Иконы гтг. Пять византийских икон, ради которых стоит идти в третьяковку

Ч то можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея - крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме - Инженерном корпусе - проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо - в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова » можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея .

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня - Владимирская икона Божией Матери - находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах , которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже - залы Левитана , Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина . Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

February 12th, 2014

Еще в школе нас учили не относится серьезно к религиозному искусству. Ну что там — они не знали перспективы, не могли реалистично изображать человека и т.д. Дьякон Кураев в своей лекции про иконопись, вспоминает забавные факты о советском представлении об иконах.



Я открыла для себя иконы именно в Третьяковке. В то время я была подготовлена к восприятию иконы, поскольку давно интересуюсь абстрактным искусством. Думаю, если признавать право на живопись только для реализма, оценить красоту иконы невозможно.



При ближайшем рассмотрении, иконы оказались абсолютно новым для меня искусством, искусством абсолютно самодостаточным, с одной стороны и простым с другой.

Русская (византийская) икона появилась на обломках античного искусства.

К IX веку, после периода иконоборчества, античная традиция на востоке прекратила свое существование. Появилось совершенно новое искусство, далекое от античной традиции — иконопись. Она возникла в Византии и продолжала развиваться в России.



Однако со знакомством России с западноевропейским искусством, иконопись хоть и продолжала существовать, но она уже не считалась пределом совершенства. Российская элита полюбила барокко и реализм.


К тому же иконы в средние века для сохранности покрывали олифой а она со временем темнела, часто поверх старого изображения накладывалось новое, а еще чаще иконы прятали в оклады. В итоге получилось, что большая часть икон была скрыта от глаз.


Древнерусское искусство было вновь открыто в конце 19 века, а в начале 20 века пережило настоящее признание.


Это был период когда люди стали проявлять интерес к древнему национальному искусству и появилась техника реставрации. Открывшиес я миру в результате реставрации образы потрясли современников.


Возможно именно это дало толчок в развитии русского абстрактного искусства. Тот же Анри Матисс, рассматривая коллекцию новгородского искусства в 1911 году говорил: «французские художники должны ездит учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше».

Изображения божьей матери

Одна из величайших византийских икон выставлена в Третьяковской галерее — это икона Владимирской божьей матери.


Она была создана в Византии и попала на русскую землю в 12 веке. Тогда Владимирский князь Андрей Боголюбский построил для нее Успенский храм во Владимире


Изображение богоматери с прильнувшем к ней младенцем относится к типу иконы Умиление, такие изображения стали распространяться в византийском и русском искусстве в 11 — 12 веках. Тогда же появился «Канон на плач пресвятой богородицы». В западной традиции он называется Stabat mater.


богоматерь Симона Шакова


«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.


Слава: Вижу утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, Сего даде.


И ныне: Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.»


Изображение богоматери с младенцем по типу «Умиление» усиливает текст канона.


Еще одна прекрасная икона на эту же тему «умиление» — Донская божья матерь Феофана грека, также находится в Третьяковской галерее



Более древнее изображение богоматери также можно увидеть в собрании Третьяковской галереи


Богоматерь Воплощение — икона 13 века из собрания Третьяковской галереи


Такая икона называется — Оранта. Подобных изображений много в катакомбах и ранних христианских церквях. Здесь основной смысл придается схождению на землю сына божьего через богоматерь, которая в данной трактовки является «вратами света» через которые в мир приходит благодать. Другими словами здесь изображена беременная богоматерь.

Другая икона, которой восхищается ни одно поколение видевших ее, это троица Андрея Рублева.

Чтобы понять и оценить красоту этого произведения предлагаю также окунуться в историю вопроса.


Троица: отец, сын и святой дух была еще в эллинской традиции — культ бога Диониса. Уж не знаю оттуда ли она перекочевало в христианство, или откуда с востока, но идея эта гораздо древней, чем новый завет и символ веры.


Новозаветную троицу (бог отец, сын и святой дух) в православной традиции нельзя было изображать. Это противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда ». Можно изображать только троицу ветхозаветную.


Справедливости ради, несмотря на канонический запрет, изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя вроде бы определением Большого Московского Собора 1667 г., были запрещены.



В католической же традиции Новозаветную троицу изображали часто.


Роберт Кампин «Троица». В католической традиции Троицу изображали буквально: Отец, распятый Иисус, святой дух в виде ангела. Картина из Эрмитажа


В основу изображения ветхозаветной троицы легло предание об Аврааме. В книге бытия описывается эпизод, когда Аврааму является бог в виде трех ангелов. «И явился ему господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (быт. 18:1-8)


Именно этот сюжет и изображается как святая троица, его еще называют «гостеприимство Авраамово».


Троица XIV век Ростов


В ранних изображениях этот сюжет изображали с максимальными деталями: Авраам, его жена Сарра, дуб, палаты Авраама, слуга закалывающий тельца.Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим.


В Троице Андрея Рублева нет ничего лишнего. Только три ангела, которые воспринимаются как единое целое. Их фигуры образуют замкнутый круг. Именно рублевская Троица стала каноническим изображением и послужила примером для последующих поколений иконописцев.


Методы и приемы иконописи, обратная перспектива

Для правильного понимания иконописи нужно иметь в виду, что иконописцы не стремились изобразить реальность, у них была другая задача — изобразить мир божественный. Отсюда и происходят приемы не свойственные для реалистичной живописи.


Например — использование обратной перспективы. (Это когда линии к горизонту не сходятся, а расходятся).



Однако это использовалось не всегда, а только когда художник хотел подчеркнуть особую близость объекта к нам. Также в иконе используются и параллельная перспектива — когда линии не сходятся на горизонте а идут параллельно.


Интересная икона мастерской Феофана Грека «Преображение». Здесь еще и изображены события происходящие в разное время.



Очень люблю эту икону, мне от нее сложно оторваться. Здесь изображено преображение господне не горе Фавор. От Иисуса исходит божественный свет, внизу пали ниц апостолы Петр, Иаков и Иоанн Богослов. Сверху пророки Моисей и Илия. Над ними, ангелы которые принеси их на это место. Под горой группы апостолов, одна группа поднимается в гору, другая спускается с горы.


Преображение господне — очень важный сюжет в православной традиции, он как бы показывает путь спасения, приобщения к божественной славе. Наблюдая свет, исходящий от Христа мы становимся людьми »которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствие Своем» (Мф. 16:28)


Посещение Третьяковки, которая ранее у меня ассоциировалась только с «Утром в сосновом лесу» и питерский снобизм заставлял меня проходить мимо этой картинной галереи, привел меня к мысли, что нужно более внимательно относится к тому что рядом, может гениальные вещи оказаться ближе, чем мы думаем и совсем не обязательно ехать за ними в Италию.


При написании статьи использованы материалы из книги «Шедевры Третьяковской галереи» Иконопись, Москва ГТГ 2012 г.

С самого начала своей собирательной деятельности, основатель музея П.М.Третьяков замышляет создание «общедоступного (народного) художественного музея», коллекция которого отразила бы «поступательное движение русского искусства», по словам самого Павла Михайловича. Осуществлению этой мечты он посвятил всю свою жизнь.

Первые иконы Павел Михайлович приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего шестьдесят два памятника, но по словам русского ученого, историка Николая Петровича Лихачева (1862-1936), коллекция П.М.Третьякова считалась «драгоценной и поучительной».

В то время в Москве и в Санкт-Петербурге были известны частные коллекционеры, собиратели икон - И.Л.Силин, Н.М.Постников, Е.Е.Егоров, С.А.Егоров и другие. У некоторых из них Третьяков приобретает иконы. По справедливому замечанию известного художника и ученого-искусствоведа, директора Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960), Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что «он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее».




Спас в силах

Завещание было исполнено в 1904 году - иконы, приобретенные П.М. Третьяковым, впервые включили в экспозицию галереи. Она была организована Ильей Семеновичем Остроуховым (1858-1929) - художником, членом Совета Галереи, а также известным собирателем икон и картин (после его смерти, в 1929 году, коллекция поступила в собрание Галереи). Для устройства нового иконного зала он пригласил ученых Никодима Павловича Кондакова (1844-1925) и Николая Петровича Лихачева, которые разработали концепцию, смогли впервые научно систематизировать и сгруппировать памятники, издать каталог.


Неизвестный иконописец, конец XIV века.Деисусный чин ("Высоцкий")
1387-1395
Дерево, темпера
148 х 93

Название и датировка чина связаны с событиями жизни его заказчика - игумена серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия-старшего.

Оформителем этой экспозиции стал знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). По его эскизам в Абрамцевских мастерских изготовили витрины, имитирующие киоты - в них и были представлены все собранные Третьяковым иконы. Подобного показа икон не существовало тогда ни в одном русском художественном музее. (Надо заметить, что некоторые иконы выставлялись еще в 1862 году в московском Румянцевском музее и в 1890 голу в Историческом музее, но экспонировались иконы тогда как предметы церковной старины, а не как произведения искусства. Они не были реставрированы, были темными, загрязненными, с утратами красочного слоя).


Андрей Рублев
Спас в силах
1408 г.

Примечательно, что открытие зала древнерусской иконописи в Галерее произошло в первые годы XX столетия - период зарождения реставрационного дела в России, когда началось профессиональное научное изучение древнего русского искусства.

В 1918 году, несмотря на трагические послереволюционные события, была организована «Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России». Эту комиссию возглавил тогдашний директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь. Комиссия занялась планомерным выявлением древних памятников, экспедиционной и выставочной деятельностью.
В 1929-30-х годах, после реставрационных выставок, решением тогдашнего правительства было решено превратить Третьяковскую галерею, как крупнейший музей русского искусства, в центр по изучению культурного наследия древнего периода нашей истории. В те годы в наш музей поступило множество памятников древнерусского искусства из самых разных источников, в том числе из реформированных музеев и частных собраний. Эти поступления в основном и сформировали нынешнюю коллекцию древнерусского искусства в Галерее.



~~~~
«Образ» по-гречески - икона. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных.
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Чтобы неукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одежды испод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прорыси -- графическое изображение сюжета).
~~~~

В середине 1930-х годов в Галерее были созданы научный отдел древнерусского искусства и реставрационная мастерская. Была открыта новая экспозиция, в которой соблюдались принципы историко-художественного показа памятников, были представлены основные центры, этапы и направления в иконописи XII - XVII веков.
Ряд ценных икон, порой весьма древних, поступил в Галерею в результате экспедиций по Русскому Северу и центральных областей, проводимых сотрудниками Галереи в 1960-70-х годах.

Сейчас коллекция составляет уже более шести тысяч единиц хранения. Это - иконы, фрагменты фресок и мозаик, скульптура, мелкая пластика, предметы прикладного искусства, копии фресок.

В допетровской Руси почти вся живопись носила исключительно религиозный характер. И всю живопись мы с полным правом можем назвать иконописью. Все стремление к прекрасному, тяга к красоте, порыв и устремление в высь, в область духа к Богу, находили свое разрешение в церковных иконах. В мастерстве создания этих священных образов талантливейшие представители одаренного русского народа достигли подлинных вершин мирового звучания.



Неизвестный иконописец, середина XVI века
"Благословено воинство небесного царя..." (Церковь воинствующая)
Середина XVI века
дерево, темпера
143,5 х 395,5

Икона была исполнена для Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте близ царского места. Название заимствовано из богослужебных песнопений Октоиха, посвященных мученикам. Содержание иконы перекликается с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду Небесное блаженство. Замысел иконы связан и с конкретными историческими событиями: как полагают большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Под предводительством архангела Михаила на крылатом коне воины движутся тремя рядами от горящего города (по-видимому, имеется в виду Казань) к увенчанному шатром Небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе. Победителей встречают Богоматерь с младенцем Христом и летящие навстречу воинству ангелы с венцами.
Судя по многочисленным историческим свидетельствам, современники видели в Казанском походе Ивана Грозного, скорее, борьбу за утверждение и распространение православной веры. Не случайно посреди войска на иконе представлен святой равноапостольный Константин Великий в императорских одеяниях, с крестом в руках. По-видимому, в образе Константина на иконе должен был символически присутствовать сам Иван Грозный, воспринимавшийся как продолжатель его дела. Тема распространения и утверждения истинной веры дополнительно подчеркивалась присутствием на иконе первых русских святых Владимира, Бориса и Глеба (они изображены почти сразу же за Константином). Многофигурность и повествовательность композиции, необычный формат доски обусловлены тем, что, по сути, это уже не вполне иконописный образ, а, скорее, церковно-историческая аллегория, прославляющая победоносное православное воинство и государство, выполненная в традиционных формах иконного письма.
~~~~

Расцвет русской иконописи как таковой приходится именно на допетровскую эпоху. Испытав в процессе
своего развития несколько ярких и изумительных по форме и мастерскому воплощению стоявших перед ними религиозно-богословских задач взлетов, русская иконопись после петровской эпохи приходит в упадок, непрерывно деградирует, превратившись, наконец, в ремесленные произведения кустарей. В начале XX века талантливые художники Нестеров, Васнецов и др. пытались вывести русскую иконопись из того застойного положения, в котором она находилась, но целый ряд объективных и субъективных причин не дал возможности наступить подлинному возрождению этого святого искусства и не создал ничего могущего встать в один ряд с бессмертными творениями духовной живописи допетровской Руси.

По самым своим задачам, по самому своему назначению иконопись принципиально отлична от близкой, казалось бы, и сходной с нею мирской портретной живописи. Если портрет обязательно предполагает существованию некой натуры каковую художник точно воспроизводит, стараясь не уклоняться от портретного сходства, то иконописец, в задачи которого входит воспроизвести священный образ или какую-то определенную богословскую мысль, облеченные в наиболее доходчивое для молящихся воплощение, может по своему таланту и разумению, в определенной мере уклоняться от утвержденных церковной практикой «иконописных подлинников» и давать свое решение вставшей перед ним задачи.


Неизвестный иконописец, начало XIII века.Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
Первая треть XIII века.Дерево, темпера.61 х 146

Отсюда становится понятным то значение, какое придавали старинные церковные правила самой личности и поведению художника-иконописца во время работы над иконой. Так, в знаменитом сборнике Постановлений Собора 1551 г., известного под именем «Стоглав», приводится требование, чтобы иконописец был «смиренен, кроток, благоговеен; жил в посте и молитве, храня со всяким опасением чистоту душевную и телесную». В том же «Стоглаве» мы найдем определенное требование о непременном следовании старинным «иконописным подлинникам», чтобы священные изображения, создаваемые вновь, не порывали с установившимися издревле традициями и были сразу знакомы и понятны каждому молящемуся.



На иконе изображено чудесное преображение Христа на горе Фавор перед Его учениками - апостолами Петром, Иаковом, Иоанном, явление пророков Ильи и Моисея, и их беседа с Христом. Композиция усложняется сценами восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы, а также изображениями пророков, приносимых ангелами. Икона может предположительно рассматриваться как произведение Феофана Грека или его мастерской.

Основное начало, которое заложено в работе иконописца, это искреннее религиозное воодушевление; художник знает, что перед ним стоит задача создать для массы верующих образ, икону, предназначенную для молитвы.



Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву.С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. Одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление».



Свой определенный и твердо очерченный стиль русская иконопись вырабатывает в XIV столетии. Это будет так называемая Новгородская школа. Исследователи видят здесь прямое соответствие художественному рассвету Византии эпохи Палеологов, мастера которой работали на Руси; один из них знаменитый Феофан Грек, расписывавший между 1378 и 1405 гг. некоторые новгородские и московские соборы, был учителем гениального русского мастера XIV—XV вв. Андрея Рублева.


Андрей Рублёв.Троица.

Икона Андрея Рублева «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 г. Она пришла из Загорского историко-художественного музея-заповедника, который сейчас называется Сергиев Посадский музей. Икона Рублева «Троица» расчищалась в числе самых первых памятников при рождении реставрационного дела в России, в эпоху серебряного века. Еще очень многих секретов, которые известны нынешним мастерам, не знали, чтимые, особо чтимые иконы покрывались почти каждое столетие, записывались заново, покрывались новым слоем краски. В реставрационном деле есть такой термин, раскрытие от позднейших живописных слоев первого авторского слоя. Икона «Троица» расчищалась в 1904 г., но как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось ее раскрывать заново. И уже окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Иваном Андреевичем Барановым. Тогда уже знали, что это именно Андрей Рублев, потому что сохранились описи, было известно, что икона заказана была преемником Сергия Радонежского Никоном Радонежским в похвалу старцу Сергию. Икона не может ездить на выставки, потому что состояние сохранности ее достаточно хрупкое.

Сила рублевской “Троицы” в ее благородных и человеколюбивых устремлениях. Его дивные краски - нежные, деликатные. Весь строй живописи - в высокой степени поэтичный, чарующе прекрасный.

«Троица» обозначает бесконечно много всего, она несет в себе очень глубокий символический смысл, она несет в себе опыт и интерпретации многовековых христианских догматов, многовековой опыт христианской духовной жизни.
~~~~

Рублев и его последователи относятся к Московской школе. Его творчество — следующий шаг по сравнению с Феофаном Греком, работы которого типичны для Новгородской школы и ее разновидности, более архаической Псковской.

Новгородская школа характеризуется крупными массивными фигурами святых, при большом размере самих икон. Они предназначались для обширных и величественных храмов, щедро воздвигаемых, богатым и благочестивым населением «господина великого Новгорода». Тон икон красноватый, темнокоричневый, синеватый. Ландшафт — ступенчатые горы и архитектура зданий — портики и колонны — в значительной мере близки подлинной натуре территории Александрии и смежных с ней районов, где происходили события из жизни изображаемых на иконах святых и мучеников.


Неизвестный иконописец, Новгородская школа
Отечество с избранными святыми.
Начало XV века
дерево, темпера
113 х 88

Икона происходит из частного собрания М.П.Боткина в Петербурге. Это сравнительно редко встречающийся в православном искусстве тип изображения Троицы, представляющий Бога Отца в виде старца, Бога Сына в виде отрока или младенца и Святого Духа в виде голубя (в русском искусстве это древнейшее из дошедших до нас изображений такого типа). На престоле - старец в белых одеждах с крестчатым нимбом: правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. На коленях у него - юный Христос, который держит в руках сферу с голубем. Над спинкой престола симметрично изображены два шестикрылых серафима, а около подножия - "престолы" в виде красных колес с глазами и крыльями. По сторонам от престола, на башнях-"столпах", представлены столпники Даниил и Симеон в коричневых монашеских мантиях. Справа внизу стоит юный апостол (Фома или Филипп) со свитком. Старец в белых одеждах с крестчатым нимбом представляет особый иконографический тип, основанный на ветхозаветном видении пророка Даниила (Дан. 7).

Неизвестный иконописец, XIV - начало XV века
Никола с житием.
Конец XIV - начало XV века
Дерево, темпера
151 х 106



По преданию привезена из Константинополя в Москву в XIV веке митрополитом Пименом и поставлена в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Подобные иконы особо ценились русскими мастерами. Одигитрия в переводе с греческого означает путеводительница.

Тип ликов святых и Богоматери — также не русский: продолговатый, «византизированный». Эта характерная деталь в дальнейшем, в Московской: школе, все более и более принимает славянский оттенок, превратившись, наконец, в работах гениального «царского изографа» XVII века Симона Ушакова и его школы в типично русские круглые лица.



Происходит из церкви Михаила Архангела в Овчинниках в Замоскворечье. Поступила в 1932 году из ЦГРМ.
Соответственно с этим можно, без сомнения, будет также отметить и саму ту концепцию божественности и святости, которую вкладывали обе эти школы.На обороте надпись: Лета 7160 (1652) году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симан Федоров. Зачата июня 19 день (далее неразборчиво).

Пышная блестящая Византия, столица которой Царьград, по свидетельству всех историков и мемуаристов, была самым богатым городом в мире, а ее императоры рассматривали себя как бы земными представителями Всемогущего Бога, требуя себе почти божеского поклонения. Естественно, и с помощью икон они стремились усилить свой авторитет и силу. Святые Византийской школы, в своем большинстве, точно так же, как и перешедшие затем на стены новгородских соборов и монастырей их отражения — суровы, карающе-строги, величественны. В этом смысле характерны будут изумительные фрески Феофана Грека, которые (оставляя в стороне все различие эпох и приемов) невольно напоминают сурово-мятущиеся фигуры римских фресок Микеланджело.



В середине XVII века в России прославился знаменитый «царский изограф» Симон Ушаков, олицетворявший новую Московскую школу, отражавшую пышность и богатство стабилизировавшегося после Смутного времени и иностранной интервенции быта Московского царского двора и боярской знати.

Произведения этого мастера отличаются особенной мягкостью и округлостью линий. Мастер стремится к выражению не столько и не только внутренней духовной красоты, сколько внешней красоты и, мы бы даже сказали, — «красивости» своих образов.

Исследователи не без основания видят в творчестве этой школы западное влияние и в первую очередь «нидерландских итальянизирующих мастеров второй половины XVI века».


Царские врата
Середина XV в.

Если работы Ушакова и его товарищей в основном предназначались для храмов, то потребность состоятельных людей в красивой «мерной» иконе для домашнего моления удовлетворяла Строгановская школа, наиболее известные мастера которой: Семейка Бороздин, Истома Савин, Первуша, Прокопий Чирин, полно представленные в галерее, по своему художественному кредо довольно близки к школе Ушакова. Недаром большинство из них с большим успехом работало в Москве.





Неизвестный иконописец XII века.Спас Нерукотворный.(справа)
Вторая половина XII века.Дерево, темпера.77 х 71

Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Православное церковное предание приписывает создание первоначального Нерукотворного образа самому Христу и рассматривает эту икону как свидетельство Боговоплощения, пришествия Сына Божия в мир в человеческом образе. Главной целью Боговоплощения было человеческое спасение, осуществленное через искупительную жертву. Символический образ искупительной жертвы Спасителя представлен композицией на обороте, где изображен голгофский Крест, увенчанный венцом, и архангелы Михаил и Гавриил, несущие орудия страстей - копье, трость и губку. Крест водружен на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама (эта деталь заимствована из иконографии Распятия), а над ним представлены серафимы, херувимы и аллегорические изображения Солнца и Луны.

Дарохранительница.Успела сделать одну фотографию.Вот так она выглядит.Содержание впечатляет!
Надо видеть!

Эти иконы защищали Россию веками. Они останавливали армии, исцеляли больных и спасали от пожаров.

1. Владимирская икона Божией Матери

По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

2. Икона «Троица»

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

3. Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

4.Тихвинская икона Божией Матери

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

6. Иверская икона Божией Матери

Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

7. Донская икона Божией Матери

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

9. Курская-Коренная икона Божией Матери

Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

10. Феодоровская икона Божией Матери

Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

11. Псково-Печерская икона «Умиление»

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

12.Святой Николай (Угрешская икона)

Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

13. Икона «Спас Елеазаровский»

Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)

Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

15. Икона Божией Матери Семистрельной

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

16. Икона Святой Матроны Московской

Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

17. Икона блаженной Ксении Петербургской

Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

18. Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского

Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу

Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова

Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

22. Икона Спас в силах Андрея Рублева

Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

23. Икона Серафима Саровского

Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.