Типы речевой культуры. Речевая культура: основы и нормы

1. Предмет, задачи и содержание курса

Понятие и признаки литературного языка

Многофункциональность русского литературного языка. Различие в функциях литературного языка и языка художественной литературы

Происхождение русского литературного языка

6. Художественная литература как высшая форма существования русского языка

Устная и письменная разновидности русского языка

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

Стили современного русского языка

Стили книжного литературного языка

Разговорная разновидность литературного языка

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Функциональные стили в современном русском литературном языке

Взаимодействие функциональных стилей

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие

Научный стиль, речевые нормы научной сферы деятельности

Газетно-публицистический стиль

Художественный стиль

Разговорно-обиходный стиль

Особенности устной публичной речи

Оратор и его аудитория

Логические формы изложения

Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов

25. Словесное оформление публичного выступления

Ораторский монолог

Языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи

Использование оратором разных типов речи

Стиль и тип речи в ораторском искусстве

Основные виды аргументов

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов

Типы речевой культуры

Речевой этикет

Речь как средство коммуникации

Приемы эффективной коммуникации

Техника говорения в деловой речи

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

Переход от письменного текста к устному: выступление на защите диплома, инструкция, речь-биография на мемориальном собрании, личное резюме

Орфоэпические нормы русского языка

Речевые нормы

Фонетическая система разговорной речи

Нормы ударения

Чистота речи. Требования к правильной речи

Источники и причины засорения речи

Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов

Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей

Понятие и типы речевой культуры

Очень важно для культуры речи понятие речевой культуры. Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присущи строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры являются большинство образованных жителей городов; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты» как обращение независимо от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

Литературный язык, конечно, отличается от языка художественной литературы, но он как бы вырастает из него. Для того чтобы речь была понятной и доступной, необходимо овладеть не только нормами речи, но и современной культурой речевого общения и речевого этикета, освоить основные положения риторики.

Предметами лингвистической экологии являются культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи. Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры.

Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Чтобы достичь речевого богатства, нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике. Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона, а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.

Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Значит, необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной.

Образцы разговорной речи

– А сколько ей лет-то?

– Девятнадцать. Вот щас, в феврале будет девятнадцать.

– А-а.

– А я ей говорю: ты смотри там осторожно, потому что... знаешь, разные люди бывают, ты никого в Санкт-Петербурге не знаешь, и пошла, и пошла. А она смеется в трубку и мне токо (только) все да да нет. А оказывается, там этот молодой человек рядом стоял... (из разговора за чаем).

– Тридцать пятый у вас есть тапочки?

– Рядом.

– А вот эти сапоги только красные?

– Нет, вот коричневые такие есть.

– А на войлоке сорок третий есть?

– Нет. (диалог покупателя и продавца)

У газетного киоска:

– Скажите, «Новый мир» третий был?

– Нет еще.

– А второй?

– Продан.

(Русская разговорная речь. Тексты. М., 1978. С. 98, 278, 285)

Ситуация как бы вливается, вплавляется в речь, что позволяет не называть предметы, окружающие говорящих, например:

– Съешь.

– Давай.

– Возьми.

– Сейчас. и др.

Из приведенных примеров мы видим, что речь идет о том, что понятно только разговаривающим в данный момент, в определенной ситуации.

Некоторые ученые-лингвисты выделяют с лексико-семантической точки зрения три группы разговорной речи.

1. Обычные разговорные слова, т. е. обиходно-разговорные, или бытовые.

2. Разговорные слова с ограниченным употреблением: обиходно-бытовое просторечие, разговорно-терминологические слова, или жаргонные.

3. Разговорные слова с ярко выраженным ограничением сферы употребления: диалектные, арготические и грубо просторечные, сниженные слова.

Каждая из этих групп имеет слова, функционально коннотативные, т. е. стилистически окрашенные.

К литературно-разговорной группе относятся такие слова, которые имеют некоторый оттенок сниженности по сравнению с другими стилями. Но, несмотря на это, такие слова встречаются во многих сферах общения людей. Так, например, слова заочник, вечерник, бетонка, волынка, высоковольтка, зенитка, замашка; всплакнуть, лихорадить, справлять (день рождения) и другие широко используются в разных жанрах газетно-публицистического стиля.

К разговорно-бытовым относятся слова, употребляемые в повседневном обиходном общении. Как и слова литературно-разговорной речи, они не нарушают норм собственно разговорной речи. Но здесь уже больше будут превалировать слова со сниженным значением, имеющие к тому же и дополнительную стилистическую окраску. Сюда относятся слова с неодобрительными, шутливыми, ироническими, фамильярными оттенками речи. Их употребление в других стилях языка будет неуместным и нелепым. К разговорно-бытовым (разговорно-обиходным) относятся такие слова, как безмозглый, бессмыслица, болтовня, дедок, балагур и др. Все эти слова имеют не слишком бросающуюся в глаза отрицательную или положительную экспрессивно-эмоциональную оценку.

К разговорно-терминологическим (вторая лексико-семантическая группа) относятся слова, которые не обладают признаками собственно терминов и обычно не отражаются в соответствующих терминологических словарях. Но они все-таки употребляются в устной речи людей, объединенных общими профессионально-социальными интересами. В результате слишком частого использования такие слова могут выходить за пределы разговорных вариантов терминологических систем, детерминологизируются и становятся уже менее ограниченными по употреблению. Например: касторовое масло – касторка, подметающий двор – дворник, больной диабетом – диабетик, астмой – астматик, аскорбиновая кислота – аскорбинка и др.

К обиходно-бытовому просторечию (вторая лексико-семантическая группа) относятся слова, которые будут еще больше сниженными в семантическом плане и с точки зрения экспрессивно-стилистической оценочности. Сфера их распространения уже, чем разговорно-бытовой речи. К просторечным словам относятся, например, батя (отец), брателло (брат), нормалек (о чем-то надежном, хорошем), колгота (беспокойная суетливость), сачок (ленивый человек, лентяй).

Такие слова иногда бывает трудно отграничить от собственно разговорных, потому что просторечные слова, если они не грубые, вульгарные или бранные, в целом не являются нарушением норм разговорной речи.

К разговорно-жаргонным (третья лексико-семантическая группа) относятся слова, которые образуются не от слов, зафиксированных в терминологических системах, а от профессиональных названий. Они имеют узкоспециальное значение, хотя в процессе употребления могут выходить за рамки той или иной профессии. К таким словам относятся у студентов, например, зачетная книжка – зачетка ; у строителей – капитальный ремонт – капиталка; коммунальная квартира – коммуналка ( такие слова называются универбами). Сфера их распространения ограничена. Но некоторые из разговорно-профессиональных слов могут стать разговорно-бытовыми.

К грубопросторечным словам относятся слова, употребляемые в устной форме общения и являющиеся довольно-таки ограниченными по сфере их распространения. Они способны нарушать нормы собственно разговорного стиля речи и могут выходить за пределы литературного языка. К ним принадлежат такие слова, как зашлепанный; рожа, башка, дурында; дрыхнуть, втемяшиться, облапошить; вдрызг и др. По своей экспрессивно-эмоциональной окраске они вульгарно-бранные.

Ограниченным употреблением отличаются также и диалектная, и арготическая речи. Слова первой подгруппы, как правило, употребляются лишь в устном общении коренных жителей какой-нибудь заселенной территории и за ее пределами будут непонятны. Слова арготической речи, как и грубое просторечие, нарушают общепринятые нормы и считаются внелитературными лексическими средствами.

Немаловажными оказываются принципиальные различия устной и письменной форм речи, связанные как с ее восприятием (слуховым или зрительным), так и с самой материей устной или письменной речи – интонационные богатства устной речи, а в письменной речи – письменные знаки, помогающие показать интонацию (кавычки, прописные буквы, абзацные выделения, знаки препинания и т. д.

Интонация создается мелодикой речи, определенным местом логического ударения, его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью четкости, точности при произношении, наличием или отсутствием пауз.

Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только краска (буквы), при помощи которых она отражает интонацию.

Между письменной и устной речью существуют стилевые и структурные различия. В тех случаях, когда между письменной и устной речью литературного языка наблюдается только стилевое и функциональное различие, письменная речь характеризуется большей строгостью, более тщательным отбором слов и отшлифованностью построений предложений.

Взаимные отношения между литературным языком и разговорной речью справедливо определил М. Горький, указав, что деление языка на народный и литературный означает лишь то, что в одном случае имеется в виду «сырой» язык, а в другом – обработанный мастерами.

Итак, потребности в языке как средстве общения неодинаковы в области литературной деятельности и в бытовой области. Ведь литература относится к языку с наибольшей требовательностью, нежели производственная или семейная жизнь (бытовая) человека, и оказывает на него большее воздействие. Это воздействие заключается в том, что писатели, публицисты, ученые «обрабатывают» язык, они стараются не повторять слова, «зашлепанные» многими «устами». Поэтому они берут из общенародного языка такие слова, выражения, правила грамматики и фонетики, которые могут служить действительно всему обществу. Языковые средства, не способные служить всему обществу, отбрасываются, признаются нелитературными. Весь лексический «мусор» устраняется усилиями мастеров и знатоков русского слова – писателей, ученых, ораторов.

Художественный стиль

Художественный стиль как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы понять особенности художественного способа познания действительности, мышления, определяющего специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните «Мертвые души» Н. В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир художественной литературы – это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в художественном мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят прежде всего образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни. Например, Л. Н. Толстой в книге «Война и мир» при описании батальных сцен использовал специальную военную лексику; значительное количество слов из охотничьего лексикона мы найдем в «Записках охотника» И. С. Тургенева и в рассказах М. М. Пришвина; а в «Пиковой даме» А. С. Пушкина много слов из лексикона карточной игры и т. п.

В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. Например: В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, нынче бог миновал – ни одной битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

– Батюшки светы, – лениво изумился хозяин, – вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать, черт!

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи – как социально обобщенные понятия, в художественной речи – как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга. Например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое прямое значение (свинцовая руда, свинцовая пуля ), а в художественной образует экспрессивную метафору (свинцовые тучи, свинцовая ночь, свинцовые волны ). Поэтому в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску. Примером инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый...». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т. е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа: Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо. Я же тебя насквозь вижу, мон шер... Эй, Потапка, ты чего же человека на улице позабыл? Веди его сюда, будя. А что, господин студент, как вам сдается этот трактир? Грязнецо ведь. А вы думаете, он мне пондраву?.. Я в настоящих ресторациях бывал-с знаю...Чистый ампир-с... Да ведь там с людьми не поговоришь, а здеся я кое-чего могу и узнать. (Окуджава Б. «Похождения Шипова»)

Речь главного героя характеризует его очень ярко: не слишком образованный, но амбициозный, желающий производить впечатление барина, господина, Шипов употребляет элементарные французские слова (мон шер ) наряду с просторечными будя, ндрав, здеся , которые не соответствуют не только литературной, но и разговорной норме. Но все эти отклонения в тексте служат закону художественной необходимости.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную функцию.

Итак, доминантами художественного стиля являются образность и эстетическая значимость каждого его элемента (вплоть до звуков). Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям, большое количество тропов, особая художественная, а не понятийная и не денотатная (соответствующая действительности) точность, использование специальных, характерных только для этого стиля выразительных средств речи – ритма, рифмы, даже в прозе особой гармонической организации речи.

Как видно из приведенных отрывков, в художественной литературе для создания художественных образов используется разговорно-обиходный стиль.

Разговорно-обиходный стиль

Разговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимается отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекцию, выступление, ответ на экзамене и т. п.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т. д. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы: разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте и ином, разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах и т. п.

Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства. Поэтому данный стиль связан с другими стилями, которые также используют нейтральные языковые средства. В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку в целом (кодифицированной речь называется, потому что именно по отношению к ней ведется работа по сохранению ее норм, за ее чистоту). Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этими обеими разновидностями речи.

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т. е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь. Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.

Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов. Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

Разговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума сойти !», «Цветов в саду – море!» , «Пить хочу! Умру! » Характерно использование слов в переносном значении, например: «В голове у тебя каша!»

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д. (важно не как сказать, а что сказать).

Оратор и его аудитория

Оратор(от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

Логические формы изложения

При изложении материала речи выступающий использует логические формы изложения. К основным логическим приемам формирования понятий относятся анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Анализ – это мысленное расчленение объектов, предметов на элементы, мысленное выделение в них отдельных признаков. Анализ взаимосвязан с синтезом. Полный образ создается в результате соединения этих отдельных признаков. Синтез – это мысленное соединение в целое частей предмета, объекта или же его признаков, которые были получены в результате анализа.

Сравнение – это логический прием, позволяющий мысленно установить сходство или различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Обобщение – это мысленное объединение предметов в некотором понятии, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков и свойств предметов.

При изложении материала речи необходимо учитывать законы логики. Приведем основные из них.

1. Закон тождества – это логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.

2. Закон противоречия – это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Противоречащие высказывания – это высказывания, одно из которых является отрицанием другого. Можно сделать вывод, что ни одно высказывание не является одновременно истинным и ложным.

3. Закон исключенного третьего – логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание. Другая формулировка этого закона: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно.

При объединении закона исключенного третьего и закона противоречия формулируется положение: между противоречащими высказываниями нет ничего среднего, т. е. нет третьего высказывания (третьего не дано).

4. Закон достаточного основания : всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Оратор обязан обосновывать каждое свое утверждение.

Приемы изложения и объяснения очень разнообразны. Выступающий может не только рассказывать, но и подкреплять свою речь демонстрированием таблиц, чертежей, графиков, схем. Он может писать на доске, показывать опыты и т. д. Использование этих приемов нужно для того, чтобы донести содержание выступления до аудитории, придав ему яркую и запоминающуюся форму.

С точки зрения логических принципов к приемам изложения относятся дедукция, индукция и аналогия.

Дедукция – это переход от общего к частному. В этом случае изложение будет построено так: от общих положений и правил оратор будет переходить к частным, конкретным понятиям.

Изложение может быть построено следующим образом: оратор начинает с новых фактов, примеров, а затем постепенно переходит к общему важному выводу. В этом случае мы сталкиваемся с индукцией .

Помимо индукции и дедукции, используется еще один прием изложения и объяснения – аналогия . Умозаключение по аналогии получается следующим образом: знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, объекта, переносится на менее изученный, но сходный по существенным качествам и свойствам объект. Умозаключения, полученные путем аналогии, являются одними из источников научных гипотез.

Существуют определенные правила использования аналогии:

1) аналогия верна при условии, что два предмета, объекта или явления имеют общие существенные признаки;

2) если уподобляются два предмета или события, необходимо принимать во внимание и их отличия друг от друга.

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи

Речь для выступления необходимо подготовить заранее. Автору важно продумать содержание, необходимо оценить свои возможности подачи материала перед публикой. При подготовке речи следует учитывать определенные моменты, а именно:

1) вид речи;

2) темы выступления;

3) цели и задачи, которые оратор, говорящий ставит перед собой;

4) слушательскую аудиторию.

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению:

1) выбор темы;

2) конкретизация целей высказывания;

3) изучение материала по теме;

4) подготовка выступления в развернутом виде;

5) завершение речи (подведение итогов);

6) полное владение материалом.

Начальный этап выбора темы – один из самых важных этапов подготовки речи. Выступающий может сам выбрать тему, а может воспользоваться предложениями организаторов собрания. Следует выбирать тему, которая будет интересной и увлекательной, актуальной. Оратор должен осветить проблему таким образом, чтобы и он сам, и слушательская аудитория смогли почерпнуть нечто новое из конкретного выступления.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность.

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается.

Дж. Свифт

Учение о типах речевых культур возникло в начале 90-х гг. XX в. Далее оно не раз уточнялось различными авторами.

Речевая культура «включает в себя язык в его социальных и функциональных разновидностях, формы воплощения речи (устную, письменную), совокупность общезначимых произведений на данном языке (в том числе образцовых), систему речевых событий и речевых жанров, обычаи и правила общения, закрепленные в языковой картине мира, присущее данной культуре соотношение словесных и несловесных компонентов общения (коммуникативное использование пространства, поз, жестикуляции, мимики и т.п. в процессе речи), способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке... культура речи также входит в речевую культуру народа» [Русский язык. Энциклопедия 1977).

При классификации национальных речевых культур обычно учитывались национально-культурные особенности норм общения:

  • принятые в языковом коллективе темы общения (см., например, [Белянко, Трушина 2002]);
  • специфические черты языковой картины мира, т.е. особенности восприятия действительности, фиксируемые и задаваемые языком.

Так, А. Вежбицкая отмечает следующие особенности русской культуры, проявляемые в языке: эмоциональность, склонность к пассивности и фатализму, иррациональность, категорические моральные суждения (см. (Вежбицкая 1997]);

  • знание прецедентных текстов, феноменов, высказываний, ситуаций, имен данной речевой культуры и других культур (см. список энциклопедических словарей в Приложении 1);
  • степень разграниченности официальной и неофициальной речи.

Кроме того, в национальной речевой культуре различают внутринациональные типы (классификация на основе приводимой в [Сиротинина 2002], см. также работы Ч. Далецкого).

элитарный

Носители этого типа речевой культуры максимально полно владеют всеми возможностями современного языка, его коммуникативными и этическими нормами, функциональными стилями, подстилями и присущими им жанрами, устной и письменной формами их реализации, хорошо ориентируются в системе невербальных средств общения. Владение элитарным типом предполагает знание артефактов материальной культуры, прецедентных текстов, феноменов, ситуаций, высказываний, имен, входящих в базу мировой и национальной культур. Эти знания обеспечивают богатство лексического запаса носителя элитарного типа речевой культуры. Умение логически мыслить способствует логическому построению речи такого типа. Носители элитарного типа речевой культуры свободно владеют языком, поэтому способны оценить и сами вести достаточно тонкую языковую игру, т.е. знают закономерности, по которым могут нарушаться нормы для создания того или иного коммуникативного эффекта. К медиатекстам представители этого типа речевой культуры относятся критически, не считая их для себя прецедентными. Они осознают и перспективы совершенствования собственной речи, постоянно обращаясь к справочной литературе;

среднелитературный

Носителями речевой культуры этого типа нормы общения и культуры речи освоены не полностью, наблюдается заметная неполнота владения нормами литературного языка при уверенности в полноте владения ими. Прецедентными текстами такие люди считают для себя медиатексты, тексты популярной литературы. Как правило, носители этого типа речевой культуры владеют не более чем двумя функциональными стилями (необходимым для их профессиональной деятельности и разговорным) и лишь немногими жанрами в их пределах, не осознают принципиальных различий между устной и письменной формами реализации языка. В их речи много шаблонных построений, языковая игра используется и может быть понята лишь в очень ограниченных пределах. Носители этого типа речевой культуры нарушают не только кодифицированные языковые нормы, но и традиции коммуникативного и этического аспектов общения;

литературно-разговорный

Носители этого типа речевой культуры владеют только нормами литературной разговорной речи и склонны подменять ими нормы других стилей. Считается, что этот тип культуры и сходный с ним фамильярно-разговорный начали складываться как самостоятельные только в конце XX в. Нормы литературной разговорной речи используются носителями этого типа речевой культуры в любой обстановке, в том числе и официальной. Речь их насыщена жаргонизмами, просторечиями, искаженными заимствованными словами;

фамильярно-разговорный

От предыдущего типа этот тип речевой культуры отличается лишь степенью сниженное™ стиля - даже в официальной обстановке используются жаргонизмы и ненормативная лексика, формы «ты»-общения.

Выделяются также типы речевой культуры за пределами литературного языка: народно-речевой тип (у сельского населения, говорящего на диалекте); просторечный (характерен для малообразованных горожан) и арготический (использовался в прошлом для сокрытия тайн ремесла, в настоящее время это свойство размыто, но арготический тип речевой культуры представлен, например, в некоторых субкультурах - молодежной, криминальной и т.п.).

О.Б. Сиротинина (см., например, [Сиротинина 2002]) предлагает для элитарного типа термин полнофункциональный. Этот термин представляется более удачным, поскольку отражает природу явления: полноценное владение языком - это именно владение всеми речемыслительными механизмами во всех их функциях, а также владение всеми функциональными стилями и типами речи. Она же выделяет еще два типа речевой культуры внутри среднелитературного: неполнофункциональный - слой, наиболее близкий к элитарному, и литературно-жаргонизирующий - низший слой, близкий к литературно-разговорному. Ею предложено также объединить литературно- и фамильярно-разговорные типы в обиходный.

Таким образом, ознакомившись с жанрово-стилевыми характеристиками текстов на русском языке, а также с классификацией внутринациональных типов речевой культуры, мы можем сформулировать критерии, по которым оценивается уровень речевой культуры личности и качество порождаемых ею текстов.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности:

  • знание прецедентных для данной национальной культуры феноменов, текстов, высказываний, имен;
  • знание кодифицированных норм современного языка (см. справочную литературу в Приложении 1);
  • владение системой функциональных стилей и подстилей;
  • владение системой жанров внутри каждого стиля;
  • владение устной и письменной формами реализации языка;
  • владение системой коммуникативных норм;
  • владение системой этических норм;
  • владение приемами языковой игры;
  • знание критериев оценки справочной литературы и умение пользоваться ею для совершенствования своей речевой культуры.

Основные критерии языкового качества текста:

  • соответствие жанру определенного стиля;
  • соблюдение кодифицированных норм языка для каждого стиля;
  • соблюдение коммуникативных, этических норм;
  • оформление в соответствии с действующими стандартами (см., например, список нормативных изданий в Приложении 1) в тех случаях, когда это необходимо.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Хорошая речь / под ред. М.А. Кормилициной и О.Б. Сиро-

Важной характеристикой личности является уровень ее речевой культуры. В настоящее время в рамках саратовской научной филологической школы профессором Ольгой Бори­совной Сиротининой разработана получившая широкое рас­пространение в отечественной лингвистике теория типов рече­вой культуры. Согласно этой теории, выделяются элитарный тип речевой культуры, средне-литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры.


Язык как общественное явление

Элитарный тип речевой культуры личности предполага­ет, что носитель данного типа речевой культуры выполняет все этические и коммуникационные нормы, соблюдает нормы ли­тературной речи, владеет всеми функциональными стилями родного языка, связанными с использованием как устной, так и письменной речи.

Важной чертой элитарной речевой культуры человека яв­ляется его способность контролировать свою речь, уважение к собеседнику и вообще к людям, отсутствие самоуверенности в целом и языковой самоуверенности в частности.

Для человека элитарной речевой культуры характерно неза­трудненное использование соответствующего ситуации и целям общения функционального стиля и жанра речи, «неперенос», то­го, что типично для устной речи, в письменную речь, а того, что свойственно письменной речи, в устную. Он знает и соблюдает риторические правила общения, у него есть привычка все время проверять себя, пополнять свои речевые знания по авторитетным текстам и словарям, а не путем подражания услышанному по ра­дио или телевидению, прочитанному в газетах.

Для элитарной языковой личности характерно богатство как пассивного, так и активного словаря, как минимум пассив­ное владение основными достижениями мировой и националь­ной культуры, охват сознанием разнообразных прецедентных текстов, имеющих общекультурное значение, использование их в общении. Умение такой личности мыслить логично обес­печивает логичность и последовательность речи.

Среднелитературный тип речевой культуры характерен для большинства образованного населения России, большин­ства людей с высшим и средним образованием. Этот тип во­площает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте.

Носители среднелитературной речевой культуры владеют обычно двумя-тремя функциональными стилями, обычно сти­лем обиходно-бытового общения (разговорной речью) и своим профессиональным стилем, эти стили в их речи часто смеши­ваются. Для них характерен невысокий уровень самоконтроля в речи, отсутствие привычки сомневаться в правильности сво­ей речи и привычки проверять свои знания.


64____________________________________________ Темя 2

Характерной чертой носителя данного типа речевой куль­туры является удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем, более, в их проверке. В сфере использования языка для носителя данного типа речевой культуры характерна самоуве­ренность, выражающаяся в отстаивании точки зрения «глав­ное, ЧТО сказать, а не КАК сказать», «простительное» отно­шение к собственным речевым ошибкам, переоценивание сво­их речевых знаний, что проявляется в частом неуместном употреблении терминов и иностранных слов, с одной стороны, и сниженной и бранной лексики - с другой, в нарушении языковых норм, причем ущербность собственной речи ими не осознается.

Носители среднелитературной речевой культуры нередко демонстрируют агрессию в отстаивании собственного слово­употребления, а в качестве эталона обычно приводят аргумен­ты типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так го­ворили, я слышал». Прецедентными текстами для носителей данного типа речевой культуры являются средства массовой коммуникации и массовая литература.

Для носителей среднелитературной речевой культуры ха­рактерно свободное отношение к соблюдению коммуникатив­ных норм речи - они сплошь и рядом демонстрируют нару­шение этикетных правил общения, категоричность оценок, не­правильный выбор тональности общения, неуважение к собеседнику, игнорирование норм ты- и вы -общения и др.

Среднелитературный тип предполагает стремление его носителя к соблюдению норм литературного языка, даже стремление к большей «литературности», но при отсутствии необходимых знаний это приводит к искаженным представле­ниям о правильности, злоупотреблению книжными и ино­странными словами.

Общекультурный уровень обеспечивает и степень богат­ства/бедности словарного запаса. Отсутствие в сознании носи­телей среднелитературного типа речевой культуры большого словарного запаса не позволяет им использовать в своей речи широкие синонимические возможности русского языка, что превращает их речь в достаточно штампованную, либо в речь с


Язык как общественное явление

засильем сниженной лексики, к которой и сводится стремле­ние сделать речь экспрессивнее.

Типичные представители среднелитературного типа рече­вой личности - современные журналисты печатных и элек­тронных СМИ. Среднелитературность речевой культуры жур­налистов, речь которых является прецедентной (и даже эта­лонной) для носителей среднелитературного типа речевой культуры, создает замкнутый круг и способствует воспроизве­дению и все более широкому распространению именно сред­нелитературного типа речевой культуры.



Литературно-разговорный, как и фамильярно-разговор­ный типы русской речевой культуры начали складываться как самостоятельные только в 90-х годах XX века. Они являются отражением разговорного стиля, который в этот период вышел за пределы повседневного, обиходно-бытового общения.

Если для носителя среднелитературного типа речевой культуры, в отличие от носителей элитарного типа, характерно владение далеко не всеми функциональными разновидностями литературного языка (как правило, это разговорная речь и один из функциональных стилей, необходимый профессио­нально: для ученых - научный, для журналистов - публици­стический и т. д.), то для носителей «разговорных» типов ха­рактерно владение только разговорной системой общения, ко­торая и используется ими в любой обстановке, в том числе и официальной. Своей стилевой и стилистической монотонно­стью всегда сниженной речи «разговорные» типы сближаются с просторечным типом речевой культуры.

Различаются «разговорные» типы только степенью сни-женности речи. В литературно-разговорном типе преобладает ты -общение и домашние имена типа Сережа, в фамильярно-разговорном -ты -общение становится единственно возмож­ным, а в обращении предпочитается Сережка, Cepera. И в том и в другом типе наблюдается огромное количество используе­мых в речи жаргонизмов, но в фамильярно-разговорном уве­личивается доля грубых слов и просторечных элементов. Вме­сте с тем, и в том и в другом типе встречается большое коли­чество иноязычной лексики и книжных слов, которые нередко становятся простыми заполнителями пауз, так что рядом 3- Общее языкознание


66____________________________________________ Тема 2

встречаются и конкретно, короче, типа, в натуре и блин, бля и т. п.

Ни о каком соблюдении этических и коммуникативных норм в этих типах речевой культуры говорить не приходится. К тому же очень типично неразличение письменной и устной формы речи и полное неумение строить сколько-нибудь раз­вернутый связный монологический текст. Для разговорных стилей характерно преимущественное пользование разговор­ным (неполным) стилем произношения с предельной редукци­ей. Разговорная скороговорка с сильной редукцией встречается и в речи журналистов, во всем остальном соответствующих обычно среднелитературному типу речевой культуры.

Для разговорных типов речевой культуры характерно рас­пространение законов непринужденного персонально адресо­ванного неофициального общения на любые коммуникативные ситуации. Носители данного стиля общения оказываются бес­помощными в официальных ситуациях, с большим трудом справляются с письменными формами коммуникации, их речь сбивчива, нелогична, ориентирована только на диалогическую форму. Для них характерна также погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям, ориента­ция на языковую среду как критерий языковой нормы.

Жаргонный и просторечный типы речевой культуры ха­рактеризуются ненормативностью, ориентацией на свою груп­пу общения, ты-общением, вульгаризмами, использованием мата.

Негативной тенденцией наших дней является расширение круга носителей сниженных речевых культур.

Люди живут в социуме, и общение - неотъемлемая часть существования человека. Поэтому без него вряд ли была бы возможна эволюция разума. Сперва это были попытки общения, похожие на детский лепет, который постепенно, с появлением цивилизации, стал совершенствоваться. Появилось письмо, и речь стала не только устной, но и письменной, что позволило сохранить достижения человечества для будущих потомков. По этим памятникам можно отследить и развитие устных традиций речи. Что такое речевая культура и культура речи? Каковы их нормы? Можно ли овладеть речевой культурой самостоятельно? На все вопросы даст ответ эта статья.

Что такое речевая культура?

Речь - это форма вербального общения людей. Она предполагает формирование и формулирование мыслей, с одной стороны, и восприятия и понимания - с другой.

Культура - термин, имеющий много значений, она является объектом изучения многих дисциплин. Есть и значение, близкое по смыслу общению и речи. Это часть культуры, связанная с использованием вербальных сигналов, под которой подразумевают язык, его этническую особенность, функциональные и социальные разновидности, имеющие устную и письменную формы.

Речь - жизни человека, и поэтому он должен уметь говорить правильно и красиво как письменно, так и устно.

Таким образом, речевая культура и культура речи - это владение нормами языка, умение пользоваться его выразительными средствами в различных условиях.

Культура речи, независимо от национальности говорящих, складывалась постепенно. Со временем появилась необходимость в систематизации имеющихся знаний о языке. Таким образом появился раздел лингвистики, который называется культура речи. Этот раздел исследует проблемы нормализации языка с целью его совершенствования.

Как формировалась культура речи?

Речевая культура и культура речи как отрасль лингвистики складывались поэтапно. Они отражают все изменения, которые происходили в языке. Впервые о фиксировании норм письменной речи задумались в XVIII веке, когда общество осознало, что отсутствие единых правил письма затрудняет общение. В 1748 году В. К. Тредиаковский написал о русской орфографии в своей работе “Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой”.

Но основы грамматики и стилистики родного языка заложил М. В. Лермонтов в своих работах “Российская грамматика” и “Риторика” (1755, 1743-1748).

В XIX веке Н. В. Кошанский, А. Ф. Мерзляков и А. И. Галич дополнили библиотеку исследований культуры речи своими трудами по риторике.

Языковеды дореволюционного периода понимали важность нормирования правил языка. В 1911 году появилась книга В. И. Чернышевского “Чистота и правильность русской речи. Опыт русской стилистической грамматики”, в которой автор анализирует нормы русского языка.

Постреволюционный период стал временем, когда пошатнулись устоявшиеся нормы речевой культуры. Тогда общественной деятельностью занимались люди, речь которых была простой и изобиловала жаргонными и диалектными выражениями. Литературный язык оказался бы под угрозой, если бы в 1920-е годы не образовалась прослойка советской интеллигенции. Она боролась за чистоту русского языка, и была дана установка, согласно которой, “массы” должны были овладевать пролетарской культурой. В это же время возникают понятия “культура языка” и “культура речи”. Эти термины впервые применяются по отношению к новому, реформированному языку.

В послевоенные годы речевая культура как дисциплина получает новый виток в развитии. Важный вклад в формирование дисциплины внесли С. И. Ожегов как автор “Словаря русского языка” и Е. С. Истрина как автор “Норм русского языка и культуры речи”.

50-60-е годы XX века стали временем становления культуры речи как самостоятельной дисциплины:

  • Вышла в свет “Грамматика русского языка”.
  • Уточнились научные принципы культуры речи.
  • Выходят выпуски “Словаря русского литературного языка”.
  • В Институте русского языка АН СССР появляется сектор культуры речи под руководством С. И. Ожегова. Под его же редакцией выходит в свет журнал “Вопросы культуры речи”.
  • Д. Э. Розенталь и Л. И. Скворцов работают над теоретическим обоснованием некоторых вопросов. Они посвящают свои работы отделению друг от друга двух терминов - “культура речи” и “культура языка”.

В 1970 годах культура речи становится самостоятельной дисциплиной. У неё появляются предмет, объект, методика и приемы научного исследования.

Лингвисты 90-х годов не отстают от своих предшественников. В конце XX века выходит ряд трудов, посвященных проблеме культуры речи.

Развитие речи и культура речевого общения продолжают оставаться одними из актуальных лингвистических проблем. Сегодня внимание ученых-языковедов приковано к таким вопросам.

  • Установление внутренних связей между повышением речевой культуры общества и развитием национальной культуры.
  • Совершенствование современного русского языка с учётом происходящих в нём изменений.
  • Научный анализ процессов, происходящих в современной речевой практике.

Какие признаки и свойства у речевой культуры?

Речевая культура в лингвистике имеет ряд отличительных свойств и признаков, которые также являются логической основой изучаемого явления:

Знать основы речевой культуры и применять их по назначению - долг каждого образованного человека.

Что такое тип речевой культуры?

Тип речевой культуры - это характеристика носителей языка в зависимости от уровня их владения языком. Имеет значение и умение пользоваться языковыми средствами. Здесь важную роль играет то, насколько хорошо развиты речевое общение, культура речи. Рассмотрим вопрос подробнее.

Исходя из вышесказанного, следует выделить основные нормы речевой культуры:

  • Нормативная. Защищает литературный язык от проникновения просторечных выражений и диалектизмов и сохраняет его в целости и соответствии общепринятым нормам.
  • Коммуникативная. Подразумевает наличие умения пользоваться функциями языка в соответствии с ситуацией. Например, точность в научной речи и допустимость неточных выражений в разговорной.
  • Этическая. Означает соблюдение речевого этикета, то есть норм поведения в общении. Употребляются приветствия, обращения, просьбы, вопросы.
  • Эстетическая. Подразумевает использование приемов и способов образного выражения мысли и украшение речи эпитетами, сравнениями и другими приемами.

В чем суть речевой культуры человека?

Выше мы рассмотрели понятия "язык", “речевая культура” как общественное явление, характеризующее социум. Но социум состоит из индивидов. Следовательно, есть разновидность культуры, которая характеризует устную речь отдельной личности. Такое явление называется "речевая культура человека". Под термином следует понимать отношение человека к знаниям о языке и умение ими пользоваться и совершенствоваться в случае необходимости.

Это навыки не только говорения и письма, но и слушания и чтения. Для коммуникативного совершенства человек должен владеть всеми ними. Овладение ими предполагает знание образцов, признаков и закономерностей построения коммуникативно-совершенной речи, владение этикетом и психологическими основами коммуникации.

Речевая культура человека не статична - она, как и язык, подвержена изменениям, которые зависят как от социальных трансформаций, так и от самого человека. Она начинает формироваться с первыми словами ребенка. Растет вместе с ним, трансформируясь в речевую культура дошкольника, затем школьника, студента и взрослого человека. Чем старше человек, тем совершенней становятся его навыки говорения, письма, чтения и слушания.

В чем отличия русской речевой культуры?

Русская речевая культура относится к разделу дисциплин, которые занимаются исследованием национальных речевых культур. Каждый народ за время своего существования сформировал свою языковую норму. То, что является естественным для одного этноса, может быть чуждо для другого. К этим особенностям относятся:

    этнические особенности языковой картины мира;

    использование вербальных и невербальных средств;

    совокупность текстов, включающая все тексты, когда-либо написанные на этом языке - как древние, так и современные.

Под этнической картиной мира понимают совокупность взглядов на мир через слова и выражения конкретного языка, которая разделяется всеми на нем говорящими людьми и считается чем-то само собой разумеющимся. Но отличие национальных картин мира легко проследить через анализ фольклора, используемых эпитетов. Например, выражения “светлая голова” и “доброе сердце” подразумевают высокий интеллект и отзывчивость. Неслучайно в этих эпитетах выбраны голова и сердце, так как в понимании русских человек думает головой, а чувствует сердцем. Но в других языках это не так. Например,в языке ифалук внутренние чувства передают кишки, в языке догон - печень, а в древнееврейском сердцем не чувствуют, а думают.

На каком уровне находится современная русская культура речи?

Современная речевая культура отражает:

  • типологические особенности русского языка;
  • сферы его применения;
  • единство речи на всей территории РФ;
  • территориальные варианты русского языка;
  • письменные и устные тексты не только художественного, но и общенационального значения, в которых раскрываются представления о хорошей и правильной речи, о достижениях науки о русском языке.

Русский речевой этикет

Под русским речевым этикетом понимают совокупность норм и правил общения, которые складывались под влиянием национальной культуры.

Русский речевой этикет делит общение на формальное и неформальное. Формальное - это общение между людьми, которые мало знакомы между собой. Их связывают событие или повод, по которому они собрались. Такое общение требует беспрекословного соблюдения этикета. В отличие от такого стиля, неформальное общение происходит между людьми, которые хорошо знакомы друг с другом. Это семья, друзья, близкие, соседи.

Особенности речевого этикета в России предполагают обращение к человеку на Вы при формальном общении. При этом обращаться к собеседнику нужно по имени и отчеству. Это обязательно, так как формы, аналогичные "сэр", "мистер", "миссис" или "мисс", в русском речевом этикете отсутствуют. Есть общее “дамы и господа”, но оно применяется к большому количеству людей. В дореволюционной России были такие обращения, как сударь и сударыня, но с приходом большевиков их вытеснили такие слова, как товарищ, гражданин и гражданка. С распадом СССР слово "товарищ" устарело и приобрело свое изначальное значение - "друг", а "гражданин" и "гражданка" стали ассоциироваться с милицией или судом. Со временем пропали и они, а на замену пришли слова, привлекающие внимание. К примеру, “извините”, “простите”, “не могли бы вы...”.

В отличие от речевой культуры Запада, в русской много тем для обсуждения - политика, семья, работа. При этом сексуальные находятся под запретом.

В целом культура речевого этикета усваивается с детства и со временем совершенствуется, обретая все больше тонкостей. Успешность ее развития зависит от семьи, в которой вырос ребенок, и от окружения, в котором он развивается. Если окружающие его люди высококультурны, то и ребенок овладеет этой формой общения. И наоборот, сторонники просторечного типа речевой культуры научат своего ребенка общаться простыми и незамысловатыми предложениями.

Можно ли самостоятельно развить речевую культуру?

Развитие речевой культуры зависит не только от окружения человека, но и от него самого. В сознательном возрасте при желании её можно развить самостоятельно. Для этого нужно ежедневно уделять время самостоятельным занятиям. Для выполнения всех заданий понадобится 3 дня, а перед усвоением нового нужно повторить старое. Постепенно можно будет выполнять задания не только вместе, но и по отдельности. Вначале подобный урок речевой культуры будет занимать 15-20 минут, но постепенно увеличится до часа.

    Расширение словарного запаса. Для упражнения нужно взять любой и словарь русского или иностранного языков. Выпишите или подчеркните все слова одной части речи - существительные, прилагательные или глаголы. А затем подбирайте синонимы. Данное упражнение способствует расширению пассивного словарного запаса.

    Составление рассказа по ключевым словам. Возьмите любую книгу, подберите наугад с закрытыми глазами 5 любых слов и составьте по ним рассказ. За один раз нужно составить до 4 текстов, каждый из которых по времени занимает не более 3 минут. Это упражнение способствует развитию воображения, логики и сообразительности. Вариант посложнее - составить рассказ из 10 слов.

    Разговор с зеркалом. Для этого упражнения понадобится текст из задания 2. Встаньте у зеркала и расскажите свой рассказ без мимики. Затем перескажите свой рассказ во второй раз, подключив при этом мимику. Проанализируйте своё выражение лица и манеру рассказа, ответив на 2 вопроса - "нравятся ли вам ваше выражение лица и способ подачи информации" и "понравятся ли они окружающим". Данное задание направлено на выработку привычки осознанно управлять своей мимикой.

    Прослушивание записи с диктофона. Это упражнение поможет услышать себя со стороны и выявить сильные и слабые стороны своей речи, а следовательно, подкорректировать недостатки и научиться пользоваться достоинствами своей манеры разговоры. Начитайте на диктофон любой понравившийся художественный текст или стихотворение. Прослушайте, проанализируйте его, как предыдущее задание, и попробуйте пересказать или прочитать наизусть во второй раз с учётом исправлений.

  1. Разговор с собеседником. Этот вид упражнения помогает развить навыки диалога. Если среди ваших друзей или знакомых есть люди, которые выполняют эти упражнения, то можно с одним из них сделать упражнение 2. Если нет, то попросите кого-нибудь помочь вам. Для этого заранее подготовьте тему разговора и план. Ваша цель - заинтересовать собеседника, пробудить его любопытство и удерживать внимание не менее 5 минут. Задание считается выполненным, если собеседники пообщались на 3-4 из заданных тем.

Развитие речевой культуры требует постоянных занятий - только в таком случае успех не заставит себя ждать.

  • 3.4. Образец лингвистического анализа текста
  • 3.5. Взаимодействие текстов
  • 3.6. Прецедентные тексты
  • Список рекомендуемой литературы
  • ЛЕКЦИЯ № 4: КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
  • 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
  • 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
  • 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
  • 4.4. Языковая личность
  • 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
  • Список рекомендуемой литературы
  • 5.1.Происхождение русского языка
  • 5.2. Общенародный язык. Литературный язык
  • 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
  • 5.4. Языковые нормы. Кодификация норм
  • 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
  • ЛЕКЦИЯ № 6: ЭТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
  • 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
  • 6.3. Речевой этикет
  • 6.4. Коммуникативные качества речи
  • Список рекомендуемой литературы
  • ЛЕКЦИЯ № 7: СТИЛИСТИКА
  • 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
  • 7.2. Три модели понятия «стиль»
  • 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
  • Список рекомендуемой литературы
  • 8.1. Общее понятие о строгих стилях
  • 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
  • 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
  • 8.4. Подстили научного стиля
  • Список рекомендуемой литературы
  • 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
  • 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения
  • 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красноречия
  • 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
  • 9.5. Логические основы речи. Аргументация
  • 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
  • 9.7. Виды дискуссионной речи
  • Список рекомендуемой литературы
  • ЛЕКЦИЯ № 10: ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  • 10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их воплощения
  • 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их воплощения
  • Список рекомендуемая литература
  • ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ и гласных ЗВУКОВ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ и употребление имён ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
  • ФОРМООБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
  • ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ
  • РАЗНОВИДНОСТИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО СУБЪЕКТНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
  • ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  • МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА, отражающие логику развития мысли
  • Наиболее употребительные МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА, служащие выражением знания-мнения
  • ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ
  • ФИГУРЫ РЕЧИ
  • ЛЕКЦИЯ № 4: КУЛЬТУРА РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

    План лекции

    4.1.

    4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры

    4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры

    4.4. Языковая личность

    4.5. Пути совершенствования речевой культуры

    4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры

    Само слово культура пришло к нам из латинского языка, и его первоначальное значение –возделывать почву. Но начиная с ХVIII в. его стали употреблять для характеристики человека, отличающегося изяществом манер, воспитанностью, эрудированностью: его называликультурным. Главным образом так характеризовали аристократов, чтобы подчеркнуть их отличие от «некультурного» простого народа. Однако позже, став термином, это слово приобрело обобщённое, внеклассовое значение.

    Культура – это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию. Другими словами, культура – это то материальное и духовное, что создано человеком (в отличие от природных вещей и явлений). Многогранный феномен культуры изучает специальная наука– культурология. Кроме научного определения, существует множество кратких характеристик культуры, данных известными деятелями прошлого. Вот некоторые из них:«Культура есть рост мира» (А. Блок);«Культура – производительное существование» (Б.Пастернак);«Культура

    – это язык, объединяющий человечество» и «среда, растящая и питающая личность»

    (П.Флоренский9 ).

    Применительно к предмету «Русский язык и культура речи» наиболее актуальны следующие составляющие культуры:

    это специфическое свойство , отличающее человека от других живых существ;

    это способ адаптации человека к миру: к природе, к миру вещей и к миру людей;

    это определённый уровень развития общества, а также творческих способностей человека, который выражается в создаваемых им материальных и духовных ценностях, в типах и формах организации человеческой жизни и деятельности;

    это исторически сложившаяся система этических и эстетическихориентиров : предпочтений, норм и запретов;

    9 Флоренский П.А.(1882 - 1937)– выдающийся русский математик, инженер, искусствовед, богослов и философ.

    это сфера применения и раскрытия духовногои творческого потенциалачеловека и в то же время совокупность достижений человечествав производственной, общественной и духовной жизни.

    Что же понимается под совокупностью достижений? Это материальные (вещественные) и идеальные (духовные) результаты человеческой деятельности: технические устройства, архитектурные сооружения, выведенные породы животных и сорта растений, идеи и научные теории, произведения искусства, правила и навыки поведения в обществе и многое другое. Обобщённо говоря, в культуре есть две стороны: объект деятельности и сама деятельность, а любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

    Каково же предназначение культуры – её функции? Ответ на этот вопрос содержится в табл. 4.1.

    Таблица 4.1

    Основные функции культуры

    Комментарий

    Культура даёт нам представление об устройстве окружающего мира – о том, из ка-

    Коммуникатив-

    ких взаимосвязанных элементов он состоит

    Аккумулятивная

    Культура является особым способом фиксации социального опыта в виде разного

    рода текстов: философских, художественных, публицистических и т. д.

    Аксиологиче-

    Культура содержит образцы, помогающие нам понять, как следует относиться к

    тому, что нас окружает – к миру вещей и к миру людей

    Когнитивная

    Культура, давая образцы прекрасного в виде произведений искусства, помогает

    нам понимать это прекрасное. Она учит нас регулировать своё поведение в обще-

    стве в соответствии с общепринятыми нормами

    Очевидно, что главные функции культуры совпадают с основными функциями языка и речи (подробнее о них см. лекцию № 1, § 1.4.).

    Любой из нас одновременно является как «потребителем» культуры, так и её «производителем». Первое очевидно: в роли «потребителя» мы используем в своей повседневной практике выработанные культурой нормы и правила, руководствуясь нормами морали, следуя правилам этикета, соблюдая нормы литературного языка и т. д. В роли же «производителя» культуры мы не только порождаем новые культурные объекты, но и воспроизводим, так или иначе интерпретируем, оцениваем то, что уже создано другими. Например, далеко не каждый способен создать произведение искусства: написать роман, сочинить песню, изваять скульптуру, однако все мы слушаем музыку, поём песни, читаем романы, любуемся мраморным изваянием, красивым зданием и т. д.

    Во всех названных случаях можно говорить о деятельности человекав сфере культуры . Таким образом, живя в мире культуры, мы оставляем после себя созданные своим трудом вещи и сооружения, произведения искусства, идеи, тексты и т. д., общаясь тем самым и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. В этом состоит непрерывность и преемствен - ность культуры.

    Как же обеспечивается преемственность культуры?

    Во-первых, передачей знаний, умений и навыков от учителя к ученику в рамках процесса образования. Во-вторых, передачей опыта через устную и письменную традицию: через систему норм поведения, предписаний и запретов. И, наконец, путём наследования системы идеалов и ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями, имеют форму философских и религиозных концепций и реализуются в произведениях искусства.

    Однако если существует культура, то присутствуют и явления, тем или иным способом связанные с ней или противопоставленные ей. В первую очередь это цивилизация . Само словоцивилизация пришло из французского языка, где обозначалоидеальное устройство общества . Иногда терминыцивилизация икультура употребляются как синонимичные, и это имеет своё объяснение: оба они указывают на уровень развитости общества. Однако между ними существуют принципиальные различия, поскольку цивилизация воплощает техно - логический аспект культуры, включающий в себя прежде всего научно-технический прогресс и создаваемые человечеством материальные (а не духовные!) ценности. Следовательно, сущность цивилизации заключается в непрерывной смене технологий для удовлетворения постоянно растущих потребностей человека. Правда, в историческом аспекте терминцивилизация означает ещё и специфику, качественную характеристику (своеобразие умонастроения большинства людей, ведущих идей, достижений в области искусства и т. д.) той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития, и в этом своём значении он наиболее близок к терминукультура .

    Таким образом, культура и цивилизация соотносятся между собой как целое

    (культура) и его часть (цивилизация) . Краткая характеристика других смежных с культурой понятий представлена в табл. 4.2.

    Таблица 4.2

    Явления, смежные с понятием культура

    Сущность понятия

    Масскультура

    Культура, преобладающая среди широких слоёв населения данного общества

    Псевдокультура

    Сознательная подделка под культуру, пропагандируемая с целью внедрения чуж-

    дых национальному менталитету ценностей

    Антикультура

    Совокупность идей, представлений, норм и образцов поведения, идущих вразрез с

    общепринятой культурой общества

    Субкультура

    Часть общественной культуры, отличающейся от доминирующей языком, мане-

    рой поведения и т. д, а также её носители (байкеры, металисты, рэперы и др.)

    Контркультура

    1) То же, что антикультура

    2) Разновидность субкультуры, не просто отличающаяся от традиционной, про-

    тиворечащая её ценностям (например, скинхеды)

    Почему Ю.М. Лотман назвал культуру «формой общения между людьми»?

    Приведите примеры явлений в области литературы и искусства, которые можно расценить как проявления псевдокультуры

    4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры

    Учёные выделяют разные сферы культуры: существует культура хозяйственная, правовая, религиозная, политическая, бытовая, художественная и др. Однако все они традиционно объединяются в три основных типа культуры: физическая культура, материальная культура и духовная культура. Из них наиболее сложнадуховная культура , которая осмысливает, обобщает другие сферы и даже в определённой степени управляет ими.

    Дело в том, что духовная культура прежде всего включает в себя мыслительную и речевую деятельность человека, его эмоции, переживания, представления, воображение, нравственные убеждения и др. Составляющими духовной культуры являются также и культура поведения как совокупность форм повседневного поведения человека, в котором находят внешнее выражение существующие в обществе моральные и эстетические нормы, и, конечно, речевая культура – часть культуры, связанная с использованием языка, т. е. с речью.

    Речь, служа своеобразным проводником культуры,в то же время входит в её составв ка-

    честве компонента. Сказанное относится и к общечеловеческой, и к национальной культуре, и к культуре отдельного человека.

    Речевая культура, как составная часть национальной культуры, связанная с функционированием языка в речи, включает в себя следующие компоненты:

    специфику самого национального языка (в совокупности его социальных и функциональных разновидностей);

    формы воплощения речи (устная и письменная);

    систему речевых жанров;

    совокупность общезначимых (прецедентных) текстов;

    традиции, обычаи и правила общения;

    культуру мышления, и прежде всего компетентность как способность применять приобретённые знания и навыки в практической деятельности;

    культуру речи;

    языковой менталитет.

    Итак, важнейшее место в культуре отводится языку, так как именно язык является объединяющей силой, формируя у носителей языка чувство общности, национальной идентичности. В нём отражены общие знания людей о нормах, традициях, ценностях, сформиро-

    вавшихся в обществе. А самое главное: речевая культура предполагает особый взгляд на мир,на окружающую действительность, характерный для носителей данного языка. От-

    ражаясь в нашем языке и речевом поведении, это специфичное восприятие действительности получило название русский языковой менталитет.

    Национальный языковой менталитет, например, отражается в ключевых мотивах, смыслах, повторяющихся во многих словах и выражениях. Недаром подобные слова не могут быть адекватно переведены на другие языки. Отдельные примеры таких русских слов рассмотрены в табл. 4.3.

    Таблица 4.3

    Ключевые идеи русской языковой картины мира

    Идеи (концепты)

    Слова и выражения

    Ценность неформальных, непринуждённых

    Друг, дружба; родной, просьба, разлука; обида;

    человеческих отношений

    искренний, душа нараспашку; общаться, соскучиться

    Непредсказуемость окружающей действи-

    Угораздило, пронесло, повезло, вышло; собираться, ста-

    тельности

    раться; на всякий случай, авось

    Противопоставление «высокого» «низко-

    Истина – правда, долг – обязанность, воля - свобода

    Приоритет духовного над материальным

    Радость – удовольствие, бытие – быт, ум и тело - душа

    Однако носители русского языка далеко не однородны по уровню образованности и общей культуры, роду деятельности, отношению к языку, к своей и чужой речевой деятельности. Поэтому на основании целого комплекса признаков среди носителей русского языка выделяются типы речевой культуры .Тип речевой культуры - это оценочная категория, а

    при отнесении конкретного человека к тому или иному типу учитываются следующие моменты:

    образовательный уровень и круг чтения;

    степень владения функциональными стилями и типами речи;

    соблюдение языковых норм и отношение к речевым ошибкам;

    оправданное (или неоправданное) употребление заимствований и внелитературных языковых средств;

    привычка к самоконтролю, навык обращения к словарям и справочникам по языку (языковая рефлексия);

    владение речевыми стереотипами;

    ориентация на речевой эталон (чья речь считается образцовой); источник прецедентных

    Исходя из сущности культуры вообще, главными критериями следует признать

    уровень развитости речевой рефлексии (как двигателя культуры), соблюдение языковых норми выбор речевого эталона(как регулятора поведения). В настоящее время сформировались и достаточно полно охарактеризованы в научной литературе 4 типа речевой культуры, действующих, в основном, в рамках литературного языка. Отличительные черты каждого из этих типов представлены в табл. 4.4.

    литературно-жаргонизирующего , специфика которого состоит в том, что: а) его носителями являются только журналисты; б) в действительности они (как частные лица) относятся к среднелитературному или даже неполнофункциональному типу, однако в рамках журналистской деятельности они как бы надевали на себя маску носителей жаргонной речи.

    Этот тип, сформировался (а точнее – был искусственно создан) в конце ХХ в. как реакция на официоз и казённость речи СМИ советской эпохи. Его основными чертами являются:

    стремление к раскованности речи, приводящей к фамильярности и даже вульгарности;

    последовательное и не всегда целесообразное использование разговорности как приёма в рамках публичной устной и даже письменной речи;

    намеренное снижение речи, при котором из всех синонимических возможностей языка предпочтение отдаётся не только разговорным средствам, но и просторечию, жаргону (отсюда и вторая составляющая в названии – жаргонизирующий ).

    Именно этот тип представляет наибольшую опасность для общего уровня речевой культуры, поскольку люди, восприимчивые к коммуникативным воздействиям и склонные к подражанию, принимают речь его носителей за эталонную.

    За пределами литературного языка выделяются три типа речевой культуры.

    2. Народно-речевой тип, сохранившийся только среди малообразованной части сельского населения, говорящего на диалекте (подробнее о диалектах см. лекцию № 5, § 5.2.).

    3. Арготический тип, в прошлом распространённый среди деклассированных элементов (воров, мошенников и др.) с целью сокрытия информации от посторонних, т. е. не включённых в сообщество лиц. Сейчас это так называемый воровской жаргон.

    Для представителей этих типов речевой культуры характерно владение только устной разновидностью речи, и даже передача знаний от поколения к поколению осуществляется исключительно в устной форме. В настоящее время наиболее распространённым из них является просторечный тип.

    К какому типу речевой культуры Вы отнесёте себя? Почему?

    Основные типы речевой культуры

    Таблица 4.4

    Критерии выделения типов речевой культуры

    Языковая

    Владение

    Отношение

    рефлексия

    ление вне-

    к заимст-

    нальными

    вованиям

    языковых

    Привычка

    Классиче-

    Свободное

    Отсутствие

    к самокон-

    ное и толь-

    владение

    злоупотреб-

    тература.

    языковых

    ко целесо-

    ления ино-

    всех сфе-

    разновид-

    образное

    рах обще-

    ности речи

    употребле-

    нальными

    лексикой

    стического

    различают-

    Использо-

    и научного

    вание сло-

    професси-

    ональной

    деятельно-

    Целесооб-

    Владение

    Перенасы-

    ское отно-

    щенность

    венной ли-

    некоторых

    ная разно-

    употребле-

    нальными

    речи заим-

    собствен-

    тературы.

    видности

    ствованной

    ной речи и

    не вполне

    необходи-

    терминоло-

    к речи ок-

    разграни-

    мыми в про-

    ружающих

    чиваются

    ослаблено

    освоенно-

    нальной дея-

    тельности

    Ощущение

    Владение

    некоторой

    нарушения

    ребление

    сти своих

    художест-

    только из-

    очевидно

    типичных

    нальными

    заимствова-

    за недоста-

    не разгра-

    возможно-

    литература

    ничивают-

    обиходно-

    том числе

    овладения

    разговорным

    варвариз-

    и профессио-

    окружения

    нально обу-

    моуверен-

    словленным

    сознатель-

    ного игно-

    рирования

    Языковая

    Затрудне-

    Широкое и

    Использова-

    Неосознан-

    полагает

    ния и даже

    ние во всех

    является

    сферах об-

    употребле-

    мощность

    щения (в т. ч.

    отношения

    в письмен-

    в условиях

    чевой дея-

    тельности

    льного обще-

    публичном

    ния) только