Чичиков — герой "новой формации". Конспект урока Н.В

1. Авантюрно-шутовской роман или эпическая поэма?

2. Чичиков в канве повествования.

3. Значение и глубина произведения.

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ", - напишет Н. В. Гоголь после выхода в свет первого тома. - Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в следующих томах».

«Мертвые души» - пожалуй, главное произведение Гоголя по глубине и масштабу затронутых проблем и художественных обобщений.

Жанровая модель - авантюрно-шутовской роман - в процессе написания в корне изменилась в сатирическую «Одиссею» Чичикова, которая была охарактеризована самим автором не иначе как тезисом «Вся Русь явится в нем <романе>». Тем не менее отказать «Мертвым душам» в том, что их истоки все же лежат в плутовском романе, нельзя. Поскольку для такого авантюрного произведения характерно использование такого приема: в конце повествования непременно выясняется, чем же является главный герой. Он либо подкидыш, либо человек из «простого люду», либо преодолев множество препятствий, является сыном «благородных и благодетельных родителей».

Гоголь откажется от такого шаблона: Чичикову него - человек среднего масштаба: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так, чтобы слишком молод».

Чичикову не чуждо стремление к наживе, а скорее и вовсе оно определяет его сознание и мировоззрение. Он даже склонен к погоне за легкой и красивой жизнью, чего нельзя сказать о героях других произведений XIX века, охарактеризованных не иначе как «лишние люди своего времени». Чичиков не лишний, он - напротив - вписался в эту эпоху и среду как нельзя лучше. И или люди не так уж и бедны материально у Гоголя, то в духовной скудности им не откажешь (другие помещики, явившиеся на страницах романа эпопеи).

Таим образом Чичиков выходит из-под пера Гоголя вполне обыкновенной, сведенной до уровне ничем не выделяющейся среди других личностью. Такой прием можно расценить как призыв автора не только подумать над тем, каким является Чичиков, но и побуждает поразмыслить над характером тогдашнего общества, сравнить его с сегодняшним, а значит, уже с нами самими.

В итоге каждый из нас сможет обнаружить в себе какую- то часть Чичикова. Похождения Павла Ивановича становятся важными для нас потому, что они явились результативными и наполняются нравственным и социальным содержанием, отражая в себе современную Россию.

Россия, в которой помещики способны продать «воздух», - «мертвые души», в которой чиновники содействуют мошеннику, вместо того чтобы пресечь его антизаконную деятельность.

Получается, что странствия Чичикова несут в себе философское и символическое значения.

Гоголь использовал в описании жизни тогдашней России психологию и мировоззрение авантюриста для проникновения в характеры других образов и погружения в проблемы, поставленные в поэме. Образ Чичикова становится помощником автора в создании сатирического изображения типов и фигур произведения. Ведь не иначе как глубоким психологом и хорошим актером должен быть мошенник, чтобы так ловко совершать свои преступления. Другими словами, Чичиков должен сплотить помещиков, вступить с ними в сговор и стать по сути дела соучастниками преступления. Нельзя сказать по-другому, что выгода и расчет - основные инстинкты Чичикова и побудители любого его поступка, не важно, нравственного или нет, преступного или не преступного.

Тем не менее мошенник не может себе позволить быть беспечным, он обязан ради своей безопасности и сохранности соблюдать осторожность.

Итак, с приездом в каждую новую усадьбу, Чичиков попадает в новый мир, «государство», где он живет по своим правилам. И авантюрист обязан их учитывать. Ничто не ускользает от его зоркого взгляда. Герой понимает и видит частное. Автор обобщает его и расширяет рамки до раскрытия смысла социального и нравственного содержания. Другими словами, если Чичиков видит поверхность явлений, то Гоголь - их глубину.

Каждый помещик у Гоголя индивидуален, а его усадьба - отдельное образование, к которому должен подстраиваться главный герой и приспосабливаться к той или иной типизации, словно хамелеон.

В типах помещиков воссоздана тогдашняя Россия, и Гоголю нельзя отказать в мастерстве. Символичным является произведение, поскольку Чичиков покупает «мертвых» крепостных душ у живых помещичьих, но как окажется, тоже «мертвых». Поскольку они утратили Духовность и превратились в «материальную скотину». Частное стало у Гоголя типичным, выражающим общее и свойственное каждому. Этот метод помог автору воссоздать образ России той эпохи. И, на мой взгляд, только лишь Чичикова нельзя назвать «героем» этого времени. Все помещики являются «лишними людьми» и отработанным ее величеством Историей материалом. «Мертвые души» тогда перестанут быть мертвыми, когда обретут духовность и избавятся от «тины мелочей».

Поэтому произведение Гоголя является эпическим, что характеризует типизацию помещиков как части народа и призывает нас избавиться от этой закоснелости и застарелости убеждений, призывает к духовному перерождению. Ведь если присмотреться, то среди нас и в нас - пусть даже частично - есть и Маниловы, и Коробочки, и Чичиковы, и Ноздревы, и Плюшкины...

Гоголь, по словам В. Г. Белинского, “первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность”. Сатира писателя была направлена против “общего порядка вещей”, а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники гу­бернского города из поэмы Гоголя “Мертвые души” страшны своей пошлостью. “Можно было с ума сойти, – писал А. И. Герцен, – при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают “мертвые души” крестьян”. Образ Чи­чикова отражает новое явление в русской жизни – зарождение буржуа. Это – типичный герой первоначального капиталистического накопи­тельства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепост­нической системы.
Чичиков – сын бедного дворянина, получив­ший в наследство “ветхий домишко с ничтожной землицей”, ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца – больше всего беречь и копить копейку: “Все сделаешь и все прошибешь копей­кой”; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить вы­годное место. Уже в юношеские годы герой на­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он “сделал приращения” к полтине, подаренной отцом. “Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой”. Мешочек с деньгами заменил Чичико­ву дружбу, честь и совесть.
Решаясь на аферу с мертвыми душами, он ду­мает: “А теперь же время удобное. Проигрались в карты, закутили и промотались, как следует”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошенничес­ких махинаций и преступлений, лозунг его был таков: “зацепил – поволок, сорвалось – не спра­шивай”. Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила – в шка­тулке, с которой он разъезжает по России, ску­пая мертвые души у помещиков. Жизнь и окру­жающая среда научили его, что “прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напря­мик”.
Готовый обманывать и обирать дворян, Чичи­ков сам находится под обаянием жизни дворянс­кого класса. Вообразив себя херсонским помещи­ком, он искренне стремится в психологическом и бытовом отношении приспособиться к дворян­ству, что находит выражение в наружности, при­вычках героя.
Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Его буржуазное предпринимательство предстает еще в той форме, которая характеризует период пер­воначального накопления. Гоголь называет Чи­чикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Автор отмечает, что Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян. По этой же причи­не он заинтересован в том, чтобы чаще случались неурожаи и голод. О приобретательстве героя ав­тор пишет: “Приобретение – вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых”.
Образы помещиков создаются путем описания деревни, господского дома и интерьера, портрет­ной характеристики, отношения к предложению Чичикова, описания самого процесса купли-продажи; Гоголь при этом выделяет ведущую, глав­ную черту характера персонажа. Чичиков рас­крыт несколько иначе. Здесь нет показа через отношение к крепостной собственности, через описание быта. Если все помещики, кроме Плюшкина, даны статично, то Чичиков дан в раз­витии, в процессе становления. Изображая поме­щиков, писатель выделяет их определяющие чер­ты, Чичиков же раскрыт многосторонне.
Чтобы ярче осветить происхождение и жиз­ненное развитие нового типа – Чичикова, осмыс­лить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Гоголь показывает, как сложилось его умение приспосабливаться к обстановке, ори­ентироваться в любой ситуации; в зависимости от условий меняется манера и тон разговора Чи­чикова. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: “Нуж­но знать, что Чичиков был самый благопристой­ный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи небла­гопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного ува­жения к чину или званию…”
Новый герой эпохи обладает многими преиму­ществами, которых нет у поместных дворян: не­которой образованностью, энергией, предприим­чивостью, необыкновенной ловкостью. Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безоши­бочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие. В беседе с Маниловым он похож на Ма­нилова, с Коробочкой Чичиков “говорил… с боль­шею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился”.
В разговоре “с властителями он очень искус­но умел польстить каждому. Губернатору намек­нул как-то вскользь, что в его губернию въезжа­ешь как в рай, дороги везде бархатные… Поли­цеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…” Постоянно меняя об­лик, Чичиков тщательно скрывает от окружаю­щих свои мошеннические цели.
Символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедую­щих мораль приобретательства, Чичиков демон­стрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. Гоголь пишет: “Надобно отдать спра­ведливость неодолимой силе его характера”. В отношении практической сметливости и изворот­ливости герой – “приобретатель” сильно выделяет­ся между представителями патриархального по­местного уклада, у которых неподвижность, кос­ность и мертвенность прочно свили себе гнездо.
Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, – это отсутствие гражданских ин­тересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни доб­родетели, но они нужны ему, чтобы добиться сво­ей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожи­даться нужного момента. Жажда наживы, стрем­ление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодуши­ем он относится ко всему, что не касается его лич­ных, эгоистических интересов.
Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека. Го­голь пишет, что “виною всему слово “миллион­щик”, не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, кото­рое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует”. В Чичикове проявляются буржуаз­ные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. План:Чичиков – центральный образ в поэме, данный в развитии.1. Черты характера.2. Приобретательство и предприимчивость.3. Приспособляемость к жизни.4. Изворотливость и жульничество.5. Осторожность и расчетливость.6. Умение обращаться и общаться с людьми.7. Настойчивость в достижении цели. Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.1. Чичиков в Read More ......
  2. В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, – это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не Read More ......
  3. В момент назревшего слома устоев в жизни общества и государства перед лицом грядущих реформ создает поэму “Мертвые души” Н. В. Гоголь. Перелом этот, перемены, идущие за ним, затронут не только политическую систему Российской империи, но и преобразят самого россиянина. Предвидя Read More ......
  4. Чичиков рассказывал “множество приятных вещей, которые уже случалось ему произносить в подобных случаях в разных местах, именно”… – далее следует длинный перечень “мест” и имен слушателей, свидетельствующих о частоте и повторяемости “приятных” рассказов Чичикова. “О чем бы разговор ни был, Read More ......
  5. Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил “наставление” от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег “копейку”. Работая в Read More ...... Но при всем том трудна была его дорога. Н. В. Гоголь, “Мертвые души” Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана в начале XIX века. Это время начала зарождения в России нового социального класса – класса предпринимателей. Название поэмы имеет Read More ......
Чичиков – Новый герой эпохи

Тема: «Чичиков - новый «герой» эпохи».

Цель: учить строить рассуждение на основе текста от анализа предложенного фрагмента; развивать навыки структурирования развёрнутого ответа на предложенный вопрос с учётом учебной задачи, умение использовать в качестве аргументационной базы литературный текст и литературно-критический материал, делать анализ и самоанализ выполненной работы, умение находить ошибки и совершенствовать выполненную работу; воспитывать чувство порядочности и внимательного отношения к окружающим людям, целеустремлённость.

Тексты для работы на уроке русского языка (контрольный тест по программе 9 класса).

1 вариант

1) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. 2) Приобретение - вина всего. 3) Из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых. 4) Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее. 5) Но мудр тот, кто не гнушается никакими характерами, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. 6) Быстро всё превращается в человеке. 7) И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. 8) Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. 9) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 11 глава).

1 вариант

1. Из предложения 7-8 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 8-9 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

4. Объяснить постановку тире во 2 предложении.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 1-4)

6. Из предложений 3-6 выписать вводное слово.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-7), содержащего обособленное обстоятельство.

Ключ (1 вариант)

1. разрасталась

2. бесчисленны

3. заключено

6. правда (предложение 4)

8. запятые при однородных членах предложения.

9. 1,2 - сравнительный оборот, 3 - ССП, 4 - ССП, 5,6 - обособленные согласованные определения, выраженные одиночными прилагательными

2 вариант

1) Приём разоблачающей градации - сознательная установка Гоголя. 2) В «Выбранных местах…» он пишет: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

3) В процессе изображения помещиков перед читателями развёртывается и образ главного героя - Чичикова. 4) Помещики и чиновники, обрисованные Гоголем, соревнуются в душевной выхолощенности. 5) Но и тех и других явно превосходит Чичиков - деятельный рыцарь «копейки». 6) Он более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, дерущая семь шкур со своих крепостных, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

7) В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

8) Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций, быстро развивающейся. 9) И эти тенденции нашли в нём беспощадного обличителя, который подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. (А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1985)

2 вариант

1. Из предложения 5-6 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 3-4 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой звонкого согласного звука.

3. Из 9 предложения выписать страдательное причастие.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 7-9)

6. Из предложений 4-5 выписать согласованное определение.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-6), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 8 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 9 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (2 вариант)

1. дерущая

2. развёртывается

3. связанную

4. распространённое приложение, стоящее в конце предложения

6. обрисованные Гоголем (4 предложение)

8. 1,2 - причастный оборот, 3,4,5 - однородные члены

9. 1,2 - распространённое приложение, 3 - причастный оборот

3 вариант

1) Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! 2) Это поэма о приобретательстве, выжимании пота во имя миллиона. 3) Там и городская афишка, сорванная с тумбы, и похоронный билет, говорящий его трезвому уму о скоротечности жизни. 4) Та же куча Плюшкина, только не растрёпанная, а приведённая в симметрию, где каждый предмет - к делу. 5) Куча Плюшкина - это кладбище умерших вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

6) Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мёртвых душ» о летящей в неизвестность тройке.

7) Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство, о котором рассказывает сам автор.

8) Этот-то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит её как на крыльях и понесёт к неведомому второму тому.

9) В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казённый экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти. (Золотусский И. Статья «Чичиков замешен совсем на иных дрожжах» «Литература в школе», №2, 1999).

3 вариант

1. Из предложения 4-5 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 4-5 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

3. Из 3 предложения выписать страдательное причастие.

4. Объяснить постановку тире в 5 предложении.

5. Написать номер сложносочинённого предложения (предложения 5-6)

6. Из предложений 2-3 выписать однородные члены.

7. Выписать номер предложения (из предложений 1-3), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 9 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 7 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (3 вариант)

1. умерших

2. растрёпанная

3. сорванная

4. тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именами существительными (составное именное сказуемое при пропущенной связке)

6. приобретательстве, выжимании пота; афишка, билет

8. 1,2 - причастный оборот, 2 - однородные сказуемые, 3 - придаточное определительное

9. 1и2 тире - распространённое приложение, 3 запятая - однородные члены

Как проверить работу.

1. Посмотреть, есть ли в работе вступление и ответить на вопрос: «Соответствует ли вступление содержанию основной работы, готовит ли к восприятию основной части работы?» Если нет - перестроить вступление или убрать.

2. Посмотреть, правильно ли истолкован предложенный фрагмент, все ли мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены.

3. Посмотреть, есть ли в работе рабочий тезис и соответствует ли он толкованию фрагмента.

4. Перечитать аргумент и ответить на вопрос: «Подтверждает ли аргумент рабочий тезис и истолкованный фрагмент?» Если не подтверждает - «обрамить» размышлениями или заменить (аналогичную работу проводим с каждым из аргументов).

5. Посмотреть, есть ли в работе заключительная часть, перекликается ли она со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является ли она логическим выводом из всего сказанного выше. Если нет - перестроить вывод.

6. Проверить, все ли предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически.

7. Проверить ошибки. Если сомневаетесь в правописании слова - проверьте по словарю или замените синонимом. Если не удаётся проанализировать структуру предложения - перестройте его. Устраните речевые и грамматические ошибки («отчеканьте» фразы).

Критерии оценки:

К1. Вступление есть и оно соотносится с истолкованием фрагмента и рабочего тезиса, соответствует содержанию основной части работы, готовит к её восприятию (1 балл).

К2. Предложенный фрагмент истолкован, все мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены (2 балла).

Фрагмент истолкован, но рассмотрены и объяснены не все понятия (1 балл).

Фрагмент не истолкован (0 баллов).

К3. Рабочий тезис и соответствует толкованию фрагмента (2 балла).

Рабочий тезис есть, но он не соответствует истолкованию фрагмента (1 балл).

Рабочего тезиса нет (0 баллов).

К4. Аргументы подтверждают рабочий тезис и истолкованный фрагмент (учитываются первые три тезиса) (за каждый правильно подобранный аргумент - 3 балла; максимальное количество баллов - 9).

К5. Заключительная часть перекликается со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является логическим выводом из всего сказанного выше (3 балла).

Вывод логически завершает основную часть работы, но он не соотносится со вступлением и рабочим тезисом (1 балл)

Вывода нет или он не соотносится с содержанием работы (0 баллов).

К6. Все предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически (3 балла).

Есть одна логическая ошибка (2 балла).

Есть две логические ошибки (1 балл).

Допущено более 2 логических ошибок (0 баллов).

Максимальное количество баллов - 20.

Оценки: 15-20 баллов - «5»

11-14 баллов - «4»

9-13 баллов - «3»

0-8 баллов - «2»

Оформление доски.

Обратная сторона (доска закрыта)

Домашнее задание:

1 вариант

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (глава 5 (отступление о метко сказанном русском слове), глава 7 (о двух типах писателей; о бурлаках), глава 11 (о птице-тройке, о дороге, о Руси и её богатырях, о выборе героя). Какую художественную функцию они выполняют?

2 вариант

Подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?»

Доска в развороте

1 створка

Фрагменты из 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1)Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям…добронравный человек всё-таки не взят в герои…пора наконец припрячь и подлеца

2) Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетельный, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

3) Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Центральная створка

Чичиков - новый герой эпохи?

Сочинение-рассуждение

Структура:

1. Вступительная часть

А)+- Вступление

Б) Работа с фрагментом (истолкование фрагмента)

В)Рабочий тезис, сформулированный на основе истолкования фрагмента

2. Основная часть работы - рассуждение с доказательством или иллюстрацией рабочего тезиса, содержащее не менее 2-3 аргументов (ссылка на текст, цитирование, частичное цитирование, частичный пересказ; ссылка на литературно-критическую оценку произведения), подтверждающее положения, выдвинутые в тезисе.

3. Завершающая работу часть (вывод из всего сказанного выше).

2 створка

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею.

Аргумент - довод, доказательство.

Ход урока

1. Запись домашнего задания

2. Определение учебной задачи

Сегодня мы отрабатываем навыки составления сочинения-рассуждения в соответствии с той учебной задачей, которую вам предлагается решить при выполнении задания в части С2 на ГИА. Различие в том, что в качестве аргументационной базы мы будем использовать текс произведения и его литературно-критическую оценку (тексты, предложенные для выполнения контрольной работы на уроке русского языка, учебные пособия, литературно-критические материалы). Таким образом, мы продолжим подготовку к экзамену по русскому языку и отработаем несколько тем сочинения, которое вам будет предложено написать по завершении изучения поэмы «Мёртвые души» и творчества Н.В Гоголя.

В конце урока нам предстоит уточнить формулировку темы урока, записанную на доске.

К сегодняшнему уроку вы написали сочинение на тему: «Кто он, этот Чичиков?», пользуясь листком-консультантом «Как проверить работу» проверили написанную работу, устранили ошибки и оценили свою работу в соответствии с критериями оценки.

3.Работа с написанными учащимися сочинениями. Кто поставил себе оценку «5»? (одна работа берётся учителем для проверки, учащиеся делятся на пары, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга при помощи листка-консультанта. Все пометки и исправления делаются карандашом. После проверки выставляется вторая оценка. При выставлении оценки учитывается только литературная составляющая в соответствии с предложенными критериями). На выполнение работы - 15 минут.

4. Анализ работы, оценённой учителем (работы учащихся, оценённые одноклассниками сдаются на контроль).

5. Работа с предложенным образцом (работа анализируется без вывода).

Кто он, этот Чичиков?

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес». Но замыслу автора не суждено было сбыться. Чичиков так и остался тем Чичиковым, с которым мы расстаёмся, перелистывая последнюю страницу поэмы - «странным подлецом», у которого есть, однако, чему поучиться.

Литература в целом, литературное произведение и каждый литературный герой в частности - это «учебник жизни». Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? Умеренности аккуратности, умению, если это необходимо, обуздать свои желания, дипломатичности в отношениях с людьми, организованности, упорству и целеустремлённости может научить нас герой. Но самый главный урок, полученный при общении с Чичиковым, - урок порядочности. На примере неблаговидных поступков нашего героя мы убеждаемся в том, что самый большой грех - играть судьбами людей, перешагивать через людей на пути к достижению любой, пусть даже очень «высокой» цели. Нет ничего безнравственнее фразы: «Цель оправдывает средства». Только та цель, которая достигается «нравственными средствами» может быть оправдана и принесёт достигающему её удачу и душевный покой.

6. В работе нет завершающей части. Завершим работу вместе. Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? (беседа с классом, зачитывается вывод)

7. Уточним формулировку темы (слово «герой» целесообразно закавычить и убрать вопросительный знак).

Кто он, этот Чичиков?

Ф.М.Достоевский утверждал, что каждый человек - это загадка, и её следует разгадывать, чтобы оставаться человеком. А Н.В.Гоголь продолжил и развил его мысль: «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин». Следуя заветам классиков, попытаемся разгадать загадку Чичикова. Ведь, «разгадывая» другого, мы становимся мудрее, потому что у каждого, пусть даже не очень «добродетельного героя», есть чему поучиться.

А именно таковым видит своего главного героя, Чичикова, автор. В 11 главе поэмы «Мёртвые души», приступая к обстоятельной обрисовке его характера, «доискиваясь» «первоначальных причин» его «качеств нравственных», Н.В.Гоголь предполагает, что «избранный» им «герой» вряд ли может понравиться читателю, однозначно именуя его подлецом. А уже завершая рассказ о нем, призывает нас не быть «строгу» к нему. Создаётся впечатление, что сам автор неоднозначно относится к своему герою, и для него он - загадка.

Так кто же такой Чичиков? Подлец он или человек «добродетельный»? А если подлец, то в чём причина его подлости? Где спрятана загадка Чичикова и как её разгадать?

И. Золотусский говорил о Чичикове так: «…он всё же подлец какой-то странный». Внимательно вчитываясь в строки произведения, мы убеждаемся в этом. Чичиков - натура двойственная. Он, можно сказать, «подлец поневоле», не лишённый положительных качеств.

В том, что Чичиков подлец, сомневаться не приходится. Наставления отца о том, что нужно угождать учителям и начальникам, «водиться» с теми, кто побогаче и может быть полезен, копить копейку, которая «надёжнее всего на свете» и может «всё перешибить» не только «заронились глубоко…в душу» Павлуши, но и получили творческое развитие. Уж в этом деле он преуспел! Павлуша не только «копил копейку», отказывая себе во всём и готовясь к будущей безбедной жизни (это не самый большой грех), но и «перешагивал через людей», двигаясь к намеченной цели (а это уже грех, и того, кто поступает подобным образом иначе как подлецом не назовёшь). Вспомним, как изощрённо он «выкачивал» деньги из одноклассников, как «надул, сильно надул» своего учителя. Следует отметить, что уж его было за что надуть, когда он был «при силе и власти». Но обстоятельства изменились, и как-то подло поступил бывший любимый ученик, отказавшись помочь тому, кто оказался в униженном положении и «с чьей руки он кормился». А случай с «бесчувственным» и «непотрясаемым» повытчиком, под началом которого трудился в поте лица чиновник Чичиков. И к нему «подбился», «привлёк его расположение» и «надул» его наш герой, «надул» самым бесчестным образом, сыграв на его отцовских чувствах. Да не просто «надул», а ещё и «подсидел»! А перешагнув через этот «самый трудный порог», наш герой уже «легче и успешнее» справлялся с разноуровневыми трудностями, возникающими на пути к заветной цели, оттачивая мастерство пройдохи-надувателя. Он «примеривал» различные роли, мастерски перевоплощался, не гнушался никакими средствами, играл людьми, как кошка с мышкой. Ну кто он после этого, как не подлец! Не случайно А.И.Ревякин называет его «ловким хищником», «цивилизованным подлецом», обвиняет в жадности («более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка»), в чёрствости («черствее Собакевича»), в наглости («наглее Ноздрёва в средствах обогащения»), вынося ему безоговорочный обвинительный приговор: Чичиков превосходит всех помещиков «в душевной выхолощенности».

Но так ли чудовищно бессердечен наш герой? Рискнём предположить, что нет. Не случайно И. Золотусский называет его «странным подлецом», Н.Г.Чернышевский утверждает, что Чичиков - «характер самый трудный», а Н.В.Гоголь, будучи гениальным художником и великолепным психологом, просто не мог создать столь однозначный образ да еще сделать его главным героем своего «вершинного» произведения. У Чичикова масса достоинств. Он, в отличие от помещиков и чиновников, необыкновенно деятелен. Его изобретательность не знает границ. Чего только стоит его авантюра с покупкой мёртвых душ и обогащением за счёт косности и недальновидности помещиков, «заторможенности» «государственно-бюрократической машины»! Он аккуратен. Даже выполняя черновую работу, он выгодно отличался от своих сослуживцев, мелких чиновников. Он чувствителен. Вспомним момент его встречи с блондинкой, воплощением чистоты и невинности. Он задумался, позабыл про всё окружающее. А при встрече с уже знакомой блондинкой на балу у губернатора «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова». И в этой немоте «спряталась» доля истинного переживания. Чичиков тонкий психолог. «Зерно» этого героя - умение приспосабливаться к людям, угадывать их. С Маниловым он любезен, с Коробочкой - настойчив, с Ноздрёвым - напорист, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Чичиков способен на глубокие размышления. Интересно для постижения характера Чичикова следующее место в произведении. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду - , Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червём?» И это действительно так: Чичиков хотел обогатиться, «надувая» государство, но он, на данном этапе своей жизни, не совершал бесчестных поступков по отношению к людям. Продолжая свои размышления, Чичиков задаёт себе вопрос: «И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!» Это тоже характеризует нашего героя с положительной стороны: отцовский урок пошел впрок (отец, по большому счёту, оставил ему только завет, который во многом определил его дальнейшую судьбу: следуя завету бесхозяйственного и безответственного отца, Чичиков превратился в пройдоху и надувателя). А наш герой хочет обеспечить своим детям безбедную жизнь. Да и все размышления, сопровождающие поступки Чичикова - , своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. С другими персонажами поэмы этого не происходит. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не животным. Чичиков не опускает руки, когда его постигают многочисленные неудачи и возвращают на исходную позицию. «Плачем горю не пособишь, надо дело делать», - даёт он себе установку, вновь с чистого листа принимается за дело и опять добивается желаемого. Таким целеустремленности, организованности и упорству можно позавидовать! Следует учесть, что Чичикову приходилось всего в жизни добиваться самому, не рассчитывая па постороннюю помощь, а это очень трудно! Вернёмся к оценке автором нравственных качеств своего героя. Восхищаясь его умением терпеть и ограничивать себя во всем, если это необходимо, автор говорит, что он «самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете». А вот другой фрагмент из произведения, в котором автор положительно оценивает нравственные качества своего героя: «Нельзя, однако ж, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме... Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая и себе и другому». А кто из нас, положа руку на сердце, не мечтает о безбедной и «сладкой» жизни? Вот только далеко не каждый умеет обуздать свои страсти и ограничить себя во всём, а Чичиков умел.

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью

Чичиков герой «Новой формации»

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, - это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.

Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.

Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели.

Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдание.

Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги - средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.

От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” - все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков - единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, - говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие - самые опасные.

Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерз-кость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.

Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.

Урок литературы в 9 классе.

Тема: Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души.

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

Задачи:

    Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

    Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Оборудование: текст поэмы, мультимедийная презентация урока, карточки, портрет Н.В.Гоголя.

Ход урока

    Организационный момент:

Добрый день, ребята! Прежде, чем начать урок, я попрошу вас посмотреть доброжелательно на наших гостей и одарить их улыбкой. Улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо. Улыбка всегда помогает в общении. Садитесь.

2. Актуализация знаний.

1.Слово учителя литературы.

Ребята, уже несколько уроков мы с вами посвятили изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Мы побывали в губернском городе, познакомились с местными чиновниками, побывали в гостях у помещиков. Составили на каждого синквейн. Наиболее емкие и интересные перед вами на слайде. Слайд № 1

Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, подготовленную вашими одноклассниками, по рассказу известного писателя Василия Шукшина « Забуксовал»

    Инсценировка.

    Учитель.

Итак, на уроке сегодня мы будем говорить еще об одном герое поэмы Гоголя «Мертвые души», который так возмутил Романа. Кого несет в поэме Русь-тройка. Почему же Русь-тройка везет именно Чичикова?

Так о ком же идет речь? И какова, по - вашему, тема нашего урока. ?

(Правильно, сегодня мы рассмотрим образ Павла Ивановича Чичикова). Рассмотрим основные этапы его жизни: детство, образование, службу. Его связь с помещиками. И ответим на самый главный вопрос, мучающий много поколений читателей у Чичикова «живая» или «мёртвая» душа?

Откроем тетради. Записываем число и тему урока «Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души».

Сегодня у нас будет групповая и индивидуальная работа. На уроке будут присутствовать три эксперта, которые подведут итог.

В книгах, как и в жизни, мы встречаемся с «хорошими» и «плохими» людьми. Прочитав художественное произведение, посмотрев фильм, мы примерно также оцениваем героев, как оценил Чичикова Роман из рассказа Шукшина.

Мнения критиков и литературоведов по отношению к нему очень неоднозначны. Дома вы подбирали высказывания и цитаты о нашем герое.

    Проверка домашнего задания.

Чтение цитат учащимися.

    К примеру, современные литературоведы Петр Вайль и Александр Генис считают, что Чичиков – это « заурядный, серый» господин средней руки» Маленький человек с маленькими страстями, который слишком мелок для России»

2 .А вот Вадим Валерианович Кожинов называет этого героя « по-настоящему сильной личностью».

3.Русский писатель Владимир Набоков называл Чичикова « колоссальным шарообразным пошляком» и считал, что « дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом».

    А вот исследователь Игорь Петрович Золотусский хоть и считает Чичикова подлецом, но говорит, что « он все же подлец какой-то странный…»

Учитель: Такие прямо противоположные мнения лишь подтверждают замечание молодого Николая Гавриловича Чернышевского о том, что у Гоголя « этот характер самый трудный»

Слайд № 2

Изучение нового материала.

Итак, кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный « маленький человек» Самый «мертвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

Попытаться ответить на все эти вопросы – цель нашего урока.

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, вспомним, что представляют из себя помещики. Вам предстоит поработать над пятью образами. Каждая группа должна выявить те качества, которые роднят Чичикова с тем или иным помещиком.

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- сказал о своих героях Гоголь.

Сегодня на уроке мы встретимся с вами со словами, которые вам мало, известны. Сейчас мы раскроем их значение.

Слайд № 3

Словарь

Деградация - постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

Повытчик – это столоначальник, начальник казенной палаты.

Обсуждение в парах вопроса:

Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме

Манилов – Чичиков (деликатность, маниловская любовь к фразе); Слайд №4

Коробочка - Чичиков (накопительство, торговая деловитость ); Слайд №5

Ноздрев- (лживость, самовлюбленность); Слайд №6

Собакевич- (прижимистость, грубая прижимистость, холодный цинизм) ; Слайд №7

Плюшкин-(бережливость, собирание ненужных вещей, тщательное их хранение, жадность ). Слайд №8

Таблица Чичиков Слайд №9

Учитель: Итак, давайте, под итожим, какие же черты характера, образ жизни свели помещиков и Чичикова. Что у них общего?

Работа над темой урока ( Проблемный вопрос)

Так как же сформировался такой характер? Откуда же появились такие черты. Нам нужно вернуться в детство.

Почему же Николаю Васильевичу так важно было посвятить целую 11 главу

биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера)

Исследовательская работа по 11 главе произведения

Учитель: Работаем группами. Материал для исследования – 11 глава произведения

Каждая группа получает задание на карточке.

    Детство.

    Образование.

    Служба

    Приобретение «мертвых душ». Как появилась идея приобретения.

    Появление Чичикова в губернском городе.

А теперь каждая группа защитит свою работу. Для этого к доске приглашаются по одному человеку.

Большое спасибо группам, вы проделали колоссальное исследование, которое поможет нам ответить на вопросы раскрывающие образ Чичикова. И почему он таким стал?

Учитель: внимание на вопросы:

    Какой совет получил Павел Иванович от отца, поступая в училище? Как воспользовался Чичиков этим советом?

2.Как прошли его школьные годы? Какую цель поставил Чичиков, вступая в жизнь?

3. Центральное место в биографии Чичикова занимает его служебная карьера.

4. С чего началось служебное поприще Чичикова?

5. Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

6. Как удалось Чичикову расположить к себе повытчика?

7. Куда перешел Чичиков из казенной палаты? Чего достиг на новом месте? Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

8.Почему Чичиков мечтал служить на таможне? Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника? Почему она закончилась крахом?

9. Как реагировал Чичиков на все свои жизненные неудачи и провалы? Как возникла у него мысль о приобретении мертвых душ»

Учитель: Как мы видим, этапы служебной карьеры Чичикова – это история его взлетов и падений, но при всем этом она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неутомимость и упорство.

Закрепление материала

А сейчас выслушаем мнение экспертов.

1-ый эксперт : Чичиков хитрый, потому что все его дела направлены только ему на пользу. А древние греки говорили, что хитрость – это подлость ума. Поэтому Гоголь называет его прямо – подлецом. Глава, в которой открывается истинное лицо Павла Ивановича, нового русского человека, заставляет содрогнуться от его низости. Чичиков способен на хладнокровную и спланированную подлость. Он умеет подобрать нужный инструмент для каждого случая и тщательно продумать каждый свой шаг. Ради наживы он может быть любящим сыном и женихом или неподкупным таможенником, грозой контрабандистов.

2 эксперт. Да, я согласен. Чичиков – подлец. Сам автор называет его подлецом. И в то же время он утверждает: « Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего: из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых дел..»Но все же он лучше всех помещиков в поэме. Обратите внимание на то, что Чичиков не совсем мертвая душа: он мечтает о любимой женщине, семье, в которой растут красивые здоровые дети. Все это свойственно для нормального человека. А эпизод с перечитыванием списков умерших крестьян показывает нам, что душа Чичикова не совсем еще омертвела, «Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: « Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?» Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

3 эксперт . Я все- таки считаю, что Чичиков более живая душа, потому что имеет отличительные черты характера, которыми не обладают помещики, автор дает историю жизни героя, тем самым выделяя его из массы «мертвых душ», намекает на предстоящее нравственное перерождение героя, что отражено в его имени, Павел Иванович все время в дороге, он движется, а мотив дороги, путешествия в русской литературе – это мотив движения души. Гоголь мечтал о перерождении России, о людях, которые должны ее изменить. Он постоянно иронизирует над Чичиковым, но в то же время дает ему шанс на перерождение в лучшую сторону.

Учитель: Как вы думаете, поэма называется « Мёртвые души», а Чичиков в этом произведении «живая» или «мёртвая» душа?

Ответы детей.

Подведение итогов:

Таким образом мы составили образ главного героя Чичиков – « живая душа в большей степени, чем «мертвая». Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано

изображение летящей, необгоняемой Руси – тройки. Многогранный и противоречивый образ Павла Ивановича Чичикова, созданный великим Гоголем, заставляет задуматься о многом. Но самое главное, что, мне кажется, хотел показать писатель в образе Чичикова, - это то, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу.

Я думаю, что за время урока у вас уже сформировалось определенное мнение о герое. Предлагаю отразить его в виде синквейна.

Составление синквейна на тему « Чичиков»

( Слайд № 10 Схема составления синквейна)

Чичиков Павел Иванович

Настойчивый, изобретательный

Использует, перевоплощается, не забывает

Деньги-средство, а не цель

Покупатель «Мёртвых душ».

Рефлексия.

Поднимите руки те, кому сегодняшний урок помог лучше понять и принять образ Чичикова.

Что важнее: материальное или духовное?

Домашнее задание.

Дома предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?»

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: « Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!». Мне бы хотелось, чтобы все доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

Выставление оценок.