Почему памятник калашникову стал поводом для дискуссии. На садовом кольце появится памятник михаилу калашникову

19 сентября, в День оружейника России, в Москве пройдет открытие памятника Михаилу Калашникову. Монумент появится в самом центре столицы - на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Основу художественной композиции представляет сам Калашников, который держит в руках свое изобретение - АК-47. Кроме того, скульптура включает в себя земной шар и образ Святого Георгия Победоносца.

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Во вторник, 19 сентября, в Москве пройдет открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову. Он будет расположен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, сообщил его скульптор, народный художник России Салават Щербаков.

Монумент величиной более чем в семь метров представляет собой фигуру Калашникова, который держит в руках АК-47. В художественную композицию также входит земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Это, по задумке скульптора, символизирует сохранение мира и победу «над силами зла». «Сначала эта фигура мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, люди не будут понимать, кто это. Поэтому мы все-таки осмелились на автомат», - пояснил Щербаков.

При этом сам Калашников в конце своей жизни пересмотрел отношение к собственному изобретению. По некоторым данным, за девять месяцев до своей смерти он написал письмо патриарху Кириллу. В нем он раскаивается в том, что его автомат лишал людей жизни. Более того, Калашников задавался вопросом может ли он из-за этого быть повинен в чужой смерти.

Открытие памятника должно было состояться еще в январе, но его перенесли на 8 мая. В итоге его решили приурочить к Дню оружейника, которое состоится 19 сентября. Место установки монумента тоже решили поменять - с Оружейного переулка на пересечение Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. Так скульптура Калашникова будет более заметна для москвичей, считает Щербаков.

Это уже второй памятник Михаилу Калашникову. Первый был установлен в 2015 году на мемориальном кладбище в Мытищах, где похоронен сам оружейник. Установить монумент в центре столицы предложило Российское военно-историческое общество.

«Это сама суть Калашникова»

Наличие автомата на скульптуре вполне естественно, считает историк Олег Хлобустов. «Это наш выдающийся и абсолютно признанный конструктор с мировым именем. Это его фирменное изделие, которое тоже признано во всем мире», - заявил он в интервью «360». Другие элементы скульптуры - это не более, чем фантазия художника. Памятник Калашникову символизирует таланты и достижения государства.

Это сама суть Калашникова и как инженерного гения, и как организатора производства, и как лауреата государственной премии. Это было именно создание стрелкового оружия, которое необходимо всем не только как спортивное, но и оборонительное. Никто от этого не отказался и в ближайшее десятилетие не откажется

Олег Хлобоустов.

Иного мнения придерживается заслуженный архитектор России Николай Шумаков. «Принципиально неверно в центре Москвы ставить такие агрессивные памятники», - заявил он в интервью «360». Такой монумент было бы логичнее установить на родине Калашникова - в Ижевске.

Это автомат, из которого миллионы людей «положили», а тут с такой любовью величайший конструктор смотрит на этот автомат и, очевидно, нянчит его, как дите. Любое проявление агрессии неприемлемо. <...> Более того, памятник повернут так, что по внешней стороне Садового кольца едешь к нему в затылок. Он сориентирован неверно. И самое главное - агрессия в центре города должна отсутствовать

Николай Шумаков.

Москвичам такой памятник не понравится категорически, считает Шумаков. «Я почти уверен, что после открытия будет волна и шторм негодования», - подчеркнул он. Центр города должен приносить людям радость, а в этом памятнике ее нет.

Автомат Калашникова на протяжении полувека был символом России и освободительных движений, рассказал «360» историк Борис Юлин. «Оружие было бы все равно. Не автомат Калашникова, так какое-нибудь другое», - отметил он. Именно автомат Калашникова стал символом независимости Вьетнама во время войны.

Автомат Калашникова не увеличил количество жертв, а изменил свой баланс. То есть позволил людям не умереть, а победить своих противников

Борис Юлин.

Уже совсем уходя с Цветного бульвара, остановимся на одной интересной теме - скульптуры и памятники на Цветном бульваре.
Начнем мы с цветочного обелиска, установленного в 1913 году в ознаменование 300-летия династии Романовых.

«Цветочный Романовский Обелиск восхитил горожан», - писали московские газеты. Было выпущено несколько открыток с разными его сторонами. Вот видна выложенная из бегоний шапка Мономаха, а вот из бархатцев большая императорская корона. В боковых овалах помещены виды Московского Кремля. На основных сторонах - костромской Ипатьевский монастырь, Кремль, Святой Георгий и романовский грифон. Все из живых цветов и трав, высаженных на пирамидальную земляную горку, увенчанную обелиско-подобной туей. Стоял, или вернее, цвел и зеленел, он почти напротив современных Малого Сухаревского и Малого Сергиевского переулков. На фото также виден храм Святого Сергия в Пушкарях (не сохранившийся до наших дней).
Фотография с сайта http://oldmos.ru 1913 года.

В 1913 году в России начались торжества по случаю 300-летия Дома Романовых.
В ходе этих торжеств с 15 по 25 мая Николай II с семьей проделал путь своего предка царя Михаила Федоровича из Костромы в Москву. К приезду царя городские власти стремились поставить обелиск, но в нужные сроки ничего не получилось: частые ливни и холод не позволили цветам распуститься.

Открыли и освятили обелиск 10 июля, в день памяти Венчания на царство Михаила Федоровича. Местом для обелиска избрали Цветной бульвар.
Автор обелиска садовод-художник В.Л. Бежанов** сам содержал цветочное заведение на Трубной площади, где были ряды и магазины рассады, цветов и саженцев (он же создал цветники на Серпуховской площади , которые так же открыли ко дню Венчания).

* * *

Памятник Ф.М. Достоевскому .
Фотография с сайта https://pastvu.com ориентировочно 1926-1928 года.

Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был создан скульптором в 1914 году по заказу миллионера Шарова, а установлен на Цветном бульваре был только 7 ноября 1918 года, в рамках реализации ленинского плана монументальной пропаганды.

Моделью для скульптора был... молодой Александр Вертинский , позировавший в образе Пьеро.
Сам Меркуров вспоминал впоследствии: "Отличный был натурщик. Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки! "


Вертинский позирует для памятника Достоевскому.
Фотография позаимствована в http://synthart.livejournal.com .

В 1936 году при реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре памятник был перемещён на улицу Достоевского во двор Мариинской больницы , где родился писатель.

* * *


Скульптура "Мысль".
Фотография с сайта https://pastvu.com ориентировочно 1936 года.

В рамках тоге же плана монументальной пропаганды Меркуров предложил комиссии Совнаркома свою скульптуру "Мысль"; комиссия одобрила и эту работу и в первую годовщину революции обе скульптуры были установлены и открыты на Цветном бульваре, образовав друг с другом своеобразную пару (скульптура "Мысль" находилась ближе к Трубной площади).
Так же, как памятник Достоевскому, "Мысль" убрали с Цветного бульвара в 1936 году и не вернули на место.
В 1952 году скульптура стала надгробием на могиле скульптора Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.

* * *

* * *

Памятник "Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга".
Установлен в 1994 году на Трубной площади . Выполнен из бронзы, на гранитном постаменте. Общая высота 32,5м. Памятник был открыт 11 ноября 1994 года. Скульптор А.А. Бичуков , архитектор А.В. Кузьмин .
(на фотографии - скульптурная часть монумента, Георгий Победоносец).

-----
* Цветочный обелиск на Цветном бульваре был монументом временным.
Торжественная закладка гранитного памятника состоялась лишь 18 апреля 1914 года, а 10 июля он был открыт в Кремле, у входа в Верхний сад.
Официальное название монумента: «Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых».
После революции, в рамках уже упоминавшегося здесь плана монументальной пропаганды, обелиск подвергли новой шлифовке («перелицовка» монумента была поручена архитектору Н.А. Всеволожскому), в результате которой имена царей и древние имперские гербы были стёсаны, а на их месте появились имена революционеров всех времён и народов. Но до сих пор можно разглядеть на основании монумента геральдические щиты от затёртых гербов и даже маленьких, вплетённых в травянисто-цветочный узор, грифонов - геральдических символов династии Романовых.

** Талант В. Бежанова остался востребованным и после крушения Дома Романовых - он работал в тресте озеленения Москвы. Когда открыли ЦПКиО имени М. Горького, «…москвичей восхитили огромные портреты вождей революции - В.И. Ленина и И.В. Сталина, выполненные при входе в парк из цветов художником-садовником Бежани» (так Бежанов стал себя именовать в прессе).
*** Источник - http://www.ruschudo.ru .

This entry was originally posted at

В 1945 году Главное артиллерийское управление рабоче-крестьянской Красной армии объявило конкурс на создание нового автомата, который должен был отвечать следующим требованиям: безотказность в работе, живучесть деталей, высокая кучность боя, ограниченный вес и габариты оружия, простота устройства. Этот конкурс в 1947 году выиграли самозарядный карабин Симонова и автомат, сконструированный старшим сержантом бронетанковых войск 26-летним Михаилом Калашниковым. 10 ноября великому оружейнику исполнилось бы 97 лет. Именно в этот день скульптор Салават Щербаков презентовал в своей мастерской макет памятника Калашникову.

Пока это лишь небольшой макет - фигура человека в куртке с автоматом первой модификации в руках стоит отдельно. За его спиной расположилась вторая часть памятника, где изображены земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Материалы будущего монумента будут традиционными - бронза и гранит.

Тема защиты мира, победы добра над злом актуальна и сегодня, - говорит автор композиции Салават Щербаков. - Святой Георгий возвышается над разломом между добром и злом, и то, куда нацелено его копье, это и есть цель автомата Калашникова. Ведь сам Калашников не воин, он создатель оружия. На барельефе изображены этапы разработки автомата, чертежи, модификации, воссоздана история КБ. Сама фигура конструктора будет около 5 метров в высоту. Высота постамента - 2 метра. Мы старались сделать постамент достаточно низким, чтобы подчеркнуть личность Калашникова. Он был из народа и всегда оставался близким народу, простым человеком, несмотря на чины и звания. Композиция за памятником будет шириной около 8 метров, а высотой чуть выше 2 метров, а святой Георгий как символ борьбы за справедливость будет выше основной композиции. Когда мы работали над образом Калашникова, мы максимально изучили личность конструктора, общались с его окружением, с его коллегами, коллективом, где он работал, с близкими людьми и прислушались, так сказать, к народному сказанию о нем, попытались понять какой образ этого человека сложился у людей. Мы хотели создать памятник не просто символу, но человеку, действующему на поприще инженерном и производственном. Но в то же время это памятник не только ему, но и нашей эпохе и даже определенным сторонам русского характера, отличающим нас от других, - готовность жертвовать собой ради детей и страны, интеллект и скромность. Вот в Калашникове все это было.

Инициатива создания памятника принадлежит Российскому военно-историческому обществу, оно же запустило акцию по сбору средств на создание монумента. Установлен он будет в Оружейном сквере, который находится в Оружейном переулке на пересечении Садовой-Каретной и Краснопролетарской улиц. Открыть его планируют 21 января 2017 года.

В последние пару лет Москва представляет собой город "прифронтовой полосы": весь центр перерыт, благоустраиваюся и перелопачиваются сотни улиц, площадей, проспектов.Всё замощивается плиткой и малыми "собянинскими" архитектурными формами. Короче, время сейчас не до конных обелисков. Деньги пилят на более простых формах. Но и в это не простое для столицы время в Москве появились несколько конных памятников. Про памятник Рокоссовскому я писал в прошлом выпуске. Здесь рассскажу о новых.


Памятник Героям Первой мировой войны.

К своему стыду, я, москвич, с момента установки в 2014 году, так не разу и не выбрался на Поклонку. Смотрел по ТВ, как этот памятнику открывает Президент и вся его камарилья. Мне памятник сразу не понравился, такой... в духе совагитпропа. Памятник всегда показывали в анфас, но кто же мог подумать, что с обратной стороны памятника есть конные скульптуры казаков. Увидев в интернете фото (опять мне стыдно) я всё-таки выбрался (спустя 2 года) заснять предмет наших обзоров.

Памятник, открытый в Москве на Поклонной горе 1 августа 2014 года в честь столетия Первой мировой войны. Авторы монумента — скульпторы А. Ковальчук, П. Любимов, В. Юсупов, архитекторы М. Корси, С. Шленкина.

Решение об установке в Москве памятника героям Первой мировой войны было принято в апреле 2013 года. Инициатором установки памятника и организатором проведения конкурса являлось Российское военно-историческое общество. Монумент было решено установить на Поклонной горе между Триумфальной аркой и музеем Великой Отечественной войны.

Конкурс начался 15 апреля и проходил в несколько этапов. В первом этапе участвовало участвовали 32 конкурсанта. 12 июля стартовал второй этап конкурса, в котором участвовало 15 работ. На сайте конкурса до 16 августа проводилось интернет-голосование, в котором приняло участие около 200 тысяч пользователей. Выставка проектов-финалистов проходила в Центральном музее Великой Отечественной войны. 18 сентября жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука (чему я вобщем-то совсем не удивлен). По итогам интернет-головосания этот проект вошел в пятерку лучших, набрав около 6 % голосов. Российское военно-историческое общество проводило сбор пожертвований на сооружение памятника. Ими было собрано 97 миллионов рублей. Ещё 74 миллиона выделили московские власти.

Памятник Св. Георгию Победоносцу.

Сам памятник, вобщем-то не новый, эта скульптура была в запасниках Студии военных художников им. М. Б. Грекова и находилась перед входом в неё. В я об этом уже писал.

Но в самом центре Москвы в Потаповском переулке в день воинской славы 7 ноября 2016 года был открыт Сквер Полководцев и скульптура была перенесена туда. Помимо бюстов разных военноначальников и других скульптур туда же переехал памятник Св. Георгию Победоносцу работы скульптора Александра Таратынова .

Что спадвигло московские власти переместить её в центр Москвы, да ещё в зажатый со всех сторон "закуток" в Потаповском переулке мне не ведомо, разве что близость офиса Российского военно-исторического общества, которое крышует курирует нынешний министр мультуры Медынский. Но вся задумка и эпичность этой изумительной работы здесь пропала напрочь, впрочем как и все остальные скульптуры и бюсты натыканные здесь без закономерности и логики. Увы, собянизм-медынизм гладит утюгом нашу столицу и не только её.

И ещё один....
Памятник Св. Георгию Победоносцу Архангелу Михаилу (мемориал Калашникову).

«Памятник Михаилу Калашникову» — монумент работы скульптора Салавата Щербакова, посвящённый создателю автомата Калашникова Михаилу Калашникову. Находится в сквере на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в Москве.

Советский и российский конструктор стрелкового оружия, дважды Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант Михаил Калашников, прежде всего известный своим автоматом Калашникова, скончался 23 декабря 2013 года в Ижевске на 95-м году жизни.

Как указывается на сайте концерна «Калашников», «автомат Калашникова, производящийся Ижевским машиностроительным заводом Госкорпорации Ростехнологии, участвовал во всех вооруженных конфликтах второй половины прошлого столетия. В начале XXI века автомат Калашникова по-прежнему остается самым востребованным стрелковым оружием в мире. В 55 государствах насчитывается более 100 миллионов единиц АК. В Египте ему установлен памятник, в Афганистане силуэт оружия вышивают на коврах, а в некоторых африканских странах новорожденных мальчиков называют Калаш.

В декабре 2014 года руководство госкорпорации «Ростех» совместно с Российским военно-историческим обществом приняло решение о возведении в Москве памятника Калашникову. Изначально памятник планировалось расположить на пересечении Садовой-Каретной и Краснопролетарской улиц в Москве, но затем место установки было приближено к скверу рядом с Долгоруковской улицей, которому РВИО предложило дать имя Калашникова.

Памятник представляет собой фигуру Михаила Калашникова с автоматом в руках, который он держит, по замечанию журналистов, «как мать младенца». Как рассказывал автор монумента Салават Щербаков, «многие хотели, чтобы Калашников был без оружия, но мы сделали так, что автор смотрит на свой автомат, как на произведение искусства, например, как на скрипку Страдивари». Статуя высотой в 5 метров стоит на 2-х метровом постаменте, так как по Щербакову, Калашников — это «главная фигура здесь» и «человек большой скромности», он «был близок к народу и сам был плоть от плоти народа».

На заднем плане — скульптурная композиция с фигурой Архангела Михаил а, поражающего копьём дракона как олицетворение «неких сил зла» и загоняющего его в преисподнюю на фоне силуэта земного шара. При этом крылатый Архангел Михаил сидит на крылатом же коне, так и оставшись похожим на Георгия Победоносца с копьём. В композиции также задействованы атрибуты конструкторского бюро — кульман, циркули, а также чертежи и множество моделей автомата.


proof

Памятник князю Дмитрию Донскому.

27 сентября 2013 года (!!!) на территории Первого Московского Кадетского Корпуса состоялось открытие памятника Великому князю московскому Дмитрию Донскому. Сие действо так и осталось бы не замеченным для широкой публики, если бы не мой интерес к этой теме. Ну стоит себе за забором, КПП и прочими заграждениями прекрасный памятник. Так и будет стоять в неизвестности.

фото из сети

Конную скульптуру Дмитрия Донского создали Вячеслав и Андрей Клыковы . Представители известной династии изобразили великого князя верхом на коне, олицетворяя его подвиги и достижения за время правления. Кроме победы в Куликовской битве, этот правитель выступил против Золотой Орды, освободил и объединил русские земли, а также построил в Москве белокаменный Кремль. Высота памятника более 6 метров. Реализовать данный проект удалось благодаря поддержке Анатолия Николаевича Кузнецова — члена Попечительского совета Первого Московского кадетского корпуса.

Канонизировали князя в 1988 году. Освятил памятник великому князю московскому Дмитрию Донскому Святейший Патриарх Кирилл. Находясь рядом с главным входом в кадетский корпус, конная скульптура напоминает о славной истории Руси и подвигах предков, благодаря которым сегодня нам есть чем гордиться.

Продолжение следует....

10.11.2016 в 18:56, просмотров: 4723

В 1945 году Главное артиллерийское управление рабоче-крестьянской Красной армии объявило конкурс на создание нового автомата, который должен был отвечать следующим требованиям: безотказность в работе, живучесть деталей, высокая кучность боя, ограниченный вес и габариты оружия, простота устройства. Этот конкурс в 1947 году выиграли самозарядный карабин Симонова и автомат, сконструированный старшим сержантом бронетанковых войск 26‑летним Михаилом Калашниковым. 10 ноября великому оружейнику исполнилось бы 97 лет. Именно в этот день скульптор Салават Щербаков презентовал в своей мастерской макет памятника Калашникову.

Пока это лишь небольшой макет - фигура человека в куртке с автоматом первой модификации в руках стоит отдельно. За его спиной расположилась вторая часть памятника, где изображены земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Материалы будущего монумента будут традиционными - бронза и гранит.

Тема защиты мира, победы добра над злом актуальна и сегодня, - говорит автор композиции Салават Щербаков. - Святой Георгий возвышается над разломом между добром и злом, и то, куда нацелено его копье, это и есть цель автомата Калашникова. Ведь сам Калашников не воин, он создатель оружия. На барельефе изображены этапы разработки автомата, чертежи, модификации, воссоздана история КБ. Сама фигура конструктора будет около 5 метров в высоту. Высота постамента - 2 метра. Мы старались сделать постамент достаточно низким, чтобы подчеркнуть личность Калашникова. Он был из народа и всегда оставался близким народу, простым человеком, несмотря на чины и звания. Композиция за памятником будет шириной около 8 метров, а высотой чуть выше 2 метров, а святой Георгий как символ борьбы за справедливость будет выше основной композиции. Когда мы работали над образом Калашникова, мы максимально изучили личность конструктора, общались с его окружением, с его коллегами, коллективом, где он работал, с близкими людьми и прислушались, так сказать, к народному сказанию о нем, попытались понять какой образ этого человека сложился у людей. Мы хотели создать памятник не просто символу, но человеку, действующему на поприще инженерном и производственном. Но в то же время это памятник не только ему, но и нашей эпохе и даже определенным сторонам русского характера, отличающим нас от других, - готовность жертвовать собой ради детей и страны, интеллект и скромность. Вот в Калашникове все это было.

Инициатива создания памятника принадлежит Российскому военно-историческому обществу, оно же запустило акцию по сбору средств на создание монумента. Установлен он будет в Оружейном сквере, который находится в Оружейном переулке на пересечении Садовой-Каретной и Краснопролетарской улиц. Открыть его планируют 21 января 2017 года.