Монгольские имена. Мужские монгольские имена и значения — выбор лучшего имени для мальчика Монгольские имена на букву в

Монголы - основное население Монгольской Народной Республики; их численность - более 1,6 млн. человек, что составляет 90% всего населения страны. За пределами МНР монголы проживают в КНР (более 2 млн. человек) - в автономных районах Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский; есть небольшие группы в провинциях Ганьсу, Цинхай, Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь, Юньнань. Монгольский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Антропонимическая модель монголов всегда отличалась простотой и не претерпела существенных изменений за последние семь веков, о чем можно судить по письменным памятникам, самые ранние из которых датируются XIII в., а поздние - концом XIX в. Состояла она из одного личного имени, дававшегося при рождении, и если не возникало особых причин для его перемены, то человек носил его до самой смерти.

Однако уже в XIII в., судя по тексту "Тайной истории монголов", во многих случаях имена сопровождались прозвищами и титулами: Дува-сохор "Дува-слепец", Добун-мэргэн "Добун - меткий стрелок", Ван-хан "правитель Ван", Амбагай-хаган "великий правитель Амбагай" и т.д. Как правило, прозвища были характерны для простонародья, титулы - для наследственной знати, однако строго это разделение не соблюдалось. Нередко титулы становились именами, о чем свидетельствуют факты истории Монголии.

Пример тому - Чингисхан - титул, принятый основателем монгольского государства после избрания его великим ханом монгольских племен и заменивший его личное имя Тэмуджин .

Современная антропонимическая модель монголов включает уже не только личное имя (нэр ), но и отчество (овог ). Последнее представляет собой форму родительного падежа от имени отца и предшествует личному имени, например: Содномын Самбу "Самбу сын Соднома", Аюшийн Намдаг "Намдаг сын Аюши" и т.д. В повседневно-бытовом общении отчество не фигурирует, оно указывается лишь в документах.

В формировании монгольского именника можно выделить три этапа: древнемонгольский, ламаистский и современный. К числу бесспорно древнейших можно отнести такие имена, как Баатар "богатырь", Мэргэн "меткий", Тумур "железный", Мунх "вечный", Оюун "мудрый", Улзий "благоденствующий", Наран "солнце". Их можно встретить в ранних монгольских сочинениях, легендах, сказаниях разных веков. В настоящее время они не менее популярны, чем в XIII в., и употребляются не только сами по себе, но и в составе многочисленных производных от них имен, например: Баатаржаргал "богатырское счастье", Баатарчулуун "богатырский камень", Тумурзориг "железная решимость", Тумурхуяг "железная броня", Мунхдалай "вечное море", Оюунгэрэл "свет мудрости" и др. Как можно видеть, такие антропонимы образованы от монгольских апеллятивов.

Ламаистский пласт в именнике образовался в два периода: после первой (XIII в.) и второй (XVI-XVII вв.) волн распространения ламаизма среди монголов. Пришедшие с ламаизмом санскритские и тибетские имена в большинстве своем были именами богов буддийского пантеона, мифических и реальных проповедников буддизма или же представляли собой названия отдельных произведений буддийской канонической литературы, термины буддийской философии, названия различных ритуальных предметов, планет и т.д.

Вся эта религиозная терминология, претерпев определенные изменения в соответствии с нормами монгольского языка, почти на триста лет заполнила собою монгольский именник. Так, имена Чойжил, Чойжилжав, Чойжинхорлоо, Дамдин, Дамдингочоо, Дамдинноров, Жамбаа, Жамбааринчен, Жамбаняндаг, Лхам, Лхамаа, Лхамсурэн, Лхамочир, Далхаа, Далхжав, Далхсурэн, Дулмаа, Дуламдорж, Дуламжав, Мойдар, Мойдаржав восходят к именам буддийских божеств, а имена Жанчив, Жанчивдорж, Жанчивсэнгэ, Самдан, Самданванчиг, Самдангэлэг, Самданжамц, Ендон, Ендонноров, Ендонбазар, Ендонбал, Цултэм - к тибетским философским буддийским терминам: жан-чув "святость", самдан "созерцание", ион-дан "знание", цул-тим "нравственность"; в основе имен Бадамхатан, Жадамба лежат названия буддийских сутр.

Среди монгольских антропонимов, семантически восходящих к названиям предметов религиозного культа, можно отметить следующие: Эрдэнэ (санскр. ratna ) "драгоценность", Очир (санскр. vajra ) "громовой топор", Бадма (санскр. padma ) "лотос", Гарма (санскр. karma ) "судьба", Гомбо (санскр. mgon-po ) "покровитель", "защитник", Дамба (тиб. dampa ) "святой", Иши (тиб. ye-shes ) "мудрый", Агван (тиб. ngag-dban ) "красноречивый", Соднам (тиб. bsod-nams ) "счастье", Сэнге (тиб. seng-ge ) "лев", Цэрэн (тиб. ts"e-ring ) "долгая жизнь" и др.

Кроме того, в составе монгольских имен часто встречаются тибетские имяобразующие элементы, которые имеют определенное значение: -жав (тиб. skyabs "защита", "помощь") - Максаржав, Гомбожав, Цэвэгжав, Бадамжав ; -сурэн (тиб. srung "осторожность", "бдительность") - Ядамсурэн, Хандсурэн, Лхамсурэн, Жигжидсурэн ; -сан (тиб. bsang "добрый", "прекрасный") - Чойбалсан, Батнасан, Уртнасан ; лувсан- (тиб. blo-bzang "доброе чувство") - Лувсанвандан, Лувсанбалдан, Лувсанданзан ; -бал (тиб. dpal "слава", "величие") - Цэдэнбал ; лодой- (тиб. blo-gros "разум", "интеллект") - Лодойдамба ; -пунцаг (тиб. p"un-ts-ogs "совершенство") - Пунцагноров и т.д.

Четкая граница между мужскими и женскими именами у монголов отсутствует, хотя в семантическом плане некоторая закономерность все же есть. Скажем, имена, в состав которых входят слова цэцэг "цветок", туяа "заря", одон "звезда" (Бадамцэцэг, Алтанцэцэг, Жаргалцэцэг, Наранцэцэг, Эрдэнэцэцэг, Энхтуяа и др.), используются предпочтительно в качестве женских. В то же время наличие в составе имени таких слов, как баатар "богатырь", бат "крепкий", болд "сталь", дорж или очир 1 , зоригт "отважный" и др., преполагает отнесение этих имен преимущественно к мужским (Хатанбаатар, Мунхбаатар, Баточир, Батмунх, Батжаргал, Оюунбаатар, Даваадорж, Ганбаатар, Батзоригт, Чинбат, Дорж, Нацагдорж и др.). Однако многие имена, образованные от апеллятивов, в равной степени могут использоваться и как мужские, и как женские, например: Цогтгэрэл "свет пламени", Сэргэлэн "веселый", Жаргал "счастье", Цэрэн "долгоживущий" и т.д.

Весьма популярны до сих пор имена - названия дней недели и соответствующих им планет. Они существуют в двух вариантах - тибетском и санскритском. Тибетский ряд звучит так: Ням "Воскресенье", "Солнце", Даваа "Понедельник", "Луна", Мягмар "Вторник", "Марс", Лхагва "Среда", "Меркурий", Пурэв "Четверг", "Юпитер", Басаан "Пятница", "Венера", Бямба "Суббота", "Сатурн". Санскритский ряд монголизирован: Ядъяа , Сумъяа , Ангарак , Буд , Бархасвадь , Сугар , Санчир . Однако если тибетские слова сейчас представляют собой официально принятые в стране обозначения дней недели, то санскритские используются преимущественно как названия планет. Все названия тибетского ряда могут выступать и как мужские, и как женские имена. Из санскритского же ряда в качестве женского имени употребляется только Сугар "Венера".

Третий, современный пласт в именнике сложился после победы Народной революции и провозглашения Монгольской Народной Республики (1924 г.). Для этого этапа характерно появление не только новообразований на основе традиционной монгольской лексики, но и различных лексических русских и интернациональных заимствований. В монгольском именнике наших дней в качестве личных имен представлены в полном и уменьшительном вариантах русские имена (Александр , Алексей , Нина , Виктор , Таня , Борис , Боря , Люба и др.), русские фамилии (Иванов , Козлов , Пушкин ), названия гор (Эльбрус ), имена нарицательные (Актив , Камел - от марки американских сигарет "Camel" - "верблюд", Корол от рус. король 2).

Использование русских фамилий в качестве монгольских имен в каждом случае имеет объяснение: это либо близкий друг кого-либо из членов семьи, либо товарищ по учебе, работе, герой войны, врач, работавший в данной местности, известный русский поэт и т.д. Однако таких имен немного.

В последние годы отмечена тенденция к возрождению собственно монгольских и даже древнемонгольских имен типа Тэргун , Мэргэн , Баатар и др. С этой целью ведут разъяснительную работу специальные советы при родильных домах. Результаты уже сказываются. Процент тибетских, санскритских имен, значение которых нынешним молодым родителям зачастую неизвестно, сократился. Наблюдается рост и разнообразие имен, образованных от монгольских апеллятивов.

До сих пор встречается, хотя и редко, широко распространенный когда-то обычай замены первоначального имени на иное, новое имя. Первое имя предается забвению. Обычно это было связано с какими-либо неординарными обстоятельствами, например с выздоровлением после тяжелой болезни, осмыслявшимся как "перерождение" личности; кроме того, новое имя должно было ввести в заблуждение те "злые силы", которые вызвали тяжелую болезнь. В старшем поколении до сих пор можно встретить унижающие человеческое достоинство имена, служившие своеобразными оберегами детей от злых духов: Энэбиш "не тот", Хунбиш "не человек", Нэргуй "безымянный", Хулгана "мышь", Нохой "собака" и т.д.

Интересна система обращения монголов друг к другу. Обращаясь к старшим по возрасту, мужчине или женщине, к имени добавляется частица почтительности -гуай : Самбу-гуай , Дамдинсурэн-гуай , Ням-гуай . Если имя человека неизвестно, к нему обращаются так: овгон-гуай "почтенный", "уважаемый" (усл.), если это мужчина, и эмэ "бабушка", если это пожилая женщина, эгч "старшая сестра", если это женщина средних лет. Обращаясь к детям, называют миний хуу "мой мальчик", миний дуу "дитя мое".

Любопытные явления наблюдаются на стыке монгольской и русской антропонимических моделей. Русская девушка, выходя замуж за монгола и желая сменить фамилию, оказывается в затруднении, ибо фамилия у монголов отсутствует. Унифицированного способа решения таких проблем нет, поэтому в одних случаях новой фамилией русской женщины становится имя мужа, в других - его отчество. Дети от смешанных браков обычно получают имена, соответствующие русской антропонимической модели; их отчеством становится имя отца, оформленное по "русскому образцу", а отчество отца, т.е. имя деда, однако уже не в родительном, а в именительном падеже, превращается в фамилию: Галина Баточировна Мунхболд (Галина - личное имя, Баточир - имя отца, Мунхболд - имя деда).

1 Ваджра , в тибетском и монгольском его звучании дорж , очир , - название одного из ритуальных предметов буддийского культа
2 Любопытно отметить, что исходное для английского camel арабское гамаль дало мусульманские имена Гамаль , Кемаль , а русское король , в свою очередь, происходит от имени собственного Карл . Таким образом, эти антропонимы возникли не путем прямого заимствования из соответствующего языка, а "окольным" и весьма сложным путем

Пока ребенок еще не родился, родители придумывают ему имя. Имена монгольского происхождения в последнее время становятся популярными даже у русскоязычного населения. Тайна имени несет в себе много значений. Считается, что от того, какое имя получил ребенок, во многом зависит его судьба. Поэтому психологи рекомендуют к выбору имени подходить ответственно.

История появления монгольских имен

Образование имени в Монголии всегда отличалось своей простотой, независимо от того, монгольские имена мальчиков это или девочек. За последние VII веков они не претерпели изменений и состоят из личного имени, которое младенец получает от родителей, и фамилии, переходящей в наследование от отца к детям. В случае возникновения проблем монгол мог поменять имя, ну, а если веских причин не было , то он оставался с ним до самой смерти.

Только к середине XIII века в литературе появляется упоминание о том, что монгольские имена мужские еще сопровождались и прозвищами. Например: Дува-Сохор (Дува в переводе с монгольского языка слепой, то есть получается слепой Сохор). Прозвища использовали простолюдины, а высшие чины и знать к имени прибавляли титулы. В нем появляются такие личные имена, как нор и овог.

Отчество у монгольского народа есть, но фигурирует оно только в документах и то не у всех. В народе можно услышать такое обращение - «Самбу сын Соднома». К наиболее древним именам можно отнести: Баатар (богатырь), Тимур (мудрый). Именно их можно встреть в старинных монгольских сказаниях и сочинениях. Кроме того, древние имена возвращаются и сейчас. Ими стараются назвать новорожденного, подчеркнув мужественность или силу рода.

Монгольские имена во многом обязаны своим происхождением соседству других стран. Очень часто можно встретить женские буддийские имена, тибетские имена мальчиков, и их значение рассмотрим ниже.

Происхождение имен в Монголии

Огромное значение в жизни монгольского народа сыграла буддийская культура. Пришла религия в страну из Индийского государства, и поэтому при формировании личных имен большое значение имела не только буддийская религия, но и тибетские традиции. Согласно им имена подразделяются в зависимости от:

Ученые, занимающиеся историей и тайной происхождения монгольских имен, выявили, что кроме всего прочего имя может быть связано с обычным предметом. Женские имена были носителями красоты, доброты, а мужские, в свою очередь, храбрости и отваги.

Имена монгол популярны повсеместно - ими называют детей в США, Китае и даже России. Список имен огромный, поэтому действительно можно выбрать именно то, что больше всего соответствует новорожденному малышу.

Популярные женские имена

Женщины в странах Востока, буддийской и тибетской культуры занимают не совсем привилегированное место в обществе. Но при этом имя, которое дают новорожденной девочке, действительно может быть очень красивым. Монгольские женские имена и их значения:

Приставка цэгэг чаще всего встречается у женщин, ведь они являются олицетворением красоты, верности и надежды.

Приставки частицы к монгольским именам

Старшее поколение у монголов в большом почете и поэтому интересно и то, как монголы обращаются к старшему поколению. Они обязательно добавляют частицу уважения: эмэ - бабушка, эгч - старшая сестра.

Если русская девушка выходит замуж за монгола , то, на первый взгляд, не совсем понятно: отсутствует отчество или фамилия. Поэтому чаще всего за основу новой фамилии жены будет браться имя мужа или его отчество.

Любое имя, которое дается малышу при рождении, должно быть обдумано заранее. Если русский человек больше ссылается на гороскоп, даты рождения Святых, то у монгольского народа все зависит от того, к какому социальному слою они относятся, и от необходимости дать ребенку красивое имя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Монголы – это группа родственных народов, связанные общей многовековой историей, культурой, традициями и обычаями. Говорят на монгольских языках, в которых очень много заимствований из тюркских языков. Населяют монголы, собственно, Монголию, а так же север Китая и некоторые регионы Российской Федерации: Бурятию и Калмыкию, Забайкальский край и Иркутскую область.

К вопросу выбора имени для ребенка это народонаселение подходит очень ответственно. Они трепетно относятся к традициям имянаречения и предпочитают исконно монгольские имена.

Значения и принципы наречения

Монголы придают наречению детей очень большое значение. Им важно, чтобы имя удовлетворяло и национальную идею, и привлекало к ребёнку внимание окружающих, а потому должно быть как можно более красивым и необычным.

Монголы считают, что человек с огромным количеством знакомых и друзей «широк, словно степь». А степь для монгола свята. Монгольские имена уникальны. На их образование повлияла богатейшая история и культура этого кочевого народа, очень сильно изменившего мир. Так или иначе, но деяния монголов сыграли свою роль в жизни многих других народов Земли.

Каждое монгольское имя несёт определённый смысл, детей могут назвать как просто в честь родственника или великого человека, так и в честь какого-либо животного, чтобы привить младенцу его характерные черты. Родители, ценящие историю, зачастую называли своих детей китайскими именами (немного видоизменёнными), а религиозные отец и мать называли младенцев как учеников Будды или же вообще напрямую брали имена из Священных Писаний.

Очень часто имена являются составными , то есть состоят из двух, трёх или даже четырёх слов. Например, Алимцэцэг, где алим – «яблоко», а цэцэг – «цветов», и вместе получается «яблоневый цветок» или «цветок яблони». Нямцо – «воскресенье», и Бямба – «суббота» – ещё один популярный вариант наречения ребёнка.

Детей просто называли по дню недели, в который они были рождены, или по времени суток: Шоно – «ночь», или же Оглоо – «утро». Почти отсутствуют заимствованные монгольские имена. Зато заимствований из монгольского в других языках предостаточно.

Список вариантов для мальчиков

Это самые популярные и необычные монгольские имена. Конечно же, их намного больше, но этот список даст общее представление о том, что же такое монгольское мужское имя.

  • Алтай – название Алтайских гор, дословно «золотая гора»; великодушный и не скупой человек;
  • Алтангэрэл – алтан – «золотой», гэрэл – «свет»; вместе – «золотой свет», «свет золота»; по значению не отличается от предыдущего;
  • Алтанхуяг – «золотая броня», «золотой доспех», «золотая кольчуга»; так нарекали будущих воинов с толстой, крепкой кожей»;
  • Арвай – «ячмень»; человек всем нужный и нежадный, способный на добрые поступки и выручающий в трудную минуту;
  • Айрат – монгольское название ойратов – «лесного народа»; так называли детей, рождённых в лесу или от родителя ойрата;
  • Амгалан – перевод говорит сам за себя – «спокойный», «уравновешенный»;
  • Арат – от монгольского «пастух»; сын пастуха, скорее всего будущий пастух.
  • Баатаржаргал – «богатырское счастье»; такое имя давали самым крупным младенцам, которые должны были стать великими воинами;
  • Баатачулуун – «богатырский камень»; то же самое, что и предыдущее имя;
  • Багабанди – «маленький послушник» – напротив, давалась самым маленьким младенцам, обычно младшим детям в семье, которые будут помогать родителям в хозяйстве;
  • Бадма – «лотос»; красивые не только внешне, но и внутренне дети, которых берегут родители;
  • Басаан, Басан – либо «пятница», то есть ребёнок родился в пятницу, либо «Венера» – то есть назван в честь богини любви и красоты;
  • Боян – «богатый» не только на материальные вещи, но и духовные.
  • Даваа – либо «понедельник», либо «Луна»; если второе – ребёнок со светлыми глазами или волосами;
  • Дамдинсурэн – хранимый Хаягривой, персонажем индуистской мифологии, религиозное имя;
  • Данзан – «держатель учения», сын умного и мудрого человека, должный перенять знания отца;
  • Джамбул – «крепость» – крупные при рождении мальчики, которым уготована судьба защитников всего племени;
  • Джаргал – «блаженство»; так нарекали долгожданных детей, наконец-то появившихся на свет;
  • Джучи – в честь сына Чингисхана;
  • Долгоон – дословно «спокойный», «тихий», «мягкий»;
  • Дордж – в честь оружия ваджра. В переводе с санскрита означает одновременно «молния» и «алмаз»;
  • Дэлгэр – так называли довольно тучных детей; «широкий», «обильный», «пространный».

Е:

Ердер – «драгоценность», считается одним из самых красивых имён; зачастую имя для детей родителей, которые долго время не могли зачать ребёнка.

  • Жадамба – религиозное буддистское имя, сутра Праджняпарамиты;
  • Жамьянмядаг – монгольское название растения Соссюрея из рода многолетних трав семейства астровых;
  • Жаргал – «счастье», «блаженство»; то же, что и Джаргал, то есть долгожданный ребёнок.
  • Кенз – от монгольского «последний»; так называли либо последнего ребёнка в семье по состоянию здоровья родителей, либо ребёнка, чья мать погибла при родах;
  • Кирей , Керей – то же самое, что и Гирей; черноволосый, темноволосый ребёнок.
  • Лхагва – либо «среда», либо «Меркурий», то есть названный в честь бога торговли и хлебного дела;
  • Лянхуа – ещё одно название для растения лотос, красивые внутренне и внешне юноши.
  • Монх-Оргил – дословно «вечная вершина», человек, добивающийся своей цели;
  • Мунх, Монх – «вечный»; так называли ребёнка, если хотели для него долголетия;
  • Мунхдалай – «вечное море» – обычно никогда не унывающие позитивные мальчики;
  • Мэргэн – «меткий стрелок», чаще всего дети лучников, должные продолжить дело отца;
  • Мягмар – либо «вторник», либо «Марс», то есть юноши, названные в честь бога войны.
  • Октай – «понимающий», младенцы с проникновенным взглядом, в будущем отдающие всех себя помощи другим людям;
  • Онгоц – современное имя, означающее «самолёт»; мужчины, быстро добивающиеся успеха в жизни, но излишне шумные и неповоротливые, то есть упрямые;
  • Очир – дословно «громовой топор»; определённого смысла нет, но можно предположить, что такое имя давали свирепым воинам, чьё присутствие на поле боя нельзя было не заметить;
  • Очирбат – «сильный, как ваджра»; то же, что и Дордж;
  • Оюун – «умный», «мудрый», «просвещённый»; давалось детям самых умных в племени людей, обычно шаманов и оружейников;
  • Оюунгэрэл – «свет мудрости»; то же, что и Оюун.
  • Савр – «тяжёлая лапа», «медвежья лапа», «медвежья сила»; дети с крупными ладонями, в будущем сильные воины;
  • Сайын, Сайыт – «лучший», «важный»; ещё одно имя для долгожданного ребёнка, на которого возложены большие надежды;
  • Санал – «мечта»; в честь великого монгольского богатыря из эпоса «Джангар»; идеальный богатырь, обладающий всеми положительными качествами;
  • Сохор – «слепец»; дети, рождённые либо с проблемами со зрением, либо с гетерохромией – разным цветом глаз;
  • Сухэ-Батор – «богатырь с топором»;
  • Сэргэлэн – «веселый», «жизнерадостный», «весёлый», «беспечный»; дети, что начали улыбаться раньше остальных; по жизни идут с улыбкой и никогда не отчаиваются;
  • Сэржмядаг – имя в честь растения мак; красивые дети со смуглой или красноватой кожей;
  • Субедей – в честь одного из лучших полководцев Чингисхана.
  • Тархан – «умелец», «трудяга», «работяга» – очень трудолюбивый человек, посвятивший своей работе всю жизнь;
  • Тендзин – «держатель учения»; то же, что и Данзан;
  • Тугал – «теленок»; внешне слабый ребёнок, должный в будущем стать великим воином, самым настоящим быком;
  • Тумур – «железный», от татарского Тимур – сильный и решительный человек;
  • Тумурзориг – «железная решимость»; то же, что и Тумур;
  • Тумурхуяг – «железная броня»; то же, что и Ганхуяг;
  • Тургэн – «быстрый», «проворный»; так называли, собственно, самых быстрых и длинноногих в племени мальчиков;
  • Туя – «луч»; целеустремлённый мужчина.

У:

  • Улзий – «благоденствующий», то есть беззаботный и всегда счастливый человек;
  • Удвар – названный в честь растения водосбор; юноша, быстро обучающийся и впитывающий в себя знания на протяжении всей жизни;
  • Ундэс – «корень»; вдумчивый и основательно ко всему подходящий человек, не позволяющий себе отдохнуть;
  • Унур – «богатый»; обычно дети самых богатых людей племени.
  • Хаган – «великий правитель», «лучший повелитель»; снова имя для детей самых богатых или влиятельных представителей племени;
  • Халиун – «буланый», то есть названный в честь светло-рыжего коня с тёмным хвостом и с темной гривой;
  • Хулан – «дикая лошадь»; стремительный, целеустремлённый человек, всю жизнь чего-то добивающийся;
  • Хулгана – «мышь», неприметный, незаметный человек, но находящий выход из любых ситуаций;
  • Хунбиш – дословно «не человек»; имя, помогающее от сглаза.
  • Цагаан – «белый», обычно светловолосые юноши;
  • Цогтгэрэл – «свет пламени»; горячие и темпераментные мужчины;
  • Цэрэндорж – «ваджра долгой жизни», имя, призванное продлить человеку жизнь, особенно если он воин;
  • Цэрэн – «долгоживущий»; по смыслу то же, что и Цэрэндорж.

Шона – «волк»; мальчик, названный в честь этого животного, отличается свирепостью, воинственностью и стремлением всё делать для семьи.

  • Элбэгдорж – «изобильный дордже»; то же, что и Цэрэндорж;
  • Энэбиш – ещё одно имя,призванное защитить от сглаза; «не этот».

Как можно заметить, монгольские имена кардинально отличаются от имён соседствующих народов – китайцев или казахов, например. Они красивы и необычны, всегда несут за собой определённый смысл и уж точно запоминаются окружающим.

Тайна имени издавна волновала психологов и ученых. Они пытались узнать, правда ли оно влияет на характер и судьбу человека, а также выносили предположения по поводу значений. Монголия - это страна с самыми загадочными и красивыми именами. Они необычны, экзотичны и звучны. Среди них часто встречаются имена знаменитых полководцев и завоевателей, а это, несомненно, может сильно повлиять на темперамент носителя. Вообще, в Монголии очень серьезно подходят процессу придумывания ребенку имени. Наверняка это обусловлено ведь, как известно, монголы - это очень ответственная и крайне патриотичная нация. Причем они больше ценят родной край, нежели страну в целом. Также эти люди считают, что тот человек, у которого много знакомых и друзей, “широк, словно степь”. Это значит, что родители стремятся назвать своего малыша как можно красивее, чтобы к нему тянулись люди.

Происхождение и использование

Монгольские имена, как и любые другие, берут свое начало из истории, из древности. А так как монголы очень уважают предков, называть своих детей в их честь для них одно удовольствие. Однако в именах отразились не только традиции, обычаи и культура страны, но и такие факторы, как религия и мировоззрение народа.

Если сравнивать монгольские имена и фамилии, то нужно сказать, что личное имя для монгола имеет большее значение, нежели фамилия и даже отчество. Для них оно, как символ человека, как определенный оберег, сопутствующий на протяжении всей его жизни.

Монгольские имена используются не только в местах обитания этой нации, ведь оригинально назвать ребенка хотят всегда и везде, поэтому они достаточно популярны и в России, и в Китае, и даже в США, в общем, там, где монголы оставили какой-либо след.

Кстати, некоторые фамилии по всему миру имеют монгольское происхождение, они были образованы от слов или имен.

По мнению ученых-филологов, особую роль в исследовании языка народов Востока играют именно монгольские имена. Список, включающий именования, сохранившие в себе некоторые уже давно забытые языковые явления, действительно велик.

Группы монгольских имен

Обычно производят деление имен по происхождению, по составу, по социальному статусу и по функции. Эти группы официальные и указываются во многих источниках. К первой категории относятся монгольские, тибетские, комбинированные переводы с тибетского и индийские. По большей части монгольские имена представлены именно этим разделом.

Следующее деление появилось во времена Средневековья, когда вошли в моду имена, составленные из двух самостоятельных, к примеру, Дорж (переводится как ваджра) и Цагаан (белый), в итоге получается Цагаандорж. Можно встретить также трехсоставные или четырехсоставные.

Социальный статус у монголов может быть показан при помощи имен. Некоторые из них связаны с дикими животными, следовательно, его носитель либо охотник, либо оленевод. А подгруппа и монгольских ханов привлекает тех, в чьей семье особенно ценится история. Религиозные семьи называют своих детей как учеников Будды, учителей и божеств. Изредка детей называют так же, как героев Священных Писаний.

Монголы также верят, что каждое имя обязано выполнять какую-либо функцию. Есть имена-обереги, они действуют, как защита от злых духов и даются в том случае, если дети в семье часто болели. Среди таковых Тэрбиш (не тот), Нохой (собака) и Энэбиш (не этот).

Есть другая классификация, в которую входят монгольские мужские имена и женские, обозначающие день недели, когда родился ребенок. Нямцо переводится как “воскресенье”, а Бямба - “суббота”.

Женские монгольские имена и их значения

Девочек принято называть именами, имеющими значение драгоценностей или цветов. Эржена - “жемчужина”, Сарана - “лилия”, Хоргонзул - “цветок”, Цагаанцэцэг - “белый цветок”, Алтан - "розовая заря" или "золото".

Как видно, называют девочек в Монголии очень красиво, словно повторяя изгибы лепестков и блеск драгоценностей. Если вы необычно хотите наречь свою девочку, стоит обратить внимание на монгольские имена. Женские могут означать черты характера человека: Алима - “сведущая”, “умная”, Арюна - “чистая”, Гэрэл - “освещающая все вокруг”, Сайна - “хорошая”, Тунгалаг - “ясная, чистая и светлая”, Унура (чисто монгольское) - “плодовитая” и т.д.

Мужские имена и их значения

Некоторые мужские монгольские и в нашей стране, среди них Айрат - “изумительный”, Арат - “пастух”, а также греческий политический деятель, живший в 271 году до н.э., Бату - от “Батый”, в другом значении переводится как “ крепкий”; Борис - “борец”. Наверняка немногие могли догадаться, что последнее пошло от монгольского.

Среди истинно монгольских находятся такие имена, как Алтай (“золото”, “лунное золото”), Амгалан (“спокойный”), Байгал (“природа”), Батый (“сильный”), Далай (“океан”), Мингиян (“командир тысячи солдат”), Октай (“понимающий”).

Самые красивые монгольские мужские имена

Каждый родитель хочет дать своему ребенку самое красивое имя, тем более в Монголии к нему так трепетно относятся. Мальчиков чаще всего называют так: Барлас (“бесстрашный”, смелый”), Наран (“солнце”), Тархан (”умелец”, “на все руки мастер”), Шона (“волк”), Чингисхан (от “Чингиз” - “сильный”).

Как видно, мужские имена переводятся в основном как “смелый” или “сильный”, такие качества для монголов-мужчин наиболее важны. Новорожденным мальчикам часто дают имена, символизирующие физическую силу и внутренний стержень.

Самые красивые женские имена

Монгольские имена для девочек же, наоборот, больше направлены не на качества человека, а на его внешнюю привлекательность. Наиболее красивыми считаются Алимцецег (“яблоневый цвет”), Дэлбээ (“лепесток”), Жаргал (“счастье”), Эрдэнэ (“драгоценность”), Цэрэн (“долгоживущая” - имя-оберег).

Чаще всего девочкам дают имена, обозначающие красоту, кротость, чистоту и изящество, большинство из них имеют именно такую семантику. Родители девочек верят, что чада останутся такими же невинными, как и в детстве, если они назовут их как-нибудь нежно.

Странные имена

Монголия - это страна, где детей называют красиво, со значением. Однако с чувством юмора там тоже неплохо, как и с пониманием прекрасного. Существует в монгольской традиции ряд имен, имеющих странные и даже неожиданные переводы, поэтому воспринимать их серьезно не получается.

Но оказывается, что они несут в себе важную функцию и даются больным детям. Значение монгольских имен может быть разным, например, “сыр”. Имя Бяслаг переводится именно так. Онцог же означает не что иное, как “самолет”. А для того чтобы человек долго жил, дают длинное и трудное для прочтения имя (Лувсандэнзэнпилжинжигмэд).

Но на этом странности у монголов не заканчиваются, если родители не знают, как назвать своего малыша, они просто обращаются к ламе за советом.