Биография генри филдинга. История Тома Джонса, найдёныша Филдинг история

Годы творчества: Жанр: Дебют:

«Любовь в различных масках»

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Помимо своих литературных достижений, Филдинг занимает значительное место в истории правоохранительных органов: используя свои полномочия судьи, он вместе со своим братом Джоном (англ.) русск. создал называемое многими первым полицейским подразделением Лондона, - «ищейки» с Боу-Стрит (англ.) русск. .

Биография

Филдинг получил среднее образование в Итоне (1719-1725), одной из наиболее аристократических школ Англии. В Итоне он установил крепкую дружбу с Уильямом Питтом-старшим. Его младшая сестра, Сара, также стала успешным писателем. После любовной интрижки с молодой женщиной, обернувшейся для него проблемами с законом, Филдинг отправился в Лондон , где началась его литературная карьера. В 1728 году он отправился в Лейден , чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Но, по-видимому, отсутствие достаточных материальных средств заставило его отказаться от окончания Лейденского университета (1728-1730), где он учился около двух лет и вынудила вернуться в Лондон. Вернувшись в Лондон, в поисках средств к существованию, молодой Филдинг обратился к драматургической деятельности. Он начал писать для театра, некоторые из его работ жестко критиковались правительством под руководством Канцлера казначейства сэра Роберта Уолпола .

Закон о театральной цензуре 1737 года , как утверждается, является прямым результатом его деятельности. В частности, пьесой, что привела к Закону о театральной цензуре, была «Золотое охвостье» (The Golden Rump ), но сатира Филдинга задала тон. Тогда как закон о театральной цензуре был утвержден, сатира на политические темы была фактически невозможна и драматурги, чьи произведения были поставлены, были под подозрением. По этой причине Филдинг оставил театр и продолжил свою карьеру в области права и, чтобы поддерживать свою жену Шарлотту Крэдок и двоих детей, в 1737 году Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 году получил звание адвоката . К этому же периоду относится и начало его занятий журналистикой.

Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но ему также помогал Ральф Аллен , богатый благодетель, который впоследствии послужил прототипом сквайра Олверти в романе «Том Джонс ». После смерти Филдинга, Аллен материально поддерживал его детей и дал им образование.

Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу. Его Трагедия трагедий Мальчик-с-пальчик (для которой Уильям Хогарт выполнил дизайн фронтисписа) имела, например, довольно неплохой успех для печатной пьесы. Он также публиковался в журналах-ежедневниках. Филдинг писал для периодических изданий тори , как правило, под псевдонимом «Капитан Геркулес уксус» (Captain Hercules Vinegar ). В конце 1730-х годов и в начале 1740-х годов Филдинг продолжал излагать свои либеральные и анти-якобитские взгляды в сатирических статьях. Почти случайно, позавидовав успеху романа Сэмюэла Ричардсона «Памела», в 1741 году Филдинг начинает писать романы и его первым крупным успехом стал роман «Шамела», анонимная пародия на мелодраматический роман Сэмюэла Ричардсона. Эта сатира следует эталону знаменитых «консервативных» сатириков предыдущего поколения (в частности, Джонатана Свифта и Джона Гейя).

Дальше последовал роман «Джозеф Эндрюс » (1742), оригинальное произведение предположительно повествующее о брате Памелы, Джозефе. Хотя произведение и задумывалось как пародия, оно развилось в полноценный роман и считается некой отправной точкой, дебютом Филдинга, как серьёзного романиста. В 1743 году Филдинг опубликовал роман в третьем сборнике Miscellanies . Это был роман «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого ». Этот роман иногда считается его первым романом, потому что он почти наверняка начал сочинять его, прежде чем написал романы «Шамела » и «Джозеф Эндрюс ». Это сатира на Уолпола , которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уалдом , печально известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, которыми руководил Уолпол, чьё постоянное желание стать «Великим Человеком» (распространённый эпитет для Уолпола) должно достигнуть апогея только в антитезисе величия: когда он будет повешен.

Его анонимно опубликованный в 1746 году «Женоподобный супруг » (The Female Husband ) является выдуманным рассказом о знаменитом деле, когда женщина-трансвестит была осуждена за принуждение другой женщины обманом вступить в брак. Несмотря на то, что эта тема занимает незначительное место в творческом наследии Филдинга, она согласуется с его постоянным интересом к теме мошенничества, обмана, притворства. Лучшая работа Филдинга, Том Джонс () - это тщательно построенный плутовской роман , запутанно и забавно повествующий о том, как найденыш достиг успеха. Жена Филдинга, Шарлотта, которая послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия», умерла в 1744 году . Тремя годами позже Филдинг, пренебрегая общественным мнением - женился на бывшей служанке Шарлотты, Марии, которая была беременна.

Несмотря на это, его последовательный анти-якобизм и поддержка Англиканской церкви способствовали тому, что год спустя Филдинг был назначен Главным судьёй Лондона, и его литературная карьера пошла в гору. Объединившись со своим младшим братом Джоном, он помог образовать в 1749 году , подразделение «ищеек» с Боу-стрит (The Bow Street Runners), называемое многими первым полицейским подразделением Лондона. По словам историка М. Тревельяна , они были лучшими судьями Лондона в восемнадцатом веке, и много сделали для улучшения судебной системы и условий содержания заключенных. Влиятельные памфлеты и запросы Филдинга, включали предложение об отмене публичного повешения. Это не означает, однако, что Филдинг выступал против смертной казни как таковой, о чём свидетельствует, например, его председательство в суде в 1751 году , на слушании дела знаменитого преступника Джеймса Филда, он был признан виновным в грабеже и приговорён к виселице. Несмотря на то, что Джон Филдинг был слепым, он сменил своего старшего брата на посту главного судьи и стал известен как «Blind Beak» (Слепой Клюв) с Боу-стрит за свою способность самостоятельно распознавать преступников по их голосам. В январе 1752 года , Генри Филдинг занялся периодикой - выходящим раз в две недели журналом под названием « Ковент-Гарден», который он публиковал под псевдонимом « сэр Александр Дроукансир, КНТ. Цензор Великобритании» до ноября того же года. В этом журнале Филдинг бросил вызов «армии с Граб-стрит» и современным писателям периодических ежедневных изданий. Этот конфликт, в конечном итоге привел к Бумажной войне 1752-1753 годов ( Paper War of 1752-1753).

Горячая приверженность Филдинга, как великого гуманиста к делу правосудия (в частности, он поддерживал Элизабет Каннинг) совпало с быстрым ухудшением состояния его здоровья, и в 1754 году он уехал в Португалию для лечения. Подагра, астма и другие недуги привели к необходимости использовать костыли. Генри Филдинг умер в Лиссабоне два месяца спустя. Его могила находится на территории городского, английского кладбища (Cimeterio Инглес). Последние месяцы жизни Филдинга описаны им в «Дневнике путешествия в Лиссабон» - „Journal of a Voyage to Lisbon“ , .

Пьесы

Романы

Титульная страница «Истории приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса»

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трёх больших его романах : «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса» („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“ , ), «История Тома Джонса, найдёныша» („The History of Tom Jones, a Foundling“ , ) и «Эмилия» („Amelia“ , ), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «Жизнь Джонатана Уайльда Великого» („The life of Mr. Jonathan Wild the Great“ , вошедшую в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в .

Толчком к созданию «Джозефа Эндрюса» послужила «Памела» Ричардсона . Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в услужении и подвергающегося таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение «Джозефа Эндрюса» выходит далеко за пределы простой пародии . Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознаёт и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - «комического эпоса в прозе, отличающегося от комедии так же, как серьёзный эпос отличается от трагедии тем, что его действие более широко и развернуто, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры». Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочному пасторально-историческому роману XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

Новаторские принципы, намеченные уже в «Джозефе Эндрюсе», получили развернутое выражение в шедевре Филдинга «Томе Джонсе». Вводные теоретико-эстетические главы «Тома Джонса» представляют собою настоящий манифест просветительской эстетики . Задача художника - черпать свой материал из «великой книги Природы»; правдивое подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в границах возможного; «за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера… историков и поэтов является человек» («Том Джонс», книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромно; борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своём романе. Смех, с его точки зрения, одно из наиболее могучих средств художника в этой борьбе.

Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просветительства XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют её к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Эмилия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.

Однако, согласно Филдингу, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточен разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфилом раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать предстоящую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

«Том Джонс» отмечает собой вершину творчества Филдинга. Последовавший за ним последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит «Эмилия», характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности.

Если в «Томе Джонсе» была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализму, то «Эмилия», последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный «благородный лорд» и другие), общий колорит книги резко отличается от предшествующих романов Филдинга. В посвящении «Эмилии» Аллену говорится об обличительных задачах книги:

Эта книга искренне предназначена к тому, чтобы способствовать защите добродетели и разоблачению некоторых из наиболее наглых злоупотреблений, оскверняющих в настоящее время как общественную, так и частную жизнь нашей страны.

Однако они достигаются, в отличие от «Джозефа Эндрюса» или «Тома Джонса», уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти «Тома Джонса») выдвигается на первый план романа, соответственно понижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное «обращение» Бузса, позволившего себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестном доме проповедей Барроу). Самое построение романа существенно отличается от предшествующих книг Филдинга; в отличие от «Джозефа Эндрюса» и «Тома Джонса», развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие «Эмилии» сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческой путь с пародии на Ричардсона («Джозеф Эндрюс»), Филдинг в «Эмилии» заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как «Джозеф Эндрюс» и «Том Джонс» осуждались за «грубость» и «безнравственность», «Эмилию» Филдингу пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. «Covent-Garden Journal», 1752).

Статья о «Чтении» («Covent-Carden Journal», 4/II 1752), написанная вслед за появлением «Эмилии», подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается от Аристофана и Рабле , которыми он еще недавно восхищался в «Томе Джонсе», и делает попытку примирения с Ричардсоном , положительно отзываясь о нем как об «остроумном авторе „Клариссы“».

Литературный стиль

В то время как Дефо и Ричардсон пытались скрыть вымышленный характер своих произведений под прикрытием «мемуаров» и «литературных произведений», соответственно, Генри Филдинг занял позицию, которая представляла собой некое новое отклонение в прозаической беллетристике, что ни в коей мере не являет собой усилия, для того чтобы скрыть литературные приемы его романов. На самом деле, он был первым крупным писателем, который открыто признал, что его проза была чистой выдумкой. Кроме того, по сравнению с его главным соперником и современником, Ричардсоном, Филдинг представляет своему читателю гораздо более широкий спектр характеров, взятых из всех социальных классов.

Отсутствие у Филдинга психологического реализма (чувства и эмоции его героев, редко анализируются очень глубоко) можно, пожалуй, простить, ввиду его острой озабоченности выявлением универсального порядка вещей. Можно утверждать, что роман «Том Джонс » отражает основные неоклассические взгляды автора - характер есть нечто, чем индивидуум одарён при рождении, часть естественного порядка жизни или системы. Персонажи в романах Филдинга также, в значительной мере типичны, например: Сквайр Вестерн - это типичный грубый и неотёсанный сквайр-тори, одержимый лишь охотой на лис, выпивкой и приобретением новой собственности.

Так комический эпос Филдинга, содержит целый ряд прекрасных, но по существу неизменных (статичных) характеров, чьи мотивы и поведение в значительной степени предопределены. В их изображении мало эмоциональной глубины, и сложные реалии интерактивных человеческих отношений, которые являются столь же неотъемлемой частью современного романа, не представляют для Филдинга значительной важности. Возможно, характер, который мы узнаем лучше всего, является всезнающий рассказчик (то есть Филдинг), чьей компанией наслаждаются некоторые из его читателей.

Значение

«Комическая эпопея» Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI -XVII веков , и в лице французского «комического романа» XVII века . (Сорель , Скаррон , Фюретьер). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских «низов» общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска . В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном облике рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века . Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного «комическо-повествовательного» жанра Филдинг, давая определение своего «комического эпоса», так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры , от всего «абсурдного и чудовищного».

Основные сочинения

  • The Masquerade - поэма (Первая публикация Филдинга)
  • Любовь в различных масках - Love in Several Masques - пьеса, 1728
  • Rape upon Rape - пьеса, 1730.
  • The Temple Beau - пьеса, 1730
  • The Author’s Farce - пьеса, 1730
  • The Letter Writers - пьеса, 1731
  • The Tragedy of Tragedies; or, The Life and Death of Tom Thumb - пьеса, 1731
  • Grub-Street Opera - пьеса, 1731
  • The Modern Husband - пьеса, 1732
  • The Lotterry - пьеса, 1732
  • The Covent Garden Tragedy - пьеса, 1732
  • The Miser - пьеса, 1732
  • The Intriguing Chambermaid’7 - пьеса, 1734
  • Пасквин - Pasquin - пьеса, 1736
  • Евридика - Eurydice Hiss’d - пьеса, 1737
  • The Historical Register for the Year 1736 - пьеса, 1737
  • Апология жизни миссис Шамелы Эндрюс - An Apology for the Life of Mrs. Shamela Andrews - роман, 1741
  • История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Эйбрахама Адамса - The History of the Adventures of Joseph Andrews and his Friend, Mr. Abraham Abrams - роман, 1742
  • История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого - The Life and Death of Jonathan Wild, the Great - роман, 1743
  • Miscellanies - сборник сочинений, 1743, содержи поэму Part of Juvenal’s Sixth Satire, Modernized in Burlesque Verse
  • Женоподобный супруг - The Female Husband or the Surprising History of Mrs Mary alias Mr George Hamilton, who was convicted of having married a young woman of Wells and lived with her as her husband, taken from her own mouth since her confinement - памфлет, 1746
  • История Тома Джонса, найденыша - The History of Tom Jones, a Foundling - роман, 1749
  • A Journey from this World to the Next - 1749
  • Амелия - Amelia - роман, 1751
  • Ковент-Гарден - The Covent Garden Journal - журнал, 1752
  • Journal of a Voyage to Lisbon - рассказы о путешествиях, 1755
  • The Fathers: Or, the Good-Natur’d Man. - пьеса, 1778

Литература

  • Роджерс П. Генри Филдинг: Биография / Пэт Роджерс / Пер. с англ., послесловие и комментарий В. Харитонова; Ред. Н. Осколкова.. - М .: Радуга, 1984. - 208 с. - 50 000 экз. (в пер., суперобл.)

Генри Филдинг - знаменитый британский литератор 18 века, прославившийся как один из основателей реалистического романа. Самое известное произведение автора - «История Тома Джонса, найденыша». Об этом романе мы и поговорим в нашей статье.

О книге

Роман был впервые опубликован в 1749 году и стал самым известным произведением, что написал Генри Филдинг. Он имеет ярко выраженную социальную направленность, однако без резкой критики. Автор сочувствует униженным обездоленным беднякам, желает облегчить их незавидную участь. Он не умиляется ими, в чем можно было бы заметить некую неискренность. Поэтому нет и приукрашенности облика нищих. Аристократа также не ускользают от внимания Филдинга. С ними он не церемонится, изображая их коварство, лживость и жадность.

Тем не менее книга написана очень легко и живо. Ее невозможно читать без улыбки. Автор не старается и превратить свое творение в трагедию. Его стремление - изобразить жизнь так, как он сам ее видит.

Генри Филдинг. «История Тома Джонса, найденыша»: краткое содержание

Сквайр Олверти живет со своей сестрой Бриджет. Однажды им на порог подкидывают младенца. Мальчика решают оставить и дают имя Том. Но Олверти не прекращает поиски родителей подкидыша. Вскоре находится мать - Дженни Джонс, она во всем признается, и ее высылают из деревни. Затем обнаруживается и отец - школьный учитель Партридж, который также оказывается высланным.

Бриджет вскоре выходит замуж и рожает сына Блайфила. Они с Томом воспитываются вместе и становятся друзьями. Хотя мальчики совсем не похожи характерами. Блайфил всегда сдержан, прилежно учится и не нарушает правила. В то время как Том является его полной противоположностью.

Том дружит с дочкой их соседа, богатого сквайра, Софи.

Семейство сторожа

Не только озорством отличается Том Джонс. Генри Филдинг наделил своего героя и отзывчивостью. Мальчик навещает семью нищего сторожа, которая погибает от голода, и отдает все свои деньги. Том влюбляется в Молли, дочь сторожа. Девушка принимает ухаживания, и вскоре все узнают о ее беременности.

Весть тут же разносится по округе. Узнает об этом и София Вестерн - девушка давно влюблена в Тома, поэтому новости приводят ее в отчаяние. Сам же Том, долгое время воспринимавший ее как подругу, только теперь начинает замечать красоту девушки. Постепенно юноша влюбляется в Софию.

Однако теперь Том должен жениться на Молли. Но ситуация резко меняется, когда юноша застает будущую невесту в объятьях другого мужчины. Выясняется, что Молли носит не его ребенка.

Болезнь Олверти и тайная любовь

Генри Филдинг с большой любовью изображает главного героя и выделяет его на фоне остальных. Так, когда Олверти начинает болеть, все домочадцы, даже Блайфил, думают лишь о наследстве. Все, кроме Тома, который искренне переживает за старика. Вскоре приходит известие о смерти Бриджет. Олверти становится лучше. Том на радостях напивается, что вызывает осуждение окружающих.

Сквайр Вестерн, желая выдать дочь за Блайфила, договаривается об этом с Олверти. Накануне свадьбы София объявляет, что не выйдет замуж. У Блайфила зреет коварный план. Он убеждает Олверти, что Том напился и радовался тому, что тот умирает. Сквайр верит его словам и выгоняет Тома.

Втайне Том пишет письмо Софье, признаваясь в любви и в том, что теперь они не могут быть счастливы: он нищий и вынужден покинуть дом Олверти.

В путь

Продолжается история Тома Джонса. Генри Филдинг описывает, как его герой покидает поместье. Одновременно с этим София бежит из дома, не желая выходить за нелюбимого.

По дороге Том встречает Партриджа, который убеждает юношу, что не является его отцом, но просит разрешения сопровождать его. Затем Тому удается спасти от рук насильника миссис Вотерс. Поле чего женщина с легкостью соблазняет юношу.

Софья оказывается в одной гостинице с Томом, но, узнав, что он изменил ей, приходит в бешенство. Девушка покидает гостиницу, и тут же появляется ее разгневанный отец.

Утром Том понимает, почему сбежала София. Он в отчаянии отправляется в путь, надеясь догнать возлюбленную.

Лондон

Генри Филдинг переносит нас в столицу Англии. Софья прибывает в Лондон и останавливается у леди Белластон, которая обещает ей помочь. Вскоре сюда прибывает и Том. С большим трудом он разыскивает возлюбленную, но та остается непреклонной.

Леди Белластон влюбляется в Тома. Желая избавиться от ее домогательств, юноша делает ей предложение. Леди не может связать свою судьбу с нищим, который моложе ее в два раза. Белластон отказывает Тому, но приходит в бешенство. Она сообщает Фелламару, влюбленному в Софию, что их счастью мешает один проходимец. Если его убрать, девушка согласится выйти замуж.

Тюрьма

Снова неожиданный поворот в романе преподносит свои читателям Генри Филдинг. Биография Тома вновь резко меняется. На улице на молодого человека нападают, он защищается и ранит своего противника. Тома тут же окружают подосланные Фелламаром матросы и сдают его в тюрьму.

Вестерн находит свою дочь и запирает до приезда Блайфила и Олверти, которые вскоре появляются. Выясняется, что миссис Вотерс - родная мать Тома. Олверти вызывает женщину к себе. Она рассказывает, что Том - сын друга сквайра, а его мать - сестра Олверти Бриджет. Открывается правда и о клевете Блайфила.

Развязка

Подходит к концу роман, что написал Генри Филдинг. История Тома Джонса заканчивается тем, что юношу выпускают из тюрьмы - поверженный им враг жив и не предъявляет обвинений. Олверти раскаивается и просит прощения, но юноша ни в чем его не винит.

Софья узнает о том, что Том не собирался жениться на Белластон, а просто хотел избавиться от ухаживаний старой леди.

Джонс приходит к Софье, он намерен вновь просить ее руки. Девушка соглашается. А когда Вестерн узнает, что наследником Олверти станет Том, а не Блайфил, то с радостью дает свое благословение.

Свадьбу празднуют в Лондоне, после церемонии молодожены отправляются в деревню, где намерены прожить до конца своих дней подальше от городской суеты.

Известный прежде всего как романист, Генри Филдинг (1707-1754) не менее интересен как драматург-комедиограф, прошедший хорошую школу письма, учась у выдающихся европейских драматургов. Именно опыт комедиографа помог Филдингу представить яркую характерологическую картину современной ему Англии и в романах. Рано лишившись матери, он был отдан на обучение в привилегированный Итонский колледж отцом, у которого, кроме старшего Генри, было одиннадцать детей, что никак не помешало вдовцу сделать военную карьеру. Получив университетское образование, Генри стал зарабатывать писанием пьес, не оставляя при этом мечты о выгодном браке.

Филдинг открыто обсуждал на страницах романов и в их предисловиях, как именно и для кого должны произведения создаваться, каким принципам должен следовать автор. Многие принципы и техника романного письма берут начало в яркой и своеобразной драматургии писателя, перу которого принадлежит двадцать пять комедийных пьес различных жанровых модификаций: комедии нравов, пьесы-памфлеты, фарсы, переделки, балладные оперы. Филдинг отдает дань вечным литературным образам, занимаясь драматическими переделками пьес Мольера: в пьесе «Мнимый врач, или Излечение немой леди» (1732) мольеровского «Лекаря поневоле», в фарсе «Совратитель, или Разоблаченный иезуит» (1732) «Тартюфа» и «Скупого» в одноименной комедии 1733 г., персонаж которой зовется Лавголдом (Любителем золота). Фарс «Служанка-интриганка» (1733) использует мотивы «Севильского цирюльника» Бомарше. «Соавторами» Филдинга оказываются также Бен Джонсон, Сервантес и Шекспир. Развивая ходы и мотивы произведений великих писателей и драматургов, Филдинг проявил большое остроумие и вкус, высокое литературное чутье, вступая в полемику с авторами безвкусных «переделок», «исправляющих» шедевры классиков.

Традиции Мольера прослеживаются и в ранних комедиях правое Филдинга. В самой первой из них «Любовь под разными масками » (1728) и следующей за ней «Щеголь из Темпля» (1730) отцы, озабоченные выгодной женитьбой детей, не обращают внимания на их сердечные склонности. Имя одного из персонажей, зараженного блеском денег, Эврайс - Скупость (говорящие имена характерны для персонажей драматических произведений Филдинга) - в его поведении угадывается нрав мольеровского Гарапа- гона. В галерее молодых людей есть повесы, транжиры и бездельники (как Гарри Уайльдинг в «Щеголе из Темпля»), но есть и вдумчивые и глубокие персонажи как Беллария и Веромил. Они находят друг друга в житейской суете и умеют отвоевать свое счастье. В зарисовках характеров и их расстановке заметны приемы английской драматургии Реставрации, в частности пьес Конгрива, правда, функции обращения к характерам безнравственных повес у Филдинга совсем иная: он никогда не выступает на их стороне, напротив, стремится противопоставить им вдумчивых и способных на глубокое чувство героев. В развитии любовной интриги присутствует след сентиментальной комедии, развивавшихся Сиббером и Стилем.

На связь с Мольером указывает и название пьесы «Урок отцу, или Дочка без притворства», находящееся в перекличке с мольеровскими «Школами», в которых помимо развлекательности всегда стояла задача заставить зрителя посмотреть на себя со стороны, узнать свои проблемы в тех, что поднимаются в спектакле, и задуматься над возможными способами разрешения их в жизни. Героиня пьесы, руководствуясь весьма невразумительными аргументами, предпочитает всем женихам лакея Томаса, в чем угадывается мотив мольеровских «Смешных жеманниц». Но ее избранник проявляет сметливость и темперамент, близкий Фигаро, и непредвзятый «дурацкий» выбор оказывается весьма благоразумным.

Драматическая интрига становится более сложной, но прекрасно выстроенной в пьесе «Судья в собственной ловушке , или Политик из кофейни » (1730), в заглавие которой названы персонажи, представляющие две основные сюжетные линии. У каждого из них есть своя «чудинка» - свойство, характерное для персонажей английской литературы, составляющих галерею знаменитых английских чудаков. «Политик» - купец, слишком увлеченный общественными событиями и весьма недалекий в житейских вопросах. Подобный тип был создан в начале XVII в. Беном Джонсоном в комедии «Волыюие, или Хитрый Лис» - это прожектер сэр Политик Вуд-Би {Sir Politick Would-be ), имя которого в переводе с английского означает го ли «тот, кто мог бы стать политиком», то ли «вот что могло бы произойти». Приметой времени в пьесе Филдинга становится чтение газет. Персонаж Филдинга, увлеченный газетными известиями о политических событиях, не в состоянии уследить за собственной дочерью Хиларет, которая сбегает из дома и по неопытности попадает в лапы судьи - взяточника Скуизема {to squeals - вымогать). Подчиненный Скуизема - констебль Стафф (жезл) мечтает о том, чтобы преступников было как можно больше, ведь от их количества впрямую зависят доходы вымогателей. Выпутаться из неприятного положения девушке помогает случай: жена Скуизема находит любовное письмо мужа к Хиларет и публично его разоблачает. Увесистую точку в беззакониях, чинимых Скуиземом, ставит судья Уорти (Достойный). Подчеркнуто морализаторский тон финала также указывает на традиции комедиографии Бена Джонсона в произведениях Филдинга. Характер деятельной, чистой, хотя и совершающей ошибки героини противопоставлен слишком домашним и безупречно добродетельным героиням сентиментальных комедий.

В жанре комедии нравов выполнены пьесы «Старые развратники» (1732), «Дамский угодник» (1734), «Свадьба» (1742).

Откликом на современную Филдингу литературную ситуацию стали его пьесы-фарсы. В частности, в «Авторском фарсе с кукольным представлением. Столичные потехи » (1830) Филдинг покажет, как трудно устроиться в жизни умному и честному автору, тогда как прохиндей востребован всюду. Молодому драматургу Лаклесу (Невезучий) отказано во всех театрах, просто потому что он неизвестен. Неожиданно на ура подхватывается сочиненная им пьеска для кукольного театра, в которой автор проходится но актуальным для драматургии его времени жанрам и предлагает погрузиться в подземное царство Ахинеи, где можно встретить олицетворенного дона Трагедию, сэра Комический Фарс, мистера Пантомиму. Но, по мысли Филдинга, более всего почитаем в царстве Ахинеи громоздкий и неповоротливый господин Опера. Именно в XVIII в. оперная сценография стала помпезной порой до нелепости. При оперных театрах актеров учили заштампованным жестам для передачи различных состояний персонажа. Условности оперного театра стали мешать свободному развитию искусств. Помехой в развитии словесного творчества стали низкопробные однодневки, возникающие в связи с развитием печати. Откликаясь на явления современной культурной жизни эпохи, в гротескно-фарсовой манере Филдинг устраивает брак Оперы и леди Чтиво.

Гротескность образов, создаваемых Филдингом, была переведена в зрительный ряд Уильямом Хогартом (1697-1764), иллюстрировавшим «Трагедию трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик Великого» (1730). Писатель и художник хорошо чувствовали стилистику друг друга и были дружны между собой. Основной сатирический удар Филдинга в «Трагедии трагедий» был направлен против напыщенности классицистических трагедий, не оставлявших места простоте земных чувств. Сказочный герой Том Там (Мальчик-с-пальчик) в пародийной пьесе Филдинга совершает титанические подвиги, побеждая великана и завоевывая сердце великанши, спасает короля Артура и погибает, попав на язык рыжей коровы. Большая часть текста пьесы при этом состоит из цитат - неудачных выражений, взятых из произведений английских драматургов - современников Филдинга.

Писатель откликается на еще одно своеобразие литературной ситуации XVIII в. - активное развитие жанра эпистолярного романа, что сказывается в комедии «Подметные письма, или Новый способ держать жену дома» (1730), хотя прием использования в пьесе письма как двигателя сюжета широко применялся в драматургии более ранних периодов, особенно этапа высокого Возрождения (вспомним хотя бы письмо, подброшенное на пути Мальволио в шекспировской «Двенадцатой ночи», или письма «Виндзорских проказниц»). В одной из сюжетных линий пьесы два старых мужа Мистер Уиздом (Рассудочный) и мистер Софтли (Мягкий) стремятся заставить молодых жен сидеть дома и, пытаясь вызвать в них страх, пишут письма с угрозами от имени несуществующих недоброжелателей, что не мешает обеим, одурачив мужей, пережить сомнительного свойства романы, что соотносится с пьесами раннего парижского этапа в творчестве Мольера - «Школой мужей» и «Школой жен».

Тот же отклик на эпистолярные романы содержится в жанре балладных опер. Лживые письма во имя расторжения помолвок слуг и удовлетворения своих любовных вожделений использует их молодой хозяин - персонаж пьесы «Опера Граб-стрит , или У жены под башмаком» (1731), выполненной в жанре балладной оперы в традициях «Оперы нищего» Джона Гея.

Немаловажно, что открывается пьеса разговором актера и автора о законах успеха пьесы и вкусах публики. В соответствии с выработанными жанровыми установками в бытовые сцены пьесы активно вводятся вставные музыкально-песенные эпизоды. Памфлегность произведения сказывается в том, что в нравах персонажей угадываются характеры членов королевской семьи и премьер-министра Уолпола, таким образом, пьеса может читаться и на бытовом, и на памфлетно-аллегорическом уровне в зависимости от жизненного и литературного опыта зрителя.

Черты балладной оперы присутствуют в фарсе «Лотерея» (1731), где Филдинг откликается на новую выдумку дельцов и ловкачей. В пьесе с особенной очевидностью становится ясным, что хитрость - это хорошо завуалированная глупость. Здесь автора больше интересуют не разыгрываемые лоты, а личности устроителей развлечения.

Элементы балладной оперы сохранены в пьесах «Служанка-интриганка» (1733), «Старик, наученный мудрости» (1734) и сюжетно с ней связанной «Мисс Люси в городе» (1742).

Пьесы-памфлеты. Литературная ситуация первой трети XVIII в. сопряжена с развитием публицистики и востребованностью жанра памфлета, оказавшего влияние на поэзию, прозу и драматургию (памфлетность «Виндзорского леса» Поупа, «Путешествий Гулливера» Свифта). В ряде пьес Филдинга присутствует достаточно сильный памфлетный элемент, в частности, и в балладных операх и проистекает из желания Филдинга откликаться на современные ему события политической и общественной жизни.

Хороший опыт, предваряющий переход от написаний пьес к романному творчеству, дает Филдингу обращение к образу Дон Кихота и развитие традиций Сервантеса. Тема донкихотства присутствует не только в драматургии Филдинга. Впоследствии она разработана в романе «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрагама Адамса» (1742). «Дон Кихот в Англии» (1734) - только начало ее разработки. Так же, как испанский писатель в начале XVII в. перенес персонажа рыцарского романа в несвойственную для него атмосферу плутовского романа, а во второй части романа рассказал о путешествиях по дорогам Испании узнаваемого литературного персонажа, Филдинг, более века спустя, переносит литературного героя, созданного Сервантесом, в современную ему Англию. Дон Кихот оказывается в гостинице городка, находящегося в состоянии предвыборной кампании. Отцы города принимают невесть откуда прибывшего незнакомца за кандидата, борющегося за голоса избирателей, и направляют к нему делегацию с целью уговорить покинуть город, пусть, если понадобится, и ценой подкупа, или развернуть события так, чтобы Дон Кихот выполнил роль кандидата от оппозиции. Честный и прямой Дон Кихот долго не понимает, чего от него хотят. Разговор идет будто бы на разных языках - традиционный комедийный прием. Все рыцарски благородные намерения Дон Кихота вроде «освободить город от постоев иностранных войск» воспринимаются как пункты предвыборной программы. Когда же, наконец, Дон Кихот понимает суть предъявляемых ему предложений, он разражается монологом, в котором с негодованием восклицает: «Чего же стоят ваши избранники, если они продаются за деньги!»

Представлениям Доп Кихота о рыцарском достоинстве суждено осуществиться в развитии любовной интриги пьесы. Рыцарь и его верный Санчо Панса помогают соединиться в браке влюбленным Доротее и Фейрлаву, вопреки желанию отца девушки Томаса выдать ее из соображений выгоды за богатого, но грубого и неотесанного Беджера.

Начав писать пьесу, будучи студентом университета, Филдинг возвращается к ней спустя пять лет. Не исключено, что любовная коллизия пьесы представляет собой более ранний ее вариант, а сцены, отражающие политические события, внесены и разработаны в ней позже.

Тема выборов стала одной из проблем, развитых в следующей пьесе- памфлете «Пасквин »* (1736), хотя наиболее важным в ней оказывается обсуждение эстетических проблем, что делается Филдингом через шекспировский ход: на сцене представлена репетиция пьесы. Репетиции ремесленников в «Сне в летнюю ночь» дали возможность Шекспиру высказать отношение ко многим проблемам театральной практики и драматургии, в частности к проблеме жанра, к оправданным и неоправданным жанровым смешениям, к тому, что такое театральная условность и доверие к зрительскому опыту и воображению. Филдинг представляет в пьесе репетицию двух пьес - фарсово беспомощных и безвкусных комедии и трагедии, которые обсуждаются и комментируются присутствующими на репетиции авторами пьес и критиком, носящими говорящие имена: Трепвит (автор комедии, его имя в переводе - Обманчиво-остроумный, Ловушка, расставленная острым умом), Фастиен (автор трагедии - Напыщенный), критик Снируэл (Насмешник). Материалом для сатиры Филдинга становится как происходящее в репетируемой комедии «Выборы», так и способ донесения событий, а также реакции автора комедии на замечания по поводу организации материала в его пьесе. В ней взяточники и политиканы стремятся утроить свои дела, а в пятом акте как-то очень вдруг влюбленные играют свадьбу. На все вопросы в течение четырех актов о том, когда же начнет развиваться действие, автор комедии отвечает, что все произойдет в свое время. Но как раз этой своевременности, чувства ритма, как показывает Филдинг, и не хватает пьесе и ее автору, увлеченному политическим аспектом в ущерб развития любовной интриги, хотя им вполне усвоена эффектность и эффективность такого приема, как говорящие имена. В репетируемой комедии действуют кандидаты от придворной партии - лорд Плейс (Должность) и полковник Промис (Обещание), представители партии страны - сэр Фокс Чейз (Охота на лисиц) и сквайр Танкард (Пивная кружка). Впрочем, подспудный мотив скорого брака все-таки существует. Дочь мэра - сторонника партии страны - мечтает о победе придворной партии: тогда она сможет переселиться в Лондон. Когда надежды на победу рушатся, она выходит за политического противника отца полковника Про-

миса, может быть, так настаивая на исполнении своего стремления к столичной жизни.

Филдингу удается показать, что логика развития художественного произведения подчас оказывается неподвластной автору, текст и жанр имеют свои законы, разрешающие, казалось бы, безнадежно испорченные ситуации. Критический вопрос: «Когда они успели полюбить друг друга?» - в таком контексте говорит, скорее, о неопытности и невнимательности бездумно придирчивого зрителя, чем о неудаче пьесы. Тем более досадно, что столь бездарным зрителем оказывается автор-драматург и критик, призванный вскрывать художественные достоинства произведений. Еще более нелепо, что и сам автор не в состоянии увидеть, что он собственно написал. Отвечая на замечание о несообразности происходящего, он оправдывает внезапность брака тем, что он стал итогом происходящего за сценой, что вполне приемлемо для драматического произведения.

На репетиции трагедии Фастиена «Жизнь и смерть здравого смысла» выясняется, что автор выстроенной по законам моралите трагедии, где в явном виде присутствуют две полярные фигуры - королева Здравый Смысл и королева Невежество - со своими сторонниками, - достигает прямо обратного трагическому - комического эффекта безвкусным смешением высокого и низкого: высоким восклицанием «о!» в отношении к чиновникам, занимающимся бытовыми проблемами, появлением сниженных комедийно-сказочных персонажей в видении жреца у алтаря, которое по всем канонам должно быть возвышенным.

Прочь знаменья! Их отвратите звезды!

Внемлите мне, о, Медик и Законник!

Священным ладаном я храм окутал.

Храм зашатался. Призраки явились:

Кот в сапогах плясал передо мной,

А страшный пес наигрывал на скрипке.

Я, трепеща, стоял у алтаря.

(Пер. Т. Рубинштейн)

Фантазия Филдинга неисчерпаема в изобретении все новых ходов и форм для воплощения наблюдений за жизнью современников. Черты памфлета и ход с театральной репетицией повторены в комедии-обозрении «Исторический ежегодник за 1736 год » {The Historical Register for the Year , 1736), состоящей из пяти сцен. Отзываясь на события прожитого года, Филдинг дает оценку ряду подмеченных им общественных и культурных явлений. Первая и последняя сцены - посвящены соответственно политикам и патриотам. Политики под видом широкого взгляда на мир обсуждают европейские события, но явно ничего в них не смыслят и не особенно заинтересованы в происходящем, стремясь во всем отыскать лишь собственную выгоду. Патриоты, в отличие от политиков, бедны и огорчены положением в отечестве, но в итоге не менее скаредны и мелочны. Вторая и четвертая сцены представляют пустых светских дам и театры. Особый интерес представляет театральная сцена, где Филдинг откликается на распространившиеся в XVIII в. шекспировские переделки, всякий раз выдававшие, по мнению Филдинга, безвкусицу или недомыслие драматурга, берущегося «улучшать» Шекспира .

Центральная третья сцена представляет аукцион - своеобразную ярмарку тщеславия XVIII в., где на торги оказываются выставленными вышедшие из моды остатки политической честности, три зерна скромности, здравый смысл, целомудрие, умеренность, востребованная воином храбрость и залежавшееся остроумие, нужное директору театра и памфлетистам. Самая высокая ставка оказывается у успеха при дворе.

В пьесах-памфлетах усматривается острая сатира на партию вигов, во главе которой был премьер-министр Роберт Уолпол. Подкуп избирателей, коррупция, зависимость от пенсий и должностей, раздаваемых правительством, подвергались острой критике с разных сторон.

Таким образом, Филдинг создает своеобразную ни на кого не похожую драматургию, противостоя разнузданности персонажей комедии Реставрации и уничтожая их смехом, при этом разбивая утверждение Гоббса, что смех - есть личное превосходство. Он показывает, что насмешник может быть осмеян. Смех Филдинга, основанный на торжестве здравого смысла, ничего общего не имеет с насмешками, несущимися из уст персонажей комедии Реставрации. Сражаясь с ними, Филдинг не скатывается к превознесению безупречной добродетели и слезливости сентиментальной комедии, испытывая интерес больше к общественным явлениям, чем к историям из частной жизни, ставя здравый смысл и честность выше внешнего благополучия и благопристойности.

Трактаты. В год выхода «Исторического ежегодника...» парламент провел закон о цензуре, что накладывало ряд ограничений на выбор тем и способов их донесения. Филдинг посчитал не интересным для себя продолжать деятельность драматурга, занялся адвокатской практикой, журналистикой, позже получил должность мирового судьи.

К периоду, связанному с выходом закона о театральной цензуре, относится активная журналистская деятельность Филдинга. В 1739-1741 гг. он издавал журнал «Борец» («The Champion»), в 1745-1746 гг. - журнал «Истинный патриот», в 1741 - 1748 гг. - «Журнал якобита». Все издания имели публицистическую направленность, откликались на события политической жизни страны и публиковали статьи и памфлеты Филдинга.

Особый интерес представляют написанные Филдингом публицистические трактаты, к числу которых относится «Письмо из Бедлама» , в котором использован традиционный памфлетный ход доказательства от противного. От лица сумасшедшего из Бедлама автор высказывает идеи, известные со времен Томаса Мора, о губительной власти денег - первопричины коррупции, расточительной роскоши, разврата, грабежей - и способности исправить мир, освободив жизнь государства от их тирании. Тогда люди перестанут добиваться высоких и обременительных должностей, а народ остановит свой выбор на самых способных и заставит их служить обществу. «Возродятся добродетель, образованность, добросердечие, честь <...> единственный способ помочь бедным - сделать невозможным существование богатых; <...> где никто не владеет слишком многим, там никто не живет в нужде» . Филдинг отдает себе отчет в том, что реализовать предложенный проект не так-то просто, и заканчивает письмо рассказом о том, как автор письма в одностороннем порядке начинает реализацию задуманного, выбрасывая сбережения в Темзу. Так может поступать лишь умалишенный, - утверждает заглавие произведения. Но стратегией текста автор приводит читателя к совсем иной мысли: насколько же испорчен мир, в котором столь светлые и трезвые идеи кажутся безумными и бессмысленными.

В предисловии к «Современному словарю» Филдинг просит читателя согласиться с необходимостью верно и точно употреблять слова, понимая заложенный в них смысл, а далее дает значение слов, с издевательской прямотой выявляя в них изломанные, исковерканные представления и отношения современников, путающих высокое с низким, к ряду понятий. Так, слово «величие», - по наблюдению Филдинга, - «в применении к человеку нередко означает низость и ничтожество» (вспомним «Историю Джонатана Уайльда Великого»), «любовь» понимается не более как приверженность к каким-либо видам пищи, а иногда означает другие виды вожделений, «знание» означает осведомленность в городских сплетнях, а «дурак» оказывается «сложным понятием, включающим бедность, честность, благочестие и простоту» .

« Трактат о Ничто» призван изменить отношение читателя к расхожей истине «из ничего выходит лишь ничто», запечатленной в словах короля Лира. Также как Шекспир всем строем великой трагедии доказал несостоятельность исходного утверждения и явил рождение Нечто из Ничто, Филдинг с безупречной логикой ведет доказательство того, что Нечто, действительно, рождается из Ничто, как первопричины всего сущего. Ведя рассуждения в стилистике философского трактата и воспроизводя форму жанра, Филдинг, не изменяя своей иронической манере, перебивает их вставками, понятными обывательской логике: если в человеке нет хоть чего-нибудь, сколько бы он ни прикрывался кружевами и титулом, он остается пустым ничто. Далее он иронизирует над напыщенно-глубокомысленными читателями, которые ни за что не сознаются, что не поняли прочитанного, знакомясь с пустейшими произведениями современных авторов. Более скромные читатели посчитают, что в пустословии от них ускользнуло нечто, высоколобые лицемеры там же непременно найдут великое Ничто и будут утверждать, что его постигли. Глубина философствования над великим Ничто, по мысли Филдинга, на руку проходимцам и взяточникам, которые делают свои делишки, предоставляя Ничто в распоряжение добродетельных, образованных и мудрых.

Вскоре Филдинг нашел новые пути высказывать свои суждения о современной ему литературной ситуации, на этот раз в форме романа-пародии.

В ответ на «Памелу» Ричардсона (1740) Филдинг создает «Апологию жизни миссис Шамелы Эндрюс » (имя героини Shamela созвучно англ. shame - стыд, позор и sham - притворство, симуляция), в котором переиначивает, пародируя, основную канву произведения Ричардсона, а двумя годами позже из-под его пера появляется «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрагама Адамса » (1742), отправная точка которого - недвусмысленный ответ Ричардсону о том, для кого и как пишутся романы.

При внимательном сопоставлении стилистики романов Ричардсона и Филдинга становится ясным, что в середине XVIII в. в писательской среде шел литературно-эстетический спор о том, как писать романы. Филдинг видел несообразности литературных приемов, предложенных Ричардсоном, не соглашался с оценкой поступков и характерологией героев и развил свою собственную, отличную от ричардсоновской, логику взаимоотношений автора и читателя. Он словно бы заставляет увидеть со стороны непритязательность устремлений читателя, недалекость его суждений, склонность к возвеличиванию обыденного и помогает за внешней добродетельностью героини рассмотреть угадывающийся меркантилизм и притворство.

«Единственный источник истинно Смешного, - пишет Филдинг в предисловии к роману, - есть (как мне кажется) притворство» . Он видит надуманность ситуации, в которой добродетельная служанка обсуждает в письмах к родителям то, как складываются ее отношения с молодым хозяином, и, находя ее притворство смешным, разрабатывает с гораздо большей ситуативной и психологической убедительностью казалось бы продолжение романа Ричардсона: историю о брате Памелы, Джозефе, сильном и ловком обладателе прекрасного и нежного голоса. Но интрига романа свидетельствует о том, что никакого желания подражать Ричардсону, ни почтения, ни зависти к его литературному успеху у Филдинга нет. Им пародийно переосмыслена исходная ситуация романа: невыносимость положения молодого слуги, подвергающегося любовным притязаниям хозяйки. У Ричардсона хозяин Памелы зовется мистер Б. Филдинг расшифровывает фамилию. В его произведении появляется леди Буби (booby с англ. - «болван, дурак»).

Расправившись с принципами создания «Памелы» в самом начале произведения, Филдинг организует роман в соответствии с совсем иными традициями. Его произведение развивается по принципам авантюрно-плутовского романа, романа «большой дороги», но центральными персонажами в нем становятся не плуты, стремящиеся выжить без оглядки на закон и честь, а замечательные люди: добрые, открытые и совестливые. В таком помещении персонажа из романа воспитания в несвойственную для него авантюрную среду, конечно же, угадывается ход, воплощенный Сервантесом в «Дон Кихоте», где герой рыцарского романа - носитель высоких идеалов - был приведен в столкновение с обыденностью. Филдинг испытывает на прочность идеалы, убеждения и добродетели своих персонажей в жестких столкновениях с изолгавшимся и испорченным миром, чем по-своему развивает мотив ричардсоновской «Клариссы» с теми же испытаниями героини на прочность и стойкость.

В прозе, как и в драматургии, Филдинг стремился соединить серьезное и смешное, в итоге создав то, что он назвал «комическим эпосом в прозе». «Комический эпос» звучит как оксюморон, поскольку эпос традиционно связывался с героическим началом. «Комический эпос» Филдинга вовсе не связан с «эпическим смехом», всегда выражавшим презрение к смерти героя, переполненного высоким чувством служения народу и королю. Хотя сам Филдинг, рассуждая о комическом эпосе в авторском предисловии к роману, не приводит названий его образцов, мы можем вспомнить античную «Войну лягушек и мышей» и более близкую Филдингу ирои- комическую поэму А. Поупа «Похищение локона». Филдинг, развивая возможности жанра, создает комический эпос в прозе, подчеркивая легкость и забавность его фабулы и своеобразие слога, склонного к бурлеску, пародирующему возвышенное, низводя его до смешного.

Комическое в «Истории Джозефа Эндрюса» сродни комическому у Сервантеса. Сходна с сервантесовской и стратегия текста, избранная Филдин- гом. Как Сервантес, он ставит своих замечательных персонажей в смешные, нелепые положения и, раскрыв их чистоту и доброту, заставляет читателя устыдиться тому, что он мог смеяться вместе с другими персонажами над этими святыми людьми. Таким образом, «комический эпос» содержал в себе своего рода героику - героику нового времени: оставаться самим собой, даже будучи освистанным, даже перед лицом улюлюкающей толпы.

Демонстрируя новые пути развития прозы, Филдинг активно включается в ведущийся литературный спор, но всегда соблюдает некоторую отстраненность и дает возможность яростным спорщикам посмотреть на себя со стороны, представив авторов, придерживавшихся разных эстетических позиций, продолжающими вести дискуссии на Небесах. В главе 8 «Путешествия из этого мира в другой» (публ. 1743) Филдинг представляет возможность читателям присутствовать при обсуждении толкования шекспировской строки в присутствии самого Шекспира. Когда великого драматурга спрашивают о том, с какой из трактовок он согласен и что сам вкладывал в обсуждаемые слова, тот отвечает, что писал слишком давно и точно не помнит, что собственно имел в виду. Так Филдинг дает понять яростным спорщикам, претендующим на единственно верное понимание великого Шекспира, несостоятельность их потуг. (Помимо Шекспира развернутого высказывания в «Путешествии» удостаиваются Юлиан Отступник и Анна Болейн.)

Особым публицистическим пафосом проникнута «Жизнь и смерть Джонатана Уайльда Великого» (1743). В названии произведения есть намек на «житийность», в чем заключен величайший до гротескности сарказм автора, поскольку «героем» повествования становится закоренелый злодей и преступник. Филдинг обращается к событиям 1725 г., когда в Англии состоялась одна из последних публичных казней, проведенных на городской площади но требованию общественности, шокированной цинизмом главаря шайки мошенников. В первой главе произведения, предшествующей повествованию, Филдинг противопоставляет понятия величия и добра, в том виде, в котором они сложились, утверждая, что величие Александра Македонского и Цезаря противопоставлено милосердию и великодушию и сопряжено с безмерным властным злом. Описав «деяния» Джонатана Уайльда, Филдинг делает смелое обобщение, заявляя, что в идеале история любого величия должна заканчиваться на эшафоте. За таким утверждением стоит мысль о том, что возвышение человека всегда строится на унижении и подчинении других людей. «Историей Джонатана Уайльда Великого» Филдинг отдает дань романам ныогейтской тематики, подробно описывая нравы Ньюгейта - центральной тюрьмы в Лондоне, внутренние законы ее жизни, продажность смотрителей, казни, нравы обитателей.

С 1746 по 1749 г. Филдинг работает над грандиозным по объему романом «История Тома Джонса Найденыша », в котором сказалось все его литературное мастерство. Роман тем более интересен, что Филдинг не скрывает выработанных им приемов, напротив, обнажая их. Автор делится с читателем мыслями о том, как следует выстраивать романы и как производить отбор материала для повествования. Следует оговорить, что довольно скоро метод, предложенный Филдингом, сам станет материалом пародии для Л. Стерна, который не согласится с длиннотами и степенью прописанное™ обстоятельств, которые оказывают влияние на судьбу героя.

Огромный роман Филдинга в восемьсот страниц состоит из восемнадцати книг, каждой из которых предпослана глава, где Филдинг рассуждает о способе организации дальнейшего повествования, его тоне и темпе. В первой главе первой книги, говоря о положении писателя, заинтересованного в том, чтобы его произведение раскупалось, Филдинг предлагает метафору вкусного кушанья, которое должно быть предоставлено хозяином харчевни посетителям; «А заготовленная нами провизия является ни чем иным, как человеческой природой», - поясняет он. Писатель, по его мысли, должен ориентироваться на вкусы читающих. В дальнейшем метафора оказывается развитой.

Интересны размышления Филдинга о художественном отборе материала писателем, о том, что может представлять для него наивысший интерес, о том, что разные этапы жизни персонажа могут и должны описываться с разной степенью детализации. Свои теоретические рассуждения автор сразу же подтверждает текстом произведения, первая книга которого представляет собой подробное двухдневное разбирательство обстоятельств появления героя на свет, а вторая начинается с уверения читателя в том, что в первые шестнадцать лет жизни героя не произошло ничего замечательного. Филдинг утверждает, что могут быть события, достойные подробнейшего описания. Таковым может оказаться судьбоносный разговор, каждая интонация и долгота паузы в котором чрезвычайно важна для понимания сути происходящего. Именно так подробно на нескольких десятках страниц прописан разговор Блайфила, сватающего сестру мистера Олверти.

Развитие сюжета романа динамично, насыщено событиями, но огромный объем романа продиктован не ими, а многочисленными авторскими отступлениями по самым разным поводам. Рассказав эпизод из жизни героя, Филдинг пускается в рассуждения и обсуждение с читателями принципов воспитания, или своеобразия нравов, или специфики климатических условий, формирующих характер.

На страницах романа Филдинг противопоставляет открытость и прямоту Тома Джонса, его способность действовать от сердца неискренности и лицемерию внешне благовоспитанного и сдержанного Блайфила-млад- шего. Прямодушие Тома помогает ему завоевать сердца всей округи, тогда как благопристойного Блайфила все втайне недолюбливают. Импульсивность Тома порой доводит его до беды, но искренность всегда спасает и способствует быстрому прощению.

Большая часть романа связана со злоключениями, переживаемыми Томом в Лондоне, куда он отправился на поиски Софьи для того, чтобы вымолить прощение за свои необдуманные поступки. События этой части выстроены по законам плутовского романа: герой не может руководить событиями и принимать взвешенные решения, но становится игрушкой в руках судьбы.

Открывая последнюю, восемнадцатую книгу своего романа, Филдинг сравнивает разговор с читателем с совместной поездкой в дилижансе, где хотел бы оказаться занимательным спутником.

Двумя годами позже «Тома Джонса» появляется роман «Амелия» (1751), в котором Филдинг показывает, что импульсивность, простительная и даже привлекательная в юном возрасте, становится отвратительной в зрелости, если не сопрягается с чувством меры, с ответственностью за результаты поступков, с благоразумием. Центральный персонаж романа капитан Бутс тиранит сердце своей прелестной и любящей жены, обреченной на то, чтобы терпеть его бесконечные похождения и измены. Если проступки доверчивого и искреннего Тома Джонса были извинительны, то поведение Бутса, сознающего, что приносит боль любимой женщине и все же всегда удовлетворяющего свои прихоти, отвратительно. Филдинг показывает, что многие неразрешимые противоречия, складывающиеся в семьях и в стране в целом, могут быть преодолены только при признании человеком высших духовных и нравственных ценностей. На смену стремлению удовлетворить прихоти и сиюминутные потребности собственного я должно прийти осознание долга перед близкими и окружением. Именно осознание высших законов спасает героя. Последний роман Филдинга относят к числу сентиментальных, чему способствует образ его трогательной и верной героини, который высоко ценил Уильям Теккерей, создавший под его впечатлением образ Эмили Сэдли в своей знаменитой «Ярмарке тщеславия».

Справедливости ради следует отметить, что стремление исследовать грани дозволенного в проявлении импульсивности и «верности себе», которое Филдинг проявил в «Томе Джонсе» и похождениях Бутса в «Амелии», роднит его с подобными поисками, правда относительно женских персонажей, в «Истории сэра Чарльза Грандисона» С. Ричардсона, в котором герой делает выбор в пользу девушки, в характере и поведении которой отсутствуют крайности: в ней нет ни излишней импульсивности, ни чопорной сдержанности. Видимо, и здесь Филдинг все делал но-своему, полемизируя со своим вечным оппонентом.

Умение видеть и чувствовать окружающее, сопереживать судьбам родины и сограждан, неиссякаемое острословие и изобретение остроумных форм воплощения творческих замыслов, точность которых способствовала поддержанию неизменно неподдельного читательского интереса, ставит Филдинга в число наиболее читаемых и известных английских писателей.

  • Филдинг Г. Письмо из Бедлама / пер. Ю. И. Кагарлицкого // Филдинг Г. Избранныепроизведения: в 2 т. Т. 1. М., 1954. С. 266-267.
  • Там же. С. 262-263.
  • Филдинг Г. История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрама Адамса.Написано в подражание манере Сервантеса, автора Дон Кихота / пер. Н. Д. Вольпина //Филдинг Г. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1954. С. 442.
  • В жанровом отношении "Авторский фарс" определить довольно трудно. Пожалуй, больше всего в нем от литературной и сценической пародии. Именно в этом качестве он был в первую очередь принят лондонской публикой. В нем осмеиваются и роман, и трегедия, и опера, и пантомима...

    "Дневник путешествия в Лиссабон" совершенно справедливо относят к жанру путешествий, получившему необычайно широкое распространение в XVIII в., когда путевые записки стали бытовой нормой и редкий проезжающий не вел их. Основной признак жанра здесь налицо: в известный промежуток времени герой перемещается из одного географического пункта в другой. Но это путешествие было не из обычных, и думается, что акцент надо ставить на слове "дневник".

    Действие комедии развертывается накануне очередных парламентских выборов. Местные избиратели с мэром во главе в тревоге: похоже, в их захолустном округе на выборах будет представлена, за отсутствием иных кандидатов, лишь одна партия. Во что бы то ни стало нужно создать оппозицию, ибо отсутствие оной означает отсутствие подкупа избирателей.

    Роман "Джозеф Эндрус" кажется многолюдным, но пастор Адамc, бредущий в Лондон искать издателя для своих проповедей, выведет читателя на эпический простор. Чего мы могли ожидать от Джозефа, озабоченного сохранением своего целомудрия? Только героического поведения в альковных сценах.

    Генри Фильдинг - История Тома Джонса, найденыша (Книги 15-18)

    Некоторые богословы, или, вернее, моралисты, учат, что на этом свете добродетель - прямая дорога к счастью, а порок- к несчастью. Теория благотворная и утешительная, против которой можно сделать только одно возражение, а именно: она не соответствует истине.

    "История Тома Джонса, найденыша" - шедевр английской литературы. Иначе говоря, классика, которой все восхищаются, но которую, по едкому замечанию Марка Твена, мало кто читает. В данном случае восполнить пробел можно не без удовольствия. Заклейменный некогда критиками как непристойный, роман привлекает искусным сюжетом, живыми, не чуждыми человеческих слабостей героями и добродушным юмором от предшественника Диккенса и Теккерея.

    "История Тома Джонса, найденыша" - роман-эпопея крупнейшего английского писателя XVIII века Г. Филдинга (1707 - 1754). Автор рисует историю странствий своего героя, бедняка и скитальца, на фоне реалистической картины жизни своего времени.
    Текст печатается по изданию: Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. - М. : Художественная литература, 1973. - (БВЛ).

    "Путешествие в загробный мир..." не встанет в один ряд с прославившими Филдинга "комическими эпопеями", однако в творческой биографии писателя оно занимает важное место. "Путешествие..." - дебют Филдинга-прозаика.
    В повествовании можно найти много интереснейших психологических этюдов. Да и история Европы, как ее излагает Филдинг, также интересна. А история Анны-Болейн - подлинно маленький шедевр.

    Сударыня, обращения подобного рода первоначально назначены были выражать признательность автора за оказанную ему благосклонность или прославлять достоинства кого-либо из его друзей и, хотя ныне их сочиняют для целей совершенно иных, вы имеете полное право на такое послание.

    То первым бесспорным шедевром английского романа является «Том Джонс» Генри Филдинга. Он придал роману дополнительный комический оттенок и сделал его неким синтезом эпического и драматического, слитым с реализмом повседневной жизни. По сравнению с более мрачным, педантичным и строгим в изображении человеческих отношений Ричардсоном, Филдинг излучает бьющую ключом жизнерадостность и показывает знание целостности человеческого опыта. «Читать его после Ричардсона, – замечал Колридж, – все равно что выйти из душной комнаты больного на открытую лужайку в ясный майский день» . Детство Филдинга, его образование, изучение права, обширные познания жизни как высших, так и низших слоев общества, а также опыт драматурга, позднее посвятившего себя роману, представляют собой идеальное сочетание личных достоинств и общекультурной обстановки, благоприятной для утверждения в Англии романа как жанра, соперничающего с поэзией и драмой. Окончательное утверждение романа как доминирующей художественной среды во многом обязано умению Филдинга обуздать свое комическое воображение и приспособить его к гибкой и пригодной для изображения любых сфер жизни форме романа.

    Генри Филдинг родился в Сомерсетшире, в юго-западной Англии, которую он делает впоследствии местом действия своих «комических эпопей». Отец его, офицер, дослужившийся под конец жизни до генеральского звания, принадлежал к обедневшему дворянскому роду.

    Однако Пушкин не без основания считал Филдинга писателем-разночинцем. Пользуясь метким выражением самого английского романиста относительно разделения всего человечества на «две великие категории – на тех, кто пользуется трудом собственных рук, и на тех, кто использует чужие руки», можно сказать, что он принадлежал именно к первой категории. Вся жизнь его прошла в тяжелом, напряженном труде. Литература была для него не забавой, не изящным «джентльменским» времяпровождением, а насущно необходимой профессией.

    Детство будущего писателя было омрачено денежными раздорами и судебной волокитой. После смерти матери Филдинга его отец и бабка в течение нескольких лет судились из-за того, под чьей опекой должен находиться мальчик.

    Филдинг, враждовавший с мачехой и бежавший из Итонской школы, чтобы избавиться от отцовского произвола, к четырнадцати годам уже успел испытать на себе все прелести гражданской тяжбы в Канцлерском суде, подобные тем, которые были описаны столетием позже Диккенсом в «Холодном доме».

    Поступив было на филологический факультет Лейденского университета в Голландии, Филдинг на втором году обучения принужден был оставить университет, как видно из-за отсутствия средств. Вернувшись в Англию, юноша, как шутя вспоминал впоследствии он сам, оказался перед выбором: стать «наемным извозчиком или наемным писакой». Это шутливое замечание отнюдь не противоречит тому, что уже в молодости Филдинг с глубокой серьезностью относился к литературному творчеству и высоко ставил звание писателя.

    Еще до отъезда в Лейден, в 1728 году, Филдинг успел поставить на сцене Друри-Лейнского театра в Лондоне свою первую комедию «Любовь в различных масках». Это был еще чисто любительский, во многом подражательный опыт.

    По возвращении из Лейдена Филдинг начинает работать для театра как профессиональный драматург. Всего – единолично и в сотрудничестве с другими авторами - им было написано два с половиной десятка пьес; подавляющее большинство из них относится к 1730-1737 годам, когда жизнь Филдинга была всецело связана с театром. Именно в эти годы были созданы такие не потерявшие своего значения до наших дней комедии, как «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Великого Мальчика с пальчик» (1730), «Политик из кофейни, или Судья, пойманный в собственную ловушку» (1730), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736), «Исторический календарь на 1736 год» (1737).

    Талант молодого Филдинга-драматурга окреп не сразу; писатель постепенно освобождался в своих первых комедиях от влияния традиционных приемов комедии Реставрации, не располагая еще, как признавался впоследствии и сам, достаточным знанием жизни и людей для того, чтобы разнообразить характеры и положения. Позднее, оглядываясь на первый, драматургический, период своей литературной деятельности, Филдинг судил его довольно строго: «Я кончил писать для сцены тогда, когда должен был бы начать», – говорил он.

    Его карьера драматурга завершилась в 1737 году, после принятия указа о введении цензуры и об ограничении числа официальных театров, вызванного нападками в пьесах Филдинга на правительство Уолпола. Филдинг поступил в Миддл-Темпль, чтобы изучить право, и карьера юриста, благодаря которой он объездил всю страну, расширила его познания в английской жизни и способствовала знакомству с духовенством, врачами, актерами, писателями, юристами, сквайрами, торговцами и преступниками. После 1748 года Филдинг стал одним из самых известных судей Боу-стрит, вплотную столкнулся с человеческими страданиями и вопросами морали, которые поглощали его внимание и находили отражение в его критических статьях.

    К созданию романов Филдинга подтолкнула состоявшаяся в 1740 году публикация первого романа Сэмюэла Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель». Построенный в виде писем героини Памелы Эндрюс, роман Ричардсона повествует о том, как горничную Памелу осаждает повеса мистер Б., бесчестны намерения которого в конце концов побеждает подлинная любовь к добродетельной героине. Филдинга считают автором пародийного романа «Шамела» (1741), в котором добродетель героини – лишь средство воспламенить любовника и заманить его в сети брака. Подобную же пародию на сентиментальность Ричардсона должен был представлять собой, судя по первоначальному ироническому акценту, роман Филдинга «Джозеф Эндрюс» (1742). В комической пародии Филдинга Памела Ричардсона уже замужем за сквайром Буби, а добродетель ее брата, Джозефа Эндрюса, подвергается опасности со стороны сестры Буби. Однако комически вывернутый наизнанку сюжет Ричардсона становится вторичным по отношению к истории пастора Адамса. Филдинг, на которого оказало значительное влияние творчество Сервантеса, в образе пастора представляет простодушный, добросердечный, хотя и слегка нелепый английский вариант «Дон Кихота», а общественные события пропускаются сквозь призму идеалистического здравомыслия пастора Адамса. То, что в «Шамеле» начинается как сатира на общепринятую ограниченную и лицемерную сентиментальную добродетель, вырастает в «Джозефе Эндрюсе» в один из первых великих английских сатирических романов, в котором добродушие и симпатия Филдинга распространяются на более широкие комические представления о человеческой натуре как о смешении пороков и добродетели, изъянов и чистых помыслов. В предисловии к роману Филдинг говорит о своем намерении сделать его новой точкой отсчета в искусстве, «к которой на нашем языке еще никто не обращался». Свой «комический роман» он снабжает классической родословной, выводя его происхождение от эпоса и драмы, но не забывая упомянуть, что он отличается от прежних романов в прозе и грубоватых комических бурлесков:

    «Итак, комический роман – это комико-эпическая поэма в прозе, отличающаяся от комедии так, как серьезный эпос отличается от трагедии, ее сюжет более широк и всеобъемлющ, он содержит больше событий и изображает более разнообразные персонажи. От серьезного романа его отличают фабула и действие: если в одном они серьезны и торжественны, то в другом – легки и забавны; его персонажи отличаются тем, что среди них есть лица низкого звания и, следовательно, вульгарных манер, в то время как серьезный роман представляет нам достойнейших; и наконец, он отличается по настроению и стилю, выпячивая смешное вместо утонченного».

    На классическом фундаменте Филдинга роман стал своего рода гибридом, позаимствовавшим элементы эпоса и драмы, внедряющим более разнообразные картины и образы и допустимые в комедии заурядные персонажи и сцены. Как отмечал Шеридан Бейкер, имея в виду роман «Том Джонс», хотя это высказывание применимо ко всем романам Филдинга, «он обобщает современную английскую жизнь, отчасти сопоставляя ее со знаниями о прошлом,

    При этом английский роман впервые становится поистине литературным. Это союз комедии и романа по милости классики порождающий на редкость свежую и ироничную житейскую мудрость».

    В романе «Джонатан Уайльд Великий» (1743) Филдинг превращает рассказ о печально известном преступнике (казненном в 1725 году) в иронический гимн преступлению. Его комедия утверждает косвенным образом нравственные правила романа, но не на примере достойного восхищения пастора Адамса, а демонстрируя царящие везде и всюду несправедливость и беззаконие, в особенности в судах и тюрьмах, посредством иронических описаний. Как и во всех романах Филдинга, его комическое воображение рисует обширное социальное полотно, скрепляя отдельные элементы его при помощи здравого смысла и доброго юмора.

    В романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749) стремление Филдинга создать комический эпос реализовано самым виртуозным образом. Его сюжет, который Колридж назвал одним из «трех самых идеальных из существующих сюжетов» (наряду с мифом об Эдипе и историей чернокнижника Фауста), отправляет героя и героиню, найденыша и шалопая Тома и решительную Софью, в незабываемое путешествие по английскому обществу. В сравнении с другими романами Филдинга «Том Джонс» является панорамным произведением, насыщенным поразительно верными портретами представителей всех социальных слоев, которые служат как для отражения общественной жизни, так и для раскрытия сущности законов человеческого бытия. Всем действием управляет рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его сочувственная симпатия настойчиво утверждает общепринятые нормы морали, включая все человеческие слабости и достоинства, и принимает мир таким, каков он есть, даже если ему не хватает здравого смысла, которым проникнут роман. Филдинг сделал роман столь же всеобъемлющим, всеохватным в изображении общества и столь же ироничным, какими были чосеровские «Кентерберийские рассказы », и именно эта широта взглядов и стала самым ценным наследием для таких писателей, как Диккенс и Джойс .

    В последнем романе Филдинга, «Амелия», настроение его комедии заметно изменяется, становится более строгим и сумрачным, его персонажи по сравнению с персонажами из «Тома Джонса» утрачивают сложность и неоднозначность, превращаются в более целостные моральные типажи. Однако галерея социальных портретов в романе по-прежнему остается примечательной, хотя и утрачивает прежнюю жизнерадостность. В целом романы Филдинга представляют собой один из наилучших источников сведений об английской жизни и традициях того периода. Как утверждал Лесли Стивен в «Истории английской мысли XVIII века», «справедливая критика английской художественной литературы XVIII века поместила бы Филдинга в самый ее центр и измеряла достоинства других представителей того времени в зависимости от того, насколько они удалены или приближены к его произведениям». Филдинг остается центральной творческой фигурой, определившей основные традиции романа как грандиозной критики жизни.