Зачем нужны сказки? Зачем нужны сказки: пробуждение души или точные знания.


"Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!" Среди основных тем этого литературного жанра - борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Здесь обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Стандартная структура сказки - зачин (введение), основная часть (действие) и концовка (урок).

В принципе на этом можно закончить, так как именно жизненные уроки и познания и есть цель любого чтения, но давайте попробуем порассуждать еще.

Что такое сказка? Для чего она создана?

Согласно научному определению, сказка - "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, он же мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет различные функции. Также следует добавить, что сказка всегда идет в ногу со временем. Именно сказка раз и навсегда поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Что такое сказка? Отвечают дети

Виды сказок

В первую очередь, сказки бывают фольклорные, или народные (жанр письменного и устного народного творчества), и литературные (авторские).

Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде.

Фольклорные сказки - это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад - "и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало". Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз - повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое - например, три медведя, три брата, три сестры.

Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Например, сказки о животных, волшебные сказки и так называемые бытовые сказки (такие истории чаще всего повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех).

Что лучше - авторские или народные сказки?

Однозначного ответа здесь конечно же нет и быть не может. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легкочитаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Считается, что самыми первыми героями народных сказок были явления природы - Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее, когда они стали подчиняться человеку, в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все народные повествования имеют под собой реальное основание.

Иными словами, то или иное событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Характерные черты авторской сказки - это психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование стандартных клише, а также тот факт, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному у представителей разных возрастных групп. Одни и те же сказки ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как подросток или уже взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми иначе, равно как и фантастические истории для взрослых, пусть и по-своему, но нравятся детям.

Для чего нужна сказка?

Сказка - это живая, неумирающая история. Представьте себе, как был бы беден народ, у которого не было бы сказок! В разное время сказки пытались предать забвению, но покончить с этим жанром окончательно так и не смогли. Сказки постепенно оправились, приспособились к новым условиям и начали жить бок о бок с новыми изданиями. Гонимые сказки втихомолку делали великое дело сохранения нежной детской души в ее естественном стремлении к фантастической мечтательности. Они по-прежнему совершали великое дело - воспитывали в детском сердце основные начала идеальной нравственности: веру, дружбу и любовь.

Что читать с детьми?

1. Народные сказки

Для самых маленьких: "Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Репка", "Три медведя", "Маша и Медведь", "Петушок и бобовое зернышко", "Соломенный бычок", "Крылатый, мохнатый да масленый", "Рукавичка", "Заяц-хваста", "Хвосты", "Снегурочка", "Гуси-лебеди", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Заюшкина избушка", "Кот, лиса и петух", "Зимовье зверей".

Для тех, кто постарше: "Иван-царевич и Серый Волк", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Лягушка-царевна", "Василиса Прекрасная", "Летучий корабль", "По-щучьему веленью", "Вершки и корешки", "Каша из топора", "Морозко", "Царевна Несмеяна", "Два мороза", "Чудесная рубашка", "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо", "О молодильных яблоках и живой воде", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Финист - ясный сокол", "Приключения Синбада-морехода", "Волшебная дудочка", "Аладдин и волшебная лампа".

Авторские сказки

: "Под грибом", "Разные колеса", "Мешок яблок", "Кот-рыболов", "Снеговик-почтовик" и др.

Сказки Корнея Чуковского: "Цыпленок", "Так или не так", "Доктор Айболит", "Храбрый Персей", "Приключения Бибигона" и др.

Сказки Самуила Маршака: "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кошкин дом", "Двенадцать месяцев" и др.

Сказки Сергея Михалкова: "Три поросенка", "Упрямый лягушонок", "Упрямый козленок" (или "Как птицы козленка спасли"), "Заяц-обманщик", "Зеркало", "Заяц и Черепаха", "Праздник непослушания" и др.

Сказки Бориса Заходера: "Винни-Пух и все-все-все", "Ма-Тари-Кари", "Русачок", "Серая Звездочка", "Сказка про всех на свете", "Почему рыбы молчат", "Волчья песня" и др.

Сказки Софьи Прокофьевой: "Про башмачки", "Кто лучше?", "Самый большой друг", "Маша и Ойка", "Лоскутик и облако", "Неизвестный с хвостом", "Приключения Веснушки" и др.

Сказки Эммы Мошковской: "Кто самый добрый?", "Цыпленок шел в Куд-кудаки", "Про Ослика и Козлика".

Сказки Екатерины Каргановой: "Желтик", "Песенка Мышонка", "Чуня", "Как цыпленок голос искал" и др.

Сказки Ирины Токмаковой: "Букваринск", "Сказка про Сазанчика", "Вечерняя сказка", "Котята", "Кукареку", "Где спит рыбка" и др.

Сказки Геннадия Цыферова: "Паровозик из Ромашково", "Жил на свете слоненок", "Дневник медвежонка", "Пароходик", "Маленький великанчик", "В медвежачий час", "Сказки старинного города" и др.

Сказки Владимира Орлова: "Хрюшка обижается", "Кто в доме живет", "Как малышу маму нашли", "Утренний поезд", "Чудеса приходят на рассвете", "Все вместе, все - на месте!", "Приключения Каштанчика".

Сказки Михаила Пляцковского: "Солнышко на память", "Ежик, которого можно погладить", "Счастливый день", "Как утенок Крячик свою тень потерял", "Как щенок Тявка учился кукарекать", "Непонятливый львенок" и др.

Сказки Сергея Козлова: "Ежик в тумане", "Поросенок в колючей шубке", "Правда мы будем всегда?", "Трям, здравствуйте!" и другие сказки о Ежике и Медвежонке.

Сказки Виталия Бианки: "Теремок", "Как муравьишка домой спешил", "Как лис ежа перехитрил", "Красная горка", "Лесные домишки", "Чей нос лучше?", "Сова", "Паучок-пилот", "Первая охота" и др.

Сказки Николая Сладкова: "Как медведя переворачивали", "Бюро лесных услуг", "Ивовый пир", "Вежливая галка", "Еловая каша" и др.

Сказки Альберта Иванова: сборник сказок "Приключения Хомы и суслика".

А также: Татьяна Иванова "Домовенок Кузька", Дина Непомнящая "Мама для мамонтенка", Энид Блайтон "Знаменитый утенок Тим", Лилиан Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду", Альф Прейсен "Козленок, который считал до десяти".

Сказки Максима Горького: "Воробьишко", "Жил-был самовар", "Про Иванушку-дурачка", "Случай с Евсейкой", "Горящее сердце", "Утро".

Сказки Николая Носова: "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сказки Евгения Шварца: "Два брата", "Сказка о потерянном времени", "Рассеянный волшебник", "Новые приключения Кота в сапогах".

Сказки Александра Волкова: "Волшебник Изумрудного города", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей", "Огненный бог Марранов", "Желтый туман", "Тайна заброшенного замка".

Сказки Александра Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане" и др.

Сказки Владимира Даля: "Война грибов с ягодами", "Девочка Снегурочка", "Журавль и цапля", "Старик-годовик", "Медведь-половинщик".

Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина: "Премудрый пескарь", "Как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Карась-идеалист".

Сказки Владимира Одоевского: "Городок в табакерке", "Мороз Иванович".

Сказки Алексея Толстого: "Золотой ключик или Приключения Буратино", цикл сказок "Сорочьи сказки" и "Русалочьи сказки".

Сказки Сергея Аксакова: "Аленький цветочек".

Сказки Константина Ушинского: "Как рубашка в поле выросла", "Мужик и Медведь", "Петушок с семьей", "Четыре желания", "храбрая собака" и др.

Сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка: цикл сказок "Аленушкины сказки", "Серая шейка", "Медведко".

Сказки Всеволода Гаршина: "Лягушка-путешественница", "То, чего не было", "Жаба и роза".

Сказки Валентина Катаева: "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Жемчужина", "Грибы", "Пень".

Сказки Петра Ершова: "Конек-горбунок".

Сказки Павла Бажова: "Серебряное копытце" и другие сказки из цикла "Уральские сказы".

Сказки Редьярда Киплинга: "Маугли", "Рикки-Тикки-Тави", "Кошка, которая гуляла сама по себе" и другие сказки из сборника "Книга джунглей".

Сказки Джанни Родари: "Путешествие голубой стрелы", "Приключения Чиполлино", "Джельсомино в Стране лжецов", "Сказки по телефону".

Сказки Джоэля Харриса: цикл "Сказки дядюшки Римуса".

Сказки Беатрис Поттер: "Ухти-Пухти", "Кролик Питер и его друзья".

Сказки Льюиса Кэрролла: "Алиса в Стране Чудес", "Алиса в Зазеркалье", "Охота на Снарка".

История сотворения планеты. Предания о том, как человек нашел лучшего друга. Притча о войне, мирном небе и горячем хлебе. Рекомендации по решению проблем. Рассказы о пороках, вредных привычках. Способы дать отпор злодеям и плутам. Это наследие сказителей. Русский фольклор. Любимые сюжеты.

Сказки детям по нраву - факт. Но почему? Это выручалочка на все случаи жизни:

  • учит быть сильным, как Илья Муромец
  • повествует о преданности собаки своему кормильцу
  • помогает не унывать, если трижды отказано в просьбе
  • призывает не падать духом, если соломенный домик разрушен

Есть вопрос? В сказке найдется ответ! Детям нравится сия помощь более, нежели родительские советы и нотации учителей. Эпос - ненавязчивое обучение. Накапливание новых слов, интересных понятий, народных обрядов. Внимание сосредоточено, а не рассеяно. Глаза широко раскрыты от воодушевления. Не слипаются от скуки, как на уроке математики.

Проблемы общения решит воображение

Дети любят фантазировать. Выдумывают отдельную квартиру, где все такое же, как в отчем доме. Но нет взрослых: ребёнок сам себе хозяин. Или сочиняют биографию невидимого товарища. Его нельзя познакомить с родителями. Но можно отдать ему лишнюю тарелку супа. Отправляются гулять с красной варежкой вместо живого щенка. Приглашают в гости Карлсона. Говорят на тарабарском языке.


Рефлексия и отыгрывание проблем. Психологические термины. Их можно объяснить проще:

  • Юные читатели переносят свои тягости на персонажей
  • Решают, как поступить, руководствуясь примером любимого героя
  • Открывают сердце, позволяя фантазии захватить себя целиком

Народные сказки более эффективны. Взять Андерсена: он сочинил удивительный мир, в который ему путь был заказан. Причина - незнатное происхождение. И предельная откровенность в беседах с другими людьми. Правда ведь глаза колет. Ганс Христиан отыгрывает свою боль через литературного героя. Самовыражается в тексте. А русская фольклорная небылица формулируется веками. Каждое слово выверено. Отполировано, словно морской камешек. В нем - сто процентов мудрости. Законы жизни в универсальной трактовке.

Взять рассказы, где хитрая лиса - персонаж со знаком «плюс». Даже отъявленный негодяй может измениться. В книжке "Снегурушка и лиса" чернобурка спасает девочку, заблудившуюся в лесу.

Чур меня, чур!


Не только положительные качества героев приветствуются в сказочках. Страшные истории важны для развития. Они по душе ребятне, даже если мороз дерет по коже. По ходу сюжета детки испытывают массу эмоций. Переживают за фигурантов. Ищут пути спасения. Трансформируют негатив, слабые и ненужные эмоции. Страшилка превращает его в мощный позитив. Снимает напряжение и нервозность.

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

1)Сказки хорошие помощники для взрослых! Они могут подсказать, как поступить в аналогичной ситуации в жизни.
Сюжеты многих сказок пропитаны оптимизмом - нам этого так не хватает в жизни!

2)Сказка прекрасный тренажёр для фантазии, как читателя, так и автора.
Не раз случалось, что идеи сказок воплощались впоследствии в жизни.

3)Сказка – это возможность поговорить с ребёнком, который живёт в каждом из нас.
Этот ребёнок хочет, чтоб его любили. Детские травмы выходят со слезами.
Сказки для взрослых – хороший способ помочь самому себе, поговорить с собой, помочь простить многие вещи.

4)Мы знаем, что такое добро, как достойно себя вести, но в реальной жизни забываем о ценностях, о порядочности – сказка, как отражение нашей совести.
Сказка – сосредоточение мудрости и моральных норм!
Пробуждая забытые чувства и переживания детства, сказки, делают жизнь ярче!

5)Чтоб понять мир ребёнка, нужно вспомнить себя ребёнком – сказка помогает.

6)В наше жёсткое время, когда мы неумолимо черствеем – сказка просто необходима. В ней зашифрованы важные законы жизни, благодаря которым возможно сохранить духовное здоровье.

7)Сказка может дать отдых душе и сердцу, поможет излечиться от жизненной суеты.

8)Сказки помогают найти подтверждения собственным жизненным наблюдениям. Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.

9)Сказки – это, как напоминание самому себе о важных вещах, о чём мечтали, а потом забыли. Зачем? Чтобы двигаться дальше за своей путеводной звездой. Чтобы не сдаваться, когда тяжело.

10)Перечитывая сказку, заряжаешься энергией и можешь совершать новые подвиги! И тогда непременно можно оказаться там, где всегда хотел быть!

Рецензии

Ваши "10 причин", говорят о большой наблюдательности и неординарности умственных способностей автора: думать, размышлять и делать такие глубокие выводы - не каждому дано.
У Вас получился гениальный трактат-исследование под названием "Что такое СКАЗКА?"
Я абсолютно согласна со всеми теми выводами, что сделали Вы.
Ну а после слов, что "сказка - сосредоточение мудрости и моральных норм" - я бы поставила не менее десяти восклицательных знаков или выделила бы эти слова заглавными буквами. Святая истина в этих словах и мне кажется, что именно с этих слов нужно начать 4-й пункт Ваших исследований, а потом уже давать ему ту краткую расшифровку, с которой Вы начали этот абзац.
Спасибо за такой нужный, приятный и неожиданный подарок читателям. Наверное, он многих "взрослых" заставит задуматься.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Что мы читаем малышам? Сказки. Что бабушки рассказывают внукам? Сказки. Какие представления нравятся детям больше всего? Сказочные. Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок!

Эксперты книжного издательства «Клевер» рассказали АиФ.ru, почему ребенку важно читать именно сказки и почему этот формат не может заменить ни взрослая литература, ни рассказы и поучения родителей.

Почему именно сказки так важны и нужны? Рассказывают эксперты издательства «Клевер».

1. Сказка — это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

2. Именно в сказке прописаны отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть...

3. Сказочные образы очень однозначны — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Никаких «полутонов», непонятных малышу.

4. В сказке всегда побеждает добро. А это необходимо ребенку для того, чтобы не бояться. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идешь вперед!

5. В сказке правят хорошие дела — трудолюбие, ум, щедрость. Ребенку просто понять, каким нужно быть, чтобы все получалось.

6. В сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули, постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку и т.д.), в Теремок звери одинаково стучались и заходили (кто-кто в теремочке живет?). Дети любят повторения. Во-первых, повторения помогают им запоминать сказку, а во-вторых, детям нравится узнавать что-то уже известное — это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

7. Ребенок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру и не бояться.

8. В сказках — мудрость веков, которой так не хватает в современном «материальном» мире.

Что из сказок узнает девочка?

— Нужно быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Потому что лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

— Нужно быть благодарной. Как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Современные дети привыкают получать все и сразу. А в сказках ничто не дается просто так, и нужно уметь говорить «спасибо».

— Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания? (Это, конечно, не для малышей, но в голове полезная мудрость все равно отложится).

Что из сказок узнает мальчик?

— Нужно быть благородным. Помогать слабым, заботиться. Тот принц, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасет кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

— Не бояться трудностей. Во всех сказках мужчины без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Мужчина не боится, мужчина готов преодолевать трудности, рисковать, даже тот, который сначала лежал на печи. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

— Так же, как и сказка учит девочек проверять женихов, мальчиков она учит испытывать невест. Сможет ли испечь каравай, сможет ли прибраться в доме, сможет ли сшить платье? Женщина должна быть хозяйственной и умной. Вот чему учит сказка.

— Читайте сказку вместе с ребенком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не обязательно перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

— После прочтения обязательно задавайте вопросы: какие выводы сделал ребенок, какой момент ему понравился, а какой нет.

— Предложите ребенку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.