Шива - индийский Бог Шива - история и факты. Описание жизни и символизма - Бог Шива в Индуизме

Шива ("приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду – тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа.

Шива – бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо. Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет.

Считалось, что в качестве Натараджи, "царя танца", Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Созидающая сила бога воплощена в его основном символе – линге-фаллосе, мужском детородном органе.

Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана.

Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет. Шива – отец слоноподобного бога Ганеши и воинственного бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга – бык Нандин. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи и сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь Шиву от аскетических подвигов.

Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.

История появления

Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как и Вишну, которого больше знают под другим его именем – . Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.

Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.


Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.

Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.


Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.

Самым известным из них стал – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».

Шива в культуре

Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.


Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.

Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.


Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.


Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.

Экранизации

Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.


На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.

: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.

  • Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • For dating as fl. 2300-2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.
  • , с. 248.
  • Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. Стр.865 «Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (ХХV-ХVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов»
  • Риг-веда VII.21
  • Риг-веда X.99
  • Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages .
  • О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.
  • стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.
  • К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути. А. Х. Мехакян "Он [Рудра] исключен из культа Сомы, но получает бали - подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7). В упомянутых брахманах ["Каушитаки", «Айтарее» и «Шатапатхе»] приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра («Каушитаки» II. 1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, чтобы не оказаться во владениях этого страшного бога"
  • От Вед к Индуизму. Эволюционирующая мифология. Р. Н. Дандекар «В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю. Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний. Ритуалы шраута - ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла»
  • Мирча Элиаде - Йога: бессмертие и свобода - ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ
  • For dating to 400-200 BCE see: Flood (1996), p. 86.
  • For Śvetāśvatara  IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see:
  • Шива

    Шива — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом и поддержателем . Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати.Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами , Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара.

    Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо.

    Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра (представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб) из священного пепла (бхасма или вибхути).

    Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки. Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или "синяя шея"; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.

    По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены . Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму. Огонь, вырвавшийся из глаза, осветил все Гималаи.

    Шива часто изображают танцующим, его именуют также «Владыкой танца» (Натараджей), что символизирует вечный танец Вселенной — тандава. Когда на него напал демон Муйалака (Апасмары), Шива большим пальцем ноги переломил ему хребет и, стоя на нем, исполнил космический танец, показывающий периоды разрушения и воссоздания мира. Считалось, что в качестве Натараджи, Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос.

    Бог, танцующий Вселенную. Чистый как камфора, великий и ужасный, разрушающий галактики своим гневом, милостивый ко всем обездоленным – все это он, противоречивый Махадев. Бог Шива - живущий на священной горе Кайлас, древнейший из богов в пантеоне индуизма, а шиваизм – одна из самых почитаемых религий в Индии.

    Шива - кто это?

    В индуистской мифологии есть понятие тримурти, или Божественная Триада, в которую традиционно входят 3 главных проявления Единого Высшего Существа: Брахма (создатель Вселенной) - Вишну (хранитель) Шива (уничтожитель). В переводе с санскрита शिव Шива это «милостивый», «благостный», «дружелюбный». В Индии бог Шива один из самых любимых и почитаемых. Считается, что призвать его не составляет труда, Махадев ко всем приходит на помощь, он самый сострадательный бог. В высшем проявлении, олицетворяет космический мужской принцип и высшее сознание человека.

    Священный текст «Шива Пурана» представляет Шиву, обладающего 1008 именами, которые возникали при появлении бога людям в разных обличьях. Повторение имен Шивы – очищает ум и укрепляет человека в благих намерениях. Самые известные из них:

    • Пашупати (одно из самых древних) – властитель и отец зверей;
    • Рудра (яростный, красный) – олицетворяет гневную природу, приносит болезни, но и исцеляет их;
    • Махадев – величайший, бог богов;
    • Махешвара – Великий Владыка;
    • Натараджа – Шива многорукий царь танца;
    • Шамбху – приносящий счастье;
    • Ишвара – владыка, обладающий божественной славой;
    • Камари – разрушитель желаний;
    • Маха Йог – Великий Йог, воплощает дух аскетизма (почитаем всеми йогами мира);
    • Хара – разрушитель;
    • Трайамбака - трехглазый.

    Женская ипостась Шивы

    Левая половина тела Шивы олицетворяет женскую (активную) энергию Шакти. Шива и Шакти неразделимы. Многорукая богиня Шива-Шакти в образе - смертоносная женская ипостась разрушительной энергии Шивы. В Индии свято чтут Кали, ее изображение устрашающе: иссиня-черная кожа, кроваво-красный высунутый язык, гирлянда из 50 черепов (перевоплощения). В одной руке меч, во второй отрубленная голова Махиши, предводителя асуров. Другие 2 руки благословляют последователей и прогоняют страх. Кали – природа-Мать создает и уничтожает все в своей бешеной и неистовой пляске.

    Символ Шивы

    Изображения Махадева пронизаны многочисленной символикой, каждая деталь его облика таит в себе определенное значение. Самым главным является знак Шивы - лингам. В Шива-Пурана лингам – божественный фаллос, источник всего сущего во Вселенной. Символ стоит на основании йони (лоно) – олицетворяющем Парвати, супругу и Мать всего живого. Важны и другие атрибуты-символы бога:

    1. Три глаза Шивы (Солнце, Луна, символ Огня) полуоткрытые - течение жизни, когда смыкает веки, разрушаются, затем вновь создаются миры, открытые глаза – новый цикл земной жизни.
    2. Волосы – скрученные в пучок Джату, единение энергий физической, ментальной, духовной; Луна в волосах – контроль над разумом, река Ганга – очищает от грехов.
    3. Дамару (барабан) – вселенское пробуждение, космический звук. В правой руке Шивы, олицетворяет борьбу с невежеством дает мудрость.
    4. Кобра - обвита вокруг шеи: прошлое, настоящее, будущее - вечность в одной точке.
    5. Трезубец (тришула) – действие, знание, пробуждение.
    6. Рудракша (глаз Рудры) – ожерелье из плодов вечнозеленого дерева, сострадание и печаль о людях.
    7. Тилака (трипундра) тройная черта нанесенная пеплом на лбу, горле и обоих плечах – символ преодоления ложных знаний о себе, подверженности Майе (иллюзиям) и обусловленности кармы.
    8. Бык Нанди – верный спутник, символ земли и мощи, средство передвижения божества.
    9. Шкура тигра – победа над вожделением.

    Как появился Шива?

    Рождение Шивы окутано множеством тайн, древние тексты шиваистких пуран описывают несколько версий появления божества:

    1. В момент появления Брахмы из пупка , рядом находились демоны и попытались убить Брахму, но Вишну разгневался, из межбровья появился многорукий Шива и трезубцем убил асуров.
    2. У Брахмы было 4 сыновей, которые не желали иметь потомства, тогда между бровей разгневанного на детей Брахмы появился ребенок с синей кожей. Мальчик плакал и просил себе имя, социальное положение. Брахма дал ему 11 имен, двумя из которых были Рудра и Шива. Одиннадцать воплощений, в одном из них, Шива – почитаемый бог из триады великих, наравне с Брахмой и Вишну.
    3. Брахма в глубокой медитации просил о появлении сына, подобного по величию. Мальчик возник на коленях у Брахмы и начал бегать вокруг создателя просить имя. «Рудра»! - молвил Брахма, но ребенку этого было недостаточно, он бегал и кричал, пока Брахма не дал ему еще 10 имен и столько же воплощений.

    ​Мать Шивы

    Происхождение Шивы в разных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Изучающие шиваизм и связанное с ним имя бога-разрушителя, задаются вопросом о матери Шивы. Кто она? В дошедших до людей священных древних текстах нет имени женской ипостаси богини, кто имела бы отношение к рождению великого Махадева. Шива является саморожденным из чела творца Брахмы, у него нет матери.

    Чем опасен бог Шива?

    Природа Махадева двойственная: созидатель-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива бог в гневе, мироздание рискует уничтожиться в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах подобных ему и отправился во дворец Дакши (отца Сати) вершить гнев. Земля «захлебнулась» в крови, Солнце поблекло, но когда гнев прошел Шива оживил всех мертвых, на место отрубленной головы Дакши приставил козлиную голову.

    Жена бога Шивы

    Шакти - женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее он Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы – это Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и непочитания Шивы ее отцом Дакшей, принесла себя в жертву посредством самосожжения. Сати переродилась в Парвати, но Махадев так был опечален, что не хотел выходить из многолетней медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, чем покорила бога. В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма,Чанда.

    Дети Шивы

    Семейство Шивы – это форма Шанкара, представляющая собой сознание, заботящееся о мире. Дети Шивы и Парвати олицетворяют баланс материального и духовного:

    1. Сканду (Картикея) сын Шивы – шестиголовый , родился таким сильным, что в возрасте 6 дней разгромил асура Тараку.
    2. Ганеша – божество с головой слона, его почитают как бога богатства.
    3. Нармада дочь Шивы в метафизическом смысле: в глубокой медитации на холме Армакут, Махадев отделил от себя часть энергии, которая трансформировалась в деву Нармаду, священную для индусов реку.

    Легенды о Шиве

    Много сложено легенд и преданий о великом Шиве, в основе которых тексты из священных для индусов писаний Махабхараты, Бхагават-гиты, Шива-Пураны. Одна из таких историй рассказывает: при пахтании молочного океана, из его глубин вышел сосуд с ядом. Боги напугались, что яд уничтожит все живое. Шива из чувства сострадания выпил яд, Парвати схватила его за шею, чтобы не дать зелью проникнуть в живот. Яд окрасил шею Шивы в синий цвет – Нилакантха (синешеий), стало одним из имен бога.

    Шива в буддизме - об этом существует легенда, которая гласит, что в одном из своих воплощений (Нампарзиг) узнал о пророчестве: если он снова явится в форме Бодхисаттвы - это не пойдет на пользу миру, но воплотившись в форме Махадева – будет мирозданию огромное благо. В тибетском буддизме Шива является защитником учения и практикуется обряд «Посвящение Шивы».