Сын эфроса дмитрий крымов. Крымов Дмитрий Анатольевич: биография, карьера, личная жизнь

Одним из столпов современной отечественной культуры сегодня является, конечно же, режиссер-постановщик Дмитрий Крымов, гений которого в настоящее время признается всем театральным сообществом. Он является членом Союза театральных деятелей России и Союза художников и обладает множеством тематических наград, включая и премии международных фестивалей.

Биография Дмитрия Крымова

10 октября 1954 года в творческой столичной семье (отец – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, а мать – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова) появился на свет будущий театральный постановщик. Из-за волны антисемитизма в нашей стране во время рождения и взросления Дмитрия на семейном совете было принято решение, что мальчик возьмет фамилию именно матери. И, как показала сама жизнь, это решение было оправдано.

После окончания общеобразовательного учебного заведения Крымов поступил в Школу-студию МХАТ (постановочный факультет), пойдя по стопам знаменитого родителя. В 1976 году он с дипломом о высшем образовании пошел развивать свою профессиональную карьеру в Театр на Малой Бронной. А его первыми режиссерскими проектами стали постановки «Воспоминание», «Лето и дым», «Живой труп», «Месяц в деревне» и другие.

В период времени, начиная с 1985 года и до начала «девяностых», когда из жизни ушел отец, Дмитрий в основном сотрудничал с Театром на Таганке. Здесь театралы могли насладиться его режиссерским талантом в спектаклях: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Однако кроме родных театральных подмостков известный сценарист участвовал в постановках театров, расположенных во многих городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и другие), а также в Японии и Болгарии. А его коллегами по творческому цеху стали такие знаменитости как Портнова, Товстоногова, Арье и Шапиро.

После смерти отца Дмитрий Крымов принял решение отказаться от работы сценографа и полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Именно живопись и графика сделали его знаменитым во Франции, Англии и Германии, где он выставлялся на тематических выставках. А в Москве его художественное творчество было широко представлено в Русском музее.

А в настоящее время «Третьяковка» и «Пушкинский» музей содержат среди своих экспонатов и полотна Дмитрия Крымова. С 2002 года и по сей день он стал заниматься преподавательской деятельностью в Российской академии театрального искусства. Также под его руководством находятся Лаборатория «Школы драматического искусства» и курс театральных художников.

Интересно, что основной авторской идей любого театрального проекта режиссер считает именно постулат о «непонимании зрителем замысла постановщика». Это позволит театралам размышлять и делать выводы только после долгих умозаключений. То есть, успех современного театра лежит именно в философской и психологической плоскости, которая исключает банальные сюжеты.

Личная жизнь режиссера

В семейной жизни знаменитого режиссера все достаточно стабильно и спокойно. Единственный брак с супругой Инной стал причиной появления на свет сына. Его жена является профессионалом в сфере экономики и психологии и в последние годы очень серьезно помогает мужу в его постановочной деятельности. Интересно, что в 2009 году еврейскими общинами России Дмитрий Крымов был признан «Человеком года», а свой день рождения он уже очень давно не отмечает, предпочитая в это время посетить могилы своих почитаемых родителей, которые смогли дать ему достойное творческое воспитание.

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.


Родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ.

С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной. Создал сценографию к постановкам А.В.Эфроса "Отелло" У.Шекспира (дипломная работа), "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Лето и дым" Т.Уильямса, "Воспоминание" А.Арбузова, "Наполеон Первый" Ф.Брукнера, "Директор театра" И.Дворецкого. Оформил также спектакли А.В.Эфроса "Тартюф" Мольера и "Живой труп" Л.Толстого на сцене МХАТ.

С 1985 Крымов – художник-постановщик Театра на Таганке, где выпустил спектакли "У войны не женское лицо" С.Алексиевич, "Полтора квадратных метра" по повести Б.Можаева и "Мизантроп" Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства».

Театральные постановки

2002 - «Недосказки» по сказкам А.Н.Афанасьева

2002 - «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» В.Шекспира

2005 - «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса

2006 - «Торги» пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений А.П. Чехова

2006 - «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы Михаила Лермонтова

2007 - «Корова» по рассказу А.Платонова

2008 - «Opus №7» идея, композиция и постановка – Дмитрий Крымов

Дмитрий Крымов - режиссер, художник, педагог, театральный сценограф и просто невероятно талантливый человек. Он - член Союза художников и Союза театральных деятелей России, его спектакли всегда вызывают резонанс, заставляют зрителя думать. За спиной Крымова великое множество призов Международных театральных фестивалей. Его полотна выставлены в лучших картинных галереях мира. Кто он, чем живет и о чем рассуждает на досуге? Обо всем этом в материалах нашего обзора.

Биография

Дмитрий Анатольевич Крымов родился в октябре 1954 года в Москве. Его отец - известный режиссер-постановщик мама - театральный критик и искусствовед Наталья Крымова. Дмитрию еще в детстве досталась фамилия матери, потому что отец его принадлежал к еврейскому роду, а в советское время это было определенным ярлыком. Анатолию Эфросу приходилось преодолевать многочисленные препятствия в карьере, возникающие на почве его происхождения, и родители решили оградить будущее своего сына от ненужных проблем.

Дмитрий Анатольевич пошел по стопам своих талантливых родителей. Как только он получил аттестат зрелости, тут же поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1976 году после окончания учебы отправился получать первый профессиональный опыт в Свои первые сценографические работы Дмитрий создал к постановкам отца. Среди спектаклей тех лет можно выделить «Живой труп» Толстого, «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова и др.

Театральная деятельность

Начиная с 1985 года Крымов работал над художественными постановками в Театре на Таганке: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра», «Мизантроп» - при его участии свет увидели именно эти спектакли. Дмитрий Крымов работал не только с Театром на Таганке. Сценограф сотрудничал с театрами Риги, Таллинна, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода. География его творческой деятельности охватывает Болгарию, Японию, страны бывших союзных республик. В послужном списке Крымова-художника-сценографа около ста спектаклей. Дмитрий Анатольевич сотрудничал с такими именитыми режиссерами, как Товстоногов, Портнов, Арье, Шапиро и др.

После распада Советского Союза в стране сложилась непростая ситуация, и Крымов был вынужден оставить работу сценографа. Кроме того, незадолго до событий начала 90-х ушел из жизни отец Дмитрия - Анатолий Эфрос. По словам самого режиссера и сценографа, после смерти родного человека театр стал ему неинтересен. Осознание величия отца в профессии и собственной беспомощности поселились в душе. Тогда мужчине казалось, что он никогда не войдет в эту воду повторно, и в его жизни больше не будет визуального театра. Крымов Дмитрий решил покончить со всем и найти себя в новом деле. Он занялся живописью, графикой, и, стоит заметить, это у него очень хорошо получалось. Картины Дмитрия Анатольевича выставлялись в Русском музее, в музеях стран Западной Европы - Франции, Германии, Англии.

Сегодня полотна художника находятся в Третьяковской галерее и

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в Российской академии Он руководит курсом театральных художников. Кроме этого, режиссер возглавляет творческую Лабораторию в театре под названием «Школа драматического искусства» в Москве. Совместно с выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов воплощает в жизнь на театральной сцене собственные идеи и мысли, спектакли участвуют в Международных фестивалях по всему миру.

О современном зрителе

Крымов - невероятно интересный собеседник. С ним можно обсуждать разные вопросы, у него на все есть собственное суждение. Современный театр - одна из таких острых тем. Сегодня в мире искусства четко прослеживается противостояние классической школы театра и новаторских подходов в создании спектаклей. По мнению режиссера, эти споры вторичны. Крымов уверенно заявляет, что сегодня главное - это интерес потребителя.

Приходя на спектакль, зритель должен быть ужасно любопытным. Его, с одной стороны, должно интересовать все, что происходит на сцене, с другой - он не должен до конца понимать смысл всего происходящего. Понимание должно постоянно догонять интерес, а в итоге им необходимо сойтись. Конечно, современный зритель - гурман искушенный. Прошли те времена, когда люди смотрели все, что дают. Сегодня все иначе. Поэтому все, что требуется от режиссера - вызвать у зрителя подобное любопытство и заинтересованность, а задача зрителя - отгонять от себя скепсис и стараться «подкармливать» в себе любопытство.

По мнению Дмитрия Анатольевича, чтобы «правильно» смотреть спектакли Лаборатории, необходимо выполнить всего несколько простых вещей: прийти на спектакль, сесть, сложить руки на коленях и смотреть. Причем Крымов Дмитрий не рекомендует надевать пиджаки, короткие платья и туфли на высокой платформе - по его мнению, зрителю будет ужасно некомфортно сидеть на маленьких стульях. Конечно, это юмор, но в нем есть и рациональное зерно.

Русский психологический театр

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с рассуждениями на тему, что есть драматический психологический театр. То тут то там звучат призывы о том, чтобы защищать его (театр) от псевдоноваторства. Эта проблема знакома Крымову, и, по его собственному признанию, сильно его задевает. Мнение режиссера таково: если ты приверженец психологического театра, не призывай никого и ни к чему - просто делай свое дело. Живи так, как сам проповедуешь. Но одновременно с этим давай возможность другому самовыражаться, как ему хочется. Да, это может нравиться или, наоборот, раздражать, однако надо мириться с тем, что это существует. Противиться чему-то новому и нестандартному равносильно противостоянию современному изобразительному искусству. Замечательно, когда у зрителя есть выбор и альтернатива, а искусство, как известно, безгранично.

По словам Крымова, современный режиссер должен быть прежде всего сильной личностью, с собственными мыслями. Конечно, ему просто необходимо уметь разбирать произведение по классической школе. Но это всего лишь скелет, основа для дальнейших индивидуальных построений и фантазий.

Актуальное искусство и работа со студентами

Дмитрий Анатольевич говорит, что неприятно сегодня наблюдать за многими вещами, которые творятся в России. Происходит подмена понятий, невыполнение обязательств, отсутствие реформ. Например, режиссер очень не любит такое популярное сегодня выражение, как «актуальное искусство». Ему непонятно, какой смысл несет в себе эта фраза. Актуальное искусство - это более дешевая разновидность искусства? Как тогда на счет религии? Она тоже может быть низкосортной?

Есть у Крымова и соображения насчет реформ в театральном образовании. Режиссер твердо уверен в том, что оно не может быть нищим. Зарплаты преподавателей вузов - это позор всей системе образования. Чиновникам необходимо усвоить, что преподавание не может базироваться на голом энтузиазме людей, которые просто так будут проводить время со студентами. А для того, чтобы театральная среда давала плоды в качестве талантливых актеров и интересных зрителю постановок, необходимы условия - сегодня их нет, физически.

Своих студентов Дмитрий Крымов обучает по личной методике. Режиссер заявляет, что молодежь возможно научить лишь воспринимать опыт других, но нельзя пройти за них их путь. Ребята должны сами услышать свой внутренний голос, довериться ему и выбрать дорогу. Опыт других лишь свидетельствует о том, что все возможно. Если что-то получилось у другого, получится и у тебя. Необходимо лишь усердно работать.

Дмитрий Анатольевич Крымов: кто он?

Прежде всего он - сын своей Родины, преданный и любящий. На вопросы об эмиграции Крымов решительно заявляет, что не собирается покидать Россию. Причин этому множество: у него студенты, актеры, большое хозяйство. Здесь похоронены его родители, на могилу которых он уже много лет приходит в свой день рождения. Крымов признается, что сегодня территорий, на которых спокойно себя чувствуешь, становится все меньше, но пока можно жить и творить, нет смысла уезжать.

Он не празднует свой день рождения, его постоянно занимает работа. Помимо самого талантливого режиссера, в лаборатории Дмитрия Крымова трудится костяк актеров, из них и состоит «Школа драматического искусства». Среди приглашенных людей, которые формально не входят в лабораторию, но с которыми театр постоянно сотрудничает, такие звезды, как Лия Ахеджакова, Валерий Гаркалин.

Дмитрий Крымов - режисер, который признается, что ему интересно общаться с молодыми и наблюдать, как они добиваются результатов. Он очень требовательный и щепетильный во всем. Дмитрий Анатольевич убежден, что театральный спектакль делает единственный человек — режиссер, а его, в свою очередь, должны окружать нужные люди - те, которые его понимают. Крымов утверждает, что его интересует мнение окружающих, и он открыт к диалогу. Однако разговор должен быть конструктивным, по существу.

Режиссеру важно, чтобы на выходе его работы было три составляющих: собственное удовольствие от процесса, удовлетворение актеров труппы и интерес зрителя. Если эти компоненты сходятся, режиссер получает мощный стимул двигаться вперед. Крымов утверждает, что может быть жестоким, если что-то мешает осуществлению планов. В такой ситуации он всегда выбирает борьбу и проявляет упрямство. В остальных случаях Крымов - мягкий человек, который уважает и любит людей, с которыми работает.

Художник, сценограф, режиссер и театральный педагог. Дмитрий Анатольевич Крымов является членом Союза художников России и Союза театральных деятелей.

Дмитрий Крымов - сын знаменитых родителей Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой . Отец был известным режиссером-постановщиком, а мать - театральным критиком и искусствоведом. Дмитрию дали фамилию матери, так как в советское время Анатолию Эфросу чинили препятствия в карьере из-за еврейского происхождения.

В 1976 году он окончила Школу-студию МХАТ и сразу начал работать в Театре на Малой Бронной. Дипломная работа Крымова была по постановке его отца «Отелло».

Творческая деятельность Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

В 1985 году Дмитрий Крымов устроился художником-постановщиком в Театр на Таганке, где были поставлены его спектакли «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп» .

В начале 90-х в связи с кризисом Крымов был вынужден уйти из театра и заняться живописью, графикой. Картины Дмитрия Анатольевича были представлены в Русском музее, в музеях Франции, Германии, Англии. Сейчас же его работы можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Дмитрий Крымов работал во многих российских театрах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, ездил в Ригу, Таллин, Болгарию и Японию. Его талант художника-постановщика и режиссера оценен по достоинству во всем мире. Особенно желанный гость Крымов в Европе.

— Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер, — говорит о своей работе Дмитрий Крымов. — Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы.

В Российской академии театрального искусства Дмитрий Крымов преподает курс театральных художников и работает в своей творческой лаборатории «Школа драматического искусства». Лаборатория находится в Москве. Вместе с молодыми актерами, выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов ставит свои спектакли, которые показывает затем на международных фестивалях.

— Режиссер отвечает за спектакль, — рассказывает о профессии Дмитрий Крымов. — Я несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем.

Идеи для своих фантасмагорических спектаклей Дмитрий Крымов он берет из своего воображения, у других художников и своих студентов. Спектакли Крымова - это синтез пластических образов, рисунков, прозы и стихов. Не во всех из них есть сюжетная линия, или интригующие переплетения судеб, но всегда есть яркий визуальный образ, который вызывает отклик у каждого смотрящего и характерные чувства. Это заставляет театрального зрителя все чаще приходить на постановки режиссера Дмитрия Крымова.

"Первый спектакль нашей группы назывался «Недосказки» и был поставлен со студентами моего, тогда еще первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть, самые, что ни на есть «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей.

Театральная лаборатория Дмитрия Крымова ставила такие спектакли, как «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги» и ряд других. Известность в широких кругах постановки Крымова получили после интерпретации поэмы Лермонтова «Демон. Вид сверху» . Спектакль получил награды театральных критиков «Хрустальная Турандот» и Союза театральных деятелей «Золотая маска».

В 2010 вместе с Михаилом Барышниковым Дмитрий Крымов поставил спектакль «В Париже» , который увидели европейские зрители. Спектакль был на русском языке, но в России не был показан.

Спектакли Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

  • 1987 — Костюмер (фильм-спектакль) — художник
  • 1988 — У войны не женское лицо (фильм-спектакль) — художник
  • 1989 — Тартюф (фильм-спектакль) — художник
  • 2001 — Наполеон Первый (фильм-спектакль) — художник
  • 2005 — Анатолий Эфрос
  • 2005 — Острова (документальный)
  • 2012 — Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… (фильм-спектакль) — режиссер
  • Тарарабумбия
  • Смерть Жирафа
  • Горки 10
  • Сны Катерины
  • Opus №7
  • Корова

Карьера Режиссер, Режиссер-постановщик, Автор

Всего фильмов 23

Жанры антреприза, драма, опера

Жанры антреприза драма опера

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.

Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».

Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.

Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».

«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».