Крамской неутешное. Иван Крамской

Иван Крамской Неутешное горе . 1884 Холст , масло . 228 × 141 см Государственная Третьяковская галерея , Москва (инв. 679 )

«Неуте́шное го́ре» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 679). Размер картины - 228 × 141 см .

История и описание [ | ]

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .

В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).

Карандашный набросок картины

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .

В поэме «Москва - Петушки » картина «Неутешное горе» преследует главного героя в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

Примечания [ | ]

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 316. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. Крамской Иван Николаевич - Неутешное горе (неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 29 сентября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  3. Крамской Иван Николаевич - Неутешное горе, 1884 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 29 сентября 2012.

Иван Крамской - Неутешное горе.

Год создания: 1884

Холст, масло.

Оригинальный размер: 228 × 141 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Описание картины Ивана Крамского «Неутешное горе»

Данная картина была написана Иваном Николаевичем Крамским в сложный, для него, период жизни. В то время в его семье случилось ужасное событие – утрата двух маленьких сыновей. Иван Крамской очень страдал. И, как истинный художник, смог передать свои чувства на картине.

Главная героиня картины – женщина, которая одета в траурное платье. Женщина не двигается, а просто стоит. Главная героиня – это женщина средних лет. Ее волосы уже успела тронуть седина. Она нервно сжимает в своих руках кружевной платочек, который приблизила к губам.

Может показаться, что женщина спокойна и уже смирилась с горем, но это не так. Она чувствует себя несчастной. Но ее горе находится не на грани безумия. Это осознанное горе. Эмоции героини картины очень точно переданы в ее печальном, полном боли, взгляде. Стоит вам обратить внимание на ее взгляд, как вы тут же почувствуете холод, которым он пропитан. Невозможно не сопереживать героине данного полотна.

В ее позе, взгляде – во всем прослеживается безысходность. Женщина никак не может разыскать выход из сложившегося положения. Она стоит и безмолвно горюет возле гроба своего дитя. Для матери нет ничего хуже, чем похороны собственного ребенка.

Очень тяжело точно рассказать о том, что чувствует героиня картины. Женщина статична и все вокруг словно остановилось в неведении. Может показаться, что весь мир замер в ожидании чего-то неведомого. Все звуки смолкли, и женщина осталась наедине с тишиной и своими мыслями.

Гроб дитя изображен в самом краю картины. Единственное яркое пятно во всем полотне – это яркий и красочный траурный венок. А, стоящий на полу возле гроба цветок в горшке словно маленький символ жизни, веры и надежды на то, что страдания рано или поздно закончатся и жизнь обязательно продолжит идти размеренным ходом.

Ключевые слова: неутешное горе крамской

Крамской Иван
«Неутешное горе» 1884
холст, масло 228х141 см

Картина написана под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году.

На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной.

Крамской работал над картиной около четырёх лет, сделав несколько предварительных вариантов. Из письма: «я остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики».

Когда картина была готова, Крамской отдал её в дар Павлу Третьякову. Третьяков взял картину в свою коллекцию, но все же заставил художника принять за неё деньги.

К:Картины 1884 года

«Неуте́шное го́ре» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 679). Размер картины - 228 × 141 см .

История и описание

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .

В окончательном варианте картины художник чрезвычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .

В поэме «Москва-Петушки » картина «Неутешное горе» преследует главного героя в пьяном бреду: так, в вагоне электрички «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».

Напишите отзыв о статье "Неутешное горе"

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 316. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. (HTML). Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 29 сентября 2012. .
  3. (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 29 сентября 2012.
  4. (HTML). www.kramskoy.info. Проверено 29 сентября 2012. .
  5. В.И. Порудоминский . (HTML). tphv.ru. Проверено 29 сентября 2012. .
  6. Р. Кононенко. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). - Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда , 2009. - ISBN 978-5-87107-186-1 .
  7. Надежда Гришина. (HTML). Новости Радищевского музея - www.radmuseumart.ru. Проверено 30 сентября 2012. .

Ссылки

  • в базе данных Третьяковской галереи

Отрывок, характеризующий Неутешное горе

Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.
– Матёрый? – спрашивал Илагин, подвигаясь к подозрившему охотнику, и не без волнения оглядываясь и подсвистывая Ерзу…
– А вы, Михаил Никанорыч? – обратился он к дядюшке.
Дядюшка ехал насупившись.
– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.

Иван Николаевич Крамской вошел в отечественную живопись как новатор, реформатор и популяризатор.

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске в семье писаря.

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил "бунт четырнадцати" и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

И. Н. Крамской: характеристика творчества

Основным жанром, в котором работал И. Н. Крамской был портрет, порою стоящий на грани с бытовым жанром. Художника интересовали в его персонажах черты человека-гражданина, с богатством и достоинством его внутреннего мира, с его чувствами и переживаниями, надеждами и стремлениями. Крамской был мастером психологической характеристики.

Преданный своему делу и обладавший огромной тягой к живописи, трудолюбием и неуемной работоспособностью, И. Н. Крамской ушел из жизни за мольбертом, работая над портретом доктора Рауфхуса. Прожил он всего полвека, но оставил потомкам богатое художественное наследие. Многие из полотен мастера хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

История создания самого драматичного полотна

Семейная жизнь Крамского была трагичной. Очень быстро он потерял двух младших сыновей. В результате трагических переживаний художника и было им написано драматичное полотно. "Неутешное горе" Крамского, по словам И. Е. Репина, была "живой действительностью". Источники утверждают, что в чертах главной героини просматриваются черты жены автора Софьи Николаевны.

Для "Неутешного горя" Крамской очень долго выбирал композиционное решение. Он нарисовал несколько его вариантов, но остановился на самом простом и лаконичном. В целом работа продолжалась четыре года.

Полотно Крамского "Неутешное горе": описание

Большую часть холста занимает в рост выполненная фигура скорбящей женщины в траурном платье, с платком в руке, которым она прикрывает рот. Слез уже нет, но взгляд устремлен в одну точку. Фигура словно застыла в своей скульптурности. Есть что-то схожее с изображением матери на полотне Крамского и монументом Матери-Родины, скорбящей о своих сынах.

У ног женщины рассыпаны, будто возложены к монументу, цветы. Каждый из них является не просто цветком - символом. символизирует огромную всепоглощающую любовь, желтые нарциссы - символы смерти в юношеском возрасте, но одновременно и возрождения. Нарциссы еще символизируют возможность безумия, к которому, по мифологии, может привести долгое вдыхание их аромата, а также обманутые надежды. Зеленые стебли распустившихся и еще не пустивших бутоны растений символизируют вечную жизнь. Продолжая описание картины Крамского "Неутешное горе", необходимо обратить внимание на то, что женщина стоит возле коробки с цветами и венком, готовой, видимо, для церемонии похорон. Венок круглой формы также означает вечность и бессмертие. А вплетенные в него розовые, белые и светло-желтые розы - нежность, непорочность и чистоту, заботу любящей женщины - в данном случае матери.

Героиня находится в простой бытовой обстановке, что еще более подчеркивает реальность происходящего. Она стоит на самом краю картины, едва не ступая за ее пределы в сторону пустоты и пугающей неизвестности. Такая же черная пустота зияет и за спиной матери - на заднем плане за портьерой. Символ душевной опустошенности, тьмы, заполнившей сердце женщины, невидение позитивного будущего - только черное горе, боль и тоска после трагедии ожидают ее впереди!

Колорит полотна Крамского "Неутешное горе", как и ее настроение, мрачная. Использованы цвета коричневой и серой гаммы.

Полотно Крамского "Неутешное горе" - одно из самых драматически насыщенных произведений мастера.

228×141 см

Государственная Третьяковская галерея , Москва

«Неуте́шное го́ре» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1884 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи . Размер картины - 228 × 141 см .

Картина «Неутешное горе» была задумана и писалась под впечатлением от личной трагедии, постигшей художника - смерти его младшего сына Марка в 1876 году. На картине изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье - в её чертах угадывается сходство с женой художника Софьей Николаевной .

Крамской работал над этой картиной около четырёх лет. Прежде чем остановиться на окончательном композиционном решении, он создал несколько предварительных вариантов. Крамской рассказывал про окончательный вариант картины: «Остановился, наконец, на этой форме, потому что больше двух лет эта форма не вызывала во мне критики» .

В окончательном варианте картины художник чрезывычайно сдержан в показе внешних проявлений человеческих чувств. Они главным образом сосредоточены в глазах женщины и в её руках. Одной рукой она прижимает к губам платок, другая рука опущена. Глаза отрешённые, полные безысходной тоски .

Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта).

Карандашный набросок картины

Когда картина была готова, Крамской написал Павлу Третьякову : «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее». Третьяков взял картину в свою коллекцию, но заставил художника принять за неё деньги .

Примечания

Ссылки

  • «Неутешное горе» в базе данных Третьяковской галереи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Неустрашимый Удан
  • Неф (коммуна)

Смотреть что такое "Неутешное горе" в других словарях:

    неутешное - неутешное горе неутешное рыдание … Словарь русской идиоматики

    горе - 1. го/ре я; ср. см. тж. горе 2., горе 3., горюшко 1) Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть горе. Причинить, принести кому л. горе. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное горе … Словарь многих выражений

    горе - безмерное горе безнадежное горе безутешное горе безысходное горе беспросветное горе большое горе великое горе глубокое горе лютое горе настоящее горе невыразимое горе неизбывное горе неисходное горе неодолимое горе … … Словарь русской идиоматики

    Горе - (общеслав. от «gorje» – то, что жжёт, мучает) переживание беды, тяжёлого несчастья, утраты жизненно важных ценностей в виде глубокой печали, скорби, глубокого душевного страдания, не приводящее, однако, к социальной дезадаптации и психическому… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    горе - я, только ед., с. 1) Душевное страдание, скорбь, тяжелые переживания. Неутешное горе. Не поддаваться горю. Делиться горем. Убитый горем. Синонимы: го/рести, скорбь Антонимы … Популярный словарь русского языка

    горе - безнадежное (Мельн. Печерский); безысходное (Фруг); вездесущее (Фофанов); глубокое (Рылеев, Трифонов); горемычное (Кольцов); горькое (Гиляровский); горинское горе (Фед. Давыдов); жгучее (Надсон); злое (Дрожжин, Розенгейм); лютое (К.Р);… … Словарь эпитетов

    горе - I. ГОРЕ я; ср. 1. Глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание. Пережить, испытать, видеть г. Причинить, принести кому л. г. Сочувствовать чьему л. горю. Неутешное г. Своё, собственное г. Убитый горем. Поседеть от горя. С горя заболеть,… … Энциклопедический словарь

    Крамской, Иван Николаевич - художник, род. 27 мая 1837 г., ум. 25 марта 1887 г. "Я родился, писал И. Н. Крамской в своей автобиографии, в уездном городке Острогожске, Воронежской губ., в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанным к местному мещанству.… … Большая биографическая энциклопедия

    Крамской - (Иван Николаевич) известный живописец (1837 1887). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя… …

    Крамской Иван Николаевич - известный живописец (1837 87). Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Крамской , Т. И. Курочкина , Альбом посвящен творчеству выдающегося русского художника И. Н. Крамского (1837 - 1887). Организатор Петербургской артели художников, один из основателей Товарищества предвижных… Категория: Русские художники Серия: Русские живописцы XIX века Издатель: