Система обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях кризиса. Особенности разработки и внедрения (11182)

Система экономической безопасности каждого предприятия индивидуальна, ее полнота и действенность зависят от действующей в государстве законодательной базы, от объема материально-технических и финансовых ресурсов, выделенных руководителями предприятий, от понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также вич опыта работы руководителей служб безопасности предприятий.

Надежная защита экономической безопасности предприятия возможен только при комплексном и системном подходе к ее организации. Поэтому в экономике существует такое понятие, как система экономической безопасности предприятия. Эта система обеспечивает возможность оценить перспективы роста предприятия, разработать тактику и стратегию Его развития.

Приоритетным принципом организации и функционирования системы безопасности фирмы необходимо считать ее комплексность, которую можно изобразить в виде трехмерной модели (рис. 2.1).

Основными элементами системы экономической безопасности предприятия являются:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальности информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) экспертная проверка механизма системы обеспечения. Организация системы безопасности любого коммерческого предприятия должна иметь следующие четыре уровня:

1. Административный - управленческие решения, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования объекта.

2. Оперативный - меры обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта специфическими средствами и методами.

3. Технический - использование современных технологий в области обеспечения всех видов безопасности.

4. Режимно-пропускной - система физической безопасности, в частности охрана финансовых, интеллектуальных и материально-технических ценностей предприятия. При этом защита территории охватывает такие основные компоненты:

Рис. 2.1. в

o механическую систему защиты;

o устройство оповещения о попытках вторжения;

o оптическую (телевизионную) систему познания нарушителей;

o оборонительную систему (звуковая и световая сигнализация);

o центральный пост управления охраны;

o персонал (патрули, постовые, очередные, мобильная группа быстрого реагирования, операторы).

При этом не следует забывать, что эффективная охрана собственности объекта возможна лишь при достаточной автономии деятельности охраны. При соблюдении охраной единых правил режима предприятия администрация не должна поступать на службу режиму любое давление в виде отмены или снижения уровня действующих правил ограничения доступа на объект.

Главная задача системы управления экономической безопасностью предприятия - предвидение и упреждение возможных угроз, приводящих к кризисному состоянию, а также проведения антикризисного управления, которое направлено на вывод предприятия из кризисного состояния; минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение в деле обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные мероприятия, обеспечивающие фундамент, основу системы безопасности, в отличие от вторичных - технических, физических и т.д.

В процессе достижения поставленной цели фирма решает конкретные задачи, которые объединяют все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения безопасности:

o прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

o организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

o выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

o принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

o постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства.

Объект и субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства тесно взаимосвязаны. Объектом системы, как отмечалось, выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущий и перспективный периоды. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы: финансовые, материальные, информационные, кадровые. Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства имеет более сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней среды субъекта предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность предпринимательства: внешние и внутренние.

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные гарантировать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательских отношений, причем деятельность этих органов не могут контролировать сами предприниматели. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее выполнение.

К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. Субъектами могут выступать: работники собственной службы безопасности фирмы (предприятия) и приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Безопасность могут создавать две группы субъектов (рис. 2.2).

Рис. 2.2. в

Главным условием формирования системы экономической безопасности предприятия является определение сфер, в которых действуют факторы опасностей и угроз.

К таким сферам относятся, безопасность в техногенной, научно-технической, экологической, информационной, психологической сферах; физическое и пожарная безопасность. Эти сферы были детально проанализированы в предыдущем разделе. Следует отметить, что упомянутые выше подсистемы второго уровня могут включать подсистемы третьего уровня. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть финансовая, коммерческая, имущественная и др.

Надежность и эффективность системы безопасности предприятия определяют по одному критерию - отсутствием или наличием нанесенного ему материального ущерба и морального вреда. Содержание этого критерия характеризуется следующими показателями:

1) предотвращение утечки конфиденциальных сведений;

2) предотвращения противоправных действий со стороны персонала предприятия, его посетителей, клиентов или прекращении таких действий;

3) сохранность имущества и интеллектуальной собственности предприятия;

4) предотвращения чрезвычайных ситуаций;

5) прекращения насильственных преступлений в отношении отдельных (специально выделенных) работников предприятия и их групп;

6) своевременное выявление и пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия, которые охраняются.

Политика безопасности предприятия - это ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Для установления этих общих ориентиров необходимо сформулировать цели обеспечения безопасности предприятия.

Составляющие политики безопасности приведены очерк. 2.3.

Целями политики безопасности могут быть:

* укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;

* защита законных прав и интересов предприятия;

* укрепление интеллектуального потенциала предприятия;

* сохранение и приумножение собственности;

* повышение конкурентоспособности производимой продукции;

* максимально полное информационное обеспечение деятельности предприятия и повышение его эффективности;

* ориентация на стандарты и лидерство в разработке и освоении новой технологии и выпускаемой продукции;

* выполнение производственных программ;

* содействие управленческим структурам в достижении целей предприятия;

o предотвращения зависимости от случайных и недобросовестных деловых партнеров.

Рис. 2.3. в

С учетом изложенного выше можно определить такие общие ориентиры действий и принятия решений, которые облегчают достижение этих целей:

o сохранение и наращивание ресурсного потенциала, проведение комплекса превентивных мероприятий по повышению уровня защищенности собственности и персонала предприятия;

o привлечение к деятельности по обеспечению безопасности предприятия и всех его работников;

o профессионализм и специализация персонала предприятия;

o приоритетность несиловых методов предотвращения угроз и их нейтрализации.

3.1. Понятие экономической безопасности предприятия. Правовое обеспечение экономической безопасности предприятия

3.2. Система экономической безопасности предприятия. Задание. принципы построения

3.3. Риск и его влияние на экономическую безопасность предприятия. Управление экономическими рисками предприятия

И не полагайся на то, что враг не придет, полагайся на средства, которые располагаешь, чтобы встретить его.

И не полагайся на то, что враг не нападет; полагайся на то, чтобы наши позиции были неуязвимы для нападения.

Сюнь-цзы

Понятие экономической безопасности предприятия. правовое обеспечение экономической безопасности предприятия

Специфика национальных рыночных отношений заключается в том, что все субъекты хозяйствования постоянно действуют в условиях неопределенности и риска. Соответствии с Хозяйственным кодексом субъектами хозяйствования признаются хозяйственные организации, которые действуют на основе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления и имеют статус юридического лица . Предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный для удовлетворения общественных и личных потребностей путем осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности. Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Итак, в современных условиях хозяйствования главной задачей руководства любого предприятия является защита его интересов от внешних и внутренних угроз.

В связи с этим, в условиях несовершенных конкурентных отношений и действующего законодательства, еще в начале деятельности предприятия необходимо предусмотреть меры обеспечения экономической безопасности, которые позволят устранить или минимизировать негативное влияние внешних и внутренних угроз.

Исходя из того, что главным принципом рыночной экономики является взаимодействие хозяйственного объекта и рынка, который представляет собой совокупность объектов и вместе с тем самостоятельной целостностью, хозяйственный субъект может существовать только при условии постоянного взаимодействия с рыночной средой. Для этого необходимо нормальное функционирование как самого предприятия, так и рынка в целом. Безопасность не может быть обезличена - вполне естественно, что опасность (понятие "угроза") может исходить от кого-то или чего-то (понятие "потенциальный противник") и направлена на кого-то или что-то (понятие "объект"). Итак, можно определить определенную формулу безопасности: безопасность - состояние устойчивой жизнедеятельности объекта относительно влияния угроз потенциального противника .

В свою очередь, в экономической безопасностью предприятия (ЭБП ) понимают состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных хозяйственных интересов и целей уставной деятельности .

Целью обеспечения экономической безопасности предприятия (фирмы) должна стать комплексная противодействие потенциальным и реальным угрозам, устранение или минимизация которых должно гарантировать субъекту хозяйствования успешность функционирования в нестабильных условиях внешней и внутренней среды. Достижения вышеуказанной цели становится возможным при условии формирования и реализации политики экономической безопасности предприятия (фирмы) как общего ориентира для действий и принятия решений, облегчает достижение цели. При этом решаются следующие задачи по обеспечению экономической безопасности предприятия (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Внутреннее содержание понятия экономической безопасности предприятия является достаточно комплексным и содержит ряд элементов, в частности объект и субъект безопасности. Объектом экономической безопасности предприятия выступает все то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности, или же то, что нуждается в защите (рис. 3.2):

■ кадровый персонал предприятия, а именно: руководящий состав, акционеры, структурные подразделения и их сотрудники, функции которых связаны с различными видами информации;

■ имущественный, интеллектуальный и финансовый капитал предприятия;

■ присущи специфике фирмы виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Рис. 3.2.

Итак, объектом экономической безопасности предприятия является вся система его полноценного функционирования. При поражении хотя бы одного из объектов экономической безопасности предприятия последняя испытывает соответствующего влияния на отдельный участок фирмы, может обернуться опасностью или угрозой потери баланса равновесия производственно-хозяйственного механизма предприятия. Каждое предприятие (предприятие) имеет более общий объект безопасности, так и специфический, из-за особенностей ее деятельности.

Непосредственная организация обеспечения безопасности вышеперечисленных объектов возложена на субъектов экономической безопасности предприятия, а именно соответствующих лиц, подразделений, служб, органов, ведомств и учреждений.

Субъектов экономической безопасности предприятия можно классифицировать по ряду признаков (рис. 3.3).

По принадлежности:

■ собственные службы безопасности, входящих в структуру субъектов хозяйствования и полностью содержатся за их средства. Структура этих подразделений базируется в зависимости от уровня становления фирмы, массива вопросов, решение которых возлагается на эти службы руководство предприятия на том или ином этапе его развития;

■ самостоятельные коммерческие или государственные организации, нанимаются предприятием для выполнения функций по обеспечению отдельных или всех аспектов его безопасности. Такие субъекты, как правило, специализируются либо на чисто режимно-охранных услугах (охрана зданий, сооружений, транспорта, отдельных работников предприятий, учреждений, членов их семей и т.д.), либо на чисто экономических, правовых или консультационных услугах.

В зависимости от непосредственного участия в обеспечении безопасности предприятия:

■ специальные субъекты, созданные исключительно для выполнения функций по обеспечению безопасности фирмы, как ее собственная служба безопасности, так и привлечена на условиях договора;

■ напивспециальни субъекты, к непосредственным функции которых входит ряд таких, которые направлены на обеспечение безопасности предприятия. Такими субъектами являются отдел кадров, финансово-кредитный отдел, медицинская часть и тому подобное;

■ остальной персонал и структурные подразделения, участие которых в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности предприятия имеет исключительный характер.

В зависимости от формы собственности и подчинения:

■ государственные органы - осуществляют полномочия по безопасности субъектов финансово-хозяйственной деятельности, в структуру которых они входят, или же предоставляют услуги сторонним фирмам на условиях заключенных договоров, примером чего является деятельность Государственной службы охраны МВД Украины о мерах безопасности всех без исключения коммерческих банков в Украине;

■ негосударственные органы, которые представлены охранными организациями, аналитическими центрами, информационными и консалтинговыми службами, за соответствующую плату на условиях договора предоставляют услуги по охране объектов, осуществляют защиту информации, коммерческой тайны и т. К этой группе субъектов относятся и собственные службы безопасности предприятия негосударственной формы собственности.

В зависимости от правовой основы функционирования (легитимности субъектов):

■ официальные органы, которые функционируют в рамках действующего законодательства Украины и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;

■ нелегитимные структуры, деятельность которых происходит вне правового поля Украины. Сейчас их функционирования имеет динамику к уменьшению, что вызвано отказом субъектов бизнеса от их "услуг", однако отвергать их существование не стоит. Указанные субъекты, то есть "крыша", предлагают свои услуги через угрозы, насилие, погромы, гарантируя при этом защищенность от подобных структур. Обычно такие услуги предлагаются субъектам бизнеса, деятельность которых полностью или частично происходит в тени, является основанием для шантажа.

Перечень указанных выше субъектов экономической безопасности предприятия, кроме последнего, успешно формирует рынок услуг по обеспечению экономической безопасности бизнес-структур. Чаще всего предприниматели формируют спрос на физическую охрану зданий, инкассацию, комплекс защитных мер от рэкета и прослушивания телефонных каналов связи, помещений от радиозакладок, компьютеров и компьютерных сетей от несанкционированного проникновения и вирусов.

Рис. 3.3.

Несколько меньше спрос на услуги по организации защиты документированной информации, прежде всего той, которая содержит государственную и коммерческую тайну. Также недостаточно внимания уделяется работе с персоналом, допущен к конфиденциальной информации.

Недостаточно с точки зрения безопасности исследуется проблема внешних контактов предприятия. Здесь предлагается анализ репутации соисполнителей, контрагентов, их кредитоспособности, финансовой состоятельности; изучение конкурентов, исследование рынка, то есть обеспечение прикладных аспектов безопасности современного маркетинга. Исключением является только коммерческие банки, для которых изучение потенциальных клиентов - вопрос выживания, тесно связано с возвращением кредитов.

Согласно анализу современного мирового рынка услуг безопасности около 60% объема заключенных сделок составляют охранные услуги; услуги технического обеспечения - по 15% соответственно; услуги частного сыска - 10% .

В свою очередь, рынок охранных услуг состоит из примерно равных частей по охране стационарных объектов, личной охраны, охраны массовых мероприятий, сопровождение грузов и ценностей при транспортировке. При этом если предприятию не хватает собственных возможностей и возможностей охранной компании, нанятой предприятием на постоянной основе, то предприятие обращается на рынок специализированных услуг, которые связаны с рынками товаров (технических средств безопасности), специалистов и информации.

Следует заметить, что рынок услуг в сфере безопасности достаточно сложно анализировать, поскольку он характеризуется отсутствием четких границ. Как правило, фирмы, работающие на этом рынке, - многопрофильные, а потому выделить компании, предоставляющие услуги только в сфере безопасности, можно только весьма условно. Самые распространенные направления их деятельности:

■ охрана офисных помещений;

■ подготовка и предоставление личных охранников;

■ подготовка профессиональных телохранителей;

■ консультации;

■ охрана грузовых перевозок;

■ охрана автостоянок;

■ установление технических средств безопасности.

Среди других специальных услуг, которые предоставляют специализированные компании (агентства безопасности), преобладают такие: охрана массовых мероприятий, продажа оружия, создание локальных систем криптографической защиты информации, совместное с милицией патрулирования.

К наиболее перспективных видов услуг в сфере безопасности следует отнести сбор информации, в том числе относительно кредитоспособности бизнес-партнеров и надежности сделок, предоставление комплексных услуг по охране коммерческих предприятий, сопровождение грузов и ценностей, а также услуги по технической защите, подготовки кадров защиты информации. Перспективными их следует считать потому, что именно с ними объем заключенных сделок постоянно растет.

Другая характерная особенность современного рынка охранных услуг прослеживается в развитии бизнеса в сфере безопасности прежде всего за счет расширения круга клиентов с привлечением более солидных коммерческих структур, в меньшей степени - за счет диверсификации услуг (расширение их номенклатуры или углубление специализации).

Наибольший спрос на услуги охранных агентств предъявляют коммерческие банки и компании, занимающиеся финансовой деятельностью (финансовые и страховые, а также фирмы, работающие на фондовом рынке). Такая сфера бизнеса, кроме обычных охранных услуг, особенно нуждается в защите собственной конфиденциальной информации, обеспечивается техническими средствами безопасности. К тому же большинство из них ликвидные, обладают солидной репутацией, и можно считать, что привлечение клиентов именно этой категории спровоцирует основную конкурентную борьбу в охранном бизнесе.

В современных условиях правовое регулирование безопасности предпринимательской деятельности приобретает важное значение. Прежде всего надо отметить, что в Украине нет отдельного закона, который бы регулировал отношения между субъектами права по защите бизнеса или корпоративных прав от посягательств как со стороны преступных группировок, так и со стороны коррумпированных властных структур. Поэтому нормы права, регулирующие указанные отношения, содержатся в отдельных законах Украины и в подзаконных нормативных актах. Чаще всего в этих нормах права лицо (как субъект права) выступает не как бизнесмен (то есть лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью), а как физическое лицо (то есть независимо от рода занятий).

Итак, общественные отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности бизнеса, регулируют такие нормативные акты (рис. 3.4):

■ Конституция Украины;

■ Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, то есть кодифицированы сборники нормативных актов, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение действующего законодательства (в том числе в сфере безопасности бизнеса), и нормативных актов, определяющих сам процесс привлечения виновных к уголовной ответственности;

■ Кодекс Украины об административных правонарушениях, то есть кодифицированный сборник нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за нарушение действующего законодательства. Можно, конечно, возразить, что какой же это защита безопасности предпринимательской деятельности, если, наоборот, кодексы предусматривают ответственность (уголовную или административную) за нарушения, которые совершают коммерсанты или физические лица при осуществлении коммерческой деятельности. Приведем пример: есть две коммерческие структуры, одна тщательно соблюдает законы, платит налоги, при завозе товара из-за границы полностью оплачивает таможенные сборы, лицензирует свою деятельность - с этих выплат, конечно, состоит конечная цена товара или услуг, которые компания реализует. Другая коммерческая структура работает наполовину "в тени" - не платит налогов, завозит контрабандный товары, не лицензирует свою деятельность. Конечно, цена товара или услуг в этих двух структурах будет совсем не сравнимой, в результате чего законопослушный коммерческая структура обанкротится, потому что не выдержит конкуренции с другой коммерческой структурой. Законы же, устанавливая наказание за противозаконную деятельность, не позволяют коммерсантам действовать незаконными методами, тем самым поддерживая здоровую конкуренцию и защищая права законопослушных конкурентов. Такие примеры можно привести почти по каждой норме права;

■ Хозяйственный и Гражданский, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Украины;

■ Налоговый кодекс;

■ декреты Кабинета Министров постановления Кабинета Министров, положение Национального банка Украины, другие подзаконные нормативные акты исполнительной власти, ведомственные приказы и инструкции;

■ законы Украины, которые регулируют те или иные аспекты деятельности субъектов хозяйствования.

Перечень законов может быть существенно дополнен, потому что почти в каждом из них есть нормы, которые, регулируя деятельность субъектов права, ограничивая его права в совершении противозаконных действий, тем самым обеспечивают безопасность предпринимательской деятельности законопослушного субъекта права. В 2012 году на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен проект Закона "О частной детективной (розыскной) деятельности" от 13.12.2012 № 1093, который определяет общие правовые основы частной детективной (розыскной) деятельности в Украине как одного из путей обеспечения конституционных гарантий человека на защиту своих законных прав и интересов .

Рис. 3.4.

Это не первая попытка создать законодательную базу для деятельности многочисленных частных охранных и детективных агентств в стране. Инициаторы законопроекта отмечают, что в странах, где частная детективная деятельность урегулирована законодательно, их работа значительно повышает ответственность государственной правоохранительной системы за своевременное и высокопрофессиональное реагирования на потребности граждан и общества. Кроме того, освобождает милицию от необходимости выполнения многих незначительных и не свойственных им функций. Итак, способствует общему оздоровлению криминогенной ситуации. Согласно предложенному проекту закона сотрудникам охранных и детективных агентств разрешено собирать информацию из открытых источников, то есть из книг, газет, справочников, телепередач; Законом "Об информации" получать сведения, на основании письменных запросов, из разных предприятий, учреждений и организаций. Еще разрешается получать сведения, опрашивая граждан, но если они сами захотят отвечать на поставленные вопросы. Можно также наружное наблюдение (с использованием видеосъемки) на открытой местности, в общественных местах, общественном транспорте и на других объектах, доступ к которым ограничен. Впрочем, можно и на тех, доступ к которым ограничен, то есть в офисных, хозяйственных или жилых помещениях, но только с согласия их владельцев или пользователей. Таким образом, в случае принятия этого закона будут созданы правовые основы деятельности, в том числе и системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

3.1. Обеспечение экономической безопасности предприятия. Основные определения

Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: “это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз”. Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности.

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

Для решения её немаловажную, если не решающую роль, играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

Первоначально понятие экономической безопасности рассматривалось как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и других секретов предприятия. Такому трактованию экономической безопасности посвящены публикации начала 90-х годов прошлого столетия .

Обеспечение экономической безопасности рассматривалось прежде всего как защита информации, чему посвящены многие публикации. Проблему экономической безопасности предприятия в указанном контексте предлагалось решать исходя из предпосылки, что степень надежности всей системы сохранности информации определяется уровнем безопасности самого слабого ее звена, которым считается персонал организации.

Обеспечение экономической безопасности предприятия строилось в форме двухуровневой системы защиты информации. Первый уровень предполагал сохранность секретов силами службы безопасности организации, а второй – предусматривал формирование психологической атмосферы «бдительности и ответственности» персонала организации с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего руководящего звена и пользующихся среди сотрудников авторитетом. Признавая, что сохранность информации является одним из важных аспектов экономической безопасности предприятия, необходимо отметить, что сведение проблемы экономической безопасности предприятия только к защите коммерческой тайны представляет собой слишком упрощенный вариант решения такой проблемы. Вполне очевидно, что столь узкое понимание экономической безопасности страдает чрезмерной «экономичностью» и не учитывает всего спектра влияния внешней среды как основного источника опасностей для деятельности предприятия.

Несколько позже возобладал другой подход к трактовке понятия экономической безопасности предприятия. Резкий спад производства в целом по стране, а главное – изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, заставили посмотреть гораздо шире на проблему экономической безопасности предприятий. Согласно этому взгляду экономическая безопасность предприятия обусловлена влиянием внешней среды, которая в рыночной экономике все время изменяется, никогда не остается стабильной, постоянной или неизменной. Именно с позиций влияния внешней среды, защиты предприятий от ее отрицательного влияния и рассматривается содержание категории экономической безопасности предприятия, в том числе и в немногочисленных пока публикациях отечественных ученых-экономистов.

При определении понятия «экономическая безопасность» стало преобладать мнение, что его содержание отражает такое состояние предприятия, которое обеспечивает способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В этой связи экономическая безопасность предприятия стала рассматриваться намного шире – как возможность обеспечения его устойчивости в разнообразных, в том числе и в неблагоприятных условиях, которые складываются во внешней среде, вне зависимости от характера ее влияния на деятельность предприятия, масштаба и характера внутренних изменений. Так, экономическая безопасность предприятия определена как «защищенность его деятельности от отрицательных влияний внешней среды, а также как способность быстро устранить разно вариантные угрозы или приспособиться к существующим условиям, которые не сказываются отрицательно на его деятельности» . Экономическая безопасность фирмы определяется совокупностью факторов, отражающих независимость, устойчивость, возможности роста, обеспечения экономических интересов и т. д.

Несколько иное понимание экономической безопасности предприятия приводит В. Тамбовцев , определяя ее как состояние предприятия, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо качеств, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела). В зависимости от того, какое сочетание параметров жизнедеятельности предприятия является для него желательным, будет меняться и конкретное наполнение понятия «нежелательные изменения». В общем случае к ним относятся те, которые отдаляют предприятие от его желаемого состояния. Приведенное понимание экономической безопасности предприятия предполагает и практически основывается на признании возможности стабильности внешней среды, с чем нельзя согласиться, поскольку именно изменчивость внешней среды следует рассматривать как ее постоянное состояние, а ее постоянство в течение некоторого времени – как временное состояние. Кроме того, в практической деятельности предприятий весьма затруднительно определить вероятность нежелательных изменений, которые еще необходимо четко сформулировать.

В рамках подхода к экономической безопасности предприятия как состоянию, определяемому влиянием внешней среды, следует отметить ресурсно-функциональный подход. Авторы этого подхода экономическую безопасность предприятия рассматривают как «состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем» . С этой целью Е. Олейников рассматривает совокупность процессов, протекающих в организации, со всеми их характерными особенностями и взаимосвязями, которые составляют единую родственную группу с точки зрения их функциональной роли в обеспечении экономической безопасности предприятия и, вместе взятые, играют важную роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. В ресурсно-функциональном подходе в качестве основных направлений экономической безопасности предприятия различают семь функциональных составляющих: интеллектуально-кадровую, финансовую, технико-технологическую, политико-правовую, экологическую, информационную и силовую.

Тщательное изучение сущности ресурсно-функционального подхода к пониманию экономической безопасности предприятия позволяет отметить его основное достоинство – всеобъемлющий, комплексный характер, поскольку в рамках этого подхода исследуются важнейшие факторы, влияющие на состояние функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, изучаются основные процессы, влияющие на ее обеспечение, проводится анализ распределения и использования ресурсов предприятия, рассматриваются экономические индикаторы, отражающие уровень обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, и разрабатываются меры по обеспечению максимально высокого уровня функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

Однако это достоинство ресурсно-функционального подхода одновременно является и его же недостатком, поскольку экономическая безопасность рассматривается очень широко – и в аспекте адаптации к влиянию внешней среды, и в аспекте ресурсной обеспеченности предприятия, и в аспекте качества реализации функций управления, таких как планирование, учет и анализ и т. д. При таком широком подходе теряется само видение экономической безопасности и, по сути, она отождествляется с самой деятельностью предприятия и ее эффективностью.

Помимо попыток определить сущность экономической безопасности предприятия, исходя из признания влияния, причем отрицательного, на его деятельность внешней среды, существуют и иные точки зрения по рассматриваемому вопросу. В качестве способов обеспечения экономической безопасности предприятия предлагается построение системы защиты его экономических интересов, в которой основное внимание уделено вопросам борьбы с недобросовестной конкуренцией, обеспечению информационной безопасности и правовой защите интеллектуальной собственности. Следует отметить неясность и недосказанность такого аспекта обеспечения экономической безопасности предприятия, как борьба с недобросовестной конкуренцией. В частности, непонятно, каким образом, в каких формах и какими способами предприятие может осуществлять борьбу с недобросовестной конкуренцией. Не снижая значения действий предприятий в этой борьбе, все-таки хотелось бы заметить, что такая борьба относится, скорее, к прерогативе государственных или региональных органов управления.

Заслуживает внимания точка зрения некоторых исследователей о необходимости защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов. В этом вопросе важным является поиск правильного соотношения между вероятными потерями при нарушении экономических интересов предприятия и допустимой величиной затрат для предотвращения или минимизации потерь. Однако приведенная точка зрения носит несколько декларативный характер, поскольку защита экономических интересов автором сводится к защите информации, содержащей коммерческую тайну, а проблема выявления пограничного значения уровня затрат, разделяющего затраты на эффективные и неэффективные, только обозначена.

Отдельно хотелось бы сказать о подходах к экономической безопасности предприятия, которые можно назвать узкофункциональными. Речь идет о рассмотрении экономической безопасности предприятия с позиции отдельного аспекта его деятельности. Так, высказывается мнение, что важнейшим направлением формирования системы экономической безопасности, в том числе и предприятий, является создание действенного механизма финансовой безопасности.

Обосновывается, что учет является одной из основных функций управления, направленной на обеспечение экономической безопасности предприятия, и именно учет исключает возможность прямых хищений без установленных законом последствий, создает информационные условия для осуществления контроля целесообразности и законности использования ресурсов в превентивном, текущем и следующем режимах и оказывает содействие предотвращению реализации угроз, которые снижают экономическую устойчивость предприятий.

Безусловно, разработка узкофункциональных направлений обеспечения экономической безопасности предприятия необходима, так как позволяет провести всесторонние и глубокие исследования выбранного аспекта деятельности предприятия и показать конкретные пути и способы обеспечения экономической безопасности предприятия в той или иной сфере его деятельности. Всем узкофункциональным подходам к обеспечению экономической безопасности предприятия присущ один, но, как представляется, очень серьезный недостаток. Авторы этих подходов зачастую исходят из разного понимания экономической безопасности предприятия. В этом случае попытки каким-то образом объединить узкофункциональные направления обеспечения экономической безопасности предприятия заранее обречены на неудачу. Отсутствие единого понимания экономической безопасности предприятия может значительно снизить результативность узкофункционального подхода, т. е. попросту обесценить ее, хотя такой подход в целом ряде случаев может принести ощутимую пользу.

Анализ рассмотренных подходов к проблеме экономической безопасности предприятия позволяет сделать следующие выводы. Экономическая безопасность предприятия складывается из нескольких функциональных составляющих, которые для каждого конкретного предприятия могут иметь различные приоритеты в зависимости от характера существующих угроз. Основным фактором, определяющим состояние экономической безопасности является обладание предприятием устойчивыми конкурентными преимуществами. Эти преимущества должны соответствовать стратегическим целям предприятия. На основании сделанных выводов можно сформулировать собственное определение:

Экономическая безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам. Под экономической безопасностью предприятия (фирмы, организации) понимают защищенность научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от внешних и внутренних экономических угроз и способность к воспроизводству при эффективном использовании всех его ресурсов.

Из книги Управление ценами в ритейле автора Липсиц Игорь Владимирович

6.2 Процедура определения экономической ценности товара Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок.Эта процедура состоит из четырех основных этапов, каждый из которых

Из книги Работай как шпионы автора Карлсон Дж. К.

Обеспечение безопасности в опасном мире Разобравшись со своими факторами уязвимости и определив, каким образом конкуренты могут ими воспользоваться, вы можете обеспечить собственную безопасность. Вас удивляет, что это так просто? В мире бизнеса до сих пор господствует

Из книги Должностная инструкция руководителя, или «Управленческая восьмёрка» автора Кувшинов Дмитрий

4. Обеспечение техники безопасности Начальник склада ежедневно проверяет состояние груза в местах хранения (ежедневный обход всей территории склада). Контролирует правильность размещения поддонов на полках стеллажа, расположение грузов при многоярусном хранении и

Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна

4.4 Обеспечение техники безопасности Старший кладовщик ежедневно проверяет состояние груза в местах хранения (ежедневный обход всей территории склада). Контролирует правильность размещения поддонов на полках стеллажа, расположение грузов при многоярусном хранении и

Из книги автора

Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности предприятий 1.1. Экономическая безопасность. История вопроса Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства,

Из книги автора

1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино

Из книги автора

Глава 2. Процесс обеспечения экономической безопасности на региональном уровне 2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы

Из книги автора

2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в

Из книги автора

2.3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на

Из книги автора

Глава 3. Деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятий Обеспечением безопасности предприятия занимаются две группы субъектов.Первая группа занимается этой деятельностью непосредственно на предприятии и подчинены его руководству.Среди этой

Из книги автора

3.2. Причины дестабилизации экономической безопасности Уровень экономической безопасности предприятия зависит, прежде всего, от способности руководства предвидеть и предотвратить возможные угрозы, а также быстро разрешить возникшие проблемы.Среди причин,

Из книги автора

3.5. Задачи экономической безопасности В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Следует

Из книги автора

4.4. Финансовая диагностика экономической безопасности предприятия В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития отечественных предприятий во многом зависит от степени обеспечения их экономической безопасности.Необходимость

Из книги автора

Глава 5. Особенности экономической безопасности на предприятиях различных отраслей Среди существующих средств обеспечения безопасности можно выделить следующие:1) Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства

Из книги автора

Глава 6. Построение системы экономической безопасности предприятия 6.1. Общие принципы Многие авторы при рассмотрении систем безопасности явно или скрыто используют одну и ту же последовательность рассуждений. Первоначально идеологически предполагается наличие

Из книги автора

7.5. Система информационной безопасности предприятия Главной целью любой системы информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования объекта, предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов Заказчика от противоправных

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность организации, предприятия (ЭБ) - это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического направлений. Главным в определении экономической безопасности предприятия является то, что:

состояние защищенности имеет динамический характер;

внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние;

система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности.

Нормативные гарантии - это правовое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия, формирование на этой основе соответствующих юридических отношений, определение и защита правомерного поведения подразделений и работников предприятия в целях его безопасности, использование мер государственного и административного принуждения, применение санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы предприятия. Нормы права определяют содержание режима безопасности и в сочетании с мерами по установлению и поддержанию этого режима создают правовую основу всей деятельности системы экономической безопасности предприятия.

Организационные гарантии формируются путем разработки процесса определения и устранения угроз деятельности предприятия и построения и поддержания с его помощью высокой работоспособности общей организационной структуры управления; использования механизма стимулирования; ее оптимального функционирования; соответствующей подготовки кадров; принятия мер по сближению интересов и консолидации усилий трудового коллектива предприятия для обеспечения его безопасности.

256 Материальные гарантии осуществляются за счет выделения и использования финансовых, технических, интеллектуальных, информационных, кадровых и иных ресурсов предприятия, обеспечивающих своевременное выявление и ослабление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба и создание благоприятных возможностей и условий деятельности.

При определении направлений обеспечения экономической безопасности предприятия предусматриваются два подхода к защите:

1) упреждающая деятельность, т.е. разработка и осуществление комплекса управленческих мер и мероприятий, носящих предупредительный характер и направленных на предотвращение или уменьшение ущерба для безопасности структурных подразделений предприятия, его работников и членов их семей. Основными направлениями упреждающей деятельности по обеспечению безопасности являются меры, предпринимаемые в кадровой работе, информационной деятельности и по обеспечению безопасности зданий, сооружений, имущества и помещений;

2) реагирующая деятельность, т.е. осуществление комплекса мер и мероприятий, направленных на выявление факторов нарушения режима безопасности и проверку соблюдения требований режима безопасности и сигналов в отношении конкретных лиц, фактов, организаций, событий.

Предпринимательская деятельность связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление деятельностью, когда предприятие имеет широкие деловые связи и значительное число контрагентов: поставщиков, кредиторов, клиентов. По линиям внутренних и внешних связей предприятия могут реализовываться угрозы его экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз необходима деятельность, которая должна иметь системный характер.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению

257 этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, единстве.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Основу разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должна составлять определенная концепция, которая включает цель комплексной системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект, субъект, стратегию и тактику.

Цель данной системы - минимизация внешних и внутренних угроз экономическому состоянию субъекта предпринимательства, в том числе его финансовым, материальным, информационным, кадровым ресурсам, на основе разработанного и реализуемого комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Наибольшее значение при обеспечении экономической безопасности предпринимательства имеют первичные экономико-правовые и организационные меры, обеспечивающие основу системы безопасности; вторичными являются технические, физические и другие меры. В процессе достижения поставленной цели решаются конкретные задачи, объединяющие все направления обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые системой обеспечения экономической безопасности:

прогнозирование возможных угроз экономической безопасности;

организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз экономической безопасности;

принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

постоянное совершенствование системы обеспечения экономической безопасности предприятия.

Организация и функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в целях максимальной эффективности должны основываться на ряде следующих принципов: 1)

принцип законности. Вся деятельность предприятия должна носить законный характер, иначе система обеспечения безопасности может быть разрушена по вине самого субъекта предпринимательства. Негативными последствиями могут быть различного рода санкции правоохранительных органов; 2)

принцип экономической целесообразности. Следует организовывать защиту только тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от реализации угроз этим объектам. Здесь также должны учитываться финансовые возможности предприятия по организации системы экономической безопасности; 3)

сочетание превентивных и реактивных мер. Превентивные меры носят предупредительный характер и позволяют не допустить возникновения или реализации угроз экономической безопасности. Реактивные меры предпринимаются в случае реального возникновения угроз или необходимости минимизации их негативных последствий; 4)

принцип непрерывности. Функционирование комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно; 5)

принцип дифференцированности. Выбор мер по преодолению возникших угроз происходит в зависимости от характера угрозы и степени тяжести последствий ее реализации; 6)

координация. Для достижения поставленных задач необходимо постоянное согласование деятельности различных подразделений службы безопасности, самого предприятия и сочетание организационных, экономико-правовых и прочих способов защиты; 7)

полная подконтрольность системы обеспечения экономической безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы система безопасности не превратилась в замкнутое образование, ориентированное на решение узких задач, без учета интересов предприятия в целом, а во-вторых, для оценки эффективности деятельности системы и ее возможного совершенствования.

Субъект системы обеспечения экономической безопасности предпринимательства носит сложный характер, поскольку его деятельность обусловливается не только особенностями и характеристиками объекта, но и специфическими условиями внешней

259 среды. Исходя из этого, можно выделить внешние и внутренние субъекты обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства.

Внешние субъекты - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников предпринимательской деятельности. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательства в различных его аспектах.

Внутренние субъекты - лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.

Таким образом, комплексная система экономической безопасности предприятия должна включать в себя строго определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия при достижении им основных целей предпринимательской деятельности.

Уровень экономической безопасности предприятия является важнейшим показателем экономической безопасности организации, под которым понимается оценка состояния использования внутриорганизационных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия. Для достижения высокого уровня экономической безопасности предприятие должно осуществлять деятельность по обеспечению максимальной безопасности основных элементов своей работы.

Основные элементы экономической безопасности предприятия - это совокупность главных направлений его экономической безопасности, отличающихся друг от друга по содержанию (рис. 7.3).

Каждый из элементов характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.

Финансовые элементы могут быть определены как совокупность работ по обеспечению максимально высокого уровня платежеспособности предприятия и ликвидности его оборотных средств, наиболее эффективной структуры капитала предприятия, повышению качества планирования и осуществления фи-

Основные элементы экономической безопасности предприятия финансовые информационные кадровые технико-технологические правовые силовые Рис. 7.3. Основные элементы экономической безопасности предприятия

нансово-хозяйственной деятельности предприятия по всем направлениям стратегического и оперативного планирования и управления технологическим и кадровым потенциалом предприятия, его основными и оборотными активами с целью максимизации прибыли и повышения уровня рентабельности бизнеса.

Информационные элементы включают в себя основные функции информационно-аналитического отдела предприятия, выполнение которых необходимо для достижения приемлемого уровня обеспечения безопасности предприятия.

Кадровые элементы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя работу с персоналом предприятия, нацеленную на предотвращение угроз негативного воздействия за счет недостаточной квалификации сотрудников, слабой организации системы управления персоналом, подбора, обучения и мотивации сотрудников предприятия.

Основная сущность технико-технологических элементов заключается в том, насколько уровень используемых на данном предприятии технологий (производственной или непроизводственной сферы) соответствует лучшим мировым образцам.

Правовые элементы состоят в эффективном и всестороннем правовом обеспечения деятельности предприятия, четком соблюдении им и его персоналом всех правовых норм действующего законодательства.

Под силовыми элементами понимается совокупность следующих состояний: физическая безопасность персонала и руковод-

261 ства предприятия; сохранность имущества предприятия от негативных воздействий, угрожающих потерей этого имущества или снижением его стоимости; обеспечение информационной безопасности предприятия; проведение предупредительных действий к источникам возможных угроз внешней среды предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные элементы экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознанные или неосознанные действия людей, предприятий, органов государственной власти, предприятий-конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, форс-мажорные обстоятельства и т.д.).

Угрозы экономической безопасности предпринимательства - это потенциальные или реальные действия физических или юридических лиц, нарушающие состояние защищенности субъекта предпринимательской деятельности и способные привести к прекращению его деятельности либо к экономическим и другим потерям.

Угрозой экономической безопасности предпринимательства может быть не всякое действие, имеющее негативные последствия. Так, не следует считать угрозой экономической безопасности предпринимательства деятельность руководства предприятия по вложению средств в ценные бумаги (государственные или частные), внедрение новых организационных форм, организацию производства совершенно нового товара. Все эти управленческие решения являются рискованными и могут иметь негативные экономические последствия, поскольку могут резко измениться конъюнктура на рынке ценных бумаг и потребности населения либо новые организационные формы не оправдают себя. Однако в конечном счете все эти решения направлены на достижение основной цели предприятия, на его дальнейшее развитие. Не может считаться угрозой безопасности предпринимательства установление руководством предприятия низких цен на продукцию в начальный период его деятельности, хотя в этом случае может отсутствовать прибыль и иметь место убыток, но это стандартный маркетинговый прием, имеющий целью привлечь покупателей к незнакомому для них продавцу; позже разница в ценах будет устранена.

Действия же, определяемые как угрозы, сознательно направлены на получение какой-либо выгоды от экономической дестабилизации предприятия, от посягательств на ее экономическую безопасность.

Деятельность руководства предприятия, несмотря на рискованный характер, в общем соответствует действующему законодательству. Угрозы, как правило, предполагают нарушение законодательных норм (той или иной отрасли права - гражданского, административного, уголовного) и предполагают определенную ответственность лиц, их осуществляющих. Для угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности характерны три признака:

сознательный и корыстный характер;

направленность действий на нанесение ущерба субъекту предпринимательства;

противоправный характер.

Рассмотрим классификацию угроз экономической безопасности предпринимательской деятельности по различным критериям.

По источнику возникновения угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться, например, хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими на данном предприятии, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние угрозы - разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц, отвечающих за проверку контрагентов. Наибольшую опасность, как правило, представляют внешние угрозы, поскольку внутренние угрозы зачастую - это реализация внешних «заказов».

По экспертной оценке В.И. Ярочкина, 81,7% угроз совершается либо самим персоналом предприятия, либо при его прямом или опосредованном участии (внутренние угрозы); 17,3% - это внешние угрозы или преступные действия; 1,0% - угрозы со стороны случайных лиц.

По степени тяжести последствий угрозы могут быть с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Угрозы с высокой тяжестью последствий могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей

деятельности предприятия, что вызывает немедленное прекращение его деятельности, либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация предприятия.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения предприятию таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на его основные финансово-экономические показатели, его деятельность в будущем и будут преодолеваться в течение длительного периода.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимых с текущими затратами предприятия, и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции предприятия, ни даже на его текущую деятельность.

По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства предприятия с требованием выдать ему деньги, сопровождающимся нецензурной бранью. Факторы малой вероятности данной угрозы:

угрожает один человек (а не организованная группа);

отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;

существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица либо сдачи его правоохранительным органам).

К реальным относятся, например, те угрозы, которые:

сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества предприятия, похищением работников (руководителей);

осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования;

Осуществляются с участием криминальных элементов. Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпринимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания предприятия и на стадии его функционирования.

На стадии создания предприятия это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации предприятия, либо вымогательство со стороны преступных группировок.

На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования), заключительном этапе (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу - шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам - повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам - мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам - несанкционированное подключение к информационной сети предприятия, изъятие конфиденциальных документов и пр.

По субъектам угроз угрозы классифицируются на:

угрозы со стороны криминальных структур;

угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

угрозы со стороны контрагентов;

угрозы со стороны собственного персонала.

По виду ущерба выделяются угрозы, реализация которых несет прямой ущерб, и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.

Проводя работу по обеспечению экономической безопасности предприятия, следует установить взаимосвязь угроз со стороны конкурентов, злоумышленников и рисков, возникающих в процессе деятельности предприятия во времени и в пространстве угроз. Пространство угроз охватывает объект защиты - персонал предприятия, имущество, финансовые средства, сведения, составляющие коммерческую тайну. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб - моральный или материальный, а противодействие призвано снизить его величину.

Служба безопасности (СБ) на предприятии - неотъемлемая часть предпринимательской деятельности в странах с развитой экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25% всех расходов на производство.

265 Необходимость СБ на предприятии определяется рядом причин. Правоохранительные органы обеспечивают безопасность граждан, общества и государства, занимаются вопросами предупреждения и пресечения преступлений и уголовного преследования нарушителей закона. Но нарушениями закона не исчерпываются причины, по которым нарушается безопасность предприятий. Например, последствия нарушения деловой этики персоналом предприятия, а также организациями-партнерами часто весьма серьезны. Предприятия же, заботясь о своем имидже, не всегда заинтересованы в том, чтобы обнародовать факты о мошенничестве своих работников, сведения о потерях от криминальной конкуренции, а поэтому сами проводят служебное расследование, пытаются устранить негативные последствия собственными силами. Однако нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные функции в борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, судебные, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Службы безопасности на предприятиях решают главным образом задачи превентивного характера, предупреждения преступлений, затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель предприятия, определяя характер СБ, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности. Все подразделения СБ в полном объеме создаются лишь крупными экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств защиты.

Правовой базой для создания СБ является Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1, которым предусматривается, что предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм, вправе учреждать обособленные подразделения - службы безопасности для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя.

Служба безопасности предприятия может выполнять следующие функции:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3)

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4)

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых договоров; 5)

поиск без вести пропавших граждан; 6)

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7)

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса; 8)

защита жизни и здоровья граждан; 9)

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 11)

12) вооруженная охрана имущества собственников, а также использование технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Для обеспечения защиты экономической безопасности предпринимательской деятельности важное значение имеет создание собственной службы экономической безопасности (СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов при создании СЭБ:

1) принятие решения о необходимости создания СЭБ. Вопрос о создании СБ должен возникать в момент принятия решения об организации предприятия в зависимости от выбираемого им вида деятельности, объема предполагаемой к производству продукции, размера годового оборота и прибыли, использования секретов производства, количества работников и т.п. Учредители должны заранее предусмотреть необходимость создания СБ.

После государственной регистрации руководителями принимается окончательное решение о создании СЭБ. В случае положительного решения вопроса определяется ответственное

лицо (группа лиц), которое будет непосредственно заниматься организацией СЭБ; 2)

определение общих задач СЭБ - предупреждение угроз, реагирование на возникшие угрозы и определение конкретных объектов защиты (персонал, информация, компьютерные системы, здания и помещения); 3)

разработка положения о СЭБ, определение структуры и утверждение штатов; 4)

набор кадров. Работниками СЭБ могут быть люди, специально и постоянно занимающиеся данной деятельностью как основной, и привлеченные специалисты (например, главный бухгалтер, юрист и пр.).

При подборе постоянных работников важнейшим требованием является профессиональная подготовка. В связи с этим предпочтение следует отдавать бывшим работникам правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции), имеющим опыт работы и подходящим по морально-деловым качествам для данной деятельности. Для службы физической защиты целесообразнее приглашать лиц, проходивших службу в спецназе, СОБРе, ОМОНе, которые обладают профессиональными навыками владения оружием и рукопашного боя;

5) непосредственная организация и функционирование СЭБ.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что работники СБ, осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, должны получить в законном порядке лицензии.

Для создания СЭБ предприятие представляет в органы внутренних дел по месту своего нахождения следующие документы:

заявление о согласовании устава СБ;

устав СБ;

лицензии руководителя и персонала СБ на право осуществления охранно-сыскной деятельности;

Сведения о характере и направлениях деятельности СБ, составе и предполагаемой численности персонала, наличии специи- альных, технических и иных средств, потребности в оружии. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе функционирования значительную роль играют умелая расстановка кадров СБ руководителем, распределение прав, полномочий и степени ответственности, что позволяет обеспечить эффективную работу подразделения. Важным факто-

ром повышения эффективности деятельности СЭБ является гибкая система стимулирования работников службы в зависимости от итогов работы.

Финансирование СЭБ осуществляется из прибыли. Важнейшим фактором поощрения работников службы является быстрое и качественное выполнение всех поставленных задач;

6) контроль за деятельностью СЭБ. В целях поддержания высокого уровня профессионализма работников СЭБ, дисциплины всего персонала и обеспечения эффективной работы СБ в целом, необходимы постоянный контроль и анализ результатов деятельности СЭБ. Для этого используются:

регулярные текущие отчеты СЭБ перед руководством предприятия;

отчеты по защите от конкретных угроз и принятых мерах;

анализ отчетов и заключение руководства предприятия об эффективности работы СЭБ.

Важным элементом поддержания высокого профессионального уровня работников СЭБ является совершенствование деловых навыков, расширение знаний, что достигается постоянным повышением квалификации и переподготовкой на соответствующих курсах и изучением специальной литературы.

В процессе повседневной деятельности следует уделять внимание постоянному взаимодействию СЭБ с правоохранительными органами.

Взаимодействие СЭБ и правоохранительных органов может осуществляться по следующим направлениям:

кадры - проверка правоохранительными органами кандидатов на работу, сообщения предпринимателей о нарушениях, совершенных конкретными лицами, подготовка работников СБ с помощью правоохранительных органов;

информация - обмен взаимной информацией о способах совершения противоправных действий, потенциально опасных лицах, лицах, находящихся в розыске, и пр.;

организационное взаимодействие - создание системы совместного противодействия незаконной деятельности со стороны физических и юридических лиц (организация охраны, установка сигнализации, системы быстрого оповещения правоохранительных органов).

Структура СЭБ, как уже отмечалось, специфична для различных субъектов предпринимательской деятельности, посколь-

ку зависит от размера предприятия, характера деятельности, роли конфиденциальной информации (коммерческой тайны) и т.п.

Примерная структура СЭБ предприятия приведена на рис. 7.4. Выделенные блоки непосредственно входят в СЭБ, а остальные используются только в пределах вопросов, находящихся в компетенции СЭБ.

Особое положение в структуре СЭБ занимает группа чрезвычайных ситуаций. Предприятие, а значит, и СЭБ могут работать в двух режимах - обычном и чрезвычайном. При обычном режиме не возникает серьезных угроз экономической безопасности предприятия, проводится профилактическая работа по их предупреждению, деятельность всех подразделений проходит в обычном ритме, возникающие проблемы и угрозы носят локальный характер и преодолеваются в процессе текущей работы подразделений предприятия, в том числе СБ. При чрезвычайном режиме возникают неожиданные угрозы с высокой или значительной тяжестью последствий. В этом случае руководитель СБ или руково-

дитель предприятия организует группу чрезвычайных ситуаций (кризисную группу), включающую наиболее квалифицированных специалистов предприятия для решения данной проблемы. Группа работает не постоянно, а лишь по мере необходимости.

Данная структура предусматривает организацию подразделений, занимающихся непосредственной защитой основных объектов угроз и одновременно взаимодействие с другими структурными подразделениями предприятия, от деятельности которых в той или иной степени зависит обеспечение экономической безопасности. Такая структура может быть использована в качестве основы при создании более развернутой системы экономической (и общей) безопасности.

Практическая деятельность СЭБ (рис. 7.5) должна основываться на использовании типовых схем, процедур и действий в определенной последовательности.

Система предупредительных мер включает деятельность по изучению контрагентов, анализ условий договоров, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, защиту компьютерных систем и т.д. Эта деятельность осуществляется регулярно и непрерывно, обеспечивает защиту экономической безопасности на основе постоянно действующей системы организационных мероприятий.

Однако даже самая лучшая система предупредительных мер не может предвидеть, а тем более преодолеть внезапно возникающие нестандартные угрозы, которые могу причинить значительный ущерб предприятию.

Система Мониторинг и выявление

угроз безопасности Анализ и

возникших

угроз предупредительных (превентивных) мер

Деятельность

по нейтрализации

угроз безопасности Определение мероприятий

по нейтрализации угроз

Рис. 7.4. Примерная структура службы экономической безопасности

Рис. 7.5. Деятельность службы экономической безопасности

Предпринимателю следует учитывать, что организация эффективной системы профилактических мер потребует гораздо меньших затрат, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками ее разглашения либо иных неправомерных действий, относятся прежде всего работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Работники СБ должны проверять не только сохранность сотрудниками коммерческой тайны, но и их отношение к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, отсутствие излишнего интереса к другим подразделениям.

Для работников СБ индикаторами в выявлении работников, разглашающих конфиденциальную информацию, занимающихся хищением денег либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются:

внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и пр. Потенциальными правонарушителями являются сотрудники:

имеющие значительные материальные затруднения;

имеющие склонность к азартным играм;

склонные к пьянству, имеющие наркотическую зависимость;

имеющие тяжело больных близких родственников;

часто меняющие место работы;

психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищенности экономических интересов предприятия СБ целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Важнейшей функцией СБ является всесторонняя проверка контрагентов. Причинами, которые снижают надежность контрагента и могут стать основаниями для отказа от подписания договора с ним, являются:

Отсутствие у предприятия собственного помещения (предприятие арендует помещение, причем недавно);

отсутствие работников в штате - имеются лишь одни руководители;

отсутствие движения денежных средств на счете;

обслуживание предприятия в ненадежном банке;

несвоевременный расчет предприятия с бюджетом, банками, несоблюдение им сроков поставки и т.п.;

несовпадение юридического адреса предприятия и фактического местонахождения;

негативная информация о руководителе предприятия. Следует внимательно проанализировать учредительные и

иные документы контрагента, желательно также произвести их экспертизу - прежде всего для установления их подлинности и отсутствия признаков подделки.

Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности и противодействия внутренним и внешним угрозам важнейшее значение имеет контроль финансово-хозяйственных операций, бухгалтерской и иной документации предприятия. В этих целях руководство предприятия и СЭБ могут использовать аудиторские проверки.

Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.

Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т.д.

273 Вопросы и задания для самопроверки 1.

Назовите составляющие национальных интересов России. 2.

Каковы основные элементы экономической безопасности? 3.

Назовите уровни экономической безопасности. 4.

Что такое угрозы экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы. 5.

В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны? 6.

Каковы цели мониторинга экономической безопасности? 7.

Что представляет собой экономическая безопасность предприятия? 8.

В чем заключается сущность уровня экономической безопасности предприятия? 9.

Каковы критерии классификации угроз безопасности организации? 10.

Какими причинами обусловлена необходимость создания собственной службы экономической безопасности предприятия, организации?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ экономической безопасности - эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения функционирования предприятия. Она гарантирует стабильность и развитие предприятия. Стратегическое планирование и прогнозирование.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2013

    Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

    Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Сущность экономических подходов к повышению уровня безопасности предприятия, особенности используемых методов. Оценка уровня экономической безопасности предприятия, определение ее условий и факторов. Направления повышения экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2012

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Понятие, сущность и концепция экономической безопасности. Характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности национальной экономики. Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности РФ на современном этапе развития.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика. Экономическая безопасность региона в системе национальной безопасности: угрозы и факторы риска. Алгоритм обеспечения, система показателей и индикаторов экономической безопасности региона.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010