Что такое музыкальный образ кратко. Музыкальный образ

Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ — специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ — это единство объективного и субъективного начал . Содержанием художественного образа в музыке является жизнь человека .

Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления — это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно -обобщенное подвластно музыке .Образ в музыке — это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .

Исходный структурный элемент музыки — звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно -эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык — это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей .
Конкретность музыкального образа — проблема для музыкально -эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по -разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;

2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью (марши , песни , танцы );

3 ) программная музыка и , наконец ,

4 ) установление разнообразных синтетических связей .

Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный ,ассоциативный .

Имитация : подражания реально существующим звукам действительности : пение птиц (соловей , кукушка , перепел ) в бетховенской «Пасторальной симфонии» , звучание колоколов в Фантастической симфонии Берлиоза , взлет самолета и взрыв бомбы во Второй симфонии Щедрина .

Ассоциативная звукозапись построена по способности сознания создавать образы -представления по ассоциации . Спектр таких ассоциаций довольно большой : ассоциации 1 ) по движению («Полет шмеля» ). Ассоциации возникают у слушателя , благодаря 2 ) высоте и качественной окраске звучания (медведь — низкий регистр звучания и т .д .).
Отдельную форму ассоциаций в музыке представляют ассоциации 3 ) по цвету , когда в результате восприятия музыкального произведения возникает представление о цвете явления .

Более распространена ассоциативный звукозапись , по сравнению с имитационной . Что касается использования интонаций с яркой жанровой принадлежностью , то примеров здесь бесконечное множество . Так , в скерцо из симфонии Чайковского есть и маршевая тема , и русская народная песня «Во поле береза стояла ...».

Особое значение для конкретизации музыкального образа имеет программная музыка . Программа в отдельных случаях это: 1 ) название самого произведения или эпиграф . В другое время программа представляет 2 ) развернутое содержание музыкального произведения . В языковых программах различают картинную и сюжетную программы . В качестве картинной может служить хрестоматийный пример — «Времена года» Чайковского , фортепианные прелюдии импрессиониста Дебюси «Девушка с волосами цвета льна» . Сами названия говорят за себя .
К сюжетной программе относятся музыкальные произведения , в основе которых лежит античный или библейский миф , народная легенда или оригинальное произведение — литературный жанр -от лирических произведений к драме , трагедии или комедии . Сюжетные программы могут быть и последовательно развитыми . Чайковский пользовался развернутым сюжетом для симфонической фантазии "Франческа до Римини » по Данте . Это произведение написано по мотивам Пятой песни «Ада» из «Божественной комедии» .

Иногда программу в музыкальном произведении определяет живописное произведение . Программная музыка вызвала к жизни жанр программно -инструментальной и программно -симфонической музыки . Если слушатель не знаком с программой , то его восприятие не будет адекватным в деталях , но особых отклонений не будет (характер будет неизменным в восприятии музыки ). Конкретизация музыкальных образов не программной музыки (инструментальной ) происходит на уровне восприятия и зависит от субъективного фактора . Не случайно у разных людей разные мысли и чувства при слушании не программной музыки .

Ученые всего мира пытаются дать научный исчерпывающий ответ на вопросы о возникновении предметно-изобразительного восприятия музыки и существовании невидимой границы реальности звуков и иллюзии смысла. Подобное исследования можно сравнить с извечным поиском высшего разума, а начать необходимо с понимания природы возникновения музыкального образа в композиции.

Что такое музыкальный образ?

Это неосязаемый персонаж композиции, вобравший в себя букет звуков, мыслей композитора, исполнителей и слушателей в единый энергетический центр без времени и ориентира реального пространства.

Цельная композиция представляет собой поток чувственных интонаций, сопровождающих самые разнообразные эмоции и действия героев ее истории. Их сочетание, последовательность и противоречия друг другу создают образ композиции, раскрывая грани и расширяя границы самопознания. Создание музыкального образа в музыке отражает палитру чувств и эмоциональных переживаний, философских размышлений и восторженного отношения к прекрасному.

Удивительный мир музыкальных образов


Если композитор рисует раннее утро, он создает музыкальные образы в музыке, предлагая аудитории прочувствовать рассвет, небо в размытых облаках, пробуждение птиц и зверей. В это время темный зал, заполненный звуками, мгновенно меняет свои декорации на проекцию утреннего пейзажа бескрайних полей и лесов.

Душа слушателя ликует, эмоции захлестывают своей свежестью и непосредственностью. И все потому, что композитор, создавая мелодию, использовал звуки, их интонацию, определенные музыкальные инструменты, способные ориентировать человеческую память на подобные ощущения звучаний. Звуки колокола, пастушеской свирели либо крики петухов наполняют ассоциативный образ мелодии на столько, что время действия в композиции не оставляет сомнений - утро. В этом случае говорится о постоянных, предсказуемых ассоциациях.

Что такое музыкальный образ молнии, пытались объяснить И. Гайдн, Глинка, Верди, а Н. А. Римский-Корсаков потратил много усилий на создание музыкального образа в музыке. Звуковое нарастание использовали для света и атмосферных образов, а недрам земли отдавались низкие звуки, сохраняя логичное сопоставление низкого и высокого как в искусстве, так и в реальной жизни.

Случайные ассоциации музыкального образа

Существуют также случайные ассоциации, которые непредсказуемы и строго индивидуальны для каждого человека, как и его жизненный опыт. Это запахи, особенности настроения, нетипичное освещение, стечение обстоятельств к моменту прослушивания и многое другое. Одна ассоциация всегда провоцирует другую, насыщая музыкальный образ дополнительными деталями, придает уникальный, глубоко личностный характер всей композиции.

Ассоциации, созданные в результате прослушивания музыки, имеют свой возраст и актуальность. Именно поэтому реально-изобразительная музыка прошлых веков постепенно превращается в формальную, более абстрактную музыку нашей современности. Конкретные изобразительные ассоциации изживают себя. Так, композиции Моцарта или Баха не вызывают в душе современного слушателя те образы, которые были характерны их современникам. Ответить же на вопрос, что такое музыкальный образ в современной музыке, непросто. Электронные звуки давно заменили живые, но были бы абсолютно чужды музыкантам времен Чайковского и Бетховена.

Лирические образы в музыке

Что такое в музыке, хорошо знают русские классики. В 1840 году Глинка написал романс на стихи великого русского поэта А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Композитор создал образы чарующего мгновения: воспоминание о первых минутах знакомства, горечь расставания с любимой и радость новой встречи. Невесомая мелодия сначала льется плавно, разливаясь нежными мотивами, и вдруг прерывается неустойчивым синкопированным ритмом.

Ритмические акценты, выразительные повторы и энергия «поступательного» ритма среднего раздела так ярко отразила эффекты поэтического слога, что знаменитые стихи влюбленного поэта обрели более яркие, чувственные эмоция, поражающие своей глубиной и остаточным действием.

В свою очередь трепетная любовь к Екатерине Ермолаевне Керн и глубокие переживания, сопровождавшие эти отношения, создали неповторимое произведение эффектных контрастов, гибких вариантов и интонаций и раскрыли новые малоизученные возможности создания в и его образов.

Что такое музыкальный образ в романсе? Это взволнованная речь, которая раскрывает тайну переживаний возлюбленных и делает слушателя свидетелем, соучастником, а то и самим героем-возлюбленным, погружая в мир неоднозначных чувств и потайных страхов.

Талантливый исполнитель романса сливается с образом лирического героя, как когда-то одним целым с ним был А. С. Пушкин и Глинка, и невидимое трио охватывает все органы чувств слушателя, овладевает его воображением и одним энергетическим потоком вливает в него одухотворенный импульс любви и красоты пережитых страданий.

«Все искусства, как и музыка, требуют чувства, которые приносит вдохновение - сказал Глинка. - И формы. Что значит гармонии, а «forme» -красота, т.е. соразмерность составления стройного целого... Чувство и форма - это душа и тело. Первое - дар высшей благодати, второе приобретается трудом...»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обобщающий урок по теме: «Музыкальный образ» Учитель музыки ГБОУ лицея № 419 Кац А. В.

1. Найдите определение музыкального образа: А) Рассказ о чудесных странах и о вечной поэзии природы, погружение нас в далекое прошлое или мечта о будущем создает характеры героев- даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы и ИЗО. Б) Воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица. Чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, проявление природы, событие.

2. Выберите, какие из музыкальных произведений являются программными: А) С. В. Рахманинов - Прелюдия № 12 Б) Н. А. Римский- Корсаков. «Шехерезада» В) А. Н. Скрябин - Этюд № 12 Г) К. Дебюсси- «Лунный свет» Д)Ф. Шопен - Вальс № 69

4 . К какому произведению П. И. Чайковского имеют отношение следующие строки: Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! а) «Болезнь куклы» б) «Октябрь. Осенняя песня» В) «Ноябрь На тройке»

Б 5. Подпишите портреты композиторов: А В

6. Определите, какие музыкальные образы существуют: а) эпический б) драматический в) поэтический г) лирический д) мелодический е) символический

7. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

8. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

9. Укажите: - фамилию композитора - название музыкального произведения - назовите образ

10. Из предложенных терминов выберите средства музыкальной выразительности: а) фактура б) вокал в) темп г) композитор д) ритм е) мелодия ж) фольклор з) тембр и) гармония к) динамика

11. Соедините стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями: Ритм Темп Мелодия Тембр Динамика Гармония Фактура Аккорды, сопровождающие мелодию Громкость звучания Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Способ изложения музыкального материала Скорость звучания Чередование различных по длительности звуков Окрас звука или голоса

Соедините стрелочками названия средств музыкальной выразительности с их определениями: Ритм Темп Мелодия Тембр Динамика Гармония Фактура Аккорды, сопровождающие мелодию Громкость звучания Музыкальная мысль, выраженная одноголосно Способ изложения музыкального материала Скорость звучания Чередование различных по длительности звуков Окрас звука или голоса

Как жаль, что урок наш подошел к концу Но музыка в душе осталась. И радовались, слушая ее, и вновь печалясь, Пленительные звуки влекли нас за собой. В душе мы навсегда оставим эти чувства. И никогда нам не забыть, друг мой, Чудесный мир волшебного искусства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе "Музыкальный образ"

На уроке дается понятие о музыкальном образе,дети слушают классическую музыку,бардовскую песню.знакомятся с музыкальным портретом Анны Герман....

Музыкальный образ

Слушая эпизод фашистского нашествия из симфонии №7 Д.Шостаковича обучающиеся смогут отметить средства выразительности, особенности развития образа в симфонической музыке, сравнить с уже известным про...

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества. Э то воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества.


В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном-единственном образе. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию.








Ритм-чередование коротких и длинных звуков Ритм-чередование коротких и длинных звуков Фактура-способ изложения музыкального материала Фактура-способ изложения музыкального материала Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения Мелодия-одноголосное ведение главной мысли произведения



ФАКТУРА Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка Музыкальная мысль может быть изложена различными способами. Музыка подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, подобно ткани складывается из различных компонентов, таких как мелодия, сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой. сопровождающие ее голоса, выдержанные звуки и т.д. Весь этот комплекс средств называется фактурой.


Виды музыкальных фактур Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная Монодия (унисон) (от греч. «моно» – один) – это древнейшая одноголосная фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. фактура, которая представляет собой одноголосную мелодию, либо проведение мелодии несколькими голосами в унисон. Гомофонно-гармоническая фактура складывается из мелодии и сопровождения. Она утвердилась в музыке венских классиков (вторая половина XVIII века) и является наиболее распространенной фактурой до наших дней. Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), Подголосочная полифония – свойственна русской народной песне. Она основана на свободной импровизации в процессе исполнения мелодии, когда к основному голосу присоединяются другие голоса – подголоски.


Сергей Васильевич Рахманинов Композитор Композитор Пианист Пианист Дирижёр Дирижёр Родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 году в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.





















Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – Прощание с родиной? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 213 лет. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей. «ПОЛОНЕЗ ОГИНСКОГО ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ»





Песня на мотив Полонеза Огинского в исполнении хора Турецкого Что интересного было в их исполнении? Что интересного было в их исполнении? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома? Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?


Домашнее задание Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Выразить свои чувства о разлуке с домом в сочинении или рисунке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке. Найти или сочинить стихи о разлуке с домом, оформить в компьютерном варианте на листеА4, рассказать наизусть или сочинить музыку и исполнить на уроке.


Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке? Был ли ты активен на уроке? Были ли твои ответы безошибочны? Соблюдал ли ты порядок на уроке? Записал ли ты в тетрадь всё по теме урока? Выполнил ли ты домашнее задание?



Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Вне восприятия нет музыки, т.к. оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Восприятие - субъективный образ предмета, явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

Иногда термином восприятия обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения. Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета в совокупности его свойств, в объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений воздействующих на анализаторы.

Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.

Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Образы-представления выступают, как важный продукт образного мышления и как одно его функционирования.

Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом 1-го являются сновидения, грезы. «-2-ое широко представлено в творческой деятельности человека.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет вызвать в результате своей деятельности, преобразующий ситуацию, с конкретизацией общих положений.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с несколькими точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

В образном мышлении используются различные приемы. К их числу относятся: увеличение или уменьшение объекта или его частей, аглютинации (создание новых представлений путем присоединения в образном плане частей или свойств одного объекта и др.), включение имеющихся образов в новый конспект, обобщение.

Образное мышление является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве.

Индивидуальные различия в образном мышлении связаны с доминирующим типом представлений и степенью развития приемов представления ситуаций и их преобразований.

В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».

Различают воображение произвольное (активное) т непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом.

Особая форма воображения - мечта. Это также самостоятельное создание образов, но мечта есть создание образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Т.о., активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее восприятие.

На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привносится ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Если в замирающем инструментальном заключении «Захода солнца» Э.Грига ребята не только услышат, но и увидят картину захода солнца, то только зрительную ассоциацию следует приветствовать, т.к. она вытекает из самой музыки. Но если Третьей песне Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова ученик заметил «капельки дождя», то в этом и в подобных случаях важно не просто сказать, что этот ответ неправильный, необоснованно придуманный, но и вместе со всем классом разобраться в том, почему он неправильный, почему необоснованный, подтвердив свои мысли доказательствами, доступными ребятам на данной ступени развития их восприятия.

Природа фантазирования под музыку, по-видимому, коренится в противоречии между естественным стремлением человека услышать в музыке ее жизненное содержание и неумением этого делать. Поэтому развитие восприятия музыкального образа должно опираться на все более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысле, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным, действенным.

Что значит музыка в жизни человека?

С самых древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в состоянии, первобытный человек пытался сначала чисто чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в самых древних предметах, мифах, легендах, сказаниях. Это же можно наблюдать и сегодня, если внимательно наблюдать, как ведет, как чувствует себя ребенок буквально с первых часов жизни. Интересно, когда мы вдруг замечаем, что ребенок от одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков и плача, а другие приводят его в состояние умиротворения, спокойствия и удовлетворения. Теперь-то наука доказала, что музыкально-ритмизированная, спокойная, размеренная, духовно богатая и разносторонняя жизнь будущей матери в период беременности благотворно сказывается на развитии эмбриона, на его эстетическом будущем.

Человек «прорастая» очень медленно и постепенно в мир звуков, красок, движений, пластики, постигая весь многогранный и бесконечно разнообразный мир, чтобы создать образную форму отражения его сознанием этого мира через искусство.

Музыка, сама по себе, как явление настолько сильна, что пройти мимо человека незамеченной она просто не может. Даже если в детстве она была для него закрытой дверью, то в отрочестве он все равно распахивает эту дверь и бросается в рок- или поп-культуру, где жадно насыщается тем, что был лишен: возможностью дикого, варварского, но подлинного самовыражения. Но ведь потрясение, которое он при этом испытывает, могло бы и не быть - в случае «благополучного музыкального прошлого».

Таким образом музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века. Когда человек относился к музыке, как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Богослужение сопровождало человека всю жизнь, питало его духовно и вместе с тем воспитывало и образовывало. А ведь богослужение - это в основе своей слово и музыка. С календарными земледельческими праздниками связана огромная песенно-танцевальная культура. Свадебный обряд в художественном преломлении - это целая наука о жизни. Народные хороводы - это обучение геометрии, воспитание пространственного мышления, не говоря уж о культуре знакомства, общения, ухаживания и т.д. Эпос - а это история - преподносился музыкально.

Посмотрим на предметы в школе Древней Греции: логика, музыка, математика, гимнастика, риторика. Наверное, этого было достаточно для воспитания гармоничного человека. Что из этого осталось на сегодняшний день, когда в наших программах везде стоят слова о гармоничной личности. Только математика. Что такое логика и риторика в школе не знает никто. Физкультура ничем не напоминает гимнастику. Что делать с музыкой тоже не ясно. Сейчас уроки музыки после 5 класса уже не обязательны, их по усмотрению администрации школы могут заменять на любой предмет «искусствоведческого» плана. Чаще всего это зависит от наличия нужного учителя, и там, где он есть музыка преподается. Зато в школьной программе добавилось множество других предметов, но гармоничность, душевное и физическое здоровье исчезли.