Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина. Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин «Непроговоренные отношения» Ленского и Татьяны

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №13

Имени Героя Советского Союза Санчирова Ф.В.

Городского округа Самара

Реферат по литературе

«Образ Владимира Ленского в

романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Выполнила:

Ученица 9 «А» класса

Чабарова Дарья

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Твердова И.В.


1. Романтизм как явление в литературе

2 Образ Владимира Ленского

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

2.2 Влюбленность в Ольгу

2.3 Дуэль с Евгением

2.4 Возможности в судьбе

3 Значение образа романтического поэта

Список использованной литературы

1 Романтизм как явление в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В тесной связи с германскими влияниями находится возникновение романтизма в Англии. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, "облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм". Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.

В русском романтизме появляется свобода от классической условности, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

В творческом споре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма, Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-х годов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер, он анализирует сильные и слабые стороны романтизма. Отношение автора к Ленскому сложное: добродушная ирония, сочувствие влюбленному герою, горечь по поводу его преждевременной и бессмысленной гибели.

Во время работы над „Евгением Онегиным" Пушкин, пережил трагедию разгрома восстания декабристов. Среди казненных и угнанных на каторгу было много литераторов, друзей Пушкина: К. Рылеев, самый крупный представитель гражданского романтизма декабристов; А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский. Шестая глава романа, в которой рассказывается о поединке и гибели Ленского, создавалась в 1826 г., в значительной части после известия о казни Рылеева и его товарищей. В подтексте строф, посвященных дуэли Ленского, - мучительно-тягостное переживание Пушкина. Взволнованный рассказ о смерти Ленского и лирические раздумья автора о возможной судьбе героя воспринимались наиболее чуткими современниками как поэтический реквием декабристам. Образ Ленского многогранен и не должен истолковываться однозначно.

Впервые в литературе с такой глубиной и силой была раскрыта сложная диалектика человеческой души, показана обусловленность характера героя эпохой и средой, нарисована картина эволюции, духовного обновления человека. Мастерское владение словом, использование богатейших оттенков его значения, разнообразие интонаций – всё это помогло поэту раскрыть бесконечные глубины человеческой души.


2 Образ Владимира Ленского

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина, разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и Владимира Ленского, молодого, романтически восторженного, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтуриста.

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения.

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Из этих строк мы узнаем, что малолетство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился в Германии, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем личность воспламенилась в нем». Ленский – поэт- романтик, «от хладного разврата света ещё увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:

…Ему не нравились пиры,

Бежал он их беседы.

2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы

Чувствуя себя неуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, где разговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый «поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным, образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещё более притягательным собеседником. Знакомство состоялось – «они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой».

Внимая восторженным, пылким разговорам юного поэта, умудренный опытом и годами, разочаровавшийся во всех наслаждениях жизни и в людях Онегин:

…слушал Ленского с улыбкой…

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.

В противоположность ему Ленский неопытен, наивен, чистосердечен, он раскрывает свою душу перед другом, он «не может ничего скрывать», он готов «разболтать», «вражду, любовь, печаль и радость». Глагол разболтать указывает на несерьезность, юношескую наивность всех этих чувств.

В любви считаясь инвалидом,

Онегин слушал с важным видом,

Как, сердце исповедь любя,

Поэт высказывал себя;

Свою доверчивую совесть

Он простодушно обнажал.

Евгений без труда узнал

Его любви младую повесть,

Обильный чувствами рассказ,

Давно не новыми для нас.

Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люд испытывают взаимную симпатию. Для Ленского это приятельство имела особенно большую роль, так как в этот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, доброй зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Но в подтексте дальнейшей характеристики юного поэта всё время ощущается противопоставление его Онегину. В отличие от Евгения, душа Ленского ещё не успела «увянуть» «от хладного разврата света». Если Онегин приобрёл богатый опыт в делах любовных, то Ленский, напротив, «сердцем милый был невежда». Если Онегин знал и презирал людей, то Ленский верил в сродство душ, в дружбу; он верил, что существуют избранники, которые осчастливят людей; если Онегин не имел «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», то Ленский пылает «поэтическим огнем».

Но каковы темы поэзии Ленского?

Он пел разлуку, и печаль,

И нечто, и туману даль,

И романтические розы;

Он пел те дальние страны,

Где долго в лоно тишины

2.2 Влюбленность в Ольгу

Любовь Ленского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любил Ольгу, он любил образ, созданный им самим.

Романтический образ. А Ольга… обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору «надоел…безмерно».

Романтик Ленский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке, столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты.

Ленский живо представляет в своем воображении ситуацию прихода Ольги на его могилу. В воображении юноши возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной – переживаний идеального существа, захваченного идеей значительности и исключительности их любви. Такая глубина, сила и отрешность переживания, как полагает Ленский, возможна только со стороны очень близкого и преданного человека. Отсюда страстно выраженная просьба-заклинание, призыв хранить верность:

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!.

Автор обращает чуткость на то, что Ленский живет в своем романтическом мире. "Сердцем милый невежда", герой не понимает всей глубины сущности вещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь "глаза, как небо голубые, улыбку, локоны льняные, движенья, звук, легкий стан..." По словам Белинского, Владимир "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было".

Ленский и Ольга: их характеры не противопоставлены один другому, но и не сходны.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила, глаза как небо голубые,

Улыбка, волосы льняные,

Всё в Ольге,… но любой роман

Возьмите, и найдёте верно

Её портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Ольга очень мила, но это натура заурядная, обыкновенная.

Образ Ленского трагичен. Это трагизм мечты в столкновении с действительностью. В характере Ленского Пушкин подчеркивает наивно-доверчивое восприятие жизни. В противоположность Онегину он был полон веры в людей, в добро, в жизнь. Но веру Ленского в дружбу, в любовь, в благо Пушкин дает как «юный жар и юный бред». Скептический ум Онегина воспринимает «поэта пылкий разговор» «с улыбкой», снисходительно:

Он охладительное слово
В устах старался удержать …

Вера Ленского в совершенство мира основана на незнании жизни, его идеалистическом представлении о ней. Его мечтательность, восторженность, искренность, нетронутость, нежность, доверчивость — все эти черты, возбуждающие сочувствие к нему, являются плодом его наивности и неподготовленности к жизни.

В оторванности от действительности, в неспособности включиться в реальную жизнь, найти себе место в ней — весь образ Ленского, мечтателя и идеалиста, поклонника «Канта и поэта», с «душою прямо геттингенской». В самом воспитании и образовании Ленского Пушкин подчеркивает эту его оторванность от конкретного мира: Он из Германии туманной Дух пылкий и довольно странный,Привез учености плоды: Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты, И кудри черные до плеч.

При первом же столкновении с жизнью Ленский терпит крах. Шутка Онегина воспринимается им трагически и ведет его к гибели, опоэтизированная им Ольга после его смерти весьма прозаически утешается уланом. Весь его недолгий жизненный путь и трагический конец воспринимаются как противоречие мечты и действительности. Не зная жизни, не понимает ее, воспринимая ее не критически, а наивно и иллюзорно, Ленский не мог противостоять ей.

Ленский как восторженный поклонник высоких начал жизни был обречен на гибель и, наоборот. Ленский здравствующий в силу мягкости своей натуры неизбежно должен был быть затянут в то же болото косности и пошлости:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.

Не случайно в элегии Ленского «Куда. куда вы удалились» Пушкин дает типичные черты сентиментальной поэзии, подчеркивая в ней и самый характер Ленского как поэта.

Так он писал темно и вяло Хоть романтизма тут нимало
{Что романтизмом мы зовем, Не вижу я … ]

Эти иронические строки Пушкина характеризуют отношение его к сентиментализму как определенному литературному течению. В обрисовке Ленского очень значительную роль играет ироническое отношение к нему автора, и с его портретом больше ассоциируется
последний, второй вариант его будущего, чем великий путь национального поэта, поэтому и смерть Ленского воспринимается менее трагично. Ленский не мог противостоять жизни, не мог быть «творцом жизни» в силу неустойчивости своего характера. Смерть его поэтизирует, а жизнь несомненно бы опошлила.

Ленский

ЛЕНСКИЙ - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831), сосед Евгения Онегина по имению. Красивый и богатый 18-летний юноша, он представлен, как и Онегин, чужаком среди окрестных помещиков - крепостников и невежд. Блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, он тоже старается избегать общества «господ соседственных селений», предпочитающих «разговор благоразумный о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», и покороче сойтись с Онегиным. При всей «взаимной разноге» («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») они становятся вскоре неразлучными друзьями.

Не только общие интересы сближают Онегина и Л, но и «вольнолюбивые мечты». Недаром Л. учился в Гетгингенском университете - одном из самых либеральных в Европе - и поклонялся Канту, чья философия в официальных кругах России считалась опасной и вредной, враждебной христианству. Л. многозначительно охарактеризован как «поклонник славы и свободы», его отличает «дух пылкий и довольно странный», «всегда восторженная речь», благородное «волненье бурных дум», ему свойственно «негодованье, сожаленье, ко благу пылкая любовь». Все это - иносказательное обозначение гражданских настроений, о которых в черновой редакции говорилось более откровенно: «Крикун, мятежник и поэт».

В долгих, едва ли не ежедневных спорах Онегин и Л. затрагивают самые разнообразные темы: судьбы цивилизации и пути развития общества, роль культуры и науки в совершенствовании человечества, добро и зло, искусство, религия и мораль, значение страстей в жизни личности. Поставленные в идейно-философский контекст эпохи (даже по беглым авторским упоминаниям можно заключить, что речь идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков), эти отвлеченные на первый взгляд проблемы обретали острый и животрепещущий общественный смысл. Тем более что в романе акцентируются не теоретические разногласия героев, но нравственно-идеологическая суть и жизненно-практические различия их позиций: контраст юности и зрелости, наивности и трезвости, энтузиазма и скецсиса.

Оппонент «демона» Онегина, Л. свято верит в таинство жизни, возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой: вызвав Онегина на поединок, он доказал это на деле. Однако прекраснодушные мечтания Л. не выдерживают столкновения с реальностью. Идеальный друг, каким считал он Онегина, не находит смелости отказаться от поединка и собственноручно убивает юного поэта.

Позиции героев-антиподов оказываются сами по себе ущербными, но в то же время взаимодополняющими и в этом смысле духовно ценными. Отсюда - двойственность авторской оценки Л., иронической и сочувственной одновременно. Отсюда же - и двойственность авторского прогноза о возможном будущем Л.: опасность «обыкновенного удела» - превращения в заурядного помещика или же вероятность стать известным поэтом и даже выдающимся общественным деятелем, рожденным «для блага мира».

Через образ Л. Пушкин провел несколько важных для себя тем, чтобы закончить их неожиданно трагическим финалом. Со смертью Л. на дуэли обрывается все, что у Пушкина связано с юными мечтаниями и первыми стихами. А до этого - светский Петербург и его забавы у Онегина; Германия и любовь к Ольге - у Л.; все это блестит, сверкает и кажется прекрасным началом. Ничто не предвещает трагическую развязку, вызванную стечением роковых обстоятельств. Л.- герой и символ таких обстоятельств. Юный помещик и поэт, «он сердцем милый был невежда». Его день в деревне складывался примерно по той же схеме, что и у Онегина, но это не вызывало в нем никакой скуки. Он принимал все, каково есть, как устроено, и в деревенской тишине сразу нашел ту, которая заняла все его чувства. Про Ольгу Онегин скажет: «Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом небосклоне», а Л. в Ольге видит все, что влюбленный видит в женщине. Отроком он был «свидетель умиленный ее младенческих забав, а по возвращении в Россию образ милой девочки-соседки самым естественным образом соединился с тем, что «…Он рощи полюбил густые, // Уединенье, тишину, // И ночь, и звезды, и Луну…» Гармония природы, гармония любви, гармония дружбы - но вдруг роковой выстрел друга - и всему конец, Л. мертв. Пушкин складывает его короткую жизнь из простых, крайне знакомых ему и его окружению обстоятельств, посмеиваясь над некоторыми из них. Разводя в разные стороны Онегина и Л., Пушкин все загадочное и противоречивое оставляет Онегину, подготавливая выстрел, стоивший его приятелю жизни. К моменту дуэли мы знаем о Л. решительно все, что было содержанием его натуры. В Л. Пушкин как бы прощается с тем, что в самом себе знает, как ничем незамутненную ясность душевных движений. Книжный юноша, поэт, «сердечных мук еще не знав», Л. влюбился и погиб. Рассказ о нем сопровождается авторским сочувствием, иронией, сожалением. Так уходит от автора его собственная юность. Пушкин со сложным чувством прощается с ней, разглядывая Л. (а в нем себя) то всерьез, то иронически.

Л. прилежно украшает альбом Ольги нежными стихами, сельскими видами. Пушкин знает, что такое «уездной барышни альбом»,- он сам не раз писал в такие альбомы. Улыбнувшись собственной памяти, он тут же высмеивает великолепные альбомы блистательных дам и опять возвращается к своему герою, чтобы защитить его: «В альбоме Ольги молодой; // Его перо любовью дышит». И тут же мимоходом поминает одного из своих современников, расширяя смысл явления: «Так ты, Языков вдохновенный…» Бегло заметив, что Л. писал бы оды, «да Ольга не читала их», Пушкин-поэт возвращается к собственному уединению: «Но я плоды своих мечтаний // И гармонических затей // Читаю только старой няне…» Весь этот сплав признаний, быстрых заметок, «небрежной болтовни» меняет интонацию, когда автор переходит к дуэли. Пушкин берет на себя роль хроникера. В чеканные, строгие строки он заключает картину, где «невольником чести» выступает юный романтик: «Вот пистолеты уж блеснули, // Гремит о шомпол молоток…» Не будучи врагами, не успев испытать, пережить то единственное, что оправдывает поединок (и что испытал лет через семь Пушкин), два человека направили друг на друга пистолеты. Через несколько секунд один из них упал мертвым. После этого движение «романа в стихах» переменит свое русло. О том, как секундант уложил оледенелый труп Л. в сани, как, «почуяв мертвого, храпят и бьются кони», и, наконец о том, как на краю селения поставлен памятник простой, а Ольга, поплакав, утешилась уланом,- об этом написано так, что понятно: течение жизни в «мертвящем упоении света» открыло Пушкину свою страшную подноготную.

В опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879) образ Л. переосмыслен прежде всего музыкально - с сохранением стихотворного текста, который благодаря искренности интонаций в контексте оперы не воспринимается пушкинской пародией на «любовную чепуху». Особенная проникновенность партии Л. порождена сочувствием композитора, вполне ото ждествившего себя с героем: Л.- совершенный носитель романтического культа любви, ставшего его мироощущением. Личная драма автора усугубляет элегические настроения и вносит сумеречные гармонии в музыкальный образ Л. Композитор исключает иной исход судьбы поэта, романтизировавшего действительность: душа, осужденная любить, не примет «обыкновенного удела». В образе Л. на русской оперной сцене Л.В.Собинов подчеркнул поэзию страдания, а С.Я.Лемешев создал неизбывный гимн любви, воспел чистоту и возвышенность доверчивого чувства.

Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - это не просто красивое произведение о любви. Поэт поднимает важные вопросы, которые волновали общество в его эпоху. И написан роман изящным и красивым слогом. В пушкинскую эпоху главной проблемой прогрессивного молодого поколения было разочарование в окружающей действительности. К группе этих людей следует отнести и центрального персонажа. Но образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это полная противоположность центральному персонажу. И тем удивительнее казалась окружающим их дружба. О личности поэта-романтика и будет рассказано ниже. Далее, для более полного раскрытия образа, будет использовано несколько цитат о Ленском из "Евгения Онегина".

Связь с личностью поэта

Образ Ленского в романе "Евгений Онегин" - это автопортрет Пушкина-романтика, хотя пушкинисты отмечают, что прототипами для данного персонажа являлись и другие и личности из окружения поэта. Это идеалист, для которого честь и высокие идеалы, чистые чувства были превыше всего. Эти качества были присущи и самому Александру Сергеевичу.

Внешне поэт скептически относился к проявлениям романтизма. Он, подобно Онегину, стремился быть на шаг впереди всего общества. Но Пушкин так и не смог полностью отказаться от романтической стороны своей натуры.

Краткая биография героя

Чтобы полностью раскрыть образ Ленского в романе "Евгений Онегин", нужно дать краткое описание его биографии. Это был молодой помещик, богатый, а потому считался завидным женихом. Ему было 18 лет, и он недавно вернулся в свое поместье, которое находилось в Красногорье. Ленский рано лишился родителей, а с семьей Лариных был знаком с детских лет.

Поэту были чужды светские развлечения. Поэтому он не был испорчен светским обществом, как главный герой. Он умел ценить внутреннюю красоту и видеть прекрасное. Ему было неинтересно с соседями, которые видели в нем лишь выгодную партию для дочерей.

Он много времени провел за границей и закончил Геттингенский университет, известный в то время тем, что являлся центром либерализма в Европе. Поэтому юноша вернулся оттуда вольнодумцем, идеалистом и поклонником романтизма. Ленский всегда рассуждал о высоком, поэтому речь его была эмоциональна. Таким образом, он был полной противоположностью главному герою.

Внешность Ленского в романе "Евгений Онегин"

В произведении дается краткое описание молодого поэта. Он был красивым молодым человеком:

"Красавец в полном цвете лет".

"И кудри черные до плеч".

Такая длина волос (в то время молодые люди редко отпускали свои кудри до плеч) является приметой человека-вольнодумца, либерала. Эта мода пришла из таинственной Германии, где учился Владимир Ленский.

Дружба со светским денди

В описании образа Ленского в романе "Евгений Онегин" обязательно нужно рассказать об его отношениях с самим Онегиным. На фоне циничного равнодушного Евгения сильнее выделяется чувствительная и возвышенная натура поэта-романтика, идеализирующего окружающих.

Несмотря на то что в их разговорах всегда было место спорам (потому как их суждения были отличны во всем), молодым людям было приятно их общение. Большое значение этой дружбе придавал Ленский. Воспитанный в лучших традициях романтизма, идеалист, ставящий выше всего любовь и дружбу, поэт искренне был привязан к Онегину.

Ленскому был нужен верный друг, с которым бы он мог делиться своими мечтами, рассуждать на философские темы. Пылкий поэт жил в своем особенном мире и искренне считал, что и другие люди ему ответят тем же.

Для Онегина все в Ленском было ново. Разочарованному в жизни, уставшему от развлечений, ему интересно было слушать вдохновенные речи поэта. Он со снисхождением слушал его откровения. Для Владимира же Онегин выгодно отличался от всех его соседей своими суждениями и манерами, он был непохож на остальных. Поэтому романтичный Ленский идеализировал своего друга.

Любовь к Ольге

Большое значение в характеристике Ленского в романе "Евгений Онегин" имеет описание его отношения к младшей сестре Татьяны - Ольге. Живя в своем особом мире, идеализируя окружающих, он создал романтический образ своей возлюбленной. Владимир был не искушен в делах сердечных, поэтому нет ничего удивительного в том, что его сердце пленила прелестная сельская девушка с ангельской внешностью.

"Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена".

Он со всей пылкостью и страстностью натуры отдался этому первому светлому чувству. Ольга была для него целым миром, его идеалом. Лишь только такие возвышенные и мечтательные люди способны испытывать такое чувство. И Владимир совсем не замечал недостатков своей избранницы. Потому что он верил, что его любимая обладает всеми качествами романтичной и возвышенной героини.

Драма юного поэта

Характеристика Ленского в романе "Евгений Онегин" - это описание идеалиста, впечатлительной и возвышенной романтичной натуры. Поэтому Владимир не мог иначе отреагировать на злую шутку своего друга. Живя в своем мире, считая всех своих близких идеальными людьми, он не замечал их недостатков.

Поэт не придавал значения тому, что Онегин - это равнодушный циничный человек, со снисхождением и покровительством относившийся к нему. Ольга, как и большинство молодых девушек, была кокеткой, которая легкомысленно относилась к воздыханиям своего поклонника.

Поэтому Ленский расценил как предательство шутку Онегина и поступок Ольги. Разрушились все его представления о высоких идеалах, дружбе и любви. И Владимир вызвал Евгения на дуэль, где тот, испугавшись мнения общества, застрелил молодого поэта. Но, возможно, для Ленского была страшна не сама дуэль, а то, что все его иллюзии и мечты разрушились в один миг на балу.

Роль Ленского в сюжете

Так кто такой Ленский в романе "Евгений Онегин"? Какую роль он сыграл в произведении? Гибель юного поэта символична: она показывает, что романтик, живущий только своими иллюзиями, гибнет при столкновении с реальностью. А. С. Пушкин на примере Владимира показал, что в светском обществе нет места возвышенным идеалам Ленского.

С помощью этого персонажа Пушкин показал, что искренние чувства были не в моде, в обществе ценились напускные манеры и равнодушие. Александр Сергеевич создал яркий образ интеллигентного дворянина, поэта-лирика, романтика, который высоко ценил любовь, дружбу и честь.

Меню статьи:

В романе «Евгений Онегин» Пушкина образ Владимира Ленского резко выделяется на общем фоне. Его личность кажется вырванной из контекста современности, так как Ленский имеет отличительные различия по сравнению с другими персонажами романа. Он кажется слишком идеальным человеком во всех отношениях.

Детство и элементы биографии Ленского

Александр Сергеевич мало внимания уделяет прошлому Ленского, поэтому о некоторых фактах его биографии приходится говорить используя некоторые намеки автора. Детально, с Ленским мы знакомимся в период его 18-летия. Это привлекательный юноша, дворянского происхождения. Его усадьба находится в Красногорье. Он очень образованный и воспитанный человек. Ленский долгое время пребывал заграницей – такое положение вещей было связано в первую очередь с его обучением. Владимир обучался в Геттингенском университете Германии: «Он из Германии туманной привез учености плоды».

Предлагаем ознакомиться с интересным героем – в повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”

Исходя из факта длительного пребывания за рубежом, Онегин называет Ленского полурусским.
О внешности Ленского также известно мало – Пушкин характеризирует его как красивого внешне, привлекательного юношу с длинными кудрявыми волосами.

Владимир Ленский и Евгений Онегин

Дружба Владимира Ленского и Евгения Онегина выглядела очень странным явлением в виду слишком значительных отличий этих героев. Да, нельзя не признать, что между ними есть и сродные черты. Так, например, оба они были аристократами по происхождению, оба были образованными и умными людьми, их знания фактически позволяли им быть философами своего времени.

И Ленский, и Онегин рано остались сиротами. Ни образ Ленского, ни образ Онегина не лишен благородства, которое, впрочем, в случае с Онегиным теряется среди его отрицательных его качеств. Оба персонажа являются странными в рамках современного им общества, и хотя их странности проявляются в разных ипостасях, исключить такой сродный элемент, как сопоставляющий элемент в сопоставлении – общество и его общепринятые парадигмы.

Отличительные черты характера Владимира и Евгения значительно существеннее: это и отношение к светской жизни, и вера в дружбу и любовь, отличительной чертой этих героев является и романтический состав личности Ленского и прагматичный – Онегина. Такие существенные отличия, казалось бы, должны были оттолкнуть героев и спровоцировать антипатию друг к другу, но получилось все наоборот: такие существенные отличия позволили героям дискутировать на различные философские темы, к тому же отсутствие других кандидатов для общения существенно сблизили этих, казалось бы, антонимичных персонажей.

Характеристика личности Владимира Ленского

Владимир Ленский обладает значительным набором положительных качеств, которые позволяют ему выделиться среди общей массы аристократов.

В первую очередь, Ленский – романтик от макушки до пят, особенно явно это проявляется в его отношении к своей возлюбленной – Ольге Лариной: «Поэт, задумчивый мечтатель».

К тому же у Владимира возвышенное отношение к женщинам в целом – он считает их априори необычными и уникальными существами. В общении с представительницами прекрасного пола Ленский испытывает некоторую робость – он чувствует себя в компании женщин неловко, не в своей тарелке, часто он не знает, как ему нужно поступить по отношению к ним, и как правильно повести беседу.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образ которой описан в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Ленский – домосед, он не любит пребывание в светском обществе, ему непонятны увлечения зваными обедами и балами.

Ленский – чистый и открытый человек, он полон позитива, оптимизма и веры в лучшее: «Он пел поблеклый жизни цвет».


В своей душе он еще совсем ребенок, полный юношеского максимализма и идеализма. «Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы».

Такой позитивный набор качеств также не лишен ложки дегтя – Ленский пылкий, вспыльчивый и импульсивный человек, такие качества, на первый взгляд, не должны были воссоздать ему славу дурного человека, но в случае Ленского они стали существенным недостатком, так как не позволяют молодому человеку здраво мыслить в волнительных для него ситуациях.

Владимир Ленский и Ольга Ларина

Владимир Ленский с самых малых лет был знаком с Лариными, в частности с их дочками – Татьяной и Ольгой. Владимир питал нежные чувства к младшей дочери с давних пор, поэтому вскоре, после возвращения из Германии, он стал официальным женихом девушки.

Ольга Ларина была очень красивой девушкой, по меркам современного аристократического общества – кожа ее была светлая, а щеки румяные. Ее круглое лицо обрамляли прелестные золотого цвета кудри. Этот сказочный образ дополняли выразительные голубые глаза. По нраву девушка была веселой и оптимистичной, что выгодно ее выделяло на фоне унылой Татьяны. Однако ее образ не лишен ложки дегтя – Ольга была легкомысленной и ветреной кокеткой.

Онегин долго удивлялся, что такой человек как Ленский выбрал себе в жены не Татьяну, а ее сестру. Однако сердце Владимира, не взирая ни на что, было пленено Ольгой.

Именно Ольге Ленский посвящает свои стихи, все его мысли были заняты исключительно Ольгой. Отношения с Ольгой стали, судя по всему, самой большой радостью в жизни Владимира, но при этом они также стали причиной и самой большой трагедии в его жизни.

«Непроговоренные отношения» Ленского и Татьяны

Отношения Ленского и Татьяны в кругу филологов и литературоведов часто называют «деревенской историей». Эта история достаточно композиционно необычная, хотя это и не сразу замечается читателем. Отношения молодых людей полны «непроговоренных мест» двусмысленностей, недомолвок, смен интонации, обрывов, неожиданных переходов с одного предмета на другой и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос: но о каких же отношениях Владимира с Татьяной мы говорим, когда Ленский влюблен в Ольгу? А вот так, отношения все-таки были, и называются они порой «закадровым сюжетом». Литературоведы пришли к общему мнению, что линия Татьяна–Ленский выражает полифонию романа Пушкина. Давайте разберемся с этим вопросом детальнее.

Потенциальность «любовного треугольника»

«Любовный треугольник», как известно, – довольно распространенный литературный сюжет. Однако пушкинский роман примечателен тем, что здесь такой сюжет – потенциальный. «Треугольник» назревает, но оформлению этой геометрической фигуры мешает появление Онегина. Ленский, безусловно, влюблен в Ольгу. Однако молодой человек прекрасно осознает достоинства Татьяны, а также то, что эта девушка может стать лучшей женой, чем Ольга. Так, в частности, считает Юрий Лотман – специалист по семиотике, философ и культуролог, который также анализировал произведение Пушкина. По мнению исследователя, у Владимира с Татьяной куда больше общего, чем у Владимира и Ольги: это и круг интересов, и душевный склад, и особая «поэтичность». И, правда, Ленский похож на старшую Ларину: философская натура (вот, например, Пушкин пишет о молодом человеке: «Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой, над ней он голову ломал и чудеса подозревал»), чистота, не развращенность светскими раутами, наивность, доверчивость, простодушие, стыдливость и робость. Ленский – конечно, романтик. Герой верит в высокие, вечные чувства, в любовь, дружбу.

В деревне у Ленского было не так много друзей, а особенно же – людей, которые понимали мировосприятие и мировоззрение юноши. Редким человеком, понимающим Ленского, оказывалась Татьяна. Лотман подчеркивает, что общество Лариной, должно быть, очень ценилось Ленским. Девушка тонко чувствовала поэзию, подмечала красоту ландшафтов и природы в целом – так же, как Владимир. Однако Пушкин умалчивает о том, что между молодыми людьми проскальзывала какая-то искра, или что Татьяна интересовалась творчеством Ленского, равно как и наоборот. Но в «деревенской истории» Пушкин семь раз обращается к общению между Татьяной и Владимиром. Посмотрим, что это за случаи.

Пушкин о возможной линии Татьяна–Ленский

Первый раз автор упомянул об этой линии в разговоре Онегина с Ленским, когда первый заметил, что выбрал бы Татьяну. На это Владимир – как это ни удивительно – ничего не сказал. Хотя Онегин при этом успел окрестить Ольгу – избранницу Ленского – «глупой луной на этом глупом небосводе». Даже Набоков – коллега Пушкина из другого века – удивился сухой реакции Ленского на такую бестактность со стороны Онегина. Другие два упоминания менее выразительны, чем первое. Хотя, возможно, заслуживает внимания уверенность Евгения, что Ленский приедет на именины Татьяны. Хотя, казалось бы, почему этот праздник – предназначенный для узкого семейного круга – должен касаться Ленского?

…Татьянины именины
В субботу. Оленька и мать
Велели звать, и нет причины
Тебе на зов не приезжать…

Впрочем, нам кажется, что в данном случае фантазия литературоведов, скорее, разыгралась, чем Пушкин, действительно, хотел сделать намек. А вот следующий эпизод уже довольно любопытен. Татьяне снится, что Евгений ссорится с Владимиром. Два друга, два товарища – для чего Ленскому и Онегину ссориться? При этом, автор упоминает об укорах Татьяне. Вероятно, бессознательное (если мы обратимся к концепции австрийского психиатра Зигмунда Фрейда) Татьяны дало о себе узнать: девушка воспринимала Ленского с Онегиным как соперников.

Пятое упоминание – это танец. На именинах Лариной Владимир танцевал первый танец с виновницей торжества. Этот момент особенный по одной причине: этот танец стал последним для Ленского – после этого героя убили на дуэли. Конечно, здесь можно спорить, почему же Владимир приглашает Татьяну. Можно сказать, что Ольгу уже пригласили (раньше). Однако эта версия кажется все равно малоубедительной. Шестой случай упоминания о возможных скрытых чувствах между Татьяной и Ленским уж и вовсе любопытный:

Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Но этой страсти и случайно
Еще никто не открывал.
Онегин обо всем молчал;
Татьяна изнывала тайно;
Одна бы няня знать могла,
Да недогадлива была…

Что именно кажется литературоведам подозрительным в этом фрагменте? Во-первых, присутствие героини в этом эпизоде, ведь, когда Ленский виделся с Ольгой, Татьяны не было. При этом, несмотря на то что Ольга послужила поводом для дуэли, о самой девушке автор ничего не говорит. Да и няня догадывалась о влюбленности Татьяны в Онегина (об этом писатель прямо упоминает в тексте). Кроме того, Евгений отказывает девушке, а значит – становится «вражеским элементом» для круга семьи Лариных. Тогда почему же любовь Татьяны – горькая, невзаимная – соединила бы друзей? Очень странно. Наконец. Седьмое упоминание уж и вовсе мистифицирует текст, потому что специалисты предполагают буквальность во фразе «брата своего». Эта фраза относится к Татьяне и к тому, что девушке следует ненавидеть Евгения – «убийцу брата своего». Читатель знает, что мать сестер Лариных вышла замуж за нелюбимого, а потому часто помыкала мужем. Существуют даже версии, что Ленский, и правда, мог быть братом Татьяне – по матери – учитывая, что та, вероятно, порой изменяла мужу. Однако, это всего лишь версии.

Дуэль с Онегиным

Импульсивность и эмоциональность Ленского сыграли с этим персонажем злую шутку: на праздновании именин Татьяны Лариной, Онегин уделяет слишком много внимания Ольге – невесте Ленского. В отместку за то, что Владимир, вытащил его к Лариным против воли, Онегин танцует и кокетничает с Ольгой. Легкомысленная и ветреная девушка охотно принимает ухаживания Евгения, чем приводит в недоумение своего жениха. Оскорбленный таким поведением Онегина, Ленский преждевременно покидает праздник, а затем вызывает Онегина на дуэль. Евгений понимает всю абсурдность дуэли, но кардинальных мероприятий по ее избеганию не предпринимает – Евгений совершает некоторые недопустимые нарушения в правилах проведения дуэли, но это не останавливает Ленского. Дуэль окончилась для Ленского трагически – несмотря на то, что Онегин не ставил себе за цель гибель Ленского, волей случая случилось именно так. Владимир погиб на месте. Евгений был поражен случившимся, так как не ожидал такого исхода событий, однако повернуть время вспять было невозможно – случилось то, что случилось.

Образ Владимира Ленского в целом носит позитивный характер – он наделен массой положительных качеств и хорош во всех смыслах этого слова. Однако принципиальность и неумение прояснить случившееся приводит его к гибели.

Онегин, как мы видим, в каком-то смысле – антипод позитивного Ленского. На празднике по случаю именин Татьяны Онегину скучно, гости герою тоже не нравятся, а Ленский – раздражает. Почему Евгений так излишне внимателен к Ольге? Просто из-за скуки, потому что хочет разозлить, подразнить друга – Владимира. Говорят, что дуэль, которая последовала за горячей ссорой героев, можно было предотвратить. И ключ к мирному разрешению конфликта – извинение Евгения. Однако строптивый юноша, конечно же, прощения просить не стал. Онегин поразительно сильно волнуется о своей репутации, боясь о том, что эти события испортят его реноме. Молодой человек, по-видимому, слишком зависим от мнения «высшего света». Таким образом, желая спасти свою якобы честь, удержаться на плаву в вихре интриг этого самого «высшего света», Онегин рискует жизнью товарища, ведь «дико светская вражда боится ложного стыда». Секундантом выбрали некоего Зарецкого – юношу «сомнительной чести». Сомнительность этого героя сыграла свою роль: Зарецкий даже не стал разговаривать о примирении, хотя это входит в прямые обязанности секундантов.