Культура средневековья кратко. Основные черты средневековой культуры и ее достижения

Средними веками в культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, 3 периода:

Ранее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X-XI веков);

Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV;

Позднее Средневековье,XIV и XV века.

Раннее Средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего – это вторжение варваров. Они закончились падением Рима. Второй важнейший исторический процесс - это то, что новые западноевропейцы, как правило, принимали христианство. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же варварами.

Высокое(Класс.)Средневековье - период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Ранее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV - XVI веках.

Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Эта культура была связана с христианскими вероучениями, церковью. Это культура эпохи феодализма. Интеллектуальной доминантой и основным системообразующим элементом было христианство. Культура средневековья была неоднородной. В ней можно выделить несколько уровней – несколько субкультур. Христианство стало основой средневековой картины мира. Противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела. К дуализму мира восходят такие черты ментальности как универсализм, символизм, аллегоризм. Средневековый человек – личность особого типа, «частичка общ-ва», которая подчиняет себя требованиям этикета, обычая, традиции. Христианство утверждает иную систему ценностей (сознание греха и неминуемым загробным наказанием) следовательно, склонность к простому смеху. Человек в Средневековье представлялся суще­ством сугубо амбивалентным: с одной стороны, он - венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой сторо­ны, он - плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средо­точием противоборства высших альтернативных сил мира - Бога и дьявола. Смыслом жизни человека провозглашается спасение души. Фундаментальной добродетелью христианина объявляется смирение, отречение от самого себя, подчинение воле божьей. Таким образом, христианство определяло своеобразие науки, философии, искусства, права и морали. Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой. Иногда утверждается мысль о том, что Средневековье "наследует" культуру античности, "сохраняет" её традиции и нормы и т. д. В целом, можно сказать, что средневековая наука лишь восстановила те знания, которые открыл античный мир. Но по многим позициям: в области математики, астрономии - она лишь приблизилась к античной науке, но так и не превзошла её. Во многом тормозом развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении Средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.



Культура Возрождения.

Возрождение, или Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Эпоха великих открытий. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа:

Проторенессанс (предвозрождение) – вторая половина XIII-XIV вв.

Ранее Возрождение – XV в.

Высокое Возрождение – конец XV в.- первая треть XVI в.,

Позднее Возрождение-конец XVI в.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».Он запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В нем больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой был пантеизм - не отрицая прямо существования Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими,как вечность, бесконечность, безграничность. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.

Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников. И, наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма. Таким образом,Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры,стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

1. Средневековая культура - что это?

2. Периоды средневековой культуры.

3) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред- невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение", Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь- женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо, так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову, щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются вVI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги двух типов: религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет - логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения были редки.

Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.

В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по-эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ иде-ального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве-рами и миннезингерами (в переводе - певцы любви).

Рис. 1. Трубадур ()

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома-ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика-ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.

В XII веке начал-ся расцвет городской литературы. Горожане лю-били короткие рассказы в стихах и басни на бы-товые темы. Их героями чаще всего были лов-кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жад-ных монахов. С городской литературой связаны стихи ва-гантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото-рые в XII-XIII веках кочевали по городам и уни-верситетам Европы в поисках новых преподава-телей.

Выдающимся по-этом Средневековья был Данте Алигьери (1265-1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дво-рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно-мию, античную литературу. В 18 лет он пере-жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы-шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень-кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произве-дение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Бо-жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни-ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен-ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе-но чистилище, а на плоской ее вершине - зем-ной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя-желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа-ние. В аду Данте поместил кровожадных влас-толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по-местил в ад и своих врагов, в том числе нес-кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли-тические распри. Данте беседует с праведни-ками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза-лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем-ной мир, с его противоречиями и страстями. По-эма написана на итальянском языке: поэт хо-тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери )

С XI века в Западной Евро-пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI-XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер-тания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).

Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) - один из лучших памятников романского стиля в Испании )

С середины XII века в сво-бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль-ницы, гостиницы. Главными ук-рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на мас-сивные опорные столбы и на со-единительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи-сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев-ной каменной резьбы готические соборы кажут-ся прозрачными (рис. 4).

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (

В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра-шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся-чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя-тых, епископов и королей. На-пример, в соборе в Шартре (Фран-ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не-грамотных» - изображать сце-ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст-рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав-лявшего красоту человеческого тела, художни-ки Средних веков стремились раскрыть богат-ство души, мыслей и чувств человека, его на-пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну-тых фигурах особенно живо передан облик лю-дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за-метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы - Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи-вописи была книжная мини-атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан-динавских храмов XIV-XV веков.

Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Сред-ние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоп-лению знаний по астрономии и химии. Алхими-ки, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали мно-гие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали распо-ложение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.

В XIV-XV веках в горном деле и ремесле ста-ли активно применять водяные мельницы. Во-дяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падаю-щей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки метал-лических руд, поднятия тяжестей и др. Мель-ница и механические часы - первые механиз-мы Средневековья.

Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо ()

Появление огнестрельного оружия. Рань-ше металл плавили в маленьких горнах, нагне-тая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соедине-но с большими мехами, которые с силой вдува-ли в печь воздух. Благодаря этому в домне до-стигалась очень высокая температура: желез-ная руда плавилась, образовывался жидкий чу-гун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали приме-нять не только древесный, но и каменный уголь.

Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов ко-рабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по мо-рям, омывающим Европу, и вдоль Северной Аф-рики. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии - приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).

Рис. 6. Астролябия ()

С развити-ем государства и городов, науки и мореплава-ния возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расшире-нии обучения и в книгах, в том числе учеб-никах. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию (рис. 7), которая в художе-ственном отношении не уступала лучшим руко-писным книгам. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человече-ства. Оно способствовало развитию образова-ния, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необ-ходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передава-лись следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.

Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга ()

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Liveinternet.ru ().
  2. Pavluchenkov.ru ().
  3. E-reading-lib.com ().
  4. Countries.ru ().
  5. Playroom.ru ().
  6. Meinland.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие жанры литературы развивались в средневековой Европе?
  2. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
  3. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
  4. Какие технические изобретения Средневековья вам известны?
  5. Почему изобретение книгопечатания считается одним из важнейших открытий в истории человечества?

Понятие «средние века» возникло в XV в. в среде итальянских гуманистов для обозначения периода, отделявшего их время от античности. Античная ученость и античное искусство воспринимались гуманистами как идеал и образец для подражания. С этой точки зрения время, разделявшее эпоху Возрождения и античный мир, виделось как перерыв в традициях книжности, как упадок искусств.

Такая оценочность по отношению к средневековью, отразившаяся в самом термине, сохранялась на протяжении нескольких веков. Известны отрицательные и даже пренебрежительные высказывания просветителей в отношении этого периода.

Эта ситуация изменилась лишь в XIX в. Сначала романтики создали свой образ средневековья. Благородные рыцари, воспевающие прекрасных дам и совершающие подвиги в их честь, таинственные замки и далекие от обыденности чувства - все это романизм противопоставлял современной ему действительности.

С середины XIX в. формируются новые подходы к средним векам в рамках исторической науки. Возникновение понятий «цивилизация» и «формация» позволило рассмотреть средневековье системно. Цивилизационный подход дал возможность увидеть средневековую Европу как общность людей, проживавших на определенной территории, связанных единством религии, обычаев, нравов, быта и т.д. Формационный подход представил средневековье в качестве определенной ступени в развитии общества, в основе которой - феодальный способ производства и соответствующие производственные отношения.

Взгляд на средние века как на одну из ступеней в общественном развитии позволил в дальнейшем перенести понятие средневековья на внеевропейские культуры. Для сторонников этого подхода средневековая Европа и Русь, средневековый арабо-мусульманский мир и средневековый Дальний Восток в своем многообразии типологически едины.

В качестве наиболее важных типологических признаков средневековья называют следующее. С точки зрения социально-экономической средние века - это время становления, утверждения и расцвета феодализма, хотя его конкретно-исторические варианты существенно различались. Этнокультурные основания этого исторического этапа можно представить как синтез культур народов, имевших многовековые традиции государственности и народов, находившихся на стадии разложения родового строя.

В качестве чрезвычайно важной особенности средневековых культур следует назвать универсальную роль религии. Она была и системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и методологией познания. Также и художественная культура практически всецело определялась религиозными представлениями и культом.

В соответствии с решающей ролью религии во многих средневековых культурах большое значение имел ее институт - церковь. Как правило, это была обширная, разветвленная, могущественная организация, практически сросшаяся с государственным аппаратом и контролировавшая практически все стороны жизни человека и общества.

Как характеристику средневековья можно назвать и то, что с этого времени стало возможным говорить о мировых религиях, чего древний мир не знал. Буддизм и христианство, возникшие еще в рамках культур древности, в средние века превращаются в религии мирового масштаба. Ислам возникает и распространяется в период средневековья.

Типологически сходные особенности средневековых культур реализовались в различных формах, каждая из этих культур прошла свой путь, индивидуальный и неповторимый.

Среди культур средневековья первой по времени формирования следует назвать культуру Византии.

В то время, как культура Восточной Римской империи вступила в период своего первого расцвета, Западная Римская империя оказались в полосе культурного затишья. Этот период иногда называют «темными веками» потому, что раннее европейское средневековье оставило довольно мало событий, фактов и явлений, способных стать достоянием истории культуры, особенно в сравнении с восточно-христианскими средними веками. Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.

Наиболее распространенная периодизация средневековой культуры отражает три ее состояния. С V по X век происходит формирование культурных основ, это время называют ранним средневековьем. ХI-ХПI века - зрелое средневековье - период наивысшего расцвета, наиболее яркого проявления всех особенностей этой культуры. ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

Основой культуры средневековья стало христианство. Несмотря на то, что возникла эта религия еще в пределах античности, она существенно отличалась от большинства религий древнего мира. Важнейшие особенности христианства заключались в том, что новая религия поставила на первое место ценности этического характера и провозгласила жизнь духовную как подлинную в противоположность жизни «материальной» как преходящей и греховной. Представление о том, что справедливость может быть достигнута лишь в жизни после земной смерти, еще раз подчеркивало несовершенство и суетность земной жизни и обосновывало необходимость руководствоваться ценностями идеальными, которые отражают жизнь истинную и вечную.

Несмотря на то, что христианство было оплотом и стрежнем всей средневековой культуры, она не была гомогенной. Достаточно четко она распадалась на три пласта, к которым впоследствии присоединился и четвертый. Уже в ХI-ХII веках европейское средневековое самосознание представило современную себе социальную структуру в виде трех групп: «те, кто молятся», «те, кто воюют» и «те, кто трудятся», то есть священнослужители, воины и крестьяне. С формированием городской культуры в результате роста и усиления городов в период зрелого и позднего средневековья появилась еще одна социальная сила - горожане, бюргерство. Каждая из этих четырех социальных групп средневековья создала свой культурный пласт, связанный с другими общностью идеологических и практических установок, но вместе с тем реализовавший эту общность в разных формах, отразив разные стороны христианского мировоззрения.

Средневековое крестьянство стало основным носителем и выразителем народной культуры. Складывалась эта культура постепенно на основе сложного и противоречивого соединения дохристианского мировоззрения с христианскими представлениями. Несмотря на то, что христианская церковь боролась с проявлениями язычества, народная культура сохранила множество элементов языческой обрядности, символики и образности.

Формирование воинского сословия происходило постепенно и неравномерно в разных частях Европы. В результате установления иерархической системы вассально-сеньориальных связей и закрепления за светскими феодалами монополии на военное дело понятия воина и знатного человека сливались в слове «рыцарь».

Рыцарство возникло как общность воинов - от малоимущих до самых правительственных «верхов». Расцвет рыцарской культуры пришелся на ХI-ХП века, а в ХIП-ХIV веках рыцарство по существу превратилось в замкнутую аристократическую воинскую касту, доступ в которую извне был чрезвычайно сложен, а иногда и невозможен. С усилением роли городского ополчения и распространением наемных воинов в боевых действиях роль рыцарства начинает уменьшаться. Параллельно этому приходит в упадок и рыцарская культура, вытесняемая новыми культурными явлениями.

Культура рыцарства опиралась на особую идеологию. Важным понятием для системы рыцарских ценностей стало представление о куртуазности (от фр. «courteis» - учтивый, рыцарский) как особом поведении благородных людей. Понятие о благородстве стало ключевым для рыцарского поведения. Кодекс рыцарской чести называл среди необходимых качеств рыцаря щедрость, сострадание к слабым, верность, стремление к справедливости и многое другое, особым образом сочетая христианские добродетели с воинскими достоинствами.

Средневековое духовенство было, с одной стороны, весьма сплоченным и организованным - церковь имела четкую иерархию, с другой стороны - это было довольно неоднородное сословие, так как в него попадали представители разных уровней общества - и социальных «низов», и аристократических семейств. В соответствии с решающей ролью христианства духовенство во многом регламентировало культуру - и идеологически, и практически: на уровне, скажем, канонизации художественного творчества. В этом смысле можно говорить об определенном влиянии культуры клерикальной на народную культуру и культуру светских феодалов. Вместе с тем нужно отметить и самостоятельную ценность культуры духовенства - ряд ее явлений имел исключительную ценность как для средневековой культуры Европы, так и для судеб европейской и мировой культуры в целом. В первую очередь речь идет о деятельности монастырей, сохранявших и воспроизводивших многие культурные ценности.

Возникшее на Востоке в III-IV веках как отшельничество, уход из мира монашество в средневековой Европе изменило свой характер. В результате этого возникли монастыри, основанные на принципе общежития с общим хозяйством и общими культурными задачами. Средневековые европейские монастыри приобретали характер важнейших культурных центров, их роль, особенно в период раннего средневековья, трудно переоценить. Значительная часть наследия древности была сохранена в монастырских библиотеках несмотря на отрицательное отношение христианской церкви к языческой античности. Как правило, каждый монастырь имел библиотеку и скрипторий - мастерскую по переписыванию книг, а кроме этого - еще и школы. В некоторые периоды средневековья монастырские школы представляли собой практически единственные очаги образования.

Говоря о средневековой церкви, нельзя не упомянуть раскол христианства на западное и восточное направления, или католицизм и православие. Достаточно автономное развитие христианства в Западной Европе и на востоке - в Византии - определило обрядовые и догматические расхождения, приведшие к окончательному размежеванию в 1054 году.

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

Для формирования средневековой культуры весьма важной оказалась античная традиция, придавшая начальные импульсы развитию разных областей культуры. Это справедливо и в отношении философской и богословской мысли, освоившей важные идеи и принципы античной философии. Это относится и к искусству, которое иногда, очевидно, обращалось к античному опыту, как это было в романской архитектуре, в других случаях - формировалось в полемике с античной традицией, в противовес ей: так складывалась средневековая изобразительность.

Для формирования системы образования в средневековой Европе существенным оказалась культурная преемственность: были восприняты основные принципы античной школьной традиции и прежде всего - учебные дисциплины. «Семь свободных искусств», как их называли, изучались в два этапа. Начальный уровень - «тривиум» - включал в себя грамматику, диалектику и риторику. Грамматику считали «матерью всех наук», она давала основы образования. Диалектика знакомила с началами формальной логики и философии, а риторика помогала красиво и убедительно излагать свои мысли. Второй уровень предполагал изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки, причем музыка понималась как учение о числовых соотношениях, на которых основывается мировая гармония.

Принципы, заимствованные из античной школьной системы, естественно, дали основание лишь формальной стороне средневекового европейского образования, а содержанием его стало христианское учение. Все, что не касалось религиозных вопросов, в частности - сведения математические и естественно-научные, изучалось бессистемно и непоследовательно. Кроме того, внерелигиозное знание не только было представлено в малом объеме, но достаточно часто оно было очень далеко от реальности и представляло собой заблуждения или основывалось на них.

Первым значительным для средневекового школьного образования стали конец VIII и начало IX века - Каролингское возрождение, время правления Карла Великого и его ближайших последователей. Карл Великий увидел необходимость создания системы образования и распорядился открыть школы в каждой епархии и при каждом монастыре. Наряду с открытием школ стали создаваться учебники по различным дисциплинам, в школы был открыт доступ детям мирян. Однако после смерти Карла Великого его культурные начинания постепенно угасали. Школы закрывались, светские тенденции в культуре затухали, образование на какое-то время замкнулось в рамках монастырской жизни.

В XI веке в школьном деле наметился новый подъем. Кроме монастырских распространились приходские и кафедральные школы - при церковных приходах и городских соборах. Рост и усиление городов, происходившие в период зрелого средневековья, привели к тому, что внецерковное образование становилось важным фактором культуры. В основном обучение в городских школах - гильдейских, муниципальных и частных - продолжало быть христианским по своим мировоззренческим основаниям, но оно не находилось под юрисдикцией церкви, а значит, давало больше возможностей. Элементы нового мировосприятия и свободомыслия, начала естественно-научных знаний и наблюдений за окружающим миром - все это стало важной составляющей городской средневековой культуры, подготовившей, в свою очередь, культуру Возрождения.

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.

Тем не менее, практически на всем протяжении периода средневековья именно христианство определяло специфику знания и форм его существования, обусловливало цели и методы познания. Средневековое знание не было систематизировано. Теология или богословие в соответствии с общим характером средневековой христианской культуры было знанием центральным и универсальным. По существу теология вмещала в себя и прочие области знания, которые периодически выходили за ее рамки и возвращались в них. Так, достаточно сложные взаимоотношения существовали между теологией и философией. С одной стороны, целью и задачами средневековой философии было постижение божественного и осмысление христианских догматов, с другой стороны - достаточно часто философские рассуждения вели к переосмыслению традиционного для католической церкви взгляду на мир. Так произошло с идеями Пьера Абеляра, чье знаменитое сопоставление веры и разума, решаемое в духе рационализма - «понимаю, чтобы верить» - вызвало резкий отпор со стороны официальной церкви, а его взгляды были осуждены соборами в 1121 и 1140 годах.

Зрелое средневековье характеризуется достаточно бурным для традиционной, ориентированной на авторитеты и преемственность культуры, развитием мысли. В этот период формируется и развивается схоластика, названная так от слова «школьный», существовавшего и в греческом, и в латинском языках. Этот тип религиозной философии характеризуется соединением традиционных для теологии задач и рационалистических, формально-логических методов. Несмотря на то, что впоследствии гуманисты Возрождения выступали против схоластики, для средневековья она оказалась чрезвычайно полезной и важной. Столкновение разных точек зрения, рациональность и логичность, сомнения в казалось бы незыблемых основах - все это стало неоценимой интеллектуальной школой.

В рамках схоластики возникает интерес к античному наследию. На латинский язык начинают переводиться малоизвестные или не известные вовсе сочинения, например, труды Аристотеля, сыгравшие важную роль в средневековой религиозной философии, работы Птолемея, Евклида. В ряде случаев идеи античных авторов были усвоены и переведены с арабских рукописей, сохранивших и переработавших античное наследие. Можно считать, что в определенном смысле интерес средневековья к античным авторам подготовил движение гуманизма, ставшее основой культуры Возрождения.

Зрелое средневековье внесло некоторый вклад в развитие естественно-научного знания. Оно было еще чрезвычайно несовершенно, так как не были разработаны естественно-научные методы познания, к тому же достаточно зыбкой была грань между реальным и ирреальным, яркий пример чему - средневековая алхимия. Тем не менее, можно говорить о некоторых попытках разрабатывать физические, в частности - механические, представления, астрономию и математику. Появился интерес к знанию медицинскому, а в рамках алхимии были обнаружены свойства различных веществ, получены некоторые химические соединения, опробованы разнообразные приборы и опытные установки. Значительную роль в формировании естественно-научных идей средневековья сыграло наследие античности и арабского мира.

Важной фигурой в приумножении знания об окружающем мире стал Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель XIII века, профессор Оксфорда. Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы, хотя и видел один из путей приобретения знания во внутренних мистических озарениях. Бэкон высказал к тому же ряд идей, предвосхитивших многие позднейшие открытия, в частности, он считал возможным создание аппаратов, самостоятельно перемещающихся по земле и воде, летательных и подводных конструкций.

В конце зрелого средневековья и в поздний период появилось достаточно много географических трудов - описания, составленные путешественниками, уточненные карты и географические атласы - готовилась почва для Великих географических открытий.

Значительной фигурой, находящейся на рубеже средневековья и Возрождения стал мыслитель XV века Николай Кузанский. Один из предшественников идей Коперника, автор математических трудов, предтеча опытного естествознания, он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире. Оказав существенное влияние на формирование натурфилософии Возрождения, он в определенном смысле может считаться завершением развития средневековой мысли об универсуме.

Исторические представления средневековья отразились в различных хрониках, биографиях. Описаниях деяний и, конечно, - в героическом эпосе. Средневековый эпос, бывший явлением словесного творчества, вместе с тем отразил важнейшие коллективные представления: восприятие времени и пространства, основные ценностные установки, поведенческие принципы, эстетические нормы. Европейский средневековый эпос был генетически связан с мифологиями так называемых варварских народов и отражал характерный для них образ жизни и картину мира.

Вопросы о формировании героического эпоса, о соотношении в нем мифологического и исторического начал, о степени присутствия в нем авторства всегда были дискуссионны и едва ли могут быть решены однозначно. Достоверно известно то, что самые ранние записи эпических произведений относятся к VIII-IХ векам. Очевидно, что эпос развивался и в эпоху зрелого средневековья. Постепенно изменились персонажи - образы героев, уходящие корнями в мифы и предания, приводятся в соответствие с рыцарско-христианскими идеалами. В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский - «Песнь о моем Сиде», французский - «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Поэтическое творчество средневековья, начав формироваться в эпических произведениях, в дальнейшем тесно связано с рыцарской культурой. Лирические и хвалебные песни, стихотворные изложения тех или иных подвигов рыцаря послужили, так сказать, поэтической школой средневековья. Поэтическая традиция начинала складываться еще в раннем средневековье, но наиболее ярко проявилась в зрелый период. Тогда в разных уголках Европы возникло увлечение творчеством поэтов-рыцарей, которых на юге Франции называли трубадурами, на севере Франции - труверами, в Германии - миннезингерами.

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и прозаическая литература Рыцарский роман достаточно быстро обрел популярность и стал важной частью средневековой внерелигиозной культуры. Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Рыцарские романы создавались на разных европейских языках и имели, так сказать, орнаментальную структуру: приключение героев как бы «нанизывались» одно на другое; характеры персонажей при этом не имели развития. К ХIV-ХV векам жанр рыцарского романа пришел в упадок, в рамках городской культуры начали появляться пародии на рыцарский роман - плутовской роман иронично излагал подвиги, традиционные для героев-рыцарей.

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых жанров словесности. В первую очередь это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии - особенно ярко это видно на примере традиционных культур - свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. По существу это говорит о том, что прежняя картина мира нуждается в пересмотре, что она уже не соответствует культурной реальности. Рационалистичность и практицизм формирующейся городской культуры приходили в противоречие с устоявшимися ценностями и жизнеустройством. В искусстве это проявилось в сатирико-пародийных тенденциях. Стремительно развивавшихся в конце зрелого средневековья и в поздний период. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.

На рубеже между поэзией средневековья и Возрождения находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона. В его творчестве нашли отражение и сцены из жизни парижского «дна» и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни. Гуманизм его поэзии, стремление к полноте ощущения жизни позволяют видеть в творчестве Вийона прообраз ренессанского искусства.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой литературе. Это - Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый поэт нового времени, как его иногда называют. Поэта «Божественная комедия». Написанная Данте принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры. Страстность, эмоциональность, драматизм, с которыми поэт рисует в целом традиционные для средневековья образы и сюжет, выводят произведение Данте за рамки средневековой литературы. Его фигура, возникшая в культуре Европы на рубеже ХIII-ХIV веков, может по праву считаться началом формирования искусства Возрождения.

Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Часто можно уменьшать, как архитектуру называют ведущим видом средневекового искусства. Это не совсем так. Действительно, среди наиболее ярких явлений средневековой культуры называют сооружения романского и готического стилей. Но важно помнить, что их строительство было не самоцелью. Архитектура, особенно храмовая, должна была играть служебную роль: она создавала замкнутую, насыщенную символикой среду для проведения службы. Архитектура по сути дела лишь создавала условия для главного - несения «слова божьего».

Достаточно часто обращают внимание на синтез архитектуры и скульптуры как на одну из важных характеристик средневековой европейской культуры. Но, может быть, точнее было бы сказать о синтезе целого ряда искусств в христианском храме, В средневековье европейском внутри этого синтетического целого на первый план выходят архитектура и скульптура.

Романский архитектурный стиль появился в Европе в X веке и отличался суровостью, простотой и строгостью. Существенной характеристикой романского стиля была его универсальность - этот стиль характеризует и светские, и религиозные постройки. Церкви, замки, монастырские комплексы располагались на возвышенности, господствуя над окружающим пейзажем. Мощные стены, узкие окна, пропускающие немного света, подчеркивали то, что романская постройка вне зависимости от ее назначения - это прежде всего крепость. И действительно, нередко во время военных действий стены церкви или монастыря служили надежной защитой.

Совершенно иной образ взаимоотношений земного и божественного возникал при взгляде на готические сооружения. Готический стиль, сформировавшийся в XII веке и достаточно было распространившийся по Европе, воплотил архитектурную легкость, воздушность, изящество, устремленность ввысь. Готические постройки как бы прорывали земное пространство, воплощая собой устремление к ценностям иного порядка. Каркасная арочная система, многочисленные окна, украшенные витражами, позволяли создать в готических зданиях особые интерьеры, наполненные светом и воздухом. Чаще всего в готическом стиле были построены городские соборы, но встречались и светские сооружения - ратуши, торговые ряды и даже жильте дома.

Наряду со значительным развитием скульптуры собственно изобразительное искусство в европейской средневековой культуре почти не развивалось. Живопись была представлена главным образом росписями алтарей и книжными миниатюрами. Лишь на закате средневековья появился станковый портрет и зародилась светская монументальная живопись.

Нельзя не сказать несколько слов о театрализованных представлениях средневековой Европы, опровергая распространенное мнение о том, что театральное искусство в период средних веков прекратило свое существование. Хронологически первыми возникли театрализованные представления, сопровождающие церковную службу, - литургическая и полулитургическая драма, разъяснявшие и иллюстрировавшие события Священного писания. Параллельно с этим в творчестве бродячих исполнителей формировались начала светского театрального искусства, которое впоследствии в период позднего средневековья реализовалось в жанре площадного фарса.

Религиозная и светская линии особым образом соединились в трех театрализованных формах средневековья._ моралите, миракле и мистерии. Аллегорические фигуры моралите и чудесные истории миракля имели ярко выраженный дидактический характер, и хотя эти жанры не были прямым образом связаны с христианскими сюжетами, в них отразились основные христианские представления о добре и зле, о добродетели и пороке, о божественном провидении, решающем судьбу человека. Вершиной же театрализованных опытов средневековья следует считать мистерии - грандиозные представления, проходившие в дни празднеств, в подготовке и создании которых участвовал практически весь город.

Средневековое искусство, как и вся средневековая культура, было основано на верности традиции и незыблемости авторитетов. Анонимность художественного творчества, следование канонам, существование в рамках заданных тем, сюжетов и образов - важные типологические характеристики средневековой художественной культуры.

Несмотря на то, что средневековая культура была представлена несколькими культурными пластами и различными периодами своего существования, тем не менее, христианское мировоззрение оказалось весьма существенным мировоззренческим каркасом, который обеспечил единство христианской средневековой культуры. По существу она явилась последним в истории культуры целостным типом культуры.

Средневековье стало чрезвычайно важным периодом в истории культуры Европы - временем, когда сформировались все ее основы. В столкновении разных картин мира, во взаимодействии не похожих друг на друга народов сформировалась культурная общность, культурный синтез. И несмотря на то, что впоследствии европейская культура обрушивалась с критикой на средние века, это эпоха ее зарождения и уже только этим средневековье может быть ценно. Но кроме того средневековая европейская культура имеет самостоятельную культурную значимость. Это достаточно длинный период истории культуры, имеющий собственную логику, собственные взлеты и падения. Это ни на что не похожий сплав идеального и реального, духовного и материального, божественного и земного. Готическая архитектура и эпическая поэзия, многолюдные мистерии и строгость монашеской жизни, рыцарские подвиги и схоластическая премудрость - вот неповторимые лики этой культуры.

Арабо-мусульманский средневековый мир -это результат распространения ислама, мусульманских завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь.

Культура арабо-мусульманского мира основывалась на более ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Но свою сущность и важнейшие особенности она обрела благодаря возникновению и распространению ислама, определившего все стороны культуры и жизни человека.

Социально-экономическая основа арабо-мусульманского средневековья в сравнении с другими средневековыми обществами имела ряд особенностей. Для культуры наиболее важным оказалось то обстоятельство, что типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов». Весьма влиятельными были средние городские слои. У власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники.

По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города. Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым занятием была торговля.

Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы.

Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной.

Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание.

Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического.

Не будет преувеличением сказать, что в области научной и философской арабо-мусульманское средневековье намного превзошло другие средневековые культуры. В частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и собственно восточное.

Со времени распространения ислама, т.е. с VII в., и вплоть до XII в. можно говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусулъманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое.

Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты.

Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры.

Восприятие Корана как образца совершенства привело к тому, что стилистика этой священной книги особым образом отразилась на всей художественной культуре. Как известно, важнейшая стилистическая особенность Корана - в соседстве трудносоединимых или несоединимых вовсе элементов: рассуждения о божественном сочетаются с бытовыми сравнениями и торговыми понятиями, умозрительные идеи - с вполне реалистическими образами. Эти же особенности характеризуют и язык литературы арабо-мусульманского средневековья.

В качестве важнейшей особенности мусульманского искусства нужно назвать тяготение к самостоятельности отдельных частей и элементов художественного произведения. Прозаические тексты часто представляют собой искусно объединенные, но независимые друг от друга сюжеты. Стихотворные произведения состоят из отдельных частей, имеющих смысл и структурно завершенных. Внутри большого поэтического произведения они достаточно автономны, могут менять свои места, по существу не меняя структуру текста в целом.

Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоративные и функциональные элементы находятся внутри. Таким образом, архитектурное произведение как бы замкнуто в себе и полностью завершено.

Орнамент состоит из отдельных повторяющихся законченных форм. Вместе с тем в орнаменталъности можно обнаружить следующую важнейшую характеристику арабо-мусульманской средневековой культуры. Ее можно сформулировать как стремление к протяженности, повторимости, стремление к перетеканию из одной формы в другую, из одного состояния в другое. Музыкальное произведение выстраивается на одной мелодии в разных ее вариациях, в литературных произведениях отдельные законченные части как бы нанизываются друг на друга.

Запрет на изображение живых существ привел к тому, что изобразительные искусства не получили значительного развития в арабо-мусульманской художественной культуре. Изобразительное искусство оказалось в рамках художественного ремесла и в роли служебной.

Но мы можем наблюдать иную форму изобразительности в арабо-мусульманской художественной культуре. Она - в любовании фрагментом, элементом, деталью - звуком, фразой, словом, элементом орнамента.

Это свойство наряду с особым почитанием слова в средневековой мусульманской культуре привело к особому положению каллиграфии. Буквы становились не просто знаками для выражения какого-либо содержания, но обретали и художественное значение. Надписи на разнообразных предметах и постройках были по существу малосодержательны - информация, которую из них можно было извлечь, была тривиальна. Смысл их был в другом - они зримо воплощали художественную силу слова и его божественную природу. Они служили напоминанием о слове Бога - о Коране.

С преклонением перед божественностью слова и вниманием к его форме связано искусство книги. Достаточно традиционное для любой средневековой культуры искусство рукописной книги арабо-мусулъманского средневековья внесло свою страницу в мировую культуру.

Особенностью художественной культуры средневекового Ближнего Востока можно считать и то, что творчество там почти всегда было занятием профессиональным, хотя возможным было и совмещение разных занятий.

Наиболее почитаемым среди художественных занятий было литературное. Это вело к тому, что поэты были весьма влиятельны в обществе, кроме того, доходы, которые приносило им творчество, были столь высоки, что часто обеспечивали литераторам безбедное существование.

Исполнители литературных произведений считались людьми уважаемыми, но все же их дар и умения ценились ниже, чем дарование литератора.

С формальной стороны творчество певцов, музыкантов и танцовщиков, а точнее - танцовщиц, не считалось достойным уважения. И тем не менее их выступления с удовольствием смотрели и слушали всюду - и на базарах, и во дворцах.

Вполне почетным был труд ремесленника. Причем творчество декоративно-прикладное, так же как и архитектура, не было анонимным - достаточно часто можно встретить имена авторов тех или иных произведений искусства.

Так сложилось, что художественные ремесла составляли существенную часть художественной культуры средневекового арабо-мусульманского мира. Знакомство других народов с культурой мусульманского средневековья тоже чаще всего было связано с произведениями прикладных искусств - с оружием, украшенным каллиграфией и орнаментом, коврами, одеждой, посудой. Сейчас же мы можем сказать, что и коранические сказания, и поэтические произведения, и философские идеи, и архитектурные сооружения и многое другое - бесценный и неповторимый вклад арабо-мусульманского средневековья в мировую культуру.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОРКУТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Культурология

по теме: «Особенности культуры средневековья »

Выполнил: студент 1 курса

группы № 4159

Горелова А. В.

Проверил: к. ф. н., доцент

Вахнина Е. Г.


Введение 3

1. Христианское сознание – основа средневекового менталитета 5

2.Раннее Средневековье 8

2.1. Меровингское искусство 9

2.2. "Каролингский ренессанс" 9

3. Высокое Средневековье 10

3.1 Литература 10

3.1.1. Героический эпос 11

3.1.2. Рыцарская литература 12

3.1.3. Городская литература Средневековья 13

3.2. Музыка 16

3.3. Театр 17

3.3.1. Религиозная драма или чудесные пьесы 17

3.3.2. Средневековая светская драма 18

3.3.3. Пьесы-моралите 19

3.4.Великие архитектурные стили 20

3.4.1. Романский стиль 20

3.4.2. Готический стиль 22

4. Позднее Средневековье 25

Заключение 26

Список используемой литературы 27

Приложение 28


ВВЕДЕНИЕ

Средние века (средневековье) - эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV-1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X-XIII века) и Позднее Средневековье (XIV-XV века).

Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки предлагали считать началом средневековья Миланский эдикт 313 г., который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи - Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.

Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).

Термин «Средние Века» (лат. medium ævum ) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - романики и готики.

Многие современные государства возникли именно в средние века: Англия, Испания, Польша, Россия, Франция и др.

Объектом изучения данной работы являются Средние века, предметом изучения – культура в эпоху Средневековья. Цель работы – изучить особенности культуры Средневековья. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

● изучение роли церкви и христианского вероучения

● изучение трёх периодов Средневековья

● выявление особенностей культуры на каждом этапе и в целом


1. ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ – ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА

Важнейшей особенностью средневековой культуры являетсяособая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным соци­альным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредст­венно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о ми­ре, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Эта картина мира, целиком определившая менталитет верую­щих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное про­тивопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира», безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко – очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.

Однако, не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями.

Население было традиционно привержено к языческим культам, и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства.

Церковь уничтожала идолов, запрещала поклоняться божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них.

Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений, так как со старой верой у народа нередко связывались понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением проступала достаточно отчётливо.

В сознании масс сельского населения, независимо от веры в тех или иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиоз­ным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в воз­можности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, букваль­но.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с неко­торой иерархической лестницей, как симметричная схема, напомина­ющая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней - Бог. Ниже идут ярусы или уровни священных персо­нажей: сначала Апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню - архангелы, ангелы и тому подобные небесные су­щества. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сна­чала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, раз­мещаются животные, потом растения и потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отра­жение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином изме­рении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй, атонической пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее подобно зеркалу) существо. Если Бог - олицетворение Добра и Любви, то Са­тана - его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Ужасающе низ­ким был уровень грамотности и образованности даже духовенства в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семина­рии и т. п. Уровень же образования прихожан был вообще минималь­ным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного воспри­ятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священ­нослужителям. Однако и их образованность, и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая куль­тура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на устные проповеди и увещевания. Она су­ществовала через сознание безграмотного человека. Это была куль­тура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. В Европе в этот период происходили бурные и очень важные процессы, такие как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.