Татарская гармонь для конспекта. План-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему: Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Открытый урок: «Сыграй гармонь»

Тема урока ; Сыграй гармонь.

Учебно – воспитательные задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с рус. нар. инструментом - гармонь.

Разучить песню «Гармошка - говорушечка» - З.Роот.

Развивающие: Развивать звуко - высотный, тембровый слух и музыкальную память.

Воспитательные: воспитывать духовно и эстетически развитую личность, устойчивый интерес к предмету, уважение к русской музыкальной культуре.

Оборудование: Музыкальный центр, синтезатор, флешка, аккордеон, гармонь, баян, магнитная доска, карточки с заданием, текст песни. Гармошки со смайликами.

Ход урока.

1-Орг.момент.

Учащиеся входят в класс под русс. нар. музыку - хороводным шагом и становятся к своим стульям.(00-Пораня)

Приветствие: распевка - «Салем – Неллоу»

2-Актуализация:

А) Назовите группы инструментов, которые вы знаете?

Б) Работа по карточкам. (На каждую парту.)-групповая работа.

Распределить и показать стрелкой, к какой группе принадлежат инструменты.

В) Какая музыка звучала, когда вы входили в класс?

Г)В исполнении какого инструмента звучало произведение?

Посмотрите внимательно на инструмент, который стоит на сцене. Как вы думаете, с каким инструментом мы сегодня будем знакомиться?

3) Новая тема:

Правильно ребята, давайте прочитаем все вместе тему нашего урока. (открыть тему урока на доске)

Сыграй гармонь!

Сейчас я познакомлю вас с этим инструментом.

Гармонь – это духовой, язычковый инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Когда родилась гармонь? В истории существует доказательства исследователей, что впервые гармонь появилась в250 лет назад в Санкт-Петербурге в России, благодаря стараниям органного мастера Франтишика Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка колеблющегося под действием потока воздуха.

В процессе времени гармонь очень понравилась и стала распространяться среди русского народа. Появилось множество разновидностей гармони, благодаря народным умельцам она изменялась, добавлялись ряды кнопочек, на каждой клавиатуре, от маленькой однорядной до большой многорядной на каждой клавиатуре.

В зависимости от той местности, где усовершенствовали гармонь ее так и называли. В Г.Тула развивалась Тульская гармонь, в других областях «Ливенка», «Вятская», «Тальянка», и самая распространенная в наше время является гармонь под названием «Хромка».

Тульская, Ливенка, Вятская - однорядные гармони.

Русская венка, Хромки -двухрядные.

А сейчас давайте посмотрим, как выглядят гармони разных районов России.

Просмотр фото.

Но не только у русского народа была распространена, гармонь и у казахского народа музыканты участвовали в айтысах, аккомпанируя себе на гармони.

Чем удобна была гармонь? Не тяжелая, ее можно было взять куда угодно, идти по дороге и играть, а те кто шли рядом пели песни, приплясывали, пели частушки, отдыхали после трудового дня.

И если вы смотрите теле передачу « Играй гармонь», то видите, как любима народом гармонь.

Она и поплачет и погрустит, в час веселья веселит, а если к ней присоединится балалайка, то веселью нет конца.

В г.Усть – Каменогорске в этом году в этно – деревне, музее заповеднике прошел третий областной фестиваль инструментального народного творчества «Играй гармонь. Звени домбра».

Давайте послушаем, как звучит гармонь:

№01-левинская гармонь

№2-саратовская гармонь.

На гармони не закончилось развитие этого инструмента, позже появились более усовершенствованные это баян и аккордеон.

У баяна больше рядов на каждой клавиатуре, более мощное звучание.

Он схож с аккордеоном левой клавиатурой, а правая клавиатура аккордеона точь в точь как у фортепиано.

Давайте послушаем, как звучит баян и аккордеон.

А) №03 -баян

Б) №-04 -аккордеон

Понравилось вам звучание этих инструментов?

Первичное закрепление:

А сейчас отгадайте загадки.

Он вздохнет и развернется,

И по деревне вдоль, пройдется.

И соберется в круг народ,

Что хочешь, спляшет и споет!

(гармонь)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что же это…..

(аккордеон).

Ящик на коленях пляшет,

То поет, то громко плачет.

(гармонь)

Я моложе и мощней,

Льются мои звуки.

Но с гармошкой побратим,

Из народа вышел.

Любую грусть я разгоню,

Очень важно запою..

Не сердит и не буян..

Я веселый брат………

А сейчас музыкальная загадка. Внимательно послушайте и скажите, какой инструмент звучит?

А) № -05 -аккордеон

Б) № -06 -баян

В) № -07 -гармонь

Молодцы! Надеюсь, вы надолго запомните инструменты, с которыми сегодня познакомились.

2 – часть урока.

И сейчас мы переходим к второму этапу нашего урока - пению.

1) -Прошу сесть вас правильно. И приготовиться к распевке.

А) « Как у бабушки Наташи» - с движением.

В) Ритмическая разминка.-3 разных - ритма (хлопки в ладоши, повторение)

2) –Разучивание:

Сегодня я предлагаю вам разучить песню «Гормошечка - говорушечка»

Внимательно послушайте ее, постарайтесь запомнить мелодию.

Исполнение учителя, аккомпанемент на аккордеоне.

Чтение текста. (учитель)

Чтение хором.

Построчное подпевание, учитель-уч-ся.

По куплетное исполнение, работа над дыханием, звуковедением, артикуляции…

Полное исполнение - хором.

Исполнение по группам – 1куплет …

2 куплет…

3 куплет вместе.

Первичное закрепление: Самостоятельное исполнение.

Итог урока:

Что вы узнали нового на этом уроке?

Что больше всего понравилось?

А сейчас подумайте, как сегодня вы поработали на уроке и какую оценку, вы себе поставите.

Встаньте те кто оценил свою работу на - пять.

На четыре?

Хорошо молодцы, наградите друг друга аплодисментами.

Оценки поставьте в дневник.

И запишите домашнее задание - стр - 42 учебника - учить.

Придумать под услышанную музыку танцевальные движения.

№8, №9, №10.

А сейчас, приготовьте гормошечки которые лежат у вас на парте.

И повернитесь к нашим гостям. Если вам понравилось на уроке, то разверните ваши гормошечки. если нет, то не разворачивайте.

Спасибо большое за внимание. Урок окончен. До новых встреч. Скажите до свидание гостям.

Основные сведения

(гармошка)- клавишно-пневматический с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.

Происхождение, история

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века.

Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Устройство

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

  • К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время).
  • Ко второму типу - «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок.

Самая распространённая гармонь в наше время - двухрядная «хромка» , но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12-15 кнопок, а на левой - три).
  • Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

Видео: Гармонь на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.

Конспект музыкально - тематического занятия

(гармонь, баян, аккордеон)

старший дошкольный возраст

Музыкальный руководитель

Портнова Татьяна Николаевна

2017 г.

Конспект музыкально – тематического занятия

«В мире музыкальных инструментов»

(гармонь, баян, аккордеон)

(старший дошкольный возраст)

Цель:

  • обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;
  • формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов.

Задачи:

Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,

Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад - школа искусств.

Оборудование:

музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.

Ход занятия:

(Дети входят в зал, приветствие – распевание)

Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Добрый, добрый день!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, мальчики!

Мальчики (поют): Здравствуйте!

Муз. рук . (поет): Здравствуйте, девочки!

Девочки (поют): Здравствуйте!

Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и звучать они могут самостоятельно или в оркестре. Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку:

(загадывает ребенок):

Ее песня льется и над скукою смеется,

Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.

Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
Дети отвечают: «Гармонь». (Показываю инструмент).

Муз.рук: Первую гармонь сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман, а затем и по всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки.

Послушайте русские народные «Наигрыши» - (обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи).

На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами.

А сейчас мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко», которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец.

(Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).

Вот какой замечательный оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!

А как называется эта песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).

Дети: «Гармошка-говорушка»!

Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!

«Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.

1. Песен на Руси немало,

Все поют и стар и млад.

А с гармошкой-говорушкой

Песни радостней звучат.

Припев:

Ах, гармошка-говорушка,

Всему свету госпожа.

Только кнопки заиграют,

Запоет моя душа.

2. Радостно звучат оркестры,

Все танцуют и поют.

Стоит зазвучать гармошке, -

Все поклон ей отдают.

Припев:

3. Люди добрые, прошу вас,

Дайте мне скорей ответ:

Без гармошки-говорушки

Как же песню мне пропеть?

Припев:

Муз.рук.: Мне очень понравилось, как вы исполнили песню, молодцы!

Сейчас мы будем говорить о другом инструменте, послушайте, пожалуйста, эту музыку и угадайте, о каком из инструментов пойдет речь?

(Дети слушают незнакомую пьесу – «Дунин вальс» - русская народная мелодия для баяна, в исполнении А. Беляева, грамзапись).

Ребенок загадывает загадку:

У него рубашка в складку,

Любит танцевать вприсядку.

Он и пляшет, и поет,

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем,

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Дети отгадывают загадку: «Баян». Показываю инструмент.

Муз.рук Прошло много лет, после создания первой гармошки, когда музыкант Яков Орланский и мастер Петр Стерлигов создали новый инструмент. Этот инструмент получил свое название по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна. Музыкантов, которые играют на баяне, называют - баянистами.

(Дети рассматривают инструмент и отмечают, что у баяна больше кнопок, по размеру он больше гармошки и отличается красивым, сильным звучанием).

Муз.рук Наши девочки исполнят хороводный танец «Реченька», под народную музыку «Узоры», которую исполнят баянисты ансамбля «Березка». (Звучит музыка в грамзаписи, в обработке В. Темнова).

Хороводный танец «Реченька» (четное количество девочек, в русских сарафанах, в руках – платочки голубого цвета с петельками, надеты на указательный палец).

Вступление:

Девочки стоят друг за другом, в правой руке платочек, левой берутся за руки.

1 фигура:

Идут друг за другом, хороводным шагом, держась за одну руку, за ведущей – девочкой «змейкой».

2 фигура:

Постепенно перестраиваются в круг, идут друг за другом, правая рука с платочком вытянута в сторону, левая опущена вниз.

3 фигура:

Поворачиваются лицом в круг, руки складывают в «полочку», правая рука с платочком лежит сверху левой, кружатся вокруг своей оси на «шаге с припаданием».

4 фигура:

Руки опущены вниз, медленно, хороводным шагом, на носочках, сужают круг, одновременно все резко поднимают платочек вверх, также медленно отходят спиной назад, постепенно опуская вниз руку с платочком.

5 фигура:

Девочки встают парами, поднимая правую руку с платочком перед собой вверх и соединяя руки наверху в «окошечко», кружатся на носочках.

6 фигура:

Хороводными шагами перестраиваются в две колонны, становятся лицом друг другу.

7 фигура:

Стоя на месте, выполняют легкие покачивания корпусом и рукой, в которой платочек, в конце музыкальной фразы, кланяются, стоя в колоннах.

8 фигура:

Две колонны двигаются навстречу друг другу, образуя одну, идут за ведущей, становятся в одну шеренгу, выполняют поворот вокруг себя на носочках, стоя перед зрителями, делают русский поклон.

Муз. рук : Мальчики, как вы думаете, девочки передали в движениях хоровода характер музыки?

(Мальчики отвечают, оценивая выступление девочек).

Муз. рук: Да, красиво танцевали девочки. Давайте еще раз поаплодируем им!

Муз. рук.: Ребята, отгадайте следующую загадку!

Он по виду брат баяну,

Где веселье – там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком ….(аккордеон).

(С аккордеоном входит мальчик, Вова Б., учащийся школы искусств, бывший воспитанник детского сада; дети рассматривают аккордеон, замечают, что он больше баяна, на нем расположены клавиши, как на фортепиано).

Аккордеону тоже много лет, а изобрел его и дал название – венский мастер Демиан. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры, издавал не один звук, а целый аккорд! Отсюда и название – аккордеон! Музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют аккордеонистами.

«Амурские волны» М. Кюсса, исполняет ученик школы искусств, дети слушают музыку, подыгрывают на колокольчиках.

(Все аплодируют юному музыканту).

Муз.рук.: Как красиво звучал аккордеон! И вы, ребята, старались играть на колокольчиках ритмично, слаженно! Вам понравилось? Сегодня вы узнали много нового и интересного о уже знакомых вам инструментах. В следующий раз вас ждет встреча с другими музыкальными инструментами. До скорых встреч в нашей музыкальной гостиной!


Задачи:

Образовательные: Закрепление и расширение знаний о русских народных музыкальных инструментах, истории их создания, формирование умения определять на слух звучание русских народных музыкальных инструментов.

Привить интерес к мордовским и татарским музыкальным инструментам.

Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты на группы (духовые, ударные, струнные).

Развивающие: Развитие музыкальной памяти, мышления, артистизма, творческой инициативы, внимания.

Воспитывающие: Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, повышение мотивации обучающихся. Формирование доброго отношения друг к другу.

Ход занятия:

Звучит мелодия «Светит месяц» воспитатель приветствует детей и обращает внимание на экран проектора, где показан слайд с изображением оркестра народных инструментов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько музыкантов собралось в одном оркестре. Посмотрите внимательно на инструменты и скажите, как называется такой оркестр?

Дети: Оркестр русских народных инструментов!

Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну русских народных инструментов. И первый город, который мы с вами посетим – это город ударных инструментов. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Потому что при игре в них ударяют.

Воспитатель: Совершенно верно. Музыкальные инструменты появились очень давно. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Позже люди натянули на полые деревянные и глиняные предметы кожу и появился первый барабан. Тогда же появились трещотки из камня и древесины.

А теперь послушайте песенки-загадки и отгадайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песни-загадки Н. Мурычевой «Ложки», «Трещетки», «Колокольчик», «Бубен».

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в музыкантов!

Дети берут бубны, ложки и колокольчики. Проводится ритмическое упражнение «Три медведя» на музыку Е. Железновой.

Воспитатель: Молодцы! А мы продолжаем наше путешествие. И следующий город, который мы посетим – город струнных инструментов. Послушайте, какие инструменты живут в этом городе.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гусли», «Балалайка».

Воспитатель: Практически все музыкальные инструменты произошли из обиходных инструментов и охотничьих приспособлений: предком струнных стал охотничий лук. Вероятно, что один из первобытных охотников во время охоты натянул тетиву своего лука и, отпустив её, услышал звук. У русского народа такими инструментами стали балалайка и гусли.

Воспитатель: Отправляемся дальше. И вас приветствует город духовых инструментов!

Исполняет песенку-загадку Н. Мурычевой «Свирель».

Духовые инструменты появились тоже очень давно. Люди дули в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом придумали дудочки, рожки, свирели, жалейки.

Проводится артикуляционное упражнение «Веселая дудочка» (дети вытягивают вперёд сомкнутые губы и двигают ими по кругу вправо-влево) и дыхательное упражнение «Дудочка» (дети дуют в пустые флакончики, колпачки от шариковых ручек).

Воспитатель: А теперь послушайте последние загадки.

Исполняет песенки-загадки Н. Мурычевой «Гармонь», «Аккордеон».

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно отгадали. Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, на левой аккомпанемент. Внутри инструмента расположены металлические пластины – язычки. Когда музыкант раздвигает меха гармошки, то под действием воздуха язычки начинают колебаться – издавать звук.

Физкультминутка.

Воспитатель: Среди музыкальных инструментов мордвы, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э., деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э, колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э, варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э, флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э, труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Воспитатель: Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

Домбра - татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Является одним из самых неизученных среди татарских музыкальных инструментов.

Современная домбра, также как и старинный аналог, имеет деревянный грушевидный корпус, однако, в отличии от предшественника, корпус изготавливается не из долбленого дерева, а склеивается.

Курай - татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся друг от друга по конструкции и материалу изготовления.

Сурнай - татарский духовой музыкальный инструмент. Считается музыкальным инструментом пастухов и, как правило, изготавливается из рога животного. Имеет относительно небольшой размер 400-550 мм.

Тальянка (тальян-гармун) - татарский ручной клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Наряду с гармонью является одним из самых любимых музыкальным инструментов у татарского народа.

Воспитатель: Вот такие веселые инструменты живут в этой стране. Предлагаю вам узнать, хорошо ли вы все их запомнили и сыграть в музыкальную угадай-ку.

Проводится музыкально-дидактическая игра-презентация «Угадай инструмент». Дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают инструменты. За каждый правильный ответ игроки получают фишку. В Конце игры детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль «Знайка-музыкант».

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но на свете ещё много музыкальных стран, которые мы сможем с вами посетить. А я предлагаю вам дома самим придумать и смастерить какой-нибудь музыкальный инструмент. До скорой встречи!


Урок музыки на тему

«Сыграй, гармонь!»

2 класс

Учитель: Парфенова С.Н.

Пресногорьковская средняя школа

Тема: Сыграй, гармонь!

Цель: показать самобытность и место гармони в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для знакомства с русским народным инструментом гармонью;

2. развивать тембровый слух детей; чувство метроритма; эмоциональную отзывчивость на народную музыку.

3.Формировать интерес к народным инструментам.

Работа по теме урока.

I .Организационный момент.

-приветствие;

-Скрипка вот и барабан,

А вот это наш баян,

Балалайка и домбра,

И дабыл, и дангыра,

Отвечайте-ка моментом,

Вместе – это…(инструменты).

Постановка цели:

А) Ребята, можете ли сказать, о чём пойдёт речь на уроке?

Б) Давайте вместе подумаем, какие задачи мы поставим перед собой?

Актуализация знаний:

1. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

Слово учителя.

В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.

Музыкальные инструменты подразделяются на следующие группы:

струнные:

домбра - наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн;

Гармо́нь (разговорное - гармошка,греч. ἁρμονικός - созвучный, стройный, гармоничный) - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента - при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия.

С какими музыкальными инструментами мы познакомились?

2. Проведем разминку и посмотрим, как вы их знаете?

II . «Найди лишний инструмент» - разминка

А) домбра, балалайка, труба, комуз.

Б) токылдак, дангыра, дабыл, шертер.

В) горн, кобыз, труба, рожок.

III . «Гармошечка-говорушечка» - введение в тему, беседа.

На уроке мы с вами сегодня познакомимся с еще одним музыкальным инструментом, каким, сейчас угадаем (загадка)

В руки ты её возьмешь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая. Нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?... (гармонь)

(показ гармони)

1. Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная).

2. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда?

3. А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? («трехрядная»).

4. А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

5. А вот ещё загадка, как вы думаете, что это?

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть - не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармонь)

6. В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони?

7. Зачем нужны эти пуговки - кнопочки?

9. Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет?

10. Изобразите руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Слово учителя.

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Объясните, как понимаете, что такое клавишно-пневматический?

Гармоника пришла в Россию из Западной Европы в 19 веке. Первым мастером, который изготовил гармонику, принято называть Кирилла Демианова, болгарина по национальности. Она была очень проста по своей конструкции. И вот такой инструмент появился в России на знаменитой Нижегородской ярмарке. Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку и там услышал гармонику. Инструмент был очень дорогой, но Сизов купил его и привез домой. Дома он первым делом разобрал инструмент и посмотрел, из чего он состоит. Убедившись, что ничего сложного нет, он взял и сделал своими руками такой же. (Плакат с изображением гармони). К сожалению, сейчас гармонь можно услышать всё реже. А вот в руках настоящего музыканта гармонь звучит удивительно красиво, необыкновенно. Послушаем и сами примем участие в исполнении народных наигрышей. Вы будете сочинять ритмический аккомпанемент на своих музыкальных инструментах.

Физкультминутка :

На горе стоит лесок (круговые движения),

Он не низок (присели), не высок (встали на пальчики),

(имитация гармошки, дудочки, барабана, гармошки).

По тропинке мы из школы к вам пришли из далека (шагают),

Посмотрели вправо, влево (повороты головой),

И сказали мы тогда:

«Столько звуков инструментов мы не слышали пока» (поднять плечи).

Мозговой шторм Отгадай загадку .

Ребята! Я вам буду загадывать загадки, а вы сможете отгадать какие музыкальные инструменты здесь живут?

Давайте попробуем:

1-я загадка:

В руки ты её возьмёшь

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная! (Ответ: Гармонь)

Задание :

1.Проговорить название.

2.Прослушать звучание в записи.

3.Найди инструмент на картинке.

Аналогичные задания к каждой загадке

2 загадка:

А это что за инструмент, угадайте.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны ей для музыки нужны!

(Ответ: Балалайка).

Задание :

3 загадка:

Молодцы, хорошо справились!

А теперь послушаем ещё одну загадку:

Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?

(Ответ: Ложки)

Задание :

4 загадка:

Народный музыкальный инструмент,

С сороками имеет связь его название.

Владеть им может каждый человек,

Имеющий хоть малое призванье!

(Ответ: Трещотка)

Задание:

5 загадка:

Звук хранится непростой

В дырках палочки пустой.

Кто на дырочки нажмет

И подует, тот поймет.

(Ответ: Дудочка)

Песенная разминка

Учитель. Чтобы песня зазвучала.

Солистов выберем сначала.

Учитель. Ребята, а давайте мы сейчас с вами сделаем себе гармошки из бумаги, а потом Антошке сочиним песню на слова: (делают гармошки из бумаги и сочиняют мелодию)

V . Импровизация:

«Я играю на гармошке и шагаю по дорожке»

VI . Попевка.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу,

За-за-за, за-за-за - убежала в сад коза.

Учитель:

Если хочешь сидя петь,

не сиди ты как медведь,

спинку выпрями скорей,

ноги в пол упри смелей,

раз - вдох и запел, птицей звук полетел,

руки, плечи - все свободно,

петь приятно и удобно.

VII . «Зимние радости» - исполнение, работа над характером песни.

VIII . Рефлексия.

- Что особенно запомнилось с урока?

Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок? (Ответы детей).

Чтобы вы лучше запомнили музыкальные инструменты, которые уже знаете, вам такое задание:

Обыграть куплеты, о каких музыкальных инструментах здесь поется.

На лугу у нас играют,

Ребятишек забавляют:

Утки – в дудки,

Чайки – в балалайки,

Лисички – в скрипочки,

Бараны – в барабаны.

Кони – в гармони,

Подведение итога

Выставление оценок

IX . Домашнее задание: «Рисунок». Нарисовать свою гармонь, которую вы хотели бы сделать.