Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума

Одним из главных театральных событий в России тридцатых годов XIX века стала постановка по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Первые годы после создания произведение было запрещено в театрах Москвы и Петербурга, поскольку в нем присутствовала жесткая сатира на столичное общество. Свой критический взгляд на действительность автор смог высказать с помощью противопоставления таких ярких персонажей, как Чацкий и Молчалин. Сочинение на одну из тем по пьесе Грибоедова неслучайно является обязательным в школьной программе. Ведь это произведение не теряло актуальности на протяжении двух столетий.

Новый тип героя

Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал совершенно новый тип персонажа. В Чацком автор воплотил качества передовой прогрессивной личности своего времени. Убеждения этого героя близки к декабристским идеям. На раннем этапе, когда это движение только начинало зарождаться, приверженцы его полагали, что многого можно добиться одним лишь словом. Однако старое общество было еще довольно сильным. Одними речами его победить оказалось невозможным. Два противоположных мира олицетворяют Чацкий и Молчалин. Сочинение по произведению Грибоедова раскрывает именно эту тему - столкновение взглядов.

Современники автора

В период, когда создавал свое бессмертное произведение Грибоедов, наблюдались разногласия прежде всего между старшим и молодым поколением. Людям зрелым гибкость мировоззренческих взглядов несвойственна. Революционные идеи зарождались в сердцах горячих и неискушенных, и их желание изменить общество в лучшую сторону было не лишено романтического идеализма.

Столкновение взглядов

Разумеется, у людей, занимающих прочное весомое место в социальной жизни, критические высказывания в адрес устоявшихся порядков вызывать могли лишь раздражение. Однако не только у них. Существовало также немало молодых дворян, которые не имели высоких чинов, и им, дабы пробить себе дорогу в будущее, приходилось угождать более зрелым и состоявшимся. Нетрудно представить, что при встрече одного из идеалистов-романтиков с «лакеем» крепостного помещика произошел бы конфликт. Дабы изобразить подобную ситуацию, автор создал таких персонажей, как Чацкий и Молчалин. Сочинение Грибоедова потому вызвало бурю негативных эмоций, что многие театральные зрители увидели в героях пьесы себя.

Грибоедов и его судьба

Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий и Молчалин», нужно сначала ознакомиться с биографией главного персонажа. Герой Грибоедова - это молодой человек, который рано осиротел и рос в семье отцовского друга. В детстве его связывали нежные отношения с Софьей - дочерью Фамусова. Но в юные годы он покинул дом, где его воспринимали как родного сына и брата: ему было здесь скучно и неинтересно. До событий, которые изображены в пьесе, он редко бывал у Фамусова, стремился объездить весь мир. В Москве за это время было немало разговоров о службе Чацкого и его конфликте с министром.

Дочь Фамусова

После длительного отсутствия он снова возвращается в Москву и с нетерпением ждет встречи с Софьей, так как с детства влюблен в эту девушку. Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин» затрагивает и эту тему. Герой долго не видел свою возлюбленную, не бывал в доме Фамусовых. И потому не сразу способен поверить в то, что его главным соперником в любовных делах является Молчалин. Когда он это осознает, любовь предстает безумным, иррациональным чувством. Личная драма Чацкого придает особое движение всему сюжету и обостряет проблемы, связанные и с другими вопросами. Герой начинает высказываться критически в адрес видя в нем пережитки крепостного права, помещичью жестокость, карьеризм, чинопочитание и рабскую мораль. Именно на примере подобных замечаний формируется Чацкого и Молчалина. Сочинение на эту тему следует дополнить высказываниями героев. Пьеса за годы существования разлетелась на крылатые фразы и цитаты. Большинство из них принадлежит Чацкому. И в них заключается главная идея произведения.

Философия Молчалина

Секретарь Фамусова - представитель небогатого дворянского рода из Тверской губернии. Но не на происхождении героев должна основываться сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Сочинение по пьесе «Горе от ума» затрагивает острые социальные темы. Однако важно обратить внимание на то, что оба героя находились изначально почти в равных условиях, но выбрали разные пути в жизни. Чацкий предпочел независимость в своих взглядах и суждениях, что повлекло неодобрение со стороны окружающих и даже возникновение определенных проблем в профессиональной сфере. Молчалин пошел по более простому пути. С помощью подхалимства и прислуживания он стремится подняться по карьерной лестнице. И в этом состоит яркое отличие между персонажами. Выражением двух противоположных точек зрения представляются Чацкий и Молчалин. Сочинение об этих героях предполагает не только их анализ. В нем должно быть выражено мнение, почему взгляды Чацкого имеют нравственную основу, чего нельзя сказать о мировоззрении Молчалина.

Собирательный образ дворянина XIX века

Благодаря своим «умениям» антипод главного героя не только добивается должности секретаря (для чего необходима протекция), но и, не останавливаясь на достигнутом, продолжает пробивать себе дорогу. Теперь с помощью Софьи, которая влюблена в него.

Этот персонаж олицетворял стандартное поведение молодого дворянина грибоедовских времен, хотя и, возможно, в несколько утрированном виде. Молчалин не останавливается ни перед чем. Ему неведомо понятие дворянской чести. Он нахваливает гладкую шерстку собаки Хлестовой. Его философия заключается в глубоком убеждении, что малые чины должны преклоняться перед более значимыми. И в этом деле он весьма преуспевает. Налаживая связи с нужными людьми, он не только не стесняется своих ярко выраженных карьеристских действий, но даже гордится ими. И опасность Молчалина заключается в том, что он, стремясь соответствовать устаревшим идеалам, способен нанести вред обществу, которое его принимает. Его отношения с Софьей - существенная деталь, которой необходимо дополнить сочинение. и Молчалина дана автором прежде всего на примере того, как каждый из героев способен воспринимать эту героиня. Чацкий испытывает к Софье нежные и чистые чувства. Для Молчалина она лишь очередное средство в достижении цели.

Не только на учебных материалах, но и на собственных размышлениях должно быть основано сравнение Чацкого и Молчалина. Сочинение на эту тему способствует формированию верного мировоззрения. Ведь в наше время нечасто встречаются безумные Чацкие, но так много рассудительных Молчалиных.

(379 слов)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Эти герои совершенно разные по всем показателем. По мировоззрению, воспитанию, характеру, в стремлении заслужить свое место под солнцем. Молчалину приемлема лесть, унижение и все низменные качества человека.

Чацкий по происхождению дворянин, вот в нем и отражены все лучшие черты благородного человека. Молчалин же не имеет знатных корней, своего положения в обществе, он добился благодаря своему начальнику.

Благодаря своему происхождению Чацкий образованный и всесторонне развит как личность. Молчалин же наоборот, глуп и не образован в своих стремлениях кроме получения нового чина, его больше ничего не интересует.

Чацкий же противоположен во всех взглядах. В стремлениях и по характеру совсем другой человек. Чацкий любит свою родину и страну, очень пылкий и яркий молодой человек.

Молчалин же наоборот совсем незаметный и безликий, главная цель его жизни получить должность. И чем престижнее, тем лучше, это бесчестный, двуличный человек, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей.

Чацкий не любит изжитое прошлое, он стремиться к светлому будущему. И надеется, что общество измениться в лучшую сторону. Чацкий служил в армии, дослужился до звания офицера, сейчас он в отставке.

В обществе при обсуждении разных тем интересующих общество, Чацкий открыто, и откровенно делиться своими умозаключениями.

Молчалин напротив не высказывает своих мыслей, а соглашается с мыслями чиновников, которые выше его по чину, чтобы расположить их к себе и продвинуться по служебной лестнице.

Чацкий не будет подчиняться и льстить для того чтобы его любили в обществе, Молчалин же готов на все унижения ради карьерного роста. И признания его в обществе.

В ходе чтения произведения выясняется, что Чацкий откровенный и смелый человек. Молчалин же абсолютная его противоположность, лгун, трус и карьерист.

В доме Фамусова, Чацкого считают непонятным человеком. Вскоре из-за этого он уезжает. Молчалин же наоборот хорошо вписался в это общество. В итоге Чацкий покидает Москву, а Молчалин остается здесь жить и зарабатывать себе новый чин.

Молчалин же выступает в роли лгуна, льстеца, молчуна и карьериста. Который готов на все ради того чтобы его признали в обществе и дали новое звание. Он для этого не погнушается ни чем, кроме всего Чацкий и Молчалин стали соперниками в завоевании любви Софьи.

И что интересно льстец и лгун Молчалин ей пришелся по душе, а не честный откровенный и пылкий Чацкий. Но вскоре, Софья бросает, Молчалина узнав, что он ухаживает одновременно за Лизой.

Вывод из всего этого следующий и в нашем обществе полно Чацких и Молчалиных. Одни честные и откровенные, гордые и самоуверенные имеющие свою точку зрения во всем. Другие тихие и спокойные соглашающиеся со всем лицемеры, которые думают одно, а говорят другое. Кривят душой и любезничают, для достижения своих целей.

Сочинение Чацкий и Молчалин сравнение для 9 класса

«Горе от ума» произведение, которое дает точную картину жизни московских дворян XIX века. В своем бессмертном творении А.С. Грибоедов постарался поднять основные проблемы этого времени: политический строй, крепостничество, сферу образования, человеческие взаимоотношения. Эти вопросы рассматриваются писателем с двух противоположных ракурсов: «нынешний век» в лице Александра Чацкого и «века минувшего», в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Загорецкого. Через борьбу Молчалина и Чацкого, Грибоедов попытался описать борьбу этих поколений.

Александр Чацкий центральная фигура в пьесе. Это небогатый дворянин, получивший образование и обладающий умом и имеющим на все свою точку зрения, которую не боится высказать.

В первую очередь, Чацкий активно выступает против системы крепостничества. С яростью и негодованием отзывается о том, как один помещик обменял слуг на породистых собак. Гнев его также вызывает поклон дворянства перед западом, где даже русская речь произносится вперемешку с французскими словами.

Чацкий активно выступает и пропагандирует возрождение России. Стремиться бескорыстно служить Отечеству и приносить пользу обществу. Однако не желает лицемерить и быть подхалимом, лишь бы получить высокий чин и почет.

Все разговоры об успешной карьере, богатстве, удачных и взаимовыгодных браках вызывают у главного героя желание бороться и попытаться изменить такое общество.

А вот Алексею Молчалину в фамусовском обществе жить и существовать вполне комфортно. Угождать всем, кто выше его званию - в этом деле Молчалин удачно преуспевает. Своими главными достоинствами молодой человек считает: умение молчать, умеренность, аккуратность, услужливость и умение сохранять осторожность во всем. Он хорошо понимает, что безродному чиновнику нельзя пробиться в люди без поддержки людей, имеющих положение в обществе и власть. Лживость данного персонажа можно увидеть в его отношении к людям. Без зазрения совести Молчалин способен угождать и льстить Фамусову, 65 летней Госпоже Хлестовой, нашептывая ей слащавые комплименты, только чтобы «получить повыше чин».

Различие Чацкого и Молчалина ярко проявляется в отношении к теме любви. Если Молчалин врет о своих нежных чувствах к Софье ради карьеры, то Чацкий способен на искренние чувства. Ради нее он пытается остаться в обществе, которое открыто считает его сумасшедшим и «опасным человеком». Чацкий страдает от того, что любимая девушка, поддавшись настроению своего окружения, выбрала мужем для себя человека удобного и недалекого, а не его, человека рассудительного и «алчущим знаний».

К сожалению, общественно-социальные и любовные терзания Александра Чацкого остаются неразрешенными. Его прозорливый ум никак не может повлиять на застывший и безнравственный мир. Но стремление и желание Чацкого бороться с бюрократизмом и равнодушием общества, безусловно, характеризуют его как человека неординарного и прогрессивно мыслящего.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Иван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея

  • Анализ произведения Астафьева Прокляты и убиты

    Произведение является воспроизведением событий Великой Отечественной войны и изначально задумывается писателем в объеме трех книг, первая и вторая из которых описывает реалии военного времени,

  • Листницкий в романе Шолохова Тихий Дон характеристика и образ сочинение

    Листницкий Евгений – второстепенный персонаж романа «Тихий дон». Евгений произошел из семьи известных дворян-монархистов. Его отец – Николай Листницкий являлся героическим участником русско-турецкой войны

  • Сочинение рассуждение Стиль жизни

    Нередко можно услышать фразу: "У него это как стиль жизни", брошенную в сторону какого-либо человека. Но что это такое? И как приобрести стиль жизни? Как сделать так, чтобы о нем узнали окружающие?

  • Образ Кулигина в пьесе Гроза Островского сочинение

    Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной. Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни

Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.

Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.

За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.

Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.

Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».

Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».

Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин - оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий - образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин - спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания - он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека...»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин - разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий - человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.