Анализ "Мертвых душ". Анализ произведения "Мертвые души" Гоголя

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Благодарю Виктора Рупасова за стихотворение <Душу дьяволу не продам>http://www.stihi.ru/2015/05/22/5765,которое стало моим вдохновением...

Душа Поэта возвышенная и огромная искрилась золотыми и серебряными искорками на голубом светлом фоне ауры. Она выделялась ярким светом в сумрачном мире, куда попал человек после смерти, очаровывая здесь всех присутствующих. С ней стало намного светлее, и люди или сущности со слабой искоркой души или малым свечением старались держаться к ней поближе – не так было страшно возле света, как в жутком и темном мире. Возле Поэта собиралось все больше и больше народу. Сущности отпечатывались в сумраке и становились рядом, идти от света никуда не хотелось. Поэт оглядел присутствующих и одобрительно закивал головой. <Вот и тут ко мне тянутся люди, так же как и в физическом мире, когда читали мои стихи.> Он попытался вспомнить хотя бы строчку из своих произведений, но тщетно, смертные переживания затупили совсем память. Но, вот проскользнула часть стихов, и он воспрянул духом, стараясь передать сущностям свои поэтические переживания. И,сразу его душа увеличилась почти вдвое и засияла еще ярче. Далеко было видно ее свечение и сущности, находившиеся в темном мире, увидели ее далекий свет и устремились к ней.
Демон никак не мог понять, почему сегодня нет в мире сумрака людей, только что покинувших физический мир. Все посланники его пришли пустые, без напуганных душ, злые и вредные.
-Ну, что там?- проговорил демон.
Он сверкнул огненными страшными глазами, из которых вылетели молнии. Шерсть на теле встала дыбом от негодования, длинные уши узкие и тоже обросшие шерстью мотались туда–сюда без ветра.
-Где души?- прорычал он.
Вот и последний посланец явился и тоже пустым.
-Ну?-демон грозно сверкнул глазами.
-В сумраке нет сущностей. Они все тянутся к свету души Поэта, которая озаряет округу на несколько метров.
-Откуда он взялся на нашу голову?
-Он, так же как и остальные, пришел к нам из мира физики, и у него огромная душа возвышенная и чистая. Она сияет и освещает округу яркими молниями света и добра. Именно к ней и стремятся все вокруг, в ее свет и любовь.
Демон побагровел от злости.
-Я сам поговорю с ним, с этим удивительным поэтом,-съязвил он.
Демон распустил черные крылья и устремился туда, где ярко манил к себе золотой искрящийся свет. Вот он встал перед огромной душой, которая искрилась теперь голубыми искорками света и счастья.
-Послушай, Поэт. Мне нужна твоя душа. Я тебе за нее дам все, что ты захочешь:драгоценности, славу, вторую жизнь…
-Зачем тебе душа поэта? Что ты с ней собираешься делать?- не удивился Поэт.
-Я дам тебе власть–власть над всем миром и людьми!
-Она мне не нужна, так же как и драгоценности, деньги, слава. Это у меня все было и при жизни. А еще мне люди отдали свою признательность и любовь… А это самое дорогое в нашей человеческой жизни!
Поэт огляделся вокруг и раскинул руки, обнимая присутствующих.
-Вон сколько у меня поклонников и пусть не все знают мои стихи, но душа притянула и их ко мне.
Люди зашумели и встали поплотнее к Поэту.
-Он наш,-люди пытались загородить поэта.-Его талант принадлежит людям, и мы его без боя не отдадим.
-Глупые, людишки,- прорычал демон. -Что вы будете делать, когда его душа померкнет или уйдет со мной? Вы останетесь в полумраке, дрожа от страха предо мной и своими грехами.
-Не бойтесь, люди,- проговорил Поэт. Я вам помогу. Я вас так люблю, что готов дать по кусочку света каждому в этом царстве сумрака, так же как я оставлял кусочки души в своих произведениях.
Он притянул к себе душу, искрящуюся последней искоркой добра и света, и обнял ее. Она вдруг всколыхнула ярким светом и озарила молнией округу. Еще и еще становились ярче души вокруг Поэта. Им уже не грозил никакой демон, с таким светом они могут долго путешествовать по мирам, пока не найдут светлого провожатого.
И только душа Поэта потихоньку меркла. Она теряла свой свет среди сущностей, которые смотрели со страхом на нее. И, вот она совсем погасла.
Мир сумрака стал темнее, и только вспышки душ людей светились в темноте как великий подарок Поэта!
-Ха-ха–ха,- засмеялся демон.-Глупый Поэт. Ты раздарил свою душу и поэтому мне больше не интересен.
Вот он с досадой распустил свои черные крылья и уже хотел взлететь.
Как вдруг прямо перед толпой проявилась изумительной красоты сущность. Она была такая яркая, что люди на мгновение ослепли. Когда они начали видеть, то поняли, что сущность переливается всеми цветами радуги. И, такое добро, и любовь шли от нее, что мир, в котором господствовал сумрак, стал еще намного светлее.
-Смотрите, это Ангел!-c восторгом проговорила одна из женщин, когда увидела искрящиеся светлые крылья за спиной у светящегося существа.
-Боже! Это же наш Поэт!
-Он, что теперь, Ангел?-люди от счастья просто засияли.
Демон пришел в ярость. Он шагнул навстречу Поэту, но неведомый свет обжог его крылья. Он, почувствовав запах гари и поспешил убраться прочь. Вскоре демон исчез из поля зрения.
-Вперед, друзья мои! У нас еще далекий и трудный путь,–сказал Поэт. -Не бойтесь, я вас прикрою,-и он распустил свои сияющие ярким светом крылья и закрыл ими души людей…

Однажды жила-была Маленькая Душа , и сказала она Богу:
- Я знаю, кто я есть!
И Бог сказал:
- Это прекрасно! Кто же ты?
И Маленькая Душа прокричала:
- Я Есть Свет!
- Это верно, - улыбнулся Бог. - Ты есть Свет.
Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять.
- О! - сказала Маленькая Душа. - Это действительно здорово!
Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала

внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала:
- Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим?
И Бог сказал:
- Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть?
- Ну, - ответила Маленькая Душа, - одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое - фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это - быть Светом!
- Но ты уже есть Свет, - повторил Бог, вновь улыбаясь.
- Да, но я бы хотела узнать, как это - чувствовать себя Светом! - воскликнула Маленькая Душа.
- Хорошо, - сказал Бог с улыбкой. - Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому.
- Есть только одна деталь…
- Что это? - спросила Маленькая Душа .
- Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты.
- Хм… - сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена.
- Подумай над этим, - сказал Бог. - Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света - вот вопрос.
- Ну, - подпрыгнула Маленькая Душа, - ты - Бог. Придумай что-нибудь!
Бог опять улыбнулся.
- Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
- Что такое темнота? - спросила Маленькая Душа.
Бог ответил:
- Это то, что не ты.
- Я буду бояться темноты? - вскрикнула Маленькая Душа.
- Только, если ты выберешь бояться, - ответил Бог. - В действительности нет ничего, чего можно было бы бояться, пока ты не решаешь, что это так. Видишь ли, мы всё это придумываем. Мы притворяемся.
- О, я уже чувствую себя лучше, - сказала Маленькая Душа.
Затем Бог объяснил, что для того, чтобы что-либо испытать в полной мере, должно случиться нечто полностью противоположное.
- Это величайший подарок, - сказал Бог, - потому что без этого ты не можешь знать, что есть что. Ты не можешь знать, что такое Тепло без Холода, Верх без Низа, Быстро без Медленно. Ты не можешь знать Лево без Право, Здесь без Там, Теперь без Тогда. И поэтому, - заключил Бог, - когда ты окружена темнотой, не грози кулаком, не кричи, не проклинай темноту. Лишь оставайся Светом внутри темноты и не сердись на неё. Тогда ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности, и все остальные тоже это узнают. Позволь своему Свету светить так, чтобы каждый узнал, какая ты особенная.
- Ты полагаешь, хорошо показывать другим, что я особенная? - спросила Маленькая Душа .
- Конечно! - хихикнул Бог. - Это очень хорошо! Но запомни, «особенный» не означает «лучший». Каждый является особенным, каждый своим уникальным образом! Только многие забыли об этом. Они увидят, что это хорошо для них быть особенными только тогда, когда ты поймёшь, что это хорошо быть особенной для тебя самой.
- О, - сказала Маленькая Душа, танцуя, подпрыгивая и смеясь от радости. - Я могу быть такой особенной, какой мне хочется быть!
- Да, и ты можешь начать прямо сейчас, - сказал Бог, который танцевал, подпрыгивал и смеялся вместе с Маленькой Душой. - Какой частью особенного ты хочешь быть?
- Какой частью особенного? - переспросила Маленькая Душа. - Я не понимаю.
- Ну, - объяснил Бог, - быть Светом - это быть особенным, а быть особенным - это иметь массу частей особенного. Особенно - быть добрым. Особенно - быть нежным. Особенно - быть творческим. Особенно - быть терпимым. Можешь ли ты придумать какой-нибудь другой способ быть особенным?
Маленькая Душа помолчала мгновение, а затем воскликнула:
- Я думаю о множествах способов быть особенной. Особенно быть щедрым, особенно уметь дружить. Особенно сочувствовать другим!
- Да! - согласился Бог. - И ты можешь быть всем этим или любой частью особенного, которой ты пожелаешь быть, в любой момент. Это то, что означает быть Светом.
- Я знаю, чем я хочу быть! - сообщила Маленькая Душа с огромным воодушевлением. - Я хочу быть частью особенного, которое называется «прощением». Это особенно - быть прощающим?
- О, да, - подтвердил Бог. - Это очень особенно.
- Хорошо, - сказала Маленькая Душа. - Это то, чем я хочу быть. Я хочу быть прощающей. Я хочу испытать себя именно как прощающая.
- Ладно, - сказал Бог, - но есть одна вещь, которую тебе необходимо знать.
Маленькая Душа начала проявлять лёгкое нетерпение. Так всегда бывает, когда есть некоторые сложности.
- Что же это? - воскликнула Маленькая Душа.
- Нет никого, кого надо было бы прощать.
- Никого? - Маленькая Душа с трудом верила услышанному.
- Никого, - повторил Бог. - Всё, что я создал, - совершенно. Среди всего сотворённого нет ни одной души менее совершенной, чем ты. Оглянись вокруг!
И тут Маленькая Душа обнаружила, что собралась огромная толпа. Души собрались отовсюду, со всех концов Королевства. По нему разнеслась весть, что между Маленькой Душой и Богом происходит необыкновенная беседа, и все захотели послушать, о чём они беседуют. Вглядываясь в бессчётное число других душ, собравшихся там, Маленькая Душа была вынуждена согласиться. Не было ничего менее прекрасного, менее чудесного и совершенного, чем сама Маленькая Душа. Так удивительны были собравшиеся вокруг души, так ярок был излучаемый ими Свет, что Маленькая Душа едва могла на них смотреть.
- Кого тогда прощать? - спросил Бог.
- Это становится вовсе не смешно! - проворчала Маленькая Душа. - Я хотела испытать себя как Та, Которая Прощает. Я хотела познать, что чувствует эта часть особенного.
И Маленькая Душа поняла, что означает чувствовать печаль. Но как раз в это время вышла вперёд из толпы Дружественная Душа.
- Не печалься, Маленькая Душа, - сказала Дружественная Душа, - я помогу тебе.
- Ты? - посветлела Маленькая Душа . - Но как ты это сделаешь?
- Я могу дать тебе кого-то, кого можно бы было простить!
- Ты можешь?
- Разумеется! - прощебетала Дружественная Душа. - Я могу прийти в твоё следующее воплощение и сделать тебе что-то такое, что ты должна будешь простить.
- Но почему? Почему ты это сделаешь? - спросила Маленькая Душа. - Ты, которая сейчас пребываешь в состоянии абсолютного совершенства! Ты, вибрации которой создают такой яркий Свет, что я едва могу смотреть на тебя! Что может заставить тебя хотеть понизить твои вибрации до такой степени, что твой яркий Свет превратится в густую темноту? Что может заставить тебя, которая так светла, что может танцевать со звёздами и перемещаться по всему Королевству с любой задуманной скоростью, прийти в мою жизнь и сделать себя настолько тяжёлой, что ты сможешь совершить плохое?
- Очень просто, - промолвила Дружественная Душа, - я сделаю это, потому что я люблю тебя.
Маленькая Душа, казалось, была удивлена таким ответом.
- Не изумляйся так, - сказала Дружественная Душа. - Подобную вещь ты уже делала для меня. Ты не забыла? О, мы танцевали друг с другом множество раз. Мы скользили сквозь вечности и через все века. Через все времена и во многих-многих местах танцевали мы друг с другом. Разве ты не помнишь? Мы обе были Всем От Этого. Мы были Верхом и Низом от Этого, Левым и Правым от Этого. Мы были Здесь и Там Этого, Теперь и Тогда Этого. Мы были мужским и женским, добром и злом. Мы обе были жертвой и злодеем Этого. Так мы приходили вместе, ты и я, множество раз прежде, каждый принося другому точное и совершенно противоположное, чтобы выразить и испытать, Кто Мы Есть в Действительности. И поэтому, - объяснила чуть погодя Дружественная Душа, - я приду в твоё следующее воплощение и на этот раз буду «плохой». Я сделаю что-нибудь воистину ужасное, и тогда ты сможешь испытать себя как Та, Которая Прощает.
- Но что ты сделаешь такое, настолько ужасное? - спросила Маленькая Душа, уже слегка нервничая.
- О, мы что-нибудь придумаем, - ответила Дружественная Душа, подмигнув.
Затем Дружественная Душа стала серьёзной и тихим голосом добавила:
- Тебе надо бы знать об одной вещи.
- Что это? - пожелала узнать Маленькая Душа .
- Я замедлю свои вибрации и стану очень тяжёлой, чтобы сделать эту, не такую уж приятную вещь. Мне придётся стать чем-то очень непохожим на себя. А взамен я попрошу у тебя лишь одно доброе дело.
- О, что угодно, что угодно! - закричала Маленькая Душа и принялась танцевать и петь. - Я стану прощающей, я буду прощающей!
Тут Маленькая Душа увидела, что Дружественная Душа остаётся по-прежнему очень тихой.
- Что это? - спросила Маленькая Душа. - Что я могу сделать для тебя? Ты просто ангел доброжелательства, что сделаешь это для меня!
- Конечно, эта Дружественная Душа - ангел! - вмешался Бог. - Каждый - ангел! Всегда помни: я никого, кроме ангелов, вам не посылаю.
И тогда Маленькой Душе ещё больше захотелось сделать ответный подарок Дружественной Душе, и она снова спросила:
- Что я могу сделать для тебя?

В тот момент, когда я буду мучить тебя и избивать, в тот момент, когда я сделаю тебе самое плохое, что ты только можешь вообразить, в этот самый момент…
- Что? - не выдержала Маленькая Душа. - Что же?
Дружественная Душа стала ещё тише и спокойнее:
- Помни, Кто Я Есть в Действительности.
- О, я буду помнить! Я обещаю! - воскликнула Маленькая Душа. - Я всегда буду помнить, как я видела тебя здесь, именно сейчас!
- Хорошо, - сказала Дружественная Душа, - потому что, видишь ли, я притворюсь так сильно, что забуду себя. И если ты не будешь помнить, кто я есть в действительности, я не смогу это вспомнить очень-очень долго. И если я забуду, Кто Я Есть, ты можешь забыть, Кто Есть Ты, и мы обе потеряемся. Тогда мы будем нуждаться в приходе другой души, чтобы она напомнила нам обеим, Кто Мы Есть.
- Нет-нет, мы не забудем, - вновь пообещала Маленькая Душа. - Я буду помнить тебя! И я буду благодарна тебе за этот подарок - шанс испытать себя, Кто Я Есть.
Итак, соглашение было достигнуто. И Маленькая Душа отправилась в новое воплощение, чтобы стать частью особенного, имя которому «Прощение». И Маленькая Душа с волнением ожидала возможности испытать себя как Прощающую, и поблагодарить любую другую душу, сделавшую это возможным. И в любой момент времени в этом новом воплощении, когда бы новая душа ни появилась на сцене, что бы эта новая душа ни принесла, радость или печаль, и особенно, если она приносит печаль - Маленькая Душа думает о том, что сказал Бог:
- Всегда помни, никого, кроме ангелов, я вам не посылаю.

Нил Доналд Уолш

В самом названии знаменитой поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» уже заключен главный замысел и идея этого произведения. Если судить поверхностно, то в названии раскрывается содержание аферы и самой личности Чичикова - он покупал души уже мертвых крестьян. Но для того, чтобы объять весь философский смысл задумки Гоголя, нужно смотреть глубже буквального трактовки названия и даже происходящего в поэме.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе - уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения - это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом - автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

История создания Мертвых душ

Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ , как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.

Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа - это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.

Время для Ольги перестало существовать. 180 дней она провела в аду. Но, самое страшное должно было начаться через три дня. Ее выпустят…Женщина подумывала даже о том, чтобы продлить срок– возможностей было предостаточно.Правда, ее соседка по камере Тома уговаривала не дурить. О том, как жить дальше Оле думать не хотелось. Позади осталось счастливое прошлое, а в будущем ничего кроме боли и безнадежности не могло появиться. Однако Тамара действовала на свою новую подругу, каким-то удивительным образом, меняя ее мироощущение и расстановку жизненных приоритетов. Если Оля вошла в эту камеру затравленным зверем, то выйти ей предстояло существом, до самых краев души наполненным безразличием. Ей было уже все равно, жить или умирать. Все эмоции были выжжены.

Еще год тому назад все было прекрасно. Ольга и Стас казались очень красивой парой. Молодые, здоровые, целеустремленные… Вся жизнь, с ее безграничными возможностями, была у них в руках. Ребята недавно окончили университет, но родительские накопления позволяли открыть небольшой бизнес. Так возник магазин эксклюзивных сувениров. Поначалу дело шло ни шатко, ни валко, но вскоре появились первые покупатели, и супруги с удивлением заметили, что большей популярностью пользуются религиозные предметы. Стоило выставить на полки маски, привезенные друзьями из Индии, или четки из натурального камня, как товар мгновенно улетал за баснословные суммы. Очень быстро появились постоянные клиенты и регулярные заказы. Молодые решили совместить приятное с полезным и слетать на две недели в Гоа – отдохнуть и присмотреться к ассортименту продукции, которую можно было бы перепродавать у себя на родине. Именно здесь, на берегу Аравийского моря, семейная жизнь дала трещину. Оля с азартом и интересом окуналась в традиции и религию этой удивительной страны, а Стасу местный колорит был абсолютно чужд. Женщина негодовала:

Ты должен знать как можно больше о культуре страны, если хочешь профессионально давать консультации и советы покупателям! Милый, пойми, нам крайне важно разбираться во всех тонкостях религии, если хотим продавать такой специфический товар!

Стас злился и упорно не желал знакомиться с буддизмом:

Как я в их храм войду, если на мне крест православный?

Оля только смеялась:

Что за глупости?! Ты же никогда верующим не был! Даже венчаться не захотел, а это, между прочим, очень красивый ритуал…

Как бы там ни было, но Ольга всерьез увлеклась Индией, а Стас считал дни до отлета домой. После возвращения в Россию молодые стали часто ругаться. Оля стала проводить все свободное время в буддистском храме, знакомясь с новыми людьми и раздавая визитки своего магазина, а ее муж неожиданно отправился в православную церковь. Молодая супруга не сразу заметила, что любимый стал на удивление тих и задумчив, пока однажды он решительно не заявил:

Хватит нам уже в эти игры языческие играть. Будем продавать, как и раньше, дешевые магниты на холодильник и кружки с забавными надписями, а всю эту бесовскую атрибутику выбросим!

Оля только смеялась над «праведностью» мужа, но Стас был серьезен как никогда. Совсем скоро супруги поняли, что их отношения зашли в тупик. Оля сделала последнюю попытку удержать супруга:

Ты хоть понимаешь, что поставил веру выше нашей семьи?! Выбирай: или я, или твой Бог! Имей в виду, мне надоели твои походы в церковь! Ты выглядишь, как умалишенный, стоя посреди старух со свечами! Православие – пережиток прошлого! Вера для умственно деградирующих людей. Посмотри лучше на буддистов – вот где по-настоящему просветленный разум.

Стас еще какое-то время пытался образумить жену, но Оля была непреклонна и подала на развод. Ей хотелось праздника, веселья, накала страстей… Последующие несколько месяцев прошли, словно в тумане. Вереница новых встреч, легкие наркотики, знакомство с известными гуру… Женщине казалось, что без Стаса ей стало легче, и она сбросила некий балласт, мешающий ее духовному совершенству. Но, вскоре звонок подруги и сообщение о том, что у бывшего мужа появилась невеста, выбил Ольгу из привычной колеи. Нет, чувств уже никаких не было, а вот досада появилась. Как он так быстро сумел ее забыть?! И на кого променял? По словам всезнающей подружки, новая пассия Стаса была самой настоящей замухрышкой, к тому же пела в церковном хоре! Ну, просто, курам на смех! Ее Стас, привыкший к самым дорогим ресторанам и модным бутикам, вдруг, заинтересовался какой-то серой мышкой в длинной юбке «прощай молодость». Вскоре досада сменилась любопытством, и Оля решила воочию увидеть эту парочку святош. Благо подруга как раз жила в том доме, где поселились молодые, поэтому выследить их не составляло никакого труда. Уже через день женщина, вдыхая сладковатый дым кальяна, подводила итоги своей слежки. Итак, Стас, действительно, влюблен. Новая избранница не так старомодна, как расписывала Ольгина подруга, но, на самом деле, одета весьма скромно. Расспрос бабушек, сидящих у подъезда, принес неожиданные результаты. Оказывается, молодые собирались в скором времени пожениться и более того – обвенчаться! Откуда это известно? Так, понятно, откуда! Клавдия Ивановна рассказала, а ей сама мама невесты по секрету призналась!

Вот так. Она, Ольга, не удостоилась такой чести, а с этой, он, видишь ли, венчаться собрался! Злость нарастала с невероятной силой, расслабиться не помогали даже медитации. И вот в один, не самый прекрасный день, Оля совершила страшный поступок. Пребывая после медитации в каком-то странном состоянии и потеряв контроль над рассудком, она завела машину и поехала, куда глаза глядят. Хотелось ощущения полета. Женщина жала на газ и не замечала ничего вокруг…

На пешеходном переходе она сбила девушку. Пострадавшую увезли в больницу. Поездка закончилась трагически: у девушки случился разрыв селезенки, а Ольгу приговорили к сроку в полгода. Она даже не испугалась. Ей было… все равно. Думать она могла только о своей судьбе. Пугало женщину то, что она не представляла, как жить дальше. На свое увлечение буддизмом она уже смотрела трезвым взглядом. Все это оказалось, на поверку, такой чушью… Она просто пополнила собой ряды людей, которые поверили в какие-то глупые сказки и потеряли ощущение реальности. А реальность такова, что она совершенно одна. Родители не в счет – с ними у Ольги никогда не складывались теплые отношения. Уныние и нежелание жить преследовали женщину каждую секунду.

А потом она познакомилась с Томой. Вот уж из кого энергия била ключом! Посадили ее за воровство, но тюремный срок никоим образом не повлиял на планы этой молодой и красивой женщины. Сидя за решеткой, она продумывала, какую следующую махинацию попытается воплотить в жизнь:

Я уже давно к монашкам присматриваюсь! Религия – самый выгодный способ заработка.

Услышав про религию, Ольгу стало мутить но, не заметив реакции подруги, Тамара продолжила:

Представляешь, я даже побывала в нескольких монастырях. У них это называется паломничеством. Приезжаешь и бесплатно батрачишь за койку и еду. Странные эти православные, честное слово! Их монашки как рабочую силу используют, а паломницы ходят и так блаженненько улыбаются, что противно становится! Так вот. Я все разузнала. Запомнила, как одеты эти молитвеницы, какие слова используют в разговоре, как ведут себя. В общем, выйду и стану «монахиней»! Вариантов собрать неплохие деньги огромное количество! Можно притвориться, что ищешь жертвователей для строительства храма. А, если все точно продумать, то реально провернуть вариант с Иерусалимом – верующие называют его Святой Землей. Буду говорить, что скоро полечу туда, а люди станут просить передать записки с именами тех, о ком помолиться надо. При этом православные наверняка будут жертвовать огромные деньги.

Тамара мечтательно потянулась на койке, а Ольга затаила дыхание. Православие вызывало у нее только негативные эмоции. Это верующие унизили ее, выставив полным посмешищем! Нашли ей замену! Лишили уверенности в своем превосходстве. Как было бы здорово надругаться над ними!

Том, а меня возьмешь в дело?

Подруга присвистнула:

Тебе зачем? У тебя же папка с мамкой. Они работу хорошую вмиг для тебя найдут. Да, и магазин у тебя свой…

Магазин прогорел, его закрыли. А, с православными у меня свои счеты. Так что считай – это личное.

И вот прошли последние мучительные три дня. Свобода! Особого счастья Оля не ощутила, хотя, разумеется, была рада освобождению. На улице ее встречали родители. Они смотрели на дочь глазами полными слез, и силились хоть чем-то помочь:

Доченька, Стас оставил квартиру тебе, поэтому ты прямо сейчас можешь туда поехать. А, хочешь – оставайся у нас!

Ольга с минуту думала, а потом решила:

Наверное, квартиру я со временем продам, не хочу там жить. А пока сдам ее, и на эти деньги сниму жилье в другом конце города, где ничто не будет мне напоминать о прошлой жизни.

Мама тревожно посмотрела на нее и робко спросила:

Солнышко, а как с твоим увлечением всеми этими индийскими штучками? Ты по-прежнему будешь… - пожилая женщина никак не могла найти нужных слов, но Оля ей помогла.

Нет, мама. Больше никаких гуру, медитаций и толп гостей с расширенным сознанием. Теперь я не пойду на поводу у этого обмана под названием «религия»!

Папа откашлялся:

Дочка, но в христианстве, например, нет этой языческой неразберихи. Там все очень просто и правильно. Знаешь, пока ты была в тюрьме мы с матерью не находили себе места. Однажды зашли в православный храм, помолились, как умели. Представляешь, нам на самом деле стало легче! Потом с батюшкой поговорили о твоей ситуации…

Оля вскочила, и лицо ее перекосилось от злобы:

И, что?! Мне это как-то помогло? Или, может быть, от ваших молитв мне в тюрьме подали на обед лобстера вместо баланды? Папа, я была знакома с самыми известными гуру, общалась с «просветленными», овладела определенными техниками медитации. И что? Это не сделало меня счастливой! Мне как было не интересно жить, так и сейчас все равно – проснусь я завтра или нет. А, ты придумал…Православие! Поставил свечу и нет проблем. Как же! Почему тогда этот ваш Бог не вытащил меня из камеры, раз вы так усердно молились обо мне?

Папа молчал, а мама печально произнесла:

Оленька, не Бог тебя определил туда. Сама же во всем виновата, и ты это знаешь… Просто, мы в свое время не дали тебе никакого духовного воспитания. Ты у нас не знала что такое вера. Ты нас прости, дочка! Мы не сумели тебя оградить от поисков Истины на стороне.

Ольге стало жаль родителей. Они так сильно постарели за последнее время… Что ж, она не хотела их расстраивать и торжественно обещала не вешать ярлыки на христианство только по той причине, что разочаровалась в буддизме. Но, это было только на словах. А, в душе женщина четко знала, что будет делать, и утром следующего дня позвонила в дверь подруге, которая освободилась всего на пару недель раньше Оли.

Тамара впустила гостью, потирая кулаком глаза:

Вот так сюрприз. Ну, заходи, раз пришла.

Подруги обсудили все детали предстоящей работы. Тома рассказала, что знала сама об образе монахини, но настояла, чтобы Оля съездила в ближайший монастырь и посмотрела своими глазами на этот «контингент». Оле не терпелось поскорее приступить к делу, и тем же вечером она отправилась в «паломничество». По дороге, сидя в пригородном автобусе, ей представлялись потрясающие картины: вот она проберется в самое нутро этой жизни верующих, и посмеется над ними от души. Все обман и фальшь, и она это докажет! Кому? Женщине не хотелось думать над ответом на этот вопрос.

Возле входа в монастырь Оля остановилась и посмотрела, как туда заходят другие. Оказывается, все проще простого: трижды перекрестись и вперед! Внутри тоже никаких сложностей не возникло. Обратившись к первой же монахине, попавшей на глаза, Оля узнала, что пожить и потрудиться в обители можно в любое время. Потом монахиня позвала благочинную - так женщина познакомилась с матушкой Сусанной, которая радушно предложила остаться на ночь. Оля отказалась. Ей хотелось поскорее уйти из этого места. Она ощущала невероятный дискомфорт и … страх. Впрочем, его она списала на расшатавшуюся нервную систему.

Убедив Тому, что абсолютно готова и никаких ошибок не допустит, Оля одела, пошитое знакомой Томы, черное облачение и вышла на улицу. Ее целью было просидеть несколько часов на вокзале и познакомиться с максимальным количеством людей. Следовало рассказывать им вскользь, что скоро она отправится на Святую Землю и невзначай предлагать передать записки всех желающих. Тамара четко проинструктировала подругу с кем лучше всего заводить беседу и кого проще обмануть.

Как только Оля вошла в здание вокзала, вся эта затея перестала казаться приключением. Она решила немедленно найти туалет, переодеться и отвезти «реквизит» Тамаре. Пусть, она так и не нашла своего Бога, но обманывать людей, которые также, как и она ищут истину – не правильно. Не честно.

Вот и табличка с указателем дамской комнаты. До нее буквально несколько метров, и вдруг…

Матушка, простите!

Перед Ольгой молодая девушка, ничем не выделяющаяся из толпы.

Скажите, из какого вы монастыря?

Оля от растерянности назвала обитель, где побывала вчера, а не ту, которая была предусмотрена их с Тамарой «легендой». Незнакомка засуетилась, стала искать в сумочке ручку и торопливо объяснять:

Я у вас не была, но обязательно когда-нибудь приеду, если Бог даст. Вы простите, что задерживаю! Просто записочку передать хочу. Помолитесь, матушка, о нашем сыночке. У него врачи нашли онкологию, предстоит тяжелое лечение…

Антошка его зовут! Папа у нас Симеон, а меня крестили Руфиной. Помолитесь о нас…

Оля онемела. Не могла выдавить из себя ни слова. Тем временем Руфина открыла кошелек и достала стодолларовую купюру. «Монахиня» как могла отказывалась от денег, но благотворительница настаивала:

Да, это же не за молитву! Это просто пожертвование на нужды храма, и вы не можете не взять!

Оля растерянно положила деньги и бумажку с именами в маленькую дорожную сумочку, а ее новая знакомая поспешила дальше по своим делам. Но, вдруг обернулась и, спохватившись, крикнула:

Матушка, а вас как зовут?

Оля назвала свое настоящее имя, и до ее слуха донеслось:

И я за вас буду молиться, матушка Ольга!

Ни в какой туалет она не пошла. Ноги почти не держали, в голове шумело. Руки тряслись, и она то и дело обливалась потом. «Наверное, я умираю» - думала Оля и заставляла себя идти в сторону Томиного дома. На дорогу ушло больше часа, так как женщина не могла себя заставить сесть в автобус. Ей казалось, что пассажиры сразу же увидят, кто она и что сделала. Нет греха страшнее, чем тот, что она совершила! Воровка. Она украла самое ценное, что было у этой молодой девушки – надежду на молитву. И, пусть она, Ольга, знала, что все это – сказочки для простаков, но… Вдруг, есть хотя бы один шанс из ста, что Бог есть и православные не ошиблись в выборе веры?!Что тогда? Тогда получается, что эта молитва могла как-то помочь больному ребенку, а она побоялась признаться, что никакая она не монахиня и по-настоящему молиться не может! А, эти деньги… Господи, да эта серо-зеленая бумажка никогда уже не позволит ей спокойно уснуть!

Тамаре она ничего не объясняла. Отдала облачение и сухо сказала: «Ничего не вышло, не для меня это занятие». Подруга презрительно хмыкнула и закрыла за гостьей дверь. Куда идти Оля не знала, и отправилась к родителям. Мама постелила ей в гостиной, но уснуть никак не получалось. Мысли крутились только вокруг этой наивной Руфины и ее больного сыночка. Как же все это мелко: развод с нелюбимым мужчиной, неоправданные надежды, возлагаемые на миллионы божков, чьи имена невозможно даже запомнить. Все это - такая ерунда по сравнению с реальной бедой молодой семьи Руфины!

Оля тихонько встала с кровати и подошла к полке у окна – там родители в ее отсутствие соорудили небольшой иконостас. Женщина сняла все книги, которые там были и сквозь зубы процедила:

Ладно. Хорошо… Если Ты есть, то помоги Антошке. Пусть он выздоровеет. Мне больше ничего не нужно. Я буду молиться только ради этой доверчивой девочки. Если есть шанс, что Ты меня слышишь и можешь помочь малышу, то я сделаю это. Ведь, Руфина надеется на мою молитву…

Ночь пролетела как мгновение. Сначала Оля прочитала все молитвы в молитвослове из раздела «О болящих». Потом, не найдя ничего более подходящего, взяла Евангелие. Решила, что читать надо все подряд – раз эти книги лежат на полке, значит, они нужны для правильной молитвы. Удивительно, но Олины знания о Православии были весьма примитивны. Она помнила лишь то, что ей рассказала Тамара, ну и какие-то обрывки информации из телевидения и газет. Есть, мол, Бог. Зовут Его Христос. Чтобы хорошо жить надо круглосуточно молиться, регулярно отказывать себе во вкусной пище, соблюдая пост, носить жуткие старомодные юбки и замусоленные платки. Да, еще с приторной улыбочкой на лице класть поклоны, а потом шикать на несчастных девчонок, посмевших войти в храм в джинсах. Но, здесь, в Евангелие все было иначе. Во всех строках чувствовалась настоящая жизнь. Более того, Оля неожиданно для себя узнала, что по учению христиан человек бессмертен. Но бессмертие здесь понимается совершенно иначе, чем, допустим, в буддизме.

Оля открыла глаза. Пахло кофе и блинами. Мама уже приготовила завтрак. Женщина подобрала книги, разложенные на кровати, и аккуратно поставила их на место. Она очень спешила. И, пожалуй, впервые в своей жизни ей было плевать на собственное «я». Она торопилась ради других.

Матушка Сусанна, как ни странно, узнала гостью. Оля очень волновалась и не знала с чего начать. Потом все-таки решилась:

Вы знаете, я сегодня ночью читала Евангелие и узнала, что я бессмертная!

Монахиня кивнула и с такой любовью посмотрела на Ольгу, что та не выдержав, выплеснула ненависть к себе самой вместе с потоком слез:

Вы улыбаетесь мне и разрешаете остаться, но вы даже не представляете, что я совершила! Я подсматривала за вами, как сатана, и желала надругаться над Православием и монашеством в частности!

С каждым словом на сердце становилось светлее, а взгляд матушки из удивленного превратился в сострадательный. Она обняла за плечи всхлипывающую паломницу и увела ее в пустующую келью:

Потерпи, потерпи моя хорошая. Скоро служба будет, и ты сможешь исповедаться. Бог простит тебя, если ты каешься в соделанном.

Матушка, я каюсь. Но, я не уверена, что смогу быть христианкой. Мне бы только помолиться о том ребенке, как следует и больше ничего не нужно!

Потом Оля спохватилась и достала деньги, переданные Руфиной. Еще долго она держалась за руку матушки Сусанны и повторяла одно и тоже: «Мне бы только помолиться… больше ничего».

Потом была исповедь и благословение батюшки остаться в обители «помолиться». Оле почему-то казалось, что, как следует, она сможет это делать только здесь, где ничто не отвлекает от такого важного дела.

Шли дни. Женщина прочла весь Новый Завет, но вопросов становилось все больше. Священники монастыря старались отвечать, насколько им это было под силу. Советовали читать святоотеческую литературу. Так она и жила: молилась, читала, думала и снова молилась, изредка прерываясь на трапезу и сон. Потом стала захаживать на службы в храм. Причастилась. Попросила послушание и молилась теперь, выполняя посильную работу. Дни складывались в недели, а недели в месяцы…