Особенности романа А. Пушкина Евгений Онегин» Композиция «Евгения Онегина»

Перед вами сочинение по роману «Евгений Онегин», в котором мы рассматриваем художественные особенности романа. Это всегда сложнее, нежели рассуждать над событиями или образами в романе.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин».

Пушкин начал писать роман во время первой ссылки в Одессу, а закончил перед женитьбой, во время Болдинской осени. Затем автор дописывал главы из «Путешествия Онегина». Таким образом, можно сказать что этот роман сопровождал поэта всю жизнь. Сам он называет роман плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» . За это время общественно- политические и художественные взгляды Пушкина значительно изменились, и это отразилось в художественных особенностях романа.

В письме к П. Вяземскому Пушкин отмечал: «Я пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница»! Главной художественной особенностью романа «Евгений Онегин» приходится признать не то, что это едва ли не первый истинно «русский» роман, а то, что он написан стихотворной строфой, специально изобретенной Пушкиным для данного произведения и называющейся теперь «онегинской». По количеству строк (14) и наличию четверостиший (3 четверостишия и заключительное двустишие) она напоминает сонет в той его форме, которую использовал Шекспир. Пушкин пишет строфы своим излюбленным размером — четырехстопным ямбом, но при этом использует особую систему рифмовки для каждого четверостишия.

Пушкин казался новатором не только в стихосложении, но и в разработке композиции и сюжета романа. Здесь мы впервые в русской литературе встречаемся с «зеркальной композицией» (первоначальная ситуация отражается во второй части романа как в зеркале: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, получает отповедь, и наоборот, Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо, получает отповедь).

В романе четко выделяются две сюжетные линии (Онегин — Татьяна, Ленский – Ольга), объединенные фигурой главного героя. Первая сюжетная линия проходит через весь роман, вторая обрывается со смертью Ленского.

Следует особо сказать о творческом методе автора. Пушкин начинал писать роман как типичное романтическое произведение. Он сам подсмеивался над юным поэтом и писал: «В ту пору мне казались нужны пустыни волн, края жемчужны…» Но с годами он все более тяготеет к реализму и роман вместе с автором превращается в реалистический, показывающей быт, нравы, уклад жизни в России первой четверти XIX века. Причем, Пушкин, стремясь сделать рассказ о русской жизни более подробным и реалистичным, показывает нам несколько слоев дворянства (поместное московское, столичное), говорит немного о жизни крестьян и даже рисует картины «неугомонного Петербурга», то есть жизнь городских слоев населения. При этом он создает и «типические» характеры, то есть изображает героев, чья жизнь и судьба отражает наиболее характерные черты русской жизни.

С реализмом изображения русской жизни связана и такая черта, как народность романа, то есть изображение жизни русского общества и исканий передовой дворянской интеллигенции в интересах народа, с народной точки зрения.

Народность романа проявляется и в том, с какой любовью поэт изображает картины русской природы. Пушкин в османе закладывает основы использования приема психологического пейзажа, так как смена времен года и картины русской природы целиком связаны с изображением душевного состояния главной героини – Татьяны Лариной.

Эпическая форма романа давала автору возможность не только рассказать об истории жизни своих героев, но и высказать свою точку зрения на изображаемые события. Лирические отступления, интереснейшая композиционная находка поэта, дают нам представление о вкусах и взглядах автора, а значит отражают культурные интересы русского общества первой половины XIX века. А.С. Пушкин выражает свое мнение о театре, балете, книгах, одежде, моде, еде, литературных спорах, русском языке и многих других вещах.

Безусловно, одной из важнейших художественных особенностей романа является язык. Языковые особенности и фигуры поэтической речи, используемые автором, делают текст ярко индивидуальным и неповторимым. Например строки о балерине, которая «летит, как пух из уст Эола» или описание разговора помещиков во время именин Татьяны невозможно спутать ни с каким другим произведением.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин» свидетельствуют о гениальности его автора, ставят это произведение в ряд шедевров мировой литературы.

Одной из замечательных особенностей пушкинского гения является гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определенность, стройность и соразмерность — основные композиционные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «конец гармонирует с началом». Действительно, одним из излюбленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно началось. Образцом подобной композиции является роман «Капитанская дочка», где действие начинается и завершается в поместье Гриневых. Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной композицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в романе как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.

В «Евгении Онегине» два главных героя, которые поставлены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его — экспозицией, завязкой, развитием действия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом антитетичны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны — рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод...

Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют собой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составляет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз-гувернер, ее — «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка. Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре — девочка же неосознанно тянется к культуре русской, которая началась для нее с русских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его водят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся бескрайние просторы деревенской природы — поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противостоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружающих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность. Он обычный светский повеса, ловкий и любезный молодой человек, живущий в полной гармонии с окружающими. И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны — ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина сопровождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.

Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, — думает Евгений, —

Ужель она? Но точно...Нет...

Как! из глуши степных селений...»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых догадок, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжетной линии Татьяны — дальнейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.

Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, однако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллектуальных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюбленных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете — развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он». В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была надежда, здесь — безнадежность (о которой догадывается читатель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г. Белинский), во втором любовь уже свободна от литературного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо — «души доверчивой признанья». Это кульминация первого сюжета. В этом письме раскрывается мировосприятие героини - ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив покорности судьбе:

Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма — он сам. Если в письме Татьяны основной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах, Как и в письме Татьяны, здесь возникает мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе». В действиях же Онегина все то же неуважение к настоящему положению вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассматривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь». За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета — объяснение героев в Петербурге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж — судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, пораженный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается растерянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа). Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д. Благой, «в последней главе „Евгения Онегина" заключается как бы два слитых воедино конца: конец всего произведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе.,.».

Водоразделом между любовными историями героев в романе является дуэль, которая заканчивается смертью Ленского. Смерть Ленского — переломный момент в содержании романа, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность любовных сюжетов.

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и налево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Онегин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги — юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Исследователи также неоднократно отмечали противопоставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и восторженный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглубленная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.

Характерно, что в романе есть еще один персонаж — сам автор. Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин" — это единство автора; это „роман автора", внутри которого заключен „роман героев"». Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в трудную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом. В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о прихотливости желаний. Лирические отступления в романе «исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною» (В. Г. Белинский). Именно образ автора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жизни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фольклором, народными обрядами. Ей снится медведь, избушка, различные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за столом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский...

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описанием поместных дворян, приехавших на именины к Лариным2. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиночество в окружающей поместной среде, в родной семье.

Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей. Стиль их различен — от картин природы в духе французского сентиментализма до русских реалистических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.

Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкинскому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологизмом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет...

По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил...

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, поведение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:

Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Ни привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер. Ленский — «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».

Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внутренний мир, характер. В портрете же Онегина были подчеркнуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собственно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.

Характерен в романе портрет Ольги. Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной акцент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, заурядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет...

Наиболее подробное описание обстановки в романе — петербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском доме. Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона). Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, камин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин подчеркивает простоту образа жизни поместных дворян, их гостеприимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы современного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества... великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое здесь равноправны, образ автора не менее важен, чем образы героев. Эпическим в данном произведении является сюжет, а лирическое - это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.

Автор присутствует на всех сценах романа, комментирует происходящее, дает свои пояснения, суждения, оценки. Автор - лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Роман был начат поэтом в молодости, а заканчивался, когда Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а жизнь принесла много потерь и разочарований (Болдинская осень). В романе-дневнике, которым можно считать «Евгения Онегина», отражено пережитое, в нем «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях общественно-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан светлыми интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных после 14 декабря 1825 года, в годы жесточайшей реакции, тон автора приобретает все большую сдержанность, серьезность, а в заключительных становится глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст ряд автобиографических отступлений от сюжета. Каждая из последующих глав отражает духовные и житейские факты биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, когда данная глава писалась, и роман в стихах становится романом-дневником, из которого мы узнаем об авторе не меньше, чем о его героях. Не случайно Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.

Если подсчитать строфы и стихи, в которых излагается фабула, относящаяся к героям (эпика), и строфы и стихи, в которых нет изложения фабулы (лирика), то окажется, что количество, условно говоря, «эпических» и «лирических» строф и стихов одинаково. Пушкин строго соблюдал равновесие и равновеликость эпики и лирики. Впечатление господства лирики, сложившееся у В.С. Непомнящего, возникает, по-видимому из-за того, что в «Евгении Онегине», как выяснено исследователями и прежде всего Ю.М. Лотманом и С.Г. Бочаровым, два романа – один «роман жизни», творимый ею и связанный в большей мере с автором, чем с героями, где автор и есть главный герой, а другой – «роман героев», который творится жизнью и автором. «Роман героев» вставлен в более широкую – жизненно-авторскую – раму. «Роман жизни» подан в большей мере в лирическом ключе, «роман героев» – в эпическом, повествовательном, сюжетном. При этом оба романа рождаются исторической действительностью и всемирным, вселенским бытием вообще.


Таким образом, «Евгении Онегине» -это «роман героев» существует внутри «романа автора». Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Петербург, южная ссылка, Михайловское. Автор ни на минуту не забывает, что он пишет свой роман. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина».

В романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях. В них автор, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании - «придет ли час моей свободы?». Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки. Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна. Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие.

Эпическое начало в романе. Пушкин наблюдал жизнь на протяжении семи с лишним лет - с 1823 по 1830 год. Время, описанное в романе, с 1819 по 1825 год. Его внимание к настоящему вылилось в романе в мощную эпическую часть, посвященную самым различным проблемам современности. Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение.

Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Однако Пушкин писал не просто роман, а «роман в стихах» . В письме к П.А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость. Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа вмещает небольшой рассказ, то на каждую тему можно рассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.

Онегинская строфа. Изобретенная Пушкиным для романа «онегинская строфа» состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтиче-ский образ эпохи XIX века. В. Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни».

«Евгений Онегин» — реалистическое произведе-ние . Его главный герой, Евгений Онегин, — типичный представитель молодежи XIX века. Невероятно ши-рок план изображения событий: Пушкин показывает читателю жизнь барской Москвы, русской провин-ции, светского и трудового Петербурга. Жизнь пока-зана в развитии, во всем ее многообразии и единстве одновременно. Благодаря введению большого числа персонажей (в том числе друзей автора, деятелей культуры, знаменитостей той эпохи, например: « Что там уж ждет его Каверин», «Толпою нимф окружена, Стоит Истомина...», «К ней как-то Вяземский под-сел...» и т. д.) создается многолюдность романа. Все эти персонажи мало связаны с главными героями, не принимают участия в действии, они служат для соз-дания того особенного художественного мира, кото-рый характеризуется объемностью, а также значи-тельно расширяют пространственно-временные границы повествования.

Сюжет романа достаточно прост, построен на лю-бовном конфликте: Татьяна Ларина полюбила Онеги-на , ответившего взаимностью лишь спустя годы, ко-гда героиня, уже будучи замужем, не может быть с ним.

Важнейшей композиционной, структурообразую-щей единицей романа является онегинская строфа, которая организует его разноплановое содержание, придает внешнее единообразие. Онегинская строфа имеет свои особенности рифмовки: перекрестная риф-ма, параллельная рифма, двустишие — всего 14 строк. Но есть части, написанные не онегинской строфой: письма Татьяны и Евгения, песня девушек.

Язык романа считается эталоном русского языка, так как в этом сочинении много просторечных, разго-ворных слов.

Очень много лирических отступлений, которые вводят в произведение образ автора, позволяют услы-шать его мнение, помогают выразить свое отношение к герою, придают роману широту, глубину, всеохватность. Тематика лирических отступлений разнооб-разна: это и размышления поэта о собственной судьбе, рассуждения об искусстве, экономике, политике Рос-сии, о любви, природе, его оценка литературных на-правлений, размышления этического порядка.

Жанр «Евгения Онегина» сложен , А. С. Пушкин определил его как «роман в стихах» и «свободный ро-ман» . Сложность жанра обусловлена лирико-эпичес-кой природой произведения: судьбы главных героев показаны на широком эпическом фоне, а лирические отступления создают лирическое начало. Исследова-тели определяют жанр «Евгения Онегина» как соци-ально-бытовой, социально-психологический и нрав-ственно-философский роман.

Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра.

Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник», Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества - не романтического, а реалистического.

В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму.

Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20-х годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех - и в России, и на Западе - дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.

Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.

В романе, как мы уже раньше указывали, даётся широчайшая картина жизни России того времени, её разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи.

Действие романа развёртывается и в столичных центрах - Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические, вставки (их около 50).

3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.

Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь чёткую структуру, должен быть отчётливо расчленён на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике - ещё и на части, с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой её частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.

Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе - смежные, третье - опоясывающие или обхват-ные, заключительное двустишие - смежные.

Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают её.

Онегинская строфа отличается необыкновенной гибкостью, живостью и лёгкостью. Речь поэта льётся плавно, непринуждённо.

Пушкин написал роман четырёхстопным ямбом, придав ему различные интонации в зависимости от содержания строф. Так, "например, различны интонации строф, дающих два варианта возможной судьбы Ленского, если бы он не был убит. XXXVII строфа шестой главы, начинающаяся словами: «Быть может, он для блага мира...», выдержана в ораторско-торжественной интонации, а следующая - «А может быть и то...» - звучит уже совсем по-иному: житейски просто, почти прозаично.

Выдерживая в основном разговорный тон, Пушкин необычайно его разнообразит: то мы слышим лёгкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и т. д.

Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.