Г семирадский картины. Картины генриха семирадского

Христос и грешница

Художник Генрих Ипполитович Семирадский – русский художник, виднейший представитель русского академизма, прославившийся монументальными полотнами из истории Древней Греции и Древнего Рима, библейскими сюжетами, академик и профессор Императорской Академии художеств, академий Рима, Турина, Берлина, Стокгольма, член-корреспондент французской Академии изящных искусств.

Генрих Семирадский (при рождении Генрик Гектор Семирадский) родился в октябре 1843 года в семье драгунского офицера польского происхождения Ипполита Семирадского, в слободе Ново-Белгород недалеко от Харькова.

Первые уроки рисования Генрих получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии – его учителем стал Дмитрий Безперчий (ученик Карла Брюллова). Отец поощрял занятия сына живописью, но не относился к этим занятиям серьезно, поскольку не считал живопись серьезным занятием, которому можно посвятить свою жизнь.

В 1860 году, по требованию отца, Генрих поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет и изучал естественные науки. Четыре года Семирадский учился в университете и посещал уроки рисования. В 1864 году успешно защитив выпускную работу в университете, с богатой коллекцией бабочек (бабочек художник собирал всю жизнь), будущий художник отправился в Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.

По пути в Петербург Генрих Ипполитович заехал в Москву, увлекся театром и балетом, публичной жизнью старой столицы, но вовремя вспомнил, что ехал в Петербург с некоей целью.

В 1864 году Генрих Семирадский стал вольнослушателем Академии, поскольку на общих основаниях в Академии могли учиться молодые люди, которые не достигли возраста 20 лет. Статус вольнослушателя предполагал платное обучение (25 рублей в год) и позволял вольнослушателю участвовать в конкурсе на Малую золотую медаль. А Малая золотая медаль давала право своему обладателю на шестилетнюю пенсионную поездку в Европу за государственный счет.

Генрих успешно занимался живописью, получал награды и премии, постоянно посещал концерты и музыкальные представления – он так и не приобрел друзей. Можно говорить о небывалом интеллекте, которому трудно было соответствовать (так пишут некоторые биографы), а можно – о ярко выраженной гордыне. В одном из своих писем он называет Академию «фабрикой», а Совет Академии – «кольцом старых идиотов».

В 1870 году вольнослушатель Семирадский получил Большую золотую медаль и отправился в заграничное турне. Сначала был Мюнхен, а потом художник перебрался в Рим. В Риме Семирадский обосновался на долгие годы и в России бывал только наездами. Пока он жил в Риме Академия присваивала живописцу очередные звания. Из России же художник получал и заказы на картины, в том числе и заказы официальные.

Нужно сказать, что круг «излюбленных» сюжетов Семирадского был достаточно узок - картины из жизни Древней Греции и Древнего Рима, библейские сюжеты, картины из истории Древней Руси и портреты.

Нужно сказать, что критики и художники часто критиковали Семирадского за сумбурность композиции, скученность и холодность, неестественность и т.д. Однако, публике работы художника нравились – разноцветный мрамор, множество мелких и хорошо прописанных аксессуаров, душевные трепетные сюжеты.

Однако, были такие картины, которые просто закрывали рты критикам. Я не буду их перечислять – я их покажу вам в галерее.

Пользовались большим успехом и другие работы художника – росписи в храмах, картины для Исторического музея.

Умер художник в 1902 году и был похоронен в Варшаве, однако в 1903 году прах художника был перевезен в Краков и захоронен в костеле.

Картины художника Генриха Ипполитовича Семирадского


Христос у Марфы и Марии
Христос и самаритянка
Блудный сын
Опасный урок
Танец среди мечей
Игра в кости
Оргия времен Тиберия на острове Капри
Похороны знатного руса
Корсары
Водонос в античном ландшафте
Рим. Деревня
По примеру богов
Суд Париса
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине
Христианская Дирцея в цирке Нерона У водоёма
Факелы Нерона (Христианские светильники)
Женщина или ваза
Беседа
Занавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
Греческий торговец (Дорога к святыне) Александр Невский принимает папских легатов
По дороге на праздник урожая
У источника
Баловник
Канатоходка
Римская оргия блестящих времен цезаризма
Отдых патриция

Женский портрет. 1866

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 - 1902) - выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.

Христос у Марфы и Марии. 1886

Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

Христос и самарянка. 1890

В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого.

У источника. 1898

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

У храма (Идиллия). 1881

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1898

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

У водоёма. 1895

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Тени волос. Последняя четверть XIX века

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

Танец среди мечей. 1881

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875

Достаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Сцена из римской жизни. 1883

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Талисман. 1884

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Сельская идиллия. 1886

Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

Светочи христианства (Факелы Нерона). 1882

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Римский пейзаж

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

Портрет неизвестной

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров в Италии.

Похороны знатного руса

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.

Дорога из Рима в Альбано. 1873

Гречанка. 1877

Грешница. 1873

Две фигуры у статуи сфинкса. 1870

Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870

Итальянский дворик

Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890

Игра в кости. 1889

Корсары. 1880

Красота и любовь. 1894

Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е

Отдых. 1890

Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881

Опасный урок

Пастушок, играющий на свирели

Песня рабыни. 1884

По примеру богов

Портрет графини Тышкевич. 1889

Рим. Деревня

Цыганка. 1877

Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году

Сцена у колодца. 1890

Орфей в подземном царстве. Конец 1880-х

Итальянский пейзаж

Оригинал записи и комментарии на

Не являясь большим поклонником академического направления в живописи, все же хочу посвятить отдельный пост творчеству крупнейшего представителя позднего академизма, российского художника польского происхождения ГЕНРИХА ИППОЛИТОВИЧА СЕМИРАДСКОГО (1843 - 1902).

Наверно, ни один из крупнейших художников своего времени не подвергался такой уничижительной критике со стороны художников-соотечественников, а с другой стороны - пользовался неизменным успехом за рубежом, являясь неоднократным победителем международных выставок и обладателем всевозможных наград за свое творчество (напрмер, знаменитая галерея Уффици заказала ему автопротрет, что может быть более почетным для художника?).

На протяжении всей своей жизни Генрих Семирадский оставался верен избранному им художественному направлению - академическому классицизму, и это во второй половине XIX века, когда различные направления в изобразительном искусстве появлялись словно грибы после дождя.
Русские художники-передвижники не принимали искусство Г. Семирадского, М. П. Третьяков принципиально не покупал его картин для своей галереи, отказывая ему в праве называться русским художником (кстати, в Польше ему точно также отказывали в праве именоваться польским художником), а когда в моду вошел импрессионизм, один из критиков назвал художника "восставшим из гроба призраком блаженной памяти академического искусства".
Лишь после смерти художника российские художники - представители модерна (как это не странно!) М. Врубель, Л. Бакст и А. Бенуа отмечали значительный вклад Г. Семирадского в искусство, и даже некоторое новаторство (!). Однако в советский период творчество Г. Семирадского надолго было забыто. Вероятно, главной причиной этого было то, что большинство картин художника написаны на сюжеты античной истории и раннего христианства, а в государстве, провозгласившим себя атеистическим, понимание истории в котором сводилось исключительно к борьбе классов, искусство Г. Семирадского оказалось "классово чуждым". Странно даже то, что в Государственном историческом музее сохранились две картины художника, написанные им в 1880-е годы по заказу инициатора учреждения этого музея императора Александра III: "Похороны знатного руса в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом".

"Похороны знатного руса в Булгаре"

"Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году"


Лишь в последнее время возродился интерес к творчеству Генриха Семирадского (и в России, и в Польше, и на его родине - Украине).
Уверен, что Г. Семирадский заслуживает того, чтобы его творчество заняло надлежащее ему место в истории мирового изобразительного искусства.

Под катом вы сможете посмотреть наиболее интересные и значительные картины Генриха Семирадского.

Приятного просмотра.

"Диоген разбивающий чашу" (1868)

"Французский художник времен Людовика XV
пишет портрет маркизы" (1868)

"Нимфа" (1869)

"Доверие Александра Македонского врачу Филиппу" (1870)

"Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1872)

"Грешница" (1873)

"Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874)

"Светочи христианства" (1876)

"Христанская Дирцея в цирке Нерона" (1897)

"Женщина или ваза?" (1878)

"Танец среди мечей" (1887)

"Оргия времен Тиберия на острове Капри" (1881)

"Исаврийские пираты, продающие добычу" (1880)

"Христос у Марфы и Марии" (1886)

"Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1886)

"Мученичество святого Тимофея и его жены Мавры" (1885)


Генрих Ипполитович Семирадский родился в 1843 году в Харьковской губернии. Его отец служил в царской армии и был удостоен титула потомственного дворянина. Отец-поляк не был против художественных пристрастий сына, но не считал это серьезным занятием, потому настоял на обучении сына естественным наукам.

Выполнив волю отца и отучившись на физико-математическом факультете Харьковского университета, в 1864 году юноша против воли родителей все же поступил в петербургскую Академию художеств. Генриха взяли только вольнослушателем, так как для официального обучения он не подходил по возрасту (принимали до 20 лет). Однако серебряные медали в первые же годы обучения помогли ему получить статус ученика.

В 1868 году Семирадский выиграл конкурс на малую золотую медаль, обойдя конкурсной работой «Диоген, разбивающий чашу» своего товарища . А два года спустя ему вручили большую золотую медаль и возможность бесплатной шестилетней командировки за границу за работу «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».

За годы своей творческой деятельности художник зарекомендовал себя явным сторонником академической живописи. Не изменяя до конца жизни своим убеждениям, он сумел добиться успеха как в России, так и за рубежом. Несмотря на переезд в Италию, Семирадский продолжал сотрудничать с Академией художеств, и в 1870-х годах получил звание академика, а затем и профессора. Одновременно с этим живописец был избран членом академий изящных искусств сразу нескольких стран, включая Италию.

Писал мастер в основном на историческую тематику древней Греции или Рима, затрагивал религиозную тему, создавал идиллии, портреты и пейзажи. К числу наиболее известных его работ относятся такие: «Светочи христианства», «Христос и грешница», «Христос у Марфы и Марии», «Танец среди мечей» и другие.

Скончался Генрих Ипполитович в 1902 году в возрасте 58 лет от рака. Его прах захоронили в Усыпальнице великих поляков.

Творчество мастера

Несмотря на то, что Семирадский писал на довольно популярные в то время античные сюжеты, его манера письма заметно отличалась от манеры других академистов. Он мог создать оригинальный сюжет и построить эффектную композицию, приводя публику в восторг. В отличие от традиционной живописи академического направления мастер рисовал широкими энергичными мазками, достигая особого эффекта.

Настоящей находкой для него стало перенесение традиционных мотивов на плэнер, что было новым для академической живописи. Удивительное переплетение античного сюжета и утонченного пейзажа создавало особую атмосферу картины, наполняло ее жизнью и энергией. Немаловажную роль в этом играло умение по-особенному работать со светом, делать мягкие световые переходы, что заставляло зрителей буквально находиться внутри сюжета, слышать пение птиц, чувствовать ароматы цветов или дуновение ветерка.

Большой успех ему принесли монументальные полотна «Христос и грешница» и «Светочи христианства». Правда, вместе со славой и почетными званиями пришла и острая критика недоброжелателей.


Особое место в живописи мастера занимают так называемые идиллические картины, изображающие все тот же античный мир, но уже со смещением внимания с иносказаний на красоту жизни. В них герои стали более естественными, а в сюжете преобладал пейзаж. В смутные 1890-е годы люди охотно покупали такие прекрасные работы, так что Семирадскому порой приходилось собирать сюжеты словно конструктор из однотипных героев и предметов.


Рекорды продаж, цена картин Семирадского

За годы своей жизни Семирадский хорошо узнал, что такое бедность. Чтобы прокормить себя, ему приходилось браться за самые разные заказы. Но сегодня его картины пользуются большим спросом и уходят с аукционов за значительные суммы. Чтобы определить, сколько стоят картины Семирадского, рассмотрим несколько наиболее крупных аукционных уходов.

В 2011 году на MacDougall`s была выставлена картина «Новый браслет», написанная автором в 1883 году. Это произведение считается настоящей находкой для художественного мира, так как является прекрасным образцом идиллических работ Семирадского. Его художественные идиллии помогали зрителям отвлечься от своих проблем, окунуться в мир прекрасного и вновь обрести смысл жизни. После создания «Новый браслет» долгие годы никто не видел, так как холст купил неизвестный коллекционер. Но до продажи картины друг художника С. Левандовский успел опубликовать ее в монографии о Семирадском.

На аукционе картина ушла за 621 тыс. фунтов (1 млн долларов) при эстимейте 250-300 тыс. фунтов.

В 2004 году состоялась еще одна крупная продажа работ Семирадского. В ноябре на Christie`s было продано полотно «Путешественник в Древней Греции». Картина любимой художником тематики древнего мира, выполненная в академической манере, имела большой успех на торгах. Ее выставили с эстимейтом всего 100-120 тыс. фунтов, но продали в несколько раз дороже за 733 тыс. фунтов (1,4 млн долларов).


Еще один великолепный образец идиллических картин художника был продан на Sotheby`s. Это произведение «Потерпевший кораблекрушение (Римский нищий)», выставленное на аукцион в 2013 году. По описанию самого автора, на полотне изображена превратность жизни, когда красивая и полная сил женщина, окруженная роскошью, встречается с нищим отступником, на шее которого висит картина о кораблекрушении.

В год своего создания холст был представлен на парижской выставке Universelle. Несмотря на свои огромные размеры, трехметровое полотно отлично сохранилось и дошло до нашего времени в оригинальной раме. На аукционе оно ушло за высокую цену в 1 млн фунтов (1,7 млн долларов) при эстимейте 1-1,3 млн фунтов.


Но самой крупной считается продажа картины «Танец среди мечей» на Sotheby`s в 2011 году. Это произведение имеет довольно любопытную историю. Сюжет танцующей среди мечей обнаженной женщины так понравился публике, что художник воспроизводил его несколько раз. Все версии отличаются друг от друга небольшими деталями и размером.

Самый первый вариант картины был завершен в 1878 году и продан графу А. Орловскому. Где находится эта работа, остается тайной.

Вторую версию Семирадский написал по заказу московского предпринимателя К. Солдатенкова. Сегодня ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

Третья авторская копия, самая миниатюрная, досталась по наследству коллекционеру из Германии, родители которого купили ее в Польше. По поводу продажи этой картины в ноябре 2017 года разразился скандал, так как польское правительство заявило на нее свои права. Представители Польши утверждали, что картина находится в списке разыскиваемых полотен, незаконно вывезенных из страны. Так как владелец холста не имел никаких документов, подтверждающих право собственности или разрешения на вывоз, аукционному дому пришлось снять картину с торгов незадолго до их начала.

Зато четвертую версию картины ожидал большой успех на торгах Sotheby`s, где ее выставили в 2011 году. До продажи работа принадлежала американскому коллекционеру Ю. Слотковскому. На апрельских торгах холст ушел за рекордные 2,1 млн долларов при эстимейте 600-800 тысяч.


Есть и другие уходы его картин по стоимости, превышающей миллион долларов или близкой к нему.

Чтобы составить полное представление о том, сколько стоят картины Семирадского, упомянем и другие аукционные продажи. Традиционно спросом пользуются его произведения на тему античного мира, пейзажи и идиллические работы. Например, в 2006 году за 86 тыс. фунтов на Sotheby`s были проданы картины «Южная красота» и за 6 тыс. фунтов «Переговоры», а в 1999 году на Christie`s ушла картина «Три классические девы» за 11,5 тыс. фунтов.

Как оценить и продать картину Семирадского

Подготовка картины к продаже

Перед продажей рекомендуется провести ряд мер, которые обеспечат более выгодную сделку. Во-первых, нужно удостовериться в подлинности картины, во-вторых, собрать информацию, которая увеличит ее ценность. Установить авторство и оценить картину Семирадского по другим параметрам поможет профессиональная экспертиза. Специалист изучит произведение в лаборатории и найдет по нему всю необходимую информацию в специальной литературе.

Заказать экспертизу картины Семирадского можно у нашего партнера - . По вашему выбору услуга может быть частичной или полной.

Площадка для продажи

Возникает вопрос, где и как продать картину Семирадского, которая может стоить значительную сумму? В ответ на него мы предлагаем сделать это в галерее «Лермонтов» - на площадке, которую посещают состоятельные ценители живописи (познакомиться с ).

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902)

Выдающийся русский художник-портретист. Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук. Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за "рассуждение" на тему "Об инстинктах насекомых". И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ. Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником АХ.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" с правом на шестилетнее пребывание за границей. Семирадский отправился в Мюнхен - второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение - "Римскую оргию блестящих времен цезаризма" (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская АХ, что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская АХ присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально. Сам же художник - один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. Правда, он внес в академическую традицию живописность, пленэрные начала, не случайно в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен - популярный в конце XIX в. античный жанр. Вторая крупная картина Семирадского "Христос и грешница" (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление...

В другой картине "Христос в доме Марфы и Марии" (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему "Христос и самаритянка" (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца. Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, "Светочи христианства. Факелы Нерона" (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.). Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Достаточно сумбурная композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в "Светочах..." (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел "поставить" зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная "Фрина на празднике Посейдона в Эливсине" (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского. Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за "оскорбление богов").

Явление, откровение красоты в мире было вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение И. Е. Репина: "Большая картина... несмотря на всю академическую риторику, производит "веселое" впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления". Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики - Энгра ("Источник", "Венера Анадиомена" и др.).

И все же "Фрина..." почиталась среди современников бесспорным шедевром. Молодому К. С. Петрову-Водкину даже пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в истории живописи, а ее творец вовсе не гений.

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея - "Похороны вождя руссов в Булгаре" и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году" (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные "античные жанры": "По примеру богов" (1879), "Танец среди мечей" (1881), "Песня рабыни" (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта...

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле "На Скалке", где покоятся многие знаменитые поляки.

Картины художника

Александр Невский принимает папских легатов


Баловник


Блудный сын


В лавке гробовщика


Восточный пейзаж


Гречанка


Грешница

Две фигуры у статуи сфинкса


Девушки на террасе у бюста Гомера


Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу


Дорога из Рима в Альбано


Женский портрет


Игра в кости


Из античной жизни. По дороге на праздник урожая


Итальянский дворик


Итальянский пейзаж


Корсары

Красота и любовь


Наяды


Ночь накануне Ивана Купалы


Опасный урок


Оргия времен Тиберия на острове Капри


Орфей в подземном царстве


Отдых


Отдыхает. Лежащая натурщица


Пастушок, играющий на свирели

Песня рабыни


По примеру богов

Портрет графини Тышкевич


Портрет молодой римлянки

Портрет неизвестной

Портрет римлянки


Похороны знатного руса


Похороны руса в Булгаре


Рим. Деревня. За водой.


Римская оргия блестящих времен цезаризма


Римский пейзаж


Светочи христианства (Факелы Нерона).