Описание портов тихого океана в круизах по австралии и новой зеландии. Значение транспортной системы и порты тихого океана

Тихий океан самый крупный водоем в мире, площадь которого оценивается в 178,62 млн. км2, что на несколько миллионов квадратных километров больше площади земной суши и более чем в два раза превышает площадь Атлантического океана . Ширина Тихого океана от Панамы до восточного побережья о.Минданао составляет 17 200 км, а протяженность с севера на юг, от Берингова пролива до Антарктиды – 15 450 км. Он простирается от западных берегов Северной и Южной Америки до восточных побережий Азии и Австралии. С севера почти полностью замыкается сушей, соединяясь с Северным Ледовитым океаном узким Беринговым проливом (минимальная ширина 86 км). На юге он доходит до берегов Антарктиды, а на востоке его граница с Атлантическим океаном проводится по 67° з.д. – меридиану мыса Горн; на западе граница южной части Тихого океана с Индийским океаном проводится по 147° в.д., соответствующему положению мыса Юго-Восточного на юге Тасмании.

Обычно делят на две области –
Северную и Южную, граничащие по экватору.
Некоторые специалисты предпочитают проводить границу по оси экваториального противотечения, т.е. примерно по 5° с.ш.
Раньше акватория Тихого океана чаще подразделялась на три части:
северную, центральную и южную, границами между которыми служили Северный и Южный тропики.

Отдельные участки океана, расположенные между островами или выступами суши, имеют свои названия. К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее – Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора.

Побережье Тихого океана обрамлено кольцом уснувших или время от времени действующих вулканов, известным как «Огненное кольцо». Бoльшая часть берегов образована высокими горами.
На востоке крутые склоны гор подходят к самому берегу Тихого океана или отделяются от него неширокой полосой прибрежной равнины.

В Северной Америке в прибрежных горных хребтах встречаются отдельные пониженные участки и проходы, но в Южной Америке величественная цепь Анд образует почти сплошной барьер на всем протяжении материка.

На крайнем севере и крайнем юге Тихого океана существуют очень близкие по строению участки – архипелаг Александра (южная Аляска) и архипелаг Чонос (у берегов южного Чили). Для обоих районов характерны многочисленные острова, большие и малые, с обрывистыми берегами, фьордами и фьордообразными проливами, образующими укромные бухты. Остальная же часть тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки несмотря на большую протяженность представляет лишь ограниченные возможности для судоходства, так как там очень мало удобных естественных гаваней, а побережье часто отделяется горным барьером от внутренней части материка. В Центральной и Южной Америке горы затрудняют сообщение между западом и востоком, изолируя неширокую полосу Тихоокеанского побережья.

Западное побережье Тихого океана существенно отличается от восточного; берега Азии имеют множество заливов и бухт, во многих местах образующих непрерывную цепь. Многочисленны выступы разного размера: от таких крупных полуостровов, как Камчатка, Корейский, Ляодунский, Шаньдунский, Лэйчжоубаньдао, Индокитай, до бесчисленных мысов, разделяющих мелкие бухты. К азиатскому побережью также приурочены горы, но они не очень высокие и обычно несколько удалены от берега. На западе в океан впадает много крупных рек: Анадырь, Пенжина, Амур, Ялуцзян (Амноккан), Хуанхэ, Янцзы, Сицзян, Юаньцзян (Хонгха – Красная), Меконг, Чаупхрая (Менам).

Течения, приливы, цунами

К основным течениям в северной части Тихого океана относятся теплое течение Куросио, или Японское, переходящее в Северо-Тихоокеанское, холодное Калифорнийское течение; Северное Пассатное (Экваториальное) течение и холодное Камчатское (Курильское) течение. В южной части океана выделяются теплые течения Восточно-Австралийское и Южное Пассатное (Экваториальное); холодные течения Западных Ветров и Перуанское. В Северном полушарии эти основные системы течений движутся по часовой стрелке, а в Южном – против нее.
Приливы в целом для Тихого океана невысоки; исключение составляет залив Кука на Аляске, славящийся исключительно большим подъемом воды во время приливов и уступающий в этом отношении только заливу Фанди на северо-западе Атлантического океана.
Когда на морском дне происходят землетрясения или крупные оползни, возникают волны – цунами . Эти волны преодолевают огромные расстояния, иногда более 16 тыс. км. В открытом океане они имеют малую высоту и большую протяженность, однако при приближении к суше, особенно в узких и мелководных заливах, их высота может возрастать до 50 м.

Приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Крупные порты : Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анжелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили).
Через по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

История
Мореплавание в Тихом океане началось задолго до начала письменной истории человечества. Однако имеются сведения, что первым европейцем, увидевшим , был португалец Васко Бальбоа; в 1513 океан открылся перед ним с гор Дарьен в Панаме. В истории исследований Тихого океана встречаются такие известные имена, как Фернан Магеллан, Абел Тасман, Фрэнсис Дрейк, Чарлз Дарвин, Витус Беринг, Джеймс Кук и Джордж Ванкувер. Позднее большую роль сыграли научные экспедиции на британском корабле «Челленджер» (1872–1876), а затем на судах «Тускарора», «Планета» и «Дискавери».
тихий океан-карта

«География Индийского океана» - В Индийском океане обитают - … Течения. Летучая рыба. Тунец. Кальмар. Морской промысел. Жемчуг. Бартоломеу Диаш. Рельеф дна океана. Плавание египтян. Исследования океана. Индийский океан. Судоходство. Лангуст. Васко да Гама. Острова Индийского океана. Корабли Васко да Гама. Географическое положение:

«Тихий океан география» - Органический мир. Минтай. Бурые водоросли. Названа по находящимся рядом Марианским островам. Морские котики. Иваси. Содержание. Ставрида. Географические координаты объекта - , 142.2 11°21? с. ш. 142°12? в. д. 11.35° с. ш. 142.2° в. д. Кашалот. Очень богата фауна рыб. Красные водоросли. Сивучи. Полосатики.

«Море океан» - МОРЕ ЛЕЧИТ Мы ездим на море чтобы купаться и отдыхать. Моря и океаны. ЖИВОТНЫЙ МИР МОРЕЙ И ОКЕАНОВ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗЕН Там живут млекопитающие, моллюски, рыбы, вирусы. Дмитрий Погоничев. 1.000.000 миллион! Например, самое большое млекопитающие на земле живет … в море!

«Индийский океан» - Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части. Виды хозяйственной деятельности в океане. Из истории исследования океана. Разломы земной коры продолжаются в Красном море и выходят на сушу. Особенности природы океана. Перестраивают систему течений. Кто открыл и исследовал индийский океан?

«Тихий океан» - У берегов Антарктиды - моря Амундсена, Беллинсгаузена и Росса. Кто открыл проход между Атлантическим и Тихим океаном? Тихий океан находится в зоне активного горообразования. Как называется по другому Тихий океан? Найдите на карте и покажите. Особенность Тихого океана - слабое развитие материковой отмели.

«Моря и океаны» - Пролив Дрейка и Берингов есть, Море Лаптевых и море Баффина. Течение, прилив, кратер, пролив. Продолжите список! Филиппинское. Шельф, океан, желоб, вулкан. Вас сегодня отвечать Буду к карте приглашать. Карта течений. Самый большой полуостров? Бутылочная почта В океане плывет. И прошу вас: без подсказки!

Всего в теме 15 презентаций

Территория России омывается водами 12 морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов и Каспийского моря, относящегося внутреннему бессточному бассейну. Россия имеет большой торговый, промысловый и военно-морской флот.

Воды и природные ресурсы морей, омывающих территорию страны, взяты под охрану государства. Совместно с другими странами Россия ведет борьбу с загрязнением морей и океанов нефтью и химическими вещества которые отрицательно воздействуют на их органический мир. Моря Северного Ледовитого океана. К бассейну Северного Ледовитого океана относятся шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Они образовались за счет затопления морскими водами прибрежных частей материка и поэтому мелководны. Их средняя глубина менее 200 м. Друг от друга моря отделяются островами и архипелагами: Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.

Все моря, кроме Белого, окраинные. Они сообщаются с океаном через широкие открытые водные пространства. Белое море - внутреннее. Природа северных морей, лежащих в арктическом поясе преимущественно между 70° и 80° с.ш., весьма сурова. Температура поверхностных вод в Северном Ледовитом океане в течение всего года низкая. Суровость климата и связанная с этим ледовитость морей возрастают с запада на восток. Круглый год большая часть океана скована льдом. Только юго-западная часть Баренцева моря, куда заходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения, зимой свободна ото льдов.

Здесь на берегу Кольского полуострова находится незамерзающий порт Мурманск. Другими крупными потами здесь являются Архангельск, Северодвинск. Ледовый покров и долгая полярная ночь неблагоприятны для развития планктона, поэтому биологическая продуктивность арктических морей низкая! Важное промысловое значение имеет лишь Баренцево море.

Сюда вместе с атлантическими водами поступает большое количество планктона, за которым устремляются косяки рыбы. На втором месте - Белое море, продуктивность которого в 4 раза ниже. В морях Ледовитого океана добывают морского зверя (нерпу, белуху).

По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь протяженностью 5600 км. Это кратчайший морской путь от западной части России на Северо-Восток и Дальний Восток.

Суда его проходят менее чем за месяц. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока через Северное и Норвежское моря и далее по Северному морскому пути составляет 14280 км, а через Суэцкий канал - 23 200 км. От Мурманска до Владивостока - 10 400 км. Северный морской путь соединяет не только западные и восточные окраины России, но и устья судоходных рек Сибири.

Это позволило ускорить хозяйственное развитие и использовать богатейшие природные ресурсы северных районов страны. Навигация по Северному морскому пути продолжается около четырех месяцев. Моря Тихого океана. К бассейну Тихого океана относятся три моря: Берингово, Охотское и Японское, омывающие восточное побережье страны.

От открытого океана они отделены Алеутскими, Командорскими, Курильскими и Японскими островами. Это самые большие и глубокие из морей, омывающих территорию России. Через многочисленные проливы между островами происходит водообмен этих морей с Тихим океаном. В них четко выражены приливы и отливы.

Наибольшая высота приливов наблюдается в Охотском море; в Пенжинской губе прилив достигает 14м. По строению дна и глубинам моря Тихого океана резко отличаются от морей Северного Ледовитого океана.

В рельефе их дна прослеживаются подводные окраины материка, шельф, четко выраженный материковый склон и глубоководные котловины. Максимальные глубины каждого из морей достигают 3,5 - 4 тыс. м близ ограничивающих их островных дуг, на которых находятся многочисленные действующие вулканы.

Моря Тихого океана расположены в основном в умеренном поясе и отличаются более теплыми водами, чем арктические. Однако в зимнее время на акватории морей выносится сильно охлажденный воздух с континента, поэтому почти все Охотское море и северные части Берингова и Японского морей зимой замерзают. Органический мир в морях Тихого океана, особенно в Японском, намного богаче и разнообразнее, чем в арктических морях. Только в морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери - котик и морская выдра (калан).

Важное промысловое знамение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала, лососевые, а также моллюски и ракообразные, крабы, мидии, устрицы, креветки. Хозяйственное значение имеют морские водоросли, например ламинария (морская капуста). Велико и транспортное значение тихоокеанских морей. Крупнейшими портами данных морей являются Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск-Камчатский. Моря Атлантического океана и Каспийское море.

К бассейну Атлантического океана принадлежат три моря: Балтийское, Черное и Азовское. Все они внутренние. Эти моря глубоко вдаются в сушу и имеют сравнительно слабую связь с океаном через узкие мелководные проливы. Морские приливы здесь практически не наблюдаются. Моря сильно опреснены в связи с поступлением большого количества речных вод.

Каспийское море - часть древнего единого Каспийско-Черноморского бассейна. В настоящее время это замкнутое бессточное озеро, сохраняющее некоторые морские особенности. Моря Атлантического океана и Каспий довольно теплые. Зимой на короткое время покрываются льдом Азовское море, мелководные северные части Черного и Каспийского морей и заливы Балтийского моря. Все моря имеют важное транспортное значение. Их порты обслуживают международные и внутренние морские линии.

Велико значение побережий морей Атлантического -океана для организации отдыха населения. В связи с тем, что моря Атлантического океана имеют разную историю развития и удалены друг от друга, природа их весьма различна. Балтийское море самое молодое. Оно образовалось в четвертичный период за счет затопления морскими водами прогибающегося участка платформы.

Море мелководно. Его береговая линия характеризуется значительной изрезанностью. У берегов России находятся крупные морские заливы: Финский и Гданьский. Сильные длительные западные ветры поднимают уровень воды в восточной части Финского залива.

Этим вызваны наводнения в Санкт-Петербурге, расположенном в устье реки Невы. Животный мир Балтийского моря не отличается богатством и разнообразием. Основными промысловыми рыбами являются салака, балтийская килька, треска и угри. Глубоководные котловины Черного и Каспийского морей - это крупные тектонические впадины области альпийской складчатости. При их погружении оказались опущенными и прилегающие южные части платформы, при затоплении которых морскими водами возникли мелководные северо-западные районы Черного моря, Азовское море и северная часть Каспия.

Южное положение этих морей определяет высокие температуры поверхностных вод и значительное испарение с их поверхности Несмотря на это моря сильно опреснены. Вместе с речными водами в них поступает большое количество питательных веществ, что создает благоприятные условия для обитания живых организмов Однако воды Черного моря с глубины 200 м заражены сероводородом и практически лишены жизни, поэтому рыбопромысловое значение его невелико.

Азовское и Каспийское моря - важнейшие районы лова рыбы. В Каспийском море сосредоточено до 80% мировых запасов ценнейших осетровых рыб. Черное и Каспийское моря имеют большое транспортное значение. Крупными портами данных морей являются Санкт-Петербург, Севастополь, Таганрог, Новороссийск.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Главная > Тропические статьи > Островные государства Тихого океана

Островные государства Тихого океана

Попробую здесь разобрать все островные государства тропического и экваториального климата глазами не туриста, а именно потенциального робинзона, но не буду выбирать какие-либо определённые. Я не внесу в список такие островные страны, как Австралия, Новая Зеландия, Япония, о.

Тайвань, Мадагаскар, Шри-Ланка, страны карибского бассейна, а также государства, состоящие из одного населённого острова — по причине моего скептицизма на предмет робинзонады на них. Почему важно знать форму правления в государстве? Потому что некоторые островные государства являются заморскими территориями других крупных стран, таких как Великобритания, Франция, Новая Зеландия, США, Индия. Отсюда следует, что контроль в таких странах куда серьёзнее, нежели в самостоятельных островных государствах.

Вануату

83 острова (преимущественно вулканических).

Парламентская республика. Языки: бислама, английский, французский. Население 215 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 30 дней.

Стандартные правила для въезда. Для ввоза семян, растений, рыбы, морепродуктов, мясных и молочных продуктов (в том числе замороженных и консервированных) необходимо разрешение Министерства сельского хозяйства Вануату. Климат тропический, близкий к экваториальному. Количество осадков от 2000 до 5000 мм в год, в зависимости от местности. Высокая влажность: от 70% в сухой сезон и до 100% в сезон дождей. Почвы благоприятны для посадок, разнообразие растительности.

Перелёт из Москвы до Порт-Вила стоит около 38 000 рублей. Отсутствие крупных млекопитающих. Наличие малярии.

Хижина одного из племени Новой Гвинеи на высоте около 50 м.

Папуа — Новая Гвинея

Состоит из многочисленного количества островов, многие из которых необитаемы. Конституционная монархия. Языки местные и английский.

Население 6 млн. человек. Для российских граждан нужна виза. Климат тропический, влажный. Территория покрыта влажным тропическими лесами. Наличие малярии и других заболеваний. Наличие крупных млекопитающих.

Соломоновы острова

Островное государство.

Состоит из 992 вулканических (преимущественно) островов. Конституционная монархия. Язык английский. Расположены в сейсмически опасном регионе, где часто происходят землетрясения. Население 478 тыс. человек. Для въезда необходима виза. Климат тропический, влажный. Почва благоприятна для растительности.

Остров Монорики, здесь снимали фильм "Изгой"

Фиджи

Состоит из 332 островов вулканического и кораллового происхождения.

Республика. Языки английский и местные. Население 849 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 4 месяцев. Ввоз овощей, семян, мяса и молочных продуктов требует специального разрешения Министерства сельского хозяйства, рыболовства и лесов Фиджи.

Климат тропический. Количество осадков от 2000 до 5000 мм. На многих островах благоприятная к посадкам почва. Через Фиджи проходят транзитные пути в другие страны Океании. Наиболее посещаемая островная страна из всех. Авиасообщение из Москвы в Нанди (Фиджи) проходит обычно через Гонконг или Сеул, билет стоит примерно 32 000 рублей.

Необитаемый остров Флинт

Кирибати

Состоит из 33 атоллов, 20 из которых необитаемы.

Президентская республика. Язык английский, кирибати. Население 98 тыс. человек. Для российских граждан для въезда необходима виза. Климат экваториальный, океанический. Самые жаркие месяцы - сентябрь -ноябрь, самые холодные - январь -март. Кол-во осадков варьируется от 800 до 4000 мм. Почва не благоприятна для посадок. Растительность скудная. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 57 000 рублей.

Классический пейзаж атоллов

Маршалловы острова

Состоит из 29 атоллов и 5 островов.

Республика. Языки маршальский и английский. Население 56 тыс. человек. Для российских граждан нужна виза. Климат преимущественно тропический, засушливый на севере и экваториальный на юге. Количество осадков от 300 до 4300 мм. Почва не пригодна для земледелия.

Знаменитые островки в Палау

Палау

Состоит из 328 островов (преимущественно мелких коралловых). Президентская республика.

Язык английский, палуаский. Население 20 тыс. человек. Для российских граждан виза оформляется по прибытию (штампуется в паспорт) сроком на 30 дней.

Определите самые большие порты: а) Тихого океана _________ б) Атлантического океана__________

Для ввоза семян, растений, мясных и молочных продуктов необходимо разрешение Министерства сельского хозяйства Палау. Климат тропический, сезон дождей с мая по ноябрь. Перелёт будет стоить около 30 000 рублей.

Северные Марианские острова

Состоят из 14 вулканических островов.

Являются территорией США. Языки английский и местные. Население 86 тыс. человек. Для российских граждан нужна виза США. Климат тропический, пассатно-муссонного типа.

Сухой сезон с декабря по июнь, дождливый сезон с июля по октябрь. С августа по ноябрь бывают тайфуны. Почва пригодна для земледелия.

Остров Понпеи

Федеративные Штаты Микронезии

Состоит из 607 мелких островов и атоллов, из которых населены 65. Республика, свободная ассоциация с США. Язык английский. Население 107 тыс.

человек. Для граждан РФ безвизовый въезд сроком до 30 дней. Климат экваториальный. Осадков выпадает от 2250 мм до 3000-6000 мм. Сезон тайфунов — с августа по декабрь. Почва пригодна для земледелия, но не везде.

Острова Кука

Состоит из 15 островов и атоллов, 3 из которых необитаемы.

Конституционная монархия. Свободная ассоциация с Новой Зеландией. Языки местный и английский. Население 19 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 31 дня. Климат на островах тропический морской с ярко выраженными сезоном дождей с ноября по апрель и сухим сезоном с мая по октябрь.

Среднегодовое количество осадков около 2000 мм. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 40 000 рублей.

Самоа

Состоит из нескольких островов.

Парламентская республика. Языки самоанский и английский. Население 188 тыс. человек. Для граждан РФ безвизовый въезд до 60 дней.

Климат влажный, тропический. Кол-во осадков на равнинах от 2000 мм и в горах до 7000 мм в год. Относительная влажность составляет 80 %. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 45 000 рублей.

Потухший вулкан Као, вид с острова Тофуа

Тонга

Состоит из 172 островов и атоллов.

Конституционная монархия. Языки тонганский, английский. Население 120 тыс. человек. Для граждан РФ виза оформляется по прилёту (штамп) сроком до 31 дня. Климат тропический. Кол-во осадков около 2500 мм. Почвы на многих островах пригодны для земледелия. Перелёт стоит примерно 42 000 рублей.

Тувалу

Состоит из 5 атоллов и 4 островов. Монархия. Языки тувалу, английский. Население 12 тыс.

человек. Для граждан РФ виза оформляется по прибытию на 1 месяц. Климат тропический. Кол-во осадков около 3000 мм в год. Влажный сезон — с ноября по апрель, засушливый — с мая по октябрь. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 44 000 рублей.

Остров Бора-Бора

Французская Полинезия

Состоит из большого количества островов и атоллов.

Заморское общество Франции. Язык французский. Население 287 тыс. человек. Российским гражданам для въезда нужна виза Франции. Климат тропический. Перелёт из Москвы будет стоить около 50 000 рублей.

Филиппины

Крупное островное государство. Состоит из 7100 островов.

Унитарная президентская конституционная республика. Языки пилипино, английский. Население 101 млн. человек. Для граждан России безвизовый въезд сроком на 21 день. Климат тропический, муссонный. На северные районы страны часто обрушиваются тайфуны, возможны цунами.

Количество выпадающих в год осадков колеблется от 1000 до 4000 мм. Почва пригодна для земледелия. Перелёт из Москвы будет стоить приблизительно 16 000 рублей.

Разделы сайта

Самое интересное

Мировое морское судоходство

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине XX в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции.

Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98 % всех внешнеторговых перевозок, в США – 90 %. Неудивительно, что и в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80 % международных экономических связей.

По каналам морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62 % (рис. 104).

Со своей стороны и развитие мирового хозяйства в условиях НТР и глобализации постоянно и сильно воздействует на морской транспорт. Это выражается в формировании новых морских путей и образовании особых их сгущений на некоторых направлениях, в усилении монополизации судоходства, в обострении борьбы за грузы, доходящей до «войны флагов», в контейнеризации морского транспорта, в изменении форм организации перевозок.

До недавнего времени в морском судоходстве существовали две формы организации перевозок– трамповая и линейная.

При трамповом (от англ. tramp – бродяга) судоходстве суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов; цена перевозки при этом выступает в виде фрахтовой ставки. При линейном судоходстве суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки-выгрузки на строго определенных регулярных линиях; при этом цена перевозки определяется тарифами. На трамповых судах перевозятся главным образом массовые, а на рейсовых – генеральные грузы. Однако в последние десятилетия наибольшее развитие получила третья, смешанная, форма, которую иногда называют регулярным трамповым судоходством.

Для нее характерна организация перевозок и работы флота на постоянных направлениях последовательными рейсами по «маятниковой», или «челночной» схеме. Уже к началу 1990-х гг.

именно по такой схеме морским транспортом перевозили около 3/5 всех грузов.

Таблица 448

ДИНАМИКА ГРУЗООБОРОТА И ОБЪЕМА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Транспорт в целом называют барометром мировой экономики, морской же транспорт в этом отношении обладает особой «чувствительностью».

Чтобы доказать данное положение, достаточно проанализировать таблицу 147, отражающую динамику мировой морской торговли.

Данные таблицы 147 свидетельствуют об очень быстром росте морских перевозок в 1950–1980 гг. Мировой грузооборот морского транспорта увеличился за тот период времени в 9 раз, а объем перевозимых грузов – более чем в 6,5 раза.

Но в первой половине 1980-х гг. и абсолютные, и относительные показатели довольно резко снизились в результате энергетического и сырьевого кризисов середины 1970-х гг. и циклического кризиса мирового капиталистического хозяйства в начале 1980-х гг. Начавшийся в конце 1980-х гг. новый подъем мировой экономики снова привел к увеличению спроса на морские перевозки, и они опять стали расти.

Интересно, что этот рост проявился в первую очередь в объеме перевозок грузов и в значительно меньшей степени – в грузообороте. Это объясняется уменьшением дальности транспортирования многих грузов (например, нефти – с 13 тыс. км до 8 тыс.). Во второй половине 1990-х гг. морские перевозки продолжали расти, но с перебоями и в целом не так быстро, как предполагалось.

Так что и прогнозы на начало XXI в. пришлось скорректировать в сторону уменьшения.

Одновременно большие изменения происходили и в структуре мировых морских перевозок. До начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (в 1950 г. – 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 55 %). Но в связи с кризисом доля их стала уменьшаться, тогда как доля навалочных, насыпных и генеральных грузов – возрастать.

К концу 1980-х гг. доля наливных грузов уменьшилась до 37 %, доля навалочных и насыпных грузов выросла до 24, а штучных (так называемых генеральных) грузов – до 25 %. В 1990-х гг. эта тенденция сохранилась: перевозки угля, железной руды, бокситов, зерна, продовольствия и в особенности генеральных грузов росли быстрее, чем перевозки нефти и нефтепродуктов.

Переходя к рассмотрению географического распределения мировых морских перевозок, нужно прежде всего отметить соотношение в этих перевозках трех групп стран.

В конце 1990-х гг. на развитые страны Запада приходилось 45 % экспортных отгрузок морского транспорта, на развивающиеся – 51, а на страны с переходной экономикой – 4 %. Здесь обращает на себя внимание очень большая доля развивающихся стран. Это связано как с их общей ролью в международном географическом разделении труда, так и с активной политикой в области морского судоходства, которую проводят многие из них; в первую очередь это относится к новым индустриальным странам.

А в импортных разгрузках, как и можно было ожидать, по-прежнему доминируют страны Запада. На развивающиеся страны приходится примерно 25 %, а на страны с переходной экономикой 3 % разгрузочной работы.

С географической точки зрения наиболее важной частью анализа морских перевозок является, пожалуй, вопрос о географии мировых морских трасс. Л.

И. Василевский правильно писал о том, что морская трасса – это условное понятие. В отличие от наземного транспорта географию морского определяет не сеть путей сообщения, а сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для морских судов эстуариев и течений крупных рек. Географическое разделение труда привело к тому, что большинство морских трасс сохраняет свою устойчивость на протяжении многих десятилетий.

Для географа очень интересен также вопрос о роли отдельных океанов в мировом морском судоходстве.

Вот уже в течение пяти веков – с начала Великих географических открытий – первое место (3/5) в мировом линейном и трамповом судоходстве занимает Атлантический океан, что объясняется многими природными, историческими, экономическими причинами.

Среди них можно назвать морфологию морских берегов, их изрезанность, особенно в Европе и на северо-востоке Северной Америки. Можно назвать высокий уровень заселенности и урбанизированности большинства приморских районов, отражающий уровень социально-экономического развития десятков стран.

Наконец, по просторам Атлантики проходят кратчайшие морские связи между Старым и Новым Светом. Неудивительно, что на берегах именно этого океана возникло большинство морских портов мира.

В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них – североатлантическое, которое проходит между 35–40° и 55–60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы.

К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины XX в. это был также самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог.

В 1958 г. в пассажироперевозках они впервые количественно сравнялись, а в наши дни практически весь пассажирооборот между Европой и Северной Америкой обслуживает авиация.

С начала XIX в. началось соревнование пароходных компаний за приз «Голубая лента Атлантики», предназначавшийся судну, которое пересечет этот океан за самый короткий срок.

Первый подобный трансатлантический рейс совершил в 1819 г. американский парусно-паровой фрегат «Саванна», который, однако, почти весь путь до Ливерпуля прошел под парусами; этот рейс продолжался около 28 суток. В 1838 г. гигантский по тем временам пароход – английский «Грейт Вестерн» преодолел расстояние между Европой и Америкой за 14,5 суток. Во второй половине XIX в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» шла между Великобританией, Германией, Францией и США.

Уже в начале XX в. английская «Лузитания» сократила время в пути до 4 суток и 20 часов. В 1938 г. знаменитый французский пассажирский лайнер «Нормандия» пересек океан за 4 суток и 3 часа. В 1948 г. еще более знаменитый английский пароход «Куин Мери» преодолел его за 3 суток и 12 часов и, наконец, в 1952 г. американский «Юнайтед Стейтс» установил абсолютный рекорд – 3 суток, 10 часов и 40 минут.

Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане – южноатлантическое (Европа – Южная Америка), западноатлантическое (Африка – Европа).

Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых других массовых грузов из Азии в Европу и США. Однако в целом за последние десятилетия значение Атлантического океана в мировом судоходстве уменьшилось.

Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического.

Но потенциал этого океана, к берегам которого выходят 30 государств с населением около 3 млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов.

Обычно эти потоки также объединяют в несколько главных направлений.

Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии – автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал.

К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые «транспортные мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков – азиатского и двух Америк.

Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее – те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой и Европой.

Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.

Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому, пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в последнее время помехой для морского торгового судоходства снова стало морское пиратство.

Из истории известно, что еще в римскую эпоху пиратство процветало в Средиземном море, и Гнею Помпею для борьбы с ним было выделено 500 кораблей.

Назовите самые большие порты Тихого и Индийского океанов. На берегах каких

В средние века и в новое время пиратство снова процветало на Средиземном море, у атлантических берегов Африки, затем эпицентр его сместился в Карибское море, даже прозванное Флибустьерским.

Современное морское пиратство создает угрозу для судов на многих морях. Но особенно опасными в этом отношении считаются Карибское, Южно-Китайское моря, Индийский океан. Хорошо вооруженные пиратские команды на быстроходных судах нападают на торговые корабли и грабят их. Только в 2000 г. было зарегистрировано 470 пиратских нападений на гражданские суда.

Для России морской транспорт также имеет большое значение, в первую очередь в обеспечении внешнеэкономических связей. По грузообороту он теперь в десятки раз уступает трубопроводному и железнодорожному транспорту.

После распада СССР из-за больших потерь в морском флоте, береговой инфраструктуре и общей тяжелой экономической ситуации этот грузооборот в 1992–2006 гг. уменьшился в восемь раза.

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.

(около 1/3 мирового морского грузооборота), уступая Атл-ке по объему перевозок, опережает ее по темпам роста. Характерная особенность морских путей в Тихом океане – их очень большая широтная протяженность (вдвое длиннее трансатлантических). Трансокеанские пути, соединяющие зап. и вост. берега, группируются по двум направлениям: американо-азиатскому и американо-австралийскому. На первом из них сформировались три грузонапряженные трассы. Маршруты интенсивного судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, КНР, Филиппин (Йокогама, Шанхай, Манила). Из северо-американских портов вывозится в Японию уголь, лес, зерно, руда, полуфабрикаты и готовые изделия. В обратном направлении идут различные виды промышленной продукции (стальные трубы, электро- и радиоприборы, ткани, рыба и рыбопродукты). Менее интенсивно судоходство на второй трассе от Панамского канала и западных портов Юж.Америки в порты Юго-Вост-ой (Сингапур, Манила) и Восточной (Шанхай, Йокогама) Азии. Из латиноамериканских портов вывозится преимущественно горнорудное и сельскохозяйственное сырье (в Японию), а в обратном направлении – промышленные изделия. Второе американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной Америки и Австралии, Новой Зеландии. Здесь проходят линии из портов США и Канады в Сидней и другие порты юго-восточной Австралии (Ньюкасл, Мельбурн). Из американских портов машины и оборудование, а в обратном направлении – промышленное сырье и сельскохозяйственные товары.Из США в латиноамериканские порты транспортируются оборудование для горнорудной промышленности, машины и готовые изделия. Наибольшая концентрация грузооборота отмечается в портах Восточной (Япония, Респ. Корея, Китай) и Юго-Вост. Азии (более 3/4 общего грузооборота Тихого океана). Крупнейшие нефтяные терминалы Тихого океана сосредоточены в японских (Тиба, Йокогама, Кавасаки), американских (Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Франциско, Валдиз) и международных транзитных (Сингапур, Думай) портах.

30. Экономико-географические провинции Тихого океана и их характеристика .

С-З: В эконом. отношении провинция выделяется высоким уровнем развития хозяйства и крупным научно-техническим потенциалом, богатыми мин. ресурсами ее отдельных территорий, огромными рыбными запасами и самыми большими уловами в мире, интенсивными морскими перевозками и развитым хозяйством. Здесь сосредоточены огромные людские ресурсы и сформировался третий мирохозяйственный центр, ядром которого является Япония, а взаимодополняющую роль играют «новые индустриальные страны» (Респ. Корея, Тайвань) и быстро растущая экономика современного Китая. На шельфе провинции добывается нефть и газ, твердые полезные ископаемые (железная руда, каменный уголь), разведаны TiMg-россыпи, залежи касситерита, поваренной соли. В открытой части океана выявлены железомарг. и фосфоритовые конкреции. З: Ее характерной особенностью являются выгодное положение на трассах интенсивного морского судоходства и наличие крупных узлов морских коммуникаций в проливах Малайского архипелага. Зап. провинция располагает крупными запасами минерального сырья, биологических ресурсов, но уступает Северо-Зап. провинции по уровню промышленного и научно-технического потенциала, а также уровню развития морских отраслей хозяйства. Недра провинции содержат месторождения мирового значения. Из этого региона мира получают до 70 % олова, значительные объемы нефти, Fe, Mn и Cu руды, Ni, хромиты, вольфрам, бокситы и фосфатное сырье. На северо-востоке провинции залегают железомарганцевые конкреции и фосфаты, на шельфе открыты месторождения нефти, касситерита, железной руды, глауконита.Ю-З: рыбный промысел не получил широкого промышленного развития. Положение провинции в стороне от главных мировых рынков предопределяет ведущую роль морских коммуникаций для обеспечения связей с Сев. Америкой, Восточной и Юго-Вост. Азией и Европой. являются Сидней и Мельбурн и аванпорт Джилонг (специализируется на зерновых и нефтяных грузах). В штате Новый Юж. Уэльс функционирует 9 морских портов (Ньюкасл, Порт-Кембла, Хантер и др.) Ю.: Природно-ресурсный потенциал провинции изучен слабо. На островах Тонго ведется добыча нефти, на островах Общества разрабатываются месторождения фосфоритов. Воды провинции отличаются малым содержанием биомассы зоопланктона и низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км 2. Характерной чертой Южной провинции является слабое развитие экономики, что не позволяет вести широкое изучение и освоение морских ресурсов. Основу экономики большинства островных государств составляет плантационное хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, цитрусовых, бананов, ананасов, сахарного тростника, кофе, какао, земляного ореха, хлебного дерева), производство рыбных консервов и копры. Уловы рыбы островных государств и территорий невелики. Наиболее диверсифицирована экономика Фиджи, ее основу составляют сахарная промышленность, туризм, лесная и деревообрабатывающая отрасли. С-В: нефтью и природным газом (Аляска, район Лос-Анджелеса и прибрежные воды штата Калифорния), фосфоритами (побережье Калифорнии), рудами драгоценных и цветных металлов (золото, платина, ртуть). Значительную роль играет эксплуатация морских россыпей золота (у берегов полуострова Сьюард) и платиновых песков (залив Гудньюс). Открытые воды провинции отличаются крайне низкой рыбопродуктивностью. Северо-Восток – зона весьма интенсивных транспортных перевозок. Здесь проходят трассы из тихоокеанских портов Сев/ Америки к портам Вост. Азии (Япония, Китай) и от портов западного побережья США и Канады к портам Аляски и Алеутским островам.Ю-В и В: Прибрежные страны (Перу, Чили, Боливия) формируют емкий региональный сырьевой рынок, экспортирующий морским транспортом горнорудное сырье, продукцию сельского хозяйства и рыболовства. В Перу разрабатываются крупные месторождения железной руды (район порта Сан-Хуан), полиметаллов, фосфоритов, на морском шельфе ведется добыча нефти и газа. Провинция является важным мировым районом активного рыболовства.