Русские народные традиции. Русский этнос


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. И сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

Антропологи относят русских к так называемой европеоидной расе. Внешний облик, рост, цвет глаз и волос, телосложение русских сформировались в результате длительного развития их исторических предшественников: скифов и праславян, а также контактов с другими народами - балтами, финно-уграми и даже тюрками. У обычного, типичного русского светлые волосы, не очень широкое лицо, достаточно крупный нос. В северных областях Европейской России часто встречаются светлоглазые и светловолосые люди; в центре - кареглазые, с мягкими, как правило, тёмно-русыми, слегка вьющимися волосами, а на юге - смуглокожие и темноглазые: сказывается примесь кровей монгольских и кавказских народов. У русских на северо-востоке страны тонкие прямые волосы и немного суженный разрез глаз.

О русских известно с древнейших времён. О них упоминают и западноевропейские хроники, и славянские летописи. Существует немало теорий, объясняющих происхождение слов «Русь», «русские». Многие современные учёные связывают название восточной группы славян с левым притоком Днепра - рекой Рось. В первые века новой эры по берегам этой реки жило крупное племя «россов», или «родиев», которое, возможно, и дало название первому восточнославянскому государству - Русь.

В начале XIV в. московским князьям удалось сплотить отдельные земли, измученные междоусобными войнами, а к концу XV в. освободиться от ордынского ига. Созданное московскими правителями Российское государство (в западных хрониках оно именовалось Московией) быстро приобрело, по словам выдающегося русского историка Николая Михайловича Карамзина, «независимость и величие». Иван III (1462-1505 гг.) - первый московский князь, который стал именоваться «самодержцем всея Руси».

Московиты XV-XVII вв. говорили на одном языке и осознавали себя единым народом с общей верой (православием) и культурой. Они воспринимали как братьев жителей бывших древнерусских земель, которые оказались в составе Великого княжества Литовского. Начиная с этого времени, Россия не раз заявляла о себе как о многонациональной державе. Идея об особой миссии Московии как ядра мировой христианской православной империи, о её объединяющей силе поддерживалась теорией о Москве как «третьем Риме». По словам монаха Филофея (XVI в.), «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быти».

Границы Российского государства в течение XVI и XVII столетий неуклонно расширялись. Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 гг.), освоение Сибири открыли пути хлынувшим на эти земли русским переселенцам. Новые природные и культурные условия заставляли колонистов усваивать формы обработки земли и ведения хозяйства, характерные для местных жителей. Привыкая к чуждым условиям быта, русские в свою очередь делились с соседями собственным опытом, в том числе земледельческим.

Начало формирования русской нации учёные относят к концу XVI в. Возникли единая материальная и духовная культура, единое управление в созданном государстве, общность территории и, чего ранее не было, хозяйственной жизни.

Переселение русских на земли Левобережной Украины, вошедшие в 1654 г. в состав Российского государства, освоение «охочими людьми» уральских и сибирских земель, успешная борьба России за выход к Балтике и основание в 1703 г. новой столицы - Петербурга - расширили территорию, населённую русскими. Во второй половине XVIII в. к ней были присоединены земли Правобережной Украины и Крым. В том же столетии переселенцы из центра страны продвинулись на Камчатку и начали осваивать земли за Беринговым проливом - «русскую Америку» (Аляску, часть Калифорнии и Алеутских островов).

В переписях того времени отмечалось вероисповедание, а не национальная принадлежность людей, поэтому сказать точно, какова была численность каждого народа в многонациональной Российской империи, трудно. По данным конца XVIII в., из 37 млн. человек, населявших Российскую империю, русские составляли приблизительно 53 %, украинцы - 21, белорусы - 8%.

К началу XIX в. среди русских сложились две крупные этнографические группы - севернорусская и южнорусская. Они различались типом жилища, одеждой, особенностями языка, формой ведения хозяйства.

Севернорусская группа в начале XIX в. занимала территорию от реки Волхов на западе до реки Мезень и верховьев Вятки и Камы на востоке (современные Карелия, Новгородская, Архангельская, Вологодская,

Ярославская, Ивановская, Костромская, часть Тверской и Нижегородской областей). Жители этих земель говорили (и говорят до сих пор) на «окающем» диалекте (например, произносят: полтинник). Они строили монументальные высокие дома; дворов в поселениях было немного. Основу традиционного женского костюма здесь составляли сарафан и надевавшаяся под него сорочка, которые обильно украшали вышивкой или льняным кружевом. Пахотным орудием северян была соха.

Южные великорусы - жители чернозёмной полосы России от бассейна реки Десна на западе до реки Сура (притока Волги) на востоке (современные Рязанская, Пензенская, Калужская, Тульская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Брянская, Курская, Орловская, Белгородская области), Они говорят на «акающем» диалекте (здесь скажут: палтинник). Основу женской одежды составляла богато расшитая сорочка с понёвой. Дома на юге строили не столь высокие, как северяне, а поселения были, наоборот, большие.

Междуречье Оки и Волги (современные Московская, Владимирская, Калужская, Рязанская, Пензенская, часть Тверской и Нижегородской областей) оказалось «переходной» зоной, в культуре которой скрещивались и видоизменялись южнорусские и севернорусские черты.

У русских, проживавших на западе России, было много общего с белорусами (светлый цвет одежды, кулинарные предпочтения, например любовь к картофелю), а русское население Среднего Поволжья заимствовало у своих соседей, волжан-неславян, орнаменты на одежде и особенности внутреннего убранства жилища.

Особым укладом хозяйственной жизни и быта отличались русские Сибири. Они составляли почти 70% переселенцев, прибывавших в этот регион в XVIII-XIX вв. Среди старообрядцев, которые спасались здесь от преследований «никониан», сложилось несколько групп (см. том «История России», часть 3, «Энциклопедии для детей»). С середины XVII в. в Забайкалье целыми семьями селились старообрядцы, отсюда и пошло название - семейские. Как правило, колонисты занимали земли по берегам крупных рек (Оби, Енисея, Ангары, Лены, Амура, Колымы) и их притоков. В конце XIX в. русские заселили юг Сибири вдоль Транссибирской магистрали, строившейся в 1891 -1916 гг.

К началу XX в. русские составляли 75 % населения Сибири, 70 % - Приуралья, 63 % - Поволжья, 40 % - Кавказа, 7 % - Средней Азии. Российское правительство не предоставляло им преимуществ на присоединённых землях, поэтому между русскими и нерусскими крестьянами не возникало вражды. Однако основная часть русских (более 90 %) по-прежнему проживала не в Сибири, а на европейской территории России. Почти все они (98 %) были православными.

Русские в течение многих веков жили сообразно своим неписаным законам, «по совести и правде». В русском национальном характере практически отсутствовала ксенофобия (ненависть к чужому, иноземному). Для русских была нехарактерна и мстительность: допускались либо непосредственная реакция на обиду, либо прощение вины. Православие требовало соблюдения строгих нравственных норм. Современные психологи, изучающие национальный характер разных народов, относят к традиционным чертам русских такие: долготерпение - и одновременно способность безоглядно подняться на бунт, «бессмысленный и беспощадный», по словам Александра Сергеевича Пушкина; надежду на истинного царя (правителя), способного защитить от неправды, - и в то же время мечты о «вольной воле» и свободе; подвижничество, героизм - и слабохарактерность, покорность (недаром Николай Алексеевич Некрасов писал: «Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь»); жажду абсолютного (добра, равенства, справедливости) - и отрицание относительного (успеха для одного себя, счастья на время). Русские всегда высоко ценили доброе имя, честь, репутацию в глазах друзей и соседей, стремление к объединённому, «всем миром», решению спорных вопросов.

Октябрь 1917 г. открыл новую страницу в этнической истории русских. Советское государство стремилось заменить всё «национальное» «интернациональным», рабоче-крестьянским. Основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин прямо говорил о необходимости «не думать о своей нации и выше её ставить интересы всех, всеобщую свободу и равноправие. С «несогласными» центральные власти вели решительную борьбу. В печати слово «русский» стали заменять на «российский» (пролетариат, революция, культура и т. п.). «С Россией кончено...» - горестно заключал поэт Максимилиан Александрович Волошин, видя, как стираются грани между национально-русской и многонациональной культурами Российской империи.

Советские законы провозглашали равенство всех народов, религий и языков. После гражданской войны идеологи новой жизни открыто заявили о политике «коренизации», т. е. о повышении доли представителей коренного, нерусского населения в государственных структурах.

На словах советское руководство стремилось к «расцвету всех наций и культур», их «сближению и слиянию». На деле такая политика привела к тому, что резко сократилось преподавание на национальных языках, а это вызывало естественный протест нерусских народов. Русский был законодательно объявлен «вторым родным языком» для всех народов Союза, Однако русские не имели никаких преимуществ. Уровень их жизни в РСФСР, особенно в провинции, был при этом ниже, чем во многих республиках (прежде всего в Прибалтике). Такое положение приводило к взаимной антипатии в повседневном быту. Объявление РСФСР «первой среди равных» порождало национальную рознь между русским и другими народами «братской семьи республик». Стремление же развивать «многонациональную советскую» (а по сути дела - национально безликую) культуру в ущерб культурам национальным, в том числе русской, приводило к искоренению особенностей русского народного быта.

Распад СССР в декабре 1991 г. изменил положение русских в бывших советских республиках. Они превратились там в национальное меньшинство и стали быстро пополнять ряды эмигрантов.

В 90-х гг. в России возникли националистические партии и движения. Во многом это объясняется стремлением возвратиться к прежним нравственно-моральным устоям общества, ранее искоренявшимся, желанием возродить русскую культуру.

После распада Советского Союза Россия остаётся одной из самых больших мировых держав. Русские проживают в ней на громадной территории от Калининградской области до Дальнего Востока, от Мурманска и севера Сибири до предгорий Кавказа и бывших среднеазиатских республик. Их общая численность в мире - более 146 млн. человек; из них в РСФСР живёт почти 120 млн. (из 148 млн. населения страны в целом). В «ближнем зарубежье» (т. е. на территории бывшего СССР) оказалось почти 24 млн., в «дальнем» (в США, Канаде и других странах) - 2,5 млн. человек. Русские в Российской Федерации считают родным языком русский и используют при письме кириллический алфавит. Большинство верующих - православные.

Женщин среди русских больше, чем мужчин (52,7% против 47,3%), правда, с каждым годом это различие становится всё менее заметным. Наиболее распространённой у русских сегодня является семья из трёх человек (родители и один ребенок), что не обеспечивает даже простого воспроизводства.

Половина всех русских в Российской Федерации (49,7 %) проживает в центре Европейской России, на северо-западе, в Волго-Вятском районе и Поволжье. Русские южной и северной этнографических групп сохраняют свои особенности, прежде всего традиции строительства и украшения домов, а также кулинарные.

Сегодня русские остаются основным народом России, сохраняя своей особый характер и богатую культуру.

При оформлении статьи использованы фотографии из книги В. Белова "Лад"

Русская Цивилизация

Как произошел русский народ. Сейчас (при современной системе просвещения в России) все меньше русских людей знает о происхождении своего народа. Самое большее, что сейчас знают, что русские жили в Древней Киевской Руси. Но даже это не сосем правильно. Во времена Киевской Руси еще не было русского народа, в те далекие времена русский, украинский и белорусский народ был единым целым народом и звали этот народ русичами (русами). Сначала я хотел написать историю происхождения русского народа, начиная с современных времен и далее углубляя в глубь веков и даже начал так писать. Но я понял, что все таки понятнее будет писать эту статью, начиная с самых древнейших времен (я начну с 17 миллионов лет назад) и постепенно (хронологически) описать эту историю (с этническими картами) с остановками и описанием этнических процессов на Земле и Восточной Европе, с остановками (и картами) в следующие годы: Итак начнем с самых древнейших времен. 17 миллионов лет назад (смотрите карту) Как видно по карте – тогда на Земле жили только асуры (лемурийцы), это были гиганты с черной кожей. Сейчас потомками этих черных гигантов являются – аборигены Австралии, папуасы, веддоиды Цейлона, койсанцы и пигмеи Африки. Это был первый народу существовавшему на Земле в 17 миллионов лет назад. Это был единственный народ на Земле. Его имя асуры (в некоторые исследователи называют их лемурийцами, греки называли их титанами, у этого народа много имен). И правда представители этого народа имели очень высокий рост – от 38-50 метров, постепенно этот рост уменьшался – вплоть до 6-7 метров. Как появился этот народ на Земле я здесь рассказывать не буду. Это отдельная длительная история. Могу сказать только одно, в создании этого народа участвовали высокоразвитые цивилизации. 4 миллиона лет назад. Как видно по этой карте, примерно в это время на Земле началось разделение единственного народа (асуров) на три других народа – атлантов, поздних асуров и муанцев. 1 миллион лет назад. В эти времена на Земле господствующим народом были атланты. Были конечно и другие народы – муанцы и поздние асуры, но они были в полном подчинении цивилизации атлантов (тольтеков). 79 тыс.лет д.н.э. Что же было примерно 80 тысяч лет назад. На Земле главную роль играют атланты, но они уже не так едины и сильны. Есть большие группы племен – аккадийцы, туранцы, австралоиды (потомки поздних асуров и муанцев) и другие смешанные народы, много в Европе появляется потомков атлантов, переселившихся с погибающего материка Атлантида. Карта мира приобретает вид, похожий на современный. Лемурии и материка Му давно уже нет, от Атлантиды остался остров Посейдонис. 22 тысячи лет д.н.э. Мы теперь будем рассматривать только часть мировой карты, а именно Восточную Европу и начнем мы с северной части Европы, так как она более всего нам нужна для рассмотрения нашей истории. Посмотрим что же было на севере Европы примерно 22000 лет д.н.э. На месте современных островов – Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа был тогда большой материк под названием Арктида (иногда его называют Гипербореей), там жили гиперборейцы (это северные атланты, переселившиеся сюда с погибающего материка Атлантида и острова Посейдонис). Как мы видим кроме гиперборейцев в центре Восточной Европы еще жили племена сунгирьской культуры и племена костенковской культуры. Некоторые современные историки считают, что именно от сунгирьцев произошли все индоевропейцы, а от костенковцев произошли все европеоидные народы но это не так. Мы не исследуем эти вопросы. Нас интересует происхождение только индоевропейцев. И мы нашли древнюю родину индоевропейцев (а значит и славян). Но напомню гиперборейцы являются также предками всех уральских (финно-угорских) народов. 12 тысяч лет д.н.э. Что же было в 12000 году д.н.э? В это время на севере Европы был еще большой ледник, он появился примерно в 12500 году д.н.э. Этот ледник уничтожил (покрыл льдами) северный материк Гиперборею. Гиперборейцам пришлось уйти на юг (на северный и средний Урал). Там была легендарная страна Биармия (Пермь Великая). Биармийцы (борейцы) являются потомками гиперборейцев. Они же являются предками всех индоевропейцев (включая славян) и также уральских (финно-угорских) народов. Южнее борейцев жили племена гагаринцев – это потомки поздних атлантов, переселившихся с Европы. Историки называют их потомками кроманьонцев. 6500 г.днэ. Как мы видим в это время - на обширной территории от Среднего и Южного Урала до Прибалтики жили племена шигирской культуры. Эти племена являются потомками бореев (биамийцев, потомков гиперборейцев). Это были предки всех индоевропейских народов и уральских (финно-угорских) народов. В эти времена наверное еще было трудно провести грань между будущими индоевропейцами и уральцами. Немного позднее из общей массы шигирцев выделилась бутовская культура (это тоже часть шигирцев, но они все таки уже ближе к нашим предкам (древним славянам), тем более что ареал обитания бутовцев совпадает с прародиной древних славян. Но еще раз напомню, что это еще были не славяне. 4800 г.д.н.э. К 4800 г.днэ из шигирской культуры выделились три новые группы народов (индоевропейских) – нарвская культура (нарвцы), верхневолжская культура (волжцы) и основная группа индоевропейцев (индоевропейцы). Все остальные племена, живущие южнее не являются предками индоевропейских народов. Волжцы продолжают расселяться на юг. 4100 г.д.н.э. К 4100 г.днэ на основе продвигавшихся на юг верхневолжцев образовалась новая культура – сурско-днепровская (сурцы). К этому времени на месте оставшихся бореев и остатков северных племен шигирской культуры остались лишь древние финно-угры. Образовалась днепро-донецкая культура (днепровцы), азовско-днепровкая культура (азовцы) и среднестоговская культура (стоговцы). Эти группы племен были новыми группами индоевропейцев. 3100 г.д.н.э. К 3100 году д.н.э. на Средней Волге сформировалась балахнинская культура (балахнинцы). В степях Евразии (от Иртыша до Дуная) сформировалась новая культура – ямная (ямники). Это новые группы индоевропейцы (ямников можно уже назвать «ариями», это восточная группа индоевропейцев. На севере Белорусии сформировалась северобелорусская культура (северцы). В верховьях Оки сформировалась белевкая культура (белевцы), южнее Оки сформировалась рязанская культура (рязанцы). Ближе всех к древним славянам – днепродонецкая культура (днепровцы) – это потомки племен верхневолжской культуры. В это время существовала и сама верхневолжская культура (волжцы), но к этому времени племена волжцев уже не были индоевропейцами, в их состав с севера влилось много уральских (финно-угорских) племен. На картах я буду все группы племен, которые влияли на формирование славянских (а позднее русского) народов, я буду подписывать еще и буквами. 2500 г.д.н.э. К 2500 г.днэ – в центре Восточной Европы (в верховьях Дона) сформировалась новая культура – культура шнуровой керамики (шнуровики). Эта культура сформировалась на основе ямной культуры и других культур Восточной Европы, родственных индоевропейцам (белевской, рязанской,балахнинской). Племена шнуровой керамики были индоевропейцам – скотоводами «пастухам», которые начали свое движение на запад - в Западную Европу. Началось заселение Европы индоевропейцами. Все новые культуры, которые стали появляться западнее этого очага были тоже культурами шнуровой керамики (но с другими названиями). С 2500 годв днэ началось массовое проникновение индоевропейцев в Западную Европу. С этого времени ямная культура включала в себя в основном только предков всех древних иранцев и индийцев. Племена ямной культуры часто называют ариями. На основе валдайской и северобелорусской культур сформировалась неманская культура (неманцы). Это были предки западных индоевропейцев. 2100 г.д.н.э. К 2300 году д.н.э. произошли следующие значительные этнические события. К этому времени началось движение племен шнуровой керамики (индоевропейцев) на запад – в Центральную Европу. В бассейне Среднего и Верхнего Днепра возникла средне-днепровская культура (днепровцы-2). В Скандинавии и Прибалтике образовась культура ладьевидных топоров (ладьевцы) (это тоже индоевропейцы – шнуровики). По «Сказанию о князьях Словене и Русе» именно в это время (на месте современного Великого Новгорода) был основан город Словенск, а на месте современной Старой Руссы – город Русса. На этом месте в те времена существовала фатьяновская культурв (это тоже индоевропейцы, которые тоже участвовали в формировании славян и русов). Сформировалась волынская мегалитическая культура (волынцы). В северо-западе от Кавказа образовалась майкопская культура (майкопцы). Это племеена – предки хеттов, лувийцев, палайцев, в последствии переселившихся в Малую Азию, а также оставшихся на месте синдов и меотов. Примерно в это же время появился центр всех арийских (индо-иранских) племен – город Аркаим (на южном Урале). Позднее – к 2100 г.днэ – на основе культуры ладьевидных топоров в Прибалтике сформировалась прибалтийская культура (прибалты). На востоке Польши и западе Белорусии появилась культура злота (злоты). Это продолжение движения индоевропейцев на запад (это тоже культура шнуровой керамики). На западном побережье Черного моря возникла усатовская культура. (усатовцы). 1900 г.д.н.э. В низовьях Волги, Дона и Днепра появилась катакомбная культура (катакомбники). Это предки киммерийцев и скифов. На Северном Кавказе сформировалась северокавказская культура (северокавказцы). В западной Украине появилась городская культура (городцы). На юге Румынии и севере Болгарии сформировалась культура глина (глина). В западной Румынии появилась культура перьямош (перьямцы). Если кто то спросит, племена какой культуры были предками славян, то я отвечу, что это была средне-днепровская культура (днепровцы 2), но на формирование славян оказывали влияние и племена соседних культур. 1600 г.д.н.э. К этому времени племена культуры колоколовидных кубков (подственные древним иберам) продвинулись до территории Западной Украины (заняв всю Польшу). На территории Прибалтики появилась культура – юго-восточно прибалтийская На территории Румынии вонникла культура монтеору (монтеоры). На севере Болгарии формируется новый народ – греки (это дорийцы, ионийцы, этолийцы). Но индоевропейцы продолжили свое движение на запад. 1300 г.д.н.э. К 1500 г.днэ в бассейне Средней Оки появилась сейминская культура (сейминцы). В верховьях Дона и на Средней Волге появилась срубная культура (срубники). На территории Польши и Украины появилась тшцинецкая культура (тшцинецы). На уге Урала и севере Казахстана сформировалась андроновская культура (андроновцы). В низовьях Дуная появилась культура тей (тей). На Балканах сформировался новый народ – фракийцы (фракийцы). Позднее – к 1300 г.днэ –в долине Кубани сформировалась прикубанская культура (кубанцы) – это предки будущих синдов и меотов. В Западной Украине сформировалась комаровская культура (комаровцы). В Центре Европы сформировалась культура курганных погребений (курганники). Это всего вероятнее предки древних кельтов. 1100 г.днэ. К 1100 г.днэ в центре Европы сформировалась лужицкая культура (лужичане). Это предки не только древних славян, но и германцев. На северо-востоке Румынии и на территории Молдавии сформировалась культура ноа (ноа). На западном берегу Среднего Днепра возникла белогрудовская культура (белогрудовцы). 900 г.д.н.э. К этому времени в бассейне Десны сформировалась юхновская культура (юхновцы). На восточном берегу Среднего Днепра сформировалась чернолесская культура (чернолесцы). В западной Украине образовалась высоцкая культура (высоццы). В степях восточнее среднего Днепра возникла бондарихинская культура (бондарихинцы). 700 г.д.н.э. К 800 г.днэ в Северном Причерноморье сформировался новый народ – киммерийцы (киммерийцы). Позднее – к 700 г.днэ - в южной части Прибалтики сформировалась балтийская курганная культура (прибалты-3). В Северном Причерноморье, в бассейне Нижнего Дона сформировался новый народ – скифы (скифы). В нижнем течении Волги и Урала появился новый народ – савроматы (савроматы). На территории Югославии появились племена гальштатской культуры (гальштаты). Гальштаты – это предки будущих кельтов. К этому времени наиболее вероятными предками славян являются чернолесцы и высокцы, хотя и восточные лужичане тоже были предками славян. 500 г.д.н.э. К 550 г.днэ в верховьях Днепра и Волги возникла днепро-двинская культура (двинцы). На западном берегу Днепра сформировалась зарубинецкая культура (зарубинцы). На берегах Черного моря появились греческие колонии (греки). А к 500 г.днэ между Средней Волгой и Верхним Доном образовалась городецкая культура (городецы). На Среднем Днепре сформировалась милоградская культура (милоградцы). На территории Польши сформировалась поморская культура (поморцы). В Прибалтике и северо-западе Белорусии сформировалась культура штрихованной керамики (штриховики). Между Волгой и Окой сформировалась верхнеокская культура (окцы). 300 г.д.н.э. К этому времени на территории Молдовы появилась культура поянешти (поянешти). На юго-востоке Польши возникла губинская культура (губинцы). На территорию Словакии проникли племена латенской культуры (кельты). На территории Югославии сформировался новый народ – иллирийцы (иллирийцы). 150 г.д.н.э. К этому времени в степях Северного Кавказа появился новый народ – аорсы (аорсы). Это ираноязычный народ, он выделился из состава савроматов. На юге Польши и западе Украины появилась пшеворская культура (пшеворцы). На севере Польши сформировалась оксывская культура (оксывцы). Все историки считают, что пшеворцы и милоградцы являются славянами. 200 год нашей эры. На карте 200 года северными соседями славян были финно-угорские племена. Восточными и южными соседями славян были сарматские племена (это индоевропейские племена кочевников). На юго-западе от славян (территория Молдавии, Румынии, Болгарии) жили фракийские племена (это тоже индоевропейцы). Далее на западе от славян (в центре Европы) жили кельты и германцы (это тоже были индоевропейцы). 450 год. Но обратите внимание, что если южными соседями антов были тюркские племена, то западнее антов жили славянские племена склавинов. Склавины – это восточные славяне. Без них невозможно проследить и нашу историю. Были времена, что и восточные и западные славяне были одной большой группой родственных племен – славянами. 950 год. Как видно по этой карте, на территории древней Руси жили несколько групп восточно-славянских племен (с севера на юг) – славяне ильменские, кривичи, полочане, вятичи, кривичи, радимичи, древляне, северяне, поляне, волыняне, дулебы, белые хорваты, тиверцы, уличи. Часто эти все племена перед общей угрозой объединялись в союзы. Известен один из них. Когда на территорию Руси начали продвигаться гунны (тюркоязычные кочевники с Центральной Азии), у восточных славян был союз известный под именем анты. Это отражено в еще более древней карте 450 года. 1300 год. По это карте видно, что в 1300 году народ был еще единым и носил одно название – русичи. Киевская Русь к 13 веку превратилась в раздробленное государство, в котором вся власть была уже не в Киеве, а в ряде феодальных государств, во главе которых стояли князья. Это и стало причиной слабости этой территории. 1600 год. К 1600 году русские, украинцы и белорусы уже были отдельными (родственными) народами. Почему же эти родственные народы разделились? Потому что Киевская Русь к 13 веку превратилась в раздробленное государство, в котором вся власть была уже не в Киеве, а в ряде феодальных государств, во главе которых стояли князья. По этой причине эти государства были подчинены другим государствам. Большая часть (восточная) была подчинена Золотой Орде (монголо-татарскому государству) и на этой территории начал формироваться русский народ. Юго-восточная часть бывшей Киевской Руси была подчинена длительное время польскому государству и население ее стало украинцами. Сейчас можно кратко проследить путь формирования русского народа, конечно эта таблица описывает упрощенный путь: Гиперборейцы - Борейцы Борейцы - Шигирская культура Шигирская культура - Верхневолжская культура и Восточные индоевропейцы. Верхневолжская культура - Сурско-днепровская культура Сурско-днепровская культура - Днепро-донецкая культура Индоевропейцы восточные - Ямная культура Ямная культура - Шнуровой керамики культура Шнуровой керамики культура - Среднеднепровская культура Днепро-донецкая культура - Среднеднепровская культура Среднеднепровская культура - Тшцинецкая культура Тшцинецкая культура - Лужицкая культура Лужицкая культура - Поморская культура Поморская культура - Пшеворская культура Оксывская культура - Пшеворская культура Пшеворская культура - Славяне Славяне - Анты Анты - Русичи (большая группа восточно-славянских племен) Русичи - Русские, украинцы, белорусы. В завершении этой статьи я хочу сказать. Не надо после прочтения этой статьи говорить, что именно русский народ является потомками самого древнего народа – асуров. Все народы мира являются потомками этого народа.

Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др.Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы.Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь.В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства.В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование.В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты.Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин.

Кто такие русские?

Кто такие русские - характер и культура

Русский национальный характер очень неоднозначен, и оценить его непросто. Удивительным образом в русском человеке сочетаются положительные и отрицательные черты характера, а также совершенно противоположные друг другу.

Как формировался русский национальный характер и культура? Здесь можно выделить такие важные факторы, как:

  • географическое положение Руси;
  • русская природа;
  • бытовой уклад русского человека;
  • принятие христианства в византийском варианте;
  • мобилизационный тип развития государства.

Рассмотрим влияние каждого фактора более подробно.

Географическое положение

Русское государство обширно и занимает положение между европейскими и азиатскими государствами. Это привело к соединению элементов восточной и западной цивилизации в национальной культуре Руси. Эту бинарность русского характера описывает В.О.
Ключевский в "Краткой истории Руси". Он писал о том, что на формирование характера русских людей оказало существенное влияние географическое расположение страны между степью и лесом. Находясь в лесу, вблизи рек, люди стремились к сближению, объединению возле источника воды. Так в них воспитывался дух сплоченности, они учились ощущать себя как частичку общества. А что дала степь человеку? Она символизирует простор, свободу, одиночество, скитания. Нахождение на бескрайней равнине побуждает к размышлению, раздумью. Под влиянием степи в людях развились такие качества, как скромность, душевная мягкость, склонность к меланхолии, "уходу в себя", аскетизму, обособленной жизни. Такие, казалось бы, несовместимые качества успешно сочетает в себе русская культура.

Природа

Влиянием природы можно объяснить и тот факт, что русские люди начали именовать национальную принадлежность прилагательным. Это подразумевает то, что человек принадлежит не просто отдельному народу, а Руси, русской земле. То есть связь с землей, родными местами крайне важна для человека данной национальности - и всегда была важна.

Принятие христианства в византийском варианте повлекло за собой некоторую обособленность Руси от западных государств. У нее был собственный путь развития, что
касалось и культуры. Также церковь воспитывала в людях дух единения, сплачивала народ в трудные времена.

Мобилизационное развитие государства

Мобилизационное развитие государства - это использование людских ресурсов по максимуму для решения разных государственных задач. При этом наблюдается несоответствие объема задач внутренним ресурсам. Этим можно объяснить возникновение нелюбви русских людей к правительству и в то же время готовность терпеть его и при необходимости встать на защиту своего государства.

Все эти факторы определили характер русского человека. В нем сочетается несочетаемое - трудолюбие и ленность, открытость и нелюдимость, гостеприимство и склонность к обособлению, одиночеству. И русской культуре тоже свойственна такая двойственность.

Антропология

К антропологическим признакам относятся внешние и генетические показатели. Русские
в этом аспекте похожи на европейцев. Признаки, которые отличают их от европейцев:

  • Светлые оттенки кожи и волос преобладают, темных меньше.
  • Брови, борода растут с меньшей скоростью.
  • Надбровье менее выражено, как и наклон лба.
  • Переносье средневысокое, профиль лица умеренно широкий, в горизонтальном профиле - преобладает средний.

Для русского человека не характерен эпикантус - складка возле глаза, которая заметна у монголоидов.

Этническая история русского народа

Как возник русский народ? Он был сформирован из восточнославянских племен и стекшихся из Поднепровья народов-переселенцев. Вошли в русский народ и финно-
угорские племена. В 12 веке в результате слияния племен образовалась древнерусская народность. Однако впоследствии она распалась на три отдельных народа - русских, украинцев и белорусов.

На русский народ сильное влияние оказало Крещение Руси, организованное князем Владимиром в 988 г. Это событие стало причиной появления собственного календаря и церковных праздников русских, оригинальной письменности, отдельных видов национального искусства - иконопись или зодчество.

Ощутимое влияние на русский народ оказало нашествие монголо-татар. Русь приняла на себя бремя ига, что сильно отбросило ее - примерно на столетие назад - в развитии культуры и промышленности по сравнению с Европой.