Напишите,какие представления древних греков отразились в мифе о Деметре и Персефоне и какой древнеегипетский миф можно сопоставить с этом мифом? Культура древней греции.

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б.(позднейшая форма критского письма (XV-XII вв. до н. э.). Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги. Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

· «Илиада» и «Одиссея» Гомера

· «Теогония» Гесиода

· Паросский мрамор

· «Толкование снов» Артемидора Далдианского

· «Библиотека» Псевдо-Аполлодора

· «Метаморфозы» Овидия

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах - так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов

· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.


Ри́мская мифоло́гия представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство.

Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Изучение римской религии и мифов осложняется ранним влияние греческой религии на Апеннинском полуострове в протоисторический период истории Рима, а позже художественным подражанием римских авторов греческим литературным образцам. Римляне с любопытством стремятся отождествить своих собственных богов с греческими (см. ) и дают новое толкование повествований о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Ранние римские мифы и легенды имеют также динамичные переплетения с этрусской религией, менее документированной чем греческая.

Основными источниками римских мифов являются Энеида Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах.

Соответствие римских и греческих богов - список, показывающий взаимосвязь богов и мифологических героев двух культур. Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. По мнению историков, корни римской мифологии берут начало в примитивных мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины и города. Влияние греческой мифологии на римскую сказалось позднее и берёт начало примерно в V-VI веке до н. э. Сложившийся пантеон богов, обширная литература и культура мифотворчества неизбежно воздействовала на представителей римской цивилизации, активно контактировавших с близлежащими государствами.

Римский автор III века до н.э Ливий Андроник, который первым перевёл на латынь Одиссею, активно использует в своих текстах греческих «романизированных» богов. Со временем в римский пантеон попали греческие боги аналогов которых не было у римлян: Эскулап, Аполлон. Это было проявлением определённой открытости, терпимости и даже критическому подходу к религии. В древнем Риме легко принимали в пантеон других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону.

Греция Описание Рим
Аид, Гадес бог царства мёртвых Плутон, Орк, Диспатер
Амфитрита жена Посейдона (Нептуна) Салация
Аполлон бог солнца и покровитель искусств Феб
Арес бог войны Марс
Артемида богиня охоты Диана
Асканий персонаж мифов (сын Энея) Юл
Асклепий бог врачевания Эскулап
Атлант титан, эпоним океана и гор Атлас
Афина богиня мудрости и справедливой войны Минерва
Афродита богиня любви и красоты Венера
Борей бог северного ветра Аквилон
Геба богиня юности Ювента
Геката богиня мрака и чародейства Тривия
Гелиос солнечный бог Сол
Гемера божество дня Диес
Гера царица богов Юнона
Геракл герой мифов, сын Зевса Геркулес
Гермес вестник богов, покровитель путников и торговцев, проводник душ умерших Меркурий
Геспер сын Атланта или Астрея Веспер
Гестия богиня домашнего очага Веста
Гефест бог огня и кузнечного ремесла Вулкан
Гея богиня земли Теллус
Гигиея богиня здоровья Салюс
Гименей божество брака Талассий
Гипнос, Морфей Бог сна Сомн
Деметра богиня полей и плодородия Церера
Дидона персонаж мифов основательница Карфагена Элисса
Дионис, Вакх бог виноградарства и виноделия Бахус, Либер
Зевс верховный бог Юпитер
Зефир бог западного ветра Фавоний
Илифия богиня родов Люцина
Ипполит герой, сын Тесея Вирбий
Кибела богиня-владычица гор, лесов, зверей Опс
Кора божество матери Земли Теллус
Кронос титан, бог времени Сатурн
Лето титанида (дочь Кея и Фебы) Латона
Ливия нимфа, эпоним Ливии, а также сама эта страна Ливия
Лисса божество безумия Мания
Мегера богиня мести Фурина
Мойры богини человеческой судьбы Парки
Музы покровительницы наук, поэзии и искусств Камены
Ника, Нике богиня победы Виктория
Никта божество ночи Нокс
Нот бог южного ветра Австр
Одиссей герой, главное действующее лицо «Одиссеи» Улисс
Осса олицетворение молвы, вестница Зевса Фама
Пан бог лесов, охотников и пастухов, всей природы Фавн
Персефона богиня плодородия и царства мёртвых Прозерпина, Карне, Фуррин
Пистис богиня верности клятве Фидес
Плутос бог богатства Плутон
Полидевк герой, один из Диоскуров, брат-близнец Кастора Поллукс
Посейдон бог морей и землетрясений Нептун
Селена богиня луны Диана
Семела мать Диониса Стимула либо Либера
Силен божества лесов Сильван
Танатос бог смерти Морс
Тихе, Тюхе, Тиха богиня случая и судьбы Фортуна
Фемида богиня правосудия Юстиция, Эквитас
Фосфор солнечное божество Люцифер
Хариты богини красоты и изящества Грации
Хлорис богиня цветов Флора
Энио богиня войны Беллона
Эос богиня утренней зари Аврора
Эрида богиня раздора Дискордия
Эринии богини мщения Фурии
Эрот, Эрос бог любви Амур, Купидон
Эхо нимфа Мута, Тацита

Сложно говорить кратко о Древней Греции. Ведь эта страна оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но и всей мировой цивилизации. Представления европейцев о политике, философии, архитектуре, литературе, медицине, астрономии, искусстве базируются на представлениях древних греков.

Нельзя, к примеру, считать человека образованным, если он не знает основ греческой мифологии. В любой картинной галерее без этих знаний вообще невозможно понять, что изображено на большинстве полотен. Европейские языки содержат в себе большой процент греческих определений и слов. А в русском языке кириллица базируется на греческой письменности.

Удивительно то, что такую огромную роль в истории человеческой цивилизации сыграл немногочисленный народ, населявший небольшую территорию. Люди жили в городах-государствах, расположенных в самой южной части Балканского полуострова.

Даже в эпоху их расцвета общее население жителей не превышало одного миллиона человек. Это было гораздо меньше, чем в Египте, Персии, Вавилонии, а также других великих древних монархиях. Но все мы знаем, что часто дело заключается вовсе не в количестве, а в качестве. Александр Македонский говорил, что одного эллина (древнего грека) можно приравнять к сотне варваров.

Варварами жители Балканского полуострова называли народы, живущие по соседству. Это определение распространялось и на восточные державы. Сами же греки считали себя флагманами человеческой цивилизации. Следует заметить, что это мнение во многом правильное.

Природные особенности Греции

Природа поделила Балканский полуостров на три части. Это северная, средняя и южная. Северная часть начинается южнее Македонии. В древнюю эпоху она включала в себя расположенные на севере полуострова государства. В настоящее время здесь находятся исторические области Эпир и Фессалия.

Средняя часть Греции отделена от севера высокими горами. Связь осуществляется через Фермопильский проход по побережью Эгейского моря. В древности здесь располагались такие области как Беотия, Этолия, Фокида, а также самая развитая и богатая из них Аттика. Её основным центром был город Афины .

Южную часть представляет полуостров Пелопоннес. От средних областей он отделён Коринфским перешейком. Здесь главной областью считалась Лаконика. Современным людям она больше известна по имени сильного в военном отношении города Спарты .

Возле Балканского полуострова располагается множество островов, находящихся в Эгейском море. Самыми крупными из них считаются Крит, Родос , Эвбея, Хиос, Лесбос . Древние люди также населяли восточное побережье Эгейского моря. В этих местах располагались такие области как Кария, Иония, Эолида.

Каждому понятно, что гористая местность ограничивает участки, пригодные для земледелия. Здесь требуется большое мастерство, чтобы обрабатывать землю. Поэтому с пашнями и урожаем в этих местах было тяжело. Зато изрезанная и трудно проходимая береговая линия стала причиной быстрого развития мореплавания.

Древнейшая эпоха

В древнейшую эпоху земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. В III тысячелетии до н. э. они владели письменностью, жили в укреплённых поселениях, занимаясь различными ремёслами и земледелием.

В конце указанного тысячелетия на благодатные земли вторглись захватчики с севера Балканского полуострова. Историки называют их протогреками, но больше они известны как ахейцы. В результате агрессии коренное население было либо уничтожено, либо вытеснено со своих законных земель. Оставшиеся в живых и сумевшие приспособиться к новой ситуации смешались с захватчиками.

Город Микены

Ахейцы создали крупные города-государства. Самым большим и сильным из них стал город Микены. К этому же периоду относится и возникновение города Трои. Его населяло племя тевкров. Гомер в VIII веке до н. э. написал поэму, рассказывающую о походе ахейцев против троянцев.

Долгое время историки считали Троянскую войну вымыслом. Но археолог Г. Шлиман в XIX веке обнаружил развалины древнего города и выдвинул идею, что тот был уничтожен сильным пожаром. Пожирающий всё огонь мог возникнуть в результате осады и штурма Трои ахейскими войсками.

Минойская цивилизация

Говоря кратко о Древней Греции, следует упомянуть и остров Крит. Это была процветающая местность в 2000-1400 годах до н. э. Данный период обозначается как Минойская цивилизация или Минойская культура.

Название произошло от роскошного дворца в городе Кноссе. В нём, по древнему преданию, жил царь Минос. Под его властью находился весь остров. Именно по приказу Миноса был построен огромный флот. С его помощью грозный владыка подчинил себе соседние острова. Считается, что даже гордые Афины платили дань всесильному властелину.


Древнегреческая посуда

Однако, как говорил царь Соломон, всё проходит. В конце XV века до н. э. на Крите случился природный катаклизм. В результате этого Минойская цивилизация погибла. Специалисты полагают, что всему причиной стало извержение вулкана на острове Фера. Извержение вызвало цунами . Огромная волна уничтожила критские города вместе с жителями. После этого ахейцы заняли остров Крит и расселились на нём.

Есть все основания считать, что именно природный катаклизм на Крите стал источником легенды об Атлантиде . Люди переиначили историческую правду и придумали могучую державу, существовавшую на огромном материке в Атлантическом океане.

Архаическая эпоха

Ахейцы, расселившиеся на Балканах, жили спокойно и благополучно до конца XIII века. Именно в это время на благодатных и сытых землях Древней Греции появились народы моря . О них практически ничего неизвестно. Лишь древнеегипетские источники описывают их как стройных белолицых людей с тёмными и светлыми волосами.

Эти воинственные племена уничтожили большую часть ахейских городов. Их население было вырезано. Спаслись лишь те, кто успел уйти в горы и поселился в труднодоступных местах.

Предполагается, что освободившиеся земли заселили дорийцы. Этот народ стоял на гораздо более низкой ступени развития. Поэтому культура пришла в упадок. Прекратилось строительство каменных зданий, а орудия труда стали примитивными и грубыми. Старую письменность забыли, а новую не создали. Период всеобщего упадка пришёлся на XII-IX века до н. э. Историки называют его «тёмными веками».

На Балканах люди жили в небольших селениях, которыми управляли местные царьки. Костяк общества составляли патриархальные семьи, имевшие собственное хозяйство. В то время рабов был чрезвычайно мало. Владели ими лишь храмы, святилища и правители.

Но вот наступил VIII век до н. э. Характеризуется он быстрым подъёмом во всех сферах жизни. Всего за 200 лет произошли кардинальные изменения в древнегреческом обществе. Что послужило причиной стремительной эволюции - непонятно. Но на месте убогих селений появились процветающие города-государства.

Стали быстро развиваться торговля и денежное обращение. Возникла новая письменность, в основу которой лёг финикийский алфавит. Началось строительство храмов, театров, стадионов, общественных зданий. Греческие корабли начали бороздить воды всего Средиземного моря. Появились колонии переселенцев в Малой Азии, Южной Италии, Сицилии, на берегах Чёрного моря.

Принадлежности для письма и лист папируса в Древней Греции

Города-государства или правильнее полисы (полис в переводе с греческого означает город) возглавили цари. Возле них сформировалась аристократия. Ниже стояла многочисленная прослойка простого населения, а в самом низу социальной лестницы находились рабы. При этом их численность стремительно увеличивалась.

Таким образом, говоря кратко о Древней Греции, можно заключить, что в VIII веке до н. э. образовалось абсолютно новое государство. Оно взяло за основу ту культуру, которая была присуща ахейцам. Опираясь на эти базовые ценности, была создана ещё более прогрессивная культура. Помимо этого возникла новая письменность, стали стремительно развиваться наука и философия. Начался период античного мира, о котором современным людям известно довольно много.

УРОК 6. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния ).

Варианты начала урока : I . А; Б 2. II . Б 2. III . Б 1. Вопросы и задания :

А. Составьте рассказ о жизни знатных людей в Греции три тысячи лет назад. Учитель может конкретизировать задание -«Опишите день из жизни вождя племени» - и предложить план ответа: «Утром вождь осмотрел свои владения (Что они представляли собой?), проследил за работами в доме и на полях (Что это за работы? Кто их выполнял?), нанял поденщика (С какой целью? За какую плату?), некоторые работы выполнил сам (например, какие?), участвовал в спортивном состязании (каком?). Вечером он пировал (Как проходил пир? Кто развлекал гостей?)».

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир .

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

Вспомните, какие явления - природы египтяне объясняли с помощью религии. (Учащиеся способны пересказать мифы, в которых получили отражение восход солнца, разливы Нила, суховеи, сезонные изменения в Египте.) Подумайте, почему из множества явлений природы, которые наблюдали египтяне,- они пытались объяснить именно эти явления. Что в них общего? («Они были либо полезны, либо вредны египтянам»,- говорят ученики.) Сделайте общий вывод: какие явления природы находят объяснение в религии? (Те, которые играли большую роль в жизни людей.)

План изучения : 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться Зевсу: «О ты, Тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень... Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он.изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света ).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

Для проверки усвоения причин возникновения религии можно задать вопросы : «Почему в религии египтян не было ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем вы объясните эти факты? (Учащиеся ответят на вопросы, если помнят, что в долине Нила почти не бывает дождей, а море не играло в жизни египтян столь большой роли, как в жизни населения Греции.) Сделайте вывод, какие явления природы древние люди объясняли с помощью религии».

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

4) Работа с мифом об Аиде, Деметре и Персефоне (стр. 116) проводится при наличии времени. Желательно показать на уроке фрагменты из цветного диафильма «Мифы древних греков», иллюстрирующие данный миф, а также миф о Дионисе.

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),"учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны. «Приведите из «Илиады» и «Одиссеи» примеры коварства и мстительности богов»,- предлагает учитель (Афина обманула Гектора во время поединка с Ахиллом. Посейдон безжалостно преследовал Одиссея).

Подобно знати, «олимпийцы» большую часть времени бездельничают и пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров; в другом - что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Обобщение делается по учебнику (стр. 114, жирный шрифт).

Домашнее задание : § 27. Задание (4 или 5) к § 27,

Урок 30. Религия древних греков.
Предмет: история.

Дата: 23.01.2012.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: обобщить представления учащихся о религии древних греков; сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований.
Ход урока

  • Новые понятия: пантеон.
Текущий контроль знаний и умений.

Задание 1 – вопросы по домашнему заданию:


  1. Каково основное содержание поэмы «Одиссея»?

  2. Сколько лет длилось возвращение Одиссея домой?

  3. Царём какого острова был Одиссей?

  4. Перечислите, с какими трудностями пришлось столкнуться Одиссею и его товарищам по возвращении домой?

  5. За что боги разгневались на Одиссея?

Задание 2 – чтение наизусть.
Заслушать учеников, желающих читать отрывки из произведения.
План изучения нового материала
Греческий пантеон богов.
Изучение вопроса плана.
Работа с учебником: найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции», внимательно рассмотрите его.

Работа с классом. Во время объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу, которая к концу урока должна выглядеть следующим образом:


Боги

Чему покровительствовали

Зевс

Бог земли и неба, царь богов и людей

Посейдон

Владыка морей

Аид

Правитель царства мёртвых

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни

Афродита

Богиня любви и красоты

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Покровитель дорог и путников

Арес

Бог войны

Вступительное слово учителя. На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.

В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине – золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвящённое всем богам, называют пантеоном.

На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Словарная работа.

Пантеон – место, посвящённое всем богам.

Ученик 1. Но сильней из них – Зевс, сын бога Крона. Крон был рождён Ураном-небом и Геей-Землёй. Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат его власти, Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что родившихся малюток – он проглатывал их. Последнего сына – Зевса – она пожалела. Рея поднесла Крону спеленатый камень, и он проглотил его. Она укрыла Зевса на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчёлы кормили его мёдом, а коза молоком. Если Зевс плакал, юноши, охранявшие пещеру, начинали военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребёнка, чтобы Крон не узнал о его существовании. Говорят, что на Крите ещё и сейчас юноши пляшут военные танцы в честь Зевса.

Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть в Тартар, куда никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице, запряжённой четвёркой коней, направился на Олимп вместе с другими богами. Владычество над морем он поделил со своими братьями, которые помогли ему одолеть Крона. Аид получил власть над царством мёртвых, Посейдон стал морским владыкой. Зевс же с тех пор правит небом и землёй.

Ученик 2. Зевс – сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – всё это происходит по воле Зевса, он тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.

Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во двое каждого дома – жертвенник великого бога. Он – покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю Зевс может передать людям, послав священную птицу – орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача.

Ученик 3. В городе Милете больше других богов чтут владыку морей Посейдона. Для милетян морская торговля – основа жизни. А судьба мореплавателя – в руках Посейдона. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложил свой трезубец Посейдон – утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряжённой золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин – морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!

Вопрос: Кто из греков на себе испытал гнев Посейдона и почему?

Ученик 4. Самый мрачный из богов – Аид – царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трёхглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.

Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссеею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.

Вопрос: Подумайте, какая связь существует между пирамидами в Египте и царством мёртвых, где правит Аид?

Ученик 5. Душами мужчин подземного царства повелевает Аид, душами женщин – жена его Персефона, дочь богини плодородия Деметры. Аид похитил её, когда она, юной девушкой, беззащитно собирала цветы в поле. Горько плакала и отбивалась Персефона, но умчал её на колеснице, запряжённой черными конями, мрачный Аид. Жалобный крик дочери услыхала Деметра. Девять дней бродила богиня по земле, с факелами в руках искала она дочь и тёмными ночами. На десятый обратилась Деметра к всевидящему богу Солнца – Гелиосу и от него узнала, что дочь её по воле Зевса находится в царстве мёртвых.

Безгранично было горе Деметры. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко – символ брака – и тем навсегда связал её с царством мёртвых.

По решению Зевса две трети года – весну и лето – Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.

Ученик 6. Много у Зевса детей, вместе с ним пирующих в светлых чертогах Олимпа. Самый прекрасный из них – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище – дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.

Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами – музами. Их девять, и каждая из них – покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.

Дивно играет прекрасный бог, но не переносит он ни насмешек, ни замечаний. Жестоко наказал Аполлон фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться с ним в музыке. Победу присудили Аполлону, а Марсия Аполлон повесил, содрав с него кожу.

Ученик 7. Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги – нимфы – богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы мелкими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.

Ученик 8. Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рождённою из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. С радостью приняли её боги Олимпа в свои чертоги. Куда ни ступит богиня – повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита – богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.

Ученик 9. Страшен и людям, и богам кровожадный Арес – бог войны. Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинственный клич. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помощь. Не любит Ареса великий Зевс. Не раз побеждала Ареса любимая дочь Зевса – грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме и с острым копьём вышла Афина из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда богиня спустилась на землю. Грозная богиня помогала героям Эллады. Она вернула на родину Одиссея. Афину почитают как покровительницу городской жизни. Она богиня порядка и разума, покровительница ремесла. Любимому городу – Афинам – богиня подарила священное оливковое дерево. Она научила эллинов различным ремёслам и сама была искусна в различных мужских и женских работах. Аргонавтам она помогала строить корабль, а эллинам, сражавшимся под Троей, - деревянного коня. Особенно искусна богиня Афина в ткачестве.

Как и все боги, Афина не выносит соперничества смертных. В безобразного паука превратила она девушку Арахну, осмелившуюся состязаться с ней в искусстве ткать покрывало. Работа Арахны не уступала по красоте покрывалу богини, но за дерзость девушка была жестоко наказана.

Ученик 10. Не только Афина искусна в ремёслах. Славится своим ремеслом и бог Гефест. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застёжки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну – славному герою Ахиллу.

Гефест – бог огня и кузнечного дела.

Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.

Ученик 11. Искусен и Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрёстках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху – гермы. Он провожает души умерших в подземное царство Аида, заботится о стадах и заблудившихся овцах. Покровительствует Гермес и торговым делам, посылая богатство. Он научил людей азбуке и искусству счёта, изобрёл для них меры веса. Гермес хитёр, ловок и изворотлив. Он искусный вор. Ещё ребёнком он угнал стадо коров у Аполлона. Весёлый проказник Гермес любит пошутить над богами – он украл однажды у Зевса скипетр, у Посейдона – трезубец, у Ареса – меч, а у Аполлона – лук и золотые стрелы. Гермеса чтут путешественники, купцы и даже воры.

Заключительное слово учителя. Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.


Материал учебника
Боги Греции. Греки верили, что главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Ол и мп. Три брата – Зевс, Посейдон и А и д – поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мёртвых».

Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях. Они бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны. Порою ссорятся между собой. Вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмеливается нарушить их волю. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времён года, неурожаи, болезни.

Основные занятия греков имели своих богов-покровителей: Дем е тру, Дион и са, Гефеста и других. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

Миф о Деметре и её дочери Персефоне. Юная красавица Персеф о на собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля, и перед ней предстал бог Аид – мрачный владыка подземного «царства мёртвых».

О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жёны.

Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени умерших, туда не проникают лучи солнца. Вход в царство Аида охраняет Ц е рбер – чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом.

Погрузилась в печаль мать Персефоны – богиня земледелия Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры сохнут колосья на пашнях, облетают листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грозит всему живому.

Встревожился Зевс и послал к Аиду вестника богов Герм е са. В золотых крылатых сандалиях и с волшебным жезлом в руке появился Гермес во дворце Аида.

О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоём, внушающем ужас царстве.

В один миг доставил Гермес Персефону к матери. Обняла любимую дочь Деметра. От её радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники.

Миф о Прометее. Некогда люди жили в тёмных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и выращивать полезные растения. Грозный Зевс решил истребить их всех до единого. Никто не осмелился противиться Зевсу, но внук богини Земли Пром е тей посмел: он спас несчастных от гибели. Прометей научил людей строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счётом.

Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнице своего друга бога Гефеста и принёс его людям. Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, сострадая другу, выполнил Гефест волю Зевса. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утёсу орёл и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.

Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фет и дой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе. Кончились и мучения Прометея. По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла, разбил оковы и освободил страдальца. А Фетида вышла замуж за смертного человека и родила будущего героя Троянской войны – Ахиллеса.
Миф о Дионисе и морских разбойниках. На пустынный берег моря вышел юноша небывалой красоты. Это был бог Дионис. Некогда он научил людей разводить виноград и делать вино.

Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников.

Эй, рулевой, - приказал главарь пиратов. – Правь к берегу! Вон юноша. Схватить его, связать и привести сюда!

Приказ был выполнен. Но чудо! Верёвки упали с рук пленника.

«Безумцы! – закричал рулевой, - вы захватили бога!» - «Замолчи, - оборвал его главарь. – Мы продадим юнца, и быть ему рабом».

Вдруг лоза винограда обвила мачту, по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов.

Лишь рулевого пощадил Дионис.
Мифы о Геракле. Вот некоторые из подвигов Геракла – сына Зевса и смертной женщины.

Лев чудовищной величины нападал на скот и на людей. Геракл отправился в горы на поиски льва. Наконец, он увидел страшного зверя с косматой гривой. Геракл пустил в него из лука одну за другой три стрелы. Но стрелы отскочили от твёрдой шкуры, не причинив хищнику вреда! Грозно зарычал лев и бросился на отважного героя. Как молния мелькнула дубина Геракла. Оглушённый ударом, лев упал на землю. Геракл задушил зверя.

Царь А вгий обещал отдать десятую часть своих стад Гераклу, если тот сумеет всего за день очистить от грязи скотный двор: животные на нём стояли по шею в навозной жиже. Геракл, завалив камнями русло двух речек, изменил их течение. Водяные потоки хлынули на скотный двор и унесли весь навоз.

Царь города Микены поручил Гераклу принести три золотых яблока из волшебного сада на краю света. По дороге Гераклу пришлось бороться со злым силачом Ант е ем – сыном богини Земли Г е и. Как только Геракл бросал Антея на землю, мать давала ему новые силы. Тогда Геракл поднял Антея на воздух и задушил его. На краю света стоял великан Атл а нт и держал на плечах небесный свод. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса, - обещал он, - а ты подержи-ка за меня небо!» Тяжелейший груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело… Вернулся, наконец, Атлант. Предложил, что сам отнесёт яблоки в Микены. Притворившись, будто согласен, Геракл лишь пожелал сделать себе подушку из травы, чтобы положить её на плечи. Встал великан на своё место, а Геракл взял яблоки и сказал: «Прощай, Атлант, только одному тебе под силу держать небесный свод!»


Вопросы и задания самоконтроля.

  1. Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?

  2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря?

  3. Что привлекает нас в героях мифов о Геракле и Прометее?

  4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного Бога, создавшего весь мир?

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.