Почему литература 18 века интересна современному читателю. Русская литература XVIII века

18-й век считался эпохой Просвещения, что отразилось на формировании русской литературы. Еще в начале столетия произведения отечественных авторов больше представляли собой переводы. Но пришло время, когда они начали создавать собственные творения. В 18 веке правительство пришло к мысли, что отсталость страны нужно преодолевать. Было принято решение прибегнуть к помощи культуры, литературы.

Особенности литературы 18 века в восприятии современного читателя

Из произведений того времени можно узнать о многих исторически важных событиях. Одним из таких является реформа Петра I , она позволила государству обновиться, европеизироваться. Из работ 18 века можно узнать о том, как происходило становление мировой державы, тяжести крепостничества – не исключение. У современного народа с этим периодом ассоциируются работы авторов Ломоносова, Радищева. В них мы видим, как зарождался классицизм. Его основатели – настоящие мастера художественного слова. В своем сочинении на тему: «Литература 18 века в восприятии современного читателя» я хочу затронуть особенности содержания произведений, их форм:

  • во всех работах того времени прослеживается, что самыми важными ценностями в жизни были долг, честь. Переживания людей целиком подчинялись общественному началу. Литература достаточно сложна в восприятии. Лично меня, как современного читателя, смущает не совсем обычный язык, стиль написания;
  • немаловажной в классицизме была теория «трех штилей», ее автором стал Ломоносов. Он разделил существующие жанры на несколько групп.

Моя оценка

Хочу отметить, литература 18 века несмотря на прошедшее время, не утратила своего значения. Более того, она получила новое признание. Секрета никакого нет, проблемы, которые обсуждались тогда, беспокоят народ и сейчас. Современные люди тоже сталкиваются с неразделенной любовью, необходимостью делать сложный выбор между долгом, чувством.

В тоже время стоит отметить, что современный мир находится в постоянном прогрессе. Для некоторых классицизм является не совсем правильным, уместным. Драмы из-за своей наивности вызывают не слезы на глазах, а улыбку на лице.

Подводя итог, скажу, что литературу эпохи Процветания нельзя недооценивать, ее роль в общем контексте будет расти несмотря ни на что.

18 век ознаменовался крупными преобразованиями, связанными с деятельностью Петра I. Россия стала крупной державой: укрепилась военная мощь, связи с другими государствами, большое развитие получила наука и техника. Конечно, все это не могло не повлиять на развитие литературы и культуры. И Петр, и Екатерина прекрасно понимали, что преодолеть косность и отсталость страны можно только при помощи просвещения, культуры и литературы.

Особенности классицизма

Особого рассмотрения заслуживает В восприятии современного читателя она связана с такими именами, как: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Так, в литературе зарождается классицизм - направление, основоположники которого по праву считаются мастерами художественного слова. В школе учащиеся пишут работу по теме «Литература 18 века в восприятии современного читателя». Сочинение должно выразить мнение нашего современника о литературе эпохи классицизма. Необходимо затронуть вопросы формы и содержания произведений.

На первое место классицисты ставили долг и честь, личные чувства должны были подчиняться общественному началу. Конечно, сложна литература 18 века в восприятии. Современного читателя смущают особый язык, стиль. Писатели-классицисты создавали произведения, придерживаясь теории триединства. Это значит, что события, отраженные в произведении, должны были быть ограничены во времени, месте и действии. Также важную роль в классицизме играла теория «трех штилей», принадлежащая М. В. Ломоносову. Согласно этой теории, жанры в литературе делились на три группы. Сначала большой популярностью пользовалась ода, в ней восхвалялись цари, герои и боги. Авторы перечисляли их заслуги, но зачастую не те, которых они достигли в действительности, а те, которых должны были достигать во благо народа. Но скоро активно станет развиваться сатира. Разочаровавшись в справедливом правлении царей, поэты и писатели в стихотворениях и комедиях посредством сатирического осмеяния порицали пороки высших судей. Возьмем, к примеру, произведение Державина «Фелица». Здесь сочетаются ода и сатира. Прославляя Екатерину, Гавриил Романович в то же время обличает ее придворных. «Фелица» получила в свое время большое признание. Поэт был приближен ко двору. Однако очень скоро Державин сильно разочаровался во власти сильных мира сего.

Специфика сочинения

Однако постепенно рамки, в которые был заключен классицизм, начинают ограничивать возможности художественных мастеров. "Литература 18 века в восприятии современного читателя" - сочинение (9 класс) на эту тему должно дать представление о того времени. Сочинение в школе по данной теме должно включать элементы анализа художественных произведений. Например, если взять классицистическое стихотворение, то именно из-за этих строгих правил и витиеватого языка и трудна литература 18 века в восприятии современного читателя.

Сентиментализм

Если классицисты за основу брали общественное начало, человека, то появившиеся вслед за ними сентименталисты обратились к внутреннему миру героев, к их личным переживаниям. Особое место в сентиментализме принадлежит Н. М. Карамзину. Конец 18 века был ознаменован переходом к новому направлению в литературе, получившему название «романтизм». Главным героем романтического произведения был идеальный персонаж, абсолютно одинокий и страдающий, протестующий против несправедливости жизни.

Литература 18 века в восприятии современного читателя не утратила своего значения, а, возможно, даже получила новое признание. Она не потеряла своей актуальности сегодня, потому что проблемы, поднимаемые и решаемые мастерами 18 века, тревожат и сегодняшнего читателя. Мы все так же продолжаем любить и страдать от неразделенной любви. Мы часто делаем выбор между чувством и долгом. А разве нас устраивает современное общественное устройство?

Современная оценка

Поэтому важно, чтобы тема «Литература 18 века в восприятии современного читателя» на примере произведений конкретных авторов отражала именно современное отношение. Особо нужно остановиться на таких произведениях: «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Властителям и судиям» Г. Р. Державина, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Разве может не затронуть сердце история бедной девушки Лизы из повести Н. М. Карамзина, полюбившей и обманутой, покончившей с собой в столь юном возрасте.

Внимательного отношения заслуживает и комедия «Недоросль». Главная проблема, которую поднимает автор - Сам он придерживался того мнения, что домашнее воспитание, широко распространенное в дворянской среде, было не столь полезным для детей, как казалось. Дети, воспитываясь дома, полностью перенимают все привычки и особенности поведения взрослых, становятся неприспособленными к самостоятельной жизни. Таков и Митрофан. Живет он в атмосфере вранья и духовного убожества, видит перед собой лишь негативные стороны действительности. Писатель, подчеркивая копирование Митрофанушкой манеры окружающих, ставит вопрос: кто же вырастет из него?

Мир находится в постоянном прогрессе. С последними достижениями люди ушли далеко вперед. И подчас классицизм кажется нам не совсем уместным и правильным, а «слезные драмы» вызывают улыбку своей наивностью. Но заслуга литературы 18 века ни в коем случае не может недооцениваться, и со временем ее роль в общем контексте литературы будет только расти.

Таким образом, литература 18 века в восприятии современного читателя останется, несмотря ни на что, особой вехой в развитии русской литературы и культуры.

В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Не смотря на то, что прошло уже несколько столетий, ЧИТАТЕЛИ нашего времени продолжают ЧИТАТЬ литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт прошлых времён. В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила. В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе. Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения прошлых веков, многие из которых помогают людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ Лизы ЛЮБИЛ её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём. Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков.

О литературе 18 века можно сказать одним словом – тяжеловесная. Все произведения того времени нам трудно читать, тяжело разбираться в оборотах, лексике, сравнениях …

Понятно, что реальность сама меняется, меняется и язык. Уже просто нет тех реалий, которые описывали в то время. Язык также становится всё проще. (Теперь в смс-сообщениях мы, вообще, сокращаем всё.) Уходят сложные конструкции. После Маяковского с его рубленным ритмом (по одному слову в строке) прочесть, например, Кантемира, в произведениях которого в каждой строке десяток длинных слов!..

В то время ещё очень сильно влияла церковь, поэтому в стихах много библейских сравнений. Также люди изучали древние языки, сталкивались с мифами, поэтому мифические герои были привычны. Сейчас все знают только о Музе. В стихах той всё всем было понятно от одного слова-имени, нам приходится смотреть в Интернете.

Также было много торжественных стихов, воспевающих царей. Например, известны оды Державина. Сейчас людям может казаться, что ода – это попытка расположить к себе монарха, от одного слова которого может зависеть твоя судьба. Но я чувствую, что это были искренние слова похвалы. Гавриил Романович верил в избранность Екатерины Второй, понимал её ответственность перед всем народом.

Была в ту эпоху и критика. Например, Фонвизин в своих произведениях обличал пороки общества. В самом известном произведении его «Недоросль» Денис Иванович критикует ограниченную и жестокую помещицу, её избалованного сына, который, как говорили тогда, пренебрёг науками. В этой пьесе, как и в других, характеры понятны, они «чисты», как в древнем театре, где ещё маски использовались. Если персонаж отрицательный, то он плохой, а хороший – наоборот. Это следующий век размыл все границы между добром и злом своим психологизмом.

Важно, что в то время просвещённые люди специально работали над стихосложением, над русским языком. Они нарочно старались сделать его легче, выразительней… Чтобы стал не хуже, чем, например, главенствовавший при дворе французский.

Я думаю, что поэты и писатели добились своей цели.

Вариант 2

XVIII является веком перемен для Российской не только с территориальной точки зрения, но и с литературной. В 18 веке российские читатели узнали о таких гениях пера как Михаил Васильевич Ломоносов, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев. Образы созданные великим классицистами вызывали массу всеразличных эмоций у читательской публики, особенно этим может похвастаться Фонвизинская комедия «Недоросль». Но с момента фонвизинской славы прошло уже более двухсот лет, как современные читатели относятся к литературе 18 века?

В классическом литературоведении 18 век считается веком зарождения отечественной литературы. Авторы фактически не имели вольности и писали то, что угодно власти, стараясь отражать действительно в красочных и возвышенных тонах.

Однако, несмотря на это, литература обязана 18 веку за рождение таких гениев как Радищев и Фонвизин, которые впервые заговорили о тяжбах крестьянской жизни на Руси и загнивающем дворянстве.

В особенности успешно это сделал Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», главный герой которого выступает бытописателем жизни простого населения во время поездки. Рассказанные Радищевым ужасные случаи притеснения помещиками крестьян вызвали гнев неимоверной силы в правящих кругах и вызвали понимание в глазах прогрессивного дворянства. Правительственная машина жестко расплатилась с Радищевым за невиданную по тем временам вольность, но идея о тотальной несправедливости в Российской Империи породила декабристов, которые в свою очередь являются прародителями народных революций в России. То есть можно с уверенностью сказать, что произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» повлияла на освобождение крестьян из-под помещичьего сапога.

Современный читатель, прекрасно понимая это, не может не отдать долг прошлому и не прочитать мысли человека, ратующего за свободу во время царского тоталитаризма, и пусть слог писателей 18 века весьма специфичен и во многом непонятен нам, жителям 21 века, однако мысли, заложенные в произведениях того времени -прекрасный фундамент для каждого человека, кому не чужды такие понятия как справедливость, свобода, равенство.

В заключении хотелось бы сказать, что современный читатель не просто читает литературу 18 века, он любит и понимает ее, потому что без любви и понимания к отечественной литературе невозможно понять ни себя, ни окружающих людей, живущих по всей территории России.

Литература 18 века

Каждый из нас читал разных авторов, поэтов, знакомился с их произведениями и биографией. Благодаря классике и поэзии можно понять, какой должна быть настоящая любовь, нормы поведения в обществе. Несмотря на пройденные года и столетия между произведениями и нашим временем человеческие чувства, случаи и ситуации которые возникают в жизни, бывают похожи. Литература нас учит не замыкаться в себе, исследовать новый мир быть открытым для новых чувств и приключений, умению вести себя достойно в любой ситуации, быть благородным. Авторы 18 столетия создавая свои произведения доносит до нас особенности той эпохи, того времени в котором они жили. В написании произведений меняется стиль с классицизма на сентиментализм. Четкость и логичность сменяются на выделение эмоциональной стороны героев. Их эмоции и переживания выходят на первый план.

Классицизм

Например, пьеса «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Яркий пример классицизма. Пьеса написана в стиле комедии.

Само название в те времена означало молодого человека принадлежавшего дворянскому сословию, который по какой-либо причине не получил должного образования. Их не принимали на службу, они не могли жениться. Высмеивая этих людей, автор хотел обратить внимание детей на значимость обучения. В пьесе встречаются разные сословия от крестьян до дворянских сословий. Главные персонажи: Митрофанушка и госпожа Простакова, являющаяся его матерью. Женщина властная, руководит всем и всеми кто находится у нее в подчинении. Это пьеса открыто осуждает традиционное дворянское воспитание, их дикость и нравы. Есть только хорошие и плохие герои. Их фамилии говорят все за них: Простаковы, Скотинины, Митрофан, Стародум, Правдин и другие.

Само произведение легко читается, даже спустя столько времени мы понимаем весь юмор и ужас той ситуации.

Сентиментализм

Совершенно другую картину мы можем увидеть в более поздних произведениях.

Например, повесть « Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина.

Главная героиня Лиза, вынуждена работать содержать себя и свою маму. К несчастью ей повстречался молодой человек, в которого она влюбилась. Её возлюбленный оказался не совсем порядочным и бросил ее. Когда Лиза увидела его с другой девушкой, ее сердце этого не выдержало, и она бросилась в пруд. Автор детально описывает чувства героини, и читатель полностью окунается в те волшебные ощущение первой влюбленности и познает всю горечь ситуации в конце. Современному читателю совсем не чужды такие ощущения, он так же переживает любовь и расставание, обиду и ненависть.

Из всего этого можно сделать вывод, что не зависимо от того в каком стиле были написано произведения в то время, они навсегда останутся актуальными и интересными для читателя. Именно в них можно испытать глубочайшие чувства любви, узнать о быте и нравах, научиться вести себя в обществе.

Любовь! Как много смысла мы вкладываем в это слово. Оно имеет множество граней и определений, в нем заложена сила и слабость рода человеческого. С древних времен и до наших дней ее воспевают, ее проклинают

  • Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс

    Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения Уроки французского.

  • Можно ли убежать от реальности? Итоговое сочинение

    Мы все отрицаем что-то, по крайней мере, большую часть времени. Частично быть человеком и жить в обществе с другими людьми - это находить умные способы выразить и скрыть свои чувства

  • Этот текст на 4 и более страниц. Если вы учили "Бедную Лизу" то это то что надо → С XVIII века открывается история светской художественной литературы. Литература XVIII века отразила в себе все те исторические события, которые происходили в ту эпоху. Основными направлениями литературы того времени были классицизм и сентиментализм. Современному читателю сложно воспринимать литературу XVIII века, так как она очень разнообразна для него. Осталось очень мало людей, кто в наше время читает книги. На смену интересным и занимательным книгам пришли компьютеры и телефоны. Но всё, же есть еще такая часть людей, которые читают книги и делают это с удовольствием. XVIII век – век красивых слов и острых мыслей. Но всё, же это проблемное время с такими надеждами и печалями, которые сегодня не актуальны. Это является еще одним признаком, почему читателю всё непонятней и бессмысленней становится литература XVIII века. Однако не стоит забывать бессмертные произведения поэтов и писателей этого времени, выражающие чувства человека, которые он испытывает во все времена. Например, всеми известная повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение вряд ли оставит кого – то равнодушным. Я думаю, это произведение понравится многим современным читателям. У «Бедной Лизы» очень эффектный сюжет. Там можно найти любовь, переживания, предательство и смерть. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Лиза была способна искренне полюбить человека, который ее любви не в полне достоин. Эраст обладает умом и добрым сердцем. Проигравши в карты, он вынужден жениться на богатой вдове и оставить Лизу, из-за чего она покончила с собой. Однако человеческие чувства не умерли в Эрасте и, как уверяет нас автор, «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей». С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи современников – читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях. «Бедная Лиза» и сентиментализм отвечали духу времени. В этой повести Карамзин ничего не пишет ни об императорах и императрицах, ни об империи, ни о просвещенном Разуме, ни о разумном устройстве мира или государства. Его героями становятся простые люди. События, развернувшиеся в повести, просты и драматичны. Истории, подобные рассказанной в повести «Бедная Лиза», воспитывают сердце, просвещают его чувствительными картинами, дают утонченное наслаждение сострадать родной душе, радоваться за свою бескорыстную способность быть человеком. «Ах! – восклицал рассказчик. – Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби. Помимо грустных и трагичных произведений в XVIII веке были еще и комедии. Следовательно я уверен(а) что современным читателям может понравиться очень много произведений XVIII века.