Мордва характерные черты. Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Разноликая Россия: заметки очеркиста об одном из самых трудолюбивых наших народов

Любящая родные песни и мифы поэтическая натура мордвина не может жить… без работы. Это самая суть его - неуемная жажда деятельности и упорство, которое помогает ему преодолевать все препятствия, лишь бы сделать дело хорошо и правильно. Есть чему поучиться у этого народа.

Глухой ночью в крестьянской избе что-то страшно запищало. Писк разбудил обитателей дома и не на шутку перепугал их. Но тут хозяин увидел в углу крошечное, с наперсток, существо и облегченно вздохнул:

Куйгорож!

Без работы жить с ним невозможно, и если не дашь ему занятия по душе – все в доме порушит от избытка сил. Настырность Куйгорожа в работе дойдет до того, что придется давать ему невыполнимые задания, например, вычерпать воду из болота или свить веревку из песка...

Куйгорож – мордовский гном. Его видит только хозяин. Хозяин-мордвин про него и легенду сложил. Знал, что этот невидимый миру, но сильный малыш – суть самого мордвина: его неуемная жажда деятельности и упорство, доходящее порой до необузданного, дикого упрямства. «Запрячь» мордвина, погонять его трудно. Спасаясь от крепостного права, мордва рассеялась по всей Руси великой, ушла в Сибирь и частично даже в Армению, и говорить о мордовской диаспоре столь же исторически корректно, что и о диаспоре китайской, еврейской или армянской.

Но сначала мордва жила кучно в громадном углу между Окой и Волгой, будучи отдельной и самостоятельной нацией, принадлежащей к большой финно-угорской семье языков и народов.

К ней, напомню, относятся эстонцы, финны, карелы, удмурты, марийцы, коми и др. – с одной стороны, и венгры, ханты и манси – с другой.

Впрочем, любой, даже не слишком ученый мордвин может тут же, на месте, упрекнуть меня в том, что мордва отнюдь не единая нация: есть мордва-мокша и мордва-эрзя (а я ему отвечу, что знаю об этом, да еще добавлю, что есть и маленькая подгруппа шокша, сама о ней писала). Два мордовских языка похожи, но различий между ними больше, чем между русским и белорусским. На мокшанском и эрзянском языках в Мордовии издается литература и периодика, они изучаются в школе и вузах, таблички на учреждениях делаются на трех языках, но... читают прохожие обычно только третью надпись. В столице Мордовии Саранске вам, правда, намекнут, что и здесь на удобренном свободой поле чудес выросло в 90-е годы некое подобие межнационального дискуссионного клуба: кто «лучше», кто древнее, кто культурнее – мокша или эрзя, но успокаивает хотя бы то, что разговаривают спорщики на общем для всех и более привычном русском языке (на котором и делается третья надпись на дверях учреждений)…

Все это только надоевшая всем политика, а вот то, что языковедческие и этнологические мордовские тонкости быстро отходят в прошлое вместе с поэтическим эпосом мордвы, вызывает громадное сожаление. И если бы не ученые...

В Саранске нет, пожалуй, большего знатока всего мордовского, чем профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ Валерий Анатольевич Юрчёнков. Некоторое время назад мы с ним говорили об особенностях мордвы.

Когда любого соседа – татарина, чуваша, марийца – спросишь о главной национальной черте мордвина, все они в один голос называют упрямство. Но с положительным оттенком. Попытаешься уточнить: упорство? Нет, именно упрямство. Моя дипломница провела опрос на эту тему, и процентов 85 респондентов сказали это слово. Выделяют еще доброжелательство, контактность... Справедливо! Смотрите: мордва – это единственный финно-угорский народ, который имеет огромнейшую диаспору, значит, умеет жить вместе с другими народами. Хотя в средние века мордва под руководством своих князей сильно сопротивлялась русскому завоеванию. И только когда монголы пошли на Русь, бывшие неприятели стали союзниками.

Мордва – люди православные; в Мордовии замечательные храмы. За триста лет с начала крещения мордовского народа на территории, где он проживает, появилось около 650 храмов и 42 монастыря!

После потрясений первой половины ХХ века, связанных с разрушением церквей, православная жизнь восстановилась. Была создана Саранская и Мордовская епархия. Новый церковный округ был выделен из состава Пензенской епархии. Сейчас в Мордовии больше 250 храмов, 13 монастырей (8 мужских и 5 женских), 8 монастырских подворий, есть духовное училище.

7 мая 1991 года постановлением Совета Министров Мордовии Саранской и Мордовской епархии был передан Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, что под городом Темниковом. Первые воспитанники Санаксарского монастыря возродили еще несколько обителей.

В начале 80-х годов я, между прочим, побывала там, в «бывшем» тогда монастыре. Из окошек полуразрушенного главного здания выглядывали головы веселых пэтэушников. Некоторые окна, выбитые ими же, были заткнуты подушками. Но в центре монастырского двора цвела аккуратная клумба, а поодаль я совершенно неожиданно для себя увидела ухоженную могилу великого русского флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Впоследствии мне стало известно, что была там и вторая могила – родного дяди адмирала, старца Феодора Санаксарского.

В 2001 году Ф.Ф. Ушаков был причислен Русской Православной церковью к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков (6 октября 2004 года Архиерейский собор РПЦ причислил Феодора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных).

В 2006 году в честь Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске был возведен величественный кафедральный собор.

…А что касается Куйгорожа и языческих верований вообще, то мордовская женщина может обращаться к богине Толаве, просить ее о чем-то и при этом креститься. Да и мы-то, русские, уже тысячу лет как христиане, разве не суеверны бываем?..

Летом 1957 года в поселке Торбеево, что к западу от Саранска, узнали, что их земляк, гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Было за что.

До войны Михаил, по происхождению мордвин-мокша, окончил в Казани речной техникум, выучившись на речного капитана. Но стал летчиком-истребителем. После тяжелого ранения он был переведен, в точности, как в фильме «Небесный тихоход», в тихоходную авиацию. Только после встречи с легендарным Александром Покрышкиным в мае 1944 года Девятаева вернули в авиацию истребительную. В том же году он был сбит подо Львовом. Спускаясь с парашютом, потерял сознание, ударившись о собственный самолет, и был взят в плен. В Лодзинском лагере для военнопленных осуществил первую – неудачную – попытку побега. Далее был лагерь смерти Заксенхаузен, где ему удалось поменять свой статус со смертника на штрафника. Наконец, остров Узедом, знаменитый полигон Пенемюнде, где нацисты испытывали крылатые и баллистические ракеты «Фау». Вот отсюда-то упрямый мордвин и сбежал, усадив в «Хейнкель-111» еще девять заключенных.

Михаил Петрович дожил до 85 лет. Долго ходил по Волге на речных судах капитаном, участвовал в испытании новых судов, водил «Ракеты» и «Метеоры», которые ныне, увы, так редко увидишь на волжских просторах…

Если вы любитель искусства, и вам вдруг предложат командировку в любой город России, без сомненья выбирайте столицу Мордовии. В Саранске – Эрьзя.

Его работы, разумеется, есть и в Русском музее, и в Третьяковке, но там другие шедевры помешают вам рассмотреть работы мордовского гения. А в Саранске, в музее собственного имени, он весь на виду.

Не мною замечено, как имя влияет на судьбу человека. Останься талантливый Степан, как был по метрикам, Нефедовым – может, и не видать ему мощной мировой славы. Но он выбрал себе псевдоним по имени своего народа. Правда, большую часть своей жизни скульптор писал свою новую фамилию латинскими буквами – Erzia. Италия, Франция, Аргентина… – куда только не забрасывали его судьба и творчество.

Упрям был, зол, своеобычен. В конце концов, нашел для себя материал твердый, как каррарский мрамор, но, в отличие от камня, - живой. Из полноводных южноамериканских рек неистовый мордвин выуживал тяжеленные стволы кебрачо, или квебрахо – дерева с человечьим цветом древесины: от розового до исчерна-смуглого. И альгарробо с его болезненными наплывами древесины тоже полюбилось скульптору.

Какие личности были увековечены Эрьзей в его ни на чьи не похожих работах: Ева, Моисей, Христос, Ленин, Толстой, Сталин!

Ну, а кроме них – просто мордвин, просто аргентинка, просто казашка, мордовская девушка, неизвестная русская, а также собственная мать Степана Дмитриевича. А «портреты состояний»? А знаменитая «Страсть»...

В конце своего жизненного пути Степан Дмитриевич вернулся на Родину, еще работал в Москве, а похоронить завещал в Мордовии, что потом и было сделано. Надгробный памятник был выполнен вечным соперником Эрьзи Сергеем Коненковым.

Через большое село Баево, родину Эрьзи, всегда проезжал, бывало, направляясь к соседям в Чувашию, бывший глава Республики Мордовия, ныне губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин, с которым мы знакомы много лет. Он рассказывал мне как-то о селе Баево:

Вот смотрите: буквально за несколько лет появилась в этом селе улица Новая. И ведь какие дома стоят красивые! При этом люди сами себе их построили, своими силами, помогая односельчанам вскладчину. Но откуда же средства, спрашиваю, в это тяжелое время? Оказывается, в радиусе едва ли не ста километров дома и колодцы построены руками баевских мастеров. Вообще всегда очень много было на мордовской земле отходников, сезонных рабочих, которые уезжали работать за тысячи километров. По 40-50 мужчин из одной деревни уезжали, создавали бригады по 4-5 человек и работали по 14-16 часов в день.

В основном, это мастера по дереву: поставить колодец, срубить дом, украсить фронтон резьбой, окна – наличниками. И за всю эту красоту берут меньше, чем частные фирмы.

Николай Иванович стал рассказывать мне о мордовской деревне.

Малонаселенных деревень в Мордовии мало – напротив, здесь есть села по 4-5 тысяч человек. Сохранились они, по мнению Н.И. Меркушкина, потому, что мордовские крестьяне всегда хорошо работали на земле, стремясь к обеспеченности, к хорошей жизни.

Да, собственно, и отходничество-то развилось потому, что на своей земле часто не хватало работы: много работников. А мордовский мужик, как трудоголик Куйгорож, без работы жить не может. И уж если поставил себе цель – заработать, будет настойчиво стремиться к ее осуществлению, никто его не остановит.

Повидала и я еще в советское время много мордовских полей и ферм. Это были настоящие поля – то есть места, где произрастает пшеница, рожь, ячмень, овес как таковые, а не сорняки. Это были настоящие фермы, молоко и сливки с которых таковы, что вкуснее их в России я нигде и не пробовала: купишь на ужин и сидишь пьешь в гостинице, никакого ресторана не надо.

Кстати, о ресторане. Моя первая командировка в тогдашнюю Мордовскую АССР в качестве собкора «Комсомольской правды» состоялась больше тридцати лет назад. Стояла зима, всегда какая-то особенно белая и чистая в этом лесном и сельском краю. С делами справились быстро. «А теперь обедать», - сообщили мне. Дорога, шедшая сквозь снежные поля, скользнула на мост и взлетела к опушке соснового бора. Мы поднялись на второй этаж лесного ресторана, где принимавшие меня работники обкома комсомола накормили всю компанию вполне по-европейски и даже шампанского дали выпить под привычный тост «за успех нашего безнадежного дела». В путь? Но хозяева загадочно улыбались и глядели на лестницу, ведущую с первого этажа. Вдруг показалась голова девушки в диковинном уборе, потом сама девушка в мордовском национальном наряде… Она несла на блюде стопку чего-то массивного и воздушного одновременно.

Никогда не пробовали? Наше кушанье, сугубо мордовское.

Это были пшенные блины. Пышные, нежные, мягкие, они запомнились мне столь же ярко, как домашний хлеб, что пекла в станице Березовской моя двоюродная бабка – донская казачка, как украинский борщ – произведение моей тети-украинки, как белорусские драники – кулинарная попытка мужа, как еврейский цимес в доме друзей, как огненная грузинская, испанская и корейская еда, чешские кнедлики и настоящий узбекский плов, которые я пробовала в своих многочисленных путешествиях. Не стоит, право, относиться с пренебрежением к гастрономическим жизненным впечатлениям: поварские традиции точно так же входят в культуру народа, как песни, легенды и вышивки.

Главное – ко всякому доброму делу относиться с любовью. А если прибавить к любви мордовское упорство, которое здесь с таким упорством называют упрямством, то результаты окажутся впечатляющими. Так оно, кстати, и есть.

Пока в каких-нибудь иных регионах России власти дружно ноют от бессилья и доводят поля до полной неузнаваемости, а бывшим скотным дворам позволяют «удобрять» бывшие поля битым кирпичом, агропромышленный комплекс Мордовии пребывает вот уже который год в звании одного из ведущих в стране, а по производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения этот регион вообще редко кто когда обходит.

Живы и здравствуют большинство промышленных предприятий республики. В 2012 году Саранск, столица Мордовии, занял второе место в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса в России».

Итоги специального исследования показали, что зарегистрировать фирму, получить разрешения на строительство, подключиться к электросетям и оформить право собственности проще всего именно в Саранске. Заодно этот чистенький, приятный во всех отношениях город стал четыре года назад победителем конкурса «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России». А что? Когда всё чисто и правильно , легче работается. Труд же, как мы уже знаем, - любимое дело мордвина.

Специально для «Столетия»

По материалам Н. Мокшина

Этноним мордва — один из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное свидетельство дошло до нас с упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана "Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.
Самое раннее письменное сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа (X в.), а об этнониме мокша (Moxel) — в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука (XIII в.).
В древнерусских источниках, самыми ран-ними из которых являются летописи, этноним мордва встречается с XI века. В "По-вести временных лет" (второе десятилетие XII в.), составленной Нестором, говорится о мордве и месте её обитания: "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи ("Мордовскиа князи с Мордвичи”).
Этнонимы же мокша и эрзя в русских источниках стал появляться довольно поздно. "Мокшана", "мокшаня" впервые зафиксированы в "Книгах письма и меры" Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XIII века. Это объясняется тем, что мордва во взаимоотношениях с русскими выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и воспринимали, и так отразили в летописях.
Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните: иранское, таджикское мард — мужчина). В мордовских языках это слово сохранилось для обозначения мужа (мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть сопоставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под идентичным этнонимом, т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва сама употребляет чаще при контактах с другими народами. Во внутриэтническом общении они чаще применяют самоназвания эрзя и мокша.
Осознавая себя единым мордовским народом, считая как тех, так и других (т. е. эрзю и мокшу) двумя составными частями этого народа, эрзяне и мокшане наряду с обще-мордовским самосознанием обладают и особым (эрзянским и мокшанским) самосознанием, что даёт основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса. Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и некоторые другие этносы нашей страны: марийцы (горные и луговые), чуваши (верховые и низовые), удмурты (северные и южные) и другие).
Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам: эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, во-сходит санскритскому mokcha, означающему "проливание, утекание".
В количественном отношении в начале XX века эрзя примерно в 3 раза превосходила мокшу. В настоящее время более точное соотношение по переписям определить затруднительно. Но, по мнению мордовских учёных, это соотношение осталось таким же. Венгерские же учёные пришли к выводу, что вследствие процессов русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.
В литературе (и в массовом сознании) также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.
Довольно давно оторвавшись от общей массы эрзи (в XVI-XVII вв.), эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны, в том числе и в языке, но не настолько, чтобы утратить своё эрзянское самосознание (эта группа, например, одевается как мокша, но говорит на языке эрзя). Сама себя эта группа мордвы называет мордвой, мордвой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы мордвы к особой национальности или третьей ветви мордовского этноса — результат ненаучного подхода к этническим процессам и истории мордовского этноса со стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой области.
В научной литературе некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри мордвы кроме мокши и эрзи существовали ещё этнические группы каратаев и терюхан.
На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде: Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси-тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого старого села со словом каратаи произведено от гидронима Каратаи.
Таким образом, каратаи были не отдельным мордовским племенем, а локальной группой мордвы, подвергшейся сильному татарскому влиянию: они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосознание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва), русские и сами себя они также называют мордвой.
Терюхане начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Большого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).
Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохристианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в русский этнос.
Таким образом, и каратаи и терюхане — не этнонимы, а псевдоэтнонимы.


Мордва Сергачского уезда.
Раскрашенная фотография конца XIX века.

"... всё это по большей части народ крупный, высокого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."

Н. Оглоблин "В Мордовском крае" (1899)

http://pckfun.ru/ Поволжский центр культур финно-угорских народов

ИСТОКИ ЭТНОСА :
ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕМОРДОВСКИХ ПЛЕМЁН

Расселение древней мордвы и ее соседей в I - VII веках (А - древнемордовские могильники, Б - могильники андреев-ского типа, В - рязанские могильники, Г - территория ря-занского населения, Д - территория древней мордвы, Е - территория среднесурского населения).

На рубеже нашей эры (2000 лет назад ) городецкая культура «переросла» в древнемордовскую . Архе-ологические сведения и фольклор дают очень скуд-ные сведения почему и как это происходило. Предпо-ложительно, в эти времена древнемордовские племе-на существовали,будучи известными окружающим народам под однимизсле-дующих имён: андрофаги , будины , йирки, фиссаге-ты . Вот как Геродот - "отец истории" - описы-вает их:

«Андрофаги . «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не зна-ют ни судов, ни законов и

являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них осо-бый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Ди-ониса и приходят в вакхическое исступление... Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание : уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками ). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное боло-тами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шу-бы... »

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на д еревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каж-дого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

Фиссагеты . «За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки че-рез область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду . Название этих рек : Лик, Оар , Танаис и Сиргис ».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, в ызвавшей серьезные передвижения народов на север. Есте-ственно, это передвижение затронуло и городецкие племена . Вряд ли они сня-лись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории го-родецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древнемордовской культуры .

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сармат-скими племенами . Наиболее частыми они были в I– IV веках нашей эры. Именно в это время по-лучают широкое развитие торговые связи. Основ-ным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из ме-таллов. Но кочевники были ненадежными торго-выми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопа-стные наконечники сарматски х стрел довольно

Часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье .

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием боль-шой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена . На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган - захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ас-симилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I-IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отно-шений. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обыч-но стоял куд-атя . Род или несколько родов составляли поселение - веле . Зани-мали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки , среднего течения Волги , Цны , Мокши и Суры . Это был край с тучной, плодородной землей, бо-гатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, пол-бу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы . Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древнемордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество - сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, ры-ба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

стоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало разви-ваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и ино-земные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под на-званием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы , назвал народ «морденс» . Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе . (см. Что знали о мордве другие народы в VI-XVII веках )

Мордва ... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена? В ирано-скифских языках суще-ствовало слово martiya , переводимое как мужчина , человек . Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд » присоединился суффикс «ва », имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древнемордовских племён связа-на с передвижениями народов, которое известно под названием «великого пере-селения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гун-нами . Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцел-лин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «не-удержимой страстью к похищению чужой собственности» . Внезапность при-хода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, не-сущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более гроз-ные А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древнемордовских племен , дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безу-спешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII-VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар . По свидетельству персидского автора X столетия, булгары - народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок , живущих возле страны хазар » . Булгары потеснили мордву . Оседая на Волге , они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа , теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Дон-ца , Оскола и Дона , на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлы-нула новая кочевая волна - хазары .

Сарматский катафрактарий - тяжело-вооружённый конный воин. Реконструкция.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Ски-фы ,превратившие лесостепь Вос -точной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами . Следом смерчем прошли неизвест-ные восточные конники-гунны . И далее век от века конные лавины булгар , алан ... Столетия мордов-ские племена вели ожесточенные схваткисостепью. И выходили по- бедителями. О мордовские укреп-

Ленные городища и военные дружиныраскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вы-нуждены платить дань.

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была та-кой же, как и со славянских племен - по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского насе-ления. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кор-довского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту , написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья : «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и кото-рым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южномордовских могильниках V-VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могиль-никах периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не поз-воляли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего разви-тия и внешнего давления произошло разделение единого древнемордовского племени .

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису ». Это было первое письменное упоминание об эрзе . Следом об эрзянах арджанах ») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин , позднее писал о них ногайский князь Юсуф .

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука . О мокше пишут Рашид-ад-Дин , венецианец Иосафат Барбаро . Встречается этноним в форме «мухшы » позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan , что переводится как мужчина , герой , а мокша по прои-схождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индоевро-пейскому населению Среднего Поволжья , обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров .

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориенти-ровка погребений .

Борьба с хазарским владычеством, конеч-но, велась. Однако слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X ве-ке. Каганат начинают раздирать внутрен-ние смуты, сотрясать удары внешних вра-гов - печенегов и русских князей . По-следний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав , который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в по-ходах, как пардус, и много воевал» . В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги . Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для сво-его похода в сердце хазарской державы - Итиль . По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрали-зовал союзников хазар на Средней Волге . В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости: Семендер на Тереке и Саркел на Дону .

Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава : «Те-перь не осталось и следа ни от Булгара , ни от буртасов , ни от хазар , потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племе-на. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам В.Юрченкова
Рисунки А. Коровина

В 2008 году Похвистневский район отмечает свое 80–летие. Свою исследовательскую работу «Мордовский народ» мы решили посвятить этой дате.

В Похвистневском районе проживают в основном такие народности как русские, мордва, чуваши, татары. Каждый народ имеет свои корни, традиции, историю. Каждый народ интересен, самобытен и неповторим. Все это сохраняется благодаря длительному и компактному проживанию людей в своих населенных пунктах. Из всех национальных сел нашего района мордовских сел, четыре – это Красные Ключи, Большой Толкай, Малый Толкай, Большая Ёга. Мордовское село – главный хранитель самобытности народа, очаг национальной культуры.

Изучив имеющиеся источники, решено было начать с истории древнего мордовского народа.

«Мордва – в списке всех финно-угорских народов мира, а их более полутора десятков, занимает четвертое место по численности, уступая лишь венграм, финнам и эстонцам. Финно-уграми являются также удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, ханты, манси, вепсы, бесермяне, саамы, ижорцы, водь и ливы. Одни из этих народов насчитывают сотни тысяч представителей, а в других нет и тысячи. Мордва насчитывает 845 тысяч человек. Это не только самый большой, но и самый распыленный по территории страны народ из финно-угорской группы. В настоящее время в Мордовии проживает лишь третья часть народа – 284 тысячи человек. Остальные выбрали местами жительства Москву и Подмосковье, Самарскую, Пензенскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Нижегородскую, Саратовскую, Челябинскую области и другие территории. Немало мордвы и за пределами Российской Федерации, даже за океаном, например в Канаде, встреча с земляком – не такая уж большая редкость».

В Самарской области проживает 5 270 человек мордовской национальности, эту цифру мы нашли в Интернете. Кстати татар в нашей области проживает – 6 596 человек, чувашей – 7016 человек.

Как сообщает Н. Ф. Мокшин в своей книге: «Прародина финно-угров располагалась в районе Урала. Примерно за пять тысячелетий до нашей эры племена наших общих предков стали расселяться на запад и достигли Восточной Прибалтики. Некоторая их часть осела в Поволжье. Позднее на этой основе возникли два народа: мордва и марийцы. На рубеже старой и новой эр, примерно двадцать веков назад, союз соплеменников распался.

Образовались древнемордовская и древнемарийская семьи племен. Родной землей мордвы с I тысячелетия стали плодородные долины Оки и Волги в среднем течении, а также Мокши и Суры. На юге граница расселения совпадала с естественным рубежом леса и степи. На востоке – с правым берегом Волги. Северная граница доходила до устья Оки, а западная – до её среднего течения».

П. В. Алексахин, описывая историю заселения мордвы в Похвистневском районе, также утверждает что, что мордовский народ заселился именно с берегов рек – Суры и Волги: « В бывшем Бугурусланском уезде Самарской губернии, на левом берегу оврага, в верховьях Толкайки, которая берет начало с небольшого родничка из-под древнего кургана, поселилась мордва. А приехала она из Пензенской губернии. Это можно предполагать, судя по песням и выражениям, которые здесь бытуют и сейчас. «Равонь томбол, Сурань тепеле». Это значит: «За Волгой и по ту сторону Суры». Новое мордовское поселение названия не имело, но оно росло, понемногу увеличивалось территориально. Вскоре встал вопрос о выборе места под кладбище. Место под кладбище выбрали старики в соответствии с народным обычаем – на невысоком холме на левом берегу оврага («овто латко – медвежий овраг»), на опушке большого леса («покш вирь ало»). Сколько лет просуществовало новое село, сказать трудно, но если судить по сохранности кладбища лет 20 – 25. Однако переселенцы покинули его. Почему? Одни предания говорят о том, что люди оставили старое село для того, чтобы жить ближе к своим полям. Другие свидетельствуют о том, что виновниками нового переселения явились медведи, которых было много в близлежащем лесу. Как бы там не было, а люди покинули село и разъехались на четыре стороны, поделив между собой землю. Так образовались села Ёга, Большой Толкай, Малый Толкай и Ключи.

Мордвин – значит мужчина

Хотелось бы остановиться на названии – мордва.

«Слово мордва как название народности встречается уже в древних письменных источниках. Древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до нашей эры, оставил сведения о мардах, подвластных Персидской державе. В нашем языке до сих пор сохранилось много персидских и иранских слов, например: сырне (золото), сия (серебро), тарваз (серп), азор (хозяин), паз (бог) и др. Историк Иордан тысячелетие спустя писал о народе Восточной Европы морденс. Своими корнями слово мордва восходит к иранско – скифским языкам. Сравним, например, иранское мард, таджикское мард, мордовское мирде. Во всех этих языках указанное слово сохранилось для обозначения мужчины, мужа. Русское слово мордва имеет частицу ва, которая придает ему оттенок собирательности».

Быт и традиции мордовского народа

§1. Жилище. В прошлом и настоящем

Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, а трехраздельный – из жилой избы, сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома. Каменные дома в прошлом имелись лишь в крупных торговых селах у зажиточных хозяев, местных торговцев. Все это хорошо прослеживается на фотографиях Макара Евсевьева.

В жилой избе в углу возле двери располагалась печь, устьем обращенная к окнам передней стены. Красный (то есть передний) угол находился против двери по диагонали от печи. Вдоль стен стояли широкие неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. Считалось, что изображение коня оберегает дом от злых сил. Под потолком находились полати – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф – ларь для посуды, на стене висел пенчкерь – плетенная из ивовых прутьев, лыка или бересты корзинка, предназначенная для хранения ложек. В нашем музее есть пенчкерь, он сделан из обычных досок, восемнадцать лет тому назад его передала в школьный музей Пижамова Наталья Гордеевна.

Такое же внутреннее убранство можно наблюдать в доме – музее Артура Моро, что находится в нашем селе. В настоящее время мордовская изба очень сильно изменилась. В большинстве случаев она состоит из нескольких комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом. Деревянные дома чередуются с кирпичными, кровельным материалом стал шифер, железо. Увеличиваются размеры окон и их число.

§2. Что делает мордву похожей на царей

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Вот как о нем рассказывается в энциклопедии А. И. Сухарева: «Живший столетие назад известный этнограф профессор Казанского университета Иван Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – долматиком византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность».

Из рассказов Надежды Николаевны мы узнали, что женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по мордовски называется пулай или пулагай. В первый раз надев пулай в день совершеннолетия, девушка носила его до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно – красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К 10 годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13 годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение этим сложным искусством считалось одним из больших достоинств девушки. Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками. Кожаные сапожки у мордовок имели острые носы. Их верх часто обшивался красным сафьяном. Это была праздничная обувь. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, связанные из шерсти. В настоящее время костюм надевают свахи на свадьбу, а некоторые женщины берегут его в качестве посмертной одежды.

§3. Национальная кухня

Национальная кухня, можно сказать и в наше время сохраняет свои традиции. Многие из блюд и в наши дни остаются главными в мордовских семьях.

«Особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством. Подспорьем в питании всегда служили продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. В лесах и оврагах, на лугах наши предки собирали грибы, орехи, малину, землянику, щавель, хмель и другие дары природы. Традиционный мордовский хлеб – преимущественно черный, ржаной. Его пекли из кислого теста, сажая в горячую печь на капустных листьях. Одно из наиболее старинных мордовских блюд – ям. Это нечто среднее между супом и кашей. Ям варили из проса, чечевицы, гороха и заправляли конопляным маслом. Любимое блюдо мордвы – пшенные блины, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, сливочным маслом. На зиму в кадках солили огурцы, помидоры, грибы. В бочках квасили капусту, закладывая её целыми кочанами или разрезая их пополам, мочили яблоки. Солили свиное сало, коптили ветчину в дыму костра или над банной печкой. Наиболее старинные, но сохранившие свою значимость напитки – квас, кислое молоко, березовый сок. В качестве хмельных напитков и сегодня популярны пуре из меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. У мордвы было немало праздников и обрядов, для которых готовили специальные кушанья. Например, на крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке»

Проведя вот такое небольшое исследование, мы пришли к следующим заключениям:

1) мордва самый многочисленный народ в семье финно–угров;

2) территория расселения мордвы обширна, мордовский народ проживает не только на территории России, но и за рубежом;

3) вероятно, свое название наш народ получил еще в древности, мордвин – значит мужчина, мужественный;

4) жилище мордвы сильно изменилось в сравнении с прошлым, жизнь движется вперед и отдельный народ не может оставаться в стороне от происходящих изменений;

5) в мордовском народном костюме много красного цвета, это цвет жизнелюбия и радости, особенность вышивки заключается в том, что она напоминает ковер; в настоящее время костюм можно встретить на участниках художественной самодеятельности и у особо бережливых женщин – мордовок;

6) особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа (земледелием, животноводством).