Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия. Трагедия человека в гражданской войне (по «Донским рассказам» М.А.Шолохова и «Конармии» И.Э.Бабеля)

Катастрофические события социальных революций XX века не могли не стать величайшим потрясением и в судьбе литературы. Октябрь 1917 года взорвал Россию изнутри и породил гражданскую войну. Преданность революции и защиту ее идеалов в гражданской войне отражали романы Д. Фурманова «Чапаев», Н. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева «Разгром», А. Серафимовича «Железный поток».
Но было много писателей, которые пошли на сознательную оппозицию и, следуя законам гуманистической нравственности, рассказали о революционном времени как о насилии, коверкающем судьбы людей в России. Появились такие произведения, как «Тихий Дон», «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие. Большинство из этих авторов стали жертвами диктаторского режима, не желавшего знать о себе правды.
И. БАБЕЛЬ. «КОНАРМИЯ»
Ярким примером судьбы человека, исковерканной под колесами революции, можно считать жизнь И. Бабеля. Трагическая судьба писателя, расстрелянного в январе 1940 года в Москве, была предопределена: автор «Конармии» пережить террор 30-х годов не мог. Читая его книги, мы помним, что они были оплачены по самому высокому счету.
«Конармия» - это типичный для литературы 20-30-х годов роман в новеллах. Все новеллы объединены литературным рассказчиком Кириллом Васильевичем Лютовым, кандидатом прав Петербургского университета, прикомандированным к штабу одной из дивизий Первой Конной армии. Судьба героя - не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение важнейшей проблемы - интеллигенция и революция.
В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в истого красного кавалериста, который бы не выделялся из общей массы. Отсюда мытарства героя. По-другому и быть не могло, ведь широко образованный, интеллигентный человек, во многом идеалист и романтик, попадает в круг людей малообразованных, невежественных, попросту одичавших от многолетней бойни.
После взрыва отчаяния дела героя медленно, но верно продвигаются к положительному завершению: он завоевывает значительный авторитет среди конармейцев, о чем можно судить по тому, что они называют его «Лютыч», обращаются к нему как к третейскому судье в случае затруднений.
Более того, когда Л ютов находит в себе мужество и силы в накаленной боевой обстановке противиться расстрелу пленных, он добивается своего. Это развязка: герой преодолел (конечно, до известного предела) пропасть, отделявшую его от бойцов Первой Конной.
Одной из важнейших в романе является проблема гуманизма, рассматриваемая в теме «человек на войне». Писатель подчеркивает, что жажда революционной справедливости перерастает у героев в братоубийственную войну, а мужество и беззаветная преданность борьбе «за правое дело» компенсирует любые нравственные недостатки.
Таковы герои «Конармии»: Конкин, Иван Акин- фиев, Колесников. Афонька Бида, Никита Балма- шев, даже «дама всех эскадронов Сашка». Например, Иван Акинфиев - изощренный садист, для него «власть совецкая - кровиночка горькая», и он готов убить Лютова за то, что тот ходит в атаку, не стреляя по противнику.
Война одинаково гибельна в нравственном отношении для всех ее участников. Так, Лютов, с одной стороны, протестует против убийства пленных и оскорбления религиозных чувств католиков, а, с другой, - поджигает кучу соломы на полу дома для того.
чтобы вынудить хозяйку накормить его. Значит, попадая в подобную ситуацию, даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма.
Описание ужасов войны - не самоцель писателя. Отношение кандидата прав Лютова к происходящему, попытка примирить в сознании отвращение к насилию и представление о его неизбежности - вот то противоречие, которое является основополагающим для романа.
Книга о войне не содержит практически батальных сцен. Например, в новеллах «Комбриг два», «Чесники». «Афонька Вида» только упоминается о бое. Объяснение этому одно: «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Рассказав трагическую правду о войне, Бабель как писатель, как гуманист напрочь отвергает дикое, противоестественное состояние гражданской войны, «приправленное» революционными лозунгами о справедливости.
М.А. БУЛГАКОВ. «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ», «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
Булгаков вошел в литературу с темой, которой оставался верен в своем творчестве, - революция и культура, где соединительный союз «и» порой звучал для писателя разделительным «или».
Когда окружающий Булгакова мир был потрясен революцией, встал вопрос: что будет с культурой, созданной тысячелетиями цивилизации?
Для Булгакова разрушить старое - значит уничтожить прежде всего культурные ценности. Он считает, что только культура, мир интеллигенции вносят гармонию в хаос человеческого бытия.
Думая о России, писатель не мыслил ее без интеллигенции как главной силы исторического развития. Эта идея обретает трагическое звучание в романе «Белая гвардия». Попытка Турбиных с мечом в руках отстоять быт, который уже утратил бытие, оценивалась Булгаковым как донкихотство. С их гибелью, по мнению писателя, гибнет все. Художественный мир романа как бы раздваивается: с одной стороны это мир Турбиных с их устоявшимся культурным бытом, с другой стороны - это варварство петлюровщины. Гибнет мир Турбиных, но сгинул и Петлюра. В город входит броненосец «Пролетарий», несущий тот же хаос в мир человеческой доброты.
Вслед за «Белой гвардией» Булгаков создает драматическую дилогию «Дни Турбиных» и «Бег». Если в «Белой гвардии» ясно выражена мысль о том, что вместе с гибелью старой интеллигенции гибнет все, то в «Днях Турбиных» и «Беге» с гибелью Турбиных гибнет только часть мира. Трагические герои - Турбин и Хлудов - гретают пародийных двойников - Лариосика и генерала Чарноту.
Героизм и личная храбрость Турбина, в одиночестве защищающего гимназию, пародийно снижена фарсовым выступлением одинокого сторожа, готового ценою жизни спасать гимназические парты. Максим - своего рода двойник Турбиных. У них тоже есть канувший в небытие «господин директор». Их жизнь тоже отдана ради исторической иллюзии. Здесь завязывается главная особенность булгаковского видения и отражения мира: трагедия и фарс. Именно горькая ирония, смех, фарс станут определяющими в описании трагической сути жизни людей, попавших под колеса истории. И в «Белой гвардии», и в «Беге», и в «Днях Турбиных» Булгаков изображал русскую интеллигенцию, гибнущую в пожаре революции.
Долгое время Булгакова называли певцом «белой гвардии», а его произведения расценивались как «прямая вылазка классового врага». Понимая невозможность выжить с романтической ностальгией по старой культуре, Булгаков в своем творчестве развивает сатирическое изображение нового мира, рожденного революцией, в знаменитой повести «Собачье сердце», в «Дьяволиаде» и других произведениях.

«Конармия» И. Э. Бабеля рассказывает читателю о трудных временах, о том страшном времени, когда в кровавом водовороте смешались судьбы различных людей. Гражданская война разъединила многие семьи. Нередко случалось так, что родственники оказывались по разные стороны фронта и с ненавистью уничтожали друг друга. С другой стороны, произошло невольное сближение совершенно противоположного по мировоззрению, восприятию окружающего и воспитанию людей. Так, в Красной Армии плечом к плечу воевали и бывший крестьянский парень, и еврейский интеллигент, и привыкший к войне казак. Но все они, проходя суровую военную школу, вынуждены были меняться. Раннее имевшиеся ценности были забыты. Кругом бушевало насилие, пренебрежение к личному достоинству других людей, разгулье смерти.

Действие рассказа «Смерть Долгушева» происходит во время короткого перерыва между боями. Полк пошел в наступление, а Грищук с Лютовым на своей тачанке «остались одни и до вечера мотались между огневых стен». Чужие части их не принимали, а штаб дивизии был куда-то перемещен. Полки вошли, но скоро вновь оставили Броды. Поляки наступали. Вскоре тачанка случайно наткнулась на польский разъезд и оказалась под открытым огнем. Грищук, уже пожилой человек, вдруг спросил своего спутника, «зачем бабы трудаются». Этот необразованный казак, видя творящуюся кругом несправедливость — смерть тысяч людей, пришел в искреннее недоумение. С детства заложенные в нем народные вековые традиции и житейская мудрость не в силах были помочь ему найти ответ на простой вопрос, к чему человеку жить, создавать семью, рожать детей, если его ждет такая ничтожная смерть, к чему все мучения и страдания, если человеческая жизнь ничего не стоит и никому не нужна: «Смеха мне, зачем бабы трудаются...». Лютов не успевает ответить на вопрос, им на дороге встретился тяжело раненный телеграфист Долгушов. Живот у него был вырван, поэтому с первого взгляда было понятно, что дни или даже часы его сочтены. Он умоляет Лютова и Грищука пристрелить его и сообщить о своей смерти родным. Лютов не в состоянии выполнить просьбу Долгушого. Еврей-интеллигент, получивший хорошее светское и духовное образование, не может переступить через себя. Он не вправе решать вопросы Всевышнего: жить или умереть человеку. И в то же время ему жалко телеграфиста, нарастает внутренний конфликт. На одной чаше весов — моральные установки и нравственные ценности, на другой — желание облегчить страдания смертельно раненного боевого товарища. Лютов отказывает Долгушову и пришпоривает коня. Тем не менее Лютов испытывает чувство вины перед ним и когда его единственный друг Афонька Бида выполняет просьбу телеграфиста, Лютов подходит к нему с виноватой улыбкой. Безусловно, Афоньке нелегко далось это решение, однако здесь пересилила жалость к собрату по несчастью. Казак не задумывался о сложных вещах, просто избавлял Долгушова от страданий. Скорее всего он не испытывал страданий морального свойства. В нем горела ненависть к врагам, которые убили еще одного боевого товарища. Эту ненависть он и выплеснул на подошедшего Лютова: «Жалеете вы, очкастые нашего брата, как кошка мышку...». Ярость была столь сильна, что Афонька наверняка бы застрелил и своего друга Лютова, если бы Грищук не остановил. Дружба между этими людьми была безвозвратно потеряна. Это осознавал и сам Лютов, и Грищук, вдруг вынувший из сиденья сморщенное яблоко и предложивший его спутнику. В своем рассказе Бабель старается донести до читателя, что любая война — это великая трагедия. В ее условиях, сталкиваясь с кровью и грязью, трудно сохранить свое лицо или как-то привыкнуть, подстроиться к ситуации. Война все равно перевернет все с ног на голову, заставит совершать поступки, противные совести и человечности, сделает неправым и казака, помогающему умирающему, и интеллигента, не сумевших переступить через свои моральные ценности и идеалы.

Сочинение на тему «Гражданская война в творчестве И.Бабеля.»Конармия» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Тема революции — одна из самых актуальных в русской литературе прошлого столетия. Ведь она во многом изменила жизнь общества. Многие литераторы были вынуждены эмигрировать, так как не могли писать ложь, а правду им писать запрещали. Тема гражданской войны стоит наравне с темой революции. Теперь отношение к этим событиям, их роль в истории России переосмысляется, а тогда иное мнение считалось враждебным. Многие писатели видели в гражданской войне общенациональную трагедию, братоубийственную войну.


Исаак Эммануилович Бабуль встретил Октябрьскую революцию с ожиданием перемен. Он был романтически настроен и считал революцию справедливой, но разруха заставила его сомневаться в этом. Писатель сам видел, что происходило на фронте во время гражданской войны. Весной 1920 года он отправился на фронт корреспондентом в Первую конную армию. Кроме статей и дневника военных действий, он вел также личный дневник, где фиксировал свои сложные мысли и чувства, по поводу происходящего, описывал военные события. С ужасом писатель замечал, что насилие стало для казаков привычным явлением. Война уничтожила личное достоинство людей, лишила их жалости к себе подобным.
В своем сборнике новелл «Конармия», созданном в 1926 году, писатель, опираясь на свой походный опыт, описывает человека на войне, среди ужаса и постоянного запаха крови.
В сборнике выделяется двойственность изображения конармейцев. Они здоровы, жизнерадостны, геройски ведут себя в сражениях, но и готовы к звериной жестокости. Писатель хочет изобразить казаков в самопознании, со всеми их противоречивыми свойствами, чтобы показать читателю: их поведение продиктовано войной.
Сам автор против убийства. Человек, способный к состраданию, не может примириться с кровопролитием. Но реальность иногда настолько неожиданна, что соединяет в одном человеке жестокость и милосердие.
Слова автора «летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца» воспринимались как осуждение, неприятие такой революции. С первой же публикации новелл из «Конармии» роман вызвал споры. Его считали клеветой на доблестную Красную Армию, на первую конную, «поэзией бандитизма». На фоне ее постоянного прославления иного взгляда просто не ждали. Бабель говорил, что он не ставил себе задачей воспеть героическую историю Первой конной, но споры продолжались. За писателя заступился М.Горький, «Конармия» не раз переиздавалась.

Прославился своими работами советский писатель и драматург Исаак Бабель. «Конармия» (краткое содержание рассмотрим ниже) - известнейшее его произведение. В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени. С. Буденный и приняли книгу в штыки. Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, - заступничество Максима Горького.

Бабель, «Конармия»: краткое содержание

«Конармия» - это сборник рассказов, которые начали издаваться в 1926 году. Объединяет произведение общая тематика - гражданская война начала 20 века. Основой для написания послужили дневниковые записи автора во время службы в которой командовал С. Буденный.

"Мой первый гусь"

Сборник «Конармия» открывается именно этим рассказом. Главный лирический герой и рассказчик Лютов, работающий в газете «Красный кавалерист», попадает в ряды 1-й Конной армии под командованием Буденного. 1-я Конная воюет с поляками, поэтому проходит по Галиции и Западной Украине. Далее идет изображение военной жизни, где только кровь, смерть и слезы. Здесь живут одним днем.

Казаки насмехаются и издеваются над интеллигентишкой Лютовым. А хозяйка отказывается его кормить. Когда он изголодался до невозможности, то пришел к ней и потребовал себя накормить. А потом вышел во двор, взял саблю и зарубил гуся. После чего приказал хозяйке его приготовить. Только после этого казаки стали считать Лютова почти своим и прекратили насмешки.

"Смерть Долгушова"

Сборник рассказов Исаака Бабеля продолжает история телефониста Долгушова. Как-то Лютов натыкается на смертельно раненного сослуживца, который просит из жалости добить его. Однако главный герой не способен убить даже для облегчения участи. Поэтому он просит Афоньку подойти к умирающему. Долгушов и новый помощник о чем-то разговаривают, а потом Афонька стреляет ему в голову. Красноармеец, только что убивший товарища, в гневе кидается на Лютова и обвиняет его в ненужной жалости, от которой только вред.

"Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча"

Много внимания уделяет своему главному герою Бабель («Конармия»). Краткое содержание вновь рассказывает о душевных тревогах Лютова, который втайне завидует решительности и твердости казаков. Главное его желание - стать среди них своим. Поэтому он стремится их понять, внимательно выслушивает рассказ генерала о том, как тот расправился с барином Никитским, которому до революции служил. Хозяин часто приставал к жене Матвея, поэтому, как только он стал красноармейцем, решил отомстить за обиду. Но Матвей не застрелил Никитского, а на глазах жены затоптал. Сам генерал говорит, что стрельба - это милосердие и помилование, а не наказание.

"Соль"

Раскрывает судьбы обычных красноармейцев в своем произведении Бабель. «Конармия» (краткое содержание это подтверждает) - своеобразная иллюстрация послереволюционной действительности. Так, Лютов получает письмо от конармейца Балмашева, который рассказывает о случае в поезде. На одной из станций бойцы подобрали женщину с ребенком и пустили к себе в вагон. Однако постепенно у них стали закрадываться сомнения. Поэтому Балмашев срывает пеленки, но вместо ребенка обнаруживает мешок с солью. Красноармеец приходит в ярость, обрушивается на женщину с обвинительной речью, а потом выбрасывает ее из поезда. Несмотря на падение, женщина осталась цела. Тогда Балмашев схватил оружие и застрелил ее, считая, что таким образом смыл позор с трудового народа.

"Письмо"

Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» - сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.

"Прищепа"

Следующий рассказ посвятил молодому кубанцу Прищепе Исаак Бабель («Конармия» об этом повествует). Герою пришлось спасаться от белых, которые убили его родителей. Когда из станицы прогнали врагов, Прищепа возвратился, но все имущество успели разграбить соседи. Тогда он берет телегу и идет по дворам искать свое добро. В тех хатах, в которых удавалось ему найти вещи, принадлежащие родителям, Прищепа оставляет повешенных собак и старух над колодцами и загаженные пометом иконы.

Когда все было собрано, он расставляет вещи по прежнем местам и запирается в доме. Здесь он беспробудно пьет двое суток, рубит столы шашкой и поет песни. А на третью ночь над его домом занимается пламя. Прищепа идет в сарай, выводит корову, оставшуюся от родителей, и убивает. После этого он садится на коня и уезжает куда глаза глядят.

"История одной лошади"

Это произведение продолжает рассказы Бабеля «Конармия». Для конармейца конь - это самое главное, он и друг, и товарищ, и брат, и отец. Однажды начдив Савицкий забрал белого коня у командующего первым эскадроном Хлебникова. С тех пор Хлебников затаил обиду и ждал удобного случая для мести. И как только Савицкий потерял свою должность, он написал прошение о том, чтобы ему вернули жеребца. Получив положительный ответ, Хлебников отправился к Савицкому, который отказался отдать коня. Тогда командир идет к новому начштаба, но тот прогоняет его прочь. Тогда Хлебников садится и пишет заявление о том, что он обижен на Коммунистическую партию, которая не в состоянии вернуть ему имущество. После этого он демобилизуется, так как имеет 6 ранений и считается инвалидом.

"Пан Аполек"

Затрагивают и церковную тему произведения Бабеля. «Конармия» повествует о богомазе Аполеке, которому была поручена роспись новгородского костела в новой церкви. Художник предъявил диплом и несколько своих работ, поэтому ксендз принял его кандидатуру без вопросов. Однако, когда работа была сдана, работодатели сильно вознегодовали. Дело в том, что художник произвел простых людей в святые. Так, в образе апостола Павла угадывалось лицо хромого Янека, а Мария Магдалина была очень похожа на Эльку, еврейскую девушку, мать немалого числа подзаборных ребятишек. Аполека прогнали, а на его место наняли другого богомаза. Однако тот не решился закрасить творение чужих рук.

Лютов - двойник Бабеля из «Конармии», познакомился с опальным художником в доме сбежавшего ксендза. При первой же встрече пан Аполек приложил сделать его портрет в образе блаженного Франциска всего за 50 марок. Кроме того, художник поведал кощунственную историю о том, как Иисус женился на безродной девушке Деборе, которая родила от него сына.

"Гедали"

Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.

Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями. Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей». Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.

Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.

"Рабби"

Лютов остановился в одном из домов на ночлег. Вечером вся семья садится за стол, во главе которого находится рабби Моталэ Брацлавский. Здесь же сидит и его сын Илья, лицом похожий на Спинозу. Он воюет на стороне Красной Армии. В этом доме царит уныние и чувствуется близкая смерть, хотя сам рабби и призывает всех радоваться тому, что они еще живы.

С невероятным облегчением Лютов покидает этот дом. Он идет на вокзал, где уже стоит поезд Первой Конной, а в нем ждет недописанная газета «Красный кавалерист».

Анализ

Создал нерасторжимое художественное единство всех рассказов Бабель («Конармия»). Анализ произведений подчеркивает эту особенность, так как выявляется определенная сюжетообразующая связь. Более того, сам автор запрещал менять местами рассказы при переиздании сборника, что также подчеркивает значимость их расположения.

Объединил цикл и одной композицией Бабель. «Конармия» (анализ позволяет в этом убедиться) - неразрывное эпически-лирическое повествование о временах Гражданской войны. В нем объединены и натуралистические описания военной действительности, и романтическая патетика. В рассказах нет авторской позиции, что позволяет читателю сделать собственные выводы. А образы героя-рассказчика и автора так сложно переплетены, что создают впечатление присутствия нескольких точек зрения.

«Конармия»: герои

Кирилл Васильевич Лютов - центральный персонаж всего сборника. Он выступает как рассказчик и как невольный участник некоторых описанных событий. Более того, он двойник Бабеля из «Конармии». Кирилл Лютов - таким был литературный псевдоним самого автора, когда он работал

Лютов - еврей, которого бросила жена, он окончил петербургский университет, его интеллигентность мешает породниться с казаками. Для бойцов он чужой и вызывает только снисходительность с их стороны. По сути он интеллигент, который пытается примирить гуманистические принципы с реалиями революционной эпохи.

Пан Аполек - художник-иконописец и старый монах. Он безбожник и грешник, который кощунственно обошелся с росписью костела в Новгороде. Кроме того, он носитель огромного запаса перевранных библейских сюжетов, где святые изображаются подверженными человеческим порокам.

Гедали - хозяин лавки древностей в Житомире, слепой еврей с философским складом характера. Он вроде и готов принять революцию, но ему не нравится, что она сопровождается насилием и кровью. Поэтому для него нет разницы между контрреволюцией и революцией - обе несут только смерть.

«Конармия» - очень откровенная и беспощадная книга. Читатель попадает в обычную суровую военную действительность, в которой сплетены духовная слепота и правдоискательство, трагичное и смешное, жестокость и героизм.

В 1920-1930-е гг. в литературу входит молодое поколение писателей, которые шли своим путем, сопротивляясь дегуманизации литературы, отстаивая свою независимость художника. В чем-то вынужденные идти на компромисс, они не поступились главным: свободой художественного творчества. В пропагандистские лозунги соцреализма порой не умещалось даже творчество таких писателей, как Л.Н. Сейфиулина, А. Серафимович, К.А. Федин, Л.М. Леонов, не говоря уж о Горьком, Шолохове, Твардовском. Что же касается таких писателей, как И.Э. Бабель, М.М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Пильняк и тем более А. Платонов, М. Булгаков - то их художественные поиски протекали вне официального метода советской литературы.

И.Э. Бабель (1894-1940) вошел в русскую литературу прежде всего как автор «Конармии» (1923-1925) и «Одесских рассказов» (1921-1924).

«Конармия» - цикл новелл, в которых резкими штрихами обрисованы люди в отдельных эпизодах и ситуациях гражданской войны. В этих новеллах перед читателем предстала жизнь, в которой переплелись воедино героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное. «Конармия» построена на контрастах. Есть в ней и романтика, и натуралистические картины в описании убийства, сражений. Бабель тяжело переживал нравственное одичание людей, вызванное первой мировой войной, революцией, гражданской войной. Натурализм бабелевской «Конармии» был связан не с цинизмом писателя (в этом его обвиняли), а с недоумением страдающего гуманиста перед уничтожающей все злобой и ненавистью, заставляющей людей убивать друг друга. В «Одесских рассказах», рисующих экзотический мир одесских налетчиков, проявилось удивительное мастерство Бабеля-стилиста: блестящий юмор, щедрость и яркость в описании Одесского района Молдавии, владение особым «жаргонным синтаксисом» и одесской фразеологией. Особая манера речи Бабеля нашла своих продолжателей в литературе - И. Ильф и Е. Петров, М. Жванецкий.

«Конармия» -- это сборник небольших новелл, связанных темой гражданской войны, единым образом повествователя и повторяющимися персонажами без подробного описания их жизни. Мерцающая многолюдность оправдана буднями Первой Конной -- кто-то погибает, кто-то теряется на дорогах войны.Писательский взгляд Бабеля на революцию изнутри закончился для него трагически -- «Конармия» была объявлена отходом от советской действительности (не показана роль партии, слишком резко изображена революция), он сам обвинен в участии в троцкистской организации, шпионаже в пользу французской разведки и расстрелян.

М. Шолохов «Поднятая целина» . В 1927 г. состоялся XV съезд партии, принявший решение о коллективизации. Написанная по «горячим следам» событий, первая книга романа «Поднятая целина» была опубликована в 1932 г. и восторженно принята советской номенклатурой и инициаторами колхозного движения. Сюжет романа переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путиловский рабочий и красный моряк Давыдов, -- днем, открыто. Половцев хочет втянуть казаков в Союз борьбы за освобождение Дона, Давыдов как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака. После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие с его основными «узлами»: первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачить «богатеньких», сценой раскулачивания Гаева, Лашнинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремяченцев по созданию колхоза, драматическим «бабьим бунтом», сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад. Массовые сцены -- художественная особенность нового, советского романа социалистического реализма. Что хотел сказать художник таким построением сюжета? «Течет» народная масса, выявляя свое, заинтересованное отношение к новым идеям, стало быть, народ -- хозяин и творец истории.

В драматических коллизиях романа раскрываются характеры интересные, самобытные, описанные ярко, пластично, с мягким юмором. Не может читатель не сочувствовать Давыдову с его широтой души и внутренней правдивостью, ставшему, однако, носителем командно-административной системы и заложником ее. Не может не горевать над неустроенностью жизни, несогретостью Нагульнова, верящего в мировую революцию и готового за нее жизнь отдать. Значение романа «Поднятая целина» бесспорно: и в мало-мальски правдивом изображении деревни 30-х гг. на фоне парадной советской литературы, и в том, что Шолохов, по существу, открыл своим романом «деревенскую прозу» нового века. Наиболее ярко в нашей литературе она будет представлена произведениями Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Тендрякова, В. Шукшина, В. Белова.

А. Фадеев был бойцом Красной Армии, участвовал в разгроме Кронштадтской крепости, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника. И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма.
Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека, богатство его духовных интересов, нашли путь к сердцу читателя.
«Разгром», «Последний из удэге», «Молодая гвардия» - книги, раскрывающие романтику борьбы народа против старого мира, за лучшее и прекрасное общество на земле - коммунизм. В них раскрыта великая организующая и вдохновляющая роль Коммунистической партии.

Сильная сторона первых вещей А. Фадеева - повести «Разлив», рассказа «Против течения» - в богатстве жизненных наблюдений, в устремленности его героев в будущее. повести изображается жизнь глухого, затерянного в южно-уссурийской тайге села. Жизнь в нем течет медленно и неторопливо. Формы ее как будто раз и навсегда устоялись. Тяжелый труд, кабальная зависимость бедноты от кулаков - доля, как бы предопределенная самой судьбой. Но и в это затерянное на краю света село приходит весть о Великой Октябрьской социалистической революции. В селе появляется крестьянин-большевик Иван Неретин, вернувшийся с фронта. Он борется за установление Советской власти в родном селе, поднимает бедноту против кулаков. Кульминационным моментом в повести является разлив реки Улахе, который угрожает гибелью жителям деревни. Иван Неретин возглавляет спасение людей. Повесть заканчивается победой бедняков.
Фадеев воспевает в «Разливе» победу человека над стихийными силами природы, труд людей, преобразующий не только землю, но и отношения между ними. Название повести символизирует неодолимость народного революционного движения. 1923 году в журнале «Молодая гвардия» появился рассказ «Против течения». Сюжет рассказа прост. Полк, сформированный из партизан, во главе с командиром Семенчуком, покинул боевые позиции. Но под влиянием большевиков - комиссара Челнокова и других, которые мужественно идут «против течения», в полку преодолеваются анархические настроения, и он выступает на фронт для выполнения заданий командования, готовый до конца драться с врагами революции. Об этих людях полка автор пишет, что они не были «ни врагами, ни предателями. Вся их беда заключалась в том, что они были темны, как взрастивший их чернозем, смертельно устали воевать, а дома их ждали собственные земли, избы, семьи и такой заманчивый семейный уют». Большевики в рассказе Фадеева решительно выступают против анархических настроений. Это волевые люди, требовательные к себе и другим, стойкие солдаты революции. «Я подвинчиваю себя каждый день невидимыми гайками до последней степени, до отказа, - говорит Соболь. - Я все время иду против течения и тащу за собой всех, кого только можно тащить...».

Роман «Разгром» вышел отдельным изданием в 1927 году. Он принес Фадееву широкую известность и признание читателей. По словам автора, он стремился показать в этой книге, как «все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться». Герои «Разгрома», участники партизанского отряда, - люди самых различных характеров и убеждений. Но всех их цементирует и направляет воля командира отряда коммуниста Левинсона.
Характерными чертами этого вожака народной массы являются высокая идейность, сильная воля, целеустремленность, безграничная любовь к народу, неразрывная связь с ним, преданность делу революции.

Роман заканчивается потрясающей сценой: партизанский отряд разгромлен, в живых осталось только 19 человек, погибли замечательные, беззаветно преданные революции бойцы. Но отряд выполнил боевую задачу, и эти 19 человек будут ядром возрожденного отряда.

В отряд придут другие Баклановы и Морозки, ибо революция, несущая освобождение простому народу, имеет миллионные резервы, поднимает на борьбу за правое дело все новые и новые людские массы. Такая революция непобедима. В 20-х годах Фадеев был одним из первых, кто поставил себе задачу коренной важности - создание советского положительного героя, - и выполнил эту задачу в романе «Разгром».

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей. Такова картина революционной борьбы в Киеве 1918 года, изображенная М. Булгаковым в "Белой гвардии". Писателя нередко обвиняли в отсутствии общественного миросозерцания. Такой политической классовой позиции у Булгакова действительно не было. Он рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Можно понять и мужиков, "с сердцами, горящими неутоленной злобой" против их вековых угнетателей, ненависть солдатской массы к офицерству. Но нельзя осуждать и тех же "прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов... сбитых с винтов жизни войной и революцией". Писателя интересует в романе не борьба "великих идей", разжигающих резню, а те вечные нравственные ценности, которые помогут русскому народу выйти из глубокого кризиса, остановить кровавое колесо. Это прежде всего та человеческая душевная красота, которая побуждает его любимых героев, забывая о себе, помогать людям, заботиться о них, даже жертвовать собой ради спасения молодых жизней. Герои Булгакова вовсе не идеальны, они подвержены слабостям, ошибкам, но и в Турбиных, и в Мышлаевском, и в Най-Турсе есть главное - порядочность, чувство чести, мужество, доброта.

Одним из самых ярких эпизодов романа стала сцена смерти полковника Най-Турса, который, презрев кодекс офицерской чести, отдал юнкерам странный, неожиданный приказ - отступать, срывая погоны, кокарды и бросая оружие, а сам попытался прикрыть их отступление, где и настигла его смерть. Поступок командира заставил Николку Турбина, по-мальчишески мечтающего о славе, понять, что в мире, кроме красной и белой правд, есть еще истина. И она в том, что главная ценность на земле - человек, что истинный подвиг состоит не в том, чтобы повести в бой за идею горстку юнкеров и тем погубить их, а в том, чтобы ценой собственной жизни спасти их. Значит, гражданская война и революция помогают выявить сущность каждого человека. Виднее становится беспринципность и слабодушие Тальберга, мужа Елены, выросшие до размеров подлости. Именно в это тяжелое время раскрываются высокие нравственные качества милой интеллигентной семьи, которая становится своеобразным островком любви, добра и красоты, местом, где каждый найдет помощь, совет, сочувствие. Пройдя через кровь и смерть, эти люди остаются на своей земле, со своим народом. Роман Булгакова завершается пророческими словами: "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?"

Михаил Александрович Шолохов в романе-эпопее "Тихий Дон" создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества.

Главная тема романа -- судьба народа в годы революции и гражданской вины. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной "линии" у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.
У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее "мужикам". Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою "делянку земли". Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника. Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение. "Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой -- будь что будет!" Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать "свою республику из десяти станиц". Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.

В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты. Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.

При всем многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя "собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй".

Роман Шолохова получил международное признание, а автор -- Нобелевскую премию.