Синтаксис изучает строение. Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса

Язык – это система, которая состоит из тесно взаимодействующих уровней: фонетического, морфемного, морфологического, лексического, синтаксического. Последний объединяет в себе все предыдущие и формирует отдельную сложную подсистему.

Что такое синтаксис в русском языке. Синтаксис – это наука, изучающая структуру письменной и устной речи. Википедия дает такое определение: это часть грамматики, которая указывает на правила соединения слов внутри словосочетаний и предложений.

Что изучает синтаксис: тексты, отдельные предложения и словосочетания, их структуру, состав, функции, роль в устной и письменной речи.

Предметом изучения науки являются правила сочетания слов, словоформ и словосочетаний, их анализ с точки зрения коммуникативной направленности.

Для достижения поставленной цели исследователям в этой области языкознания требуется:

  • сформировать определение для понятий «синтаксические единицы», определить их структуру, функции и значение;
  • изучить грамматические формы и категории синтаксических единиц, установить связи и зависимости между ними;
  • описать структуру и типы единиц этого уровня, определить их роль;
  • проанализировать структурно-семантические типы синтаксических единиц;
  • определить, описать и сравнить средства, которые используются для связи, исследовать способы выражения отношений внутри элементов и между ними.

Обратите внимание! Цель науки – исследовать грамматическую форму и значение синтаксических единиц.

Разделы

Синтаксис как раздел науки о языке включает три раздела, которые систематически изучают разные структурные элементы речи. Разделы синтаксиса формирует свои задачи, цели, объект и предмет.

Предложение

Предметом изучения является единица речи, которую говорящие и слушающие воспринимают как грамматическое целое. Оно служит для словесного оформления мышления.

В его структуру входят:

  • подлежащее;
  • сказуемое.

Признаками предложения являются грамматическая и идейная целостность, логическая завершенность, предикативность (присутствие, как минимум, одного главного члена), смысловая оформленность.

Синтаксис исследует типологию этих единиц, способы связи в них, виды их элементов.

Обратите внимание! Выделяют синтаксис простого и сложного предложения.

Словосочетание

Учение о словосочетании ищет ответы на такие вопросы:

  • Существует ли словосочетание вне контекстов, или оно всегда является вторичным, вычленяемым из готового высказывания?
  • Можно ли выделить в отдельный класс предикативные словосочетания (подлежащее плюс сказуемое)?
  • Можно ли выделить в отдельный класс однородные члены предложения?

Что такое словосочетание

Исследователи словосочетания по-разному понимают его природу. Кто-то выделяет эту единицу как синтаксическое единство, которые мы вычленяем из предложения. Другие называют этим термином любые слова, которые связаны грамматически и по смыслу.

Исследованием этих взглядов и занимается синтаксис словосочетания.

Текст

Этот раздел лингвистической науки изучает организацию текста, связи между отдельными предложениями.

Текст: определение понятия

Объектом изучения этого раздела являются:

  • структурные схемы простых и сложных предложений;
  • схемы сложного синтаксического целого;
  • строение текста;
  • между предложениями сложного синтаксического целого.

Синтаксис текста помогает оценить структурные особенности текста, установить связь между ними и коммуникативной направленностью каждой единицы этого уровня. Это необходимо для проведения лингвистического анализа текста.

Основные единицы уровня

Разделы языкознания оперируют своими единицами. Например, в фонетике — это звук, лексикологии — лексема.

Единицы синтаксиса

В синтаксисе основными элементами являются:

  • словосочетание – два и более слова, которые связаны подчинительными отношениями. Главная функция – номинативная;
  • предложение – частица речи, которая используется для формирования, выражения и передачи мысли. Выполняет коммуникативную, номинативную функции;
  • синтаксема – слово в его синтаксическом функционировании, как носитель синтаксической функции. Например, в высказывании «Вечер опустился на город» слово «вечер» является синтаксемой, которая исполняет роль сказуемого.

Каждая из них является объектом изучения соответствующего раздела этой науки.

История изучения

На протяжении развития языкознания данный раздел языкознания изучали с позиций таких аспектов:

  • логико-грамматического (начало и конец 17 века). В основе лежит идея о том, что предложение является полным аналогом логического суждения;
  • психологического. Представители – О. Потебня, А. Фортунатов. Они проводили параллели между предложением и психологическим суждением;
  • формально-грамматического (А. Пешковский). Язык рассматривали как систему, которая действует по своим внутренним законам, изучали формальные показатели предложений;
  • структурно-грамматического. Представители этого направления отделяли от этого уровня логику, психологию и утверждали, что все его единицы нужно изучать, исходя их собственного знания, без привязки к логическим категориям;
  • коммуникативного. Этот взгляд на науку и ее единицы остается актуальным до сих пор. Изучение предложения и его элементов осуществляется исходя из их роли в устной и письменной речи.

Синтаксические единицы

Эти аспекты сопоставляются с основными этапами изучения этого раздела науки:

  1. Греко-римский период, Средневековье (логико-грамматические походы).
  2. Классическое языкознание, «традиционное» (формально-грамматический и структурно-грамматический подходы).
  3. Современные лингвистические подходы.

На современном этапе изучения этого раздела науки в центре исследований находятся вопросы, связанные с активным развитием Интернета и виртуального общения: медиасинтаксис, трансформация текстов и их элементов под влиянием социальных сетей, нелинейный синтаксис (средства графического выделения слов и фраз: вариации шрифтов, малых и прописных букв).

Синтаксис в литературе

В литературе выделяют синтаксические способы выражения.

Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.

Примеры средств:

  • – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»;
  • синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
  • эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен;
  • параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста;
  • оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»);
  • асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности;
  • полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности;
  • риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные);
  • – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции;
  • эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» — «А я тебе – открытку».


Эти средства называют также поэтическими фигурами речи.
Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.

В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:

  • повторы;
  • нарушение порядка слов;

Полезное видео

Подведем итоги

Синтаксис как раздел науки о языке – многоярусное явление, которое включает много аспектов и подуровней. Его изучения помогает лучше понять структуру языка и взаимосвязь всех структурных единиц лингвистики.

Лингвистика, или языкознание - наука о речи, языке и коммуникации - изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис - это изучающий словосочетания, предложения и текст. Тому, что именно и с какой точки зрения изучают специалисты, и посвящена эта статья.

Словосочетания

Словосочетания - это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц - слов и фразеологизмов - при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис - это изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.

Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии - науки о значении слов.

Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие - нет. Самый простой пример - «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис -- раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.

Предложение

Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. - It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.

В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: "Все время дождит"; "Сегодня холодно"; "Смеркается осенью быстро". Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения - тексты - также изучаются синтаксисом.

Пунктуация

Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей.

Таким образом, синтаксис - наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.

Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса. Термин «синтаксис» (от греч. syntaxis «составление», «построение», «порядок», «строй») употребляется в двух значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Синтаксис в значении «синтаксический строй, особый ярус языка» соотносится с «объективно существующей системой синтаксических средств и правил их использования, находящейся в распоряжении говорящего коллектива», «непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта».

Как раздел грамматики синтаксис ориентирован на научное постижение синтаксического строя языка, правил построения речи. Объектом изучения в синтаксисе являются коммуникативные языковые средства разной сложности и составляющие их части через отношение к целому. Синтаксис характеризуется как «организующий центр грамматики».

Термином «синтаксис» в последнее время называют также подразделы, выделяемые внутри раздела «Синтаксис» (так, например, говорят о синтаксисе словосочетания, синтаксисе предложения и т.д.), и направления в синтаксической науке (структурный синтаксис, семантический синтаксис, функциональный синтаксис и т.д.).

Фундаментальными понятиями синтаксиса как науки о синтаксическом строе языка, о законах и правилах построения связной речи являются: «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория».

Названные шесть понятий – «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» – являются исходными, сквозными для синтаксиса, без них вряд ли возможно научное описание и осмысление синтаксического строя языка. Эти понятия тесно связаны между собой, поэтому характеристику любого из них можно дать только с использованием соотносительных понятий.

В данном введении понятиям «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» дается самая предварительная, весьма абстрактная характеристика. Конкретное содержательное наполнение этих понятий, иначе говоря – своеобразное «восхождение от абстрактного к конкретному» при их интерпретации, будет осуществляться в ходе изложения содержания отдельных разделов синтаксиса.

Синтаксическая связь – это различного рода формальные и содержательные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (см. раздел «Учение о синтаксической связи»). Так, например, в словосочетании медный самовар слова обнаруживают между собой связь как содержательную (прилагательное медный обозначает атрибутивный признак имени существительного самовар ), так и формальную (зависимое прилагательное медный формально согласуется с опорным именем самовар в мужском роде, единственном числе, именительном падеже).

Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, характеризующийся разным объемом и обладающий в разной степени признаками целого, т.е. связной речи. Синтаксические единицы отличаются друг от друга структурно-строевыми, содержательными и функциональными признаками.

Бесспорными синтаксическими единицами являются словосочетание и простое предложение. В разных вузовских учебниках наряду с названными синтаксическими единицами выделяются еще и другие синтаксические единицы более высокого уровня – сложное предложение и сложное синтаксическое целое. В данной книге рассматривается также единица низшего уровня, называемая термином синтаксема.

Конститутивные синтаксические признаки каждой из названных синтаксических единиц отражаются в специфическом, свойственном только для нее триединстве «значение – функция – форма». Диалектическое триединство «значение – функция – форма» можно представить как комплекс вопросов «что? – для чего? – как?».

Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, выражаемое в синтаксических единицах. Суть понятия «синтаксическое значение» можно выразить в вопросе «что?»: ЧТО обозначает, ЧТО выражает, ЧТО отражает та или иная синтаксическая единица?

Синтаксические единицы могут выражать различные синтаксические значения: определительные (атрибутивные), обстоятельственные различных типов (причинные, пространственные, целевые, временные, условные и т.д.), объектные различных типов (прямого объекта, инструментального объекта, адресатного объекта и т.д.), значение предикативности и др. Так, например, в словосочетании медный самовар выражаются определительные отношения, в словосочетании читать книгу – отношения прямого объекта и т.д.

Наиболее абстрактным синтаксическим значением, свойственным любому предложению, является предикативность, которая характеризует содержание предложения через отношение к действительности – либо как реальный факт, имеющий временную определенность (Дети играют в лапту; Дети играли в лапту; Дети будут играть в лапту ), либо как факт ирреальный вне временной определенности (Дети играли бы в лапту; Пусть дети играют в лапту ).

Для обозначения синтаксического значения используются и другие синонимические термины – «синтаксические отношения», «смысловые (содержательные) отношения», «синтаксический смысл».

Синтаксическая функция – предназначение, роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы. Суть понятия «функция» можно выразить вопросом «для чего?»: ДЛЯ ЧЕГО служат синтаксические единицы, синтаксические средства и категории в речи? Так, словосочетание медный самовар предназначено быть материалом для построения коммуникативных единиц (ср.: На столе стоял медный самовар; Мы пили чай из медного самовара; Мать вышла во двор с медным самоваром в руках и т.д.). В составе предложения каждый из составных компонентов данного словосочетания выполняет функцию самостоятельного члена предложения, т.е. вписывается в позиционную структуру предложения. Важность понятия функции для синтаксиса отмечается многими современными учеными.

Понятия «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» содержательно довольно близки. Синтаксическое значение может создаваться за счет функционирования, поэтому речь может идти о функциональной семантике языковых единиц. С другой стороны, функция языковой единицы может определяться ее синтаксической семантикой, в таких случаях можно говорить о семантической функции.

Различие между понятиями «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» заключается в следующем: понятие «синтаксическое значение» направлено на внутреннее содержание синтаксической единицы, рассматриваемой обособленно, вне отношения к включающей конструкции; понятие же «синтаксическая функция» ориентировано на выявление роли синтаксической единицы в составе единиц более высокого уровня.

Функция и значение в одних случаях могут накладываться и быть изосемичными, в других случаях четко расходятся. Например: синтаксическое значение синтаксемы при школе – обстоятельственное места; в предложении же оно может выполнять разные синтаксические функции – как изосемичную функцию, т.е функцию обстоятельства места (При школе имеется сад ), так и неизосемичную функцию, например функцию несогласованного определения (Сад при школе очень ухожен ). Следует отметить, что во втором случае синтаксема при школе , будучи несогласованным определением, все же сохраняет свою внутреннюю пространственную семантику.

Синтаксическая форма – это понятие, обобщающее конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц. Суть этого понятия выражается обобщающим вопросом «как?»: КАК построена, КАК организована в конструктивном плане синтаксическая единица? Структурные характеристики синтаксических единиц зависят от сложности строения последних.Чем сложнее синтаксическая единица, тем бόльшим набором структурных признаков она обладает.

К формальным, строевым характеристикам синтаксических единиц относятся, в частности, средства связи, представленные в синтаксической единице, синтаксически существенные способы морфологического или синтаксического выражения ее компонентов, структурные схемы (модели) построения синтаксических единиц и т.д.

Например, структурные признаки словосочетания медный самовар можно охарактеризовать следующим образом: это двухкомпонентное (бинарное) соединение слов, состоящее из опорного имени существительного самовар мужского рода, имеющего форму именительного падежа, единственного числа, и зависимого от него прилагательного медный , которое согласуется с опорным словом в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; связь компонентов выражается с помощью окончания прилагательного. Данное словосочетание построено по типовой структурной схеме AN, где А – знак-символ прилагательного (и других адъективных слов), N – знак-символ имени существительного. Синтаксическая форма выступает как носитель синтаксического значения и синтаксической функции той или иной языковой единицы.

Для характеристики различных сторон формальной устроенности синтаксических единиц могут быть использованы также понятия «синтаксическая структура», «синтаксическая конструкция», «структурная схема».

Понятия «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма» составляют в совокупности диалектическое триединство «значение – функция – форма», отражающее взаимосвязь и взаимодействие содержательных, функциональных и строевых признаков синтаксических единиц.

Синтаксическая категория – это понятие, обозначающее единство определенного синтаксического значения и совокупности многоразличных форм его выражения. Если исходить из того, что языковая категория – это «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства», то синтаксическую категорию можно определить как любую группу синтаксических элементов, выделяемую на основании общности каких-либо синтаксически значимых их свойств. А любая общность (однотипность) предполагает и наличие различительных свойств в объединяемых элементах. Так, например, синтаксическая категория модальности представляет собой единство синтаксического значения реальности/ирреальности и совокупности форм выражения этого значения (формы наклонения, интонация, частицы и др.); синтаксическая категория субъектности представляет собой единство синтаксического значения носителя предикативного признака и многоразличных способов его выражения: именительный падеж (Я чувствую озноб ), дательный или винительный субъекта (Мне холодно; Меня знобит ), творительный субъекта (Дом стоится плотниками ), личные окончания глагола(Люблю бродить по осеннему лесу ).

Сопоставительная характеристика синтаксических единиц. Следует отметить, что вопрос о количестве синтаксических единиц не получил однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. В разных вузовских учебниках и пособиях количество синтаксических единиц колеблется от двух до пяти. При этом можно выявить разную степень признанности выделяемых синтаксических единиц. Если выделяются только две синтаксические единицы, то это обязательно словосочетание и предложение. Если говорится о трех синтаксических единицах, то, как правило, это словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Если речь идет о четырех синтаксических единицах, то, безусловно, таковыми признаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое.

Логика движения мысли при выделении синтаксических единиц предполагает выявление еще и элементарной синтаксической единицы, из которой строятся словосочетания, а также – частично – и простые предложения. Такая элементарная синтаксическая единица получила терминологическое обозначение посредством понятия «синтаксема» (или «синтаксическая форма слова») и подробно описана в работах Г.А. Золотовой.

Учитывая сказанное, в нашей книге принята пятикомпонентная система синтаксических единиц: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Представим предварительную, самую общую характеристику пяти перечисленных синтаксических единиц.

Синтаксема (или синтаксическая форма) относится к первичным, элементарным единицам синтаксиса, из которых формируются и на которые членятся синтаксические единицы более высокого порядка – словосочетания и простые предложения: в шкафу, из страха, по закону, из глины, читать, бегу, человек, книги и т.д. Синтаксемы являются носителями элементарных синтаксических смыслов – субъектных, объектных, определительных, пространственных, причинных, целевых и других типов отношений. Систематизированный репертуар синтаксем как элементарных синтаксических единиц получил лексикографическое представление в Синтаксическом словаре Г.А. Золотовой.

Синтаксема – это единица, связывающая морфологию и синтаксис: она представляет собой морфологическую форму, рассматриваемую в синтаксическом ракурсе, т.е. как элемент синтаксических построений. Например, словоформе по болезни при ее рассмотрении сквозь призму синтаксиса приписывается причинное значение. В соответствии с этим значением, данная словоформа может функционировать в составе предложения как обстоятельство причины (Он не пришел на занятия по болезни ), как несогласованное определение с дополнительным причинным значением(За отсутствие по болезни не наказывают ). Как синтаксическая единица, синтаксема обладает собственными формальными признаками, синтаксическим значением (является носителем элементарного смысла), функциональными свойствами.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, в которой признаки связной речи представлены эксплицитно. Словосочетанием является грамматически оформленное посредством подчинительной связи соединение двух или более знаменательных слов, возникающее в результате распространения какого-либо опорного слова: синий платок, весело смеяться, берег реки. По своей форме и синтаксическому значению синтаксемы и словосочетания не могут выполнять коммуникативной функции, они участвуют в построении коммуникативных единиц и только в их рамках участвуют в процессе коммуникации. Поэтому синтаксема и словосочетание являются синтаксическими единицами д о к о м м у н и к а -т и в н о г о уровня. В рамках синтаксиса они выполняют н о м и н а т и в н у ю функцию, являясь наименованиями отдельных фрагментов обозначаемых в предложениях ситуаций.

К к о м м у н и к а т и в н ы м единицам (или к единицам коммуникативного уровня синтаксиса) относятся простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое. Именно эти единицы по своему значению и строению предназначены выполнять коммуникативную функцию.

Простое предложение – это минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается единая отнесенность всего содержания предложения к действительности. Например: Летучая известковая дымка парила над низинкой (Л. Леонов); В душном воздухе молчанье (Ф. Тютчев); Мне наскучило ждать (Н.В. Гоголь); В лесу было тихо и сыро (В. Набоков).

Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются простые предложения, связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи. Полипредикативность сложного предложения обусловлена тем, что каждое из простых предложений в его составе имеет собственную предикативность, представленную в его предикативном ядре категориями времени и наклонения, а все сложное предложение в целом выражает множественную отнесенность к действительности. Например: Солнце поднималось все выше и выше, равномерно озарялся город, и улица оживала… (В. Набоков); Молчание тайги и гор задавило бы людей, если бы не река – она одна шумела на всю округу (В. Шукшин).

Сложное синтаксическое целое – это минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой. Например: Спор поколений – это закон жизни. Каждое новое поколение начинает с того, что оспаривает опыт предшествующего. Этот закон действует не только в широких общественных масштабах (К.Я. Ваншенкин).

Между названными пятью синтаксическими единицами – синтаксемами, словосочетаниями, простыми предложениями, сложными предложениями, сложными синтаксическими целыми – устанавливаются иерархические отношения последовательного вхождения друг в друга (при взгляде «снизу») и последовательного членения более сложных синтаксических единиц на простые до получения предела их членения (при взгляде «сверху»).

В пятикомпонентной системе синтаксических единиц простое предложение занимает центральное место. Это определяется прежде всего тем, что простое предложение представляет собой минимальную коммуникативную синтаксическую единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, простое предложение – это своеобразная начальная точка отсчета для сложного предложения и сложного синтаксического целого (поскольку простое предложение участвует в их формировании) и конечная точка для словосочетания и синтаксемы (поскольку именно в его составе находят свое применение названные единицы). Центральность позиции простого предложения в системе синтаксических единиц обусловлена также тем, что именно на материале простого предложения строятся многие теоретические концепции предложения, разрабатываемые в рамках абсолютного большинства научных направлений в синтаксисе.

Структура синтаксиса как раздела науки о языке. Синтаксис как раздел грамматики имеет свою внутреннюю структуру. В данной книге синтаксис представлен как комплекс восьми разделов, каждый из которых объединен единством предмета описания:

1. Учение о синтаксической связи.

2. Синтаксис синтаксемы.

3. Синтаксис словосочетания.

4. Синтаксис простого предложения.

5. Синтаксис осложненного предложения.

6. Синтаксис сложного предложения.

7. Синтаксис предложения с прямой речью.

8. Синтаксис сложного синтаксического целого.

Первый раздел синтаксиса посвящен описанию синтаксической связи. Учение о синтаксической связи выделено в первый раздел, поскольку предметом синтаксиса является с в я з н а я речь и исходным понятием синтаксиса является понятие связи.

Разделы «Синтаксис синтаксемы», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого» выделены в соответствии с типами синтаксических единиц.

Отдельный раздел составляет «Синтаксис осложненного предложения». Следует отметить, что осложненное предложение ни в одном из известных учебников по синтаксису не квалифицируется как особая синтаксическая единица. Однако осложненное предложение имеет свою теорию, собственную систему терминов, свои конструктивно-строевые, семантические и функциональные особенности, что позволяет поставить вопрос о возможности выделения соответствующего типа предложения в качестве особой синтаксической единицы.

Выделение раздела «Синтаксис предложения с прямой речью» обусловлено тем, что данный тип предложений по своим специфическим содержательным, конструктивным, функциональным свойствам не может быть безоговорочно включен ни в систему сложных предложений, ни в систему сложного синтаксического целого. В связи с тем, что предложения с прямой речью находятся в трансформационных отношениях с предложениями с косвенной речью, в этом разделе предполагается описание общих правил преобразования предложений с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.

Примыкает к «Синтаксису» как разделу науки о языке «Пунктуация», входящая, наряду с «Орфографией» и «Графикой», в «Теорию письменной речи».

Синтаксис в системе языка. В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, которые непосредственно служат для общения и без использования которых общение не может быть осуществлено. Для оформления мысли недостаточно знания только слов, их форм, необходимо установить между ними связи, соотнести сообщаемое с действительностью.

Непосредственная связь синтаксиса с мышлением, общением определяет место синтаксиса в системе ярусов языка. В языке выделяются ярусы фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Синтаксис представляет собой высший ярус, «венчающий многоэтажное здание языка».

Как верхний ярус языка, синтаксис опирается на нижние ярусы. По мере продвижения от нижних ярусов языка по направлению к синтаксису накапливаются синтаксически существенные характеристики языковых единиц, категорий, явлений, изучаемых в «Фонетике», «Лексике», «Словообразовании», «Морфологии».

Синтаксическая сторона языка начинает изучаться в фонетике . Синтаксически ориентированным элементом фонетического строя языка является интонация. Интонационная оформленность – это необходимый признак любой коммуникативной единицы. Посредством интонации выделяются также коммуникативно существенные компоненты высказываний.

Синтаксис обнаруживает связи с лексикой . Синтаксические признаки лексических единиц учитываются при их коммуникативно ориентированной семантической классификации. Типовые значения лексических единиц предопределяют наиболее частотные типы их функционирования в составе предложения. Так, например, слова с темпоральным значением довольно часто функционируют в качестве обстоятельства времени: лето, зима, час, год, минута и др.: Через год он идет в армию; Они к нам приезжали прошлой зимой ; Через минуту прозвенит звонок . Слова с пространственным значением ориентированы на частотное функционирование в качестве обстоятельства места: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Около леса расположилась небольшая деревушка ; На лугу пасутся кони. Лексический фактор предопределяет также различное функционирование одинаковых морфологических форм. Ср.: подойти к столу (обстоятельство места) и подойти к вечеру (обстоятельство времени), говорить с волнением (обстоятельство образа действия) и говорить с другом (дополнение).

Характер лексических значений слов определяет их синтаксическую активность или пассивность. Синтаксически активные слова обладают сильными синтаксическими связями, или валентностями. Без реализации сильной связи синтаксически активные слова не могут функционировать в речи. Например, в словосочетании прибить картину к стене опорный глагол прибить требует обязательной сочетаемости со словоформами, отвечающими на вопрос что? и к чему? Слова с сильными связями называются релятивными. Количество релятивных слов в лексике языка велико. Распространение релятивных слов зависимыми словоформами в составе предложения, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) необходимостью реализации их сильных связей и б) необходимостью представить информацию в наиболее полном объеме.

Слова синтаксически пассивные не требуют обязательного распространения (молчать, стол и др.). Они могут использоваться в составе предложения без распространителей, т.е. абсолютивно (ср.: Все молчали; В углу комнаты стоял стол ). Такие слова называются абсолютивными. Абсолютивные слова, использованные в составе предложения, могут быть распространены в целях расширения информации (ср.: В углу комнаты стоял большой стол с вазой ).

Синтаксис обнаруживает связи и со словообразованием . Синтаксически существенными словообразовательными признаками слов являются приставки в глаголах; они диктуют предложно-падежную форму зависимым именам: во йти в дом, до ехать до деревни, вы йти из комнаты, при бить к стене и т.д. Синтаксически ориентированным является транспозитивное словообразование, или так называемая синтаксическая деривация: смелый – смелость, ходить – ходьба, хождение. Этот тип словообразования осуществляет, например, формальный перевод признакового понятия в имя существительное и дает этому понятию возможность функционировать подобно понятию предметному; ср.: смелый охотник и Я поражен смелостью охотника.

Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией . Морфология, изучающая части речи, их категории и формы, по сути служит синтаксису, все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении. Так, категории рода, числа, падежа служат для установления связи между словами в словосочетании и предложении. Глагольные категории лица и залога участвуют в конструктивной организации предложения (лицо глагола оформляет предикативное ядро двусоставного или односоставного предложения; залог оформляет активные и пассивные конструкции); наклонение и время оформляют категорию предикативности как основного, конституирующего признака предложения. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), междометия и модальные слова обнаруживают свое истинное бытие только в сфере синтаксиса.

Таким образом, синтаксические свойства языковых единиц начинают изучаться задолго до раздела «Синтаксис».

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

1. Синтаксис как раздел науки о языке.

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает законы и правила построения осмысленных высказываний, законы построения связной речи.

Ученые: Ломоносов, Востоков, Овсяннико-Куликовский, Потебня, Фортунатов, Буслаев, Пешковский, Шахматов. Современные: Салганик, Валгина, Розенталь, Лекант, Сиротинина, Золотова, Ильенко

Задачи синтаксиса:

1) изучение связей и отношений слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания;

2) изучение предложений в их структурной целостности и качественном своеобразии.

Разделы синтаксиса:

1) синтаксис словосочетания; 2) синтаксис простого предложения; 3) синтаксис осложненного предложения; 4) синтаксис сложного предложения;5) синтаксис текста.

Предложение изучается синтаксисом в 4-х основных аспектах:

1) с точки зрения своей сущности как особой единицы языка, отличной от звука, слова, морфемы, словосочетания, т.е. предложение изучается в его структурной цельнооформленности и семантическом

своеобразии; 2) с точки зрения своего внутреннего устройства, т.е. выявляются синтаксические связи и отношения, реализованные в предложении, а также исчисляются минимальные парные соединения слов, называемые словосочетанием; 3) с точки зрения систематизаций, т.е. выясняется, в какие классификационные разряды входит предложение; 4) с точки зрения тех преобразований, которым подвергается предложение в меняющихся условиях общения, например, преобразования по актуальному членению.

Основные понятия синтаксиса

Синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.

Например, в предложении К дому Ивановы подъехали на новенькой машине 7 слов на 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения.

В составе словосочетания или предложения словоформа выступает в синтаксической функции и является структурно-смысловым компонентом

синтаксической единицы – синтаксемы.

Синтаксема - (морфологическая форма слова иногда со служебным словом) – единица, обладающая определенной синтаксической семантикой.

Например, в саду, у реки – семантика местоположения; до неузнаваемости, до изнеможения – значение степени и следствия.

Синтаксические связи и отношения

Синтаксические связи и отношения между элементами синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений.

Синтаксическая связь есть выражение взаимосвязи элементов в синтаксических единствах. Основные виды синтаксической связи – это сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении – синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой – как зависимый.

Сочинительной связью соединяются однородные члены и части сложносочиненных предложений, подчинительной – словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных

предложений.

Сочинительная связь бывает открытой , т.е. объединяет различное число компонентов, например, Сергея, Вани и Коли не было сегодня в школе (можно еще добавить Вити ), и закрытой , т.е. объединяет только два компонента, находящиеся между собой в от отношениях противопоставления или соединения, но не простого перечисления, например Мне было скучно, и я пошел погулять .

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами словосочетаний и предложений, как простых, так и сложных.

5. Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные . Свободные состоят из 2х слов, которые являются разными членами предложения и выполняют разные синтаксические функции, разлагаются на составляющие их части. нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью;

Связанные состоят из 2х слов, которые являются либо фразеологически, либо синтаксически неразложимыми, компоненты выполняют функцию одного члена предложения. два студента, несколько книг, бил баклуши, экзамен повышенной сложности

Стилистически маркированные словосочетания -

Клей обойный, сельдь атлантическая, зачетная книжка.

7. Виды простого предложения (предложения реальной и ирреальной модальности; утвердительные и отрицательные; по типу высказывания; распространенные и нераспространенные; простые и сложные предложения).

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

    В зависимости от количества предикативных единиц

Простые - состоящие из одной предикативной единицы (членимые, имеющие второстепенные члены, не членимые, не имеющие второстепенных членов)

Сложные - состоящие из двух или более предикативных единиц (двукомпонентные и многокомпонентные)

    По соотнесенности предмета мысли и его признака

Утвердительные – наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности

Отрицательные – отрицающие наличие связи между предметами и их признаками в реальной действительности. В общеотрицательные предложениях отрицается сказуемое (с помощью частиц НЕ и НИ или с помощью интонации – Где вам торговаться! Ни слова больше я тебе не скажу . НО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОТРИЦАНИЕМ! Предложения с повторяющейся частицей НЕ в составном глагольном сказуемом: Широта его взглядов не могла не удивлять . – усиленное утверждение. Вопросительные или восклицательные предложения со значением обобщенного утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей?). В частноотрицательных предложениях отрицается какой-либо второстепенный член предложения: Законы пишу не я . Контекстуальные случаи – структурно предложения отрицательные, но семантически утвердительные: Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!

3.По типу отношения у объективной реальности

Предложения с выделением реальной модальности – утверждение о существовании факта в настоящем, прошлом, будущем (Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать ).

Предложения ирреальной модальности – выражают оттенки субъективных значений – предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность, приказ. Выражаются сослагательным и повелительным наклонением (Пойдемте ко мне, Павел Романович, - сказала я своим самым хрустальным тоном ).

4. По цели высказывания:

Повествовательные – предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Вышел хозяин.

- Вопросительные – заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко и вы живете? Бывают местоименные (содержат местоимение или начериче)и неместоименные (не содержат). Выделяют: собственно-вопросительные, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно побудительные, вопросительно-риторические.

- Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей: Воротить, воротить его!

5. Восклицательные и невосклицательные

Восклицательные – предложения, в которых содержание сопровождается выражением чувств говорящего. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания.

Невосклицательные – не содержат.

6. Распространенные и нераспространенные

Распространенные – содержат второстепенные члены

Нераспространенные – не содержат

7. Полные и неполные

Полные – содержат все необходимые члены данной структуры предложения

Неполные – не содержат

8. Двусоставные и односоставные

Двусоставные - подлежащее + сказуемое

Односоставные–один главный член