«Лесные происшествия» - к юбилею К. Паустовского

22.05.2017 125-летие со дня рождения К.Г Паустовского

31 мая исполняется 125 лет со дня рождения писателя К.Г. Паустовского. К юбилею классика литературы 17 мая в средней школе №2 Центральная библиотека провела литературный час «Певец мещёрской стороны». Ребята узнали много интересного о жизни Паустовского в Солотче, о том, почему Мещёрский край для него стал второй родиной. Прозвучал отрывок из рассказа автора «Мещёрская сторона», после прослушивания ребята делились впечатлениями о творчестве писателя, отметили глубокую философию и «лёгкий язык» текстов. Так же учащимся была представлена книжная выставка «Человеку нельзя жить без природы».

18 мая Детская библиотека провела экологические зарисовки в произведениях К. Г. Паустовского «И вечная природы красота…». Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского сопровождалось презентацией «Глубочайшим образом люблю природу…». С интересом участвовали в викторине «Кто живёт в Мещерском крае», литературной игре «Знаете ли вы рассказы и сказки Паустовского?», обсуждении рассказов «Кот – ворюга» и «Заячьи лапы», конкурсе «Приметы от Паустовского», посмотрели интересный и добрый мультфильм «Квакша». Ребята выразили желание оберегать и любить природу, помогать братьям нашим меньшим.

18 мая в Ковалинской библиотеке с учащимися школы проведена познавательная игра «Идём дорогою добра». Участники мероприятия познакомились со сказками писателя. Эти сказки Паустовский написал в первое послевоенное десятилетие. Герои произведений скромные и простые люди, они чутки, отзывчивы и способны увидеть необыкновенное в обыденном. И хотя в сказках нет волшебников, в них волшебной силой наделена природа. Дети поняли главное, что эти сказки учат добру, милосердию, скромности, чуткости и отзывчивости. В ходе игры ребята отвечали на вопросы викторины: «Что такое? Кто такой?», «Из какой сказки отрывок?», «Добавь слово».

17.05.2017

Очередное заседание клуба «ЭКОС» в детской библиотеке №2 — день экологической книги «Словарь родной природы» — было посвящено 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. Члены клуба – четвероклассники МБОУ «СШ № 23» из вступительной беседы зав. библиотекой узнали о жизни и творчестве замечательного писателя.

Мечтая о «некоей необыкновенной профессии», Константин Георгиевич сменил множество занятий: был рабочим на металлургических заводах, рыбаком, служащим, журналистом. В годы Первой мировой войны работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде. Но, по его мнению, именно писательство соединило в себе все привлекательные профессии мира. Как писал сам Константин Георгиевич: «… стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой».

Среди произведений, вышедших из-под пера К. Г. Паустовского, есть увлекательные детские рассказы и сказки. И сказки эти не простые. Как заметил сам Константин Георгиевич: «Это сказка, но вместе с тем в ней много настоящей жизни, и она происходит в наши дни».

Произведения, созданные К. Г. Паустовским для детей, участники мероприятия вспоминали в ходе игры «Путаница». Нужно было восстановить правильные названия из представленных на доске неверных, с перепутанными словами. А автором одной из предложенных сказок был другой писатель. Подвох ребята заметили сразу!

Паустовский писал: «…Хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка… В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе…». Словарик родной природы попробовали составить на заседании клуба его участники, вспомнив представителей растительного и животного мира, о которых писал рассказы и сказки Константин Георгиевич. Зав. библиотекой зачитывала отрывки из текстов писателя, а ребята называли животное или растение, о котором идет речь и произведение автора-юбиляра, часть которого была зачитана. Вспомнили и сердитого зверя барсука с обожженным носом, и рыжего кота-ворюгу, сварливого петуха «Горлача», старого «дремучего» медведя, березку, оставшуюся верной своим лесным подругам, и заботливый цветок кипрей, и многих других героев рассказов и сказок К. Г. Паустовского.

Константин Георгиевич написал множество произведений и для взрослых и для маленьких читателей. В своих работах писатель сердечно, просто и с большой теплотой изображал родную природу, помогая читателям по-новому взглянуть на окружающий мир, почувствовать свою связь с каждой частичкой земли, каждым цветком и каждым зверем в наших русских полях и лесах. В своих произведениях К.Г. Паустовский показал, как необходима наша забота чарующему и хрупкому миру природы.








Цели: привлечь внимание учащихся к творчеству К. Г. Пау сто вского; формировать навыки чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра, развивать умение эмоционально вос принимать текст, выражать при чтении чувства действующих лиц; расширять игровой опыт детей.

Оборудование: ширма-«радио», портрет Паустовского, выставка книг.

Подготовка к занятию: учащиеся читают рассказы и сказки К. Г. Паустовского («Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи ла пы», «Последний черт», «Золотой линь» и др.).

Учащиеся делятся на группы: первая группа готовит рассказ о жизни Паустовского, вторая - « радиоспектакль » по рассказу «Кот-ворюга», третья - викторину.

Ход занятия

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодняшнее занятие необычное. Мы будем слу шать «радиопередачу» и принимать в ней участие.

II. Рассказ о жизни писателя.

Учитель «включает» радио (радио нарисовано на ширме).

Выступает первая группа учащихся.

1-й учащийся. Уважаемые радиослушатели! Мы начи наем передачу о жизни и творчестве известного русского писа теля, книги которого переведены на многие языки мира, - о Константине Георгиевиче Паустовском (1892-1968).

2-й учащийся. Родился в семье железнодорожного слу жащего, семья была большая, склонная, как говорил сам Пау стовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6 класса гимназии он уже репетиторствовал. По сле окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

III . Викторина по рассказам К. Г. Паустовского.

Выступает вторая группа учащихся.

- А сейчас, уважаемые радиослушатели, вы сможете принять
участие в викторине по рассказам К. Г. Паустовского, позвонив
нам по телефону.

Победителей нашей викторины ждут призы. Звоните.

Учащиеся подходят к телефону, «звонят».

- А вот и первый звонок. Представьтесь, пожалуйста...
Итак, вопрос...

Вопросы викторины:

  1. О ком это: «Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас толком его не видел»? (О коте; рассказ «Кот-ворюга».)
  2. Каким образом удалось приручить кота? Как из ворюги он превратился в сторожа? (Приручили кота, покормив его. Он ел больше часа. А сторожем стал, отучив кур воровать со стола кашу. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.)
  3. О ком это: «У костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел вы сокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей»? (О барсуке; рассказ «Барсучий нос».)
  1. Однажды барсук обжег нос, сунув его в сковородку, где жарилась картошка. Как он лечил свой нос? (Он расковырял старый пень, засунул нос в самую его середину, в холодную и мокрую труху.)
  2. Через какое время автор встретил барсука со шрамом на носу снова? Чем барсук занимался? (Через год; барсук сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.)
  3. Одного из персонажей К. Паустовского называют «десять процентов». Почему его так прозвали? (Рассказ «Последний черт». На деда напала свинья, не свинья - прямо лев! Он попал в больницу, где доктор ему сказал, что от него осталось «десять процентов». Так деда и прозвали - «Десять процентов».)
  4. Кого дед «Десять процентов» принял за черта в рассказе «Последний черт»? (Пеликана. Пеликан кинулся на деда и долбанул его так, что тот упал в кусты малины.)
  5. Откуда на озере взялся пеликан? (Сбежал во время перевозки зверинца.)
  6. Дед поехал в город, нашел зверинец и рассказал о пеликане. Что дед получил в награду? (40 рублей, на которые купил новые штаны.)
  1. Кто может помочь человеку выбраться из лесного пожара? (Старые лесные жители знают, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь. Герой рассказа «Заячьи лапы» дед Ларион побежал за зайцем, и тот вывел его из огня.)
  2. Из чего деревенские мальчишки плетут лески для рыбной ловли? (Из конского волоса; рассказ «Сивый мерин».)
  3. Кого называют лучшим сборщиком шишек? (Белок; рассказ «Заботливый цветок».)
  4. Есть ли враги у рыбаков? Если есть, то какие? (Да. Это мальчишки, которые распугивают рыбу; подводные коряги, за которые запутывается леска; а также ряска, комары, грозы, ненастье и наводнение. Рассказ «Золотой линь».)
  1. Можно ли увидеть жару или холод? (Да, можно. В жару над лесом можно заметить желтый дымок. Кажется, что дрожит воздух. А в холод меняется цвет неба - оно становится зеленым, как мокрая трава. Рассказ «Квакша».)
  2. Что предсказывает древесная лягушка-квакша? (Кваканьем она предсказывает дождь. Рассказ «Квакша».)
  3. Если выкопать в лесу маленькое деревце, например березку, посадить его в кадку и держать в теплой комнате, пожелтеют ли листья осенью или останутся зелеными на всю зиму? (Они осенью пожелтеют и облетят. Рассказ «Подарок».)
  1. В стародавние времена красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина. Для чего они это делали? (Чтобы не увядала их красота. Рассказ «Прощанье с летом».)
  2. Существует высокое растение с красными цветами, собранными в большие кисти. Оно приносит большую пользу молодым лесным посадкам. Как называется это растение, и в чем его польза? (Это кипрей или иван-чай - очень «теплый» цветок, вокруг него всегда теплый воздух, и молодые деревца, стоящие рядом с ним, не замерзают в холода. Рассказ «Заботливый цветок».)

Подводятся итоги викторины. Объявляются победители.

IV. «Радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского.

Выступает третья группа учащихся.

И в заключение нашей передачи послушайте «радиоспектакль» по рассказу К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Слушание «радиоспектакля».

V . Подведение итогов занятия.

  • Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?
  • Какие рассказы К. Паустовского вы хотели бы прочитать?
  • Обратимся к выставке книг.

Учитель и учащиеся работают с выставкой книг.


татьяна морозова
«Иди всегда дорогою добра!» литературный праздник для дошкольников по произведениям К. Г. Паустовского

«Иди всегда дорогою добра!»

литературный праздник для дошкольников по рассказам и сказкам

Константина Георгиевича Паустовского

(к 125-летию со дня рождения п

исателя).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас литературный праздник. Он посвящен русскому писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Мы будем учиться смотреть на мир добрыми глазами, видеть необычное в обычном, как это умел делать Константин Георгиевич. А помогут нам в этом его рассказы и сказки, адресованные детям.

Показ книг на выставке

Давайте вспомним их названия. Я буду начинать фразу – название произведения, а вы заканчивать.

«Барсучий… нос», «Заячьи …лапы», «Растрёпанный… воробей», «Корзина …с еловыми шишками», «Жильцы старого дома», «Тёплый… хлеб», «Стальное… колечко», «Кот –… ворюга», «Резиновая …лодка».

Какие из них вы уже читали?

А теперь давайте познакомимся поближе с биографией писателя.

Показ презентации с комментарием воспитателя

Константин Георгиевич родился 31 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. В семье будущего писателя любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.

После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.

Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, семья распалась, и Константин вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В 1911 году, в последнем классе гимназии, Константин Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».

По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет.

Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, санитаром на санитарном поезде, в полевом санитарном отряде.

Константин Георгиевич переменил много профессий: был рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, служащим, журналистом.

«Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей вылилось у меня в мечту о некоей необыкновенной профессии… писателя.

…Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский.

За свою большую писательскую жизнь Паустовский побывал во многих уголках нашей страны, посетил многие страны Европы. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он.

Особенно горячо полюбил Паустовский Мещёру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, – куда приехал впервые в 1930 году. Здесь, в селе Солотча, он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром, Рувимом Фраерманом и другими.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, у него было немало учеников.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве 14 июля 1968 года и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.

Похоронен писатель на крутом берегу над рекой Таруской на Авлуковском холме под большим дубом. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К. Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".

В Тарусе с 1991 года ежегодно проводятся праздники К. Г. Паустовского в день его рождения 31 мая. Почитатели таланта писателя приносят на могилу цветы и корзину с еловыми шишками.

А почему, кто догадался?

Да, верно, потому что один из лучших лирических рассказов Паустовского так и называется "Корзина с еловыми шишками". Рассказ наполнен музыкой и красотой, и открывает перед нами «то прекрасное, чем должен жить человек».

Вот и мы сегодня проводим праздник, посвящённый Паустовскому, талантливому писателю и жизнерадостному человеку. Ведь 31 мая будет отмечаться в России 125-летие со дня рождения Константина Георгиевича.

Викторина по произведениям Паустовского.

1. Как называется рассказ Паустовского:

«Заячьи уши», «Заячьи лапы», «Заячий хвост».

2. Какой зверь вывел деда Лариона из огня? (Заяц)

3. Как звали девочку в сказке «Стальное колечко»? (Варюша)

4. Кто подарил Варе стальное колечко? (Боец, за то, что она угостила его махоркой).

5. Какой зверь обжёг себе нос жареной картошкой? (Барсук(«Барсучий нос»)

6. Как наказали рыбаки, герои рассказа «Кот-ворюга», рыжего кота за воровство? (Выпороли, закрыли в чулане, накормили).

7. Какое прозвище и имя носил мальчик в сказке «Теплый хлеб»(Филька по прозвищу Ну тебя).

А теперь давайте посмотрим мультфильм «Тёплый хлеб».

Мультфильм «Тёплый хлеб»

Наши ребята, также как и писатель К. Г. Паустовский, любят природу, оберегают животных и растения, заботятся о них. Сейчас ребята из средней группы споют нам песню «Приключение в лесу»

Песня «Приключение в лесу»

К. Паустовский был наблюдательным, много знал о животных. А знаете ли вы их? Проверим?

Голубь –… воркует;

глухарь – … (токует);

собака -(гавкает, лает)

лиса – … (лает, тявкает)

медведь – … (ревет, рычит)

утка – … (крякает);

филин – … (ухает);

коза – … (блеет);

гусь – … (гогочет);

конь – … (ржет);

свинья – … (хрюкает);

воробей -(чирикает);

курица - (кудахчет);

петух - (кукарекует)

Мультзарядка

Ситуации «Узнай по объявлению»:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ёж, дикобраз, ёлка).

3. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь).

5. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. У меня варастет новый! (ящерица)

6. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни! Ку – ку! (кукушка)

Книги Паустовского учат нас верить в добро и красоту, любить родную природу, видеть в обычном необычное, уметь фантазировать.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Добротой и любовью к жизни наполнены книги Паустовского.

По воспоминаниям современников, писатель и в жизни был человеком добрым и жизнерадостным, скромным и деликатным.

Закончить наш праздник предлагаю песней.

Песня «Дорогою добра»

Использованная литература: Интернет-ресурсы

Соколовская Инна Владиславовна – учитель ОПК, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Сегодня я решила рассказать вам о литературном музее. Отечественная классическая литература от Пушкина до Пастернака тесно связана с теми памятными местами, где жили и творили русские писатель и поэты.
Такие музеи занимают особое место в культурной и общественной жизни нашей страны…
Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 5 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о музеях отечественной классической литературы. Учащиеся могут использовать при подготовке домашнего задания, написания реферата. Просто углубить свои знания.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к музеям, писателям, литературе.
Оборудование: Выставка книг о музеях, литература писателя

Внеклассное мероприятие «Мой край задумчивый и нежный»


Сегодня литературный музей – это не просто тихие музейные залы, где собираются книги, документы, рукописи, фотографии, личные вещи и другие экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве писателя или поэта. Литературный музей – это живое, интересное. Увлекательное дело. Кроме традиционных экскурсий, лекций и выставок в музее проходят концерты, театрализованные экскурсии – представления. Можно и самому стать участником старинного бала, примерить на себя костюм из прошлых веков и встретиться с героями литературных произведений. Можно проявить и собственное дарование и уже с новым чувством и впечатлением перечитать любимые книги.
Сегодня литературных музеев в России много, и создаются новые. Внимание к таким местам никогда не ослабевает.

Таруса. Мемориальный дом – музей К.Г. Паустовский.


В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные… места здесь чудесные.
К.Г. Паустовский


Мой друг, поехали в Тарусу!
В дом, где давно темно и грустно,
Но старый парк доселе жив,
И средь равнины среднерусской
Река забвения бежит...
Тут можно быть самим собою,
Дремотно слушать крик разбойный
Ворон, торчащих там и тут,
Цедить сквозь решето забора
И летний зной, и влагу туч...
В посудине с дырявым днищем
Живет паук, художник нищий.
Попросим крова у него.
Нежданно иволга засвищет,
И тишь... И боле никого.
Войдем в заветную часовню,
Где века ржавые засовы
Скрывают разоренье чувств,
Звенит Марины ключ кастальский...
С трудом открыв глухие ставни,
Затеплим памяти свечу.
Ну, а потом пора в долину
Волшебную, где выгнул спину
Мост над сверкающим ручьем...
И, завершая в тон картину,
Две ивы плачут ни о чем.
Там наша раненая роща...
Забыть ее, конечно, проще,
Как позабыли мы в бреду,
Что не прогресса жадный росчерк
На небе начертал звезду...
И не железными руками,
А грозовыми облаками,
Дыханьем, звуком и огнем
Творилось это чудо мира,
Где нет ни капищ, ни кумира,
И чудо днесь сокрыто в нем.
Мой друг, поехали в Тарусу.
Там – тоже грязь, и те же трусы,
Но есть высокие черты
Непроданной российской Музы,
И неразорванные узы
Любви, Добра и Красоты...
Валентина Невинная


В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Николай Заболоцкий


Весной Таруса утопает в белом облаке цветущих садов. Старинный город, известный по летописям с 13 века, уютно расположился на живописных, зеленых холмах при впадении реки Тарусы в Оку. Город внесен в перечень исторических городов России и имеет статус природно – архитектурного заповедника.
На одной из тихих улочек Тарусы стоит скромный дом. Бревенчатые стены покрашены в синий цвет, белые наличники. Словно синее небо и белые облака…


В этом доме 31 мая 2012 года в честь 120 – летнего юбилея со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского был открыт музей. И этот скромный, обычный деревенский дом – сегодня единственный в России мемориальный дом – музей писателя. В Тарусе Константин Георгиевич прожил более десяти последних лет своей жизни.


Творчество К.Г. Паустовского хорошо знакомо всем, кто любит родную литературу. Многие книги писателя переведены на иностранные языки. Паустовский даже выдвигался кандидатом на соискание Нобелевской премии в области литературы.
«Константин Георгиевич Паустовский – писатель в русской литературе необыкновенный. Это бросается в сердце, инстинктивно чувствуется каждым читателем, полюбившим или только еще впервые влюбляющимся в его благоуханно – певучую, светящуюся прозу… Да и нужно ли объяснять чудо?» - эти строки о творчестве Паустовского написал поэт Б. Чичибанин к 100 – летнему юбилею писателя.


Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне...
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!
М.И. Цветаева


Тарусские дали, привольные пейзажи полюбились Паустовскому. Он, побывавший во многих живописных уголках не только России, но и других стран, признавался: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу». И еще одна цитата: «Я живу в одном маленьком городке… Он так мал, что все его улицы выходят или к речке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха…»


Мне чудятся Оки серебряные воды,
Лесов березовых серебряный язык.
В сиреневой тени, ромашкой зацветая,
Таруса спит смолы янтарным сном.
Игнатовской горы за тетиным сараем
Рыже-зеленый виден мне излом.
Анастасия Цветаева. Чужбина. 1941.

Таруса еще с 19 века стала одним из культурных центров России. Эти места связаны с именами многих художников, писателей, поэтов. Вот почему Константин Георгиевич назвал Тарусу «творческая лаборатория и приют для людей искусства и науки».


Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года. Спустя годы писатель в своем автобиографическом очерке напишет: «Родился в 1892 году в Москве, в Гранатовом переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой… был неисправимым мечтателем… Моя мать – дочь служащего на сахарном заводе… Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что – то путное».
Свое первое литературное произведение – рассказ «На воде» - Паустовский написал еще учеником гимназии. Рассказ напечатал в 1912 году киевский журнал «Огни». Уже тогда Паустовский решает стать писателем и понимает, что для этого нужен жизненный опыт.
Константин Паустовский учился в Киевском и Московском университетах. Но в 1914 году начинается Первая мировая война. В один день, но на разных фронтах, погибают два брата будущего писателя. Константин Георгиевич работает вагоновожатым и кондуктором трамвая.
Трудится на санитарном поезде, который под вражеским огнем вывозит раненных бойцов с фронта.

Тайна записной книжки:


В автобиографической «Повести о жизни» Константин Паустовский вспоминал о своей работе кондуктором в московском трамвае. Грозой всех кондукторов был старик со сторублевой ассигнацией. Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору эту крупную купюру. Но у кондуктора, разумеется, не было сдачи. Хитрый старик и не требовал размена. Он покорно выходил на первой же остановке и садился в следующий трамвай. И все повторялось снова. И так «зайцем» хитрец ездил на службу постоянно. Но Паустовский оказался хитрее. Он под расписку получил в кассе трамвайного парка сто рублей мелочью. И когда хитрый старик привычно протянул сторублевую купюру, Паустовский неторопливо отсчитал 99 рублей 95 копеек мелочью. Больше этого «зайца» в трамваях не встречали…


Потом были годы скитаний. Паустовский сменил много профессий. На протяжении нескольких лет, с 1916 по 1923 год, Паустовский работает над первой своей повестью «Романтики». Напечатана она будет только в 1935 году. Но главной в то время профессий стала журналистика. Константин Георгиевич много ездит по стране. Эти путешествия дали богатый материал не только для журнальных и газетных очерков, но и будущих произведений писателя. В 1932 году выходит повесть «Кара – Бугаз».


Издав несколько книг, Константин Георгиевич Паустовский решил посвятить свою жизнь литературному творчеству. Но, как и прежде, писатель много путешествует. Цикл коротких лирических рассказов он посвящает мещерскому краю.
В суровые годы Великой Отечественной войны Паустовский – военный корреспондент. В короткие минуты отдыха и затишья он работает над романом «Дым отечества».
В 1950-х годах Паустовский – писатель с мировым именем. И вновь новые страдания, на этот раз – зарубежные.


И все же скромный домик в Тарусе, беседка в саду стали любимым «рабочим кабинетом» писателя. Среди произведений писателя есть многотомная автобиографическая «Повесть о жизни» и работа, посвященная труду писателя, - «Золотая роза». Паустовский обладал удивительным свойством видеть в обычном то, мимо чего мы проходим, не обращая внимания. Недаром писателя часто называют «Левитан в литературе».
Дом – музей Паустовского в Тарусе сегодня знают многие. В этом небольшом музее любовно сохранена теплая, уютная домашняя атмосфера. Здесь все, как было при жизни писателя. В рабочем кабинете – стол у окошка, пишущая машинка, любимые книги писателя, фотографии. Среди них – снимок звезды мирового кинематографа, актрисы и певицы Марлен Дитрих. Она была горячей поклонницей таланта русского писателя.





В Тарусе ежегодно проводятся праздники К. Г. Паустовского в день его рождения – 31 мая


Детский фестиваль в Тарусе




Игорь Шацков. "Таруса"

Уютный, мирный городок;
Над голубеющей Окою,
От суеты земной далек,
Он дышит благостным покоем.
Он весь ютится по холмам,
Ключи лепечут по низинам,
И ветхи серые дома,
А посреди - собор старинный
И колокольня, как свеча.
В садах грачи кричат, кричат,
Однообразен крик грачиный...
Внизу широким полукругом
Оки сверкающая гладь.
А там, за мелями, за лугом,
Лесов бесчисленная рать
Толпится по горам прибрежным
И мягко тонет в дымке нежной...
Какая ширь и благодать! Лесной пейзаж
Здесь Паустовский, всегда живой,
Всегда веселый, вдохновенный,
Своей талантливой рукой
В Тарусе пишет несравненно
В туманной дымке и снегах
И в ярких солнечных лучах.
Его торжественные ивы,
Оки синеющей извивы,
Окрестных далей глубина -
Все душу трогает до дна.
Есть кладбище среди берез
На берегу, над горным скатом,
Могила с краю - в ней Мусатов
Почил, исполнен тайных грез.
Мир неразгаданный, богатый
С собой навеки он унес...
Вот резвой Тарусянки струи,
Бурля, сверкают по камням,
И речка светлая чарует,
К себе прохладою маня.
Вот сваи мельницы забытой,
Колеса поросли травой,
Кругом тенистые ракиты
Склонили ветви над водой.
Коряги, камни, темный омут…
И много розовых цветов
Цветет по берегу крутому
Средь дикой заросли кустов.
Кричит гудок протяжно, резко
И, всколыхнувши лоно вод,
Дымя, шипя, с бурливым плеском,
Отчалил белый пароход.
Еще минута - поворот
Его совсем закрыл собою...
И снова веет тишиною.
Молчат горячие пески.
Лесная даль синеет кротко.
И нежно плачут кулики.
Плывет с пахучим сеном лодка,
Тревожа зеркало реки.
А.В.Чельцов 1924