Что такое социально-культурная деятельность. Что такое социально – культурная деятельность

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.

Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект - объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».

Если говорить об идеологической основе социально - культурной деятельности , то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально - культурных процессов находится субъект - субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально - культурной деятельности.

Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:

С развитием демократических процессов в мире;

С движением за права человека;

С ростом потребности во внутренней свободе;

С возможностями творческого самовыражения и самореализации.

Основные сферы реализации СКД:

Досуг и досуговая деятельность;

Образование и карьера;



Худ. культура и искусство;

Социально-культурная реабилитация и поддержка;

Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Под СКД следует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:

Отношения и связи между людьми;

Сами люди;

- окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ )

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).

Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».

Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.

Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.

Основные направления социальной работы:

а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)

б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)

в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.

Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность» , расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент », «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.

Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник , субъект культурной деятельности - физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности, проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурной активности людей.

Основные функции: развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.

2. Информационно-просветительная - подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно - просветительная деятельность СКД:

1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;

2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;

4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников

3. Культуротворческая деятельность : компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.

Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Научно-техническое творчество - это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.

Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.

Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.

Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.

4.Рекреативно-оздоровительная функция это разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.

Вывод: основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий.

В разделе на вопрос что такое социально-культурная деятельность? заданный автором Проставить лучший ответ это Сфера возможного трудоустройства:
туристско-экскурсионные и культурно-досуговые учреждения
турфирмы
турбюро
гостиницы различных форм собственности
государственные органы управления туристской отраслью
продюссерские центры
центры современного искусства
кино- и видеоцентры
дансинг-холлы
казино
аквапарки
элитные клубы
игровые центры
концертно-зрелищные мероприятия
коммерческие и некоммерческие организации
службы по информационному обеспечению
отделы маркетинга культурно-досуговых учреждений различного профиля

Ответ от Европейский [гуру]
В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер. 90-х годов) До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т. е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название СКД. СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.


Ответ от Виктор Неудахин [эксперт]
СКД это в первую очередь призвание и если именно это движущая сила то о зарплате сдесь речи нет, к стати она маленькая. да и где в нашей стране виданно что за организацию досуга, постановку праздников, и прочую муть котрая связанна в основном с работой с детьми и подростками что тоже не елегко и приятно платили большие деньги. исключение составит тот случай если только получать заказы не от садов и детских лагерей (ныне оздоровительных комплексов) а к примеру от администрации. тогда все будет в шоколаде! о постановке каких либо театральных действий думать не стоит это совсем другое!

Т.А. Фролова
Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

4. Отраслевая структура социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

Жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

Бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

Здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

Управление и планирование народного хозяйства;

Отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

Обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

5. Ремонт техники.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

8. Образование.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКС включает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

· воспитание человека.

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Сначала определимся, Что же такое социально-культурная деятельность? По Ариарскому М. А. Социально - культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Красильникова и Чижов подробно рассматривают вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации, который имеет несомненное методологическое значение.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность».

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и в нерабочее/в неучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельности.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Красильникова и Чижов отмечают, что становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий. Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

В своей книге «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников пишут, что характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников отмечают, что значение народной художественной культуры и профессионального искусства России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоёв населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.