Российская культура в 90 годы.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента 1 . Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир».

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза в ее различных направлениях – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музея российских благотворителей (Москва).

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Так, в короткие сроки в Москве был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный большевиками в 1931 г. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская Православная Церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

На рубеже XX–XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

В целом, в данный период в творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Страница 1 из 4

§ 4. Российская культура в 90-е годы

Общие условия развития культуры
Образование и наука
Проблемы духовного развития общества
Художественное творчество в России

Общие условия развития культуры

На развитие российской культуры в 1990-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе “Основ законодательства РФ о культуре”, утвержденных в 1992. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистки культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е годы приняты Законы “ О библиотечном деле”, “О музейном фонде РФ и музеях в РФ”, “О государственной поддержке кинематографии РФ”. Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В эти годы произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания были активизация внутренних сил культуры и усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, проблемно-целевая ориентация культурной политики, предполагающая решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, самоорганизация культурной жизни. В-третьих, обеспечение многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, что предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.
Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обусловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интенсивности культурного обмена, децентрализацией управления процессом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.
Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 - на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 - только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы - на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 - 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходящие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возникновения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма». Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Жур­нал «Новый мир» начал публикацию романов А. И. Солженицына «Архипе­лаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведения­ми: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность при­обрели произведения, посвященные критике сталинизма, - повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др. После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласно­сти» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «же­лезного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени - «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется пу­тем личного волеизъявления индивида. Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностя­ми. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе - у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти сме­лость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды? В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособ­ный спрос является основным критерием оценки научного или художествен­ного творчества. Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официаль­ное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинан­сирования и хозрасчета». Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации яв­ляется «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный прин­цип» финансирования стал применяться в конце 20-начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен куль­турный уровень населения. Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать програм­ма «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соот­ветствии с программой проводились реставрационные работы - по сохране­нию и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабрис­тов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кри­зису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отноше­ний в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуж­дены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инф­раструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной само­деятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организа­ций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры. Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учрежде­ниями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях ак­ционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспо­собными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д. Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение твор­ческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библио­текари, сотрудники музеев, парков, артисты театров - все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток вы­сококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное чис­ло представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в ком­мерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на ком­мерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж. Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной те­матике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсан­тов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало про­смотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным. В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью от­вечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал вы­сокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншла­ги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Ин­тересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, ПетраФоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его дея­тельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получи всемирное признание и является гордо­стью отечественной культуры. Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечествен­ном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и дру­гие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерче­ских студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значигельной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. АбумЬе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современ­ников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др. Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоизда­тельскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличе­ние книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги сво­бодно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформле­нию. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в зна­чительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизи­тельно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции. В условиях духовного кризисаобщества были сняты запреты на отправле­ние религиозных культов и обрядм, на распространение религиозной литера­туры и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать пред­ставители восточных и западныхрелигий и церквей (в том числе представля­ющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»). Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская право­славная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие при­нятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни. Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоз­зрения, лежащего в основе той ми иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродный по отношению к ней. Все меньше стано­вится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она су­ществует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является наметившаяся тенденция давать новую концепцию человека мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х, начала 90-х годов напоминает ХIХ века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой ХХ века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

В советское время параллельно с официальной культурой развивалась, так называемая, независимая культура, которая восприняла образцы западного постмодерна и воспроизвела их на российской основе.

То, что характерно для западной культуры, сегодня становиться достоянием России. В качестве примера можно сослаться на творчество И. Кабанова 1970-1990 гг. Убогие предметы советского коммунального быта, запечатленные в монументальных формах и масштабах, «музей мусора» - гибрид свалки и усыпальницы – являют собой эксперименты, призванные подтвердить исчезновение иерархических структур и бинарных оппозиций. Значительное и пустяковое, умное и глупое, нормальное и патологическое, возвышенное и низменное – все это обесценено, лишено устойчивости и значимости. Все равноценно и нет ничего святого.

Э. Булатов строит свои композиции по принципу подчеркнуто несовместимых друг с другом предметов, изображений, надписей, соединенных в одном, якобы реальном (эмпирическом) пространстве. Отделить «правильное» и «неправильное», «возможное» и «невозможное», «хорошее и плохое» друг от друга в принципе невозможно. Художник изображает мир перепутанных смыслов, уравненных в своей обесцененности.

Для параллельной независимой культуры, особенно в сфере живописи, характерно столкновение разных смыслов в одном пространстве, при полной невозможности привести их к одному знаменателю, логике, здравому смыслу. Таковы «мифологические» сюиты картин Звездочетова и Филиппова, изображающие алогичные «реалии» и «бредовую историю».

Стертость грани между разумом и безумием - это один из главных принципов искусства неоконцептуалов – таких, как группы «Медгерменевтика» и «Перцы».

Рассматривая основные тенденции и устремление независимой культуры, можно обнаружить ее влияние на ключевые разделы советской художественной культуры второй половины конца ХХ века.

В творчестве распутина, в некоторых произведениях Айтматова рисуется своего рода потерянный мир и населяющие его люди, утратившие свое «Я» вместе с той иерархической и бинарной картиной мира, которая распалась у них на глазах.

На этом фоне особенно заметен Ф. Искандер. В его философской притче «Кролики и удавы» отношения между жертвами и палачами рассмотрены столь неожиданным образом, что их известный антагонизм оказывается сомнительным. Правые и виноватые, добыча и охотник, добрый и злой нуждаются друг в друге и, в известном смысле, составляют единое целое.

Этот же прием использует В. Войнович, изображая парадоксальное «единство противоположностей». Традиции фольклора в соединении с ирреальной реальностью поражают безумную логику: слабый оказывается сильным, умный – глупым, невиновный – злейшим преступником.

Сходные идеи и приемы используются в кино. В творчестве Тарковского, Абуладзе, Абдрашитова, Сокурова, Муратовой предлагаются нашему вниманию некие метафизические загадки со многими, либо же, что то же самое, с никакими отгадками. Творчество этих блестящих кинематографистов запечатлевает мятущихся, потерянных людей, странствующих по свету и пытающихся обрести ясность и определенность среди всеобщего помрачения, утраты ценностей и размывания всех устоев бытия, когда человек уже не знает, не помнит, где – смысл, где – бессмыслица, где – добро, где зло.

Итак, признаки постмодернистской культуры Запада (уклончивость смыслов, их разорванность, алогичность) четко прослеживаются в советской и постсоветской независимой культуре.

Однако очень сходные следствия имеют разные причинные основания. В России не было ни западного политического плюрализма, ни открытого общества, ни потребительского изобилия, ни информационного бума, ни электронного преобразования жизни и психики людей.

Причины постмодернистских новаций в современной отечественной культуре достаточно разнообразны. Исследователи культуры выделяют следующие. Одной из главных, на которую указывали ещё Достоевский и Бердяев, является «неприкаянность» русского национального характера, тотальная бесприютность, в которой теряют смысл категории реального и нереального, факта и фикции.

В. Кормер ищет причины в специфических особенностях сознания людей советской эпохи. Он фиксирует такое явление, которое назвал «двойным мышлением». Смысл этого явления в том, что советский человек приучен самим способом своего бытия забывать о логике, о здравом смысле и ориентироваться на идеи и понятия, которые исключают друг друга. В качестве аргумента В. Кормер приводит такое наблюдение: советская интеллигенция чаще всего относилась резко негативно к политической и общественной системе своей страны, что не мешало ей в основном поддерживать эту систему. Такое «двойное мышление», по-видимому, означает, что для его носителей различие между «плохим» и «хорошим» не представляется чем-то важным.

М. Кантор, известный художник и философ, в качестве одной из причин указывает на «комплекс Иуды», т.е. на психологию предательского компромисса с совестью.

Делаются попытки объяснить данный феномен с точки зрения социальной психологии.

Л. Ржевский разработал концепцию «ювенальности» советский психики, т.е. описал явление неустойчивости и нечеткости жизненных установок по аналогии с детской и юношеской психикой. Иными словами, он рассматривал тот тип личности, который характеризуется утратой способности различать и противопоставлять смысловые оппозиции. Тёмное и светлое, хорошее и дурное, разумное и неразумное становится неразличимым или плохо различимым. Сумеречное сознание, «личность без свойств» - таковы результаты этой эволюции человеческого существа.



Параллельная независимая культура имеет своего носителя. Этот носитель и есть то общее, что роднит западный постмодерн и советскую неофициальную культуру. По их носителю – маргиналу, эту культуру можно назвать культурой маргинального человека.

Маргинальный человек, или маргинал, - это человек, вырванный из своей прежней социальной, национальной, культурной среды, но неспособный радикально приспособиться к другой среде и, следовательно, пребывает в некотором промежуточной измерении. Это серьезная проблема для всех развитых стран. Советский Союз, а затем и Россия не являются исключением. Число маргиналов резко возрастает в связи с драматическими катаклизмами происходившими в течение многих десятилетий в советским и постсоветском обществе.

Крупные города, переполненные выходцами из сельской местности, которые не вполне приспособились к городской цивилизации, разнообразные профессии и занятия, в которых доминируют новички, малоопытные люди, не принадлежащие к этой профессии с самого начала и целиком, сфера культуры, где, в основном, такие же «пришельцы», выходцы их иных социальных сфер, непричастные к культуре изначально, появившиеся лавины эмигрантов, которые на Западе называют «неокочевниками», - все это почва и контингент новой культуры.

Социальная, культурная, национальная маргинальность стала предметом отражения в произведениях Айтматова и Пикуля, Каримова и Пригова, Муратовой и Балаяна.

А. Якимович вскрывает еще одно общее, лежащее в основном подобие между независимым искусством в советском и постсоветском обществе и западным постмодернизмом. Он пишет: «Для «постмодернистского» сознания тоталитарен, по сути, весь мир. Тоталитарен изначально и в своей основе: в жесткой ли форме «реального социализма»; в либеральном ли облике пост-индустриального Запада».

Поэтому поиск смысла сам предстает изначальной бессмыслицей: самопознание жизни убивает жизнь. Отсюда, распад – как господствующий мотив независимого искусства. Постмодерн освобождает силы распада.

И хотелось бы солидаризироваться с А. Якимовичем, надеющимся, что: «В грядущем «распаде распада» и родится, будем надеяться, нечто новое, что даст ответ на сегодняшние проблемы».

В 1991 году в Москве появляется новая большая буква «М», и это не вход в метро, а первый в СССР ресторан фаст-фуд «Макдональдс». Югославские строители возвели на Пушкинской площади бывшего кафе «Лира» крупнейший в Европе Макдональдс на 900 мест. Канадцы подсчитали, что при любом наплыве публики посетители будут ждать своей очереди не более 2-3 минут, но московский Макдональдс побил все рекорды, принимая каждый день по 30-40 тысяч человек! Этот рекорд до сих пор не побит. Очередь, которая образовывалась возле данного ресторана, охватывала всецело близлежащий скверик. После такого философия Макдональдса, как самой быстрой забегаловки, просто рухнула. В России же данный ресторан стал культовым заведением, настоящей достопримечательностью столицы. Перед тем, как войти внутрь, посетителям приходилось около часа дышать друг другу в затылок, но внутри их завораживали интерьер, европейские и японские залы, чудо биг-мака, улыбчивость и расторопность молоденьких продавцов.

С 90-го года массовое накопление первоначального капитала, появляется возможность зарабатывать большие и настоящие «зеленые» деньги и возможность тратить их. Большие капиталы делались на компьютерах, а потребность страны в данной технике составляла минимум 10 млн штук. На «Ура!» шли любые машины: плохие сингапурские, поддержанные американские, ворованные бог весть откуда, без всякой документации и т.д. На перепродаже всего одного компьютера можно было заработать около 40 тыс. рублей, а на то время это была колоссальная сумма, на которую можно было себе позволить два автомобиля марки «Жигуль».

Бизнесу требовались банки, где можно было хранить и рассчитать деньги. Расшевелить ГосБанк даже не пытались. В нем рубли так и лежали «мертвым грузом». Не смотря на «грабительские условия», 60% прибыли государству, уже в марте месяце 1990 года открылось более 200 коммерческих банков. Правительство начинает признавать, что доллар уже стоит не 60 копеек, а 1 рубль 80 копеек. Но на валютной бирже курс совпадал с чернорыночным – 21 рубль за 1 доллар. Так как доллар захватывает СССР, стремительно развивается целая сеть «валюток».

Нельсон Манделла – история его падения и стремительного взлета

После того, как отпустили Луиса Корвалана, и сошли на нет компании солидарности с американскими узниками совести, единственным в списке борьбы за освобождение остается лидер черного большинства в ЮАР – Нельсон Манделла. Редкий случай освободить его томящегося за стенками режима Апартеида СССР требует вместе с остальным миром. Тем не менее, Манделла пробудит за решеткой 27 лет 6 месяцев и 6 дней. Расизм критиковали ведущие страны Запада, против ЮАР действовали санкции ООН, новый президент ЮАР Деклерк, которого называли южно-африканским Горбачевым, освобождает Манделлу и снимает запрет с деятельности африканского национального конгресса главной организации черных. Манделла заявил, что его цель - отмена всех законов Апартеида и проведение свободных выборов по принципу «один человек – один голос». В итоге своей цели он достигнет, и на выборах в парламент черные получат 63% мандатов, а сам Манделла был избран первым черным президентом ЮАР.

Отмена цензуры – свобода радиовещания

Из-под контроля цензуры выходят радиоволны, начинают работать первые в истории негосударственные радиостанции. На средних ультракоротких волнах Прибалтики и в Москве современная популярная музыка и новости теперь идут в живом эфире. Самые популярные на тот момент станции: «Пионеры», «М1» в Литве и SNC в Москве, и конечно же самый успешный проект совместно с французами – «Европа Плюс». Ведущие отныне называются ди-джеями, а русскоязычная музыка исключена из обычного плейлиста. 2 часа в сутки на технике факультета журналистики в самом известном университете страны – МГУ - начинает извещать информационная станция «Эхо Москвы».

Самый громкий скандал 90-х в России

Газета «Советская Россия» сообщила сведения, предоставленные редакцией первым секретарем Краснодарского крайкома партии Иваном Полосковым: «В Новороссийском порту задержаны 12 танков, которые кооператив АНТ пытался продать в зарубежье. Сразу было видно, что дело АНТа – атака на бизнес вообще. Предприниматели распродавали Родину оптом и в розницу, и лишь партийные органы продолжают защищать государственные интересы. Соединением частника и танка можно напугать кого угодно, хотя в уставе государственного кооперативного концерна, утвержденного правительством, значится, что «экспорт и импорт вооружений запрещен». АНТ парализован, его руководитель Ряженцев успевает сбежать в Венгрию. Данное дело через три года будет закрыто, а Ряженцеву даже принесут извинения.

Первые меры столиц СССР

Весной 90-го года власть в Москве и Ленинграде переходит от горкома к партии демократам первого призыва. На городских выборах побеждает объединение «Демократическая Россия». Московский совет возглавил Михаил Попов а Ленинградский совет – Анатолий Собчак.

В моде объединение ленинградских примитивистов: художников и музыкантов, художников с бородами и в тельняшках, по имени Дмитрия Шагина они зовутся митьками и пишут картины с названиями типа «Меня ударили доской – лежу я с болью и тоской», «Митьки отнимают пистолет у Маяковского», «Митьки приносят свои уши Ван Гогу». В старом понимании художники – работники мольберта и холста. Митьки же никакие не живописцы, но они считали себя больше, чем просто художники. Оказывается, чтобы стать больше признанного живописца, рисовать нужно уметь совсем чуть - чуть. Среди всего прочего, митьки представляют фантазии на темы культовых киногероев: Чапаева, Сухова и Жигулово. Публика восклицает «Прикольно!», а специалисты же говорят о первом проекте в жанре советской народной мифологии. К митькам себя причисляют Борис Гребенщиков и Андрей Макаревич. В митьковских сходках участвуют Шевчук, Бутусов и Чиж. Активно пропагандируется почвенный концептуализм в образе алкашей-пофигистов под программным девизом «Дык, елы-палы».

Политика партий

Сбывается давняя мечта патриотических ортодоксов – у России должна быт своя партия, свой ЦК. Созванные в 90-м году партийная конференция российских коммунистов перерастает в учредительный съезд компартии РСФСР. Хотя на съезде с докладами выступают и от марксисткой и от демократической платформы, игра идет в один ворота. В руководстве будущей РКП ещё большие консерваторы, чем в ЦК КПСС. На съезде проклинают перестройку, первым секретарем нового ЦК избирают героя борьбы с АНТом, краснодарца Ивана Полоскова. Ещё не вышедшие из партии недоумевают: они теперь что? Автоматически записаны в полосковцы? Или же продолжают состоять при Горбачеве?

Объединение Германии

Ещё в 1988 году до своей книги про перестройку Горбачев писал, что вопрос об объединении Германии следует решать через 100 лет. Тогда и канцлер Гельмут Коль говорил, что эта проблема не стоит на повестке дня. Однако после того, как в ноябре 1989 года рухнула Берлинская стена, события стали развиваться стремительно. В декабре 1989 года две Германии заключают договор о сотрудничестве и добрососедстве как разные государства. Но уже в начале февраля Коль предлагает создать германский валютный союз, а при встрече в Москве добивается от Горбачева признания: вопрос о единстве немецкой нации должны решить сами немцы. На первых свободных выборах в ГДР побеждают восточногерманские христианские демократы.

Турецкий чай – пыль в пакетиках и полное безвкусие

Кризис в снабжении главным безалкогольным напитком. В стране катастрофически не хватает чая. Продажа по талонам во многих областях даже в Ленинграде. В Турции закупают 30 тыс. тонн расфасованного чая. На прилавках появляются фиолетовые и желтые пухлые пачки с надписью «Чайкур». Эксперты приравнивают его ко второму сорту грузинского чая. В общем, это все же чай, хотя содержимое пакетика похожи на пыль и отходы производства. Заварка получается невзрачной, не ароматной и невкусной. Ходили даже слухи, что этот чай радиоактивный. Турки очень обижались, и чтобы оправдать свое имя дают в газетах и на телевидении пособия, как правильно заливать кипятком и сколько нужно его держать на пару.

Первый президент СССР – Михаил Сергеевич Горбачев

Горбачев укрепляет государственную власть. Он решает стать президентом СССР. Верховный совет учреждает этот пост во время внеочередного съезда депутатов, где они должны утвердить данное постановление и избрать первого президента. Всего 46 голосов при голосовании в процедуре не хватает, чтобы сделать выборы всеобщими. Но и на самом съезде избирают без какой-либо альтернативы. 15 марта Горбачев дает клятву на конституции. С того времени он будет избегать титула «Генеральный секретарь ЦК КПСС».

Серьезное новшество в женской моде. В продаже появляются легинсы и лосины. Ножки, обтянутые черным и цветным – часть представления о красоте на рубеже десятилетий. Для начала стоит уточнить, что лосины – это плотные колготки с отрезанной стопой. Длинные рейтузы носят с длинной рубашкой или с новомодной мини-юбкой. А щиколотки украшают ажурные манжеты. В киосках звукозаписи крутят постоянно песенку: «Твои зеленые лосины меня убили как лося». Облегающие дамские брюки – легинсы – немного плотнее лосин. Легинсы по длине ноги вытянуты штрипками, прямо как у треников. Особенно были довольны те, кто привык заправлять брюки в сапоги.

Смерть Виктора Цоя

15 августа 1990 года в автокатастрофе разбивается лидер супер-популярной группы «Кино», 28-летний Виктор Цой. Его смерть стала шоком для миллионов поклонников во всем Советском Союзе. В зените славы погибает первая звезда молодежной суб-культуры. Отдыхая под Ригой, Виктор Цой возвращался на машине с утренней рыбалки. Он заснул за рулем и врезался в идущий навстречу Икарус. В Ленинграде фанаты группы «Кино» несколько не уходят с могилы Цоя на Богословском кладбище. В Москве исписывают стены дома в Арбатском переулке строками из его песен. Записанный Цоем альбом музыканты группы называют «Черным». Премьера программы, последний концерт группы, переполненный зал, пустая сцена, фонограмма.

СМИ в начале 90-х годов в России – освобождение от цензуры

Печать и другие средства массовой информации теперь свободны – провозглашает закон о печати, проект которого долго не могли опубликовать в газетах, так как запрещала цензура. Гласность и свободу слова превращается понемногу. Цензорские структуры лишь переименовывают в организацию по охране Гостайн. Но формально вмешательство в деятельность прессы запрещена, а учреждать медиа могут и частные лица. Все издания регистрируются в Госкомпечати. Самое первое свидетельство получает газета «Известия». Частный еженедельник «Коммерсантъ» называет своей аудиторией предпринимателей. Начинает постепенно формироваться постсоветская журналистика. Сенсацией становиться тираж еженедельника газеты «Аргументы и Факты». В 90-м году с достижением в 33 миллиона 302 тысячи экземпляров их заносят в книгу рекордов Гиннеса, как самое массовое периодическое издание на свете.