Мелиховское «семилетье»: история подмосковной усадьбы Антона Чехова. Чехов (станция)

чехов станция метро, чехов лошадиная фамилия
Координаты: 55°08′55″ с. ш. 37°29′23″ в. д. / 55.148861° с. ш. 37.489972° в. д. / 55.148861; 37.489972 (G) (O) (Я)

Станция Чехов Курское направление
Московская железная дорога
ДЦС:

ДЦС-1 Московско-Курский

Регион ж. д.:

Московско-Курский

Дата открытия:
Прежние названия:

Лопасня (до 1965)

Тип:

промежуточная

Классность:
Количество платформ:
Тип платформы:

1 островная,

Форма платформы:
Прилегающие перегоны:

Столбовая - Чехов (2), Чехов - Шарапова Охота (2)

Выход к:

Чехова ул., Привокзальная пл.

Тарифная зона:
Код в АСУЖТ:
Код в «Экспресс-3»:

Че́хов - железнодорожная станция Курского направления Московской железной дороги в одноимённом городе Чеховского района Московской области. Входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко 2 классу.

Время движения с Курского вокзала составляет около 1,5 часов. Для электропоездов используются одна островная платформа, соединённая с подземным переходом. Станция относится к 8 тарифной зоне. Станция оборудована турникетами.

Выход на Привокзальную площадь к остановкам автобусов.

  • 1 Интересные факты
  • 2 Примечания
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки

В период с 1954 по 1965 годы станция и город Чехов носили разные названия: посёлок городского типа Лопасня был преобразован в город Чехов в 1954 году, а станция Лопасня была переименована в станцию Чехов только в 1965 году.

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. - М.: Транспорт, 1981
  2. Справочник станций РЖД
  3. Чеховский муниципальный район Московской области. Официальный сайт.
  4. Железнодорожные станции СССР. Справочник. - М.: Транспорт, 1981.

См. также

  • Список железнодорожных станций и платформ Московской области

Ссылки

  • Расписание электропоездов
Алексеевская соединительная линия
0 Москва-Пасс.-Курская 05 03 10
Троицкий путепровод 1,7 Серп и Молот 08 10
Шоссе Энтузиастов
Москва-Товарная-Курская
На Петушки (Горьковское напр.) 4 Калитники
На Бойню
Угрешская – Андроновка (Малое кольцо МЖД) 7 Текстильщики 07
На Южный порт Северный автомобильный туннель Люблино-Сортировочное
13 Перерва
Моторвагонное депо Перерва р. Москва
15 Москворечье
Каширское шоссе 19 Царицыно 02 (Павелецкое напр.) 21 Покровское МКАД
24 Битца Варшавское шоссе
30 Бутово 12
На ВНИИЖТ
33 Щербинка Проспект имени Ленина Орджоникидзе
Б. Серпуховская
46 Кутузовская
48 Весенняя
Сергеевский путепровод 56 Львовская
ул. Вокзальная (пос.Столбовая) ул. Заводская (пос.Столбовая)
Старое Симферопольское шоссе
74 Чехов
р. Лопасня
81 Луч
Чеховский район
Серпуховский район
92 92 км
Серпуховская окружная дорога
98 Авангард
Серпуховский район
г.о. Серпухов
На Серпухов-Ветка , в Протвино

чехов лошадиная фамилия, чехов рассказы, чехов станция метро, чехов тоска

Чехов (станция) Информацию О

Мелихово - один из главных музеев, посвященных известному на весь мир русскому писателю Антону Чехову. Здесь он жил со своими ближайшими родственниками семь лет - с 1892 по 1899 год .

За это время были созданы более 40 знаменитых произведений, в том числе пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», а также повести и рассказы «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Бабье царство», «Студент», «Черный монах», «Анна на шее», «Три года», «Дом с мезонином», «Мужики», «Ионыч», «О любви» и другие.

Сегодня собрание музея, официально открытого в 1940-х годах, насчитывает более 25 тысяч экспонатов. Посещение усадьбы позволит узнать о том, как выглядело чеховское Мелихово и - главное - каким был сам Чехов в те годы.

Покупка имения

«Ужасно люблю я все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка», – так писал в октябре 1885 года. Антон Павлович издателю юмористического журнала «Осколки» Николаю Лейкину. А спустя 7 лет он и сам приобрел небольшое имение Мелихово, в 12 верстах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Таким образом, переезд за город не был случайным фактом его биографии: он давно мечтал о доме с садом и о жизни в деревне.

Кроме того, свежий воздух был необходим и для его здоровья, подорванного длительной поездкой на остров Сахалин. После возвращения оттуда в одном из писем он отмечал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангустом… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита, это не жизнь».

Мелихово соединяло в себе черты усадьбы и дачи

Для покупки имения были и другие причины: излишняя суетность и дороговизна московской жизни. Семья писателя и даже знакомые принимали активное участие в поисках подходящего уголка. Первоначально предполагали купить хутор на Украине, но сделка не осуществилась, что очень огорчило Антона Павловича. Стали искать по объявлению в газетах, и остановились на Мелихове: оно соединяло в себе черты усадьбы и дачи, что отразилось на внешнем облике главного дома.

Ранее имение принадлежало мелкопоместным дворянам, а потому основной дом выстроили в строгом классическом стиле. Следующий владелец, художник-декоратор Николай Сорохтин, пристроил к восточному фасаду затейливую террасу, в самом же доме сделал стрельчатые окна с цветными стеклами, что подчеркивало его дачный характер.

Ввсе постройки были выкрашены в яркие, «свежие» цвета

Антон Павлович, занимавшийся тогда поездками по голодающим губерниям страны, не мог побывать в Мелихове: он попросил осмотреть имение сестру Марию и младшего брата Михаила. Писатель поставил ультиматум, что, если имение в сельской местности не будет куплено как можно быстрее, он уедет за границу, поэтому необходимо было поспешить. Усадьба произвела на молодых людей очень хорошее впечатление: все постройки были выкрашены в яркие, «свежие» цвета, а зеленые и красные крыши на фоне белого снега удачно вписывались в общий пейзаж.

С решением о ее покупке тянуть не стали, и уже зимой 1892 года Чехов стал владельцем Мелихова. Полностью семья перебралась туда 1 марта, а сам он – 4 марта.

Это событие, в сущности, открыло новую страницу в биографии не только самого Чехова, но и всей его семьи. Скитавшиеся до этого по различным московским квартирам, часто малоудобным и неуютным, родственники писателя (отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, сестра Мария) впервые почувствовали себя по-настоящему дома.

Работа и хозяйство

С весны началась масштабная перестройка имения. Все, что по тем или иным причинам не нравилось новым хозяевам, уничтожали или переделывали; активное участие в этой работе принимал сам Антон Павлович. По его задумке у дома был сооружен колодец. Вскоре возвели кухню, людскую и скотный двор, огороженные плетнем на украинский манер, баню, ригу (хозяйственный амбар для сушки снопов и молотьбы) и конюшню.

На огороде зрели баклажаны и артишоки

«Сажать, строить, создавать, выращивать – это была стихия Антона Павловича», – свидетельствовала Мария Чехова. Сама она занималась огородом и садом, а писатель – посадкой деревьев и уходом за ними; отец расчищал дорожки и проводил новые (он вел ежедневник, который сейчас хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства в Москве).

На огороде зрели баклажаны и артишоки, вывели гусят, из Петербурга прислали двух изумительных щенков таксы, названных «Хиной» (рыженькая) и «Бромом» (черненький), ставших любимцами писателя.

В ХОЗЯЙСТВЕ Чехова интересовало все: он вставал в 4-5 утра, выпив кофе, выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево и куст, подрезал его или же долго просиживал на корточках у ствола и за чем-то наблюдал. Он собственноручно посадил 60 вишен и 80 яблонь, разводил свои любимые цветы – розы и тюльпаны.

Будучи страстным рыболовом, запустил в маленький пруд у дома карасей и линей, а вскоре распорядился о копке нового большого пруда, который обсадили молодыми деревьями.

Чехова знали как хорошего лекаря, строителя школ , присяжного заседателя

Через три месяца в усадьбе все переменилось: появилась скотина, необходимые весенние работы были выполнены без опоздания и по всем установленным правилам. Подводя итог первому году жизни в усадьбе, Антон Павлович писал 10 октября 1892 году Алексею Суворину: «Благодаря нашему культуртрегерству (действия по окультуриванию территории), Мелихово стало для нас неузнаваемо и, кажется, теперь необыкновенно уютным и красивым».

В Мелихове, да и по всей округе, Чехова знали как хорошего лекаря, строителя школ, присяжного заседателя в Серпуховском уезде. Он постарался установить добрые отношения с местными крестьянами; бывал на сельских сходках, где решались общественные дела.

Многочисленные просьбы крестьян не встречали отказа с его стороны: он разрешил расширить за счет своей земли дорогу для скота, снял существовавшую ранее аренду за эти прогоны, а часть земли вообще отдал крестьянам, позволил косить сено в лесу.

В деревне же на его средства вырыли общий пруд и построили пожарный сарай. Но больше всего забот с соседями было у Чехова-врача. «С первых дней как мы поселились в Мелихове, – свидетельствует его младший брат Михаил, первый из биографов писателя, – все кругом знали, что Антон Павлович – врач.

Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра пред его домом уже стояли бабы, и дети ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал и никого не отпускал без лекарств».

Антон Павлович помогал людям бороться со страшным недугом

Надо отметить, что год переезда Чехова в Мелихово совпал с эпидемией холеры, распространявшейся с юга в центр России. Антон Павлович помогал людям бороться со страшным недугом: за свой счет оборудовал мелиховский врачебный участок, снял избу под амбулаторию, постарался обеспечить пункт необходимым оборудованием, добился разрешения пригласить фельдшерицу. Недаром на его участке из 25 деревень, не было ни одного случая заболевания холерой.

Общественная деятельность

Помимо того, что Чехов был известен всей округе как писатель и врач, он проявил себя и как общественный деятель: его стараниями 1 января 1896 году открыли почтовое отделение в Лопасне (теперь это город Чехов, где располагается Музей писем Чехова). Он просил своих друзей покупать марки только там, чтобы поддержать это отделение.

О данном событии Чехов скромно упомянул в письме своему знакомому Александру Киселеву: «За время, пока мы тут живем, открылась почта, построили мост через реку, стали останавливаться скорые поезда, с весны начнут строить шоссе».

Последнее – это дорога от станции Лопасня до Мелихово, на строительство которой земство с трудом отпускало средства. Она стоила Антону Павловичу немалых хлопот. Но даже позднее переселившись из Мелихова в Ялту (в 1899 году), Чехов продолжал заботиться о том, чтобы работы были доведены до конца.

С нескрываемым интересом участвовал Чехов (на общественных началах) во Всероссийской переписи населения 1897 года. Он до конца жизни хранил у себя портфель, с которым обходил тогда крестьянские избы.

Строительство школ

«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно» – заметил Чехов в записной книжке. Приведенные выше слова заставляют нас вспомнить о его жизни в мелиховские годы: почти пять лет он сам посвятил строительству школ – лично хлопотал в земстве, чертил планы, закупал строительные материалы, нанимал рабочих.

За это время им было возведено три школы: самая первая – в селе Талеж, куда с 19 ноября 1894 году Антона Павловича назначили попечителем. «Весной я буду строить новую школу в селе, где попечительствую; загодя нужно составить план, сметы, съездить то туда, то сюда и проч.» – писал Чехов издателю Алексею Суворину уже 20 октября 1895 году. Главной задачей для него тогда было все организовать и за всем проследить. Именно поэтому он знакомится с планами и чертежами многих школ Серпуховского уезда.

Ему очень хочется, чтобы строящееся учебное заведение было идеальным во всех отношениях. Помогают писателю в составлении плана земские деятели, близкие его знакомые – сосед по имению князь Сергей Шаховской (внук декабриста Федора Шаховского) и врач-хирург Иван Витте. Чехов посвящает этой затее много времени – на протяжении всего 1896 году почти в каждом его письме есть сообщение о том, как идут дела со строительством.

ЗИМУ 1897 ГОДА больной Антон Павлович проводит в Ницце, но мысленно часто возвращается в свое подмосковное имение, живо интересуется делами школ и просит сестру Марию: «Узнай, сколько в Талежской школе мальчиков и девочек, и, посоветовавшись с Ваней (Ваня – брат Чехова, народный учитель, преподававший в Москве. Во многом помогал Антону Павловичу в выборе школьных пособий, учебников и т.д.), купи для них подарков к Рождеству. Беднейшим валенки… Девочкам что-нибудь поцветистее».

Привлекает посетителей музея похвальный лист, выданный ученику Талежского училища Стопкину Ивану. В конце этого документа есть подпись Чехова как попечителя училища (стоит отметить, что Антон Павлович старался присутствовать на всех школьных экзаменах). Сохранилась еще и книга из небольшой школьной библиотеки, переданная музею сестрами Бочковыми, учительницами Талежской школы: это сборник стихотворений русского поэта Спиридона Дрожжина (1848 – 1930), наверху титульного листа которого тоже стоит автограф «Антон Чехов».

В марте того же года у писателя резко ухудшилось здоровье

Вторая школа была возведена Чеховым в деревне Новоселки. Мария Павловна, глубоко переживавшая за все дела брата и всегда принимавшая в них активное участие, вспоминала, как в 1897 г. к Чехову пришла депутация от крестьян этого села с просьбой построить и у них школу.

В марте того же года у писателя резко ухудшилось здоровье (горлом пошла кровь): он лежал в Остроумовской больнице в Москве, и к нему допускали только самых близких людей. Но он сам добился, чтобы к нему обязательно пропустили Новоселковского учителя Николая Забавина.

Антон Павлович все время поддерживал с ним связь, волновался, что по причине его долгой болезни школа не будет готова к первому сентября. В постройку учебного заведения внесли свой вклад и «Серпуховское собрание любителей драматического искусства» (среди его участников фигурируют земские деятели братья Сериковы, художник Сергей Типикин, режиссер Роман Тихомиров): они совместно с Московскими любителями драматического искусства и друзьями Чехова – писательницей Еленой Шавровой и ее сестрой Ольгой Дарской – ставят две маленькие комедии. На афишу предстоящего спектакля включают надпись: «В пользу Серпуховской земской школы при селе Новоселки». Школу освятили 13 июля 1897 года.

Постройка третьей по счету школы, Мелиховской, завершена в 1899 году. Но еще годом ранее Чехов снял для этого избу и взял на себя нелегкие хлопоты, связанные с ее открытием. Незаменимой помощницей в строительстве снова оказалась сестра писателя. Она отмечает, как загорелась делами брата, как захотела своими силами тоже построить школу. Ей принадлежала задумка разыграть в лотерее три этюда художника Исаака Левитана: полученные в результате деньги пошли на реализацию задуманного проекта. Для этой же цели продавали яблоки из мелиховского сада.

Антон Павлович же хлопотал об удобной мебели для всех своих школ, сделал заказ по эскизам профессора-гигиениста Федора Эрисмана. Были подобраны нужные книги и учебники. Некоторые из них представлены сейчас в музейной экспозиции (они были найдены на чердаке Мелиховской школы).

Среди сохранившихся школьных экспонатов отдельно следует сказать о так называемом волшебном фонаре. Это необычный предмет, похожий на фотоаппарат, но с загнутой трубой, стоит на столе учительницы. С его помощью показывали «теневые картинки», что было для учащихся целым событием.

В 1899 году Чеховы покинули Мелихово

В классе занавешивали окна, натягивали белую простыню. В отверстие задней стенки фонаря ставили небольшую керосиновую лампу, и дети, которые не видели ничего, кроме родной деревни, переносились в другие страны, окунались в моря и океаны, посещали огромные города, разглядывали необычный животный мир, постигали физические явления. Не каждая школа имела «такое чудо»: часто фонарь передавался из одного учебного заведения в другое.

В 1899 году Чеховы покинули Мелихово и уехали на постоянное жительство в Ялту, но, тем не менее, продолжают интересоваться состоянием дел в построенных учебных заведениях. Так, Мария Павловна была попечительницей школы в Мелихово до 1918 года.

Не одно поколение детей закончит эти школы, построенные Чеховым. К сожалению, не сохранилось здание в селе Талеж: в 1934 году его решили разобрать и сделать из бревен пожарный сарай в Лопасне. Две же других, о которых шла речь выше, стоят до сих пор: в настоящее время они являются частью музейной экспозиции. В Мелиховской школе воссозданы класс земской школы и квартира сельской учительницы. А в Новоселковской после ремонта открылась новая экспозиция «В мире чеховских героев».

«Жду к себе еще пропасть гостей»

У Чехова в Мелихово всегда бывало много гостей. Его часто посещали писатель-драматург Игнатий Потапенко, писательница и переводчица Татьяна Щепкина-Куперник, художник Исаак Левитан, писатель-журналист Владимир Гиляровский, режиссер Владимир Немирович-Данченко и другие.

Туда не раз приезжал французский ученый, писатель, профессор Бордосского университета, ставший впоследствии одним из первых переводчиков чеховских произведений на французский язык, Жюль Легра (позже в своей книге «Au pays russe» («В русской стране»), вышедшей в Париже в 1895 году, он описал свою первую встречу с Чеховым, состоявшуюся в 1892 году).

В доме было всегда шумно и весело, звучала музыка. Говорили об искусстве и литературе. Так, Потапенко вспоминал: «Музыкой и пением в Мелихове были наполнены наши дни. Хорошая музыкантша Лидия Стахиевна Мизинова, большая приятельница Антона Павловича и всей его семьи, садилась за рояль и пела. А Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились».

Чехов любил романсы Глинки, фортепьянные пьесы Листа, Шопена, Грига, Бетховена. Но особенно дорог ему был Чайковский – на письменном столе в кабинете писателя стояла фотография Петра Ильича с дарственной надписью: «А.П.Чехову от пламенного почитателя. П. Чайковский. 14 окт. 89».

Людей в мелиховском доме собиралось так много, что их негде было разместить

«Случалось, что во время шумного разговора или музыки Антон Павлович вдруг исчезал, но ненадолго, через несколько минут он появлялся, и оказывалось, что в это время он был у себя в кабинете, где написал две-три строчки, которые сложились в его голове, – замечал тот же Потапенко. – Это он делал довольно часто в течение дня. По вечерам, когда около полуночи все в доме расходились по своим комнатам, и в доме потухали огни, в его кабинете долго еще горела лампа».

Людей в мелиховском доме подчас собиралось так много, что их просто негде было разместить, поэтому хозяева приняли решение построить для этого маленький флигель. «Флигель у меня вышел, мал, но изумителен, – писал по этому поводу 26 июня 1894 году своему другу, известному журналисту, Алексею Суворину Чехов. – Плотники взяли за работу 125 рублей, а устроили игрушку, за которую на выставке мне дали бы и 500 рублей». Младший брат писателя Михаил отмечал: «Это был маленький домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась кровать, а в другой – письменный стол.

Сперва этот флигелек предназначался только для гостей, а затем сам Антон Павлович переселился в него сам и там впоследствии написал свою «Чайку». Флигель этот был расположен среди ягодных кустарников, и чтобы попасть в него, нужно было пройти через яблоневый сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему прокапывались целые траншеи в рост человека».

И действительно, новое сооружение так понравилось самому писателю, что он решил перебраться туда в поисках уединения от многочисленных гостей: здесь ему никто не мешал работать. Поздними осенними вечерами 1895 года долго светилась лампа в окошке домика – под пером Чехова оживали его герои.

А утром начиналась обычная жизнь: приходили больные крестьяне, доктора Чехова вызывали в соседние деревни. В теплое время года шел прием больных в сенях флигеля. На балкончике флигеля, на флагштоке поднимался красный флажок – сигнал для местных жителей, что Антон Павлович дома и к нему можно идти.

По сей день на флигеле висит мемориальная доска со словами «Мой дом, где была написана «Чайка» ». Слова эти адресованы Ольге Книппер (1868 – 1959), актрисе Московского художественного театра, которая стала женой писателя в 1901 году. Она поразила Чехова своей игрой. Впервые он увидел ее в роли царицы Ирины в пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович».

Спустя несколько дней Антон Павлович уехал на зиму в Ялту, а затем написал Алексею Суворину: «Перед отъездом, кстати сказать, я был на репетиции «Федора Иоанновича». Меня приятно тронула интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством, хотя играли и не великие таланты. Ирина, по-моему, великолепная. Голос. благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов не забыл талантливую актрису.

Все решительно пленило меня там: и дом , и флигель, где была написана «Чайка»

Вернувшись из поездки, он пригласил ее в Мелихово (он сделал это своеобразно – отправил ей фотографию своего флигеля, а на обороте написал вот эти самые слова: «Мой дом, где была написана «Чайка». Ольге Леонардовне Книппер на долгую память»). Ей очень понравилось имение, и она долго помнила свой приезд туда: «Три чудесных весенних солнечных дня провела я в Мелихове, небольшом имении Чеховых под Серпуховом. … Антон Павлович такой радостный, веселый… Он показывал свои «владения»: пруд с карасями, которыми он гордился, – он был страстный рыболов. – огород, цветник… Все решительно пленило меня там: и дом, и флигель, где была написана «Чайка», и сад, и пруд, и цветущие деревья, и телята, и утки, и сельская учительница, гулявшая с учителем по дорожке».

Отметим: второй раз Ольга Книппер посетила Мелихово (где она стала долгожданной и почетной гостьей) в 1958 г. Тогда-то она и подарила музею ту самую фотографию флигеля с автографом Антона Павловича. А во время первого ее визита в Мелихово Чеховы уже понемногу готовились к переезду в Ялту. Имение скоро продадут: одни вещи уедут на новое место жительства, другие увезут на свои квартиры братья писателя, а свои письменный стол, кресла, книжный шкаф Чехов подарит мелиховской школе.

Мелихово вчера и сегодня

К несчастью, в послереволюционные годы жизнь не пощадила усадьбу: уютный и гостеприимный главный дом в конце 1920-х годов. начал разрушаться и был разобран. Чеховское имение оказалось в полном запустении. Все трудности преодолел и чудом уцелел лишь маленький флигелек.

Именно ему было уготовано судьбой стать первым музеем Чехова в Мелихове: по нему проводились первые экскурсии. Решение же о создании музея Чехова в Мелихово как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году.

В 1944 году он открылся для посетителей, а первым его директором стал Петр Соловьев. Последнего командировали туда вместе с художником Иваном Басовым. Когда начались восстановительные работы. Соловьев обратился за помощью к сестре Чехова Марии Павловне, которая в письме подробно описала и нарисовала постройку, отметила назначение помещений.

К тому же Соловьев стал ездить по трем соседним районам – Серпуховскому, Лопасненскому и Михневскому – в поисках чеховских вещей. Записывал он и воспоминания крестьян из окрестных деревень, помнивших Антона Павловича.

В течение 1940 года фонды Серпуховского краеведческого музея активно комплектовались документами, книгами и другими предметами с целью их последующего экспонирования в Мелиховском филиале. Так, первым экспонатом, приобретенным в одном из букинистических магазинов Москвы для Мелихово, был литографический портрет Антона Павловича кисти художника Сергея Хорина, на котором костюм и волосы писателя изображались с помощью текстов из его произведений.

Из Центральной библиотеки Серпухова были переданы три книги Чехова – «Рассказы», «Пестрые рассказы» и «Каштанка» с автографами их автора. Оттуда же поступили номера журналов «Северный вестник» с первыми публикациями рассказов писателя «Скучная история» и «Именины». Свои работы для Мелиховского музея передала художница и друг семьи Чеховых Мария Дроздова.

Но самое значимое поступление того периода – это шесть писем Чехова 1896 г. ветеринарному врачу Владимиру Глуховскому. Они были приобретены у серпуховчанина Николая Болотникова, которому их подарил сын Глуховского. Однако это далеко не полный перечень экспонатов, собранных сотрудниками Серпуховского музея для Мелихово.

К началу 1941 года был отреставрирован мелиховский флигель

Соловьев обратился за помощью еще и в Государственный литературный музей в Москве – его сотрудники Клавдия Виноградова и Ольга Кудрявцева разработали план выставки «Антон Павлович Чехов». К началу 1941 года уже был отреставрирован мелиховский флигель. В распоряжение нового музея тогда же передали дополнительное помещение – бывшую столовую.

Итак, филиал Серпуховского историко-краеведческого музея в Мелихово был открыт 29 января 1941 года, но предполагалось еще дальше продолжить сбор, изучение, систематизацию материала для Мелихова. Однако начавшаяся Великая Отечественная война не дала планам осуществиться. Лишь к ее концу встал вопрос о возобновлении работы Мелиховского музея.

Впрочем, рамки филиала были уже тесны – необходимо было создать самостоятельный музей Чехова, восстановить главный усадебный дом, привлечь квалифицированные кадры, способные возглавить и осуществить воссоздание не только внешнего вида, но и атмосферы чеховской усадьбы. Такой музей и был создан.

В настоящее время общая мелиховская музейная коллекция насчитывает 30 тысяч экспонатов. Наиболее ценные из них – это 35 автографов самого Чехова, мемориальные 270 фотографий писателя, членов его семьи и окружения, 200 прижизненных изданий писателя, 200 мемориальных предметов быта всей семьи, 400 редких книг, датируемых XVIII веком и позднее.

Богат фонд и изобразительными материалами: тут представлены 70 произведений художников Исаака Левитана, Василия Поленова, Эммануила Браза, пейзажистов Алексея Степанова и Прокофия Серегина. Интереснейший музейный раздел – это, несомненно, живописные и графические работы сестры Марии и брата Николая Чеховых. А собрание фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, – подлинная история жизни мелиховского дома.

Кроме того, есть возможность прогуляться по «Аллее любви»

Побывав сегодня в музейном комплексе, можно посетить отстроенный основной дом, флигель, где была написана «Чайка», школу, возведенную по инициативе Антона Павловича, новую экспозицию музея «Амбулатория доктора Чехова». Кроме того, есть возможность прогуляться по «Аллее любви», которая помнит шаги самого писателя, посидеть в тени благоухающего мемориального сада, обойти пруд и полюбоваться огородом «Уголок Франции».

Актеры, режиссеры, драматурги приезжают в Мелихово, чтобы погрузиться в духовную атмосферу чеховского времени. А с открытием, на территории музея, Международной театральной школы имени Чехова, Мелихово становится международным театральным центром.

В 2006 году свой первый сезон открыл Мелиховский театр «Чеховская студия» - единственный в России профессиональный репертуарный театр, созданный на базе музея. Каждую субботу на усадьбе Чехова играют спектакли по его произведениям.

В музее выступают известные музыканты, проходят детские рождественские елки, международные театральные фестивали, международные чеховские чтения, интересные летние программы, работает конноспортивная секция, есть поля для игры в крокет.

Как сообщал он в одном из своих писем, «мой адрес теперь – станция Лопасня Московско-Курской железной дороги, до Мелихово девять верст. Дорога идет лесом, так что пейзажи у меня изумительные».

Значит, и нам туда. Кто сказал – на машине? Да, на машине проще и быстрее. Но не было у семьи Чеховых в 1892 году самобеглого экипажа. Да и вообще – не было.

А потому доезжал Антон Павлович от Москвы, с Курско-Нижегородского вокзала, до станции Лопасня, а оттуда – или на подводе, или пешком – 9 верст до имения. Значит, и нам – тем же путем. По «железке». Жаль, что Курско-Нижегородский вокзал не дожил до наших дней. А потому – на Курский, куда же еще?

8.55. ПРИГОРОДНЫЕ КАССЫ

Глаза кассира смотрят в окошко устало.

Девушка, нам бы два билета до Чехова?

До Чехова – соседний зал. И вниз.

Ох уж этот Курский! И во Владимир – сюда (привет, Петушки!), и в Горький, и в Курск. И дальше – на юг, на юг… Туда, где пытался спастись от смертельного тогда туберкулеза Чехов. 9.18 – экспресс идет. Всего-то остановок – Текстильщики, да Царицыно, да Силикатная, да Подольск, да Гривно, да Столбовая… Всего один час и 8 минут. 205 рублей билетик. Нам – «два, пожалуйста». 4-й путь, 2-я платформа. Едем.

Холодный перрон. Горяченького бы кофейку! Но дрожащий торговец сидит в окружении прохладительных напитков. В полусумраке путей появляется тусклый огонек. Он медленно приближается. Вот он, наш экспресс.

9.14. КУРСКИЙ ВОКЗАЛ

Конечно, хотелось бы прокатиться в кабине машиниста, но...

Нет, в кабину не пущу: во-первых, инструкция, во-вторых, все мы тут не поместимся, - машинистр-инструктор Сергей Шванов непреклонен. - Пока состав стоит - спрашивайте. Я на железной дороге с 2006 года. Начинал помощником, стал машинистом, теперь - машинист-инструктор. Конечно, работа интересная - это только кажется, что пейзаж за окном один и тот же. Ну и ответственность, да... За моей спиной - 648 тонн и сотни пассажиров - я за них отвечаю. Не дай бог запрещающий сигнал пропустить - надо смотреть в оба! И пассажиры скучать не дают: пытаются без билета проехать - чуть не под поезд бросаются! Все, садитесь: если задержу отправление, или время остановок придется сокращать, или скорость увеличивать. А опаздывать нам нельзя.

9.16. СЕЛИ! В ПУТЬ!

В вагоне тепло, мягкие кресла - по три в ряд, столики. Не хватает вазочки с цветами и скатерочки. Девушка в красном форменном кителе проверяет билеты. У нас все в порядке.

Марина Голуб, контролер:

Мужчина, ваш билет, пожалуйста. Вам нужно доплатить 140 рублей. Ну и что, что вы заплатили 95! 95 - это на обычную электричку. А у нас какая? У нас - экспресс. Думайте скорее! Или доплачивайте, или выходите. Ну как я могу вас пустить? А если проверка? С меня премию снимут!

…Вот каждый день так. Кто-то считает себя умнее других, надеется проскочить. Нет, не получится. У нас же тут одни и те же люди. Узнаем? Конечно, узнаем - это же наши пассажиры. Что сказать о работе?.. Вы знаете, люди стали в последнее время какие-то озлобленные: не буду платить - и все тут! Не хочу… Ну что мне с таким делать? Не выволакивать же! Да, охранники, если что-то не так, помогают. Но все-таки чаще обходится без скандалов. У нас все-таки - экспресс повышенной комфортности. Нет, ни чая, ни кофе не разносят. Ходил летом мальчик с особым таким коробом - там и термосы, и мороженое. Не пошел у него бизнес. Видимо, раз уж люди платят по 250 рублей за билет, других трат сторонятся.

Да, пассажиров немного - большая часть вот сейчас на Курском вышла. И спят все. Это ночная смена по домам разъезжается.

…И не говорите: два, а то и три часа в дороге! Сначала на работу, потом - с работы. В 10 вечера домой вернулся - в четыре уже вставать. Вы бы видели обычные электрички в 6, 7 часов утра. Туда даже не просунуться, столько народу едет! Все в Москву, на работу.

Вот сейчас Текстильщики, следующая - Царицыно. Это, считайте, последние пассажиры. После Подольска до самого Чехова никто не войдет, вот увидите!

9.39. ЦАРИЦЫНО

Поезд летит - скорость почти 90 километров в час - через подмосковные дачные поселки. Сверху - валит снег, снизу - летит снег. Когда идет встречная электричка, снежные вихри сжимаются в такой тугой клубок, что становится темно за окнами. Ловлю пристальный взгляд: пожилой мужчина приглашает подсесть.

Борис Васильевич Сергеев, пенсионер:

Вы из газеты? О, «Вечерняя Москва»! Выписывал когда-то. Откуда так рано? Из Москвы возвращаюсь. У врача был. Я в Москве прописан, а живу в Подольске. От родителей дача осталась. Нет, не довоенная: в 60-х годах земельные наделы раздавали. Раньше жил в Москве, теперь круглый год на даче. Свет есть, вода, газ проведен.

…Почему в 6? В семь я выехал. Вот так, как-то все успел за два часа - и в врачу попасть, и лекарства получить, и на вокзал. Экспресс? А у меня проезд льготный - вот, «Социальная карта москвича», видите? Да нет, и в Подольске есть хорошие врачи! Все там есть. Но я прикреплен к этой поликлинике, на Чистых прудах. Но выбор бесплатных лекарств там, правда, больше. Иногда для жены езжу, а сегодня - для себя. На машине не рискнул. Летом, бывает, за час доезжал. А сегодня снегопад такой… Оставил ее в гараже.

…«Рено Логан» у меня, московской сборки. Хорошая машина! Да я всего пять тысяч за год и наездил. Всего дороги - в Москву и обратно. Ну и в Горький съездили - у жены там родня похоронена. О, вот и Подольск, мне выходить. До свидания. Удачи «Вечерке», легендарная газета!

10.00. ПОДОЛЬСК

За окнами снова появляется городская застройка. Экспресс замедляет ход, притормаживает.

Елена и Сергей Гутовы, едут в Серпухов:

Что, «Вечерка»? Ну да, это свежая - вчера у метро взяли. Не читали еще толком, с кроссворда начали - кроссворды у вас хорошие. Остальное дома посмотрим. Нам и на работу «Вечернюю Москву» приносят. Да, Сережа?

10.25. ЧЕХОВ

Мы выходим. В открытые двери нам машет Марина Голуб.

Марина, а вы обратно когда?

Через час - из Серпухова.

У! А мы думали с вами обратно, часа в четыре…

Тогда вам надо было в выходные ехать!

Двери закрываются: «Счастливо, журналисты», - кричит нам Марина. Шипение тормозов, свисток - экспресс уходит на конечную. В Серпухов.

Одна-единственная платформа. Справа путь на Серпухов и Тулу. Слева - на Москву. Немногочисленные пассажиры подтягиваются к подземному переходу.

Ой, сыночек, спасибо! - благодарит пенсионерка Вера Степановна. - Тяжелая сумка, а я слабая совсем стала… Откуда в такую рань еду? Не откуда, а куда. На дачу, собачек кормить. Да нет, не своих. Люди летом прикормили, а осенью бросили. Ну что с ними делать? Не бросать же! Там одна так ко мне привязалась. Вот, гостинцы везу. Нет, снимать меня не надо. Ну кто я такая, чтоб меня снимать… И поднимешь сумочку? Вот спасибо, сыночек!

10.26. ЧЕХОВ

Анна, охранница:

Эй! Не снимать здесь! Это железная дорога, тут без разрешения снимать нельзя! Есть разрешение? Покажите! И что вы мне телефон под нос суете? Мало ли что тут написано. Вы мне бумагу с печатью покажите. Нет бумаги? До свидания! И не снимать здесь!

10.30. АВТОВОКЗАЛ, АВТОБУС №25

Село Лопасня стало городом Чехов лишь в 1954 году, хотя место это, так сказать, намоленное. Сама Лопасня - некогда город с многовековой историей, причина многолетней распри рязанских и московских князей. Недалеко от Лопасни жила вдова Пушкина, Наталья Гончарова. Тут, в Лопасне-Зачатьевском, похоронены потомки поэта. Да и Мелихово Антон Павлович купил не просто так: усадьбу он приобрел у театрального художника Сорохтина за 13 тысяч рублей. Прежний хозяин строил дом в духе театральных декораций: стрельчатые окна, витражи… Однако на момент совершения купчей дом находился в запущенном состоянии.

Но Чехова, только что вернувшегося из двухлетнего путешествия на Сахалин и вокруг Китая и Индии, это не пугало.

«Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...», - писал он накануне приобретения усадьбы. 9 верст - 13 километров - нам предстоит преодолеть в пустом автобусе через заснеженные леса и поля. Сегодня это - дачные угодья, так что не встретишь ни одной живой души. И единственная связь с миром - автобус, который ходит раз в час.

11.13. ОСТАНОВКА «МЕЛИХОВО».

Через дорогу - небольшой деревенский магазинчик, он же - кафе с чаем, кофе и пирожками. А вход в музей прячется за ним. Сегодня здесь немноголюдно: погода отпугнула экскурсантов. Но для нас двери открыты.

Дом, в котором писатель прожил семь лет, кажется небольшим, хотя - 200 квадратных метров. И почти все время он был полон гостей, которых не пугало даже то, что порой приходилось идти от станции пешком. Сам Чехов, приглашая к себе в Мелихово, писал - «Приезжайте ко мне в Мелихово в мае, когда сады распускаются»…

От тех садов, правда, ничего не сохранилось. Только берлинские тополя все еще высятся между домом и кухонным флигелем. Их посадил отец писателя, Павел Егорович. Как писал ему сын, «Дорогой папа! Из Риги придут деревья... Придут и берлинские тополи, которые надо посадить на место высохших тополей».

И вот мы внутри. В атмосфере деревенского уюта, старых дощатых полов и тканных половичков. В первое же комнате - это спальня матери писателя, Евгении Яковлевны - на столе горы рукописей. Сейчас это - место работы хранителя музея, Ксении Абрамовны Чайковской. В фонде музея - 27778 экспонатов. И, похоже, она знает их все.

Ксения Чайковская, хранитель музея-усадьбы:

Антон Павлович Чехов весь был соткан из противоречий. Задумывает одно - получается другое. В 1891 году, когда он впервые приехал в Мелихово, он уже был известным писателем, позади была поездка на Сахалин и знакомство с бытом политкаторжан. После выхода книги «Остров Сахалин», всколыхнувшей всю Россию, их жизнь стала легче. На пути с Сахалина Чехов проделал огромный путь по Тихому и Индийскому океану, прибыл в Одессу. И оттуда - в Москву. Но здесь ему скучно. И вот он покупает Мелихово: у него огромные планы - писать книги, лечить крестьян. Он - единственный врач на 25 деревень, четыре фабрики и мужской монастырь Давыдова пустынь.

Чехову вечно не хватает денег: на гонорары за рукописи он покупает «всякую пахучую гадость», потому что ближайшая аптека - в уездном городе С., в Серпухове. 1892 и 1893 годы - холерные. И Чехов, как врач, успешно с ней борется. «Не ждите от меня новых рукописей, - пишет он издателям, - пока я не поймаю за хвост холеру». А ведь он - даже не земский врач, то есть не получает никакого жалования! Но общение, знакомство с новыми людьми дает ему пищу для творчества. «Здоровья нет, чинов нет, орденов нет, - пишет он про себя, - зато сюжетов - сто. Хотите - подарю парочку».

12.10. «ПУШКИНСКИЙ ЗАЛ» И УДОЧКА ЗА ШКАФОМ

Достаточно скромный быт писательской семьи - в небольших, прямо-таки крохотных комнатках усадьбы. Спальни - чуть больше четырех квадратных метров. В них - только самое необходимое - кровать и шкаф. У отца писателя - еще и поставец с иконами и бюро, за которым он вел дела, превратившись в бытописателя имения и его управляющего. У самого Чехова - узенькая железная кровать, за шкафом - удочка, с которой он любил посидеть у прудика, который обитатели усадьбы прозвали «Аквариумом». Еще в первый свой визит Чехов выпустил в прудик рыбий молодняк - карасиков, окуньков. «В саду в пятнадцати шагах от дома пруд... с карасями и линями, так что рыбу можно ловить из окна», - шутил он.

Даже по современным меркам небольшая столовая: трудно представить, как она вмещала столько гостей порой. К Чеховым приезжали приезжали актрисы О.Л. Книппер, Т.Л. Щепкина-Куперник, Д.М. Мусина-Пушкина, режиссер и драматург В.И. Немирович-Данченко, художники И. И. Левитан, А.С. Степанов, у которых Мария Павловна с подругами брала уроки живописи на насыпной горке, прозванной «Левитановой». Бывали писатели И.Н. Потапенко, В.А. Гиляровский, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Порой народу собиралось столько, что приходилось стелить на полу. Часто наведывались подруги Марии Павловны - художницы Хотяинцева и Дроздова, Лика Мизинова. В такие дни Павел Егорович доставал из погреба «с таинственным видом» наливочки на березовых почках и смородиновых листьях.

А вот «Пушкинский» - или «Венецианский» - зал. Первое имя - в честь висящего на стене портрета великого поэта. Второе дали цветные «венецианские» окна. В соседней комнате - гостиной - рояль, на которым играли гости. На стенах - картины Марины Павловны и ее брата Николая…

12.43. КАБИНЕТ И САД

Вот кабинет - это самая большая комната в имении, - рассказывает Ксения Чайковская. - Чехов выбрал ее в качестве кабинета в том числе и из-за больших окон, хотя и говорил потом, что за ними он - как за витриной в магазине.

Зато из окон был виден сад.

Чехов очень любил возиться в саду, хотя и признавал, что «Я... в сельском хозяйстве знаю только, что земля черная». Говорил, что, если бы не стал писателем, стал бы садовником. Видите - на столе пресс-папье-метр. Он всегда у Чехова в кармане. И, когда он что-то сажал, всегда вымерял, чтобы было ровно.

Выращивал розы, из которых лучше всего урождались белые. «Это потому, что душа у тебя, Антоша, светлая», - говорила ему сестра. Он очень любил весной обрезать розы. Когда уже серьезно болел - то лежал в больнице, то лечился на юге, - всегда писал своим родным: «Не обрезайте без меня розы! Приеду - обрежу сам. После моей обрезки они цветут необыкновенно».

Мелиховский сад и мелиховский дом - это практически декорация к «Чайке»: березовая «Аллея любви», как в «Чайке», стеклянная дверь, присутствующая в декорации, запах гелиотропов в саду…

Посреди сада - столб с колоколом. Чехов, начиная свой рабочий день в 4 утра - приходили на прием крестьяне, которых он принимал до 9 в крохотном флигеле - к 11 уже хотел обедать. А его гости к тому времени разбредались по всему имению. Звон колокола звал их в дом, а Евгению Яковлевну - на кухню: «Ох, батюшки! Антоша прогодался!».

За флигелем - банька, но не простая. Это - еще один гостевой дом, где можно было посидеть после парной, отведать «чеховских» наливок и настоек. Сейчас, зимой, она заперта.

13.20. ПРОЩАНИЕ С МЕЛИХОВО

Здесь, в имении, не было немцев, - говорит Ксения Чайковская. - Но разорено оно было порядком. Тут ведь даже колхоз был. Пришлось восстанавливать дом, полностью развалившийся к 40-м годам, кухонный флигель. Только флигель самого писателя – не тронут. Но его надо реставрировать, он сильно обветшал. Знаете, Чехов, уставая порой от гостей, мечтал купить хуторок, построить красивый дом с камином… Но не было средств. «Безденежье замечательное», - писал он. А деньги были нужны еще и на строительство школ: Чехова избрали попечителем начальных училищ. Три школы он здесь построил - та, что в Талеже, не сохранилась. А те, что в Мелихово и Новоселках, сохранились. Там наши филиалы.

Вот он и построил этот флигель. «Флигель у меня вышел мал, но изумителен», - писал Чехов. Когда он возвращался из своих поездок в Париж, Москву, Санкт-Петербург или Ялту, то поднимал над флигелем на шесте красный флажок - и в деревнях знали - доктор приехал.

Когда здесь, в Мелихово, знакомишься с бытом семьи Чехова, то просто не понятно: как он все успевал? Помимо школ, Чехов построил в селе колокольню, добился постройки шоссейной дороги от Лопасни, просил, чтобы на станции останавливались скорые поезда. Благодаря его усилиям тут появились почта и телеграф. Он отправляет в родной Таганрог книги из своей библиотеки - для библиотек своего любимого города…

Здоровье Чехова стремительно ухудшалось, - продолжает Ксения Чайковская. - В 1898 году он покупает небольшой участок земли в Ялте, в двух километрах от моря. Сначала планировалось, что Мелихово останется дачей. Но в октябре 1898 года умирает отец писателя, Павел Егорович. Всю жизнь в Мелихово он вел дневник, в котором записывались мельчайшие подробности жизни семьи. И вот его не стало.

«…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко, - пишет Чехов сестре. - Жаль отца, жаль всех нас… Мне кажется, что после смерти отца в Мелихово будет уже не то жилье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

Через год, в августе 1899-го, Мелихово было продано барону Стюарту. Чехов навсегда распрощался с имением и переехал с матерью и сестрой на юг, к Черному морю.

Прощаемся с музеем-усадьбой и мы. Два с лишним часа мы пребывали в атмосфере XIX века, и нам пора возвращаться. Но уже хочется вернуться весной, в мае, когда тут изумительно цветут сады.

14:25. В МОСКВУ!

Позади - испытание промерзшим автобусом и ожидание электрички. Поезд идет со всеми остановками, посвистывает, подъезжая к платформам. По вагонам ходят контролеры, полвагона безбилетников дружно выбегают от них на перрон.
За окном постепенно темнеет. Поезд подходит к Москве.

СПРАВКА "ВМ"

За семь лет жизни в Мелихово Антон Павлович Чехов, кроме «Чайки», написал такие произведения, как «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Дядя Ваня», «Три года», большой деревенский цикл произведений, отправил полторы тысячи писем.

МЕЛИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ

За семь лет жизни в Мелихове Антон Павлович Чехов, кроме «Чайки», написал такие произведения, как «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Дядя Ваня», «Три года», большой деревенский цикл произведений, отправил полторы тысячи писем. За семь лет при его поддержке построены три школы для крестьянских детей, колокольня к церкви, шоссейная дорога от Лопасни до Мелихова.

И ЛЕВИТАН, И ГИЛЯРОВСКИЙ

К Чеховым приезжали актрисы Т. Л. Щепкина-Куперник, Д. М. Мусина-Пушкина, драматург В. И. Немирович-Данченко, художники И. И. Левитан, А. С. Степанов. Бывали писатели И. Н. Потапенко, В. А. Гиляровский. Народу собиралось столько, что приходилось стелить постели на полу.

ЦИФРА

25 деревень входило в «докторский участок» врача Антона Чехова. А еще четыре фабрики и мужской монастырь.

ОТ СТАНЦИИ ЛОПАСНЯ ДО МОЛОДОГО ГОРОДА

Село Лопасня стало городом Чеховом лишь в 1954 году, хотя место это, так сказать, намоленное. Сама Лопасня - некогда город с многовековой историей, причина многолетней распри рязанских и московских князей. Да и Мелихово Антон Павлович купил не просто так: усадьбу он приобрел у театрального художника Сорохтина за 13 тысяч рублей. Прежний хозяин строил дом в духе театральных декораций: стрельчатые окна, вит ражи… «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни...» - писал он.


носит имя Антона Павловича. Колхоз имени Чехова - один из передовых колхозов Чеховского

района с высокоразвитой сельскохозяйственной техникой и культурой производства.

Дорога в современное Мелихово идет по старому булыжному шоссе вдоль длинных березовых

и липовых аллей. Но вот аллеи заканчиваются, и открывается широкая панорама колхозного

строительства. Рядами тянутся новые постройки животноводческих ферм, соединенные

подвесными дорогами, высятся силосные башни, стрелы подъемных кранов, решетчатая вышка

новой артезианской скважины.

Неизмеримо выросли и культурные запросы. Повсюду в деревне видны мачты радиоантенн,

появились телевизоры. По вечерам жители Мелихова собираются в клубе, чтобы посмотреть

кинокартину, послушать концерт, интересную лекцию и беседу, почитать газеты и журналы.

Часть территории Мелихова отведена под заповедник, где размещается музей-усадьба Антона

Павловича Чехова.

Музей организован в 1944 году по решению исполнительного комитета Московского областного

Совета депутатов трудящихся.

В 1951 году по решению правительства на территории чеховской усадьбы открыт памятник -

бронзовый бюст А. П. Чехова.

В скромном флигельке восстановлена обстановка, которая была при жизни Чехова. Полностью

реставрирован основной дом писателя, где будет размещена литературная экспозиция и

восстановлены личные комнаты Антона Павловича.

Мелихово стало драгоценным памятником национальной культуры, таким же, как Михайловское

Пушкина, Спасское-Лутовиново Тургенева, Ясная Поляна Толстого.

Десятки тысяч экскурсантов посещают ежегодно мелиховский музей.

В книге отзывов можно найти такие записи:

«Я очень обрадован новыми переменами в музее незабвенного Чехова, чудесного писателя и

замечательного русского человека, - пишет журналист М. Фролов. - Так и думаешь - вот

выйдет он сам, живой, приветливый, гостеприимный хозяин флигелька и пожмет руки людям

нового поколения, приход которого он так чувствовал».

«Надо поблагодарить товарищей, которые задумали и осуществили реставрацию этого

флигеля, - замечает писатель Ардов. - Нет цены таким уголкам жизни великих людей, и те, кто

любит Чехова, а таких миллионы, с благоговением будут входить в этот крохотный домик. Как-то

писались жемчужины русской прозы и драматургии - вещи Чехова».

Внук Л. Н. Толстого, И. И. Толстой, побывавший в музее в один из воскресных дней, написал:

«Мелихово. Сотни машин. Тысячи посетителей. Это все свидетельство огромной любви к

строителям русской культуры».

«Как это хорошо, что русский народ дал много замечательных людей, которые прославили

Россию, - пишут студенты Московского авиационного института, - среди них в Первых рядах -

Чехов, которого любим мы, советские люди, и честные люди всего мира. Спасибо, дорогой Антон

Павлович, за то, что ты учишь нас любить и понимать жизнь».

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА

1. Станция Лопасня Московско-Курской железной дороги (от Москвы 79 километров).

Благодаря хлопотам А. П. Чехова в 1894 году в Лопасне стали останавливаться курьерские

поезда, что улучшило сообщение с Москвой.

было открыто Лопасненское почтовое отделение. По решению исполкома Московского областного

Совета депутатов трудящихся на здании почты установлена мемориальная доска.

2. Село Новоселки Чеховского района (от станции Лопасня 5 километров). Здесь в 1897 году А.

П. Чехов построил школу.

депутация от мужиков, просила, и у меня не хватило мужества отказаться. Земство дает тысячу,

мужики собрали 300 рублей - и только, школа обойдется не менее трех тысяч. Значит, опять мне

думать все лето о деньгах и урывать их то там, то сям. Вообще хлопотлива деревенская жизнь».

На здании Новоселковской школы, которая и сейчас существует, установлена мемориальная

3. Село Васькино (от станции Лопасня 8 километров, от Мелихова 4 километра).

Васькино входило в медицинский участок, который обслуживал А. П. Чехов. «Бывают дни, -

Вернешься из Крюкова, а во дворе уже дожидается посланный из Васькино».

Нередко бывал Чехов и у владельца васькинской усадьбы инженера В. Н. Семенковича,

племянника поэта А. А. Фета. Вместе с Семенковичем Чехов хлопотал о проведении шоссейной

дороги до станции Лопасня.

4. Село Талеж Чеховского района (от станции Лопасня 16 километров, от Мелихова 4

километра).

Талеж - самое древнее село в районе, которое впер, вые упоминается в 1328 году в Духовной

грамоте Ивана Калиты. Село расположено на живописных склонах оврага, на дне которого много

родников.

В 1896 году Чехов построил здесь школу и был ее попечителем. Школа в Талеже ке

сохранилась.

5. Деревня Горки-выселки Михневского района (от Мелихова 5 километров, от Лопасни 17

километров).

В этой деревне Чехов обычно закупал лес на строительство школ и лечил больных.

6. Поселок Новый быт (бывш. монастырь Давыдова пустынь - от станции Луч 7 километров, от

Мелихова 5 километров).

Этот монастырь входил в медицинский участок, который обслуживал А. П. Чехов. Монастырь

расположен на высоком берегу реки Лопасни в старинном липовом парке. Антон Павлович любил

приезжать сюда и показывать своим гостям красоты природы.

Сейчас здесь крупный сельскохозяйственный техни. кум. В здании бывшей монастырской

гостиницы открыта больница имени А. П. Чехова.

7. Деревня Бортнево Чеховского района (от станции Лопасня 13 километров, от Мелихова 2

километра). Чехов часто лечил жителей этой деревни. Старожилы Бортнева показывают

живописный уголок, где, по их словам, Антон Павлович любил отдыхать и подолгу что-то заносить

в свои записные книжки.

8. Село Угрюмово Чеховского района (от станции Лопасня 12 километров, от Мелихова 4

километра). Во время эпидемии холеры в 1892 - 1893 годах здесь был организован медицинский

пункт, в котором Антон Павлович принимал больных два раза в неделю.

Жизнь этой деревни послужила Чехову материалом для создания повести «В овраге».

9. Село Крюково Чеховского района (от станции Луч 4 километра, от Мелихова 5 километров).

Это фабричное село, в котором были ситценабивная и кожевенная фабрики. Здесь, так же как и

в Угрюмове, был организован медицинский пункт, в котором работал А. П. Чехов. Ему приходилось

участвовать в санитарном обследовании кожевенной фабрики, что нашло отражение в повести «В

УСАДЬБА А. П. ЧЕХОВА В МЕЛИХОВЕ

Характеристику своей усадьбы А. П. Чехов дает в письме к А. С. Киселеву от 7 марта 1892 года:

«Станция Лопасня Моск. Курск. Это наш новый адрес. А вот вам подробности. Не было хлопот,

так купила баба порося! Купили и мы порося - большое, громоздкое имение, владельцу которого в

Германии непременно дали бы титул герцога. 213 десятин на двух участках. Чересполосица.

Больше ста десятин лесу, который через двадцать лет будет походить на лес, теперь же

изображает собой кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же, к нему подходит название

розговой, - так как из него пока можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов и