Жизненные цели коробочки в поэме мертвые души. Н

В третьей главе поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголь знакомит читателя с помещицей Настасьей Петровной. Характеристика Коробочки помогает автору постепенно реализовывать замысел своего произведения, переходя от невинных образов к более ничтожным.

Как Чичиков узнал о помещице

Главный герой отправился к другому помещику - Собакевичу, но по пути ночью его бричка заблудилась, и он случайно попадает во владения Коробочки.

Портретная характеристика

Коробочка - женщина в «спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее». Внешнее описание Коробочки в поэме «Мертвые души» немногословно. Автор не дает подробных характеристик, лишая героиню лица, чтобы показать типичность данного образа.

Окружающая обстановка

Несмотря на то, что Чичиков называет владения Коробочки «хорошей деревенькой», он понимает, что попал в «порядочную глушь». Усадьба находится далеко от города, поблизости нет ни одного богатого помещика.

Коробочка - хорошая хозяйка, она большое внимание уделяет ведению хозяйства. У нее есть много домашней утвари, в огороде выращиваются различные плоды и сорта. Дома крестьян находятся в хороших условиях.

Образ жизни

Однако такие особенности жизни Коробочки приводят читателя к выводу о том, что она живет только домашним хозяйством, другие вещи ее не интересуют. Она ограничена собственноручными рамками. Стараясь накопить как можно больше, она готова продать все, что у нее есть. Это ярко показывает настоящий характер героини. Все, что связано с образом Коробочки, - первая стадия скряжничества.

Сделка с Чичиковым

Особую роль играет эпизод покупки мертвых душ у Коробочки. Помещица, узнав, что Чичиков «покупщик», начинает предлагать ему различные товары. В ней говорит желание наживы. Она с сожалением говорит, что уже продала другим купцам мед, за который Чичиков, вероятнее всего, отдал бы больше.

Когда главный герой говорит, что именно он готов купить, Коробочка долго не может понять: как можно продать уже покойные души? Она растеряна, потому что никогда не продавала мертвых душ, поэтому не знает на них цены. Из-за этого героиня и медлит, боясь продешевиться, хотя понимает, что сделка «как будто выгодна».

Из-за боязни ошибиться с ценой Коробочка тратит много времени. Она решает «повременить» с продажей, узнать цены на покойных и после уж их продавать. Однако Чичикову все же удается другим способом вывести ее на заключение сделки. Павел Иванович, обещая купить у нее выращенные ее крестьянами продукты, отдает за души 15 ассигнаций.

Что думает Чичиков о героине

Долгие попытки уговорить Коробочку утомляют Чичикова, он чувствует, что в поту, «как в реке». Отношение главного героя к Коробочке передают следующие цитаты: «Ну, баба, кажется, крепколобая!

», «Эк ее, дубинноголовая какая!», «Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!».

Чичиков сравнивает героиню с дворняжкой, которая и сама не ест сена, и другим этого делать не дает.

Значение образа

Так зачем Н. В. Гоголь посвятил целую главу образу Коробочки? В своих лирических отступлениях он доказывает типичность данного персонажа. Он называет ее одной из тех, что «плачутся на неурожаи», а сами «набирают понемногу деньжонок».

Настасья Петровна ограничена, она живет в своеобразной «коробочке», поэтому фамилия героини оказывается говорящей. Она зациклена на получении прибыли, именно с этой целью она и ведет хозяйство. Героиня глупа и необразованна. Как пишет автор, если Коробочка зарубила что-то себе на носу, то уж это «ничем не пересилишь».

Писатель не зря дает такое краткое описание внешности героини, для него было важно подчеркнуть типичность этого образа. Делает он это и в лирических отступлениях: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».

Данная статья поможет написать сочинение «Характеристика Коробочки» по плану, раскроет способы создания данного женского образа, покажет значение персонажа в произведении, а также мнение автора по поводу данного типа людей.

Тест по произведению

Н. В. поэму «Мертвые души» писал почти 17 лет. Ее сюжет был подсказан писателю А. С. ым. Над этим произведением начал трудится осенью 1835 года, а закончил его писать лишь весной 1842 года. В том же году «Мертвые души» вышли в печать. Выход в свет этого произведения вызвал ожесточенные споры в литературных кругах. Одни в этой поэме видели клевету на Россию того времени и утверждали, что Н. В. отразил в ней лишь «особый мир негодяев», другие поэмой восторгались.

После публикации «Мертвых душ» в мае 1842 года сразу приступил к созданию второй части поэмы, а далее планировал написать и третью часть. Однако над продолжением писатель трудился до конца своей жизни, написал лишь вторую часть, но и она была сожжена. Поэт планировал, что первая часть будет отражать жизнь современной ему России со всеми ее недостатками и проблемами, такими, как бюрократическая система, крепостничество, иллюзорность, утрата духовного начала и многое другое. А во второй и третьей части он хотел показать те пути, идя по которым страна могла бы возродиться и в ней бы изменилась социальная и экономическая ситуация. Труд всей жизни Н. В. Гоголя должен был стать художественным поиском образа того человека, который бы в будущем мог стать хозяином обновленной России.

Начиная работу над поэмой «Мертвые души», Н. В. главной целью для себя ставил отображение ситуации, сложившейся в российском обществе того времени – автор хотел изобразить «хотя с одного боку всю Русь». Сюжет произведения писатель построил на основе похождений Чичикова. Такое построение сюжетной линии позволило автору рассказать о нескольких помещиках – типичных представителях общества того времени. Каждому из персонажей посвящена отдельная глава, причем, по утверждению Гоголя, герои его поэмы «один пошлее другого». Одним их таких персонажей является помещица Коробочка.

Уже сама фамилия этой героини поэмы метафорически выражает всю заскорузлую сущность ее натуры – недоверчивой, скудоумной, боязливой, упрямой, суеверной, бережливой, скорее скупой помещицы. Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… В один… целковики, в другой полтиннички, в третий четвертаки». Ее комод, в котором среди белья, моточков ниток и распоротого салопа лежат мешочки с деньгами, напоминает саму душу Коробочки, саму ее натуру. Животная ограниченность помещицы, мелочность ее жизненных ценностей и интересов очерчивается лишь заботой Коробочки о собственном хозяйстве и подчеркивается птичьим и животным ее окружением. Это и соседи – помещики Свиньин и Бобров, и «индейкам и курам не было числа». Вся домашняя обстановка, все вещи в жилище помещицы, с одной стороны, наглядно показывают, насколько наивно и даже примитивно представление Коробочки об уюте и красоте, с другой – раскрывают ее поразительную скупость. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате».

В образе помещицы Коробочки Н. В. воплотил самые порочные общечеловеческие страсти, главной из которой в этом человеке, по выражению писателя, была ее «дубиноголовость» и жадность. Весьма глупая Коробочка очень боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков ее не обманул. Помещица хочет выждать, обезопасить себя, чтобы «как-нибудь не понести убытку». Слишком медленно соображая, Коробочка сначала считает, будто бы Чичиков собирается выкапывать мертвых из земли. Не обращая особого внимания на свои предположения, она по привычке собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» мед и пеньку, цены на которые она хорошо знает. А в отношении же «мертвых душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Потом помещица все же решает продать «души» из-за суеверия и страха, ибо Чичиков ее чуть не проклял и посулил ей самого черта – «да пропади и околей со всей вашей деревней!».

В образе одной из героинь поэмы «Мертвые души» помещицы Коробочки заключен довольно типичный для того времени особый вид «дубинноголового» упрямца, который закостенел в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Изображая всю ограниченность, глупость и жадность помещицы, Н. В. пытается обратить внимание общества на то, насколько сильно оно поражено пороками и на то, что от пороков этих следует избавляться как можно быстрее, стремясь найти для этого наиболее безболезненные и эффективные пути.

Николай Васильевич Гоголь создал свое произведение "Мертвые души" в 1842 году. В нем он изобразил целый ряд русских помещиков, создал их гротескные и яркие образы. Одной из самых интересных представительниц этого класса, описанных в поэме, является Коробочка Характеристика данной героини будет рассмотрена в этой статье.

План характеристики

План, по которому проводится анализ помещиков - персонажей произведения "Мертвые души", включает в себя так или иначе следующие пункты:

  • первое впечатление, которое производит герой;
  • характерные особенности этого персонажа;
  • речь и манера поведения;
  • отношение героя к хозяйству;
  • отношение к другим людям;
  • цели в жизни;
  • выводы.

Попробуем проанализировать по этому плану образ такой героини, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика наша начнется с первого впечатления, которое героиня произвела на Чичикова. В произведении посвящена созданию образа Коробочки третья глава.

Первое впечатление Чичикова

Коробочка Настасья Петровна - это помещица, которая является вдовой одного очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Выгодно отличается Коробочка от Манилова: она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян (цитата из текста: "...знала почти всех наизусть"), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение "батюшка" к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать - это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки ("хриплый бабий"), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика портретная героини следующая. Ее автор описывает как пожилую женщину, в "спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее". Цитатная характеристика Коробочки ("Мертвые души") может быть продолжена. Николай Васильевич подчеркивает в образе помещицы старость Коробочки, по тексту дальше Чичиков называет про себя ее прямо - старухой. Особенно не меняется утром этой хозяйки. Из ее образа исчезает лишь спальный чепец.

Коробочка именно такова, поэтому главный герой сразу же отбрасывает церемонии и приступает к делу.

Отношение к хозяйству

Описываем далее такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану продолжается отношением этой героини к хозяйству. В понимании образа данной помещицы большую роль играет описание в доме убранства комнат, а также в целом поместья, которое отличается довольством и крепостью.

Видно во всем, что женщина эта является хорошей хозяйкой. Окна комнаты выходят на двор, который заполнен многочисленными птицами и разной "домашней тварью". Дальше виднеются огороды, фруктовые деревья, от птиц покрытые сетями, имеются также чучела на шестах, на одном из которых красуется "чепец самой хозяйки".

Достаток их обитателей показывают и крестьянские избы. Это также отмечает Гоголь ("Мертвые души"). Характеристика (Коробочка - образ, переданный также внешними деталями) включает в себя описание не только самого персонажа, но и окружающей обстановки, связанной с ним. Это нужно помнить, проводя анализ. Хозяйство этой помещицы явно процветает, принося ей немалую прибыль. Да и деревенька сама является не маленькой, состоит из восьмидесяти душ.

Характерные особенности персонажа

Продолжаем описывать такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану дополняется следующими подробностями. Эту помещицу Гоголь включает в число небольших владельцев, которые жалуются на убытки и неурожаи и "несколько набок" держат голову, а тем временем набирают в "пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода", понемногу деньжонки.

Манилов и Коробочка являются антиподами в некотором роде: пошлость первого скрывается за рассуждениями о Родине, высокими фразами о ее благе, а духовная скудость Коробочки предстает в естественном, ничем не прикрытом виде. Она и не претендует на культуру: во всем облике героини подчеркивается, прежде всего, незатейливая простота, которую имеет Коробочка. Характеристика героя "Мертвые души" показывает также, что эта незатейливость обнаруживается у Настасьи Петровны и в отношениях с людьми.

В приводящемся автором кратко, отмечается, что убранство их было старинное - полосатые старенькие обои, картины, изображающие птиц, маленькие старинные зеркала между окон, обрамленные рамками в виде листьев. За каждым из зеркал было заложено либо письмо, либо чулок, либо старая колода карт. Стену украшают часы с цветами, нарисованными на циферблате. Вот предметы, которые показываются во время непродолжительного визита Чичикова. Они говорят о том, что обитающие в комнатах люди обращены, скорее, к прошлому, чем к настоящему.

Манера поведения

В беседе насчет приобретения "мертвых" душ в полной мере раскрывается характер и сущность Коробочки. Сначала эта женщина никак не может уразуметь, что же хочет от нее главный герой. Когда она, наконец, понимает, что может быть для нее выгодной, недоумение переходит в стремление получить наибольшую выгоду от данной сделки: поскольку если кому-то нужны мертвые, следовательно, они - предмет торга, поскольку чего-то да стоят.

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она "начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик". Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого подобного этой помещице, - "дубинноголовая".

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление "дубиноголовости" является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле "совершенная Коробочка". Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Цель в жизни

Главная цель жизни, которую преследует Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой представлена в данной статье, - упрочение личного богатства, безостановочное накопительство. Хозяйственность, присущая Коробочке, обнаруживает вместе с тем ее внутреннее ничтожество. Кроме желания извлечь пользу и приобрести что-то, у нее нет иных чувств. Лишен некоторых "привлекательных" черт, свойственных Манилову, образ этой накопительницы. Интересы ее полностью сосредоточены на хозяйстве.

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны Усадьба помещицы Характеристика Коробочки Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный "герб" Коробочки - это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным "хозяйственным овощем", а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.


Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:
  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.
Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Крестьяне деревни

Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:
  • Неуважай–Корыто;
  • Коровий кирпич;
  • Колесо Иван.
Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением «Одиссея».


В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»


Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами и .

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.


Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.


Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.


При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов...»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.


После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .


Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .


В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя "Мертвые души"
  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».