Имя композитора гайдна. Биографии, истории, факты, фотографии

Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они – Бетховен, Моцарт и Гайдн – так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством и учился у Гайдна. Но о мы уже рассказывали в других статьях.

Сейчас у нас несколько иная задача – лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.

Представитель Венской классической школы Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора – в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с , который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым и берёт его в ученики.

Йозеф Гайдн (31 марта 1732 - 31 мая 1809)

По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.

Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.

104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.

Вокальные произведения:

Оперы

  • «Хромой бес», 1751 г.
  • «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
  • «Аптекарь»
  • «Лунный мир», 1777 г.

Оратории

  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»

Симфоническая музыка

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»

Франц Йозеф Гайдн - один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную,наиболеезнáчимуючасть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52клавирныесонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Он с удивительной чуткостью воспринимал народные мелодии различного происхождения, характер крестьянских танцев, особый колорит звучания народных инструментов, какую-нибудь французскую песенку, ставшую популярной в Австрии. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом ижизненной энергией. «В залы дворцов, где обычно звучали его симфонии, с ними ворвались свежие струи народной мелодии, народной шутки, нечто от народных жизненных представлений» (Т. Ливанова, 352 ).

Искусство Гайдна родственно по своему стилю , но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка - не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы - все это становится возвышенным у Гайдна. Гармоничный и ясный взгляд на мир доминирует и в его музыке, и в мироощущении. Он всегда был общителен, объективен и доброжелателен. Источники радости он находил повсюду - в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми (например, с Моцартом, дружба с которым, основанная на внутреннем родстве и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов).

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы - от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

Детские годы

Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.

Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены - разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки - не только церковной, но и оперной - более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку. К сожалению, в капелле ценили только голос мальчика, поручая ему исполнение сольных партий; композиторские же наклонности, пробудившиесяуже в детские годы, остались незамеченными. Когда голос начал ломаться, Гайдна уволили из капеллы .

1749-1759 - первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками (изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле). Но одновременно это были и счастливые годы, полные надежд и веры в свое композиторское призвание. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна - зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность - место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония - D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки - Паулем Антоном Эстергази.

Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала - вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Однако возможность распоряжаться прекрасным оркестром, исполнявшим все его произведения, а также относительная материальная и бытовая обеспеченность склонили Гайднапринять предложение Эстергази.

Живя в имениях Эстергази (Эйзенштадте и Эстергазе), и лишь временами наезжая в Вену, мало соприкасаясь с широким музыкальным миром, он стал за время этой службы величайшим мастером европейского масштаба. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер .

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах. Так, в середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту - выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Миклош II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь призвали на службу, правда его деятельность теперь была скромной. Живя в своем собственном доме в предместье Вены, он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы («Нельсон», «Терезия» и т.д.).

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории - «Сотворение мира» (1798) и (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

В хоре уже пел его младший брат Михаэль (впоследствии тоже ставший известным композитором, работавшим в Зальцбурге), который обладал таким же прекрасным дискантом.

Всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa . Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность».

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Всё это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от её руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но всё же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».

Смелый дебют молодого, ещё мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принёс ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в Фа-мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приёмов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «весёлой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрылённый вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт До-мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но всё же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создаёт свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и её отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключён 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал… несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было всё равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто её муж - сапожник или артист».

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижёра). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему всё же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но всё же в её отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын её Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна ещё ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года».

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад. Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

«Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом «какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!» - это решительно выше всякого сравнения». Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры «Времён года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни.

гайдн композитор инструментальный оркестр

Весь сложный мир классической музыки, который невозможно охватить одним взглядом, принято условно делить на эпохи или стили (это относится ко всему классическому искусству, но сегодня мы говорим именно о музыке). Одним из центральных этапов развития музыки является эпоха музыкального классицизма. Эта эпоха дала мировой музыке три имени, которые, наверное, любой человек, хотя бы немного наслышанный о классической музыке, сможет назвать: Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Так как жизнь этих трех композиторов была так или иначе связана с Веной XVIII века, стиль их музыки, а также само блестящее созвездие их имен получило название венского классицизма. Самих этих композиторов называют венскими классиками.

"Папаша Гайдн" - чей папаша?

Самым старшим из трех композиторов, а значит, основоположником стиля их музыки, является Франц Йозеф Гайдн, биографию которого вы и прочтете в этой статье (1732-1809) - "папаша Гайдн" (говорят, так назвал Йозефа сам великий Моцарт, который, кстати, был младше Гайдна на несколько десятков лет).

Любой бы стал важничать! А папаша Гайдн? Ничуть. Встает чуть свет и - работает, пишет свою музыку. И одет так, словно он не знаменитый композитор, а незаметный музыкант. И в еде прост, и в разговоре. Взял созвал всех мальчишек с улицы и разрешил им есть чудесные яблоки в своем саду. Сразу видно, что отец его был бедняк и что детей в семье было много - семнадцать! Если бы не случай, может, Гайдн, как отец, стал бы каретных дел мастером.

Раннее детство


Маленькая, затерянная в Нижней Австрии деревушка Рорау, огромное семейство, во главе которого - обычный труженик, каретник, в ведении которого вовсе не владение звуком, а телеги и колеса. Но звуком отец Йозефа тоже владел неплохо. В бедном, но гостеприимном доме Гайднов часто собирались деревенские жители. Они пели и плясали. Австрия вообще очень музыкальна, но, быть может, главным предметом их интереса был сам хозяин дома. Не зная нотной грамоты, он тем не менее неплохо пел и аккомпанировал сам себе на арфе, подбирая аккомпанемент по слуху.

Первые успехи

На маленьком Йозефе ярче всех остальных детей сказались музыкальные способности отца. Уже в пять лет он выделялся среди сверстников красивым, звонким голоском и отличным чувством ритма. С такими музыкальными данными ему просто на роду было написано не расти в родной семье.

В то время церковные хоры остро нуждались в высоких голосах - женских голосах: сопрано, альтах. Женщины, согласно устройству патриархального общества, в хоре не пели, поэтому их голоса, так нужные для полного и гармоничного звучания, заменялись на голоса совсем еще юных мальчиков. До начала мутации (то есть перестройки голоса, являющейся частью изменений организма во время переходного возраста) мальчики с хорошими музыкальными данными вполне могли заменить женщин в хоре.

Вот и совсем маленького Йозефа забрали в хор церкви Хайнбурга - небольшого городка на берегу Дуная. Для его родителей это наверняка стало громадным облегчением - в таком раннем возрасте (Йозефу было примерно семь) никто из их семьи еще не перешел на самообеспечение.

Собор св. Стефана

Городок Хайнбург вообще сыграл немаловажную роль в судьбе Йозефа - здесь он начал профессионально учиться музыке. А вскоре хайнбургскую церковь посетил Георг Ройтер - крупный музыкант из Вены. Он объезжал страну все с той же целью - подыскать способных, голосистых мальчиков для пения в хоре собора св. Стефана. Это нам вряд ли что-то говорит такое название, а для Гайдна это была большая честь. Собор святого Стефана! Символ Австрии, символ Вены! Громадный, с гулко отзывающимися сводами образец готической архитектуры. Но и заплатить за пение в таком месте Гайдну пришлось с лихвой. Длинные торжественные богослужения и придворные празднества, на которых тоже нужен был хор, отнимали огромную часть его свободного времени. А ведь надо было еще учиться в школе при соборе! Делать это приходилось урывками. Руководитель хора, тот самый Георг Ройтер, мало интересовался тем, что происходило в умах и сердцах его подопечных, и не заметил, что один из них делает свои первые, может, неуклюжие, но самостоятельные шаги в мире сочинения музыки. Творчество Йозефа Гайдна тогда еще носило печать дилетантства и самых первых проб. Консерваторию для Гайдна заменил хор. Часто приходилось разучивать гениальные образцы хоровой музыки предшествующих эпох, а Йозеф попутно делал для себя выводы о приемах, которыми пользовались композиторы, извлекал из нотного текста нужные ему знания и навыки.


Мальчику приходилось выполнять и совсем уж не связанную с музыкой работу, например, прислуживать за придворным столом, подносить блюда. Но и это оказалось благотворным для развития будущего композитора! Дело в том, что вельможи при дворе кушали не иначе как под высокую симфоническую музыку. А маленький лакей, которого и не замечали важные вельможи, подавая блюда, делал про себя необходимые ему выводы о строении музыкальной формы или наиболее красочных гармониях. Безусловно, к интересным фактам из жизни Йозефа Гайдна относится сам факт его музыкального самообразования.

Обстановка в школе была суровой: мальчиков мелочно и строго наказывали. Дальнейших перспектив не предвиделось: как только голос начинал ломаться и уже не был по-прежнему высоким и звучным, его обладателя безжалостно выкидывали на улицу.

Минорное начало самостоятельной жизни

Такая же участь постигла и Гайдна. Ему уже было 18 лет. Несколько дней побродив по улицам Вены, он встретил старого школьного товарища, и тот помог ему найти квартиру, точнее - маленькую комнатку под самым чердаком. Вену недаром называют музыкальной столицей мира. Даже тогда, не прославленная еще именами венских классиков, она была музыкальнейшим городом Европы: по улицам плавали мелодии песен и танцев, а в комнатушке под самый крышей, в которой поселился Гайдн, оказалось настоящее сокровище - старый, разбитый клавикорд (музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано). Много играть на нем, однако, не приходилось. Большую часть времени отнимали поиски работы. В Вене удается раздобыть лишь несколько частных уроков, доходы от которых едва-едва позволяют удовлетворить необходимые потребности. Отчаявшись найти работу в Вене, Гайдн пускается в странствия по близлежащим городам и селам.


Никколо Порпора

Это время - юность Гайдна - омрачено острой нуждой и постоянными поисками работы. До 1761 года ему удается находить работу лишь на время. Описывая этот период его жизни, следует отметить работу концертмейстером у итальянского композитора, а также вокалиста и педагога Никколо Порпора. Гайдн устроился к нему специально, чтобы подучиться теории музыки. Подучиться получилось во время выполнения обязанностей лакея: Гайдну приходилось не только аккомпанировать.

Граф Морцин

С 1759 года в течение двух лет Гайдн живет и работает в Чехии, в имении графа Морцина, у которого была оркестровая капелла. Гайдн - капельмейстер, то есть управляющий этой капеллой. Здесь он в большом количестве пишет музыку, музыку, безусловно, очень хорошую, но именно такую, которую от него требует граф. Стоит заметить, что большинство музыкальных произведений Гайдна написаны именно при выполнении служебных обязанностей.

Под началом князя Эстерхази

В 1761 году Гайдн переходит на службу в капеллу уже венгерского князя Эстерхази. Запомните эту фамилию: умрет старший Эстерхази, имение перейдет в ведомство его сына, а Гайдн все так же будет служить. Он прослужит капельмейстером у Эстерхази тридцать лет.


Тогда Австрия представляла собой огромное феодальное государство. В ее состав входили и Венгрия, и Чехия. Феодалы - вельможи, князья, графы - считали хорошим тоном иметь при дворе оркестровую и хоровую капеллы. Вы наверняка слышали что-либо о крепостных оркестрах в России, но, может быть, не знаете, что в Европе дело также обстояло не лучшим образом. Музыкант - даже самый даровитый, даже руководитель капеллы - находился в положении слуги. В то время, когда Гайдн только начинал служить у Эстерхази, в другом австрийском городе, Зальцбурге, подрастал маленький Моцарт, которому еще предстоит, будучи на службе у графа, обедать в людской, сидя при этом выше лакеев, но ниже поваров.

Гайдну предстояло выполнять множество крупных и мелких обязанностей - от написания музыки к праздникам и торжествам и разучивания ее с хором и оркестром капеллы до дисциплины в капелле, особенностей костюма и сохранности нот и музыкальных инструментов.

Имение Эстерхази располагалось в венгерском городке Эйзенштадте. После смерти старшего Эстерхази руководить имением стал его сын. Склонный к роскоши и торжествам, он построил загородную резиденцию - Эстерхаз. Во дворец, состоявший из ста двадцати шести комнат, часто приглашались гости, а для гостей, разумеется, должна была звучать музыка. Князь Эстерхази выезжал в загородный дворец на все летние месяцы и вывозил туда всех своих музыкантов.

Музыкант или слуга?

Длительный период службы в имении Эстерхази стал временем рождения множества новых произведений Гайдна. По заказу своего хозяина он пишет крупные произведения в разных жанрах. Из-под его пера выходят и оперы, и квартеты, и сонаты, и другие сочинения. Но особенно любит Йозеф Гайдн симфонию. Это крупное, обычно четырехчастное произведение для симфонического оркестра. Именно под пером Гайдна появляется классическая симфония, то есть такой образец этого жанра, на который впоследствии будут опираться другие композиторы. За свою жизнь Гайдн написал около ста четырех симфоний (точная цифра неизвестна). И, разумеется, их большая часть была создана именно капельмейстером князя Эстерхази.


Со временем положение Гайдна достигло парадокса (к сожалению, то же самое впоследствии случится и с Моцартом): его знают, его музыку слушают, о нем говорят в разных европейских странах, а сам он не может даже поехать куда-нибудь без разрешения своего хозяина. Унижение, которое испытывает Гайдн от подобного отношения к нему князя, порой проскальзывает в письмах к друзьям: "Капельмейстер я или капельдинер?" (капельдинер - слуга).

"Прощальная" симфония Йозефа Гайдна

Редко удается композитору вырваться из круга служебных обязанностей, побывать в Вене, повидать друзей. Кстати, на некоторое время судьба сводит его с Моцартом. Гайдн был одним из тех, кто безоговорочно признал не только феноменальную виртуозность Моцарта, но именно его глубокий талант, позволявший Вольфгангу заглядывать в будущее.

Однако эти отлучки были редкими. Куда чаще Гайдну и музыкантам капеллы приходилось задерживаться в Эстерхазе. Князь порой и в начале осени не хотел отпускать капеллу в город. В биографии Йозефа Гайдна к интересным фактам, бесспорно, относится история создания его 45-й, так называемой Прощальной симфонии. Князь в очередной раз надолго задержал музыкантов в летней резиденции. Давно уже наступили холода, музыканты долго не видели членов своих семей, а болота, окружавшие Эстерхаз, не способствовали крепкому здоровью. Музыканты обратились к своему капельмейстеру с просьбой попросить о них князя. Вряд ли бы помогла прямая просьба, поэтому Гайдн пишет симфонию, которую исполняет при свечах. Симфония состоит не из четырех, а из пяти частей, и во время последней музыканты поочередно встают, кладут инструменты и выходят из зала. Таким образом Гайдн напомнил князю, что пора увозить капеллу в город. Предание гласит, что князь понял намек, и летний отдых наконец-то закончился.

Последние годы жизни. Лондон

Жизнь композитора Йозефа Гайдна развивалась подобно тропке в горах. Подниматься тяжело, но зато в конце - вершина! Кульминация и его творчества, и его славы пришлась на самый конец жизни. Произведения Гайдна достигли окончательной зрелости в 80-х гг. XVIII века. К образцам стиля 80-х относят шесть так называемых парижских симфоний.

Непростая жизнь композитора ознаменовалась триумфальным завершением. В 1791 году умирает князь Эстерхази, а его наследник распускает капеллу. Гайдн - уже известный по всей Европе композитор - становится почетным гражданином Вены. Он получает в этом городе домик и пожизненную пенсию. Последние годы жизни Гайдна проходят весьма лучезарно. Он дважды посещает Лондон - в результате этих поездок появились двенадцать лондонских симфоний - последних его произведений в этом жанре. В Лондоне он знакомится с творчеством Генделя и под впечатлением от этого знакомства впервые пробует себя в жанре оратории - любимом жанре Генделя. На склоне лет Гайдн создает две оратории, известные до сих пор: "Времена года" и "Сотворение мира". Музыку Йозеф Гайдн пишет до самой смерти.

Заключение


Мы рассмотрели основные этапы жизни отца классического стиля в музыке. Оптимизм, торжество добра над злом, разума - над хаосом и света - над мраком, вот характерные черты музыкальных произведений Йозефа Гайдна.

Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)

Возраст: 77 лет

Деятельность: композитор

Семейное положение: вдовец

Йозеф Гайдн: биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от .


Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма - струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко - английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами .

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.


Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.


Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.


Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60-70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) - «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.


В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с . Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.


После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.


Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.


В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.


Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»