Павел и сергей третьяковы-благотворители, меценаты, коллекционеры, общественные деятели. Третьяковы

ТРЕТЬЯКОВЫ

Купцы и меценаты

Третьяковы - российские купцы, прославившиеся своим художественным вкусом и меценатством, семья, которой многим обязана российская культура. Российский купеческий малоярославский род (упоминается с 1646 года). Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями.

В 1774 году первый Третьяков - семидесятилетний Елисей Мартынович переехал в Москву. Его сын, Захар Елисеевич, поселился в Замоскворечье вместе со своей женой Лукерьей Лукиничной и пятью детьми. Когда жена умерла, он женился во второй раз, и в этом браке родилось два сына - Михаил и Сергей.

В 1816 году Захар Елисеевич был хозяином пяти смежных лавок на углу Холщевого и Златокружевного рядов близ Ильинки. Чувствуя приближение последнего часа, он загодя внес в опекунский совет необходимое количество денег, чтобы обеспечить своих несовершеннолетних сыновей.

После смерти Захара Елисеевича братья торговали каждый для себя, а в 1830 году произошел окончательный раздел. Родительский дом и наследство умершего Сергея отошли к Михаилу Захаровичу, но все равно в Москве он считался небогатым купцом и незавидным женихом. Когда в 1831 году Михаил Захарович женился на дочери купца Борисова, экспортировавшего сало в Англию, москвичи сочли, что брак неравный: ведь Борисов дал 15 тысяч рублей приданого, да и невеста была на 11 лет младше жениха.

Тем не менее молодые любили друг друга. Жили они скромно, но в полном согласии. Жена, Александра Даниловна, вела домашнее хозяйство, а Михаил Захарович целыми днями занимался делами. Но и отдыху было место: ездили на гуляния в Сокольники, в сезон по воскресеньям посещали театр.

Всего у этой счастливой пары родилось 11 детей, но шестеро из них умерло от скарлатины, зато двое сыновей, Павел и Сергей, стали гордостью семьи и заслужили благодарность потомков.

Братья Третьяковы с детства дружили с приходским священником А.А. Виноградовым, с семьей Рубинштейнов и со своими соседями Мединцевыми. Из пятерых братьев Мединцевых самым известным стал Александр, обладатель первой нумизматической коллекции. Компания была шумной и веселой, молодые люди часто ходили друг к другу в гости и образовали своеобразный кружок, в котором Павла Третьякова за его необыкновенную серьезность (унаследованную от матери) и внешнее сходство с отшельниками со старинных византийских образов прозвали Архимандритом. Он был высокий, сутуловатый, носил русую бороду, имел карие глаза и удивительно густые брови. Руки его были длинны, а пальцы - удивительно тонки. За эту «удлиненность» и утонченность его называли еще Англичанином.

Однажды в Большом театре на итальянской опере Павел Михайлович увидел девушку, которая покорила его с первого взгляда. Это была Вера Николаевна Мамонтова. Но влюбленный Третьяков не решался подойти к красавице и лишь издали, спрятавшись в какой-нибудь уголок, любовался ею в течение нескольких зим. Более близкое знакомство произошло только в 1865 году, когда после смерти матери и брата Вера Николаевна поселилась у вдовы брата, Елизаветы Михайловны. Они обе были замечательные пианистки и часто бывали у Каминских. Каминский взял на себя роль свата и свел Павла Михайловича и Веру Николаевну Свадьба состоялась 22 августа 1865 года.

Вера Николаевна пришлась «ко двору» Третьяковым. Она обладала необыкновенной женственностью и просто фантастической способностью улаживать любые конфликты и недоразумения, причем делала это ненавязчиво и в высшей степени доброжелательно. В хозяйственных делах молодая жена ничего не понимала, поэтому и не касалась их. По настоянию Павла Михайловича, любившего музыку, она продолжала совершенствовать свое исполнительское мастерство.

10 ноября 1868 года женился и брат Павла - Сергей. Его жена, Елена Андреевна Матвеева, была женщиной необыкновенной красоты, но имела очень вздорный характер. Она не стремилась вызвать любовь своей новой семьи, направив все усилия на продвижение своего мужа по служебной лестнице. И на этом поприще Елена Андреевна преуспела: в том же году Сергей Михайлович был уже членом Московского Совета торговли и мануфактур. В январе 1877 года он был избран Московским городским головой, в 1878-м стал статским советником, а в 1882-м - действительным статским советником.

Находясь на посту городского головы, он устраивал в Москве Всероссийскую торгово-промышленную выставку, организовал сбор средств на поддержание и ремонт памятника А.С. Пушкину, построил постоянные мосты через Москву-реку. В течение длительного времени он занимал пост председателя Общества поощрения художников, собственные деньги вкладывал в издание «Художественного журнала».

В 1866 году выросла семья Павла Михайловича - родилась первая дочь Вера, потом были еще две дочери и два сына. Одновременно расширялось и семейное торговое дело, открывались отделения и конторы в других городах, в 1866 году было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с капиталом в 270 тысяч рублей.

Павел Михайлович стал директором правления «Товарищества», членом совета московского купеческого банка, членом советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества, он содержал Арнольдовское училище для глухонемых детей.

Оказывал Павел Михайлович материальную помощь и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, и отдельным художникам - И.В. Крамскому, Н.Н. Ге, А.К. Саврасову (покупая их картины и ссужая деньгами). Беспокоился он и о здоровье художников, например, об И.И. Шишкине, когда тот заболел тифом, или о Ф.А. Васильеве, болевшем туберкулезом.

Сам Павел Михайлович любил лакировать и реставрировать картины. Эти занятия доставляли ему больше радости, чем балы и застолья. Поэтому Вера Николаевна выезжала в гости и в купеческий клуб с сестрой Зинаидой, а Павлу Михайловичу было довольно и ее рассказов.

Их сын Иван был очень одаренным в музыкальном отношении ребенком, но в 1887 году он умер от скарлатины. Для Павла Михайловича это было огромное горе, заставившее его пересмотреть свои отношения с другими детьми. Так, он дал согласие на брак своей дочери Веры с музыкантом Зилоти, хотя раньше был категорически против.

С 1856 года с помощью своих близких друзей- И.Е. Репина и И. И. Крамского Павел Михайлович собирал произведения русского художественного искусства. В 1892 году его коллекция - одно из крупнейших собраний национальной живописи - стала основой Третьяковской галереи. Но еще до этого, в 1869 году, он подарил Академии художеств большую коллекцию литографий с картин европейских мастеров. А в 1874 году он подарил Московскому обществу любителей художеств Туркестанскую серию картин В.В. Верещагина.

Павлу Третьякову принадлежит идея создания портретной галереи. По его заказу были написаны портреты М.С. Щепкина, А.И. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.Г. Рубинштейна, Ф.М. Достоевского. Но сам Третьяков согласился позировать только дважды - Крамскому, а потом Репину.

Сергей Михайлович по делам службы часто выезжал за границу, где всерьез увлекся коллекционированием. Начал с покупки картин русских художников (Ф.А. Васильева, В.Д. Поленова, В.Г. Перова). В Париже он начал посещать выставки, антикварные магазины и художественные салоны. Так в его коллекции появились полотна Ш.Ф. Добиньи, Т. Руссо, Ж. Депре, Т. Жерика и Э. Делакруа. Особенно его привлекло творчество барбизонцев. Он старался по возможности представить всю историю французской живописи. Сергей Михайлович внезапно умер 26 июля 1892 года, завещав свое собрание картин городу Москве.

После смерти брата Павел Михайлович объединил обе коллекции и занялся подготовкой к открытию художественной галереи. Торжественное открытие «Московской городской галереи имени братьев Третьяковых» состоялось в 1893 году. В галерее тогда было 22 зала, 1276 картин русских художников, 471 рисунок и 10 скульптур русской школы, а также 84 картины иностранных живописцев - наследие Сергея Михайловича.

С 1893 года П.М. Третьяков - действительный член Академии художеств, с 1897-го - Почетный гражданин Москвы.

Павлу Михайловичу помогал в работе в галерее его сын Николай, продолжавший дело своего отца в течение 58 лет.

В один из дней конца мая у главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке было заметно особенное праздничное оживление. Яркий солнечный день казался еще солнечней и веселей от криков детей, бегавших во дворике перед главным входом в галерею. Какая-то школа, наверное, привезла на экскурсию своих питомцев. Вот две девочки лет девяти подбежали к памятнику Павлу Михайловичу Третьякову, стоящему посреди двора, у одной в руках фотоаппарат.

– Сфотографируй меня возле памятника! – Фотомодель трясет косичками и улыбается во всю ширину беззубого рта, зубы-то молочные все выпали спереди, а коренных еще не выросло. Подружка быстро щелкает своей «мыльницей» – и обе убегают. Что там у них в кадр попало, кроме улыбки и небольшого куска пьедестала?

Две дамы, судя по всему, сотрудницы музея, тоже подходят к памятнику с фотоаппаратом.

– Давай становись вот здесь, немного сбоку, чтобы солнце в объектив не било, сфотографирую тебя с Павлом Михайловичем.

Заметно, что в этом случае работа над кадром ведется уже не так легкомысленно.

– Не люблю я фотографироваться и фотографий своих не собираю.

– Ничего, можно разок сфотографироваться – раз в 150 лет.

Щелчок – и каменная фигура Павла Михайловича попадает в кадр вместе с одной из сотрудниц музея. В памятнике не чувствуется отчужденности, обычно присущей изваяниям. Все как-то очень живо, как будто Павел Михайлович – это вечный директор галереи имени братьев Третьяковых, который, хоть и не участвует в совещаниях и не решает текущих вопросов, но вполне себе здесь же присутствует и для всех сотрудников является как бы старшим товарищем во всех их рабочих делах.

Государственной Третьяковской галерее имени братьев Павла и Сергея Третьяковых исполнилось 150 лет. Датой основания галереи считается день, когда Павел Третьяков положил начало своей коллекции русской живописи приобретением картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника В. Г. Худякова. Произошло это 22 мая 1856 года. А 24 мая 2006 года в Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности братьев Третьяковых, которая продлится до 30 сентября.

Как говорится в пресс-релизе выставки, ее цель заключена в том, чтобы показать масштабы собирательской, предпринимательской, благотворительной жизни братьев Третьяковых, а также в том, чтобы просто рассказать о жизни этой замечательной русской семьи, потомки которой продолжают жить и сейчас, как в Москве, так и за границей. Главное, что остается после посещения выставки, разместившейся на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковки, это ощущение того, как цельно и красиво умели жить эти люди. Благодаря своему трудолюбию, любви и уважению друг к другу, а также благодаря пониманию того, что богатство это не просто частная собственность, главный смысл которой быть неприкосновенной, но еще и некоторый долг, особое призвание. Это последнее Павел Михайлович Третьяков коротко выразил в одном из писем своей любимой дочери Александре: «Нажитое от общества должно вернуться обществу».

В первом же разделе выставки представлены документы, свидетельствующие о том, как эти слова подкреплялись делом в такой, например, области как любовь Павла Михайловича Третьякова к искусству. Уже в 1860 году, 28 лет от роду, он на всякий случай пишет завещание, в котором упоминает и будущую Третьяковскую галерею.

«Капитал же 150 тысяч рублей серебром я завещаваю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи и прошу любезных братьев моих Сергея Михайловича и Владимира Дмитриевича и сестер моих Елизавету, Софью и Надежду непременно исполнить просьбу мою. Я забыл упомянуть, что желал бы оставить национальную галерею, состоящую из картин русских художников. Более всех обращаюсь с просьбой моей к брату Сергею, прошу вникнуть в смысл желания моего. Не осмеять его, понять, что для не оставляющего ни жены, ни детей и оставляющего мать, брата и сестру вполне обеспеченных, для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

В 1873 году для размещения расширяющейся коллекции делается пристройка к жилому дому Третьяковых в Лаврушинском переулке и галерея начинает действовать, но пока еще посещение ее возможно только по знакомству. С 1883 года галерея становится общедоступной. Сергей Михайлович Третьяков не в меньшей степени, чем брат, любил изящные искусства, но увлекался преимущественно западноевропейской живописью, хотя в его собрании, сначала обособленном от собрания брата, находится значительное количество работ русских художников. В своем завещании он также указал, что после его смерти собранные им картины должны перейти в собственность города.

После внезапной смерти Сергея Михайловича в 1892 году Павел Михайлович дарит Москве и всю свою галерею, так две коллекции братьев объединяются в одну.

Вообще между братьями всегда царило редкостное согласие, об этом свидетельствуют не только члены семьи Третьяковых, но и многие их современники. Братья решали сообща как деловые вопросы, так и подчас запутанные вопросы художественной жизни, которая по самой своей сути склонна к интриге. Бывало, что Сергей Михайлович приобретал какую-нибудь картину просто для того, чтобы передать ее брату.

Здесь, кстати, уже можно перейти от личных отношений между Третьяковыми к их главному уникальному качеству – к их способности сочетать активную и успешную деловую жизнь с не менее активной и глубокой жизнью в художественных, литературных, музыкальных, театральных кругах. Этим двум разным областям их деятельности посвящены два разных раздела юбилейной выставки и эти разделы не то чтобы не стыкуются между собой, а попросту не укладываются в обычные представления о человеческой жизни. Если бы один брат занимался делами, а другой искусством, то это было бы еще более-менее постижимо. Но никакой «специализации» между Третьяковыми не было, они были равноправными деловыми партнерами и равно уважаемыми ценителями прекрасного. В этом чувствуется какая-то особенная чисто русская универсальность – не-сухость, но и не-мечтательность, которая наряду с другими разными чертами русского характера должна быть признана как одна из исконных, главных черт. С одной стороны, Третьяковы были исключительно надежными и порядочными деловыми партнерами, как по отношению друг к другу, так и ко всем, а с другой, вращались именно среди тех своих современников, чьи лица стали для нас главными лицами второй половины XIX века в России, если говорить об искусстве во всех его разнообразных проявлениях. Лица этих людей – друзей и свойственников Павла и Сергея Третьяковых – мы, кстати говоря, в основном знаем по портретам, выполненным специально для Третьяковской галереи русскими художниками также друзьями и свойственниками братьев.

В разделе выставки, посвященном домашней жизни Третьяковых, представлена значительная часть этих портретов. Здесь есть портреты Чайковского, Аксакова, Фета, Льва Толстого, братьев Рубинштейнов, Репина… Тех с кем они были знакомы, тех кто был близкими друзьями семьи, тех с кем они роднились. Сохранилась и издана очень интересная переписка между П. М. Третьяковым и Львом Толстым, в которой Павел Михайлович раскрывается как независимый человек, отстаивающий свою позицию и в то же время высоко ставящий мнение писателя. Павел Михайлович так же высоко ценил и гений Достоевского и жалел о том, что упустил возможность личного знакомства с ним. «Я боялся, как бы не умалился для меня он при более близком знакомстве, и вот теперь не могу простить себе», – писал он после смерти писателя. Знакомства, дружеские связи, свойство Третьяковых это, по словам куратора выставки Т. В. Юденковой, чрезвычайно обширная тема, достойная отдельного исследования, но все-таки в качестве еще одного примера разнообразия и значительности этих связей, их глубокого прикосновения к важнейшим событиям русской истории хочется упомянуть, что Третьяковы находились в свойстве и со знаменитым ученым-медиком Сергеем Петровичем Боткиным и его сыном Евгением Сергеевичем, тем самым врачом, который вместе с царской семьей погиб в Екатеринбурге.

Особый раздел посвящен благотворительности Павла Михайловича Третьякова, не относящейся к искусству, экспонаты выставки и ее организаторы свидетельствуют о том, что, например, он был фактически единственным человеком, который поддерживал Московское училище для глухонемых, после его смерти руководство училища обращается за поддержкой к Московской городской думе. Третьяков сделал значительный взнос на православный храм в Токио, который строился трудами равноапостольного Николая Японского, Третьяковы вообще регулярно жертвуют на церкви. Они также участвовали в финансировании исследовательской экспедиции, занимавшейся исследованием древних храмов России. Из переписки Третьякова известно, что он не отказывал в помощи и частным лицам, если в этом была необходимость, он бесплатно сотрудничал в Московском попечительском банке, выделявшем средства на поддержку нуждающихся. Также можно предположить, что немалую часть своих благодеяний Павел Михайлович попросту скрыл…

Для того, чтобы внимательно пройти по выставке, разместившейся на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковки, потребуется около двух часов. В том, что организаторы определили ее направление как историко-художественное угадывается желание выйти за обычные для музея рамки демонстрации чего-то ныне уже не существующего. Но здесь история соединяется с искусством и благодаря этому создается ощущение присутствия в залах самой русской жизни – разнообразной, упорной, красивой, мудрой, доброй и семейной. Жизни, которая, преодолев многочисленные пороги времени, теперь принадлежит и нам.

История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут, как создатели Галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М.: Высшая школа, 1991

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть П.М. Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Идея положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие.

В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Др. Руси.

Коллекционировать искусство и поддерживать русских художников П.М. Третьяков начал в 1856 году, когда купил две первые картины своих соотечественников -- "Искушение" Николая Шильдера и "Стычку с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова. Этот год считается датой основания Третьяковской галереи, хотя художественное собрание Павла Третьякова началось еще раньше -- в 1854-1855 годах он приобрел 11 графических листов и 9 картин голландских мастеров на знаменитых "развалах" у Сухаревской башни.

Сергей Михайлович, как и его старший брат, любил искусство «страстно». В 1888 году С.М. Третьяков избран председателем Московского общества любителей художеств, членом-любителем которого он был с момента основания общества в 1860 году. Помимо обычных для общества постоянных и периодических выставок, аукционов, лотерей, конкурсов с денежными премиями, в период правления С.М. Третьякова была организована первая этюдная выставка МОЛХ, впоследствии утвердившаяся в выставочной практике общества. В 1873 году он вступил в члены другого объединения любителей искусств в Москве - Московское художественное общество, при котором функционировало Училище живописи, ваяния и зодчества, членом Совета которого он стал в 1874 году. Не случайно Московская городская Дума постановила увековечить память С.М. Третьякова, учредив после его кончины стипендию его имени для учеников училища.

Начав создание собственной коллекции, С.М. Третьяков не сразу определил свои пристрастия в этой области. По свидетельству Павла Михайловича, приступив к формированию собрания в начале 1870-х гг., он приобрел сначала несколько работ русских художников, но, не желая конкурировать с братом, сосредоточил вскоре усилия на собирании работ западноевропейских мастеров, создав к началу 1890-х гг. великолепное собрание. Основу этого собрания составляли произведения французских и немецких художников 1840-1890-х гг. В нем было также немало работ известных испанских, австрийских, голландских и швейцарских художников того же времени. Приймак Н. С.М. Третьяков. // журнал «Третьяковская галерея» №3, 2004 (04).

Кто не знает о Третьяковской галерее - поднимите руки! И можно быть уверенным, что ни одна рука не поднимется, потому что о Третьяковской галерее знают все. И даже те, кто в ней ни разу не был, не листал альбомов с репродукциями, бережно укрытыми папиросной бумагой, не вдыхал тишину и мягкость музейных залов… Третьяковская галерея - это символ культурной России. Очень показательно, что знаменитая галерея была создана в результате благотворительной деятельности братьев Третьяковых, Сергея Михайловича и Павла Михайловича, российских купцов, которые занимались, собственно говоря, прядильным производством, лишенным всяческой романтики.

На их фабриках работали тысячи людей. В соответствии с доктринами развитого социализма - злостные змеи-эксплуататоры, кровопийцы и мучители народа были эти братья Третьяковы. Но галерея, названная их именем, опровергает любые штампы и клише. Достаточно просто взглянуть на картины, которые собирали братья и передали их в дар не то что городу - всей России, и сразу становится ясно - никак они не могли быть ни змеями-эксплуататорами, ни кровопийцами, ни мучителями. А - людьми тонко чувствующими и мыслящими свободно. Так и никак иначе.

Датой основания галереи считается тот день, когда Павел Третьяков приобрел картину художника В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», чем положил начало своей коллекции. Произошло это событие 22 мая 1856 года.

Оригинальным человеком был Павел Михайлович Третьяков. Сам - из старинного купеческого рода, жену взял из известного рода Мамонтовых (Вера Николаевна была двоюродной сестрой мецената Саввы Ивановича Мамонтова). Имел шестерых детей. Занимался производством, как и положено настоящему российскому купцу и промышленнику. И при этом в доме Третьяковых бывали художники, писатели, музыканты, в том числе и И.С.Тургенев, П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.Д.Поленов и многие, многие другие. Кстати сказать, Чайковский был родственником Третьяковых, а старшая дочь Павла Третьякова Вера вышла замуж за пианиста Александра Ильича Зилоти, двоюродного брата композитора С.В.Рахманинова. Любовь, третья дочь Павла Михайловича, вышла замуж за художника Н.Н.Гриценко, а во втором браке она была замужем за знаменитым живописцем Л.С.Бакстом, который не только писал картины, но и оформлял балеты для Русских сезонов С.П.Дягилева в Париже. Две другие дочери стали женами братьев Боткиных - сыновей известного врача-клинициста С.П.Боткина (да-да, болезнь Боткина - это оттуда). Александра вышла замуж за Сергея Боткина, врача и коллекционера, а Мария - за военного моряка, врача, изобретателя, путешественника Александра Боткина.

Такая вот интересная смесь творческого начала и коммерческой жилки. Очень показательно в этом плане письмо Павла Третьякова любимой дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях».

После многих благотворительных деяний, Павел Михайлович Третьяков решил построить для художественной галереи отдельное здание, где и разместить свой дар - произведения искусства, которые он собирал долгие годы.

Сергей Михайлович Третьяков, младший брат, был личностью тоже в своем роде примечательной. Правда, его архив не сохранился, и поэтому биография Сергея Третьякова не известна в тех подробностях, как биография его старшего брата.

Но точно известно, что он собирал произведения западноевропейских художников, в основном французских, чтобы не было повторов и конкуренции с коллекцией Павла Третьякова - тот в основном специализировался на русской живописи. Утверждают, что многие полотна, приобретенные Сергеем Третьяковым, повлияли на российское искусство. Например, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.М.Прянишников и даже И.Е.Репин написали многие знаменитые картины под влиянием «Деревенской любви» Бастьена-Лепажа.

Так же, как и старший брат, Сергей Михайлович Третьяков в своей духовной отписал собрание картин городу для создания городской художественной галереи. Кроме того, он оставил капитал, на проценты с которого должны были приобретаться произведения русской школы. Коллекции братьев были слиты - и возникла Третьяковская галерея.

Братья Третьяковы - это классический пример русского купечества, которое не только занималось «деланием денег», но и разнообразной благотворительностью, живо интересовалось культурой, наукой и искусством, более того - стимулировало их.

Есть надежда, что современное «купечество» когда-нибудь дорастет до нравственного уровня братьев Третьяковых. В конце концов Россия к этому всегда предрасполагала.

София ВАРГАН