимназия №1 г. Тюмени Страница 10

Найдите материал к любому уроку,