Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика. Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей. Вместе с тем возникли элементы разделения труда, связанные с развитием ремесла. Это особенно заметно было в металлообработке.

С. И. Руденко, основательно исследовавший материальную культуру башкирского народа, писал, что задолго до вхождения в Россию башкиры сами выделывали себе железные наконечники стрел и копий, ножи и прочее, а впоследствии и ружья.

Помимо простых изделий башкир, можно было встретить не¬мало ценных предметов оружия и конской сбруи. Бляхи, покрытые сложными узорами, мы находим на большинстве старинных кожаных колчанов и налучий. Ременные части конской сбруи, иногда и деревянные седельные луки покрывались чеканным железом.

Башкиры имели своих мастеров по металлу – кузнецов и ювелиров. Их было немного, так как обработка металла требовала специальных знаний и навыков. Тем не менее нужды башкир в металлических изделиях в основном удовлетворялись за счет продукции своих мастеров.

Большое значение металла в хозяйстве и военном деле породило почтительное отношение к нему, переросшее в религиозный культ. По представлениям башкир, железо, особенно острое, способно отгонять, отпугивать болезни и болезнетворных злых духов, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались, иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Вообще белый металл пользовался особым почитанием у башкир и других родственных с ними тюркских кочевников. Серебряной чешуёй, подвесками и бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы.

Культ металла получил отражение в системе личных имен у башкир. Тимер «железо, железный», алтын «золото, золотой», встречаются как в мужских, так и женских именах (Тимер-бай, Тимербика, Байтимер, Биктимер, Алтынбай, Алтынбика). Имена, в основе которых лежит слово «булат», давались только мужчинам – Булат, Тимербулат, Байбулат, Бикбулат.

Из дерева башкиры изготовляли орудия труда, деревянные части оружия, транспортные средства, различного рода сосуды и предметы бытового обихода.

Со степными скотоводческими традициями были связаны ремёсла по обработке животного сырья. Башкиры выделывали кожу, меха, войлок. Меха и кожа шли на изготовление одежды, обуви, воинского и охотничьего снаряжения, сбруи. Колчаны, налучья, различные футляры и сумы украшались тиснёным орнаментом, металлическими накладками. Войлок украшался вышивкой, аппликацией с узорами в технике вдавливания.

Получило распространение и ткачество. Пряжу получали, обрабатывая коноплю, крапиву, лён и шерсть. Ткали холст, грубое сукно, паласы. Холст из конопли был самым распространённым. Льняной же холст встречался очень редко.

Небольшое распространение имело ворсовое ковроделие. Хозяйство башкир в основном было натуральным. Тем не менее они поддерживали торговые связи с Волжской Булгарией, Средней Азией, Ближним Востоком. В обмен на скот, пушнину, мёд приобретали хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения, восточные сладости, а также цветные камни, кораллы, жемчуг, раковины, применявшиеся при изготовлении у себя женских украшений. Разумеется, дорогие восточные товары были доступны лишь зажиточной верхушке родоплеменной знати.

По Р. Кузееву, Н. Бикбулатову, С. Шитовой.

Мавлютова З.А.

Жизнь и развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические перемены в социально-экономической сфере с XVI в., когда регион вошел в состав России, обусловили ряд особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов.

Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой, так как оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композициях и мотивах, сюжетах и формах. В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике людей.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило особые формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Вместе с тем историческое развитие вносило коррективы в отдельные компоненты народного искусства. Под влиянием развития производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники их исполнения, новые особенности в оформлении одежды и жилища.

Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства. С принятием ислама в народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшим изображать человека и живые существа.

Принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогало вписать костюм в определенную обстановку и сблизить остальными изделиями. Пространственное окружение формировало и всевозможные бытовые изделия. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Традиционный башкирский дом – круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался двустворчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью – шаршау на две половины – мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась.

Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы – сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение – луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX – начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики, посредством которой передавались уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения башкирского народа. Однако народное искусство взаимно обогащалось. Так у русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это – результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера – резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно — или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент – одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет.

size-medium wp-image-1959" src="http://futureruss.ru/wp-content/uploads/2014/12/htmlimage-300x224.jpg" alt="«Башкирочки», разделочная доска (дерево, роспись, лак), 2002 г., г.Уфа

Основной областью производства художественной посуды являлись горно–лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов – главного сырья для выделки посуды – было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающее тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других – волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения.

Деревянные изделия, выполненные в традиционной технике несомненно составили особый пласт духовной культуры и прикладного искусства башкирского народа.

В этой связи важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель».

В ее состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве по-прежнему опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель».

В 1974 – 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк и официальное признание.

В 1974-1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси.

Башкирские мастера, опираясь на уже разработанные технологические приемы, сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Достаточно разнообразен и ассортимент изделий – это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов, которые передают красоту и гармонию народного искусства через утилитарные предметы и сувениры.

Развитие башкирского декоративно-прикладного искусства в настоящее время осуществляется разными, но к сожалению сложными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественная обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей – шаршау, не изготовляют бранных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традициями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников – не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники – мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт – деревянных конструкций – каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма–Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья–2006» «Агидель» удостоено Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенных художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель».

Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Власов И.В. Русские: народная культура (история и современность). Т.5. Духовная культура. Народные знания. М., 2002. С.376.

2. Соловьева Н.М. Русский сувенир. Пасхальные яйца. М., 1997. С.7.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа. 1969. С.69.


В Уфе прошли мастер - классы по обучению ремеслам. Удивительное чудо ожидает тех, кто примет решение изучать древние и вечно молодые промыслы.

Ремесленной палатой РБ, благодаря поддержке Администрации городского округа г.Уфа, Уфимского городского фонда по развитию и поддержке малого предпринимательства проведены шесть мастер-классов по различным направлениям ремесленного искусства.

Основной целью организации обучающих мероприятий организаторы ставили сохранение и развитие промыслов и ремесел, в том числе посредством передачи знаний и умений носителями ремесла всем заинтересованным людям!
Когда изучаешь основы музыки или иностранный язык, вдруг наступает момент, когда незнакомые прежде знаки-ноты превращаются в чудесную мелодию или латинские буквы – в сонеты Шекспира.
Такое же удивительное чудо ожидает тех, кто примет решение изучать древние и вечно молодые промыслы: ткачество, лоскутное шитье, войлоковаляние, народная игрушка и многие другие.
На мастер - классах обучились 169 человек. Это заинтересованная в организации предпринимательской деятельности молодежь, незанятое население, преподаватели, работающие с детьми и подростками, активные женщины старшего возраста.
Все участники высказали пожелание о продолжении обучения.

На втором мастер - классе обучали основам лоскутного шитья.

В уфимском профессиональном лицее №10 прошел мастер-класс по основам лоскутного шитья. Его организаторами выступили Ремесленная палата РБ, администрация Уфы и Уфимский городской фонд поддержки малого предпринимательства. Занятие проводила член Союза художников России Стелла Маркова.

В 1985 году Стелла Юльевна окончила художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического университета. Она работает в различных техниках художественного текстиля (печворк, квилт, аппликация). Художник поделилась с участниками мероприятия секретами мастерства и научила основам этого увлекательного ремесла. Для стиля Марковой свойственна традиционно простая, но строго выверенная композиция.

Лоскутное шитье - достаточно древний вид ремесла, но не настолько, как ткачество. Оно есть во всех странах мира. Именно из-за бережливости крестьян лоскутное шитье сохранилось, - рассказала Стелла Маркова. – Люди не выбрасывали бывшие в употреблении вещи и сохранившиеся кусочки ткани, а нередко пускали их в ход, например, шили одеяла. Раньше такие одеяла в деревнях считались признаком бедности.

Сегодня печворк и квилт воспринимаются как оригинальное, сложное искусство. По сравнению с традициями европейского шитья в русской традиции - самая простая сборка. Это квадраты и треугольники, подобранные в определенной цветовой гамме. Современные российские изделия имеют свое «лицо», в них видна широта русской души. К сожалению, на сегодняшний день мало сохранилось подлинных образцов старинных лоскутных изделий.

Начав заниматься лоскутным шитьем, очень трудно остановиться. Я сама занимаюсь этим делом более десяти лет, но каждый раз обнаруживаю новые технологии шитья. Освоить технику за один день невозможно. Это дело кропотливое. В среднем на изготовление изделия требуется не менее двух-четырех месяцев, - сказала Стелла Маркова.

На мастер-класс по лоскутному шитью пришло немало жительниц Уфы. Среди них были женщины разного возраста. Значит, этот интересный вид творчества пользуется популярностью.

Источник «Образование. Путь к успеху»

В рамках программы обучения ремеслам в Уфе прошел мастер-класс «Народная обрядовая кукла»

Изготовление куклы-сувенира «Ангел» показала мастер-художник декоративно-прикладного искусства Елена Оскотская .
Вот что она говорит о себе:
Я дизайнер интерьера, ландшафта, немного художник, а с недавнего времени увлеклась и изготовлением кукол. Вернее, кукол я делала еще в детстве из папье-маше и лоскутков. Получалось грубовато, но зато, в отличие от покупных, у них была индивидуальность. Потом я выросла, закончила школу, поступила на химический факультет Башгосуниверситета и надолго забыла не только о куклах, но и о том, что умею рисовать.
Открытием для меня стал не так давно появившийся у нас материал под названием "пластика" или полимерная глина. Этот уникальный материал позволяет делать очень тонкие детали и хорошо передает особенности человеческой кожи. Особенно интересно для меня делать куклы с портретным сходством. Я стараюсь уловить в человеке не столько пропорции его лица, сколько те характерные только черточки, которые и выдают его сущность. Вместе с тем мои куклы всегда добрые и веселые, ведь в каждом человеке можно найти симпатичные и обаятельные черты, наверное, поэтому они и нравятся своим "оригиналам".
Еще мне очень нравится наблюдать реакцию человека при первой встрече со своей маленькой копией. Если я при этом не присутствую, заказчик куклы обычно сообщает мне о том, какое впечатление произвел подарок. Реакция иной раз совершенно неожиданная: так, одна суровая дама, занимающая немаленькую должность в банке, при вручении подарка прослезилась, а сотрудники, заходившие потом в ее кабинет, видели, как она, словно маленькая девочка, играет с куклой. Точно так же отреагировал не очень сентиментальный молодой человек. Но в основном, конечно, люди смеются, причем даритель куклы, по-моему, испытывает не меньшее удовольствие от своего подарка, чем получатель.
Своих кукол я делаю по фотографиям (анфас, профиль, три четверти и во весь рост) из полимерной пластики, проволочного каркаса. Одежду шью из ткани. Для волос покупаю шиньоны, китайские "волосатые" заколки, а иногда приходится изобретать что-нибудь особенное. Например, седые кудрявые волосы делала из синтетической веревки, иногда в дело идут шерстяные нитки или мех. Вместе с заказчиком придумываем одежду и антураж, ведь неинтересно, если кукла будет просто стоять или сидеть. Поэтому приходится становиться и мебельщиком, и парикмахером, и гитарных дел мастером, даже не перечислить - кем еще. Самое трудное - придумать, как и из чего сделать, например, банный тазик или руль автомобиля. Или, к примеру, приходится сидеть в интернете, чтобы детально изучить, как выглядят хоккейные коньки или микрофон.
В среднем на изготовление куклы уходит недели две. Бывает, сходство выходит не сразу и голову переделываю два-три раза.
Я горжусь тем, что мои куклы живут у Юрия Шевчука, Ксении Собчак, а также у нескольких десятков других людей и, надеюсь, приносят им радость.
Настоящую истинную радость получили и участники мастер-класса, когда в их руках появились «собственные ангелы» .
Мспользованы материалы Интернет-газеты БАШВЕСТЪ.


ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ

Мужчина без ремесла, что птица без крыльев

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных прис-пособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лашадыо требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно пок-рытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуци-линдрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке уста-навливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стре-мена, преимущественно железные или латунные , кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготав-ливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использо-ванием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внут-ренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжении 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является ha6a(саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой че-тырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специи-фическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба исполь-зовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни баш-кирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невес-ты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то , что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на


Кожаные сосуды. Ткацкий станок.

сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда- турһык (турсык, турсук). Отправляясь в до-рогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изго-товления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего-лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужа-лось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда- дорожная плоская фляга с узким дном- муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горло-вины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставля-ется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 санти-метров. Сосуд средней величины бурһык (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи широко была распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изго-тавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Целнодолбленая столовая посуда и кухонная утварь изготовливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнооб-разными. К примеру, круглая чаша с ручкой- выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау час-то использовали и как обрядовую чашу. Большие празднич-ные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Налиток наливали специ-альным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую фор-му имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дере-ва. Для провеивания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изго-тавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров),они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы- ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие- долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки , совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке слу-жили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом- крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широ-кими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреп-лялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и первозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревян-ные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока ; анало-гичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специи-альные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрыз-гивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распили-валось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали спе-циальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек- клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX-века. Для таких сосудов исполъзовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе по-добных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, ка-дочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления ку-мыса также могли быть клепаными.По форме и размерам кле-паные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготов-лением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир , попадая к ним в основ-ном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвер-нутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали коро-ба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока , сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треуголь-ными боковыми стенками, сужащимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки.

Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для провеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали невысокими, круглыми или овалооб-разными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.


ОДЕЖДА, ОБУВЬ И УКРАШЕНИЯ

Дерево красно листвой, человек - одеждой

Башкиры носили незамысловатую и удобную одежду, под стать ей была и обувь. Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из рубахи, штанов и чулок. Шаровары шили длинными и широкими. Средняя часть шаровар состояла из одного цельного кучка ткани, к нему пришивались штанины с одной или двумя парами клиньев. Особым шнурком шаро-вары стягивались у пояса. Носили их, заправив в сапоги. Мужские верхние штаны (салбар, чалбар) шили из грубого конопляного холста, или из самодельного же сукна. В отли-чие от нижних штанов, верхние имели обычно один карман с правой стороны. Суконные верхние штаны предназначались для ношения в зимнее время.

Поверх рубахи надевали камзол (камзул) или казакин (кәзәки)- одежду типа расклешенного кафтана. При необхо-димости на камзол или казакин надевался бишмет- один из видов халата с рукавами, изготавливаемый из фабричной ткани. Бишмет шьют длиной ниже колен, он застегивается на 4-6 пуговиц, его нижняя часть расширяется ниже талии. Бишмет, казакин и камзол шьются приталенными, с подклад-кой, воротники имеют низкие, стоячие. Бишмет и казакин имеют внутренние завязки у пояса. Казакин короче бишмета (длиной несколько выше колен), с короткими рукавами. Камзол шьют еще короче из темного фабричного материала и тоже без рукавов.

Женские бишмет, казакин и камзол изготавливаются более тщательно. Женский камзол несколько шире мужского и застегивается на две пуговицы , расположенные у пояса и у ворота. Женский камзол шьют из темной ткани, из полушелка или бархата с ситцевым подкладом. Позумент, мелкие Моне-ты, кораллы и т. п. украшают женский камзол по бортам, по подолу и у ворота.

Верхняя одежда чекмень (сәкмән, чикмән) также был одинакового покроя для мужчин и женщин. Длинный, широкий в основной части и в рукавах, чекмень служил и повседневной одеждой. Для женского чекменя обычно ис-пользовали белое сукно, он не имел завязок или застежек и не подпоясывался. По краю ворота, по бортам и по подолу женский чекмень обшивали широкой полосой красного сукна и узкой полосой зеленой (или желтой) ткани. По бортам и на спине нашивали треугольнички, квадратики и спиралевидные полоски из цветного сукна. На плечах, на концах рукавов, по подолу могли быть вышивки цветной шерстью.

Башкирская верхняя одежда джилян (елән) напоминает среднеазиатские халаты и также имеет одинаковый покров для мужчин и женщин. Джилян шьют длинным и широким, с прямой спиной и отложным воротником. Он не имеет зас-тежек, пуговиц, не подпоясывается. Богатые мужчины носили джиляны, сшитые из полушелковой среднеазиатской ткани. Женский джилян не такой широкий и шьется в талию. Он мог быть изготовлен из бумажной ткани, простеньким, без украшений , а мог и представлять собой богато украшенный бархатный халат. Джилян шили на подкладе, для женского джиляна иногда предусматривалась застежка на груди. По краям на груди нашивали полоски красного или зеленого сукна. По краям бортов, по подолу, по концам рукавов нашивалась красная полоса. Женский джилян обшивали также полосами мишуры в несколько рядов и мелкими серебряными монетами, металлическими бляхами, нитями коралла.

Верхней рабочей одездой мужчин и женщин служил холщевый кафтан. Его носили поверх рубахи или бишмета.

Женское платье (күлдәк) в давние времена шили из домотканого холста, который был затем вытеснен фабрич-ными тканями. Платье шили из целой полосы ткани без швов на плечах, с широкими, прямыми рукавами. Два клина по бокам расширяли платье книзу. Ворот был низким, стоячим, его застегивали крючком или завязывали тесемкой. На груди имелся вырез, вокруг которого нашивали несколько полос разноцветных лент, несколько серебряных монет. Другой вид женского платья состоял из двух частей. Его верхняя часть такая же, как и у платья, описанного выше. Нижняя часть собрана у пояса и между частями вставлена узкая полоса какой-либо яркой ткани. Вместо этой полосы могли пришить широкую оборку, которую обшивали полосками цветной ленты. Это платье принято было украшать разноцветной тесьмой и вышивкой.

Специфическим добавлением к женскому платью является фартук (алъяпкыс, алъяпкыч). Простой фартук носи-ли мужчины и женщины во время различных хозяйственных работ. Такой фартук состоял из верхней и нижней частей , первая из них прикрывала грудь и повязывлась сзади на шее. Тесемки в средней части фартука завязывались на спине. Даже и такой, повседневный женский фартук разукрашивался разнообразной вышивкой. Иные же фартуки составляли сво-еобразный красочный ансамбль вместе с платьем. Таким образом, фартук выполнял роль матерчатого украшения баш-кирской женщины.

Один из видов тканевого женского украшения - это нагрудная повязка (күкрәксә) - прямоугольный кусок ситца с завязками по углам. На него нашивали прямоугольный же кусок цветной материи меньшего размера, вышитый цвет-ными нитками. Нагрудная повязка носилась под платьем и прикрывала грудь в области прорези платья. Подобный же нагрудник мог иметь лопатообразную форму, на него нашивали два-три ряда разноцветных лент. Ленты распо-лагались дугой и на них нашивали серебряные монеты или круглые металлические бляхи. Такой нагрудник нередко обшивали позументом.

Другой вид нагрудника (һакал) закрывал всю грудь, спускаясь до пояса и ниже. Он представлял собой лопа-тообразный кусок двойной ткани, обшитый несколькими рядами коралловых нитей по краям, монетами- в средней части. Этот нагрудник носили поверх платья, он имел две
завязки в верхних углах.

Нагрудник селтәр состоял из двух частей. Верхняя матерчатая часть сплошь обшивалась кораллами. Нижняя часть состояла из коралловой сетки, свободно лежащей на матерчатой основе. На такой нагрудник также нашивали серебряные монеты. В некоторых районах проживания баш-кир было принято надевать особую разновидность нагруд-ника, составляющего единое целое с наспинником. Такое украшение прикрывало грудь, спину и плечи. В виде украшения носили также повязку через плечо и грудь (хәситә), к которой прикрепляли различные религиозные изречения, молитвы, всякие амулеты.

Башкирки носили специальные шейные украшения. Из шейных украшений можно указать коралловые, янтарные или стекляные бусы (төймә), а также ожерелья. Последние могли состоять из крупных серебряных монет , скрепленных между собой металлическими бляшками и колечками. Бархатный ошейник (муйынса) спереди застегивался серебряной пряж-кой с подвесками. Специальные женские налобные повязки украшались разнообразной орнаментовкой

Заплетая свою косу в одну (девушки) или в две (жен-щины) косы, башкирки вплетали в них специальные шнурки, к которым подвешивались крупные монеты. Могли быть использованы ажурные или узорчатые металлические подвес-ки сулпы (чулпы) с монетами и вставками из камней и цветных стекол. Применялись также различные украшения для кос. Они могли представлять собой скрепленные нити разноцветных бус (число их доходило до 16). Вверху эти нити прикреплялись к косе, внизу оканчивались разноцветными кистями. Иное украшение для кос состояло из узкой и длинной цветной ткани, на которую нашивали монеты в два ряда. В верхней части укреплялась металлическая бляха или крупный агат в ажурной оправе. Внизу ленты пришивались подвески. Это украшение было длинным, оно спускалось поверх косы до пояса.

Из других башкирских женских украшений можно ука-зать серьги, кольца и перстни, заколки и застежки. На обеих руках выше запястья башкирки носили браслеты (витые серебряные с подвесками или пластинчатые). В женских украшениях чаще всего использовались монеты и бляхи, золото и серебро, сердолик и бирюза, морские раковины и кораллы, янтарь и стекло.

Самая распространенная мужская одежда- сорочка шьет-ся длинной и широкой. Сорочка кроится из цельного куска ткани без швов на плечах, предусматриваются широкие рукава. У прорези на груди не бывает застежек, ворот завязы-вается специальным плетеным шнурком. Шнурки изготав-ливают с кистями, обматывают золотыми и серебряными нитями. Башкирская мужская сорочка носится навыпуск , часто украшается прошивкой по вороту, рукавам и подолу.

Башкирские мужчины носили разнообразные пояса. Обыкновенный пояс (билбау) представляет собой кусок длин-ной фабричной ткани. Ее складывают в несколько слоев и обертываются ею дважды. Длинный пояс мог быть также шерстяным, тканым. Узкий ременной пояс имел крючкооб-разную пряжку, к такому поясу подвешивали кожаную суму, нож и футляр для оселка. Пояс мог иметь тисненые узоры или мог быть разукрашенным металлическими бляхами с серебря-ным чеканным узором. Богатые башкиры носили ковровые

кушаки(кәмәр билбау)с дорогими серебряными или медными





Ювелирные украшения


гравированными пряжками. Эти пояса богато укарашали бляхами с полудрагоценными камнями. Поверхностъ неко-торых кушаков такого рода украшали серебряными плас-тинками, покрытыми чеканным узором со вставными камнями.

Башкиры-мужчины брили волосы на голове и носили тюбетейки- постоянный головной убор. Обычно носили тюбе-тейки татарские, изготовленные из черного или красного бархата. Тюбетейки украшали мишурой, блестками, серебря-ным шитьем. Летом на тюбетейку надевали головной убор көләпәрә, несколько напоминающий малахай, но сшитый из домотканого белого сукна без подклада. В конце XIX - века получили распространение войлочные шляпы. Они могли быть полушаровидными с загнутыми кверху полями средних размеров. Другой вид войлочных шляп имел конусообрзную форму , усеченный верх и небольшие поля.

Зимний головной убор малахай (колаксын) шили из овчины или из лисьей шкуры. Это осторверхая шапка с небольшим козырьком спереди. Очень длинные уши и воедино с ними длинная задняя часть малахая позволяют закрывать затылок, скулы, плечи и верхнюю часть спины. Часто колаксын покрывали какой-либо тканью снаружи. Иногда такую шапку шили из войлока и подшивали мехом.

Круглую шапку (бүрк) покрывали черным сукном. Ее шили из овчины, часто с выпушкой из меха лисицы или бобра. Плоскоцилиндрическая шапка, несколько расширяю-щаяся кверху, также изготавливалась из овчины. Дно такой шапки делалось суконным, меховой околыш - из лисьих лапок. Подобная шапка с околышом из меха выдры или бобра называется камсат бүрк (кама бүрек).

В соответствии с мусульманскими обычаями башкирские женщины всегда покрывали голову. Обычно для этого пользовались платками (шалями), а пожилые женщинм-специальной длинной полосой ткани (тастар). Голова обматывалась так, что один конец ткани лежал на груди, другой - на спине. Тастар украшали вышивкой, разноцвет-ными прошивками. Женский головной убор кашау - это свое-го рода чепец, сшитый из холста и обшитый монетами, кораллами. С задней стороны этого чепца пришивается длинная (до пола) лопасть, сделанная из шерстяной ткани домашней работы. Кашау надевали на голову и застегивали при помощи особой пряжки под подбородком.

Другой женский головной убор - такыя представляет собой полушаровидную холщевую шапочку, обшитую по краю и в центре цветной тканью. Поверхность шапочки целиком обшивается серебряными монетами, наверху уста-навливается металлическая шишечка. Вокруг шишечки нашивают три ряда кораллов. Низ этого головного убора заканчивается бахромой из нитей кораллов, к концу нитей прикрепляются монеты. Башкирки носили также налобную повязку (һарауыс), вышитую шелком. В зимнее время, кроме шалей, носили также меховые шапочки (кама бүрк).

Зимней верхней одеждой башкир служили разнооб-разные , длинные и широкие шубы (тун) и полушубки (билле тун) с прямыми спинами, покрытые сукном или иной тканью. Из белой овчины шили тулупы, которые были расспрос-траненной зимней одеждой мужчин и женщин, рассчитанной на трескучие морозы и метели. Тулуп шили просторным, очень длинным. Мужчины носили его с поясом.


меха и т. д. Из конских шкур мехом наружу шили особые шубы - йылкы тун. Такую шубу можно было носить и поверх нагольного тулупа (Подобная шуба из шкуры жеребенка называется колон тун). При покрое этих шуб предус-матривалось, чтобы гривы шли во всю длину шубы по спине и по плечам, по рукавам.

Что касается обуви, то одним из наиболее распростра-ненных видов были бахилы (сарык)- обыкновенная кожаная подошва с пришитыми к ней кожаным носком и суконным голенищем без подметок и каблуков. Для изготовления бахил использовалась сыромятная кожа , шили их конскими сухожилиями, позже стали пользоваться дратвой. Эта обувь имела высоту до колен и наверху подвязывалась шнурками, плетеными из цветной шерсти. Во-внутрь помещали подс-тилку из травы или соломы. К мужским бахилам нашивали невысокие кожаные задники и несколько треугольников кожи в качестве украшения. Женские бахилы украшали по заднику расшивкой цветным сукном.

Постоянной обувью являлись также сапоги (итек), шитые из сыромятной конской кожи, имеющие довольно толстые подметки и невысокий каблук. Голенища сапог делали корот-кими, носок - прямым и широким. Женские сапоги изготав-ливались более изящными, они могли быть изготовлены и узорчатыми.Мягкие сафьяновые сапожки (ситек, читек) носи-ли в нерабочей обстановке. При выходе на улицу на сапожки надевали резиновые калоши или специальные кожаные туфли.

Зимней обувью являлись валеные калоши и валенки. Бедняцкие массы и зимой, и летом могли проходить в лыковой обуви - в лаптях (сабата, чабата). Их плели акку-ратными и легкими, в летнее сухое время они представляли собой самую удобную рабочую обувь. Один из видов лаптей - башымлы сабата плетут из лыка с берестяными лентами. К плотно сплетенной нижней части пришивается суконное голенище, затягиваемое шнурком вокруг ноги.

Обувь носили с онучами из холста или сукна и с чулками. Короткие онучи (сылгау, чылгау) носили с сапо-гами, а длинные (ыштыр) - с лаптями. Чулки бывают разные: шерстяные вязаные (бәйләм ойок), суконные из домотканого сукна (тула ойок), войлочные (кейез ойок). Войлочные белые чулки обычно носили мужчины в зимнее время.

В последние десятилетия башкирская национальная одежда, обувь, женские украшения сошли со сцены. В указанном смысле башкиры европеизированы. Традиционную одежду и обувь можно увидеть только лишь в музеях и в театрах. Правда, салоны моды уже стали обращаться к историческим истокам национальной одежды и обуви, но пока весьма робко. А жаль, ведь это целый пласт тради-ционной культуры народа!

Включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения -одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обыаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Декоративно-прикладное искусство

    БГПУ ФЭО специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы""

    Азия - Благословенный Край: Юрта

    Субтитры

История

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.

В ХХI веке художественным оформлением изделий из войлока занимались А. А. Байрамгулова, Г. Т. Мухамедьярова и др. При этом используется иглопробивная техника, заимствованная из производства нетканого гобелена.

Большое внимание уделяется художественному оформлению, конструированию и моделированию одежды. в этом направени работают мастера А. Д. Кирдякин (кожаные изделия, шали) , В. М. Шибаева (лоскутное шитьё) , Э. Б. Ефимовская (многослойность) и др.

В 80-х годах в Башкортостане возник интерес к изготовлению художественных кукол. Куклы делают из глины, фаянса, с нарядными костюмами. Созданием кукол занимаются мастера: Байбурин Н. Г. (куклы "Маянхылыу", "Хужа", "Хужабика"), Сахно З. А. ("Клоун"), Кузнецова В. Г. и др.

Литература

  • Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993;
  • Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006;
  • Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1 3 респ. выст. Уфа, 1997–2008.
  • Молчаева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
  • Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. - 2-е изд. - Уфа: Китап, 2008.
  • Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащихся средних специальных учеб. зав. - 2-е изд. - доп. - Уфа: Галем 2003 - 350 с.
  • Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006.
  • Декоративно-прикладное искусство башкир/ Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 1997.
  • Хисматуллина Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. Уфа, 2000.
  • Магадеев Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. Уфа, 2000.
  • Омский научный вестник №2. 2012. Салаватова Г. А. Ст. Изучение народного декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
  • Бикбулатов Н. В. , Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 451-452. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7 .