Сербы религия. Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера

201,637
Швейцария 191,500
Австрия 177,300
США более 170,000
Республика Косово 140,000
Канада 100,000-125,000
Нидерланды 100,000-180,500
Швеция 100,000
Австралия 95,000
Великобритания 90,000
Франция 80,000
Италия 78,174
Словения 38,000
Македония 35,939
Румыния 22,518
Норвегия 12,500
Греция 10,000
Венгрия 7,350
Россия 4,156 - 15,000 (по сербским источникам)

Язык Религия Родственные народы
Cерия статей о
Сербах

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Ясеновац
Независимое государство Хорватия
Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного , сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии , Черногории , Далмации , Боснии и Герцеговины . Там они смешались с потомками местных балканских племен - иллирийцев , даков и др.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Этнографические группы сербов

Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

Этническая история

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века , с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова . В VIII -IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В -XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства . После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана ( -). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле , что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи . Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году , после падения Смедерево . На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в - гг. против османского владычества . Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание , возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович . Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия , начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн - гг. в состав Сербии были включены территории Косова , Македонии и значительная часть Санджака . В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты . В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c г. - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии , часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В - гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии .

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с г. - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии . Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН . В 2006 году , после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории , республика Сербия потеряла выход к морю.

Средневековое Сербское государство

Расселение славян

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания , Захумье , Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка . Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён , которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия . К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы , c X века начинается переход на кириллицу) .

Образование государства

В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром , которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства , а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава , существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В - гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.

Расцвет Сербии

При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии . На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве , Белграде , районе Браничева , а также в Усоре и Соли , правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин , остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина , ориентировавшегося, главным образом, на Византию.

Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница , Жича , Милешево , Грачаница , а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана ( -). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию , Эпир , Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков , а Печский архиепископ был провозглашён патриархом . Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль , яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове . В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана », оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

Распад и турецкое завоевание

Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей , в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря , Николы Алтомановича и Вука Бранковича . Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом . В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I , однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином , после чего Македония перешла под власть Османской империи .

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви , не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита - Видовдан) в битве на Косовом поле , несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича , убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора , символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века , когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией , которая передала ему Белград и Мачву , вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения . Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац , а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево , основанная деспотом Георгием Бранковичем , переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя . Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в -1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году , разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина , а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния , к - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета . Сербское государство перестало существовать.

Социально-экономическое развитие

Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи - задруги и общинный строй. В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. Уже в «Законнике Стефана Душана» было юридически закреплено зависимое положение крестьянства и отменено право перехода.

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки - лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич ). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, - однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. - времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы - правда, еще не очень активные - общественной интеграции. Правители болгар и сербов - первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля - правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын - первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев - в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия - существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже - великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Сербы

(ед. ч. Срп, Србин, Србаљ, мн. ч. Срби) - народ южно-славянского племени, наиболее родственный с хорватами, с которыми многие южно-славянские (напр., Даничич, Рачки, Ягич и др.), западноевропейские и некоторые русские (напр. Флоринский) слависты объединяют их под одним общим названием сербохорватов, сербохорватского племени или народа. Общее происхождение С. и хорватов не подлежит сомнению, но историческая жизнь обоих народов провела между ними границу: С. с их православной верою, с кирилловским письмом и старой славяно-сербской письменностью принадлежат к восточноевропейскому, греко-православному миру, тогда как хорваты с католичеством, латиницей, стародалматинской поэзией [Она, впрочем, только началась на хорватском наречии, а продолжалась уже на штокавском, так назыв. икавского произношения. См. Сербский язык .] должны быть отнесены к миру западноевропейскому, римско-католическому. Взаимные отношения обоих народов в истории представляют больше примеров вражды, чем дружбы, и только в сравнительно недавнее время, со времени Л. Гая (см.) и иллирского движения (см. Иллиризм), хорваты приняли как литературный язык штокавское наречие, на котором говорят С. Это наречие является чуть ли не единственною связью между обоими народами, не перестающими враждовать там, где они живут "под одной кровлей", напр., в Транслейтании . Такие выражения, как сербохорватский язык и т. п., являются компромиссом, взаимною уступкою, но только со стороны сравнительно небольшой горсти интеллигенции и ученых. Сербский народ и теперь свой язык называет "нашки" (= "нашеский", т. е. наш), себя именует местными названиями бошньак, херцеговац, црногорац, а племенное "србин" еще недавно обозначало только "православного", некатолика; вопрос С.-простолюдина, обращенный к кому-нибудь: "Ви сте Србин, господине?" - касается только исповедания, а не национальности. Точно так же и хорваты в просторечии именуют себя обыкновенно по местностям (далматинцы , безьяки и т. д.). Православные С. называют католиков-хорватов по местам шокцами и буневцами, а католики-хорваты (и магометане С., Боснии и Герцеговины) зовут православных С. влахами, причем все эти три названия - собственно насмешливые прозвища, хотя теперь уже иногда хорват готов сказать о самом себе: "Ja sam Sokac". Провести точную границу между поселениями С. и хорватов почти невозможно, потому что С. во время турецкого владычества, особенно в ХVII и XVIII вв., переселялись в большом количестве из своих исконных мест на территорию хорватов. В общем все-таки можно сказать, что компактными массами С. живут в королевстве Сербском и княжестве Черногорском и соседних с ними австро-венгерских и турецких областях: в Косовском вилайете, в Боснии и Герцеговине, в Далмации (в Которском округе), куда они были переведены в качестве военных колонистов во времена венецианцев (в XVII в.), в Хорватии , в бывшей Военной границе, куда переселились в XVI и XVII вв. из турецких владений, в Южной Венгрии , куда переселились из Старой Сербии в конце XVII в. Кроме того, С. живут кое-где в Придунайской Румынии , в Западной Болгарии , в России (в Херсонской губ.); есть даже сербские переселенцы в Америке . К какому племени принадлежит население Македонии - к болгарскому или сербскому, представляется до сих пор спорным вопросом. Численность С. определить трудно, так как в странах со смешанным сербохорватским населением национальность точно не отмечается: в кор. Сербском () их более 2000000, княж. Черногорском 230000, Боснии и Герцеговине около 1568000 (С. и хорв.), Австро-Венгрии 3248000 (С. и хорв.), Турции 50000, Румынии 45000, Болгарии 2000, России 8000 (?), Америке 10000 (?), а всего, вместе с С. в Австро-Венгрии, Боснии и Герцеговине, где их нельзя отделить от хорватов, около 7 1/4 млн.

Типический серб скорее высокого, чем низкого роста, широкоплеч и статен; у него пропорциональная, красиво поставленная голова с тонким, прямым, нередко орлиным носом и несколько выдавшимися скулами; довольно длинная шея с большим кадыком; волосы на голове темные, иногда пепельные или светло-русые, реже черные. Бороды, за исключением духовенства, сербы не носят, но усы отпускают длинные. Вся фигура серба с его горделиво поднятой головой и внушительной осанкой отличается воинственным видом. Сербская женщина обладает правильными чертами лица, стройною фигурой и благородной осанкой, но красивою ее назвать нельзя; черногорки же и правильными чертами не отличаются, фигура их менее представительна, зато они гораздо крепче, грациознее и эластичнее в своих движениях. И те, и другие очень плодовиты. Основною чертою сербского характера является безграничная, почти экзальтированная любовь к независимости. Все сербы считают себя равными и равноправными. Равными они сделались под турецким владычеством, когда вся их знать исчезла, частью погибнув в битвах, частью перейдя в ислам и слившись с турками, частью выселившись в другие земли. В подвластных Турции землях осталась одна только бесправная "райя" (см. соотв. статью), в которой бесследно пропали все остатки уцелевших знатных родов. Любовь к независимости заставляла многих бросать и дом, и семью, и отправляться в горы, на "четованье" гайдуцкое, чтобы вооруженною рукою мстить притеснителям своего народа; по временам поднимался на ноги и весь народ. Энергия С. вспыхивает не сразу; часто он кажется равнодушным, даже в важных случаях не обнаруживая внешним образом душевного движения. Исключение представляет С. - черногорец: его постоянная резня с турками, постоянное ожидание врага или четованье среди врагов, а также непосредственное соседство и непрерывные сношения с албанцами наложили на него особую печать; он сварлив и буен, всегда готов схватиться за оружие, чтобы постоять за себя и свой род; это сказывается даже в его походке, нервной и быстрой, а не спокойной и плавной, как у придунайского С. Вообще, С. отличается умеренностью и выносливостью, мужеством и неустрашимостью. Он спит и зимой, и летом на голой земле или глинобитном полу своей хаты, прикрытом только соломенной циновкой или, в лучшем случае, ковром. С. понятлив и смышлен, охотно учится, способен к ручному труду и ремеслам, но не всяким делом станет заниматься: так, черногорец пренебрегает кузнечным и слесарным делом, предоставляя его цыганам. Бережливый, экономный, С. всегда имеет в виду свою выгоду; тем не менее, подобно всем обитателям Востока, он гостеприимен. Одежда С. обоих полов состоит из широкой холщовой рубахи со складками, подпоясанной широким поясом, за который у мужчин можно заткнуть оружие - кинжал и пистолеты . Поверх этой рубахи одевается еще куртка или полукафтанье, без рукавов или с рукавами, разной длины - короткая до пояса и длинная до колен и даже ниже колен. На ногах у С. опанки, на голове красная феска , которая у черногорца заменяется черной шапочкой с красной серединой донышка. В непогоду одевается плащ из грубого сукна. Кроме того употребляются шубы и полушубки овчинные, меховые шапки, шерстяные рубахи. Этот наряд сохраняется в полном составе лишь в селах, удаленных от городов и проезжих путей; в городах, в особенности среди интеллигенции, все более и более входит в употребление общеевропейское или немецкое ("швабское") платье. И здесь, однако, еще удерживается красиво расшитая куртка и полувосточный женский наряд с рубахой, увешанной цехинами, с вышитым бисерами поясом, с монистами и украшенным цветами головным убором. В селах богатые сербки по-старому осыпают свой наряд золотыми и серебряными дукатами и др. украшениями. Во многих местностях у женщин еще держится старый восточный обычай румяниться, чернить брови и ресницы , носить искусственные косы или чернить волосы. Жилище С. состоит из глинобитной мазанки . Для устройства ее в землю вбиваются грубо обделанные столбы или балки, между которыми протягиваются поперечины из жердей или хвороста, и затем все пустое пространство заполняется кирпичами из сырой глины или смесью глины и рубленой соломы; кровля делается из дерева или соломы. Пол глинобитный; печи или камина обыкновенно нет, устраивается только очаг, дым от которого уходит через отверстие в крыше. Кроватей, а также шкафов обыкновенно нет: есть только скамьи и диваны или софы (совра); для обеда служит низенький столик, вокруг которого на полу усаживается вся семья. Главными предметами питания служат маис , молоко , сыр , сушеная рыба, свиной жир , бобы, чеснок , красный перец (паприка), баранина, козлятина, свинина . Главное блюдо крестьянского обеда - кислая похлебка, густой молочный суп с кусками баранины или козлятины, крепко приправленный паприкой . Во время еды С. ничего не пьет: только перед началом обеда и по окончании его разрешается стаканчик сливовицы или местного терпкого красного вина. В общественной и частной жизни С. еще не совсем вышли из патриархально-семейного быта: у них лучше, чем у других славянских народов, сохраняется задруга (см.); ее старейшина является представителем и ответственным лицом перед правительственными органами, разбирает домашние недоразумения, распределяет работы между членами задруги , ведает все ее нужды, но денежными делами распоряжаться может только с согласия остальных членов; домашнее хозяйство задруги ведет хозяйка - жена старшины или, по выбору, другого члена задруги. Положение женщины в сербской семье скромное: она работает не меньше или даже больше, чем мужчина. Жена оказывает даже внешним образом почтение своему мужу и его гостю, которому она при приветствии целует руку. Муж при посторонних как бы стыдится своей жены; черногорец, напр., поставленный в необходимость указать на свою жену гостю, говорит иногда: "Извините, это моя жена". Защитником женщины в семье мужа является главным образом деверь, который в свадебных обрядах привозит невесту к своему брату и защищает ее от нападок новой семьи; муж же стыдится обнаружить перед семейными свою любовь к жене, как слабость. Естественным защитником девушки служит ее брат. Родственные связи у С. отличаются прочностью; родство ценится даже отдаленное. Кроме кровного родства, существует еще родство названное -

Сербы, южнославянский народ из одновременно далекой и близкой страны. Близкой, потому что все славянские языки похожи, и между их носителями волей-неволей есть нечто общее. Далекой, потому что известно о Сербии и сербах не так уж и много. История самой страны заслуживает отдельной статьи, а в этой мы постараемся раскрыть, что же представляют собой внешность и характер сербов.

Отпечаток истории

Решимость, упорство, воинственность и непоколебимая воля уже давно отпечатались и на их характере, и на внешности. Черты эти привила сама история. Все войны, которые когда-либо проходили в европейской части континента, всегда в той или иной мере затрагивали это небольшое по величине государство. Для примера, Швейцария уже на протяжении 600 лет ни с кем не воевала. Что касается Сербии - это единственное государство в Европе, к которому уже после окончания Второй мировой войны применялась вооруженная иностранная агрессия. Более того, они подвергались не простому военному вмешательству, а радиоактивной бомбежке.

Но после всего этого сербы смогли не разбежаться, куда глаза глядят по спокойным странам, а остаться в своей и защищать ее. Сплотившись, они постепенно создавали новое государство. Они уважают свою культуру, традиции, стремятся воплотить в жизнь национальную самодостаточность и гордо заявляют везде о том, что они сербы. Внешность их, в прочем, всегда говорит об этом лучше всяких слов.

История страны сделала их всех националистами, но не теми, кто, как приверженцы теорий Ницше, стремится истребить другие нации. Они горды за себя и всячески стараются не запятнать репутацию своей нации.

Сербы: внешность мужчин

Сербские мужчины отличаются воинственным Типичен высокий рост - низкорослые люди встречаются реже - плечи широкие, осанка прямая. Отдельного внимания заслуживает нос, он одновременно тонкий, прямой и при этом орлиный, им в основном и славятся сербы.

Внешность мужчины с такими характерными чертами своей статностью очень привлекает русских женщин. С одной стороны, такой человек все же является славянином, с близким русским менталитетом и тою же православной религией. С другой стороны, это южный темноволосый мужчина, как из восточных сказок.

Кстати, волосы у сербов именно темные, а не черные, в северных частях страны встречаются и светло-русые. Статную внешность дополняют большой кадык, слегка выступающие скулы и гордая осанка.

Сербы: внешность женщин

Сербки славятся своими правильными Все в их лицах гармонично, расположено именно так как надо. Как и мужчины, они отличаются высоким ростом. Когда заходит речь о том, какой народ Европы самый высокий, всегда слышится один ответ - сербы. Внешность женщины-сербки славянская, но с южным уклоном - глаза карие, волосы темные.

Есть у них черта, которая сегодня даже стала поводом для шуток, - любовь ко всему сексуальному. Агрессивный и яркий макияж, чрезмерно открытая одежда. Между сексуальностью и вульгарностью им нередко не получается найти баланса, и в итоге даже самую порядочную женщину могут принять за развратную особу.

Люди, славящиеся своей красотой

Среди каждого народа принято выделять особо красивых людей. Глядя на них, люди другого этноса могут составить представление о характерной внешности нации. В список «самые красивые сербы» входят всемирно известные спортсмены:

  1. - футболист, играющий за сборную страны в позиции атакующего полузащитника. Двадцатисемилетний молодой человек представляет собой типичную воинственную сербскую внешность. Рост - 181 см, прямой выдающийся нос и симметричные черты лица.
  2. - профессиональная теннисистка. Внимательно рассмотрев ее, можно понять, как выглядят сербы. Темные волосы, мягкие карие глаза и при этом волевая фигура.

Характер

Но характерная внешность для сербов - это один разговор, совсем другой - их характер. Основная черта, присутствующая у большинства населения, - это стремление к равноправию. Когда над ними в свое время нависло турецкое владычество, вся знать исчезла. уезжали в другие страны, перебегали на сторону исламистов, погибали в военных битвах. В итоге в стране осталось вполне равное по происхождению население.

Но, кстати, несмотря на свою любовь к свободе, они никогда не забывают о своих кровных связях - даже отдельное родство здесь ценится. Существует и так называемое побратимство.

Сербы - прирожденные проницательные психологи. Им достаточно взглянуть на одежду, прическу, аксессуары и услышать тембр голоса, чтобы понять, кто перед ними находится. Но применять эти свои навыки им под силу только в отношении своего народа.

Так сложилось, что у каждого социального слоя тут есть свои явные отличительные черты. Начальники разговаривают чуть громче, позволяют себе довольно размашисто жестикулировать и носят исключительно презентабельную дорогую одежду. Конечно же, это не обязательное правило, но тем не менее все этого придерживаются, что и позволяет идентифицировать, кто перед вами находится.

Сербы по характеру своему выносливы, мужественны и ничего не боятся. Связано это не с безрассудством, а с тем, что тяжелая история научила их быть бесстрашными. Теперь это качество передается от родителей к детям. Подобно всем южным народностям, они гостеприимны, щедро встретят гостей накрытым лучшими яствами столом, будут шутить и даже споют песни. Но в случае опасности даже дети не пострашатся встать на защиту своего дома и страны.

Традиции

По традиции, все значимые дни сопровождаются музыкой. Нередко люди поют их сами, собравшись за большим столом. Делают это на свадьбах, днях рождения и даже на похоронах.

Когда человека принимают в круг близких людей, не понять это просто невозможно. Встречи в таком случае будут сопровождаться не рукопожатием, а поцелуем в щёку, обязательно три раза. К поцелуям при встрече вообще вполне нормально относятся все сербы. Традиции эти не подразумевают под собой ничего непристойного, даже если целуются двое мужчин.

Сербы хранят старейшую традицию сборов. Люди собираются в церквях, общественных местах и обсуждают что-нибудь. Чтить православные традиции для них так же важно, как и национальные. Сербы ходят в церковь, празднуют все церковные празднования, чтят обряд венчания и соблюдают посты.

Кстати, снимать обувь у сербов не принято. Даже если вы пришли в гости зимой или с грязной улицы, можно смело заходить в дом без зазрения совести.

Интересно также, что первый человек, пришедший в гости в рождественское утро к сербу, по обычаю считается божественным гостем. В зависимости от того, кто именно придет в дом, он может понять, каким будет год. Сербы искренне верят, что если в этот день никто не придет в гости - это дурной знак.

Новых людей здесь принято лично приводить и знакомить с коллективом. Если нового человека приводит тот, кого все уважают и кому доверяют, то он автоматически начинает пользоваться таким же хорошим расположением.

Отношение к одежде

Сербы предпочитают относиться к своей одежде неофициально. В повседневной жизни ходят в свободной европейской одежде в стиле кэжуал. Однако появление в некоторых местах в спортивной одежде может вызвать не просто недопонимание, но и стать причиной отказа в посещении некоторых общественных мест. В частности, это касается ресторанов, кафе, официальных мероприятий. Также реагируют в стране на чересчур открытую одежду, пляжную. Такие наряды считают неподобающими.

Особого внимания заслуживают вечерние наряды. При их выборе сербы отталкиваются от национального костюма. К нему вообще относятся с особым трепетом и уважением. Мужской костюм состоит их рубахи с традиционным орнаментом и штанов с широким шагом. Праздничные наряды украшают серебристыми шнурами и пуговицами. Женский наряд представлен свободной белой рубахой, богато украшенной всевозможной вышивкой (в разных частях страны орнамент на одежде может отличаться), поверх которой надевают так же богато украшенную безрукавку.

Всенародная вредная привычка

У сербского народа есть одно общее негативное пристрастие - курение. В Сербии нет разделения на зоны курения и зоны, где оно запрещено, - все места, по определению, курящие. Долгое время это разрешалось делать и в купе поездов, и в магазинах. Поэтому не стоит удивляться, если вдруг с вами рядом в автобусе кто-то вдруг закурит.

Но в защиту сербов можно сказать, что пьют они крайне редко, а если и выпивают, то не буянят, как это бывает в России. Сербы крайне удивляются, когда слышат о том, что русские, напившись, устраивают дебоши, и совершенно не понимают, откуда это взялось у последних.

Молодежью можно гордиться

Как уже было упомянуто ранее, сербы чтят и свой народ, и его историю. Причем даже самые молодые. Молодежь без особого труда может провести экскурсию по своей стране и рассказать о ее истории не хуже профессионального гида.

Молодые люди вообще все поголовно чувствуют свою ответственность перед страной. Они стараются хорошо учиться, достигать спортивных успехов, отстаивать честь своей страны и поднимать ее положение в глазах мировой общественности. Спортивные площадки городов и сел забиты с самого утра и до позднего вечера.

Запретные темы

По приезду в Сербию нужно усвоить, что там не любят вспоминать о войне. В России эту тему часто любят поднимать на всеобщее обсуждение, долго вспоминать о павших героях и одержанных победах. Возможно, это связано с тем, что все уже давно позади и практически не осталось тех, кто бы лично помнил военные времена.

В Сербии еще свежи в памяти события Югославского конфликта. По этой причине братские народы бывшей Югославии все еще не могут примириться (боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы, хорваты, сербы). Внешность сербов в таких случаях без всяких слов скажет о том, что воспоминания войны еще не канули в Лету. Для разговора лучше выбрать спортивные или, например, сельскохозяйственные темы, не заставляя этих людей еще раз переживать недавно произошедшие события.