История возникновения танго. В какой стране зародился танец танго: история танца

- (исп. tango) современный бальный танец. Известны цыганское танго, андалусийское танго, креольское танго и популярное аргентинское танго, распространившееся в 1910 х гг. во всем мире как салонный и эстрадный танец. Размер 2/4, темп умеренный … Большой Энциклопедический словарь

ТАНГО, бальный танец 2 4 дольного размера, умеренного темпа, с характерной пунктирной или синкопированной ритмоформулой (смотри Синкопа). В Европу попал из Аргентины (аргентинское танго) в 1910 х гг., остается одним из самых популярных танцев.… … Современная энциклопедия

Танго - ТАНГО, бальный танец 2 4 дольного размера, умеренного темпа, с характерной пунктирной или синкопированной ритмоформулой (смотри Синкопа). В Европу попал из Аргентины (“аргентинское танго”) в 1910 х гг., остается одним из самых популярных танцев.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

танго - и устарелое танго … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ТАНГО, нескл., ср. (иностр.). Современный салонный танец четырехдольного такта, состоящий из ряда сложных, произвольно чередуемых па. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАНГО, нескл., ср. Скользящий парный танец, а также музыка в ритме такого танца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

танго - I. ТАНГО I нескл., ср. tango m. <, исп. tango. 1. Медленный танец четырехдольного такта, состоящий из произвольно чередуемых па. БАС 1. Говорят, что Вы в притонах По ночам поете танго. Вертинский Желтый ангел. Ах, тетя, что ты, что ты Москве… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Неизм.; ср. [исп. tango] Современный бальный танец четырёхдольного такта, состоящий из произвольно чередующихся па. Аргентинское т. Знойное, страстное т. Танцевать медленное т. Изогнуться в т. Разучить т. // Музыка такого танца. Заиграть т.… … Энциклопедический словарь

- (испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. аргентинское Т. , креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 нач. 19… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Танго (+ CD, DVD) , . Танго родилось в XIX веке в бедных районах Буэнос-Айреса и Монтевидео, где жили обездоленные крестьяне, потомки африканских рабов, иммигранты из Европы, где встретились культурные традиции…
  • Танго (DVD) , Матушевский Максим. "Танго - это тайна, которую танцуют двое." Весь мир сейчас танцует танго! Для кого-то это спорт, для кого-то просто танец, но на самом деле танго - это нечто гораздо большее… Танго - это…

Для того, чтобы понять душу и эмоциональность танго, нужно изучить его историю и ответить на вопрос, в какой стране зародился танец танго. Это слово имеет африканские корни и приблизительно переводится как «место встречи». На одном из африканских наречий «Tang» означает «касаться, приближаться». Достоверное значение этого слова точно никто не знает.

Возник танец танго в конце ХІХ века в кварталах Буэнос-Айреса и Монтевидео, где проживали эмигранты из африканских стран. В начальном варианте его танцевали только мужчины, и причем группами. Танцоры становились в ряды и, выполняя определенные танцевальные движения, постепенно двигались навстречу друг другу. Это был групповой вид танца. Парным, с участием мужчины и женщины, он стал гораздо позже. Родился танец танго в стране Аргентине на танцевальных вечеринках афрокреолов из смеси африканского танцевального направления кандомбэ и испанских, а также гавайских направлений. Во время празднований африканцев, часто доходило до серьезных драк, поэтому данные мероприятия стали запрещаться властями. Однако они все равно проводились подпольно. В данном варианте танца пары сходились и расходились в такт без телесных контактов друг с другом. Это направление подхватили жители пригородов и перенесли его в салуны.

Постепенно в данное танцевальное направление, по мере выхода его в массы, вливалось множество течений. Современное танго и кандомбэ объединяет теперь только схожий ритм, который присущ большинству латиноамериканских танцевальных течений, подвергшихся африканскому влиянию.

Вскоре этот эмоциональный танец вырвался за пределы Латинской Америки. Новым этапом истории танца танго является его появление в Париже в начале ХХ века. Оно пережило настоящий бум популярности. Даже возникло специфическое течение «тангомания», которое определяло моду на вечеринки в этом стиле. Из Франции данное течение распространилось по всей Европе. Не обошлось без запретов. Официально он был запрещен в Италии, Англии, России, но, тем не менее, завоевал бешеную популярность.

Описание, стили и характеристика танго

Простое описание танца танго не передаст того дикого огня страсти, которое создают танцоры. Он больше напоминает небольшой спектакль двух актеров, который лучше посмотреть собственными глазами. В отличие от других танцев, в данном случае импровизация приветствуется и играет большую роль в эмоциональности исполнения. Принимая решение научиться танцевать аргентинский вариант, следует приготовиться к тому, что он может разбудить совершенно новые эмоции, о которых человек даже не подозревал. Каждое движение имеет глубокий смысл и выражает страсть.

Самые распространенные направления: аргентинское, финское, бальное. Наиболее известный аргентинский стиль имеет свои разновидности: лисо, орильеро, салон и другие. Финский стиль зародился в Финляндии, и имеет некие особенности, которые наложили местные танцевальные течения. Бальный вариант наиболее сложный и требует профессиональных навыков, он носит скорее спортивный характер.

Основные характеристики танца танго:

  • музыкальный размер 2/4;
  • количество тактов в минуту 32-33;
  • акцент исполнения на 1 и 3 удар;
  • движения - жесткие, резкие без замахов.

Выбрать ли данное танцевальное направление, и каким именно видом танго заниматься, ответы на эти вопросы можно найти, если увидеть собственными глазами исполнение того или иного варианта.

Чтобы исполнение выглядело захватывающе, партнерам необходимо выработать свой неповторимый стиль, ведь каждый лишний шаг или поворот могут изменить интерпретацию танцевального процесса. Даже опытные танцоры не могут в точности предугадать, какая последовательность движений выльется в очередном танце.

Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие анатономичные черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру.

История возникновения танца

Принято считать, что прототипом все направлений танго стал парный аргентинский танец, который впервые был станцован в Южной Америке. Однако, некоторые источники, в частности французские ученые, утверждают, что впервые танго появилось в Испании, и танцевали его испанские аборигены (испанские мавры, арабы). Произошло это в начале ХV века. И лишь в ХVІ столетии, во время колонизации Южной Америки Испанией, танец попал в Аргентину.

Также следует отметить, что в Испании танго в своем первоначальном виде было лишь одной из многочисленных вариаций парных народных танцев. А огромную популярность направление получило уже в Аргентине и других странах Южной Америки. Там же танго развивалось и постепенно выделилось в отдельное танцевальное направление. Изначально танго танцевалось под ритмы барабанов и выглядело как достаточно примитивный танец, но со временем аргентинское танго превратилось в достаточно сложный танец, который представлял собой абсолютно уникальное музыкально-танцевальное направление, основанное на ритмах и мелодиях «одолженных» в Европе, Африке и Америке (милонга, хабанера и др.).

Долгое время танго считали танцем простых людей. Лишь в конце XIX - начале XX столетий танго было представлено в Европе как еще одно официальное направление в танцах. Наиболее популярна версия, что первым хореографом, показавшим танго лондонским экспертам, хореографам и импресарио стал Камиль де Риналь. Однако есть и другие источники, которые утверждают, что танго в Европе увидели раньше. И представили его публике танцевальные трупы из Буэнос-Айреса и Монтевидео выступавшие в Европе. Согласно этой версии первый показ состоялся в Париже, а лишь потом танец «отправился» покорять Лондон, Берлин и другие европейские столицы.

Как бы там ни было, но в начале ХХ столетия танго начало набирать стремительно свою популярность, как модный и «высокосветский» танец в Европе. А в 1913-1915 годах увлечение танго захватило и США. С ростом популярности в светских кругах, танго становится все менее аутентичным. Хореографы «очищают» его от откровенно аргентинских черт и значительно упрощают с целью облегчения обучения. Появляются новые разновидности танго (французское, английское и др.), а США вообще практически все танцы в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг» начинают именовать модным словом «танго».

Танго сегодня

На сегодняшний день, танго - популярный танец, который танцуют не только любители, но и профессионалы. Бальное танго участвует в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, вальсом и другими танцами.

В мире существует множество разновидностей танго, которые имеют свои особенности и черты. Но какое бы направление танго не обсуждалось, только к этому танцу можно применить цитату «история любви в одном танце» или «любовь за несколько шагов». Ведь более «полный» и насыщенный эмоциями танец трудно найти. В каждой маленькой постановке, танцоры проживают историю любви, которая полна чувствами и их выражением - страстью, нежностью, злостью, любовью и т.д., которая будучи выставленной на всеобщее обозрение тем не менее поражает своей интимностью.

Танго считается одним из самых сложных бальных танцев. И дело даже не в особенностях хореографии, которая является далеко не простой, а в том, что мало научиться танцевать танго. Этот танец необходимо чувствовать, понимать, ощущать.

Виды

Существует множество вариаций, видов и направлений танго, сильно отличающихся хореографией и музыкальным сопровождением. Так, начав искать направления танго, которое бы Вам хотелось изучать, Вы наверняка столкнетесь с перечнем таких видов танго как танго-вальс, милонга, канженге и т.д. Все эти вариации предполагают использование различной музыки (элементы вальса или кубинских танцев, например). Существует даже направление альтернативного танго, когда для танца стиле танго используют и адаптируют музыку совершенно других, несхожих стилей танца.

Если же рассматривать классическую классификацию танго, основанную на различиях в хореографии, то можно выделить следующие стили:

Аргентинское танго

Данный стиль является наиболее приближенным к аутентичному танцу танго, который исполняется в Аргентине и Уругвае. Данное направление представляет собой смешение стилей, направлений и разновидностей национальных народных латиноамериканских танцев с примесью ритмов из европейских и даже африканских направлений.

К основным видам аргентинского танго относят:

  • Канженге
  • Салон
  • Орильеро
  • Милонгеро
  • Нуэво
  • Фантазия

Каждый из этих видов имеет свои технические особенности, шаги, позиции и др. Но практически все виды аргентинского танго основаны на принципах импровизации в танце.

Финское танго

Данное направление зародилось в Финляндии в середине ХХ столетия. Направление очень быстро стало популярным не только на своей родине, но и во всем мире.

Финское танго является своеобразным срединным вариантом между страстным аргентинским и выдержанным спортивным бальным танцем. В финском танго уже присутствует плотный контакт в бедрах и следование четким линиям, но отсутствуют характерные резкие движения головой.

Бальное танго

Бальное танго - спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов. Главным отличием этого стиля от аргентинского танго является полное отсутствие импровизации. Существуют четкие нормы и правила танца - положение корпуса тела и головы, следование линиям, выполнение строго обозначенного перечня элементов и т.д. Бальное танго требует четкость как в движениях, так и в музыке. Данный стиль менее мелодичен и плавен, нежели его «собратья».

Особенные черты танго

Музыкальный размер — 2/4 или 4/4

Темп - медленный

Музыка - зависит от стиля.

Хореография - зависит от стиля.

Танго - это, конечно, прежде всего танец, но также и много больше. Танго - это движение, чувство и музыка - все вместе. Танго - это отношения мужчины и женщины. Танго - это маленькая жизнь пока звучит музыка и пока длится объятие. Танго - это мироощущение.


Это дикое танго огня
на изломе страха и боли.
Это наша с тобой игра…
Мы - актеры без главной роли.

Это души, лишённые сна,
это чувства, лишённые тела.
Это вера на всех одна…
Мы взлетаем легко и смело!

Это танго забытых грёз…
Танец птиц, потерявших небо.
Это - дождь обжигающих слёз,
рядом ангел и грустный демон.

"Танго - это смесь ярости, боли, веры и отсутствия."
"Танго - это печальная мысль, которую даже можно станцевать."
"Аргентинское танго - это печальная мысль, выраженная в танце.

Точное место происхождения танго – и танца и самого слова – теряется в мифах и неписаной истории. Но есть общепринятая теория. В середине девятнадцатого века в Аргентину завезли африканских рабов, которые начали изменять местную культуру. Слово «танго» может быть чисто африканским в значении «замкнутое пространство», а может быть португальским (или латиноамериканским – произошедшим от слова «tanguere» означающего «прикасаться»), подобранным рабами на корабельных бортах.
Так или иначе, слово «танго» в период заселения Аргентины рабами из Африки стало означать место, где чернокожие рабы и свободные негры собирались для танцев.


В конце XIX – начале XX века Аргентина переживала массивный приток мигрантов.
В Аргентине стали жить все: африканцы, испанцы, итальянцы, британцы, немцы, поляки, русские, сами аргентинцы…
В результате произошло слияние культур, и каждая национальность заимствовала танцы у другой. Африканские ритмы тангано и кандомбе, аргентинская милонга, кубинская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс и другие танцы народов мира слились воедино в один танец Аргентинское танго.


К началу XX века танго (как танец, так и популярная музыка) заняло прочное положение в Буэнос-Айресе и спустя несколько лет распространилось по провинциям страны и даже пересекло Ла-Плата и попало в Монтевидео, столицу Уругвая, где стало такой же частью городской культуры, как и в столице Аргентины.

Шествие танго по миру началось в первой трети двадцатого века, когда сыновья из богатых аргентинских семей проложили путь в Париж и подарили танго обществу, жадному до новаторских идей и терпимому к сомнительной природе танца и связям с молодыми, богатыми молодчиками из Аргентины.


В 20-х и 30-х годах 20 века танго продолжало распространяться по миру. Танец появился в кино. Певцы танго разъезжали с концертами. К тридцатым годам начался Золотой Век аргентинского танго. Аргентина стала одной из десяти богатейших стран мира. Танго превратилось в фундамент, первооснову ее культуры. Золотой Век этого танца длился вплоть до пятидесятых годов. Но расцвет танго был обусловлен экономическими причинами.

В пятидесятые годы правительство начало проводить политику репрессий. Это, разумеется, отразилось в текстах песен, и постепенно репрессии перекинулись на культуру.

Танец и музыка ушли в подполье; по всей стране закрывались танцевальные залы, запрещались большие публичные собрания - но танго выжило в маленьких, малоизвестных местечках и, конечно, в сердцах людей. Однако уход в подполье сопровождался вторжением рок-н-ролла, и из-за него танго пребывало в упадке вплоть до середины восьмидесятых годов, когда в Париже появилось сценическое шоу «Танго Аргентино».

И снова Париж стал местом, откуда танго во второй раз понеслось по миру. Шоу вызвало взрыв увлеченности этим стилем в Европе, Северной Америке и Японии.

Сегодня танго является одним из самых популярных в мире танцев.

Танго. Fernando Gracia and Sol Cerquides

Плечи расправь, да выпрямь осанку,
Мы этой ночью станцуем танго.
Смотри мне в глаза и чувствуя такт,
Отдайся вся танцу. Поворот. Шаг.


Как появилось Танго

История создания Танго, где тесно переплетаются правда и красивый вымысел, настолько противоречива и туманна, что невозможно сложить единое представление о нем. Первое упоминание о Танго относится к 1880 г. Считается, что оно зародилось в пригородах аргентинской столицы, предположительно там, где сейчас располагается район Сан-Тельмо.

В последние годы ХIX столетия Европа была измучена войнами, голодом и экономической неопределенностью. Сомнительные перспективы и слабая надежда на стабильную жизнь заставляли людей покидать Европу и отправляться в Южную Америку в поисках лучшей доли. Сотни тысяч иммигрантов осели в новой федеральной столице Аргентины - порту Буэнос-Айрес. Огромное количество людей разного социального статуса из совершенно разных культур, со своими порядками и обычаями оказалось вдруг в одном месте. Большинство из них были молодыми мужчинами, покинувшими Родину, свои семьи и возлюбленных. При этом соотношение мужчин и женщин среди них, по разных данным, составляло от 30:1 до 50:1. Несмотря на достаточно высокий уровень жизни в Аргентине в то время жизнь иммигрантов была отнюдь несладкой. Они вынуждены были жить в убогих домиках на окраинах города, зарабатывая на хлеб тяжелым трудом. Сложные условия жизни наложили отпечаток и на культуру, создаваемую ими. Отчаяние, разочарование, грусть, ностальгия, страстное желание, надежда и стремление раздирали душу и сердце.

Основным местом отдыха в то время были таверны и притоны в окраинах Буэнос-Айреса. Молодые мужчины были частыми посетителями "академияс" (от "танцевальная академия") и "прегундинес" - бедных кафе, где официантки могли быть взяты напрокат для танцев.

Невозможно с точностью сказать от какого танца Танго берет свои корни. Разные источники записывают в прародители танца различные и испанские, и африканские, и кубинские танцы... Не обошлось и без влияния негритянского кандомбе - ведь недаром само слово "танго", по многим версиям, происходит от "тамбо" - африканского барабана, под который исполнялись ритуальные пляски. У хабанеры этот танец взял сомнамбулическое слияние тел, у милонги - прихотливое переплетение ног, у фанданго - ослепительное головокружение и, наконец, у кандомбе - двойной притоп, вторивший ударам африканского барабана.

В условиях жесточайшей нехватки женщин мужчинам было важно стать хорошими танцорами. Мужчина, который мог хорошо танцевать Танго, приобретал имидж "мачо" и имел возможность выбрать женщину. Жители "орильи" - бедных окраин Буэнос-Айреса - обучались движениям Танго у сутенера. Вначале мужчины танцевали поодиночке или друг с другом, убивая, таким образом, время ожидания "своей очереди" в домах свиданий.

Позже и женщины в тавернах приобщились к Танго и стали танцевали его с клиентами, среди которых все чаще стали появляться горожане, тайком прокравшиеся в вожделенную "орилью".

В ту пору Танго не имело строгих правил, его ритмика и форма были еще очень расплывчатыми. Состав оркестра тоже был неопределенным: в окраинных кафе это чаще всего были скрипка, флейта и арфа (которую позже заменила гитара), иногда скрипку и флейту дополняло фортепиано. Что же касается разновидности гармони бандонеона, по имени изобретшего его немца Генриха Банда, то этот инструмент, завезенный в Аргентину матросами, появляется в танговых ансамблях только в начале XX века и сразу занимает доминирующее положение. Звучание этого инструмента напоминает орган. Он добавил ноты драматизма в музыку Танго. Его надтреснутый тембр как нельзя лучше передает суть этого танца. С его появлением Танго стало более медленным, появились новые для него тона интимности.

Всеобщий избирательный закон 1912 г. дал новую свободу для людей и движущую силу для Танго. С этих пор не только низшие классы хотели его танцевать. Стало модным среди высшего общества устраивать вечеринки в честь этого танца и салоны Танго были быстро основаны в районах Буэнос-Айреса, где жили представители высших классов. Молва о нём вскоре распространилась из Южной Америки до Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где чаепития под Танго стали предметом повального увлечения.

Распространение Танго по миру внесло определенные изменения в характер танца. Первый настоящий скачок в своем развитии Танго совершает в первые годы XX века. Он связан с первыми гастролями танго-оркестров и танцоров в страны Европы и Америку.

Первый показ Танго в Европе состоялся в Париже - законодателе мировой моды, а вскоре после этого и в других европейских столицах. Сказать, что "раннее" Танго в Буэнос-Айресе неприличный танец - значит не сказать ничего. Очень провокационный, близкий, явный, "телесный", он имел огромный успех в публичных домах и оставался маргинальным, неприемлемым для высших слоев общества. Попав в Европу, Танго изменилось в лучшую сторону. Теперь это не дикая, животная страсть, а более сдержанный внешне, но такой же жгучий внутри танец.

Не всем пришелся по душе этот дерзкий и сексуальный танец. В Париже кардинал Аметт провозгласил: "Христианам не следует по совести принимать участие в этом". На следующий год Папа Бенедикт XV также выразил недовольство: "Это возмутительно, что этот непристойный, языческий танец, который является убийством семейной и общественной жизни, танцуется уже в резиденции Папы". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали Танго в Ватикане, и впечатленный Папа снял свой запрет.

В 1914 г. кайзер Вильгельм II запретил своим офицерам танцевать Танго в униформе, описав танец как "похотливый и оскорбляющий общественное приличие". Английская королева тоже заявила, что отказывается танцевать это...

В России тоже было свое Танго. Оно стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его исполнение было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием Танго".

Однако ничего не могло остановить триумфальное шествие Танго. И в начале 20-х годов оно вошло в свою золотую эру. В Буэнос-Айресе популярность Танго достигла беспрецедентных высот.

1930-1950 года стали "Золотым веком" Танго. Это период бурного развития, появления множества новых музыкальных коллективов, которые явились колыбелью композиторов, впоследствии ставших классикой стиля: Carlos Di Sarli, Astor Piazzolla, Osvaldo Pugliese, Carlos Gardel и др. Их творчество и сегодня вдохновляет миллионы людей во всем мире.

Следующий всплеск популярности Танго приходится на 80-е годы, когда в Америке запускается целый ряд шоу, которые совершили революцию этого танца во всем мире. "Forever Tango" - одно из самых известных шоу - началось в Нью-Йорке в 1983 году. В Аргентине на правительственном уровне начинаются программы возрождения, восстанавливаются документы, относящиеся к истории Танго.

В начале XXI века ЮНЕСКО включило Аргентинское танго в список объектов Всемирного наследия.

11 декабря - день рождения аргентинского певца и актера, "Короля танго" Карлоса Гарделя (Carlos Gardel) - отмечается во всем мире как Международный день Танго.