Художественный руководитель мариинки. Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров

Один из старейших и ведущих музыкальных театров России. История возникновения театра восходит к 1783 году, когда был открыт Каменный театр, в котором выступали драматическая, оперная и балетная труппы. Отделение оперной (певцы П.В.Злов, А.М.Крутицкий, Е.С.Сандунова и др.) и балетной (танцовщики Е.И.Андреянова, И.И.Вальберх (Лесогоров), А.П.Глушковский, А.И.Истомина, Е.И.Колосова и др.) трупп от драматической произошло в 1803 году. На сцене шли иностранные оперы, а также первые произведения русских композиторов. В 1836 поставлена опера «Жизнь за царя» М.И.Глинки, открывшая классический период русского оперного искусства. В оперной труппе пели выдающиеся русские певцы О.А.Петров, А.Я.Петрова, а также М.М.Степанова, Е.А.Семёнова, С.С.Гулак-Артемовский. В 1840-х гг. русская оперная труппа была оттеснена итальянской, находившейся под покровительством двора, и переведена в Москву. Её спектакли возобновились в Петербурге лишь с середины 1850-х гг. на сцене Театра-цирка, который после пожара в 1859 был перестроен (архитектор А.К.Кавос) и открыт в 1860 году под названием Мариинский театр (в 1883-1896 здание реконструировано под руководством архитектора В.А.Шрётера). Творческое развитие и становление театра связаны с исполнением опер (а также балетов) А.П.Бородина, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского (многие произведения впервые). Высокой музыкальной культуре коллектива способствовала деятельность дирижёра и композитора Э.Ф.Направника (в 1863-1916 гг.). Большой вклад в развитие балетного искусства внесли балетмейстеры М. И. Петипа, Л.И.Иванов. На сцене Мариинского театра выступали певцы Е.А.Лавровская, Д.М.Леонова, И.А.Мельников, Е.К.Мравина, Ю.Ф.Платонова, Ф.И.Стравинский, М.И. и Н.Н.Фигнеры, Ф.И.Шаляпин, танцовщики Т.П.Карсавина, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, А.П.Павлова, М.М.Фокин и др. Спектакли оформляли крупнейшие художники, в том числе А.Я.Головин, К.А.Коровин.

После Октябрьской революции театр стал государственным, с 1919 года - академическим. С 1920 года назывался Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года - имени Кирова. Наряду с классикой театр ставил оперы и балеты советских композиторов. Большой вклад в развитие музыкально-театрального искусства внесли певцы И.В.Ершов, С.И.Мигай, С.П.Преображенская, Н.К.Печковский, артисты балета Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, А.В.Лопухов, К.М.Сергеев, Г.С.Уланова, В.М.Чабукиани, А.Я.Шелест, дирижёры В.А.Дранишников, А.М.Пазовский, Б.Э.Хайкин, режиссёры В.А.Лосский, С.Э.Радлов, Н.В.Смолич, И.Ю.Шлепянов, балетмейстеры А.Я.Ваганова, Л.М.Лавровский, Ф.В.Лопухов. В годы Великой Отечественной войны театр находился в Перми, продолжая активно работать (состоялось несколько премьер, в том числе оперы «Емельян Пугачёв» М.В.Коваля, 1942). Некоторые артисты театра, оставшиеся в осаждённом Ленинграде, в том числе Преображенская, П.З.Андреев, выступали в концертах, по радио, участвовали в оперных спектаклях. В послевоенные годы большое внимание театр уделял советской музыке. Художественные достижения театра связаны с деятельностью главных дирижёров С.В.Ельцина, Э.П.Грикурова, А.И.Климова, К.А.Симеонова, Ю.X.Темирканова, режиссёров Е.Н.Соковнина, Р.И.Тихомирова, балетмейстеров И.А.Бельского, К.М.Сергеева, Б.А.Фенстера, Л.В.Якобсона, художников В.В.Дмитриева, И.В.Севастьянова, С.Б.Вирсаладзе и др. В труппе (1990): главный дирижёр В.А.Гергиев, главный балетмейстер О.И.Виноградов, певцы И.П.Богачёва, Е.Е.Гороховская, Г.А.Ковалёва, С.П.Лейферкус, Ю.М.Марусин, В.М.Морозов, Н.П.Охотников, К.И.Плужников, Л.П.Филатова, Б.Г.Штоколов, артисты балета С.В.Викулов, В.Н.Гуляев, И.А.Колпакова, Г.Т.Комлева, Н.А.Кургапкина, А.И.Сизова и др. Награждён орденом Ленина (1939), Октябрьской Революции (1983). Многотиражная газета «За советское искусство» (с 1933).

Театры заняли важную ступень в истории формирования культуры и традиций России. Среди значимых и выдающихся театров и, уникальной исторической и архитектурной достопримечательностью страны стал Мариинский театр. Ценители искусства всегда относили его к числу лучших. Многих историков, архитекторов, да и обычных граждан интересует история создания Мариинского театра.

Она богата событиями и заслуживает внимания. Датой основания и началом существования Мариинского театра считается 1783 год, когда по непосредственному приказу Екатерины было принято решение об открытии Большого Каменного театра на Театральной площади, в те времена она носила название Карусельной площади.

В середине девятнадцатого столетия в 1859 году построенный сразу напротив известного Большого театра Театр-цирк был, к сожалению, полностью разрушен, причиной стал сильнейший пожар. Вместо сгоревшего строения было возведено новое здание – здание известного ныне Мариинского театра. Название он получил не случайно, его было принято назвать Мариинским. Такое название было ему присвоено недаром — в честь императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

В этом театре первый театральный сезон открылся немного позднее только в 1860 году. Чуть позже было решено его перестроить, а весь репертуар перенесли уже на сцену Мариинского театра.

Каждая эпоха в истории оставила свой исторический отпечаток. В революционный период театр сменил свое название на Государственный, а начиная с 1920 года был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. Но и на этом не закончилось переименование театра — в середине тридцатых (1935 г) годов ему присвоили имя известного революционера Сергея Кирова.

Современный Мариинский театр

На данный момент он включает в себя три действующие площадки:

— основная площадка – само здание театра на Театральной;
— вторая сцена была открыта в 2013 году;
— третья сцена – Концертный зал, открытый на ул. Декабристов.

За все годы существования на сцене Мариинского театра было поставлено огромное множество уникальных произведений. Можно было купить билеты на балет «Щелкунчик», насладиться великолепной постановкой «Спящая красавица», «Питер Граймс» и др.

Всего за годы двадцатого века на его сцене прошли свыше тридцати опер и 29 балетов. Это очень высокий показатель. Здесь нашли свое вдохновение лучшие композиторы и художественные руководители страны. Сегодня здесь трудится огромное количество профессиональных актеров – настоящих асов театрального искусства.

Нельзя не отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный неприятный отпечаток в истории самого театра. Помимо материального ущерба, коллектив театра потерял около трехсот деятелей искусства, которые, к сожалению, погибли на фронте.

Чтобы увидеть уникальную игру талантливых актеров в страну съезжалось немало гостей из других государств. Ежегодно театр принимал множество людей, желающих попасть на известные «Мариинские» постановки.

Многие артисты, участвующие в популярных и известных даже сегодня постановках, были отмечены особой благодарностью и наградами.

Будем надеяться, что таким строениям, как Мариинский театр, больше не грозят кардинальные изменения. Из-за небольшого финансирования со стороны государства, актерам приходится подключаться к развитию репертуара. Мы каждый год можем наблюдать, что старания наших предков не прошли даром – сцена Мариинского театра подарили довольно большое число выдающихся актеров и оперных исполнителей.

Мариинский театр. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы “Жизнь за царя” М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (арх. А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 им. С. М. Кирова, с 1992… … Большой Энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы Жизнь за царя М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади (реконструировано в 1968 1970). Один… … Русская история

Мариинский театр - (см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Мариинский театр - Мариинский театр, см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Мариинский Театр - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 имени С. М. Кирова … Энциклопедический словарь

Мариинский театр Большая советская энциклопедия

Мариинский театр - в СПб. открыт 2 окт. 1860 г. возобновлением оперы Жизнь за Царя. Перестроен архитектором А. К. Кавосом из сгоревшего в 1859 г. театра цирка. В последнее время (1894 96) театр капитально перестроен. Значительные работы, с целью улучшения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Мариинский театр - МАРИИ́НСКИЙ ТЕÁТР, см. Ленинградский театр оперы и балета … Балет. Энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С.. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Купить за 848 руб
  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. А ведь так было не всегда. Долгие годы главным музыкальнымтеатром империи считался…
С-Пб. Мариинский театр, историческая сцена.
30.09.2017
«Директор театра» Моцарта
Премьера
Дирижер - Антон Гаккель
Режиссер - Глеб Черепанов

Собираясь на спектакль, держала в голове недавнюю премьеру Мариинки на сцене КЗ «Записки сумасшедшего» в постановке Глеба Черепанова. Гоголь был переосмыслен очень оригинально и новаторски, в духе музыки Буцко. Действие происходило на арене цирка. Единственным, но, к сожалению, самым доминирующим недостатком «Записок…» была невнятная дикция вполне вокально приличного баритона Дмитрия Гарбовского. А титров Черепанов не предусмотрел, меня спасло тогда хрестоматийное знание теста - за день до премьеры перечитала Гоголя. Но такой театр гротеска и абсурда мне понравился.
Ждала такого же необычного и причудливого и от его постановки моцартовского «Директора театра». Во время увертюры начали с видео-ряда реальных кадров монтажа декораций на разных сценах Мариинки - промелькнули истуканы из «Кольца Нибелунгов» и уходящие в небо стволы березок из щедринского «Не только любовь». Неужели сюжет будет привязан к современному закулисью Мариинского театра - проскочила в голове крамольная мысль.
Но поднялся экран - и всё стало на свои вполне традиционные места. Конец 19-го века, Европа, директор театра и бас-комик Буфф собирают труппу для гастролей на фестиваль в городе Румбурге. Повторен прием выбеленных и подрисованных клоунских лиц. Белый клоун - Директор театра (Андрей Горбунов - не поющий актер) и Красный клоун (бас Денис Беганский).
Программка оперы:


Скажу откровенно, в представленном зингшпиле Моцарта - «зинг», да ещё какой, точно был, а вот с «шпилем» случилась проблемка. В отсутствии музыки действие безнадёжно проваливалось в банальщину и скукоту. Виню в этом, во-первых, неудачные русскоязычные диалоги, и, во-вторых, блеклую игру единственного драматического актера Андрея Горбунова - плоховатая техника речи (не слышно, когда поворачивался боком или спиной), и примитивная манера игры. На его фоне наш певец Денис Беганский с прекрасно поставленным голосом и комичной пластикой просто спасал нудные диалоги с директором.
Но, когда на сцене появились основные героини оперы Госпожа Херц (Ольга Пудова) и Госпожа Зильберкланг (Антонина Весенина) , и главное - зазвучала музыка, спектакль обрел второе дыхание. Эти молодые певицы могут практически всё - виртуозно петь, талантливо играть и, если надо, здорово станцевать. Вероятно вдохновившись способностями Пудовой и Весениной, в сценах арий режиссер проявил фантазию и выдумку. Получились четыре концертных номера - каждой певице добавили в партитуру ещё по бонусной арии.
Воображаемый колоратурный батл двух сопран захватил зрителей. Опытная примадонна Госпожа Херц vs восходящей звезды Госпожи Зильберкланг.
Пудова сначала спела в образе русалки в море, в финале капризно выкинув бутафорский хвост. Потом вышла в образе Клеопатры с плюшевой змеёй, легко спев сложнейшую арию Альцесты «Io non chiedo, eterni Dei» с какими-то безумно запредельными верхними нотами.
Весенина вместе Беганским разыграли сценку Красной Шапочки и Серого Волка. А бонусная ария Клоринды «No, che non sei capace» была представлена в образе воинственной Орлеанской девы.
Выход тенора Господина Фогельзанга (Дмитрий Воропаев) был встречен бурными аплодисментами - тенора уже заранее обожали все:). Правда, петь ему там было особо нечего - только в терцете и финале вместе со всеми. А как хотелось бы бонуса и для Дмитрия Воропаева…
Оркестр под руководством Антона Гаккеля звучал чудесно - легко, прозрачно, по-моцартовски.

ИМХО, для дальнейшей успешной судьбы спектакля надо бы сделать следующее:
- Перенести на сцену КЗ. Историческая сцена оказалась слишком просторной для этого камерного зингшпиля.
- Изменить русскоязычные диалоги, внеся больше комизма и гротеска.
- Заменить актера, играющего Директора театра. А лучше - вырастить в своем мариинском коллективе:).
- Добавить арию для тенора.
Поворчу ещё:). Длительность спектакля со всеми вставными ариями всего 1 час. В качестве детского утренника эти «зинги» на немецком вряд ли прокатят, а взрослым явно не будет хватать «продолжения банкета» в виде второй камерной оперы после антракта. А то не солидно получается - зазвали народ на час и деньги взяли, как за серьезную оперу.

P.S. В репертуаре театра «Зазеркалье» есть превосходный «Директор театра». Жаль, представляют крайне редко. Там придуман замечательный сюжет - Директор театра, обожающий Моцарта, спасает театр от банкротства. Много действующих лиц, много музыки. Короче - много прекрасного «зинга» и много хорошего «шпиля». И в один вечер ещё дают комическую оперу Пуччини "Джанни Скикки".

Фото поклонов:









Режиссер Глеб Черепанов и дирижер Антон Гаккель



Мариинский театр

Прежние названия:

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Тип театра:

музыкальный

Объект культурного наследия РФ № 7810111000

Директор:

Валерий Гергиев

Художественный руководитель:

Валерий Гергиев

Главный дирижёр:

Валерий Гергиев

Главный балетмейстер:

Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)

Главный хормейстер:

Андрей Петренко

Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Труппы

Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.