Сказочный мир А. С

6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным . Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам “Царевна-лягушка”, “Пёрышко Финиста-Ясна Сокола”, “Василиса Прекрасная”, “Марья Моревна”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Белая уточка”, к сказкам А. С. Пушкина – “Сказка о царе Салтане”(1904-1905), “Сказка о золотом петушке”(1906-1907), “Сказка о рыбаке и рыбке”(1939) и многим другим.

Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.

Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.


Иллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую “Большую волну” японского художника Кацусики Хокусая.


Кацусики Хокусай. Гравюра на дереве “Большая волна в Канагаве”. 1823-1829.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его “Иван-твёрдая рука”.

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Билибинский стиль: зарождение

Творчество Ивана Билибина - это традиции древнерусского народного искусства на современный лад, в соответствии со всеми законами книжной графики.

Впервые он создал несколько иллюстраций в своём узнаваемом "Билибинском" стиле после того, как случайно попал в деревню Егны в Тверской губернии. Русская глубинка с её дремучими нехожеными лесами, деревянными домами, похожая на те самые сказки Пушкина и картины Виктора Васнецова, настолько вдохновила его своей самобытностью, что он, недолго думая, принялся за создание рисунков. Именно эти рисунки стали иллюстрациями к книге "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке".



Иллюстрации Ивана Билибина к книге "Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке" (1899 г.)

Можно сказать, что именно здесь, в сердце России, в её далёких, затерянных в лесах, поселениях и проявился весь талант этого замечательного художника. После этого он стал активно посещать и другие регионы нашей страны и писать всё новые и новые иллюстрации к сказкам и былинам.

Билибинский стиль: особенности

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.


Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использовал орнамент.

В своих работах Иван Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина. Эта сказка с ее многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь.


Иллюстрация Ивана Билибина к книге "Сказке о царе Салтане" (1904-1905 гг.)

Билибинский стиль: развитие

В более поздних иллюстрациях Билибина композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи : цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Иллюстрация Ивана Билибина к книге "Сказке о рыбаке и рыбке" (1908 г.)

То, что Иван Билибин делал, является примером того, как может сосуществовать современность и культура прошлого. Являясь, по сути, иллюстратором детских книг, он привлёк своим искусством внимание гораздо большей публики зрителей, критиков и ценителей прекрасного. В частности и благодаря таким, как этот художник, многие наши соотечественники стали интересоваться прошлым, заниматься проблемами истории и восстановлением традиций, обычаев своих предков.

Иван Яковлевич Билибин - русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».

В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».

Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Иван-Царевич и Жар-Птица Иван-Царевич и Василиса Прекрасная Иван Царевич и Царевна-лягушка

После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА БИЛИБИНА

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.


Билибин Иван Яковлевич
Родился: 4 (16) августа 1876 года.
Умер: 7 февраля 1942 года.

Биография

Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

В эмиграции

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии.

В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935-1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В СССР

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Семья

Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922-1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.

Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 г.

Книжная графика

1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
1899 - «Царевна-Лягушка»
1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
1900-1901 - «Марья Моревна»
1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1902 - «Белая уточка»
1903 - былина «Вольга»
1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
1931 - Contes de l’Isba
1932-1933 - Tales of Russian Grandmother
1932 - Contes de la couleuvre
1934 - Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris
1936 - Le farouche Abd-el-Kader

Театрально-декоративное искусство

1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
1908 - Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
1908 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
1909 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
1911 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
1911 - Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
1914 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
1928 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
1931 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
1931 - Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес.
1934 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
1936 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
1939 - Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.

Панно и росписи

1913 - Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.
1915 - Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были).
1922 - Панно «Борис и Глеб на корабле»
1922 - Панно «Всадник»
1925 - Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии.
1927 - Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.
1935 - Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.