Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное году литературы. Внеклассные мероприятия по литературе Внеклассное мероприятие на литературную тему

Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы

Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ "Рогожинская ООШ" Михайловский район Волгоградская область

Внеклассное занятие по литературе

Тема: В волшебном мире литературы.
Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов.
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

1. Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)
3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто …………………./
4.«СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК
5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко! (Презентация)
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.
7.«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч!
Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


Тема: В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

На доске написана загадка:

    Не дерево, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. Что это?

Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов.(моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор.(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают.(нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
2. БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ» Доскажи словечко!
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.Василису Прекрасную.(косметика)

3. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию) 1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)

4. «УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ» (Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
5.
«УГАДАЙ, КТО Я?» (Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
«
Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
«
Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
6.
«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
7.
«УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут!

До новых встреч!

Учащихся. Внеклассное мероприятие по русской литературе не только выявляет базовые знания ученика по предмету, но и помогает ему развиваться, социализироваться, прививает чувство воспитанности. Учитель литературы, руководя внеклассным воспитательным процессом, усовершенствует природные способности учеников видеть в мире книг нечто больше, чем просто текст. Внеклассное мероприятие по литературе прививает ученикам эстетический вкус, воспитывает их гуманность и показывает модель моральных идеалов.

На что стоит обратить внимание?

Разработка внеклассного мероприятия по литературе начинается с выбора приемов и форм его проведения. Учителю всегда стоит помнить о том, что большинство современных детей неохотно сидят на основных уроках. Для проведения занятия стоит подобрать материал, который вызовет огромный интерес у ребят. Проводить внеклассное мероприятие по русской литературе лучше в форме беседы. Отлично подойдут также викторины, в которых учащиеся смогут показать свои знания.

О проведении мероприятия ребят лучше предупредить заранее. Можно предварительно раздать задания и сообщить, что наиболее активных учащихся ждут вознаграждения.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Произведение «В дурном обществе»

Целевая направленность мероприятия:

  1. Обзор образов всех героев, принципы их становления.
  2. Обучение детей выразительному чтению, умению анализировать прочитанный текст, выделять главное в содержании, различать нравственность и ценности, прививание чувства красоты.
  3. Формирование положительных ориентаций в познании значимости русской литературы.

Предполагаемые результаты:

  • знание текста и его содержания;
  • восприятие и анализ прочитанного;
  • умение выделять тему, идею текста;
  • определение проблематичных и кульминационных аспектов произведения;
  • умение давать оценку действиям героя.

Первый этап урока

Педагог приветствует учащихся, рассказывает о целях, задачах, темах мероприятия. Речь учителя может быть следующей:

«Здравствуйте, ребята. Многие знают, что мир литературы - это океан, в который нырнув, можно найти что-то ценное. Так и каждый писатель пытается внести в историю литературы что-то неповторимое, но очень важное. Сегодня речь пойдет о таком великом писателе, как Владимир Галактионович Короленко, и его произведении «В дурном обществе».

Цель урока - суметь распознать самый большой дар в жизни человека - чуткое сердце, способное на сострадание. Основной задачей является понимание изменений в сердце главного героя и извлечение уроков нравственности из рассказа.

Проведенное внеклассное мероприятие по литературе станет не просто познавательным, но и научит каждого проявлять милосердие и доброту.

Темой мероприятия является «Общение сына городского судьи Васи с простонародными детьми Марусей и Валеком». Удастся изучить нюансы поведения ребят в различных жизненных условиях.

Второй этап урока

Учитель проводит проверку знания текста, заданного для чтения дома. Для этого всех детей стоит поделить на две команды. Учитель задает по два простых вопроса.

Для первой команды:

  1. Каким предстал Валек перед Васей при первой встрече? (Он был худеньким, в грязной одежде с кучерявыми волосами).
  2. В чем сходство Маруси и Сони? (они обе одинакового возраста, маленькие и красивые, а смех их был словно звон колокольчика).

Для второй команды:

  1. Как автор описывает Марусю? (четырехлетняя девочка, с белокурыми длинными волосами, грязным личиком и в старом платьице, с добрыми, но испуганными глазами).
  2. Как выглядел Вася? (мальчишка с задорным характером, приветливый, дружелюбный, добрый, хорошо одетый, отзывчивый).

Ребята выбирают участников, которые будут отвечать на вопросы.

Далее учитель: «События, которые отображаются в рассказе, происходили много лет назад. Но автор будто бы заглянул к нам, в будущее. Короленко раскрыл такие проблемы двадцать первого века, как умение дружить, честность, отзывчивость, доверие, отношения в семье, сострадательность, преданность». Учитель должен представить реальные события, которые происходили в то время, когда автор писал произведение, основываясь на фактах.

Третий этап урока

Проводится обсуждение основных проблем рассказа.

Учитель задает первому ученику вопрос: «Как Вася отреагировал на то, что его новый друг Валек занимается воровством?»

Ученик первый: «Новость о том, что Валек ворует еду, произвела не самое лучшее впечатление на Васю. У него был тяжелый осадок на сердце, но он не осуждал своего друга. Вася ведь потом узнал, что еда нужна для голодной Маруси.»

Учитель: «Повлияла ли новость о воровстве на отношения между друзьями?»

Ученик второй: «Известие не принесло негативных последствий в дружбе между парнями. Вася, наоборот, стал трепетно относиться к своим друзьям, у него появилось чувство сострадания.»

Учитель: «Что подарил Вася Марусе, чтобы девочка хоть немного взбодрилась в период болезни?»

Ученик третий: «Вася подарил девочке куклу своей сестры, которой она очень обрадовалась.»

Вопрос от учителя ко всему классу: «Дети, считается ли плохим то, что Валек занимался воровством еды?»

Каждый желающий ребенок может высказать свою точку зрения.

Четвертый этап урока

Ученикам на доске рисуется табличка с двумя колонками. В первой колонке под заголовком «Серый камень» нужно написать все чувства, ассоциирующиеся с камнем. Во второй колонке под названием «Чувственное сердце» нужно написать как можно больше качеств доброго человека.

Ребята в первую колонку могут написать такие чувства, как жестокость, ненависть, злость, черствость, обман. Сюда же можно отнести воровство, предательство, коварство и равнодушие.

Учитель хвалит учеников за правильные ответы и предлагает заполнить вторую колонку таблицы.

Дети могут прийти к выводу, что в колонку «Чувственное сердце» нужно написать такие качества человека: скромность, честность, толерантность, правдивость, настоящая дружба. Сюда же можно добавить сострадание, милосердие, любовь, нежность.

Заполнение таблички показывает, что «Серый камень» является олицетворением несправедливости и жестокости мира людей. А «Чувственное сердце» говорит о глубоких моральных чувствах человечества.

Когда внеклассное мероприятие по литературе подходит к концу, педагог уточняет, что каждый ученик вынес для себя из урока.

по литературе

Учитель: «Сегодня был рассмотрен рассказ великого русского писателя Владимира Короленко «В дурном обществе». На уроке был проведен анализ образов героев и их поведения. Можно ли говорить о том, что рассказ поучительный и высокоморальный?»

Ученик: «Рассказ действительно поучительный, так как дает четкое понимание того, что социальное положение никак не должно влиять на внутренний стержень человека.»

Другой ученик: «Произведение научило ценить дружбу и распознавать настоящих друзей.»

Учитель: «Действительно, это произведение стоит прочесть каждому ребенку и взрослому, чтобы понять истинные ценности жизни. Всем большое спасибо за внимание. Урок литературы окончен.»

Подведем итог

Предложенный сценарий внеклассного мероприятия по литературе является ориентировочным. Каждый педагог на базе него может составить собственный уникальный план. Очень многие знания дает именно литература. 5 класс - это время, когда ребята учатся высказывать мнение, отстаивать свою позицию. А нестандартный урок - лучший способ выявить знания учащихся.