«Краски акварельные. Их состав и изготовление

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных - применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита - голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

В современном лакокрасочном производстве используются пигментированные частицы на минеральных и органических основах, дарованных нам матушкой-природой, либо искусственно выведенные материалы. К примеру, природный ультрамарин из очень дорогой минеральной ляписной лазури, заменил его «тёзка» синтетического производства.

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.


Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство по выпуску металлического кремния ГК «Титан» ранее планировалось организовать в Омске. Тем не менее, население города отстояли право на безопасную экологию. Сегодня против строительства данного завода на территории Южного Урала выступают жители Новоуральска. Под петицией свои подписи поставили свыше 30 тысяч человек.

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

Тезисы лекции 5.

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 5. Лекция 2.

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1. какие техники работы кистью вы знаете;

2. из каких частей состоит кисть;

3. формы кистей;

4. виды волосяного пучка кисти;

Тема 2. Классификация красок для графики. Краски – водно-растворимые (акварель, гуашь), темпера (масляно-казеиновая, яичная, поливинилацитатная и т. д.), акрилы. Материалы для масляной живописи.

Цель : знакомство с техниками работы акварелью, гуашью, темперой, маслом, акрилом.

Литература: «Советы мастеров. Живопись и графика», А.С.Зайцев, Лен., Художник РСФСР, 1979

«Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев, М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Классификация красок. Акварель, гуашь, темпера, масло, акрил.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: классификацию красок, особенности их использования.

4. План занятия:

  • классификация красок для графики;
  • водно-растворимые краски;
  • темпера;
  • масло;
  • акрил.

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» - вода, так как вода является растворителем для этого вида красок.

Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи - гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварельные краски содержат также пластификатор в виде глицерина и инвертированного сахара, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводится и поверхностно-активное вещество - бычья желчь, позволяющая легко разносить краску ло бу­маге, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводится антисептик - фенол.

Акварель - единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.

В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость красок, пользуются смесью акварельных красок с соответствующими гуашевыми или краски разводят на мыльном растворе.


Охра светлая*

Краска холодного тона, прозрачная, но несколько глуховатого оттенка. Большим достоинством охры светлой является то, что при высыханий она сливается с бумагой и становится шелковистой.

Охра светлая относится к высокосветостойким краскам. Светостойкость- 5 баллов**. Охру не рекомендуется разводить в железной посуде, это вызывает ее позеленение.

Кадмий лимонный

Специфической особенностью краски является ее матовость в любом по интенсивности слое накраски, приближающаяся к гуаши, хотя по прозрачности и цветовой насыщенности краска на гуашь не похожа Светостойкость-4 балла.

Кадмий желтый

Краска аналогична кадмию лимонному, но более прозрачна. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена натуральная

Краска желто-коричневого цвета. По своим свойствам аналогична охре светлой, но обладает большей световой насыщенностью. Светостойкость - 5 баллов.

Золотисто-желтая «ЖХ»

Представляет собой органический краситель. Краска очень прозрачная, теплого тона. Хорошо разносится по бумаге. Накраска отличается шелковистостью. При добавлении к краске травяной зеленой или голубой «ФЦ» можно получить оттенок индийской желтой. Светостойкость - 4 балла.

Кадмий оранжевый

Фактура краски аналогична фактуре кадмия лимонного и желтого, но более прозрачна, чем у этих красок. Специфической особенностью этой краски является возникновение агломерации (агломерация - связывание межу собой частиц пигмента) при избыточном количестве воды. Агломерация пигмента затрудняет равномерность накраски. Для предупреждения ее следует для разведения краски полкюваться незначительным количеством воды. Светостойкость.- 5 баллов.

Охра красная

Краска красно-коричневого цвета отличается высокой прозрачностью; в тонких слоях дает мягкий желтовато-коричневый оттенок; легко разносится по бумаге и хорошо смывается. Светостойкость - 5 баллов.

Сиена жженая и железная красная. .

Обе красно-коричневые интенсивные краски, отличаются друг от друга тем, что сиена жженая имеет теплый тон, а железная красная - холодный, что особенно заметно в наиболее тонких накрасках. Светостойкость - 5 баллов.

Одна из очень прозрачных интенсивных красок ярко-красного цвета, имеет теплый тон с киноварным оттенком. Следует обратить внимание на то, что эта краска при разведении быстро насыщает кисть. Работать алой краской следует осторожно, так как интенсивно окрашенные поля накраски с трудом смываются с бумаги. Светостойкость - 3 балла

Краплак красный

Одна из очень интенсивных красок красно-малинового цвета. На кисть эта краска набирается быстро, по бумаге разносится ровным слоем. Нанесенную краску трудно смыть с бумаги. Работать краплаком следует осторожно. Светостойкость - 3 балла.

Очень интенсивная краска красно-малинового цвета, прозрачная, болеее холодного оттенка, чем краплак. По своим свойствам кармин логичен краплаку красному. Светостойкость - 3 балла.

Краплак фиолетовый

Фиолетово-красная краска, По своим свойствам эта краска аналогична краплаку красному. Светостойкость - 2 балла. Краплак фиолетовый под действием ультрафиолетовых лучей приобретает коричневый тон. Светостойкость - 2 балла.

Ультрамарин

Краска из группы синих, наиболее теплого тона. Специфической особенностью

ультрамарина является его склонность к агломерации при разведении незначите.ггьным количеством воды. В связи с этим при работе ультрамарином рекомендуется разводить краску дождевой или дисцилированной водой, что несколько понижает ее агломерацию. Светостойкость.-"3 балла.

Кобальт синий

Свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, краска неинтенсивная; неравномерно разносится по бумаге; при сильном разведении водой склонна к незначительной коагуляции с выпадением хлопьев. Кобальт синий со временем (как на свету, так и в темном месте) склонен к позеленению и потемнению, что вызывается пожелтение бумаги.

Голубая «ФЦ» (фталоцианиновая)

Очень интенсивная синяя краска холодного тона. При легком м прикосновении влажной кисти с разведенной краской последняя быстро набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно. При нанесении насыщенных слоев рекомендуется работать осторожно, так как краска трудно смывается с бумаги. Светостойкость - 4 балла.

Изумрудно -зеленая и зеленая травяная

Очень интенсивные зеленые краски, отличаются высокой прозрачностью.Краски - разные по цвету, но аналогичны по своим свойствам. Обе хорошо разносятся и размываются на бумаге. Специфичекая особенность их - неполная смываемость, в связи с чем работать этими красками следует очень осторожно. Светостойкость - 4 балла.

Перманент зеленый

Очень насыщенная ярко-зеленая краска, самая теплая из группы зелёных красок. Имеет высокую прозрачность, по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги хорошо; на кисть краска набирается быстро. Светостойкость -- 4 балла.

Умбра натуральная иумбра жженая

Умбра натуральная - холодного (табачного) оттенка; умбра жженая - теплого (шоколадного) оттенка. Краски полупрозрачные; удовлетворительно насыщают кисть и удовлетворительно смываются с бумаги. По цвету и фактуре несколько глуховаты. Светостойкость - 5 баллов.

Марс коричневый

Краска теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая. Краска прозрачная и интенсивная; разносится, размывается и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 5 баллов.

Специфической особенностью этой краски является некоторое ее цветовое изменение. В насыщенном слое она темно-коричневая с холодным оттенком, в тонких лессирующих слоях - коричневато-серая, размывается, разносится по бумаге хорошо. Светостойкость- 6 баллов.

Ганза лимонная, ганза желтая,литоль оранжевая

Все краски имеют яркий чистый цвет, оттенки от лимонно-желтого до ярко-оранжевого. Краски отличаются интенсивностью, полупрозрачны, легко набираются на кисть; по бумаге разносятся ровным слоем. Светостойкость - 4 балла.

Киноварь (имитация)

Краска очень яркая и чистая, цвет - оранжево-красный; на бумагу ложится равномерно (без полос и хлопьев), что дает возможность размывать ее с переходами от интенсивных до весьма слабо окрашенных слоев. С бумаги краска смывается хорошо, оставляя едва заметные следы. Светостойкость - 4 балла.

Лак розовый

Ярко-розовая краска холодного оттенка, отличается чистотой и насыщенностью по тону. Краска интенсивная, прозрачная, легко набирается на кисть. При нанесении тонким слоем ее следует разводить большим количеством воды. На грунт и бумагу краска наносится равномерно. При смывании с бумаги оставляет след. Светостойкость - 3 балла.

Тиоиндиго красная

По цвету краска близка к краплаку красному светлому, отличается от него большей теплотой тона; интенсивная, прозрачная. Светостойкость - 4 балла.

Лак фиолетовый

Интенсивная краска холодного тона, полупрозрачная, легко размывается и равномерно разносится по бумаге; при смывании с бумаги оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 3 балла.

Антрахиноновая синяя"

Прозрачная синяя интенсивная краска холодного оттенка; хорошо размывается и разносится по бумаге; смывается удовлетворительно. Светостойкость - 4 балла.

Интенсивная прозрачная краска, цвета от синевато-черного оттенка в плотных слоях накраски до голубовато-серого - в тонких. Краска легко набирается на кисть; по бумаге разносится равномерно; смывается с бумаги удовлетворительно. Светостойкость - 2 балла.

Лазурь железная

Интенсивная, яркая прозрачная краска глубокого синего тона; четко размывается и равномерно разносится по бумаге. Смывается с бумаги не вполне удовлетворительно, оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 2 балла.

Тиоиндиго коричневая

Интенсивная краска красно-коричневого цвета; прозрачная, хорошо размывается на бумаге. В плотных слоях краска склонна к агломерации частиц пигмента, но без расслаивания. При смывании водой оставляет слабо окрашенный след. Светостойкость - 4 балла.

Нейтральная черная

Краска отличается большой прозрачностью, но не обладает чрезмерной интенсивностью сажи газовой*; имеет большую цветовую насыщенность в плотных слоях, чем кость жженая. Размывается, разносится и смывается с бумаги хорошо. Светостойкость - 3 балла.

Гуашь (от франц. "гуашь" - водяная краска) - краски, а также произведения искусства, выполненные этими красками.

Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, однако по своим качествам резко отличается от акварели, хотя ее состав (красители и связующие вещества) почти такой же, как, например, у медовой акварели. Отличительной особенностью гуаши является то, что она лишена прозрачности. Это ее свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Первая предназначена в основном для станковой живописи, вторая - для оформительских работ. Плакатная гуашь обладает большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной, насыщенной и звучной.

Гуашь фасуется в пластмассовые, стеклянные и металлические банки разной емкости. Кроме того, в последние годы появилась высококачественная гуашь в тюбиках. Продается гуашь по отдельности или наборами в картонных коробках.

Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика-фенола.

Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значительное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.

Гуашью работают главным образом плакатисты и графики, а также некоторые художники-станковисты. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавкой пластификаторов и антисептика (пигменты-растворы красителей и люменофоров в органических конденсационных смолах). Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. В результате отраженные и испускаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей значительно больше, чем их есть в падающем дневном свете, за счет чего яркость и насыщенность красок увеличивается в два-три раза.

Флуоресцентная гуашь обладает свойством при искусственном освещении – облучение ультрафиолетовыми лучами - усиливать свою яркость, это используется при декорационных эффектах в темноте.

Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т.п. что делает их более яркими, при этом наносятся они тонким слоем. При смешении этой гуаши с обычной яркость резко снижается.

Флуоресцентную гуашь применяют только для внутренних работ.

Трудность работы с гуашевыми красками состоит в том, что при высыхании они значительно изменяют цвет и светлоту. Светлеют: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая; темнеют с последующим высветлением: ультрамарин, краплаки, сиена натуральная, сиена жженая; темнеют: ганза желтая, оранжевая.

При работе с гуашью для определения цвета, получаемого в результате ее высыхания, пользуются заранее заготовленными колерами (накрасками).

Хранить гуашь следует при комнатной температуре, оберегая от перемерзания. Засохшую гуашевую краску разводят водой, при этом она сохраняет свои качественные показатели

По светостойкости гуашь подразделяется на три группы:

1-я группа, в свою очередь, делится на две подгруппы - А и Б. К подгруппе А относятся вполне светостойкие краски (5 баллов), обозначаемые двумя красными звездочками; к подгруппе Б - светостойкие краски (4 балла), обозначаемые двумя черными звездочками

2-я группа - умеренно светостойкие краски (3 балла), обозначаемые одной черной звездочкой.

3-я группа - слабо светостойкие краски (2 балла). На этикетке нет звездочек.

Выпускаемые нашей промышленностью гуашевые краски в основном светостойкие.

Темпера (от лат. "темпераре" - смешивать) - живопись красками, предшествующая масляной, на протяжении многих веков являющаяся основным видом живописных произведений.

Темперные краски приготовляют на основе связующих, представляющих собой природную или синтетическую эмульсию, которая и определяет вид темперной краски, яичная, поливинилацетатная, масляно-казеиновая, лаково-масляная и др.

Темперная краска занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками. Так же как и клеевые краски, темперные разводятся водой, однако в отличие от них после высыхания образовавшаяся пленка не растворяется водой. От масляной краски темпера отличается более быстрым сроком высыхания и в отличие от гуаши - самой непрозрачной из всех красок - в тонких слоях довольно прозрачна.

Темперой можно писать на любом основании: дереве, камне, грунтованном и негрунтованном холсте, картоне и бумаге.

Темперные краски хорошо сочетаются практически со всеми материалами, применяемыми в изобразительном искусстве, что делает их очень удобным и привлекательным материалом как для живописных, так и для оформительских работ.

Наша промышленность выпускает два вида темперных красок: казеиново-маслянную и поливинил ацетатную (ПВА).

Казеиново-масляная темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, связующего вещества (эмульсия льняного масла в водном растворе казеина), эмульгатора - ализаринового масла, антисептика - фенола.

При разведении водой качество казеиново-масляной темперы значительно ухудшается. При этом может произойти растрескивание, отслаивание или меление красок, поэтому для их разведения используют снятое коровье молоко, немного разбавленное водой или специальной казеиново-масляной эмульсией.

Как и гуашь, темпера после высыхания изменяет свой тон.

Цветовая колористика работ, выполненных темперой, усиливается нанесением одного из покрывных лаков - фисташкового, акрилфисташкового, даммарного и др. Лак при этом разводят пиненом в соотношении 1:1 (добавление пинена уменьшает блеск лаковой пленки).

Казеиново-масляную темперу продают в металлических тубах, но ассортимент ее ограничен.

Поливинилацетатная темпера - высокодисперсная, пастообразная водоэмульсионная, быстровысыхающая краска (1-2 ч в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3-4 ч в корпусных).

Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ.

Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА - с течением времена она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по основанию, а краски при этом створаживаются.

Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон.

При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы.

Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0°С. Гарантийный срок хранения 1 год.

Масляные краски начали применяться еще в XV вив настоящее время являются самыми употребительными в живописи. Готовят их на основе минеральных и органических красителей (тонко растертые порошки), обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим веществом служат специально обработанные высыхающие масла (чаще всего льняное), откуда краски и получили свое название. Для белил и красок холодной гаммы в настоящее время стали применять новое пентамасляное связующее, получаемое в результате специальной обработки подсолнечного масла.

Масляные краски получили такое распространение благодаря ряду преимуществ по сравнению с другими красками. При высыхании они не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета как при корпусном наложении мазков, так и при лессировке. Масляные краски высыхают медленно, что позволяет вносить поправки в процессе работы, а также добиваться мягких цветовых и тоновых переходов. Скорость высыхания красок зависит от вида применяемого пигмента (минеральный или органический) и от его маслоемкости. Применение одних пигментов ускоряет время высыхания (например, свинцовые белила), других, наоборот, - замедляет (краплак, сажа газовая). Вид применяемого пигмента существенно влияет на кроющую способность масляных красок. Одни пигменты (белила, кобальты, кадмии, черные краски, окись хрома и др.) даже в тонком слое способны перекрывать высохшие слои нижележащей краски. Другие пигменты, образующие краски (волконскоит, марсы желтые и оранжевые), а также все краски, полученные на основе органических пигментов, в тонком слое прозрачны. Разли-чаются они и по своей интенсивности: голубая и зеленая ФЦ, краплак даже в незначительном количестве сильно изменяют цвет любой другой краски, а волконскоит даже в большом количестве лишь загрязнит полученный цвет.

Работая масляными красками, необходимо помнить, что смешивать различные краски, не учитывая их химического состава, опасно, так как это может привести к появлению различных дефектов (изменение цвета, пожухание, появление трещин и др.) Например, краски из минеральных пигментов не следует смешивать с органическими. Вообще, не рекомендуется составлять сложные смеси, состоящие более чем из трех цветов.

Наша промышленность выпускает масляные краски для живописи двух видов: художественные и эскизные.

Художественные краски фасуются в металлические тубы разной емкости: 9 см 3 - туба № 3; 18 см 3 - туба № 6; 46 см 3 - туба № 10 - и применяются в основном для живописных работ.

Эскизные краски выпускаются в жестяных или пластмассовых банках и применяются для выполнения эскизных и декоративно-оформительских работ.

Акриловые краски появились около 50 лет назад и сразу же стали очень популярными. Успех этих современных красок вызван простой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми. Имеют в основе водную суспензию не желтеющих синтетических смол, к которой добавлены натуральные и синтетические красящие пигменты, коаласцентные вещества и стабилизаторы. Кроме того, они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Характерная особенность красок - быстрое высыхание, хорошая светостойкость, гибкость, упругость. Акриловые краски отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: картоном, бумагой, деревом, фанерой, штукатуркой, фаэзитом, глиной, тканью. Могут наноситься кистью, шпателем, а при разбавлении - и аэрографом. Акриловые краски могут быть самых разных цветов и оттенков - от классических до флуоресцентных и перламутровых. Учитывая быстроту высыхания - следует закрывать краски сразу после работы и промывать рабочий инструмент. Для акриловых красок выпускаются различные добавки, которые замедляют или убыстряют процесс засыхания, а также придают акриловым краскам блеск, матовый вид, как у темперы, или муаровый эффект, как у акварели (эти добавки выпускаются испанской фабрикой «Феррарио» и др. импортными производителями Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Какими бы ни были вами предпочтения в живописи, стоит попробовать акриловые краски. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные лессировки, так и плотную фактуру живописи.

Для акриловых красок идеальны кисти с синтетический щетиной, вполне подойдут и кисти из нейлона - натуральная щетина разбухает от влаги и становится ломкой.

Еще одна сложность при работе с акрилом - цвет. Полимерное связующее имеет полуматовый, похожий на молоко оттенок, поэтому в жидком состоянии краска светлей, чем после высыхания. Нужно принимать во внимание это несоответствие, представляя себе, каким же цвет будет в будущем.

Акриловые краски имеют меньший блеск, чем масло. Чтобы придать или усилить их блеск, необходимо использовать гель-медиум. Он представляет собой чистое полимерное связующее, которое при смешивании с краской добавляет глянец, создает прозрачность и замедляет процесс высыхания. Существуют также:

Гель для разбавления акрила и придания ему лучшей текучести и разносимости;

Гель-загуститель, создающий эффект техники корпусного письма.

Огромное разнообразие средств, с помощью которых художник, может добиться удобства в работе с акриловыми красками.

Акварель (образовано от латинского слова aqua - вода) - клеевые водорастворимые краски. Живопись, выполненная этими красками, тоже носит название акварель.

Особенности акварели

Прозрачность. Это исключительно важная особенность данных красок. Способы применения акварели и превосхолные результаты целиком базируются на прозрачности. Причиной всему являются мельчайшие пигментные частицы, разглядеть которые невооруженным глазом невозможно. Это достигается путем тончайшего помола красящих пигментов и их ровному распределению по поверхности. Расстояние между частицами должно быть достаточным, чтобы пропускать свет к поверхности и отраженный свет. Белая бумага, просвечивая сквозь слой краски придает живописи невероятную светимость и блеск. Качество акварели напрямую зависит от качества ее компонентов и пропорций.

Цветовая палитра. К производным свойствам акварели относятся изменение оттенков путем нанесения высохших слоев краски поверх предыдущих. При внешней простоте сказанного совсем не просто управлять цветом при помощи слоев. Мастер должен хорошо представлять себе результат - ведь возможности исправить картину уже не будет. В акварели сложно обойтись тремя основными цветами. Поэтому выпуск акварели всегда "многоцветный" (от 16 цветов и более). При механическом смешении цветов свойства акварели значительно теряются, снижается прозрачность и чистота. Однако именно прозрачность акварели позволяет расширить цветовую палитру эти красок до небывалых размеров.

Цветовой тон, насыщенность. Путем наложения слоев одного цвета друг на друга достигается и насыщенность цвета. В отличие от гуаши, акварель не предназначена для пастозного нанесения, так как весь смысл теряется. Свойства акварели диктуют нам правила, основное из которых - применение большого количества воды, ведь даже название акварели происхотит от слова "вода".

Из отрицательных особенностей акварели можно выделить низкую светостойкость - живопись разрушается под световым воздействием, попросту говоря - выцветает. Кроме того из-за большого количества воды красочная пленка довольно непрочная и может быть легко разрушена при внешних физическиз воздействиях. Обеспечение долгой сохранности такой живописи - нетривиальная задача.

Состав акварели

  • пигменты (тонкодисперсные порошки),
  • связующее - гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,
  • пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),
  • поверхностно активное вещество - бычья желчь - позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,
  • антисептик - фенол, предохраняет краску от плесени.

Виды акварели

  • Художественная акварель (для живописных работ)
  • Оформительская акварель

Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

Для акварели применима и специальная бумага . Такие листы не дают краске "скатываться", ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют "проваливаться", удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших номеров (кисти от 4 номера), а вот доработку деталей выполняют кистями младших номеров. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью - способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу одним пятым или даже седьмым номером, вплоть до мелких деталей.

Хранить в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество значительно ухудшается и не восстанавливается.

Водорастворимыми красками. Иными словами, красками, которые растворяются в обычной воде, образуя полупрозрачное вещество с небольшим количеством красящего пигмента. Это позволяет создать невероятный эффект легкости и тонкой градации цвета. От этого и пошло название определенного процесса в технике живописи - акварельная.

Еще акварелью считают, непосредственно, работы, которые выполнены красками на водной основе. Характерная особенность такой живописи состоит в том, что во время письма исключается использование белил. Эту функцию выполняет белый цвет бумаги, который вовсе не закрашивается или покрывается полупрозрачным красочным слоем.

Благодаря своим ообенностям, позволяют создавать уникальные живописные работы. Их отличительная черта состоит главным образом в прозрачном тонком слое краски, который остается после высыхания воды на бумаге.

При всем многообразии видов существующих материалов акварельные краски считаются по праву одними из самых старинных и любымых живописцами и графиками различных школ. Ученым-искусствоведам известны работы, совпадающие по времени с египетскими папирусами и иероглифами. В искусстве древней Византии при помощи акварели иллюстрировали богослужебные и церковные книги. Со временем ее начали использовать для подмалевков и раскрашивания рисунков на досках. Живописцы эпохи Ренессанса применяли этот для эскизов к фресковым и станковым произведениям. До нашего времени сохранилось большое количество работ, раскрашенных акварелью, таких мастеров, как Рафаэль, Рубенс, Лессюер и многих других.

Благодаря относительной простоте в использовании, акварельные краски получили широкое распространение в изобразительном искусстве.

В состав этих красок, как и многих других, входят мелко перетертые пигменты, а в качестве связующего компонента добавляются в небольшом количестве различные виды клея на растительной основе. Еще в определенных пропорциях в состав включается мед, воск, глицерин и некоторые виды смол. Благодаря этим компонентами краски имеют пластичность, твердость или мягкость и другие необходимые свойства. Зачастую такие краски выпускаются в виде твердых платочек, размещенных в специальном контейнере, а полужидкие или мягкие - в тюбиках. Купить для профессиональной живописи можно в любом художественном магазине.

Среди отечественных производителей красок особенно стоит выделить ОАО "Гамма"и ЗКХ Последние в среде художников получили название как «акварельные краски "Ленинград"». Они выпускаются в контейнерах-кюветах по 2,5 мл или в тюбиках по 18 мл. Ассортимент данной марки включает в себя серии "Ладога" и "Сонет". Лучшими красками у "Гаммы" считается серия "Студия". Качество продукции обеих фабрик отвечает высоким стандартам и не уступает многим иностранным производителям.

Основа акварельной краски - цветной пигмент, который находится в большой концентрации в суспензии, а в процессе высыхания рассеивается по всей поверхности полотна, проникая внутрь и окрашивая его. В заводских акварельных красках, в качестве вяжущего вещества чаще всего применяют природные материалы, такие, как гуммиарабик или пропилен гликоль. У каждого производителя существуют свои секреты уникального состава суспензии - это основная (ключевая) композиция.

Акварельная краска - это водорастворимый материал, достичь такого эффекта удается благодаря находящимся в её составе вяжущим веществам и пигментам, они то и не растворяются в воде. Пигменты можно условно разделить на несколько категорий: натуральные неорганические (природные или металлические пигменты из природных месторождений), синтетические неорганические (природные или металлические пигменты, образованные путем соединения химических реактивов и руд, изготовленных на промышленном производстве), натуральные органические (пигменты, созданные на основе животных или растительных материалов), синтетические органические (пигменты - на основе углерода (чаще всего состоят из нефтяных соединений). На сегодняшний день, существует такая практика, что художники, пишущие свои полотна в основном для продажи, чаще пприменяют в работе материалы, на основе синтетических пигментов. В широком смысле именно по количеству пигмента краски можно определить разницу между шедеврами профессиональных художников и работами студентов, в полотнах живописцев можно наблюдать большее количество пигментов. Если вы хотите узнать больше по этой теме - советуем прочесть статью "Как делают акварельные краски".

Виды акварельной краски

Выделяют определенные типы акварельной краски, выпускаемой серийно: краски в металлических тюбиках, напоминающие по консистенции зубную пасту, похожие на небольшие пироги в маленькой пластиковой форме, для того, чтобы они стали пригодными для работы - нужно добавить большое количество воды и жидкие краски.

Тюбики и чаши

В 17-18 веке художники извлекали пигмент из растений, минералов и пытались изготовить его самостоятельно из гуммиарабика, гранулированного сахара и воды. Первый набор акварельных красок, был создан в конце 18 века, Томасом и Уильямом Ривсом (William and Thomas Reeves), а в 1832 он был доработан фирмой “Winsor and Newton”. Они сделали краски более влажными и решили сменить деревянную коробку на аккуратную фарфоровую чашу, обернутую фольгой, сделав краски более мобильными и облегчив тем самым работу с ними.

В 1846 году впервые появились краски в тюбиках: Уинстон и Ньютон внедрили их, как более продвинутый вариант масляных красок, которые фирма впервые представила в 1841 году. Больше информации об изобретении тюбиков для краски и о том, как это повлияло на импрессионизм, в статье "Импрессионизм и фотография".

Жидкие акварельные краски


Жидкие акварельные краски - это концентрированные жидкие субстанции, объем которых может колебаться от 1 до 8 унций (от 28 до 224 гр.) Или в еще более мелких бутылочках, в зависимости от бренда производителя. Они дарят яркий, глубокий цвет, который, при добавлении воды приобретает некую размытость и бледные оттенки. Такие краски больше подходят для работы с краскопультом, чем для стандартного способа нанесения материала, кистью на холст. Интенсивности цвета и густота краски, зависит от производителя, но исходя из их общих характеристик, можно сказать, что они скорее подойдут младшим школьникам, чем профессиональным художникам.